Налоги и сборы, составляющие систему налогов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Налоги и сборы, составляющие систему налогов



 

Система налогов в Российской Федерации состоит из трех уровней (рисунок 13).

 

Рисунок 13

 

  Федеральные налоги и сборы  
 
  Налоги субъектов Российской Федерации (региональные налоги)  
 
  Местные налоги  

 

Одним из основных принципов построения налоговой системы РФ является невозможность установления региональных или местных налогов и (или) сборов, не предусмотренных НК РФ. Это означает, что перечень налогов, устанавливаемых на территории Российской Федерации, является закрытым, то есть может быть расширен только путём внесения изменений и дополнений в НК РФ. Перечень федеральных, региональных и местных налогов приведён в ст. 13, 14, 15 НК РФ.

Кроме федеральных, региональных и местных налогов и сборов на территории РФ в соответствии со статьёй 18 НК установлены также специальные налоговые режимы.

Специальные налоговые режимы – это особый порядок налогообложения и (или) особый вид федерального налога, переход на исчисления и уплату которых освобождает от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов.

Виды налогов и сборов, установленных на территории РФ представлены на рисунке 14.

 

 

 
 

 


Рисунок 14 – Виды налогов и сборов

 

Порядок установления и разграничения полномочий по определению тех или иных элементов налогов между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления можно систематизировать следующим образом (таблица 2.1).

 

Таблица 2.1 – Установление обязательных элементов налогов (сборов) актами

 

Элементы налога Федеральные налоги и сборы Региональные налоги Местные налоги
Налогоплательщики НК НК НК
Объект налогообложения НК НК НК
Налоговая база НК НК НК
Налоговый период НК НК НК
Налоговая ставка НК Закон субъекта РФ Норм.-прав. акт МО
Порядок исчисления НК НК НК
Порядок и сроки уплаты налога НК Закон субъекта РФ Норм.-прав. акт МО
Налоговые льготы, основания и порядок их применения НК Закон субъекта РФ Норм.-прав. акт МО

Примечание. НК – установление исключительно Налоговым кодексом; Закон субъекта РФ – установление законами субъектов РФ в порядке и пределах, установленных НК; Норм.-прав. акт МО – установление нормативными правовыми актами представительных органов мкниципальных образований в порядке и пределах, установленных НК.

 

Таблица 2.2 – Установление обязательных элементов специальных режимов (налогов) актами

 

Элементы налога Единый сельскохо-зяйствен-ный налог Единый налог при упрощенной системе налогообложения Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности Налогообло-жение при выполнении соглашений о разделе продукции
на основе определения расходов и (или) доходов на основе патента
Налогоплате-льщики НК НК НК НК НК
Виды деятельности - - Закон субъекта РФ Норм.-прав. акт МО -
Объект налогообложения НК НК Закон субъекта РФ Норм.-прав. акт МО НК
Налоговая база НК НК Закон субъекта РФ Норм.-прав. акт МО НК
Налоговый период НК НК НК НК НК

 

Продолжение таблицы 2.2

 

Налоговая ставка НК НК НК НК НК
Порядок исчисления НК НК НК Норм.-прав. акт МО НК
Порядок и сроки уплаты НК НК НК НК НК

Налоговые реформы

Налоговая реформа – это ограниченные или радикальные преобразования налоговых отношений на основе масштабной перестройки действующей системы налогообложения и изменение механизма управления ею.

Целью любой налоговой реформы является формирование перспективного фискального механизма как основы динамичного социально-экономического развития страны.

Как любой процесс преобразования, налоговые реформы должны проводиться последовательно, в несколько этапов.

На подготовительном этапе разрабатываются системные принципы и методология реформы налоговых отношений, принимается новое налоговое законодательство.

На этапе проведения в действие вводится новое налоговое законодательство, отрабатываются новые налоговые механизмы, оперативно вносятся необходимые корректировки.

На заключительном этапе проводится анализ и даётся оценка социально- экономической эффективности налоговых преобразований, делаются необходимые выводы и обоснования, на основе которых разрабатываются предложения по дальнейшему совершенствованию налоговых отношений.

В связи с этим очевидно, что изменения налогообложения, которые не затрагивают принципиальных основ проводимой налоговой политики, а являются, по сути, лишь дополнениями или уточнениями отдельных положений действующего налогового законодательства, не представляют собой налоговые реформы и должны считаться налоговыми поправками.

Системные налоговые реформы предполагают изменения методологических положений всей системы налогообложения, в результате чего коренным образом меняется перечень налогов, устанавливается досрочная приоритетность прямых или косвенных налогов и т.д.

Структурные налоговые реформы предполагают изменения структуры налогов и организации налогового администрирования.

Многоцелевые налоговые реформы направлены на решение комплекса проблем по масштабным преобразованиям системы налогообложения.

