Раздел 1. Описание комплекта учебно-методических материалов учебного курса 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Описание комплекта учебно-методических материалов учебного курса



Часть I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………..............7

Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ…………………..……..6-8

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …… ………………….... 9-25

2.1 Общий перечень разделов и тем учебной дисциплины.. ......................................9

2.2. Содержание учебной дисциплины.. ................................................... 10-20

2.3. Примерные вопросы для сдачи зачета, экзамена. 21-23

2.4. Примерные тематические планы изучения учебной дисциплины.. 24-26

Раздел 2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (включает рекомендованную основную и дополнительную литературу по изучаемой дисциплине) 27-35

Раздел 3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 36

Часть II. УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ... ……..37

Раздел 1. КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ОБУЧАЕМОГО 38-138

Раздел 2 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 139-151

Раздел 3 ГЛОССАРИЙ (обеспечивает толкование и определение основных понятий, необходимых для осмысления материала изучаемого учебного курса)

............................................................................................................................................... 152-159Раздел 4 ХРЕСТОМАТИЯ (включает выдержки из основных нормативно-правовых актов) 160-207

Раздел 5 ПЕРЕЧЕНЬ АУДИО-, ВИДЕО-, ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ…………………………………………………………………………………. ….208

Часть III. ПРАКТИКУМ.... 209

Раздел 1. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ. (раскрываются: тема, рассматриваемые вопросы, тематика рефератов, ссылки на используемую литературу) 210-227

Раздел 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ (раскрываются: тема, рассматриваемые вопросы, ссылки на используемую литературу) …………………………………………………………….228-242

Часть IV. ГИД... 243

Раздел 1. ОПИСАНИЕ КОМПЛЕКТА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ УЧЕБНОГО КУРСА.. 244

Раздел 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (включает в себя: формы обучения; описание видов учебной деятельности, системы текущего и итогового контроля; критерии оценки знаний изучаемой дисциплины) 245-246

Раздел 3 ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (обеспечивает организацию самостоятельной работы по подготовке к занятиям и написанию курсовых работ) 247-258

Раздел 4. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКАХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 258

 

 

Раздел 2.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Введение

В учебе, как и в науке, нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам.

К. Маркс. Капитал. Т. I. С. 23.

 

Сейчас, как и раньше, в процессе подготовки специалистов высшей квалификации возникают многочисленные вопросы. Один из них — организация самостоятельной работы студента, являющейся основой получения знаний и залогом успеха будущей работы.

Организация самостоятельной работы складывается из следующих важных составляющих:

1. Создание необходимых условий.

2. Планирование.

3. Запись и обработка лекций.

4. Работа с книгой и подбор литературы.

5. Конспектирование прочитанного.

6. Подготовка к семинарским занятиям.

7. Подготовка к зачетам и экзаменам.

8. Пользование библиотечными каталогами.

Интенсивный учебный процесс и напряженный ритм современной жизни влечет дефицит свободного времени, необходимого для самостоятельной учебы. Вот почему очень важно научиться вырабатывать у себя умение правильно и организованно вести самостоятельную работу (самообучение).

Самостоятельная работа — это систематическая мыслительная и практическая деятельность в процессе обучения, направленная на приобретение глубоких и прочных знаний, выработку навыков научного мышления. Она предполагает развитие индивидуальных возможностей и инициативы каждого студента в его познавательной деятельности.

Содержание самостоятельной работы определяется профилем вуза, ее учебным планом, программами.

Следует помнить, что весь процесс обучения в высшей школе направлен на накопление знаний, выработку мировоззрения, умение самостоятельно работать.

Большое значение для правильной организации самостоятельной работы имеет создание благоприятных условий для занятий. Такими условиями являются привычная, удобная обстановка, тишина, хорошая освещенность рабочего места, свежий воздух.

Умственный труд требует сосредоточенности и внимания. Очень важно создать такую обстановку для своих занятий, чтобы ни шум, ни разговоры не мешали углубиться в работу.

