ТОП 10:

Международная деятельность субъектов федерации. Правовое регулирование международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ.



23.Институт признания в МП, юридические последствия признания. Теории и доктрины признания государств и правительств.Дискуссионность вопроса.Вопрос о признании / непризнании произошедших политико-правовых или территориально-правовых изменений в другом государстве – один из сложнейших вопросов повседневных международных отношений. Причин для этого – две. Во-первых, этот вопрос очень тесно связан с политикой. На сегодня признание / непризнание – одна из самых политизированных в мире международно-правовых проблем, осложняющих взаимоотношения между многими государствами и народами. Во-вторых, он не имеет договорно-правового регулирования. В основе взаимоотношений государств по этой проблеме лежат нормы международного обычая. Попытки Комиссии международного права ООН кодифицировать нормы о признании окончились неудачей. Поэтому совокупность норм и принципов, регулирующих признание, составляет обычно-правовой институт международного права.

Б). Понятие международно-правового признания. Признание - односторонний добровольный акт государства (или группы государств), которым оно прямо или косвенно юридически признает произошедшие политико-правовые или территориально-правовые изменения в другом государстве с целью установления (или продолжения) официальных или неофициальных, полных или неполных, постоянных или временных отношений.

В международном праве не существует обязанности признания; это - добровольное право каждого государства. Не принято брать уже предоставленное признание назад, хотя такие случаи в истории встречались. Так, например, в 1918 г. Франция признала Финляндию, вышедшую из состава Росси, но вскоре взяла назад свое признание, когда стало известно о планах возведения на престол в этой стране родственника императора Германии Вильгельма II. Позднее, когда в Финляндии было решено установить республику, Франция признала ее вторично. В 1931 г. Япония «отобрала признание» у Китая, поскольку он якобы перестал быть «организованным народом».

Следует отметить, что в реальной международной жизни признание / непризнание произошедших в том или ином государстве изменений сильно политизировано и очень часто становится средством политической борьбы между государствами.

В то же время признание имеет широкое распространение в международно-правовых отношениях, поскольку создает нормы обычного права. Государства признают юридические факты и ситуации, действия в значительном числе случаев путем молчаливого согласия.

В). Теории признания. В доктрине сложились две теории признания: конститутивная и декларативная.

1. Исторически первой возникла конститутивная теория, согласно которой только признание конституирует (т.е. создает) новое государство как субъекта права или легализует новую власть. Признание придает адресату признания (т.н. дестинатору) соответствующее качество: государству - международную правосубъектность, публичной власти (правительству, комитету, совету, фронту и т.п.) - способность представлять государство либо иное политико-территориальное образование в международных отношениях.

Недостатки теории: 1). Неясно, какое количество признаний необходимо для придания дестинатору вышеназванных качеств; 2). На практике новые государства и без официального признания существуют и вступают в те или иные контакты с другими государствами, а неконституционные правительства - с разной степенью эффективности, но представляют государство либо иное политико-территориальное образование в международных отношениях.

2. Сторонники декларативной теории, наоборот, утверждают, что происходящие в государствах политико-правовые или территориально-правовые изменения – это внутренне дело этих государств. Государства возникают, преобразовываются в силу внутренних процессов и вступают в международные отношения в силу самого факта произошедшего. Поэтому признание этих фактов другими государствами носит не конституирующий, а констатирующийхарактер. Признание не придает дестинатору нового необходимого правового качества, а лишь констатирует его появление и служит средством, облегчающим контакты с ним.

Широко распространено мнение, что декларативная теория демократична и в большей степени отвечает реальностям международной жизни, хотя сама международная жизнь не всегда это подтверждает. Пример: проблемы с так называемыми «самопровозглашенными государствами» (Республика Абхазия, Республика Нагорный Карабах, Республика Южная Осетия, Чеченская Республика Ичкерии, Приднестровская Молдавская Республика, Турецкая Республика Северного Кипра и другие образования). Сложная международная проблема сложилась вокруг Китайской Республики на острове Тайвань, официально признанной 26 государствами мира, с которыми она имеет дипломатические отношения. Не вписывается в классические каноны ситуация с Мальтийским орденом, признанным почти 90 государствами.

