Гальцев Ю.В., Байкова И.Н., Якушев В.В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гальцев Ю.В., Байкова И.Н., Якушев В.В.



Гальцев Ю.В., Байкова И.Н., Якушев В.В.

Методические рекомендации для изучения дисциплины слушателями факультета заочного обучения по специальности 040700.62 – Организация работы с молодежью (бакалавр). СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2014. - 49 с.

 

Методические рекомендации по курсу «Первая помощь» разработаны на основе программы по данной дисциплине и в соответствии с требованиями ГОС ВПО к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальности 040700.62 – Организация работы с молодежью (бакалавр).

Методические рекомендации подготовлены с учетом рабочих учебных планов слушателей факультета заочного обучения Санкт-Петербургского университета МВД России и включают в себя общие методические рекомендации по изучению дисциплины, распределение учебного времени по видам занятий, рекомендации по изучению основных вопросов тем дисциплины, вопросы и задания для самоконтроля, рекомендуемый список основной и дополнительной литературы по каждой теме, перечень контрольных вопросов и методические рекомендации к подготовке к зачету.

Методические рекомендации рассмотрены на заседании кафедры судебно-экспертной деятельности (протокол № ___ от «___» _____ 2014г.), одобрены на заседании методического совета (протокол № ___ от «___»______ 2014 г.) Санкт-Петербургского университета МВД России.

Рекомендованы в качестве учебно-методического пособия для слушателей заочной формы обучения.

 

 

Рецензенты:

 

 

А.Ю.Чудаков - руководитель медицинского департамента Всемирной Научной Ассоциации Санкт-Петербургское отделение, доктор медицинских наук, профессор.

 

Г.В. Парамонова - профессор кафедры криминалистических экспертиз и исследований СПб университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

 

© Санкт-Петербургский университет

МВД России, 2014.

Содержание:

Общие методические рекомендаци………….………………………………..4

Распределение учебного времени по темам и видам занятий для специальности: 040700.62 – Организация работы с молодежью (бакалавр)……...…………………...…………………………………………...6

Тема 1. Понятие об основах анатомии и физиологии. Общие сведения о системе дыхания, кровообращения и других жизненно важных функциях.……………………………………………………………………….7

Тема 2: Понятие о травме, травматизме и несчастных случаях в быту. Первая помощь пострадавшим при травмах.………………………….…....12

Темы 3: Оказание первой помощи при ранениях.…………………………..16

Тема 4:Оказание первой помощи при кровотечениях. Правила

наложения кровоостанавливающего жгута.…………………..……..……...24

Тема 5:Оказание первой помощи при повреждении костно-мышечной системы.……………………..……………………………………………..…..27

Тема 6.Реанимация (оживление). Понятие о танатологии.………………..30

Тема 7: Первая помощь при внезапных заболеваниях, отравлениях, ожогах, обморожениях, поражении электрическим током, утоплении.…..37

Тема 8: Первая помощь при дорожно-транспортных происшествиях.……………………………………………………………….39

Перечень контрольных вопросов для подготовки обучающихся к промежуточной аттестации (зачету)…………………………………………44

Методические рекомендации по подготовке к зачету ……………………..46

Раздел I. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Умениебыстро и эффективно оказать первую помощь всегда очень важно в нормальных обстоятельствах. Однако в чрезвычайных ситуациях, когда не приходится ожидать, помощи специалистов, значение этой способности неизмеримо возрастает. Несмотря на недостаток или полное отсутствие медикаментов и мединструмента, важно уметь оказать первую помощь себе или другим пострадавшим или больным. Порой сочетание минимальных познаний и умений с импровизированным оборудованием может спасти человеку жизнь.

Основными условиями успеха при оказании первой медицинской помощи пострадавшим от несчастных случаев являются спокойствие, находчивость, быстрота действий, знания и умение подающего помощь или оказывающего самопомощь. Эти качества воспитываются и могут быть выработаны в процессе специальной подготовки, которая должна проводиться наряду с профессиональным обучением, так как одного знания настоящих правил оказания первой помощи недостаточно. Каждый сотрудник должен уметь оказать помощь так же квалифицированно, как выполнять свои профессиональные обязанности, поэтому требования к умению оказывать первую медицинскую помощь и профессиональным навыкам должны быть одинаковыми.

