ТОП 10:

Международный арбитраж, следственные и примирительные комиссии.



Согласно этому принципу, каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, без­опасность и справедливость.

Государства должны в соответствии с этим стремиться к скорейше­му и справедливому урегулированию своих международных споров путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбит­ража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору. В поисках такого урегулирования стороны должны приходить к согла­сию в отношении таких мирных средств, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора.

Стороны в споре обязаны в случае, если не достигнут разрешения - спора путем одного из вышеупомянутых мирных средств, продолжать стремиться к урегулированию спора с помощью других согласованных между ними мирных средств.

Государства, являющиеся сторонами в международном споре, а также другие государства должны воздерживаться от любых действий, которые могут обострить положение настолько, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и долж­ны действовать в соответствии с целями и принципами ООН.

Международные споры разрешаются на основе суверенного равен­ства государств и в соответствии с принципом свободного выбора средств. Применение процедуры урегулирования спора или согласие на такую процедуру, свободно согласованную между государствами в отношении существующих или будущих споров, в которых они явля­ются сторонами, не должно рассматриваться как несовместимое с принципом суверенного равенства.

Таковы достаточно четкие положения о существе принципа мир­ного разрешения международных споров. Тем не менее следует учиты­вать полномочия Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН по мирному разрешению международных споров, изложенные в гл. VI Устава ООН. Особое значение имеют полномочия Совета Безопаснос­ти в отношении международных споров, которые угрожают или продолжение которых могло бы, по мнению Совета Безопасности, угро­жать поддержанию международного мира и безопасности.

Статья 33 Устава ООН содержит перечень традиционных, вырабо­танных долголетней практикой государств средств мирного разреше­ния международных споров или ситуаций, порождающих спор. Но такой перечень не является исчерпывающим, в нем, в частности, не упомянуты так называемые добрые услуги. Возможны в принципе и иные способы урегулирования споров.

Мирные средства разрешения споров по существу можно подраз­делить на две категории: категорию средств, результатом которых яв­ляются рекомендации сторонам в споре, юридически для них необяза­тельные, и категорию средств, результатом которых являются решения, юридически обязательные для сторон в споре.

Рекомендации и решения, касающиеся мирного урегулирование международного спора, выносятся на основании международного права. Но споры могут разрешаться ex aequo etbono, т.е. по справедли­вости, если стороны в споре с этим согласны, особенно когда соответ­ствующие данным обстоятельствам положения международного права либо отсутствуют, либо недостаточно ясны.

К первой категории мирных средств разрешения международных споров относятся следующие.

Добрые услуги — содействие не участвующей в споре третьей сто­роны (государства, отдельного лица и т.д.) ведению переговоров между сторонами в споре, не имеющими между собой официальных контак­тов. Своего рода передаточная инстанция предложений одной стороны в споре другой.

Переговоры сторон в споре — основное средство разрешения спо­ров, поскольку к другим средствам стороны могут прибегать только по взаимному согласию, если заранее не заключили между собой согла­шения о порядке разрешения своих споров.

Посредничество — участие третьей стороны в разрешении спора, наделенной правом предлагать сторонам в споре те или иные условия его разрешения.

Следственные комиссии — согласованные сторонами в споре отно­сительно их состава органы, в задачу которых входит установление фактов или событий, касающихся существа данного международного спора.

Примирительные комиссии — согласованные сторонами в споре относительно их состава органы, в задачу которых входит рекомендо­вать сторонам в споре условия его разрешения.

Вторую категорию мирных средств разрешения споров составляют международные суды и арбитражи, решения которых являются юри­дически обязательными.

Международные суды — специально учрежденные и постоянно действующие органы разбирательства международных споров, откры­тые для обращения к ним всех государств или специально указанных в их учредительных актах государств региональной или иной принад­лежности. Главным таким судебным органом является Международ­ный Суд ООН.

Арбитражи либо учреждаются ad hoc (для данного спора), либо создаются заинтересованными государствами на заранее согласован­ных условиях об их составе для разрешения тех или иных дел, возни­кающих между создавшими их государствами. В качестве арбитра может выступать, в частности, одно согласованное сторонами в споре лицо.

Существует также Постоянная палата третейского суда, созданная в соответствии с Гаагской конвенцией о мирном разрешении междуна­родных столкновений 1899 г. государствами — участниками этой Кон­венции. Основной задачей Палаты является ведение списка лиц, реко­мендованных государствами-участниками в качестве возможных ар­битров, чтобы облегчить сторонам в споре выбор компетентных лиц в состав тех или иных арбитражей.

59.Международный механизм защиты прав человека на универсальном уровне (ООН). В настоящее время ПЧ перестали б. сферой внутренней компетенции г-ва.

М\н система защиты ПЧ – это система м\н норм, закрепляющих и защищающих ПЧ как в мирное, так и в военное время.

Система защиты ПЧ включает в себя 2 подотрасли:

1.право прав человека – это система норм, обеспеч-х защиту прав везде и в любое время;

2.ПЧ в период вооружённых конфликтов.

Теории происхождения ПЧ:

1.естесственная – возникновение ПЧ базир-ся на природе самого человека. Возн-ла в 16 веке.