 

 

24.Правоприемство в МП: объекты и теории. Правопреемство в МП – смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения соответствующей территории и в осуществлении существовавших к этому моменту прав и обязательств

В осуществлении правопреемства, сколько бы государств не были его участниками, всегда различают 2 стороны: государство-предшественник, которое полностью или в отношении части территории сменяет новый носитель ответственность за международные отношения, и государство-преемник – государство, к которому это ответственность переходит

Момент правопреемства – дата смены государством-преемником государства-предшественника в несении указанной ответственности

Объект правопреемства – территория, применительно к которой сменяется государство, несущее ответственность за ее международные отношения

Основания возникновения правопреества:

1. Объединение государств

2. Разделение государств

3. Отделение от государства части территории

4. Передача части территории другому государству

В отношении международно-правового регулирования различаются определенные сферы, в которых правопреемство осуществляется:

1. В отношении международных договоров

2. Государственной собственности

3. Государственных архивов

4. Государственных долгов

5. Государственной территории

6. Границ государств

7. Членства в международных организациях

Действующие международно-правовые нормы, относящиеся к правопреемству государств, носят во многом характер обычного права или определяются соглашениями заинтересованных государств. Немалую роль играют международная практика и прецеденты, решения международных органов, а в ряде случаев и национально-правовые и другие индивидуальные акты государств

25.Правоприемство государств в отношении международных договоров. Венская конвенция 1978 регулирует правопреемство только в отношении договоров, заключенных в письменной форме, и только между государствами. В отношении устных договоров и договоров между государствами и иными субъектами МП действуют обычные нормы

Правила правопреемства:

1. В случае создания в результате деколонизации нового независимого государства действует принцип tabula rasa: новое государство не связано договорами, заключенными бывшими державами-метрополиями. Новое государство может стать участником договора путем уведомления о правопреемстве

2. Если часть территории государства становится частью территории другого государства, в отношении этой территории:

a. Договоры государства-предшественника утрачивают силу

b. Договоры государства-правопреемника приобретают силу, кроме случаев, когда применение этих договоров было бы несовместимо с их объектами и целями

Находящийся в силе двусторонний договор в отношении территории - объекта правопреемства считается действующим и для государства-правопреемника, если новое государство договорилось об этом с контрагентом или это следует из его поведения

3. При объединении двух или нескольких государств права и обязательства по их договорам переходят к правопреемнику, если стороны не установили иное и если это не противоречит объектам и целям договора

4. При отделении части территории и присоединении ее к другому государству договоры предшественника продолжают находиться в силе для правопреемника

О правопреемстве договоров делаются письменные уведомления депозитарию договора и/или его участникам

26.Правоприемство государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов. В отношении правопреемства государственной собственности, архивов и долгов применяется Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г

Переход собственности, архивов и долгов при правопреемстве регулируется соглашениями между этими государством-предшественником и государством-преемником. При отсутствии таких соглашений действуют следующие правила

1. При передаче части территории государства другому государству к правопреемнику переходят:

a. все недвижимое имущество, находящееся на соответствующей территории, а также движимое имущество, связанное с деятельностью государства на данной территории;

b. часть архивов, которая относится к соответствующей территории и необходима для ее нормального управления;

c. государственный долг (в справедливой доле)

2. При создании нового независимого государства на территории государства-предшественника к государству-правопреемнику переходят:

a. находящееся на его территории недвижимое имущество, а также недвижимость, принадлежащая государству-предшественнику и находящаяся за границей. К правопреемнику переходит также движимое имущество, находящееся на территории государства-предшест­венника;

b. архивы, принадлежащие его территории, а также часть иных архивов, необходимых для нормального управления.

c. Государственные долги к правопреемнику не переходят.

3. При объединении нескольких государств в одно к правопреемнику переходят: вся собственность государств-предшественников, их архивы и долги

4. При отделении части территории от государства к правопреемнику переходят:

a. находящееся на данной территории недвижимое имущество, а также все связанное с ней движимое имущество и часть иного движимого имущества (в справедливой доле);

b. относящаяся к территории часть архивов, а также иные архивы, необходимые для нормального управления ею;

c. государственный долг (в справедливой доле).

