Сущность, признаки, формы и функции налогов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, признаки, формы и функции налогов



Х 12

Налоги и налогообложение / сост. В. Г. Байбородина, И. М. Домагальская, В. А. Иванина, Е. Г. Коваленко. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2010. – 108 с.

Рецензенты: И. В. Кулик, зам. директора ИЭиУ ТОГУ, канд. экон. наук,

С. А. Киреев, зам. директора Хабаровской банковской школы

(колледжа) Банка России, кан. экон. наук, доцент

Утверждено издательско-библиотечным советом

академии в качестве учебного пособия для

студентов дистанционной формы обучения

 

Байбородина Виктория Григорьевна

Домагальская Ирина Михайловна

Иванина Валерия Александровна

Коваленко Елена Геннадьевна

Налоги и налогообложение

 

Учебное пособие

 

Редактор Г. С. Одинцова

Компьютерная вёрстка О. В. Москвитина

 

 

 

Подписано в печать_____________ Формат 60х84/19. Бумага писчая.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 6,0. Уч.- изд. л. 4,3.

 

680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, ХГАЭП, РИЦ

© Хабаровская государственная академия экономики и права, 2010

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

1. ПОНЯТИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГА

 

1.1. Сущность, признаки, формы и функции налогов

1.2. Принципы налогообложения

1.3. Основы построения налога

1.4. Классификация налогов

 

2. СОВРЕМЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1. Понятие и общая характеристика налоговой системы

2.2. Организационные принципы построения налоговой системы РФ

2.3. Налоги и сборы, составляющие систему налогов

2.4. Налоговые реформы

2.5. Налоговая политика

 

3. СУБЪЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

3.1. Общая характеристика участников налоговых отношений

3.2. Налогоплательщики и налоговые агенты

3.3. Налоговые органы

3.4. Органы внутренних дел

 

4. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

 

4.1. Содержание и формы налогового контроля

4.2. Налоговые проверки и их виды

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

5.1. Понятие и виды ответственности за правонарушения в сфере налогообложения

5.2. Налоговая ответственность за совершение налоговых правонарушений

5.3. Административная ответственность за совершение административных

правонарушений в сфере налогообложения

5.4. Уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Введение

 

Налоги – необходимое звено экономических отношений любого общества, являются важнейшим инструментом при определении социально-политических и экономических ценностей в государстве.

Изучение основ налогообложения и налоговой системы Российской Федерации является составной частью современного экономического образования.

Налоговая система современного общества включает законодательно установленную совокупность налогов и сборов, уплачиваемых налогоплательщиками, а также совокупность органов, обеспечивающих контроль за налоговыми поступлениями в бюджетную систему государства.

Данное учебное пособие разработано в соответствии с государственным стандартом, является обязательной дисциплиной для студентов всех форм обучения специальности «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение», «Бухгалтерский учёт, анализ, аудит».

Цель данного пособия – в доступной форме дать систематизированную информацию:

- о понятии и содержании налогов, их видах, классификации;

- действующей системе налогообложения;

- субъектах налоговых отношений;

- организации налогового контроля;

- понятиях и видах ответственности за совершение правонарушений по налогам.

Учебное пособие включает изложение только общих вопросов налогообложения, так как предназначено для студентов, которые помимо данной базовой дисциплины изучают и другие по отдельным вопросам налогообложения.

Для контроля за усвоением дисциплины, в пособии предусмотрены тесты. Вариант теста выбирается по последней цифре номера зачётной книжки:

№ варианта          
Последняя цифра зачётной книжки   0, 1   2, 3   4, 5   6, 7   8, 9

 

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВ

Принципы налогообложения

 

Реализация общественного предназначения налогов воплощается в налоговой системе любой страны, разрабатываемой с учётом базовых идей, правил и положений теории налогообложения.

Теоретическую основу любой налоговой системы составляет совокупность универсальных принципов.