Некоторые ошибочно считают, что музыка, разговоры на умственную работоспособность не влияют. На самом деле человек может только привыкнуть к шуму и «не слышать» его, но вредное воздействие шума проявляется помимо сознания - значительно быстрее развивается утомление. Поэтому не рекомендуется работать при включенном радиоприемнике, проигрывателе, магнитофоне, телевизоре, плеере и т. д.

Желательно использование читального вала и кабинета, где представлены наглядные пособия, специальная литература, лучшие конспекты, доклады, курсовые работы, фондовые лекции преподавателей, фонозаписи. Здесь всегда можно получить высококвалифицированную консультацию у преподавателей.

На рабочем месте обучаемого должны быть только необходимые для занятий программы, планы семинарских занятий, конспекты, книги, словари и другие учебные принадлежности и ничего лишнего.

На рабочий стол свет должен падать слева, чтобы не ослеплять и не отбрасывать тени на строчки письма.

Работоспособность во многом зависит от температуры и чистоты окружающего воздуха. Табачный дым, спертый воздух понижают работоспособность; надо обязательно делать перерывы, проветривать помещение, курить только вне рабочего помещения.

Плодотворность умственного труда в большой степени зависит от рабочего настроения. Это не значит, что студент должен ждать, когда придет особое вдохновение «заниматься». Для этого нужна воля, дисциплинированность, цель.

Легче и прочнее усваивается материал, если работать с интересом, если твердо решено добиться цели. Надо развивать в себе любовь к знаниям, интерес к новому в науке, технике, искусстве и литературе.

Чем ощутимее результаты, тем больше удовлетворение, тем лучше настроение. Качество же работы зависит только от нас, от тех усилий, которые мы прилагаем.

Несомненно, на качество самостоятельной подготовки и формирование специалиста во многом повлияет своя библиотечка, которую надо создавать с первых дней учебы.

Для этого необходимо выписывать юридические журналы, приобретать книги по специальным юридическим вопросам, юридической практике и по общим фундаментальным проблемам юридической науки. В личную библиотеку должны входить нормативные акты.

Читая журналы, обучаемый постоянно будет в курсе всех юридических вопросов; будет знать о новых идеях в науке и о новых юридических событиях в РФ и за рубежом, о только что вышедших юридических книгах; о новейшей юридической практике.

 

Раздел 3. ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Выдающийся физиолог Н.Е. Введенский установил стадии, необходимые для обеспечения плодотворного умственного труда: начиная работу надо постепенно входить в нее; правильно чередовать труд и отдых; необходимо благоприятное отношение окружающих к данной работе.

Каждый обучаемый должен научиться планировать время и строго выполнять намеченное на день, неделю, месяц, семестр и учебный год. Особенно важно учиться этому тем, кто еще не имеет достаточно развитых навыков самостоятельной работы. Строгое планирование является основой умственного труда.

Самостоятельную работу следует планировать так, чтобы в течение всего учебного года заниматься ежедневно. Хорошо, когда определено постоянное время для самостоятельных занятии. Если точно соблюдать его, то вырабатывается условный рефлекс на время. В привычные часы всегда появляется желание заниматься; резко сокращается период «втягивания» в работу и намного повышается ее продуктивность.

Как показывает действительность, студент ежедневно имеет возможность самостоятельно заниматься три часа.

Желательно помимо ежедневного личного расписания определить для себя и ежедневный объем работы; определить, какие разделы дисциплины следует проработать в течение недели и месяца. Это организует индивидуальную работу, делает ее конкретной и целеустремленной.

Уже в начале учебного года обучаемым рекомендуется к семинарам законспектировать определенные труды. Как показывает практика, большинство обучаемых справляется с этой работой. При планировании следует учитывать все обстоятельства, в том числе то, что наряду с конспектированием надо будет готовиться и по другим предметам. Поэтому из бюджета своего времени надо планировать 1,5-2 часа на конспектирование.