5. При разделении государства, когда части территории образуют два или несколько государств-правопреемников, к правопреемникам переходят:

d. находящееся на их территории недвижимое имущество, а также относящаяся к ней движимая собственность;

e. относящаяся к данной территории часть архивов, а также иные архивы, имеющие непосредственное отношение к ней; государственный долг (в справедливой доле).

27.Прекращение Союза ССР и вопросы правоприемства. В связи прекращением в 1991 г. существования СССР перед новыми государствами и международным сообществом встал вопрос о правопреемстве в отношении международных договоров, государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов СССР.

В Соглашении о создании Содружества Независимых Государств от 21 декабря 1991 г. государства - участники СНГ гарантировали выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего СССР. Государства также согласились, чтобы членство СССР в ООН было продолжено Российской Федерацией. Россия была признана “продолжателем” бывшего Советского Союза. Это было связано с двумя очень важными обстоятельствами: 1). место СССР в качестве постоянного члена в Совете Безопасности ООН не могло просто «исчезнуть», иначе нужно было бы вновь начинать сложную процедуру избрания нового члена Совета; 2). нельзя было делить находившееся в СССР ядерное оружие между бывшими республиками Советского Союза, поскольку это противоречило бы сложившейся международной системе нераспространения ядерного оружия.

Продолжение Россией всех прав и обязательств бывшего СССР именуется континуитетом. Все другие бывшие республики СССР стали его правопреемниками.

Однако каждое государство СНГ имело право подтвердить действие для себя того или иного договора СССР. Республики бывшего Союза ССР активно использовали это право

Вместе с тем государства СНГ (кроме Украины и Белоруссии) самостоятельно вступали в ООН, становились участниками договоров о правах человека, о разоружении и т.д.

Международными многосторонними договорами, регламентирующими различные вопросы правопреемства между республиками бывшего Союза, являются Договор о правопреемстве в отношении бывшего государственного долга и активов Союза ССР 1991 г., Соглашение глав государств - участников СНГ о собственности бывшего Союза ССР 1991 г., Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 г., Меморандум о взаимопонимании по вопросу правопреемства в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес, 1992 г., Декларация глав государств - участников СНГ о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод 1993 г. и др.

Так, в Соглашении о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 г. участвуют все страны — участницы СНГ (кроме Грузии). Соглашение регулирует вопросы правопреемства движимой и недвижимой собственности СССР за рубежом, находившейся в момент правопреемства во владении, пользовании или распоряжении СССР. Эти вопросы решались и в двустороннем порядке.

Под собственностью понимается, в частности: недвижимость, используемая дипломатическими и консульскими представительствами СССР; инфраструктуры СССР за рубежом и прибыль от их эксплуатации; доходы от реализации собственности СССР; собственность СССР и прибыль от деятельности юридических лиц, находившихся под юрисдикцией СССР; прибыль от выполнения работ по международным соглашениям СССР и др.

Собственность СССР была поделена и перешла к государствам в следующих долях: Белоруссия — 4,13 процента, Казахстан — 3,86; Россия — 61,34; Украина — 16,37 процента и т.д. Совокупная доля Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии составила 4,77 процента и данным Соглашением не рассматривалась.

В 1992—1994 гг. были заключены двусторонние соглашения между Россией, с одной стороны, и Азербайджаном, Арменией, Грузией, Казахстаном, Молдавией, Таджикистаном, Узбекистаном, Украиной — с другой, об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего Союза ССР, которые вступили в силу в конце 1995 — начале 1996 гг.

В связи с прекращением существования СССР и возникновением на его месте государств-правопреемников положения по вопросам правопреемства стали включаться во многие соглашения, заключаемые Россией как с государствами СНГ, так и с другими странами (Великобританией, Германией, Италией, Францией). При решении вопросов правопреемства значение имеют и другие акты заинтересованных государств, как, например, имевшее правовое значение Письмо министров иностранных дел ГДР и ФРГ, направленное в 1990 году министрам иностранных дел СССР, США, Великобритании и Франции, в связи с подписанием Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии.