2.позитивная – исходит из юр-го понимания прав, т. е. ч-к наделён и имеет такие права, к-е предоставляет ему г-во и к-е м. гарантировать г-во. Теория 20 в.

Две теории взаимосвязаны, т. к. ч-к рождается с определ-ми правами, но ч-к живёт в обществе, и чтобы реализ-ть эти права и гпрант-ть их, г-во устанавливает гарантии, рамки осущ-я прав и возм-ть их огр-я.

1215 г. – великая хартия вольносте. Создала предпосылки утв-я свободы и господства з-на в обществе. Закреплена идея ограждения ч-ка от произвола чиновников.

1689 – Биль о правах. Закреплено право обращаться с петициямик Королю, гарантии против жестоких наказаний. Б. провозглашены свободы слова. Суждений и актов в парламенте.

1789 – Французская буржуазная революция, Декларация прав чел-ка и гражданина. Закреплены идеи свобод, равенства, народного суверенитета, авторитета з-на. Провозглашение ПЧ – естесствен., неотчужд-ми и священными. Закреплено равенство людей. Ст. 2 – цельвсякого г-ва – обеспечить права ч-ка. За злоупотребление свободой отвечать только по з-ну. Никто не может б. наказан иначе как по з-ну.

Причины разработки универсальных норм по ПЧ после 2 мировой войны:

1.во время 2 мировой войны ПЧ грубо и массово нарушались;

2.для многих г-в на это время стан. массовыми преступления геноцида, апортеида;

3.возн. необх. сформул. единые м\н стандарт ПЧ, т. е. минимум прав, к-е д. б. гарантированы в любом г-ве, в любое время.

Формирование норм, связанныхс защитой прав ч-ка, связано с созданием ООН. В 1946 г. б. создана комиссия ООН по правам ч-ка. Основные задачи – разраб-т стандарты по правам и свободам ч-ка, осущ-я контроль за соблюдением гос-ми ПЧ.

Всеобщая декларация ПЧ б. провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 10.12.48 г.

Декларация состоит из преамбулы и 30 статей и включает все категории прав. содержит осн-ние ограничение г-вом ПЧ.

Декларация вошла в Биль оправах ч-ка.

В 1966 г. комиссией ООН б. разработан пакт о гр-х и пол-х правах и пакт об экон-х, соц-х и культ-х правах.

Потом к 1-му пакту б. принято 2 протокола:

1.относительно компетенции комитета по ПЧ;

2.1989 г. протокол об отмене смертной казни.

В биле – деклпрация, 1 протокол и 2 пакта.

Комиссия ООН осуществляет свою деятельность по нескольким направлениям:

1.разработка универсальных конвенций, направленных на борьбу с массовыми и грубыми нарушениями ПЧ и на предупреждение дискриминации. Конвенция о п-ях геноцида, о п-ях апортеида. М\н конференция 69 о предупреждении всех форм рассовой дискриминации. Декларация о ликвидации дискриминации на основе религии, 81.

2.разработка конвенций, направленных на защ-ту отд-х категорий населения – Конвенция о статусе беженцев 51, конвенция о политических правах женщин 52, конвенция о статусе аппортеидов 54, конвенция о гр-ве замужней женщины 57, конвенция о правах ребёнка 89;

3.разработка конвенций, напр-х на защ-ту от незак-х дейст-й со стороны органов гос-й власти – минимальные стандартные правила обращ-я с заключёнными, кодекс поведения долж-х лиц по поддерж-ю правопорядка 79, конвенция против пыток 84.

60.Международное гуманитарное право: история развития, понятие и источники. М\н нормы о защите ПЧ в период м\н конфликтов объединены в м\н гуманитарное право.

В м\н гуманитарном праве принято выделять Гаагское и Женевское право.

В гаагское право входят м\н соглашения об ограничении средств и методов ведения войны.

Женевское право – м\н соглашения, направленные на защиту жертв вооружённых конфликтов.

Источники женевского права:

1.конвенция о защите раненых, больных и лиц из состава вооруженных сил;

2.о защите раненых,больных и лиц, потерпевших кораблекрушение из сост. воор-х сил на море;

3.об обращенияхс военнопленными;

4.о защите гражданского населения во время войны.

1977 г. – два дополнительных протокола к колнвенции:

1.касающийся вооружённых конфликтов м\н х-ра;

2.касающийся вооружённых конфликтов не м\н х-ра.

М\н конфликт – это конфликт м\у 2 и более суверенными г-вами, а также борьба народов за освобождение от колониальной зависимости, борьба против рассистских режимов, против оккупантов.

Внутренний конфликт – это противостояние м\у правительственными войсками и др. вооруж-ми формированиями.

Принципы МГП:

1.гуманности;

2.не дискриминации;

3.ограниченностьв выборе средств и методов ведения войны;

4.добросовестность ведения вооружённых конфликтов;

5.от-ть за нарушение норм МГП.

Военнопленными м. б. только лица, к-е непосредственно применяли оружие и имели на это право.

После вооружённых конфликтов военнопленного д. отпустить домой. Наёмнику обеспечивают гр-е права, но его д. судить.

Г-ва д. обеспечить работу гос-х и правоохранительных органов на оккупированной территории. Нельзя уничтожать гр-е объекты и не использовать их в в военных целях. Запрещается уничтожать культурные ценности.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.167.74 (0.006 с.)