Цель дисциплины «Первая помощь» − изучение и усвоение слушателями основных симптомов (признаков) наиболее распространенных неотложных состояний, возникающих в результате несчастных случаев, аварий, воздействия неблагоприятных факторов внешней среды и при различных правонарушениях (преступлениях); овладение практическими навыками и формирование умений по оказанию первой помощи пострадавшим в подобных ситуациях.

Преподавание и изучение курса «Первая помощь» имеет целью освоить:

- наиболее часто встречающиеся угрожающие жизни человека состояния и правила оказания первой помощи при них;

- этапы, оказания первой помощи и организацию информационного ее обеспечения;

- цели и задачи оказания первой помощи вообще, и в органах внутренних дел в частности;

- использование, имеющихся возможностей управления в соответствующих ОВД для решения возникших задач при оказании первой помощи;

- общие знания о медицинском и правовом обеспечении процесса оказания первой помощи;

- навыки практического применения знаний по вопросам оживления человека (реанимации), транспортировки больных и пострадавших в лечебные учреждения, наложения повязок, шин и т.п.

Изучение курса завершается сдачей зачета.

Важное значение в повышении уровня подготовки по любому предмету, а по данному курсу особенно, имеет самостоятельная (индивидуальная) работа в учебное и не учебное время. От того, насколько систематически работают обучающиеся над рекомендованной монографической, учебной и специальной литературой, а также конспектом лекций по дисциплине «Первая помощь», отрабатывают самостоятельно практические навыки оказания первой помощи, зависит не только объем и устойчивость приобретенных ими знаний, умений и навыков, но и формирование гражданской позиции сотрудника полиции.

Данная дисциплина является важной составляющей общей профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, в объем которой входят действия и приемы, которые могут быть выполнены человеком, не имеющим специальной медицинской подготовки, но от их своевременности и качества в ряде случаев зависит жизнь пострадавшего.

Цель данных методических рекомендаций – оказать помощь слушателям заочного факультета в подготовке к зачету и указать на наиболее важные вопросы, рассматриваемые в ходе преподавания курса.

 

II. Распределение учебного времени по темам и видам занятий (по специальности 40.05.02 – Правоохранительная деятельность (специализация – оперативно-разыскная деятельность органов внутренних дел)).

 

№ темы Наименование раздела и темы СР Аудиторные занятия Всего часов
          Л С ПЗ КР Всего аудит.  
  Понятие об основах анатомии и физиологии. Общие сведения о системе дыхания, кровообращения и других жизненно важных функциях.              
  Понятие о травме, травматизме и несчастных случаях в быту. Первая помощь пострадавшим при травмах.              
  Оказание первой помощи при ранениях.              
  Оказание первой помощи при кровотечениях. Правила нало-жения кровоостанавливаю-щего жгута.              
  Оказание первой помощи при повреждении костно-мышеч-ной системы.              
  Реанимация (оживление). Понятие о танатологии.              
  Первая помощь при внезапных заболеваниях, отравлениях, ожогах, обморо-жениях, поражении электри-ческим током, утоплении.              
  Первая помощь при дорожно-транспортных происшествиях.              
  Написание контрольной рабо-ты.              
  Подготовка к зачету.              
  Зачет.              
  Итого:              

 

III. Рекомендации по изучению учебной дисциплины.

 

Тема 1. Понятие об основах анатомии и физиологии. Общие сведения о системе дыхания, кровообращения и других жизненно важных функциях.

Учебные вопросы:

1. Организм человека как единое целое.

2. Основные системы организма человека и их функции.

 

Методические рекомендации для самостоятельной работы:

Вопросы данной темы являются основополагающими, и от их успешного изучения в принципе зависит все дальнейшее усвоение дисциплины.

Человеческий организм в целом представляет собой очень сложную живую биологическую систему. В связи с этим его изучение должно идти от простого к сложному - от органов и систем органов к целостному организму. Только обобщив весь изученный материал по анатомии и физиологии систем органов можно создать представление о человеческом организме как единой структуре.

Анатомия - (от греч. аnаtеmnо - рассекаю) - наука о форме, строении и развитии организма. Основным методом анатомии было рассечение трупов, откуда и происходит ее название. Физио­логия - (от греч. рhysis - природа и 1оgоs - наука, учение) - изучает функции, а именно процессы жизнедеятельности живого организма, его органов, тканей, клеток и структурных элементов клеток, а также видовое и индивидуальное развитие функций, их взаимосвязи и изменения в разных условиях внешней среды и при различном состоянии организма.

