Налогоплательщики и налоговые агенты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Налогоплательщики и налоговые агенты



Общее определение налогоплательщиков и плательщиков сборов приведено в ст.19 НК РФ.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту их нахождения

Налогоплательщики являются субъектами налогового права, которые могут не совпадать с понятием субъектов иных отраслей права.

Налогоплательщиков можно классифицировать по различным основаниям. Основное разделение производится в отношении юридических и физических лиц (таблица 3.2.1).

Таблица 3.2.1 – Классификация налогоплательщиков

 

Физические лица по отношению к предпринимательству осуществляющие предприниматель-скую деятельность без образования юридического лица использующие общий режим налогообложения
использующие специальные режимы налогообложения
не осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица
по налоговому резидентству налоговые резиденты
не являющиеся налоговыми резидентами
Юридические лица по отношению к РФ российские организации
иностранные организации
по режиму налогообложения использующие общий режим налогообложения
использующие специальные режимы налогообложения

Налогоплательщик как основной участник налоговых отношений наделён довольно широкими правами (таблица 3.2.2), которые устанавливает ст. 21 НК РФ.

Ст. 23 НК РФ определяет обязанности, которые должен нести налогоплательщик в сфере действия законодательства о налогах и сборах (таблица 3.2.3).

Основные права и обязанности налогоплательщиков едины и не зависят от их вида. Вместе с тем применение отдельных глав второй части НК РФ может налагать на определённые группы налогоплательщиков дополнительные обязанности (например, обязанности, связанные с переходом на упрощённую систему).

 

Налоговые агенты – лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

 

Круг обязанностей, возложенных на налоговых агентов, представлен в таблице 3.2.4.

Налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты могут участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, полномочия которого должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами. Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

Понятие законного и уполномоченного представителя, а также основы их деятельности представлены в таблице 3.2.5.

 

 

Таблица 3.2.2 – Права налогоплательщиков

Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право
Получать по месту своего учёта от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве и о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, формы налоговых деклараций и разъяснения о порядке их заполнения
Получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам законодательства о налогах и сборах, от финансовых органов Субъектов РФ и муниципальных образований по вопросам применения законодательства в отношении региональных и местных налогах и сборах
Использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах
Получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом РФ, на своевременный зачёт или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов
Представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя
Представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по счислению или уплате налогов, а также по актам проведённых налоговых проверок
Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки
Получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов
Требовать от должностных лиц налоговых органов или иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков
Не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу РФ или иным федеральным законам
Обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц
на соблюдение и сохранение налоговой тайны
на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц
на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов, в случаях, предусмотренных НК РФ

 

Таблица 3.2.3 – Обязанности налогоплательщиков

 

Обязанности налогоплательщиков
Уплачивать законно установленные налоги
Встать на учёт в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом РФ
Вести в установленном порядке учёт своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах
Представлять в налоговый орган по месту учёта в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах
Представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу доходов и расходов и хозяйственных операций, представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчётность, кроме случаев, освобождающих от ведения бухгалтерского учёта, предусмотренных ФЗ «О бухгалтерском учёте»
Представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов
Выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей
Предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ
В течение четырёх лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учёта и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций – также и произведённые расходы) и уплаченные (удержанные налоги)
Нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах

Таблица 3.2.4 – Обязанности налоговых агентов

Обязанности налоговых агентов  
 
Правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет (внебюджетные фонды соответствующие налоги  
 
В течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учёта о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика  
 
Вести учёт выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику  
 
Представлять в налоговый орган по месту своего учёта документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов  

 

Таблица 3.2.5 – Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Налоговые органы

Понятие налоговых органов дано в ст. 30 Налогового кодекса РФ.

Налоговые органы в Российской Федерации составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов.

 

Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим кодексом и иными нормативными актами РФ.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и находится в ведении Министерства финансов РФ. ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Система налоговых органов в соответствии с федеративным устройством государства представлена центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами: управления ФНС России по субъектам РФ, межрегиональные инспекции, инспекции ФНС России по районам, городам, а также инспекции ФНС России межрайонного уровня.