Системность и привычная последовательность умственной деятельности являются обязательными для прочного усвоения знаний. Напротив, отсутствие определенной системы приобретения знаний и навыков в любой области ведет к быстрой потере полученных знаний, неспособности к самостоятельной творческой работе.

Обязательным условием продуктивности занятий является постепенность вхождения в них. Полезно начинать с просмотра (повторения) материала, проработанного ранее.

Рекомендуется через каждый час занятий делать перерывы в работе продолжительностью в 5 минут. Более продолжительная пауза вредна: рассеивается внимание, исчезает сосредоточенность.

Отдохнуть можно по-разному. Главное - снять мышечное и нервное напряжение: немного походить в помещении; откинуться на спинку стула и расслабить мышцы; выйти на улицу (балкон, лоджия) и подышать свежим воздухом.

Чтобы ослабить напряжение зрения (дать отдохнуть глазам) хорошо на некоторое время просто закрыть их или отвести взгляд в сторону, устремить его вдаль, глядеть на голубое (небо), зеленое (деревья).

Большое значение для повышения работоспособности имеет разнообразие в занятиях, периодическая смена изучаемого материала и чередование видов умственной деятельности.

Сохранить работоспособность и здоровье значительно помогает физический труд и спорт, прогулки и водные процедуры, игры и развлечения. Только все должно быть соразмерно: делу — время; потехе — час.

Основной формой отдыха является сон, который восстанавливает силы. Особенно благоприятны для этого условия, когда отход ко сну происходит в одно и то же время.

Здоровый взрослый человек, занимающийся умственным трудом, должен спать не менее 7—8 часов в сутки.

Лекции занимают большое место в учебном процессе высшей школы; они призваны посвятить в «тайны науки»; раскрыть их основы, внутреннюю логику, принципы знаний; зажечь стремлением проникнуть в тонкости данной дисциплины. В лекциях освещаются важнейшие достижения науки; показывается роль изучаемого предмета для практики; его связь со смежными дисциплинами; рассматриваются дискуссионные вопросы; разоблачаются ложные, антинаучные теории и взгляды.

В самостоятельной работе лекция - лишь направляющее и организующее начало. Вбирая в себя основные положения темы, она показывает, в каком направлении следует изучать вопросы; помогает правильно оценить научный труд или пособие; спланировать работу, подготовиться к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам.

Обязательным условием овладения глубокими знаниями является умение сосредоточенно, внимательно слушать лекцию; творчески, активно воспринимать и умело записывать ее.

Обучаемый должен готовиться к ней: 1) просмотреть записи предыдущей лекции; 2) восстановить в памяти ее содержание; 3) познакомиться с программой, чтобы представить, в каком направлении будут излагаться вопросы новой темы, каково их содержание и объем. Это облегчит восприятие и усвоение материала лекции.

Слушание лекции должно быть не механическим, а как сознательное усвоение ее содержания. Это возможно лишь при условии напряженного мышления, чтобы должное было понято и осмыслено. Непонятное надо стремиться выяснить сразу же на лекции, задав вопрос преподавателю, или после, заглянув в справочник, словарь, пособие. Ни в коем случае не следует во время лекции за разъяснениями обращаться к соседям; что-либо спрашивать у них, так как это создает шум, мешает им, отвлекает других.

Как показывает опыт, основные идеи лекции следует обязательно записывать. Запись помогает студенту сосредоточить внимание на главном уже в ходе самой лекции; продумать и осмыслить услышанное; осознать план и логику изложения материала преподавателем.

Известно, что начинающие курсанты и слушатели не владеют техникой записи. Одни пытаются записать лекцию дословно. Так как это им не удается не дописывают фраз и оставляют для них место, причем зачастую пропускают самое главное. В результате такая запись лекции оказывается лишенной логического смысла, то есть практически негодной. Другие стремятся записать лекцию слишком кратко, ограничиваясь одними заголовками или планом. Такая запись носит временный характер. Ею можно пользоваться только в ближайшие дни, пока содержание лекции еще «держится» в голове.

Как правило, обе формы записи не достигают желаемой цели.