Подготовку к вопросам данной темы следует начать с изучения «Костно-мышечной системы», а затем изучить деятельность других систем. Деятельность «Сердечно-сосудистой системы» и «Дыхательной системы» в совокупности с «Центральной нервной системой» и «Костно-мышечной системой» дают возможность понять в целом функционирование здорового организма и изменение его деятельности при травме.

Двигательный аппарат человека состоит из костей, соединен­ных между собой с помощью суставов, хрящевой ткани и мышц. Кости и их соединения относят к пассивной части двигательного аппарата, а мышцы к его активной части.

Функции скелета следующие: опорно-двигательная; защитная для мягких тканей и органов; участие в минеральном обмене (депо фосфора, кальция); участие в процессах кроветворения (красный костный мозг).

Твердый скелет человека состоит более чем из 200 костей, из которых 95 парные кости. Скелет имеет массу 5-6 кг. Само сло­во скелет происходит от греческого «высушенный». Все кости проще разделить на трубчатые и плоские. Каждая кость занимает в теле человека определенное место и всегда находится в непосредственной связи с другими костями, тесно прилегая к одной или нескольким костям. Все кости покрыты надкостницей плотно сросшейся с костью. Из нее нервные волокна и сосуды проникают в кость и обеспечивают обменные процессы.

Мышцы - активная часть двигательного аппарата человека. Все скелетные мышцы, а также мышцы головы, туловища и конечнос­тей состоят из поперечно - полосатой мышечной тка­ни. Сокращения поперечнополосатых мышц подчинено воле человека, поэтому такие мышцы называются произвольной мускулатурой. За счет гладкой мышечной ткани образуются мышечные оболочки внутренних органов, кровеносных и лимфатичес­ких сосудов и мышц кожи. Сокращение гладкой мускулатуры не под­чиняется воле человека, поэтому гладкую мускулатуру называют не произвольной.

Далее, следует раскрыть принцип работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Кровь заключена в систему сосудов, где она, благода­ря работе сердца как «нагнетающего насоса», находится в непре­рывном движении. Кровеносные сосуды делятся на артерии, артериолы, капилляры, венулы и вены. По артериальным сосудам кровь те­чет от сердца к тканям. Артерии по мере удаления от сердца постепенно ветвятся на все более мелкие сосуды и, наконец, превращаются в артериолы. Последние, в свою очередь, распадаются на систему тончайших сосу­дов - капилляров. От капилляров начинаются мелкие вены (венулы). Они постепенно сливаются и укрупняются. К сердцу кровь притекает по самым крупным венам. Таким образом, в центре системы кровооб­ращения находится сердце. От него начинается круги кровообраще­ния, которые условно делят на большой и малый.

К органам дыхания относятся носовая полость, гортань, тра­хея, бронхи и легкие. В дыхательной системе выделяют воздухоносные пути (носовая полость, гортань, трахея, бронхи) и дыхательную часть, представленную дыхательной паренхимой легких. В последней происходит газообмен между воздухом, содержащимся в альвеолах легких, и кровью.

Ритмичные колебания напряженных стенок ар­терий, возникающие в результате выбрасывания левым желудочком под давлением крови в аорту, называют пульсом. Пульс является важнейшим показателем состояния сердечно-сосудистой системы человека и прощупывается в местах, где арте­рии находятся непосредственно под кожей.

Также, необходимо уделить внимание «Нервной системе», которую условно подразделяют на соматиче­скую и вегетативную.

Соматическая нервная система осуществляет преимущественно функции связи организма с внешней средой, обеспечивая чувстви­тельность организма и движения.

Вегетативная нервная система оказывает влияние на процессы регуляции функций внутренних органов (обмен веществ, дыхание, выделение и др.). Ее делят на симпатическую и парасимпатическую.

В нервной системе выделяют центральную часть - головной и спинной мозг (центральная нервная система - ЦНС) и периферичес­кую. Последняя представляет собой отходящие от головного и спин­ного мозга нервы (периферическая нервная система). На разрезе мозга видно, что он состоит из серого и белого вещества. Серое вещество - скопление нервных клеток (Нейронов). Ограниченное скопле­ние серого вещества носит название ядер. Белое вещество состоит из нервных волокон. Нервные волокна образуют про­водящие пути или тракты, идущие в спинной мозг.