28.Международные организации как субъект МП: признаки виды. Функции международных организаций. Международная организация – объединение суверенных государств, учрежденное межгосударственным договором на постоянной основе, имеющее постоянные органы, наделенное международной правосубъектностью, и действующее для достижение общих целей в соответствии с общепризнанными принципами и нормами МП

Такие организации признаются субъектами МП

Наименования международных организаций могут быть различны – организация, лига, ассоциация, союз, фонд, банк

Международные организации, являясь субъектами МП, обладают самостоятельной волей, отличной от простой совокупности воль участвующих в организации государств. Некоторые организации (ООН, ЛАГ, МАГАТЭ и др.) правомочны принимать обязательные для всех ее членов решения и обладают правом применения мер принудительного характера, в том числе и в отношении государств, нарушающих положения их уставов. Однако воля международных организаций, в отличие от воли государств, несуверенна.

Функции, выполняемые международными организациями, многочисленны и зависят от того, какие задачи возлагают на них участвующие страны. Основные группы функций международных организаций:

Содействие- организация международных конференций, сбор и анализ статистических и фактических материалов, публикация и распространение статистики и исследований, предоставление помещений и секретариата для проведения многосторонних и двусторонних переговоров

Наблюдение- содействие с возможностью формулирования и обнародования официальной точки зрения организации на те или иные проблемы, что является способом создания общественного мнения и оказания тем самым воздействия на экономическую политику страны.

Надзор- более жесткая форма наблюдения, связанная с обязательством стран сообщать на регулярной основе и по установленной форме данные о своем экономическом положении и выслушивать рекомендации по существу текущего экономического развития.

Регулирование- надзор, опирающийся на принуждение стран к выполнению рекомендаций международного сообщества через разработку соответствующих международных норм и механизмов принуждения к их исполнению

 

29.ООН: история создания, цели деятельности и система ООН. ООН – универсальная международная организация

Устав ООН был принят на конференции в Сан-Франциско представителями 50 государств. Вступил в силу 24 октября 1945 года

Цели ООН:

1. Поддержание международного мира и безопасности

2. Развитие дружественных отношений между нациями на основе принципа равноправия и самоопределения народов

3. Осуществление международного сотрудничества в решении проблем экономического, социального культурного и гуманитарного характера

4. Согласование действий наций в достижении общих целей

Принципы:

1. суверенного равенства

2. добросовестного выполнения принятых на себя обязательств по Уставу

3. мирного разрешения международных споров

4. неприменения силы и угрозы силы

5. всемирной помощи ООН во всех действиях, предпринимаемых в соответствии с Устаовом и отказ от поддержки любого государства, в отношении которого ООН предпринимает действия принудительного характера

6. невмешательства во внутренние дела любого государства

Членство в ООН

Первоначальными членами ООН являются государства, которые, приняв участие в конференции в Сан-Франциско по созданию ООН или подписав ранее Декларацию Объединенных Наций от 1 января 1942 г., подписали и ратифицировали Устав ООН.

Членом ООН может быть любое миролюбивое государство, которое примет на себя содержащиеся в Уставе обязательства и которое, по суждению ООН, может и желает эти обязательства выполнять. Прием в члены ООН производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности

В настоящее время ООН продолжает оставаться главным инструментом поддержания международного мира и безопасности; в рамках ООН разрабатывается большое число международных договоров, принимаются решения по разблокированию международных конфликтов и обеспечению правопорядка и законности в международных отношениях

Для повышения эффективности деятельности ООН необходимо провести реформы и в управлении. Необходимо пересмотреть ряд основополагающих принципов деятельности Организации. Во-первых, желательность более централизованной ООН, поскольку решения до сих пор принимаются исключительно главами государств, руководствующимися собственными интересами. Во-вторых, процедура принятия решений в Совете Безопасности. Главным ее недостатком является система возможности применения права вето по каким-либо наиболее острым вопросам пятью странами, в последние годы незаслуженно и эгоистично пользующимися этим приоритетом. Соответственно, есть предложения упразднить систему вето в целом, либо в принципе изменить структуру Совета Безопасности и порядок принятия решений.