Способность хорошо записывать лекции вырабатывается только практикой и каждый студент должен этому учиться.

Необходимо научиться выделять наиболее важные положения, выдвигаемые лектором. Записывать эти положения следует сжато и в логическом развитии, с обоснованием причин возникновения тех или иных общественно-политических явлений.

Главное в лекции как правило помогает определить сам лектор. Надо только обращать внимание на его интонацию и темп чтения. Обычно лектор выделяет основные положения, произнося их несколько значительнее и медленнее, иногда повторяя несколько раз.

Очень важно научиться записывать лекции быстро, четко, короткими точными фразами, сразу начисто в специальной тетради. При этом надо оставлять широкие поля для того, чтобы дополнять лекцию сведениями, полученными в книгах, учебниках, на консультациях.

При записи лекции отдельные слова и термины можно сокращать: то есть - т. е., так как - т. к., может быть - м. б., таким образом - т. о., и так далее - т. д., государство - гос-во, статья - ст., автономный - авт., административный - адм., в том числе - в т. ч., главным образом - гл. обр., государственный - гос., другие -др., Гражданский кодекс - ГК, Гражданский процессуальный кодекс - ГПК, Министерство внутренних дел - МВД, например - напр., народный - нар., национальный - нац., начальник - нач., областной - обл., основной - осн., отдельный - отд., постановление - пост., прочий - пр., правительство - пр-во, председатель - пред., сборник - сб., свыше - св., собрание законодательства - СЗ, смотри - см., собрание постановлений - СП, специальный - спец., так называемый - т. н., Уголовный кодекс - УК, Уголовно-процессуальный кодекс -- УПК и т. д.

Далеко не всем удается окончательно оформить записи во время лекции. Поэтому требуется дополнительная работа. Отдохнув после занятий в тот же день на «свежую память» студент должен внимательно перечитать записи и внести в них исправления, восстановить пропущенные положения (определения), выделить важные места, подчеркнув их цветными карандашами. Если во время лекции студент не успел сделать схемы, нужно обратиться в учебный кабинет кафедры, где есть альбомы схем и лучшие конспекты.

Следует помнить, что большинство положений лекции, как правило совпадает с их трактовкой в учебниках и учебных пособиях. Однако иногда могут быть расхождения в объяснении с отдельных фактов или в некоторых формулировках. Если причину расхождения можно почерпнуть из записи лекции, то вполне достаточно отметить, что лектор придерживается такой-то точки зрения. Когда же вопрос остается неясным, на полях тетради делается отметка и это выясняется на консультации (семинаре).

Каждый конспект лекции по своему индивидуален. Поэтому не рекомендуется пользоваться чужими запиcями. Главное, чтобы в результате чтений, бесед и лекций было вынесено умение подходить к вопросу самостоятельно. Только тогда можно считать себя достаточно твердым в своих убеждениях и достаточно успешно отстаивать их.

Углубление в уточнение материалов лекций происходит в процессе чтения учебников а других источников. В связи с этим серьезный вопрос о том, какие книги и в каком порядке читать.

Большое значение для успешных занятий имеет правильный подбор литературы. Необходимый перечень обязательной литературы дается в учебной программе и в планах семинарских занятий. Правильно ориентироваться в подборе дополнительной литературы помогут библиотечные картотеки и каталоги.

Прежде чем приступить к чтению, необходимо ясно представлять цель чтения. Это мобилизует мышление на усвоение материала, удерживает его внимание на главном.

Как известно, цели чтения могут быть разные:

общее знакомство с содержанием книги;

сбор дополнительного материала по изучаемому вопросу;

подбор доказательств и примеров, теоретических установок и принципов;

поиск определений (дефиниций), понятий, терминов;

изучение источника для решения определенной проблемы или практической задачи.

Однако какие бы цели студент перед собой не ставил, во всех случаях должны быть использованы общие методические приемы работы с книгой.