При подготовке по данной теме должны быть рассмотрены и раскрыты следующие основные вопросы.

Организм человека как целое. Понятие о клетках и тканях. Костно-мышечная система. Скелет человека, его основные функции, соединения костей. Суставы, мышцы и связочный аппарат человека, их функции.

Сердечно-сосудистая система. Сердце и его функции. Виды кровеносных сосудов. Большой и малый круги кровообращения. Органы дыхания, их значение для деятельности организма. Органы пищеварения и выделения. Нервная система. Кожа, ее строение и физиология.

Вопросы для самоконтроля.

1. Перечислите основные системы, обеспечивающие жизнь организма человека.

2. Как устроена нервная система человека?

3. Строение и функция сердечно-сосудистой системы.

4. Основные элементы дыхательной системы, строение и функция.

5. Какие условия необходимы для нормального процесса дыхания (выдоха и вдох)?

6. Назовите элементы костно-мышечной системы.

7. Основные виды костей в организме человека.

8. Что такое пульс и почему важно знать его характеристики при оказании первой помощи?

Для более детального изучения темы слушателям рекомендуется выполнить следующие задания письменно:

1. Схематически отобразить работу сердечно сосудистой системы (большой и малый круги кровообращения) и кратко описать ее.

2. Схематически отобразить работу дыхательной системы и кратко описать ее.

3. Схематически отобразить основные элементы опорно-двигательной системы и кратко описать основные функции.

4. Нарисуйте строение кожного покрова человека и кратко распишите ее.

 

Литература

Основная:

1. Ахметшин Р.Р. Первая помощь при ранениях и кровотечениях пострадавшим в ДТП: лекция / Р.Р. Ахметшин, ред. Р.Ш. Гарипов: ВИПК МВД России, Фил. Г. Набережные Челны – Домодедово: ВИПК МВД России, 2013.- 28 с.

2. Первая помощь при угрожающих жизни человека состояниях. практическое пособие / под ред. проф. Ю.В. Гальцева. СПб: Изд-во СПб университет МВД России. 2013.- 88 с.

Дополнительная:

1. Величко В.Н., Цикулин А.Е. Основы доврачебной помощи. М., 1996.

2. Зюзин В.А. Методическое пособие по оказанию первой медицинской помощи сотрудникам милиции, пострадавшим гражданам при несчастных случаях, террористических актах, в зонах стихийных бедствий и вооруженных конфликтах. М., 2000.

3. Методические рекомендации по оказанию первой медицинской помощи (для санинструкторов и личного состава ГУВД). Медицинское управление ГУВД г. Москвы. М., 2001.

4. Начальная профессиональная подготовка. Зюзин В.А. и др. М.: «Щит-М», 2004.

5. Первая медицинская помощь при ДТП // Учебное пособие. ИД Третий Рим, 2013. 48 с.

6. Родионова О.М., Башкиров А.А. Первая доврачебная помощь. М., 2004.

Литература

Основная:

1. Ахметшин Р.Р. Первая помощь при ранениях и кровотечениях пострадавшим в ДТП: лекция / Р.Р. Ахметшин, ред. Р.Ш. Гарипов: ВИПК МВД России, Фил. Г. Набережные Челны – Домодедово: ВИПК МВД России, 2013.- 28 с.

2. Первая помощь при угрожающих жизни человека состояниях. практическое пособие / под ред. проф. Ю.В. Гальцева. СПб: Изд-во СПб университет МВД России. 2013.- 88 с.

Дополнительная:

1. Величко В.Н., Цикулин А.Е. Основы доврачебной помощи. М., 1996.

2. Зюзин В.А. Методическое пособие по оказанию первой медицинской помощи сотрудникам милиции, пострадавшим гражданам при несчастных случаях, террористических актах, в зонах стихийных бедствий и вооруженных конфликтах. М., 2000.

3. Методические рекомендации по оказанию первой медицинской помощи (для санинструкторов и личного состава ГУВД). Медицинское управление ГУВД г. Москвы. М., 2001.

4. Начальная профессиональная подготовка. Зюзин В.А. и др. М.: «Щит-М», 2004.

5. Первая медицинская помощь при ДТП // Учебное пособие. ИД Третий Рим, 2013. 48 с.

6. Родионова О.М., Башкиров А.А. Первая доврачебная помощь. М., 2004.