При этом вполне рациональным предложением было бы прекратить действие организаций, исчерпавших свои функции, ликвидации отделений, дублирующих другие отделы, а также пропорциональное сокращение штата сотрудников, не выполняющих каких-либо ключевых задач. И, наконец, есть предложения реформировать третий орган ООН – Генеральную Ассамблею – превратить в реальный законодательный орган для мирового сообщества.

30.Генеральная Ассамблея ООН: состав, порядок работы, компетенция, комитеты, виды и юридическая сила актов. Генеральная Ассамблея состоит из всех государств –членов ООН. Делегация каждого государства – члена ООН состоит не более чем из 5 представителей и 5 их заместителей

Генеральная Ассамблея правомочна в рамках Устава ООН обсуждать любые вопросы в пределах Устава, за исключением находящихся на рассмотрении Совета Безопасности ООН, делать рекомендации членам ООН или Совету по любым таким вопросам

Генеральная Ассамблея:

1. Рассматривает принципы сотрудничества в области обеспечения международного мира и безопасности

2. Избирает непостоянных членов Совета Безопасности ООН, членов Экономического или Социального Совета

3. По рекомендации Совета безопасности назначает Генерального секретаря ООН

4. Совместно с Советом Безопасности назначает Генерального секретаря ООН

5. Совместно с Советом Безопасности избирается членов Международного Суда ООН

6. Координирует международное сотрудничество в экономической, социальное, культурной и гуманитарных сферах

7. Иные полномочия, предусмотренные Уставом ООН

Генеральная Ассамблея работает в сессионном порядке. Сессии проводятся ежегодно, в октябре – марте. По требованию Совета Безопасности или большинства членов ООН могут быть созваны специальные или чрезвычайные сессии Генеральной Ассамблеи. Работа сессии проходит в форме пленарных заседаний и заседаний комитетов и комиссий

Каждый член Ассамблеи имеет 1 голос. Решения Генеральной Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи. Решения по другим вопросам принимаются простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании. По некоторым важным вопросам - выборы непостоянных членов Совета Безопасности, выборы членов ЭКОСОС, Совета по Опеке, прием новых членов в ООН, назначение Генерального секретаря ООН, приостановление прав и привилегий членов Организации, исключение из Организации ее членов, бюджетные вопросы и другие административно-технические вопросы, Генеральная Ассамблея принимает обязательные решения. По остальным, в том числе связанным с поддержанием международного мира и безопасности, Генеральная Ассамблея принимает резолюции и декларации, имеющие рекомендательный характер

В работе Генеральной Ассамблеи могут принимать участие государства — не члены ООН, имеющие постоянных наблюдателей при ООН (Ватикан, Швейцария) и не имеющие их. Кроме того, получили право участвовать в качестве наблюдателей Организация освобождения Палестины и представители ряда международных организаций

Решения Генеральной Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в 2/

Имеется 7 главных комитетов Генеральной Ассамблеи, в каждом из которых представлены все члены ООН: Комитет по полит­ческим вопросам и вопросам безопасности (Первый комитет), Специальный политический комитет; Комитет по экономическим и социальным вопросам (Второй комитет); Комитет по социальным, гуманитарным вопросам (Третий комитет); Комитет по вопросам опеки и несамоуправляющихся территорий (Четвертый комитет); Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет), Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет)

Помимо главных комитетов, Генеральной Ассамблеей создано большое число вспомогательных комитетов и комиссий

31.Совет Безопасности ООН: состав, полномочия по обеспечению международного мира и безопасности, порядок принятия и юридическая сила решения. Совет Безопасности – один из главных органов ООН и играет основную роль в поддержании международного мира и безопасности