Принципы налогообложения – это идеи, лежащие в основе построения отношений между государством и другими экономическими субъектами по поводу изъятия части стоимости совокупного национального продукта в пользу общества.

Всю совокупность этих принципов условно можно разделить на 3 группы (рисунок 4)

 

 

 

 


           
   
 
     
 
 
 
     
 
 
 
     
 
     
 
 
 
 
 
 

 

 


Рисунок 4 – Система принципов налогообложения

 

1. Юридические принципы – это идеи, лежащие в основе организации налогового производства, действия налоговых законов. Это область исследования налогового права.

2. Организационные принципы – это идеи построения национальных налоговых систем. Эти идеи основываются на конституционных положениях государства и отражаются в национальных налоговых кодексах (см. раздел 2).

3. Экономические принципы – это идеи, определяющие целесообразность налогов как экономического явления. Эти принципы носят исторический характер.

Впервые их разработал и определил в 1776 г. А. Смит. Чуть позднее принципы, разработанные А. Смитом, были обобщены и дополнены немецким экономистом, философом А. Вагнером.

В настоящее время наиболее реальное воплощение находят следующие экономические принципы:

1. Принцип справедливости предполагает установление обязанности субъектам экономических отношений принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям.

В налоговой теории рассматривается два аспекта принципа справедливости.

Горизонтальный аспект (принцип платёжеспособности) предполагает, что субъекты, находящиеся в равном экономическом положении, должны находиться и в равной налоговой позиции, т.е. одинаковые доходы должны облагаться налогом одинаковой природы и величины.

Вертикальный аспект (принцип выгоды) предполагает, что субъекты, находящиеся в неравном экономическом положении, должны находиться в неравной налоговой позиции, т.е. кто больше получает от государства общественных благ, должен больше платить налогов.

Методологическую основу принципа справедливости составляет прогрессивное и шедулярное налогообложение.

Прогрессивное налогообложение предусматривает, что после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается.

Шедулярная методика позволяет облагаемые доходы разделять на отдельные группы – шедулы, и к каждой шедуле применять свои правила и приёмы налогообложения (производить дифференцированное обложение доходов в зависимости от источников их поступления).

2. Принцип соразмерности или экономической сбалансированности интересов государства и налогоплательщиков.

Налогообложение как экономическая категория имеет свои пределы, определяемые в соответствии с принципом соразмерности.

Налоговый предел – это условная точка в налогообложении, в которой застигается оптимальная для налогоплательщика и государственной казны доля валового национального продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Сдвиг условной точки в ту или другую сторону порождает противоречивые ситуации, проявлениями которых являются политические конфликты, «бегство» капитала, массовое уклонение от налогов, миграция населения и др.

Теоретически принцип соразмерности ярко иллюстрирует кривая Артура Лаффера (рисунок 5).

r2 факт r2 факт

 

 
 


Нормальная зона шкалы
Ставка налога r
Запретная зона шкалы

 

       
   
 
 


Налоговая база, предъявленная к обложению
Величина теневого сектора экономики
r max

 
 

 


Рисунок 5 – Кривая Лаффера

 

А. Лаффер продемонстрировал связь между величиной ставок налогов и объёмом налоговых поступлений, показав, что более низкие ставки несут в себе способность не столько текущего уменьшения поступлений, сколько потенциал будущего их увеличения.

Согласно этой зависимости увеличение налоговой ставки до уровня r max будет обеспечивать увеличение, хотя и всё более замедляющимися темпами, налоговых поступлений до максимально возможной величины их H max. В диапазоне r 1факт.< r max, именуемом нормальной зоной шкалы ставок налогов, побудительные мотивы экономических агентов серьёзно не ущемляются, заинтересованность в легальной экономической деятельности, а следовательно, величина налоговой базы уменьшаются значительно медленнее, чем возрастает ставка. Соответственно налоговые поступления возрастают.