Литература

Основная:

1. Ахметшин Р.Р. Первая помощь при ранениях и кровотечениях пострадавшим в ДТП: лекция / Р.Р. Ахметшин, ред. Р.Ш. Гарипов: ВИПК МВД России, Фил. Г. Набережные Челны – Домодедово: ВИПК МВД России, 2013.- 28 с.

2. Первая помощь при угрожающих жизни человека состояниях. практическое пособие / под ред. проф. Ю.В. Гальцева. СПб: Изд-во СПб университет МВД России. 2013.- 88 с.

Дополнительная:

1. Величко В.Н., Цикулин А.Е. Основы доврачебной помощи. М., 1996.

2. Зюзин В.А. Методическое пособие по оказанию первой медицинской помощи сотрудникам милиции, пострадавшим гражданам при несчастных случаях, террористических актах, в зонах стихийных бедствий и вооруженных конфликтах. М., 2000.

3. Методические рекомендации по оказанию первой медицинской помощи (для санинструкторов и личного состава ГУВД). Медицинское управление ГУВД г. Москвы. М., 2001.

4. Начальная профессиональная подготовка. Зюзин В.А. и др. М.: «Щит-М», 2004.

5. Первая медицинская помощь при ДТП // Учебное пособие. ИД Третий Рим, 2013. 48 с.

6. Родионова О.М., Башкиров А.А. Первая доврачебная помощь. М., 2004.

 

Литература

Основная:

1. Ахметшин Р.Р. Первая помощь при ранениях и кровотечениях пострадавшим в ДТП: лекция / Р.Р. Ахметшин, ред. Р.Ш. Гарипов: ВИПК МВД России, Фил. Г. Набережные Челны – Домодедово: ВИПК МВД России, 2013.- 28 с.

2. Первая помощь при угрожающих жизни человека состояниях. практическое пособие / под ред. проф. Ю.В. Гальцева. СПб: Изд-во СПб университет МВД России. 2013.- 88 с.

Дополнительная:

1. Величко В.Н., Цикулин А.Е. Основы доврачебной помощи. М., 1996.

2. Зюзин В.А. Методическое пособие по оказанию первой медицинской помощи сотрудникам милиции, пострадавшим гражданам при несчастных случаях, террористических актах, в зонах стихийных бедствий и вооруженных конфликтах. М., 2000.

3. Методические рекомендации по оказанию первой медицинской помощи (для санинструкторов и личного состава ГУВД). Медицинское управление ГУВД г. Москвы. М., 2001.

4. Начальная профессиональная подготовка. Зюзин В.А. и др. М.: «Щит-М», 2004.

5. Первая медицинская помощь при ДТП // Учебное пособие. ИД Третий Рим, 2013. 48 с.

6. Родионова О.М., Башкиров А.А. Первая доврачебная помощь. М., 2004.

Тема 5. Оказание первой помощи при повреждении костно-мышечной системы.

Учебные вопросы:

1. Основные механические повреждения и первая помощь при них.

2. Виды переломов костей. Первая помощь и транспортная иммобилизация при наиболее частых видах переломов.

Методические рекомендации для самостоятельной работы:

Анатомические или функциональные нарушения тканей и органов, возникающие в результате повреждающего действия внешних факторов на организм человека, называются травмой, или повреждением. Воздействия могут быть механическими (удар, сдавливание, растяжение), физическими (воздействие тепла и холода, электричества, радиоактивного излучения), химическими (обусловленных действием кислот, щелочей, ядов), психическими (испуг, страх). Тяжесть повреждения зависит от силы и времени воздействия этих факторов.

Наиболее часто повреждения вызываются механическими воздействиями, т. е. непосредственным действием механической силы (удар, сдавливание, растяжение) на ткани организма. Механические повреждения могут быть закрытыми и открытыми. Закрытыми повреждениями считаются такие, при которых нет нарушения целости кожных покровов и слизистых оболочек. К ним относятся ушибы, растяжения, подкожные разрывы мягких тканей (мышц, сухожилий, сосудов, нервов). Открытые повреждения — повреждения органов и тканей, сопровождающиеся нарушением целости кожных покровов или слизистых оболочек (раны, открытые переломы костей).

Травмы также могут быть термическими, химическими, электротравмы, психические травмы, баротравмы, возникающие в основном после взрыва (за счет взрывной волны повреждаются среднее ухо, разрыв барабанной перепонки, сопровождается это черепно-мозговыми проявлениями - сотрясением, ушибом головного мозга).