Совет Безопасности состоит из 15 членов: 5 постоянных (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай) и 10 непостоянных, избираемых в соответствии с Уставом ООН. Перечень постоянных членов зафиксирован в Уставе ООН. Непостоянные избираются Генеральной Ассамблеей на 2 года без права немедленного переизбрания

Совет Безопасности уполномочен расследовать любой спор или ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать международному миру и безопасности. В любой стадии такого спора или ситуации Совет может рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования

Стороны спора, продолжение которого может угрожать международному миру или безопасности, вправе самостоятельно принимать решение о передаче спора на разрешение Совета Безопасности. Но если Совет Безопасности считает, что продолжение данного спора может угрожать поддержания международного мира и безопасности, он может рекомендовать такие условия разрешения спора, какие найдет подходящими

Государство, не являющееся членом ООН, также может обратить внимание на любой спор, в котором оно является стороной, если в отношении этого спора оно примет на себя заранее предусмотренные в Уставе ООН обязательства мирного разрешения споров

Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации сторонам или решает, какие меры следует принять для восстановления международного мира и безопасности. Совет может потребовать от сторон спора выполнения тех временных мер, какие он найдет необходимыми. Решения Совета Безопасности являются обязательными для всех членов ООН

Совет также уполномочен решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и требовать от членов организации осуществления этих мер. Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений

Если Совет Безопасности сочтет, что эти меры окажутся или оказались недостаточными, он вправе принять такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления мира и безопасности. Государства - члены ООН обязуются предоставить в распоряжение Совета необходимые для поддержания мира вооруженные силы

При этом необходимо учитывать, что Устав ООН ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права каждого государства на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения на члена ООН до тех пор, пока Совет Безопасности не примет надлежащих мер по поддержанию мира и безопасности

Каждое государство - член Совета Безопасности имеет здесь одного представителя. Совет Безопасности устанавливает свои правила процедуры, включая порядок избрания своего Председателя.

Решения в Совете Безопасности по вопросам процедуры считаются принятыми, если за них поданы голоса 9 членов Совета. По другим вопросам решения считаются принятыми, когда за них поданы голоса 9 членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования. Если при голосовании по непроцедурному вопросу один из постоянных членов Совета проголосует против, решение считается не принятым (право вето)

32.Международный суд ООН: состав, порядок образования, компетенция. Порядок рассмотрения спорови принятия решений. Международный Суд – главный судебный орган ООН. Действует на основе Устава ООН и Статута Международного Суда ООН. Государства, не члены ООН, также могут участвовать в Статуте Международного Суда, на условиях, определяемых в каждом отдельном случае Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности

Суд состоит из 15 независимых судей, избранных из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области МП. В составе Суда не может быть 2 граждан одного и того же государства. Члены Суда действуют в личном качестве и не являются представителями своего гражданства. Члены Суда не могут исполнять никаких политических или административных обязанностей и не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами

Государства представляют список кандидатур в члены Суда Генеральному секретарю ООН. Члены Суда избираются на раздельных заседаниях Генеральной Ассамблеей ООН и Советом Безопасности. Срок полномочий – 9 лет, при этом каждые 3 года переизбираются 5 судей. Кворум образует присутствие 9 судей

Стороной по делу, разбираемому Судом, может быть только государство. Физические и юридические лица обращаться в Суд не могут

К ведению Суда относятся все дела, передаваемые ему сторонами, и вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или конвенциями

По общему правилу, юрисдикция Суда факультативна, т.е. Суд вправе рассматривать конкретные споры с участием того или иного государства только с его согласия. Но государства могут делать заявления о признании юрисдикции Суда по всем правовым спорам, касающимся толкования договора, любого вопроса МП, наличии факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушений международного обязательства. В этом случае Суд правомочен рассмотреть дело по заявлению одной из сторон

Дела возбуждаются в Суде путем нотификации (объявления) соглашения сторон или письменным заявлением одной из сторон

Судопроизводство в Суде состоит из 2 этапов: письменного и устного. Письменное - сообщении Суду и сторонам меморандумов (Дипломатический документ, излагающий фактическую или юридическую сторону какого-либо вопроса), контрмеморандумов, ответов на них, представлении иных документов и длится, как правило, несколько месяцев. Во время устного этапа Судом заслушиваются свидетели, эксперты, представители сторон, адвокаты и другие участники процесса. Представляет интерес тот факт, что Суд может принимать меры к собиранию доказательств. Так, Суд вправе поручить производство расследования или экспертизы любому лицу или органу по своему выбору

Разбирательство дела в Суде производится публично, если стороны не просят о проведении закрытых заседаний.