При превышении верхнего предела этой ставки – r max­, т.е. при нахождении налоговой ставки в диапазоне r 2факт.> r max, именуемом запретной зоной шкалы, у экономических агентов снижаются стимулы к легальной деятельности. Производство сокращается, а соответственно уменьшаются налоговая база и объём налоговых поступлений. Происходит перемещение производства ВВП в теневой сектор экономики, свободный от налоговых обязательств. Нахождение налоговой ставки в запретной зоне является «налоговой ловушкой».

Таким образом, один и тот же объём налоговых поступлений (H2 = H1) обеспечивается при разных ставках налога (r 2факт. и r 1факт. соответственно). Но при этом более низкие налоговые ставки предпочтительнее. Они ориентированы на перспективу, поскольку не подавляют предпринимательскую активность экономических агентов, позволяют им осуществлять инвестиции и расширять производство. Через определённое время дополнительный объём производства увеличит базу обложения, что обеспечит прирост налоговых поступлений.

Принцип удобства или максимального учёта интересов и возможностей налогоплательщиков основан на определённости налогового платежа, т.е. всех элементов налога, а также удобстве исчисления и времени уплаты налога, в первую очередь для налогоплательщика. Одним из обязательных атрибутов этого принципа является предварительная информированность налогоплательщика не только об исчерпывающем перечне налогов, которые ему следует уплатить, но и о всех вводимых в налоговое законодательство изменениях.

Принцип эффективности (принцип экономичности) подразумевает необходимость установления таких налогов, чтобы поступления по каждому налогу существенно перекрывали затраты государства на его администрирование.

 

 

Основы построения налога

 

Налог – это структурная категория, которая имеет свою логику построения, определяемую совокупностью взаимосвязанных между собой элементов.

В налоговой теории рассматривают два признака классификации элементов налога:

1) по порядку установления

2) по экономическому содержанию

По порядку установления элементы налога подразделяются на обязательные и факультативные.

По экономическому содержанию элементы налога подразделяются на основные и дополнительные. Причём эти группировки элементов пересекаются между собой (рисунок 6).

 

дополнительные

Рисунок 6 – Взаимосвязь разных элементов налога

 

Обязательность формализации элементов налога закреплена в Налоговом кодексе РФ. В ст. 17 НК РФ сказано, что «налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

Таким образом, только при определении всей совокупности обязательных элементов налога обязанность налогоплательщика по его уплате может считаться установленной.

Обязательные элементы налога отличает их универсальность и императивность.

Группу обязательных элементов дополняет группа факультативных элементов, раскрытие которых при установлении налога не обязательно, а возможно. Соответственно отсутствие факультативных элементов не может приводить к ситуации, когда налог будет считаться неустановленным. К факультативным элементам следует отнести:

· налоговые льготы и основания для их применения;

· отчётный период;

· налоговый агент и др.

Обязательные и факультативные элементы налога раскрывают внутреннее устройство налога, поэтому они формируют основную группу элементов налога.

Дополнительные элементы налога используются при разработке конструкции налога, поэтому они дополняют основные элементы налога. К дополнительным элементам следует отнести носитель налога; предмет налога; единица обложения; масштаб налога; налоговый оклад; источник налога и др.

Налогоплательщик (субъект налога) – обязательный элемент налогообложения, характеризующий лицо, на которое по закону возлагается юридическая обязанность уплачивать налоги за счёт собственных средств. Точная трактовка ст. 19 НК: налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возлагается обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В практике налогообложения определены две категории лиц, признаваемые налогоплательщиками.

Организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ.

Физические лица – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства; индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Кроме того, налогоплательщиками признаются лица при выполнении хотя бы одного из следующих условий:

- лицо осуществляет экономическую деятельность на территории страны;

- лицо извлекает доходы от источников, находящихся в этой стране;

- лицо становится участником отношений, одним из условий которых является уплата государственной пошлины;

- лицо признаётся налоговым резидентом.

Резидентство – это юридический статус налогоплательщика.