При подготовке по данной теме должны быть рассмотрены и раскрыты следующие основные вопросы.

Признаки ушиба, вывиха, растяжения, разрыва связок. Синдром длительного сдавливания. Первая помощь при них.

Виды переломов костей. Осложнения при переломах. Иммобилизация кисти, предплечья, плеча, стопы, бедра.

Первая помощь при переломе челюсти, ключицы, ребер, позвоночника, костей таза, сотрясении головного мозга, переломе костей черепа.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите признаки переломов конечностей.

2. Перечислите признаки переломов костей позвоночника.

3. Основные правила создания покоя поврежденному органу (иммобилизация)?

4. Использование стандартных и подручных средств при переломах конечностей?

5. Порядок раздевания и одевания пострадавших (при наложении шин и др.)?

 

Для более детального изучения темы слушателям рекомендуется выполнить следующие задания письменно:

1. Схематически отобразить классификацию основных видов переломов.

2. Систематизировать в виде алгоритма действий по иммоблизации конечностей при переломах.

 

Литература

Основная:

1. Ахметшин Р.Р. Первая помощь при ранениях и кровотечениях пострадавшим в ДТП: лекция / Р.Р. Ахметшин, ред. Р.Ш. Гарипов: ВИПК МВД России, Фил. Г. Набережные Челны – Домодедово: ВИПК МВД России, 2013.- 28 с.

2. Первая помощь при угрожающих жизни человека состояниях. практическое пособие / под ред. проф. Ю.В. Гальцева. СПб: Изд-во СПб университет МВД России. 2013.- 88 с.

Дополнительная:

1. Величко В.Н., Цикулин А.Е. Основы доврачебной помощи. М., 1996.

2. Зюзин В.А. Методическое пособие по оказанию первой медицинской помощи сотрудникам милиции, пострадавшим гражданам при несчастных случаях, террористических актах, в зонах стихийных бедствий и вооруженных конфликтах. М., 2000.

3. Методические рекомендации по оказанию первой медицинской помощи (для санинструкторов и личного состава ГУВД). Медицинское управление ГУВД г. Москвы. М., 2001.

4. Начальная профессиональная подготовка. Зюзин В.А. и др. М.: «Щит-М», 2004.

5. Первая медицинская помощь при ДТП // Учебное пособие. ИД Третий Рим, 2013. 48 с.

6. Родионова О.М., Башкиров А.А. Первая доврачебная помощь. М., 2004.

Литература

Основная:

1. Ахметшин Р.Р. Первая помощь при ранениях и кровотечениях пострадавшим в ДТП: лекция / Р.Р. Ахметшин, ред. Р.Ш. Гарипов: ВИПК МВД России, Фил. Г. Набережные Челны – Домодедово: ВИПК МВД России, 2013.- 28 с.

2. Первая помощь при угрожающих жизни человека состояниях. практическое пособие / под ред. проф. Ю.В. Гальцева. СПб: Изд-во СПб университет МВД России. 2013.- 88 с.

Дополнительная:

1. Величко В.Н., Цикулин А.Е. Основы доврачебной помощи. М., 1996.

2. Зюзин В.А. Методическое пособие по оказанию первой медицинской помощи сотрудникам милиции, пострадавшим гражданам при несчастных случаях, террористических актах, в зонах стихийных бедствий и вооруженных конфликтах. М., 2000.

3. Методические рекомендации по оказанию первой медицинской помощи (для санинструкторов и личного состава ГУВД). Медицинское управление ГУВД г. Москвы. М., 2001.

4. Начальная профессиональная подготовка. Зюзин В.А. и др. М.: «Щит-М», 2004.

5. Первая медицинская помощь при ДТП // Учебное пособие. ИД Третий Рим, 2013. 48 с.

6. Родионова О.М., Башкиров А.А. Первая доврачебная помощь. М., 2004.

Литература

Основная:

1. Ахметшин Р.Р. Первая помощь при ранениях и кровотечениях пострадавшим в ДТП: лекция / Р.Р. Ахметшин, ред. Р.Ш. Гарипов: ВИПК МВД России, Фил. Г. Набережные Челны – Домодедово: ВИПК МВД России, 2013.- 28 с.

2. Первая помощь при угрожающих жизни человека состояниях. практическое пособие / под ред. проф. Ю.В. Гальцева. СПб: Изд-во СПб университет МВД России. 2013.- 88 с.