После окончания выступлений сторон Суд удаляется на совещание, которое происходит в закрытом заседании. Все вопросы Судом разрешаются большинством голосов присутствующих; в случае равенства голосов голос председательствующего является решающим.

По итогам судебного разбирательства выносится решение. В решении указываются имена судей, соображения, на которых оно основано. Решение подписывается Председателем и секретарем Суда и объявляется в открытом заседании. При этом судьи имеют право на особое мнение

Следует учитывать, что решение Суда не имеет характера прецедента и обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу. Решение Суда окончательно и не подлежит обжалов­нию, однако может быть пересмотрено на основании вновь открывшихся обстоятельств.

Суд вправе давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу. Суд выносит консультативные заключения в открытом заседании.

Суд решает споры на основании МП и применяет международные конвенции, устанавливающие правила, признанные спорящими государствами; международные обычаи; общие принципы права.

В настоящее время заявления о признании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН сделали около пятидесяти государств. СССР долгое время отрицательно относился к обязательной юрисдикции Суда. Российская Федерация пересматривает позицию

Официальными языками Суда являются французский и английский Суд обязан по ходатайству любой страны предоставить ей право пользоваться и другим языком, однако решения Суда выносятся на французском и английском языках

Местопребывание Суда — Гаага (Нидерланды). Это, однако, не препятствует Суду заседать и выполнять свои функции в других местах во всех случаях, когда Суд найдет это желательным. Предсе­датель и Секретарь Суда должны проживать в месте пребывания Суда

33.Специализированные учреждения ООН: правовая основа и направления деятельности (на примере отдельных специализированных учреждений). Специализированные учреждения – постоянно действующие международные организации, работающие на основании учредительных документов и соглашений ООН

В настоящее время существует 16 специализированных учреждений ООН и МАГАТЭ. По сфере деятельности их можно разделить:

1. В сфере экономики – Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Международная финансовая корпорация

2. В гуманитарной сфере – ЮНЕСКО, Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения

Международный валютный фонд

Задачи – координация валютно-кредитной политики государств-членов, предоставление им кредитов для урегулирования балансов и поддержания валютных курсов, льготное кредитование наименее развитых государств

Высший орган - Совет управляющих, в который входят по два представителя от

Международный банк реконструкции и развития

Задачи - предоставление кредитов правительствам главным образом развивающихся государств или частным организациям под контролем правительства. Получатели кредитов обязаны использовать его по целевому назначению, предоставлять Банку информацию.

Международная финансовая корпорация

Задачи - помощь в управлении экономикой, а также финансирование инвестиций частного и смешанного секторов экономики, прежде всего в развивающихся странах, путем предоставления кредитов (на срок до 25 лет).

Международная ассоциация развития (МАР)

для предоставления займов на более льготных условиях, чем МБРР

Международная морская организация (ИМО)

Задачи - обеспечение сотрудничества по вопросам судоходства и безопасности плавания, разработка рекомендаций и проектов конвенций по морскому праву

Международная организация гражданской авиации

Исследует проблемы международной гражданской авиации, воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств, разрабатывает международные стандарты для конструирования и эксплуатации воздушных судов, правила по использования оборудования, средств связи и кон­троля над полетами, содействует унификации таможенных, иммиграционных и санитарных правил

Международная организация труда (МОТ)

Целями и задачами МОТ являются: содействие установлению социальной справедливости; улучшение условий труда и повышение жизненного уровня трудящихся; разработка международных конвенций и рекомендаций по вопросам заработной платы, рабочего времени, охраны труда, признания прав на объединение в профсоюзы

Между







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.167.74 (0.029 с.)