Среди физических лиц налоговыми резидентами признаются лица, которые по налоговому законодательству страны подлежат в ней налогообложению либо по месту постоянного жительства (страны, места, где они располагают постоянным жительством), либо по месту постоянного пребывания, под которым понимается пребывание в стране не менее установленного законом числа календарных дней в течение определённого периода. В РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в течение 12 последовательных календарных месяцев.

Резидентство для российских организаций определяется по местному их регистрации, месту осуществления экономической деятельности или по иному законодательно установленному критерию.

Для иностранных организаций определяющим для признания их налоговыми резидентами признаётся термин «постоянное представительство». Этот термин определяется в соглашениях между странами во избежание двойного налогообложения.

Налоговый агент – лицо, на которое в соответствии с законом возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Носитель налога – лицо, которое в конечном итоге несёт бремя данного налога. При использовании прямых налогов субъект и носитель – это, как правило, одно и то же лицо, при косвенном налогообложении, как правило, разные лица. В ситуации, когда субъект и носитель налога – разные лица, налоговый платёж за счёт средств носителя уплачивается субъектом в бюджет.

Предмет налогообложения – события, вещи, явления материального мира (имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (работ, услуг), юридически значимые действия), которые обусловливают и предопределяют объект налогообложения. Сам по себе предмет налогообложения отражает только свойства фактического характера, он не порождает налоговых последствий. Налоговые обязательства возникают при определённом юридическом состоянии субъекта к предмету налогообложения.

Объект налогообложения – обязательный элемент, характеризующий юридический факт (действие, событие, состояние) по отношению к предмету

налогообложения, который обусловливает возникновение обязанности субъекта по уплате налога.

Налоговая база – обязательный элемент, который представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Масштаб налога – определённая законом мера измерения (стоимостная), количественная или физическая характеристика объекта налогообложения. При использовании в качестве меры измерения стоимости характеристики масштабом налога являются денежные единицы, при использовании количественной характеристики это могут быть, например, мощность или объём двигателя, площадь земельного участка, объём воды; при использовании физической характеристики – крепость напитков, характеристика бензина.

Единица налога – элемент, характеризующий условную единицу принятого масштаба налога, используемую для количественного выражения налоговой базы. Выбор единицы налога должен обусловливаться возможностью практического удобства её использования, например: при обложении доходов, прибыли, добавленной стоимости – 1 руб., при обложении транспортных средств – 1 л.с. (лошадиная сила), при обложении земли – 1 га, при обложении напитков – 1 л, при обложении бензина – 1 т.

Налоговый период – обязательный элемент, характеризующий срок, по истечении которого окончательно формируется налоговая база и определяется конечный размер налогового обязательства.

Отчётный период – факультативный элемент, характеризующий срок, по истечении которого налогоплательщиком уплачиваются авансовые платежи по налогу, и представляется соответствующая отчетность.

Налоговая ставка – обязательный элемент, характеризующий размер или величину налога на единицу налогообложения.

В зависимости от построения налогов различают твёрдые и долевые ставки.

Твёрдые ставки устанавливаются в абсолютных суммах на единицу обложения. Если твёрдая ставка представляет собой часть стоимости предмета обложения, то она называется специфической.

Долевые ставки устанавливаются в определённых долях единицы обложения. Установленные в сотых долях ставки носят название процентных и подразделяются:

- на процентные прогрессивные (размер ставки растёт по мере роста размера объекта обложения);

- процентные регрессивные (размер ставки снижается по мере роста размера объекта обложения);

- процентные пропорциональные (размер ставки не изменяется при изменении размера объекта обложения).

Если процентная пропорциональная ставка представляет собой долю стоимости предмета обложения, то она называется адвалорной.

При одновременном применении специфических и адвалорных ставок общее название ставки – комбинированная.

Налоговая льгота – факультативный элемент, характеризующий представление налоговым законодательством отдельным категориям налогоплательщиков (плательщикам сборов) исключительных преимуществ, включая возможность не уплачивать налог (сбор) или уплачивать в меньшем размере, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика (плательщика сбора).

Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта обложения (налоговый платёж за определённый налоговый период).

Источник налога – это соответствующий экономический показатель, отражающий резерв, за счёт которого налогоплательщик уплачивает налог.

Порядок исчисления налога – обязательный элемент, характеризующий методику исчисления налогового оклада. Есть две основные методики исчисления, встречающиеся в российской практике: некумулятивная (обложение налоговой базы предусматривается по частям) и кумулятивная (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала налогового периода с определением итоговой суммы по его окончанию). В свою очередь, эти методики представляют собой совокупность законодательно установленных приёмов и способов расчёта налогового оклада.

Приём – это формализованное действие (формула), связывающее определённым законом образом налоговую базу, налоговую ставку и налоговые льготы с результатом исчисления (налоговым окладом). Кто и каким образом реализует установленные приёмы, устанавливается в соответствующем способе исчисления: «по декларации», «у источника» и «по кадастру». Наиболее распространён способ самостоятельного исчисления налогового оклада – по декларации.

Порядок и сроки уплаты налога – обязательный элемент, характеризующий законодательно установленные способы и сроки внесения налога его получателю. К возможным способам внесения налога относятся согласно ст. 58 НК уплата его в наличной и безналичной формах. Сроки уплаты налога (сбора) в соответствии со ст. 57 НК могут определяться:

- конкретной календарной датой;

- истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами,

днями;

- указанием на событие, которое должно произойти;

- указанием действия, которое должно быть совершено.

При расчёте налоговой базы налоговым органом обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Конкретный порядок и сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу: по федеральным – налоговым кодексом РФ, по региональным – законами субъектов РФ, по местным – нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

 

Классификация налогов

 

Классификация налогов – это их группировка, обусловленная определёнными целями и задачами.

Любая классификация субъективна, т.к. зависит от мнения её разработчика и тех целей, которые он ставит перед собой. Однако множественность налогов объективна т.к. позволяет уловить платёжеспособность налогоплательщиков; отразить разнообразие форм доходов, сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным и т.п.

Тем не менее в налоговой теории для общих сопоставлений налогов применяется так называемая традиционная классификация, которая включает разные по содержанию, назначению признаки группировки налогов (рисунок 7)

 

 

Классификация налогов

 


               
   
 
 
   
 
 
 
   
 
 
   
 
   

 

 


Рисунок 7 – Классификационный состав налогов

Федеральными признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональными признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Местными признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Обязательные налоги устанавливаются федеральными законами и взимаются на всей территории РФ независимо от бюджета, в который они поступают. В РФ обязательными являются все федеральные налоги и налог на имущество физических лиц.

Факультативные налоги предусмотрены НК РФ, однако непосредственно вводятся на территориях субъектов РФ или муниципальных образований соответствующими законами субъектов РФ или нормативными правовыми актами муниципальных образований.

Общие (абстрактные, немаркированные) налоги, поступая в бюджет любого уровня, обезличиваются и расходуются на цели, определённые приоритетами соответствующего бюджета.

Специальные (целевые, маркированные) налоги имеют заранее определённое целевое назначение и строго закреплены за определёнными видами расходов.

Прямые налоги – это налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. В этом случае основанием для налогообложения служат факты получения доходов и владения имуществом налогоплательщиком, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством.

Косвенные налоги взимаются в процессе оборота товаров (работ, услуг), при этом они включаются в виде надбавки к цене или тарифу, которая оплачивается конечным потребителем (носителем налога). Производитель товара (работы, услуги) при их реализации получает с покупателя цену и сумму налога в виде надбавки к цене, которую в последующем перечисляет государству.

Натуральные – уплачиваются вещами, определяемыми родовыми признаками, например, часть собранного урожая, добытой продукции (передаваемой недропользователями государству по соглашению о разделе продукции) (обычно используется в период экономических кризисов или расстройства денежной системы). Например, продналог (в 1925 г. был заменён денежным налогом).