Дополнительная:

1. Величко В.Н., Цикулин А.Е. Основы доврачебной помощи. М., 1996.

2. Зюзин В.А. Методическое пособие по оказанию первой медицинской помощи сотрудникам милиции, пострадавшим гражданам при несчастных случаях, террористических актах, в зонах стихийных бедствий и вооруженных конфликтах. М., 2000.

3. Методические рекомендации по оказанию первой медицинской помощи (для санинструкторов и личного состава ГУВД). Медицинское управление ГУВД г. Москвы. М., 2001.

4. Начальная профессиональная подготовка. Зюзин В.А. и др. М.: «Щит-М», 2004.

5. Первая медицинская помощь при ДТП // Учебное пособие. ИД Третий Рим, 2013. 48 с.

6. Родионова О.М., Башкиров А.А. Первая доврачебная помощь. М., 2004.

Литература

Основная:

1. Ахметшин Р.Р. Первая помощь при ранениях и кровотечениях пострадавшим в ДТП: лекция / Р.Р. Ахметшин, ред. Р.Ш. Гарипов: ВИПК МВД России, Фил. Г. Набережные Челны – Домодедово: ВИПК МВД России, 2013.- 28 с.

2. Первая помощь при угрожающих жизни человека состояниях. практическое пособие / под ред. проф. Ю.В. Гальцева. СПб: Изд-во СПб университет МВД России. 2013.- 88 с.

Дополнительная:

1. Величко В.Н., Цикулин А.Е. Основы доврачебной помощи. М., 1996.

2. Зюзин В.А. Методическое пособие по оказанию первой медицинской помощи сотрудникам милиции, пострадавшим гражданам при несчастных случаях, террористических актах, в зонах стихийных бедствий и вооруженных конфликтах. М., 2000.

3. Методические рекомендации по оказанию первой медицинской помощи (для санинструкторов и личного состава ГУВД). Медицинское управление ГУВД г. Москвы. М., 2001.

4. Начальная профессиональная подготовка. Зюзин В.А. и др. М.: «Щит-М», 2004.

5. Первая медицинская помощь при ДТП // Учебное пособие. ИД Третий Рим, 2013. 48 с.

6. Родионова О.М., Башкиров А.А. Первая доврачебная помощь. М., 2004.

Перечень контрольных вопросов для подготовки обучающихся к

Первая помощь

Методические рекомендации для изучения дисциплины

 

Цикла ДС ГОС ВПО

по специальности 40.05.02 – Правоохранительная деятельность (специализация – оперативно-разыскная деятельность органов внутренних дел).

 

 

Редактор

 

Корректор

 

 

_____________________________________________________

Подписано в печать и свет Заказ №

Объем п.л. Формат 60х84 1/16 Тираж экз.

Печать офсетная

_____________________________________________________

Отпечатано в Санкт-Петербургском университете МВД России

_____________________________________________________________________

Гальцев Ю.В., Байкова И.Н., Якушев В.В.

Методические рекомендации для изучения дисциплины слушателями факультета заочного обучения по специальности 040700.62 – Организация работы с молодежью (бакалавр). СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2014. - 49 с.

 

Методические рекомендации по курсу «Первая помощь» разработаны на основе программы по данной дисциплине и в соответствии с требованиями ГОС ВПО к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальности 040700.62 – Организация работы с молодежью (бакалавр).

Методические рекомендации подготовлены с учетом рабочих учебных планов слушателей факультета заочного обучения Санкт-Петербургского университета МВД России и включают в себя общие методические рекомендации по изучению дисциплины, распределение учебного времени по видам занятий, рекомендации по изучению основных вопросов тем дисциплины, вопросы и задания для самоконтроля, рекомендуемый список основной и дополнительной литературы по каждой теме, перечень контрольных вопросов и методические рекомендации к подготовке к зачету.

Методические рекомендации рассмотрены на заседании кафедры судебно-экспертной деятельности (протокол № ___ от «___» _____ 2014г.), одобрены на заседании методического совета (протокол № ___ от «___»______ 2014 г.) Санкт-Петербургского университета МВД России.

Рекомендованы в качестве учебно-методического пособия для слушателей заочной формы обучения.

 

 

Рецензенты:

 

 

А.Ю.Чудаков - руководитель медицинского департамента Всемирной Научной Ассоциации Санкт-Петербургское отделение, доктор медицинских наук, профессор.