Как известно, чтение представляет собой не пассивный, а сложный, творческий процесс; требует большой, напряженной работы ума. Внимание, вдумчивость, умение самостоятельно разбираться в сложных теоретических вопросах — вот главные черты культуры чтения, которые необходимо выработать каждому, кто стремится, чтобы книга обогащала его все новыми к новыми знаниями.

Всякий раз перед началом работы следует восстановить в памяти то, что было прочитано в предыдущий раз. Такое установление связи нового со старым делает изучение материала, более глубоким и последовательным.

Можно смело говорить и о полезности повторного перечитывания научных текстов. Как правило, при первом чтении происходит общее знакомство. При повторном - осмысливаются, усваиваются уже детали; в третий раз - выборочное чтение наиболее важных, мест.

В то же время никогда не читайте книгу дальше, не усвоив предыдущего. Никогда не прерывайте чтения, не окончив мысли, абзаца, главы. Оставшееся непонятным слово, термин, смысл которого неясен, может затруднить дальнейшее восприятие всего текста. Вот почему, если что-то понятно не до конца, надо обязательно обратиться к словарям: правовых званий, философскому, политическому, дипломатическому и другим. Они особенно полезны, когда надо выяснить содержание какого-либо общеполитического, правового или социального понятия. К энциклопедии, как правило, прибегают, чтобы получить дополнительные сведения о том или ином событии, историческом лице и т. п. В том случае, когда что-то все-таки осталось неясным, надо обратиться за консультацией к преподавателю, руководителю семинара или практики.

Особенно внимательно следует относиться к рассмотрению схем, таблиц, рисунков. В них наглядно представляется самая главная часть материала, а зрительная память есть у всех.

Важно приучиться по прочтении раздела мысленно повторить про себя основные положения и выводы. Так как повторение делает чтение глубоко сознательным.

Прочитанное полезно повторить и через несколько дней, когда материал как «оседает» в сознании.

На чтение первоисточников обучаемые должны обратить особое внимание. Первоисточники имеют неоспоримое преимущество перед всеми имеющимися учебниками. Если в учебнике излагается программный материал в обобщенном виде, то в первоисточниках - глубокое, всестороннее освещение какой-либо одной проблемы или одного вопроса.

Целесообразно изучение первоисточников вести в хронологическом порядке.

Не беда, что студентам нередко при изучении вопроса по различным дисциплинам приходится возвращаться к ранее прочитанным первоисточникам. Это полезно: последующая работа дает возможность более глубоко осмыслить и прочно запомнить изучаемый материал.

В.И. Ленин, выступая с лекцией «О государстве», советовал: «отметить себе непонятные или неясные места, чтобы вернуться к ним второй, третий и четвертый раз; чтобы то, что осталось непонятным, дополнить и выяснить дальше, впоследствии как из чтения, так и из отдельных. лекций и бесед;.. не следует смущаться, что непонятное на первый раз при чтении будет понятно при повторном чтении, или когда вы подойдете к вопросу впоследствии. С несколько иной стороны... к этому вопросу... подходить несколько раз, возвращаться к нему опять и опять, обдумывать вопрос с разных сторон, чтобы добиться ясного и твердого понимания».

Следовательно, чтобы обучаемый ни читал - учебник, монографию или первоисточник, главное - читать сознательно, всесторонне продумывая, критически анализируя прочитанное. В этом случае книга должна быть не источником готовых мыслей, а материалом дал развития собственных мыслей. Только тогда можно получить прочные знания, глубоко разобраться в том или ином вопросе.

Вся рекомендуемая в учебных программах литература обычно делится на руководящую и специальную (на основную и дополнительную). К числу руководящей относятся произведения классиков, программы, постановления правительства и т. д. К специальной литературе - учебники, учебные пособия, монография, статьи, содержанием которых является систематическое изложение отдельных тем или вопросов.

К дополнительной относится литература, предназначенная для более углубленного изучения предмета и расширения кругозора у студентов.