Ограниченно целевые реформы выступают:

- в виде реформы выделения ресурсов (предполагает установление дополнительных льгот и привилегий для отдельных приоритетных отраслей национальной экономики);

- реформы изменения налоговых отношений, не затрагивающей дохода (предполагает решение задач по обеспечению полноты и своевременности налоговых поступлений в государственный бюджет);

- реформы нейтрального дохода (предполагает изменения налоговой системы, состоящие в замене одних налогов другими. При этом доля новых налогов в ВВП не отличается от доли дореформенных налогов).

Краткосрочная реформа проводится в период до трёх лет.

Среднесрочная реформа продолжается до восьми лет. Долгосрочная реформа реализуется свыше восьми лет.

Бессрочная реформа не имеет временных ограничений и характеризуется концептуальной расплывчатостью.

Признаки классификации налоговых реформ представлены на рисунке 15

 

Признаки классификации

 
 


Бессрочные
Среднесрочные
Краткосрочные

Рисунок 12 – Общая классификация налоговых реформ

 

Налоговая политика

Налоговая политика – комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.

Задачи налоговой политики сводятся:

Ø к обеспечению государства финансовыми ресурсами;

Ø созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом;

Ø сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

При анализе налоговой политики необходимо различать такие понятия, как «субъекты налоговой политики», её «цели», «методы», «формы»(типы).

Субъектами государственной налоговой политики являются различные уровни управления, обладающие налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством, и имеющие возможность воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков. Состав субъектов налоговой политики определяется типом государственного устройства (унитарным, федеративным) и соответственно дифференциацией уровней правления. В РФ такими субъектами являются уровни правления: федеральный, региональный и местный.

Налоговую политику осуществляет Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделённые соответствующей компетенцией. Органом непосредственно ответственным за разработку единой налоговой политики на территории РФ является Министерство финансов РФ, а за её осуществление – Федеральная налоговая служба РФ.

Выбор конкретных форм и методов определяется теми целями, которые ставит перед собой государство, разрабатывая и реализуя налоговую политику.

 

 
 

 

 


Рисунок 16 – Цели государственной налоговой политики

 

Основными методами налоговой политики являются:

Информирование (пропаганда) – деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей.

Воспитание имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей и предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.

Консультирование сводится к разъяснению финансовыми и налоговыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговых обязанностей положений законодательства о налогах и сборах, применение которых на практике вызывает у них затруднения.

Льготирование – деятельность финансовых органов по предоставлению отдельным категориям налогоплательщиков возможность не уплачивать налоги и сборы.

Контролирование представляет собой деятельность налоговых органов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах.

Принуждение есть деятельность налоговых органов по принудительному исполнению налоговых обязанностей посредством применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций.

Концепция (доктрина) налоговой политики – это принципиальное решение относительно архитектуры построения или реформирования налоговой системы страны.

Стратегия налоговой политики направлена на реализацию перспективных целей и решение долгосрочных задач, связанных с построением или реформированием налоговой системы страны в русле выработанной концепции. Такая стратегия разрабатывается на длительную перспективу и, по сути, является воплощением концепции налоговой политики.

Стратегические направления налоговой политики определяются высшими органами исполнительной и законодательной власти государства. Можно выделить следующие стратегические направления налоговой политики:

- построение стабильной налоговой системы;

- облегчение налогового бремени на товаропроизводителей;

- сокращение налоговых льгот;

- развитие налогового федерализма.

Тактика налоговой политики направлена на реализацию текущих целей и решение краткосрочных задач, связанных с управлением налоговой системой, трансформацией отдельных её элементов в русле выработанной стратегии. В связи с этим тактика налоговой политики должна быть органично увязана со стратегией и являться, по сути, механизмом реализации выбранной концепции и соответствующей стратегии.

В зависимости от масштаба и сферы влияния налоговая политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Внешняя налоговая политика направлена на избежание двойного налогообложения, сближение налоговых систем различных стран, усиление налогового контроля при совершении международных торговых операций.

Внутренняя налоговая политика проводится в рамках национальной экономики и предусматривает решение внутренних задач.

В зависимости от целей налоговой политики, признаваемых на данном этапе социально-экономического развития страны приоритетными, используют ту или иную форму этой политики. В мировой практике сложились три основные формы (типа) налоговой политики (рисунок 17).

 


Рисунок 17 – Формы (типы) налоговой политики

 

Налоговая политика реализуется через налоговый механизм.

Вопросы и задания для повторения

1. Понятие и составляющие налоговой системы.

2. Принципы построения налоговой системы РФ.

3. Нормативные документы, регулирующие налоговую систему РФ.

4. Порядок установления и введения федеральных, региональных и местных налогов.

5. Действующие федеральные налоги.

6. Действующие региональные налоги.

7. Действующие местные налоги.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.035 с.)