 

Г.В. Парамонова - профессор кафедры криминалистических экспертиз и исследований СПб университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

 

© Санкт-Петербургский университет

МВД России, 2014.

Содержание:

Общие методические рекомендаци………….………………………………..4

Распределение учебного времени по темам и видам занятий для специальности: 040700.62 – Организация работы с молодежью (бакалавр)……...…………………...…………………………………………...6

Тема 1. Понятие об основах анатомии и физиологии. Общие сведения о системе дыхания, кровообращения и других жизненно важных функциях.……………………………………………………………………….7

Тема 2: Понятие о травме, травматизме и несчастных случаях в быту. Первая помощь пострадавшим при травмах.………………………….…....12

Темы 3: Оказание первой помощи при ранениях.…………………………..16

Тема 4:Оказание первой помощи при кровотечениях. Правила

наложения кровоостанавливающего жгута.…………………..……..……...24

Тема 5:Оказание первой помощи при повреждении костно-мышечной системы.……………………..……………………………………………..…..27

Тема 6.Реанимация (оживление). Понятие о танатологии.………………..30

Тема 7: Первая помощь при внезапных заболеваниях, отравлениях, ожогах, обморожениях, поражении электрическим током, утоплении.…..37

Тема 8: Первая помощь при дорожно-транспортных происшествиях.……………………………………………………………….39

Перечень контрольных вопросов для подготовки обучающихся к промежуточной аттестации (зачету)…………………………………………44

Методические рекомендации по подготовке к зачету ……………………..46

Раздел I. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Умениебыстро и эффективно оказать первую помощь всегда очень важно в нормальных обстоятельствах. Однако в чрезвычайных ситуациях, когда не приходится ожидать, помощи специалистов, значение этой способности неизмеримо возрастает. Несмотря на недостаток или полное отсутствие медикаментов и мединструмента, важно уметь оказать первую помощь себе или другим пострадавшим или больным. Порой сочетание минимальных познаний и умений с импровизированным оборудованием может спасти человеку жизнь.

Основными условиями успеха при оказании первой медицинской помощи пострадавшим от несчастных случаев являются спокойствие, находчивость, быстрота действий, знания и умение подающего помощь или оказывающего самопомощь. Эти качества воспитываются и могут быть выработаны в процессе специальной подготовки, которая должна проводиться наряду с профессиональным обучением, так как одного знания настоящих правил оказания первой помощи недостаточно. Каждый сотрудник должен уметь оказать помощь так же квалифицированно, как выполнять свои профессиональные обязанности, поэтому требования к умению оказывать первую медицинскую помощь и профессиональным навыкам должны быть одинаковыми.

Цель дисциплины «Первая помощь» − изучение и усвоение слушателями основных симптомов (признаков) наиболее распространенных неотложных состояний, возникающих в результате несчастных случаев, аварий, воздействия неблагоприятных факторов внешней среды и при различных правонарушениях (преступлениях); овладение практическими навыками и формирование умений по оказанию первой помощи пострадавшим в подобных ситуациях.

Преподавание и изучение курса «Первая помощь» имеет целью освоить:

- наиболее часто встречающиеся угрожающие жизни человека состояния и правила оказания первой помощи при них;

- этапы, оказания первой помощи и организацию информационного ее обеспечения;

- цели и задачи оказания первой помощи вообще, и в органах внутренних дел в частности;

- использование, имеющихся возможностей управления в соответствующих ОВД для решения возникших задач при оказании первой помощи;

- общие знания о медицинском и правовом обеспечении процесса оказания первой помощи;

- навыки практического применения знаний по вопросам оживления человека (реанимации), транспортировки больных и пострадавших в лечебные учреждения, наложения повязок, шин и т.п.

Изучение курса завершается сдачей зачета.

Важное значение в повышении уровня подготовки по любому предмету, а по данному курсу особенно, имеет самостоятельная (индивидуальная) работа в учебное и не учебное время. От того, насколько систематически работают обучающиеся над рекомендованной монографической, учебной и специальной литературой, а также конспектом лекций по дисциплине «Первая помощь», отрабатывают самостоятельно практические навыки оказания первой помощи, зависит не только объем и устойчивость приобретенных ими знаний, умений и навыков, но и формирование гражданской позиции сотрудника полиции.

Данная дисциплина явл



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.254.94 (0.234 с.)