В текстах, книг и журналов особо следует обращать внимание на отдельные слова, фразы, набранные жирным шрифтом, курсивом либо в разрядку. Так обычно подчеркиваются основные положения или выводы автора, логические ударения, термины и т. д.

Для того, чтобы уяснить материал, не обязательно стараться запомнить все прочитанное. Не механическое заучивание тех или иных положений, а глубокое их понимание - вот главное условие успеха в учебе. По этому поводу В.И. Ленин писал: «не нужно зубрежки, нужно развить и усовершенствовать память каждого обучающегося знанием основных фактов».

Всякий анализ прочитанного помогает глубоко усвоить содержание книги и применять на практике изложенные в ней рекомендации. Анализ произведения можно проводить по следующей схеме:

1) что является предметом исследования;

2) точка зрения, отстаиваемая автором;

3) какими доводами она отстаивается;

4) основные выводы.

Конспектирование - один из широко распространенных видов записей. Его применяют, когда хотят лучше запомнить материал и быстро восстановить его в памяти. Конспект тогда полноценен, когда составитель его хорошо доучил материал, обдумал, понял прочитанное либо услышанное.

Предельная ясность и логическая стройность изложения - непременное условие правильного конспектирования. Конспекты учат нас творчески изучать научную литературу; вооружают умением кратко и точно излагать содержание прочитанного. В конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют несравненно более важное значение, чем в обстоятельном и подробном изложении.

Правильно организованная запись («письменная память») сохраняет много фактов, цифр, событий, обобщений и выводов; позволяет быстро вспомнить их и использовать в процессе занятий или работы.

Записывать надо самое главное (суть) и как можно короче своими словами (кроме определений). Не рекомендуется переписывать дословно весь текст. Чем короче запись, тем она лучше. Не допускается бездумное механическое переписывание.

Только систематизированные записи могут совершенствовать мыслительные способности студента и служить ему учебным пособием. Вести записи следует систематически и по строго определенной системе — иначе ими трудно будет пользоваться.

Для того, чтобы было удобно пользоваться ими, необходимо:

1) оставлять поля (удобнее широкие);

2) оставлять свободные строки между выписками для новых записей и примечаний;

3) обязательно выделять свои мысли и замечания подчеркиванием.

Никакого рецепта по вопросу об объеме записей быть не может. Все зависит от характера изучаемой литературы, от подготовленности студента, от его навыков самостоятельной работы с текстом.

Любой вид записей (в том числе и конспект) составляется для себя, т. е. является индивидуальным пособием обучающегося. Поэтому хороша та запись, по которой можно повторить изученное, быстро мобилизовать в памяти прочитанный материал, получить необходимую справку. Такая запись всегда окажет помощь при подготовке к беседе, докладу, выступлению на семинаре.

В зависимости от содержания материала, его значения в изучаемом курсе, степени знакомства с ним обучаемый может производить записи в форме простого или развернутого плана, выписок или конспекта.

Простой (краткий) план - это перечень основных освещаемых в книге вопросов без их детализации; нередко соответствующих наименованию глав и разделов. Составляется простой план в том случае, когда работа хорошо знакома, понятна и нет необходимости в более подробных записях.

Содержание вопросов в простом плане вовсе не раскрывается. Однако его разработка заставляет слушателя определить основные моменты темы; выявить взаимосвязь освещаемых вопросов; продумать порядок изложения материала. Запись поможет восстановить в памяти основные положения изучаемой работы.

Развернутый план, помимо основных вопросов темы, включает в себя ряд дополнительных подпунктов, детализирующих, раскрывающих основные вопросы.

Большое значение в самостоятельной работе имеют выписки или цитаты. Цитирование означает дословное воспроизведение мысли автора. Цитаты надо выписывать точно, слово в слово, без каких-либо произвольных изменений. Они должны представлять точную копию текста и сопровождаться ссылкой на источник. Сокращение цитат посредством изъятия из них отдельных слов или даже предложений допускается, но с применением условного обозначения тремя точками (...) либо знака <…>.