Денежные налоги – выплачиваются только деньгами.

При окладных налогах их сумма (оклад) устанавливается для каждого отдельного налогоплательщика налоговым органом и обязанность уплаты налогов возникает только после получения плательщиком соответствующего распоряжения (налогового уведомления).

Неокладные налоги исчисляются и уплачиваются налогоплательщиками самостоятельно.

Активные налоги характеризуются тем, что их объект, предмет, налоговая база и источник выплаты формируются в результате текущей хозяйственной и производственной деятельности налогоплательщика (например, ННП, все косвенные налоги). Эти налоги называются активными, т.к. они сориентированы на результаты активной деятельности налогоплательщика.

При пассивных налогах объект и предмет налога не связан с поведением или деятельностью налогоплательщика. Налог не увязывается с результатом деятельности налогоплательщика. Источник налога не связан с предметом, объектом и налоговой базой.

В качестве объекта таких налогов может выступать некоторое состояние субъекта (например, факт обладания вещью, безбрачие, отсутствие детей и т.п.).

Раскладочные налоги – это налоги, в основе определения налоговой ставки которых лежит задача получения конкретной суммы средств для финансирования определённых расходов, и далее эта сумма на основе какого-либо принципа «раскладывается» на налогоплательщиков.

Количественные налоги исходят из необходимости сформировать определённый фонд денежных средств. Предполагается, что эти налоги учитывают возможность налогоплательщика уплатить налог.

Классификация налогов по элементам предполагает в качестве группировочного признака рассматривать определённый элемент налога, например по субъекту налоги подразделяются:

- на налоги, взимаемые только с организаций;

- налоги, взимаемые только с физических лиц;

- смешанные налоги (взимаются как с организаций, так и с физических лиц) по срокам уплаты;

- срочные;

- периодические и т.п..

Персонифицированные налоги – это налоги, основу юридической конструкции которых составляет субъект. Например, основу юридической конструкции налога на прибыль составляют характеристики налогоплательщика (резидентство, сфера деятельности и т.п.).

Пообъектные налоги – это налоги, основу юридической конструкции которых составляет объект (например, право собственности на имущество).

 

Рисунок 11 – Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени

 

Вступление в силу Акты законодательства о налогах – не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах – не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в НК в части установления новых налогов и сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы – не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

 

Обратная сила Имеют обратную силу: · Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и иных обязанных лиц. · Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов), а также иных обязанных лиц, или иным образом улучшающие их положение – если прямо предусматривают это. Не имеют обратной силы: · Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

 

Принцип множественности налогов включает в себя несколько аспектов, важнейшим из которых выступает то, что налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинация различных налогов и облагаемых объектов должны образовывать такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам.

Другим аспектом этого принципа выступает недопустимость «бюджета одного налога», поскольку при неожиданности изменений экономической и политической ситуации доходная часть бюджета может не состояться.

Множественность налогов позволяет создать предпосылки для проведения гибкой налоговой политики государством, в большей мере уловить платёжеспособность налогоплательщиков, выровнять налоговое бремя и сделать общее его психологически менее заметным, отразить разнообразие форм доходов с учётом всех сторон экономической деятельности граждан и организаций, воздействовать на потребление и накопление.

Кроме того, из принципа множественности следует эффект взаимодополняемости налогов, согласно которому искусственная оптимизация по одному налогу неизменно повлечёт за собой рост платежей по другому налогу.

Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов ориентирует налоговую политику России на унификацию налоговых платежей (региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления). Данный принцип – проявление государственно-правовой идеи фискального федерализма как основного способа разделения налоговых полномочий между федеральными и региональными властями, а также органами местного самоуправления.

Все вышеуказанные принципы построения налоговой системы нашли отражение в положениях части 1 НК РФ (рисунок 12).

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.209.81.51 (0.128 с.)