На 1 января 2009 г. централизованная система налоговых органов включала:

– центральный аппарат ФНС России,

– 82 управления по субъектам РФ,

– 9 межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам,

– 7 межрегиональных инспекций по федеральным округам,

– 1182 инспекции,

– 1 федеральный и 4 региональных центра обработки данных.

Центральный аппарат ФНС России выполняет следующие функции:

1) выработку и осуществление налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей;

2) координацию деятельности федеральных органов исполнитель ной власти по вопросам налогов и сборов;

3) государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками;

4) межотраслевую координацию и государственный контроль в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

Налоговые органы и их сотрудники обязаны сохранять коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах физических лиц и выполнять другие обязанности, предусмотренные Законом РФ "О Государственной налоговой службе Российской Федерации".

Ущерб (включая упущенную выгоду), причинённый налогоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществления налоговыми органами и их сотрудниками возложенных на них обязанностей, подлежит возмещению в установленном порядке. Кроме того, налоговые органы и их сотрудники могут привлекаться к другим видам ответственности, предусмотренным законодательными актами Российской Федерации.

Ст. 31 НК РФ устанавливает права, которые налоговые органы реализуют в сфере налогообложения (таблицы 3.3.1).

Обязанности налоговых органов определены ст. 32 НК РФ (таблица 3.3.2). Должностные лица налоговых органов также имеют круг обязанностей, представленных на рисунке 19.

Обязанности должностных лиц налоговых органов  
     
         
Действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами   Реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов   Корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям, не унижать их честь и достоинство
                     

 

Рисунок 19 – Обязанности должностных лиц налоговых органов

Положения об ответственности, возложенной на налоговые, таможенные органы, и их должностные лица изложены в ст. 35 НК РФ.

Ответственность налоговых и таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их должностных лиц – ответственность несётся за убытки, причинённые налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей; – причинённые убытки возмещаются за счет федерального бюджета либо за счёт средств соответствующего внебюджетного фонда

 

Таблица 3.3.1 – Права налоговых органов

Права налоговых органов
Требовать от налогоплательщиков или иного обязательного лица документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налогов, сборов
Проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ
Производить выемку документов у налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) при налоговых проверок, когда есть основания и чтобы документы не были уничтожены, сокрыты, изменены
Вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков и иных обязанных лиц для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой
Приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество указанных лиц в порядке, предусмотренном НК РФ
Осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика
Определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиком в бюджет, расчётным путём на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике
Требовать от налогоплательщика, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований
Взыскивать недоимки по налогам, а также штрафы и пени в порядке, установленном НК РФ
Требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и корреспондентских счетов сумм налогов, штрафов и пеней
Привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков
Вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля
Заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим или физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности
Предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании недоимки, пеней, штрафов за налоговые правонарушения

 

 

Таблица 3.3.2 – Обязанности налоговых органов

Обязанности налоговых органов
Соблюдать законодательство о налогах и сборах
Осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов
Вести в установленном порядке учёт налогоплательщиков
Проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов
Руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства о налогах и сборах
Сообщать налогоплательщикам (плательщикам сборов, налоговым агентам) сведения о реквизитах счетов Федерального казначейства
Осуществлять возврат или зачёт излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ
Соблюдать налоговую тайну
Направлять налогоплательщику и иному обязанному лицу копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора
Представлять налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) по его запросу справки о состоянии расчётов указанного лица по налогам и сборам, пеням и штрафам
Осуществлять совместную сверку сумм уплаченных налогов и сборов
По заявлению выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении налогоплательщика

Органы внутренних дел

 

Органы внутренних дел являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Основной задачей органов внутренних дел в сфере налогообложения является выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений.

Согласно п. 1 ст. 37 НК РФ органы внутренних дел несут ответственность за убытки, причинённые налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей, причинённые налогоплательщикам убытки возмещаются из федерального бюджета.