Использовать цитирование можно в виде одного из способов изложения текста. В этом случае цитаты необходимо расположить в строгой последовательности самого текста и сгруппировать их под общим заголовком.

Но во многих случаях студенту бывает удобнее всего записать изучаемый материал в форме сжатого пересказа содержания — конспекта. В конспект обязательно включаются выводы автора и доказательства. Прежде чем приступить к конспектированию целесообразно предварительно прочесть всю работу, продумать и составить план изучаемого произведения. Не имея полного и ясного представления о прочитанном труде, можно упустить из поля зрения главные вопросы и подчеркнуть второстепенные.

Конспектирование требует от обучаемого активного мышления, ясных и четких формулировок. Чем короче записано, тем серьезнее надо относиться к формулировкам, к подбору слов и выражений. Дословное переписывание отдельных мест прорабатываемого труда не приносит никакой пользы. «Пухлые» конспекты свидетельствуют о поверхностной, недостаточно осмысленной работе.

К конспекту предъявляется единое требование - он должен быть правильно оформлен. Вести его необходимо в отдельной тетради. Сверху, в самом начале конспекта, пишется фамилия автора, название работы, издательство, место и год издания. Основные выводы и определения можно подчеркивать; выделять рамкой, замечаниями на полях. Это в любое время поможет быстро отыскать нужную мысль, отличить доказательства от выводов. Для того, чтобы в последующем иметь возможность вносить необходимые добавления и уточнения, на страницах конспекта рекомендуется оставлять широкие поля. В то же время при конспектировании следует больше выделять правовой аспект, соответствующий юридическому профилю обучения.

Известно, что целью семинарского, занятия является широкое обсуждение под руководством преподавателя наиболее важных теоретических вопросов; желательно на основе творческой дискуссии, обмена мнениями. На семинарских занятиях обучаемые учатся самостоятельно мыслить и творчески анализировать изучаемый материал.

Всякая подготовка к семинарскому занятию начинается с консультации. На ней под руководством преподавателя обучаемые просматривают план семинарского занятия, одновременно получают методические советы о том, как лучше подойти к изучению вопросов темы.

Получив общие методические указания, обучаемые приступают к самостоятельной работе. Начинать надо с перечитывания лекционных записей по необходимой теме, затем перейти к глубокому детальному изучению отдельных проблем этой темы. Такое изучение, как правило, начинается с работы над первоисточниками - их изучением и конспектированием. При этом очень важно помнить, что большие по объему работы надо начинать конспектировать задолго до семинара, то есть сразу после рекомендаций преподавателя.

Изучить первоисточник — это значит усвоить основные положения и идеи автора, определить к ним свое отношение.

Однако некоторые, как показывает практика, при изучении первоисточников склонны замечать лишь отдельные факты, совершенно не осмысливая причинно-следственных связей и явлений. В результате для них часто остаются неясными ни исторические закономерности, ни выводы.

Работая с различными источниками, следует сразу задерживать внимание на вопросах плана семинарского занятия и делать соответствующие выписки. Удобнее это проделывать на отдельных листах тетради, на каждом из которых написано по одному вопросу темы (плана). Особенно это удобно при изучении нескольких источников. Тогда против каждого вопроса выписываются основные положения с указанием книги, в которой имеется нужный материал.

По окончании составления записей по содержанию темы нельзя считать работу законченной. Каждая запись оформлена пока в порядке расположения материала в источниках и выписки из различных источников разобщены. Теперь необходимо суммировать весь материал, привести его в определенную систему.

Это не единственный метод подготовки к семинарским занятиям при изучении нескольких источников. Можно вполне рекомендовать систему работы с выписками на карточках. Такие выписки потом группируются по вопросам плана семинарского занятия.

Семинар пройдет на высоком уровне и слушатели извлекут из него максимальную пользу, если они добросовестно подготовятся и будут активно участвовать в творческом обсуждении темы.