Таблица 3.4.1 – Полномочия органов внутренних дел

 

Полномочия органов внутренних дел
По запросу налоговых органов ОВД могут участвовать в выездных налоговых проверках, проводимых налоговыми органами
При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесённых НК РФ к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения

 

Вопросы для самопроверки

1. Назовите сходства и различия понятий «налогоплательщики», «плательщики сборов», «налоговые агенты».

2. Назовите основные права налогоплательщиков.

3. Основные обязанности налогоплательщиков.

4. В чём заключаются обязанности налоговых агентов?

5. Основное определение налоговых органов и основные задачи, возложенные на них?

6. Какова структура налоговых органов Российской Федерации?

7. Укажите нормативные акты, регулирующие деятельность налоговых органов.

8. Каковы основные права налоговых органов?

9. В чём заключаются обязанности налоговых органов?

10. Органы внутренних дел и задачи, возложенные на них в сфере налогообложения.

11. Какова структура органов внутренних дел Российской Федерации?

12. Нормативные акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел Российской Федерации.

13. Каковы основные права органов внутренних дел?

 

 

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Содержание и формы налогового контроля

 

Налоговый контроль – установленная действующим налоговым законодательством совокупность приемов и методов по обеспечению соблюдения требований налогового законодательства.

При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора) или налоговом агенте, полученной в нарушение:

- положений Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов;

- принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну аудиторов, адвокатов и иных лиц.

Налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях. А также о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них обязанностей.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в следующих формах:

- налоговые проверки;

- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;

- проверка данных учёта и отчётности;

- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

- экспертиза;

- другие формы, предусмотренные НК РФ.

В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учёт (таблице 4.1.1)

 

Таблица 4.1.1 – Особенности постановки на учёт

 

Принципы постановки на учёт
Организации   по месту нахождения организации, а также по месту нахождения обособленных подразделений, месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств
Физические лица – индивидуальные предприниматели по месту жительства, по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств
Физические лица, не относящиеся к индивидуальным предпринимателям по месту жительства на основании информации, предоставляемой органами, осуществляющими регистрацию физических лиц, актов рождения и смерти, учёта и регистрации имущества

 

Каждому налогоплательщику (организации или физическому лицу) присваивается единый по всем видам налогов и сборов на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). На основе данных учёта налоговые органы ведут Единый государственный реестр налогоплательщиков.

Помимо налоговых проверок к формам налогового контроля относят:

1. Осмотр. Должностное лицо налогового органа в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля, в рамках выездных налоговых проверок вправе производить осмотр территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка. Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведённых действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра. Осмотр обязательно производится в присутствии понятых.

2. Истребование документов. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Документы представляются в виде заверенных должным образом копий. В случае отказа представить документы должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов.

3. Выемка документов и предметов. Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку в случаях, если у этого должностного лица имеются основания предполагать, что представленные документы могут быть изменены, заменены или уничтожены. Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист.

4. Привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля. Привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля. В необходимых случаях на договорной основе может быть привлечен специалист, обладающий специальными познаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела. При этом участие лица в качестве специалиста не исключает возможности его допроса по этим же обстоятельствам как свидетеля.

5. Привлечение переводчика. Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода. Переводчик обязан явиться по вызову назначившего его должностного лица налогового органа и точно выполнить порученный ему перевод.

6. Привлечение понятых и свидетелей. Понятые вызываются в количестве не менее двух человек. В качестве понятых могут быть вызваны любые незаинтересованные в исходе дела физические лица. При этом не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов. Понятые обязаны удостоверить в протоколе факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии. Они вправе делать по поводу произведённых действий замечания, которые подлежат внесению в протокол, и другие мероприятия.

Отдельные процессуальные действия (осмотр, выемка и др.), проводимые в рамках осуществления налогового контроля, оформляются протоколами. Протоколы составляются на русском языке. Обязательными реквизитами протокола являются:

1) наименование;

2) место и дата производства конкретного действия;

3) время начала и окончания действия;

4) должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

5) фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях – его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

6) содержание действия, последовательность его проведения;

7) выявленные при производстве действия, существенные для дела факты и обстоятельства.

Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу. Протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.206 (0.055 с.)