На семинарском занятии ответы обучаемых должны быть обоснованы фактами, цифрами, доводами. Хорошо, когда слушатель цитирует наизусть наиболее важные положения, высказывания, дефиниции (определения). Отвечая на вопрос надо мобилизовать все знания, полученные ранее из различных источников. Готовить надо все вопросы семинарского занятия.

На семинаре рекомендуется дополнять конспекты интересными замечаниями, цифровыми данными, примерами. В том случае, когда студент не согласен с выступающими, не следует бросать реплик, Свое мнение по обсуждаемому вопросу необходимо высказать после выступления других студентов.

Главное в семинарском занятии - общение с квалифицированным преподавателем, который организует дискуссию, откроет секреты применения теоретических знаний к конкретным случаям жизни.

Семинарские занятия незаменимы, потому что они являются школой овладения искусством речи. Юристы должны владеть искусством оратора, уметь публично, свободно, аргументированно и ярко излагать мысли, опровергать доводы «другой стороны» (дискутировать). Организуемые в юридических вузах занятия по искусству речи дают лишь некоторый исходный материал об ораторском мастерстве. Способствуют выработке качеств оратора работа в научных кружках, выступления с лекциями перед населением. Но постоянная школа ораторского искусства - семинарские занятия.

При подготовке к семинарскому занятию следует начать с повторения лекционного материала, с просмотра уже имеющихся конспектов произведений, вспомнить методические советы, данные преподавателем.

Знания, умения и навыки обучаемых при текущем, рубежном и итоговом контроле определяются оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Результаты сдачи зачетов оцениваются отметкой «зачтено» и «не зачтено». Зачеты с дифференцированными оценками — «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Критерии оценки знаний:

I. «Отлично» - если обучаемый глубоко и прочно усвоил весь программный материал; исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает; тесно увязывает с задачами практической деятельности; не затрудняется с ответом при видоизменение задания; свободно справляется с задачами и практическими заданиями; правильно обосновывает принятые решения; умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок.

«Хорошо» - если обучаемый твердо знает программный материал; грамотно и по существу излагает его; не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос; может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий.

«Удовлетворительно» - если обучаемый усвоил только основной материал, но не знает отдельных деталей; допускает неточности, недостаточно правильные формулировки; нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий.

«Неудовлетворительно» - если обучаемый не знает значительной части программного материала; допускает существенные ошибки; с большими затруднениями выполняет практические задания (задачи).

При оценке знаний и практических навыков обучаемых по дисциплинам, имеющим утвержденные нормативы, преподаватели руководствуются ими.

Наиболее ответственным этапом в жизни обучаемого экзаменационная сессия. В это время как в зеркале отражается вся предшествующая работа студента.

Залогом успешной сдачи зачетов (экзаменов) является систематическая, добросовестная учеба в течение всего года. Практически подготовка к зачетам и экзаменам начинается с первого дня занятий. Все это не исключает напряженной и несколько своеобразной работы обучаемого в период экзаменационной сессии. Причем задолго до начала сессии необходимо знать, какие учебные дисциплины выносятся на сессию, календарные сроки каждого экзамена с тем, чтобы своевременно организовать повторение. Надо всегда помнить, что повторить все пройденное только в период сессии между экзаменами невозможно.

Лучше, когда в основу повторения положена программа. Необходимо выявить наиболее трудные и менее усвоенные разделы. Готовясь к экзамену, полезно просмотреть записи своих лекций, конспекты первоисточников, материалы подготовки к семинарам.

Как правило, в период экзаменационной сессии организуются обзорные лекции; индивидуальные и групповые консультации. Их необходимо всемерно использовать для разрешения всех возникших затруднений и неясностей, т. е. их обязательно посещать.

Обращаться за консультациями и разъяснениями рекомендуется после тщательного продумывания материала. Без этого беседа с консультантом неизбежно будет носить поверхностный характер и, главное, не принесет желаемого результата для студента. Все это позволит успешно получить положительные оценки.

В период подготовки к зачетам и экзаменам большое значение имеет организация труда и отдыха, так как у студента создается новый ритм: он освобождае



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.007 с.)