ТОП 10:

Средства обеспечения выполнения международных договоров.



44.Вопрос разоружения в современном международном праве. Разоружение - комплексмер, направленных на прекращение наращивания материальных средств ведениявойны, их ограничение, сокращение и ликвидацию. разоружения Основнымиисточниками норм в области разоружения являются междуна­родные договоры:универсальные (например, Договор о нераспространении ядер­ного оружия 1968 г.);региональные (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967г.); двусторонние (Договор между СССР и США об ограничении системпротиворакетной обороны 1972 г.). Договоры можно также классифицировать поцелям и объектам. МП не содержит нормы, прямо обязывающей государстваразоружаться. Суть основного обязательства в данной области заключается в том,чтобы “в духе доброй воли вести переговоры... о Договоре о всеобщем и полномразоружении под строгим и эффективным межд.” (ст.VI До­говора онераспространении ядерного оружия). К настоящему времени сложился и действуетсвод норм, определяющих частичные меры по разоружению: запрещение и ликвидацияотдельных видов ору­жия, запрещение их производства, накопления, развертыванияи применения, ограничение некоторых видов вооружений, со­кращение сферы илирайонов размещения различных видов вооружений. Наиболее развит комплекс норм,относящихся к оружию массового уничто­жения: - по запрету испытания ядерногооружия в атмосфере, в космическом про­странстве и под водой (Договор 1963 г.),а также по запрету на испытания и раз­мещение ядерного оружия в отдельныхпространственных границах (Договор об Антарктике 1959 г., в Латинской Америке1967 г., на Луне и других небесных те­лах 1984 г. и т.д.); - понераспространению ядерного оружия (между США,Россией, Велико­британией,Францией и Китаем);- по регулированию ядерных стратегических вооружений -межконтинен­тальных баллистических ракет, тяжелых бомбардировщиков и т.д.(Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972г., Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 г., Договор осо­кращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991г.,До­говор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательныхвооружений 1993 г.); Наряду с ограничением и сокращением вооруженных сил ивооружений цель разоружения может достигаться путем демилитаризации и/илинейтрализа­ции территорий. Демилитаризация - это договорно установленныймеждународно-правовой режим определенной тер-рии или пространственной сферы,запрещающий их использование в военных целях в мирное время. Под нейтрализациейпонимается договороно установленное запрещение ве­дения военных действий наопределенной территории или в пространственной сфере и использования их вкачестве базы для военных операций. Разоружение предусматривает существованиеинститута межд.контроля, который можно определить как совокупность методовнаблюдения за осуществлением договорных обязательств и анализа полученныхданных. Су­ществуют как национальные технические средства контроля(искусственные спут­ники Земли, сейсмические станции и др.), так и меж.средстваконтроля (например, межд.группы инспекторов).

45.Меры доверия в МП. Договор по открытому небу 1992г. Договор по открытому небу был принят 24 марта 1992 года в Хельсинки 27 государствами — участниками ОБСЕ.Целью договора является содействие укреплению доверия между государствами через совершенствование механизмов контроля за военной деятельностью и за соблюдением действующих договоров в области контроля над вооружениями. Договор устанавливает режим открытого неба, цель которого — обеспечить возможность его участникам совершать облёты территорий друг друга.К настоящему времени Договор подписало 34 государства. Российская Федерация ратифицировала Договор по открытому небу 26 мая 2001 года.В 2008 году в рамках Договора российская авиация выполнила 46 наблюдательных полетов над территориями государств-участников Договора. В ходе полетов использовались российские самолеты Ан-30Б и Ту-154М ЛК-1, оснащенные фотоаппаратурой. Странами-участниками Договора в течение года выполнено 33 полёта над территорией группы государств-участников Договора Республика Беларусь и Российская Федерация.[1] Подобные полёты позволяют ознакомиться с военной инфраструктурой других стран и отслеживать изменения в целях поддержания мира.

46.Международное экономическое право: характеристика отрасли.МЭП – отрасль МП, которая представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих экономические отношения между государствами и другими субъектами МП

Предмет МЭП – международные экономические многосторонние и двусторонние отношения между государствами, другими субъектами МП

Субъекты. Исходя из понимания МЭП как отрасли МП логично, что субъекты МЭП те же, что и субъекты МП

Цели МЭП:

1. Содействие экономическому прогрессу всех народов

2. Создание условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между народами

3. Повышение уровня жизни, полной занятости населения в условиях экономического и социального прогресса

Принципы:

1. Право государств свободно определять свою внешнеэкономическую политику – регулировать внешнюю торговлю с помощью таможенных пошлин

2. Принцип свободы торговли – свобода ввоза-вывоза товаров без какого бы то ни было ограничения

3. Принцип квотирования импорта и экспорта товаров – право ограничения ввоза или вывоза товаров в течение определенного периода времени определенным количество

4. Принцип запретительно-разрешительного ввоза-вывоза – система лицензирования

5. Право установления государственной монополии внешней торговли отдельными товарами

6. Принцип недискриминации международных отношениях – производных от принципа суверенного равенства государств

7. Принцип всеучастия – полное и эффективное участие государств в разрешении мировых экономических проблем в общих интересах на основе равенства

8. Принцип суверенитета государств над своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью

9. Принцип преференциального режима для развивающихся стран – создание режима таможенных льгот

10. Принцип свободного доступа к морю для стран, не имеющих выхода к нему

Источники:

1. Акты, регулирующие деятельность международных организаций в сфере экономики - Устав ГАТТ

2. торговые соглашения - Соглашение между правительствами РФ и Аргентины о торговле и экономическом сотрудничестве 1993 г

3. соглашения о научно-техническом сотрудничестве - Соглашение между правительствами РФ и Египта об экономическом и техническом сотрудничестве 1994

4. соглашения о международных расчетах и кредитах - Соглашение между правительствами России и Белоруссии о неторговых платежах 1995 г

5. соглашения по налоговым, таможенным, транспортным и иным вопросам - Соглашение о Таможенном союзе между Россией и Белоруссией 1995 г

6. соглашения о международной купле-продаже товаров и другие договоры по отдельным вопросам гражданско-правового характера - Конвенция ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г. (Россией не ратифицирована)

Большую роль в международных экономических отношениях играют документы международных неправительственных организаций, например, Международной торговой палаты - Правила Инкотермс. Имея характер рекомендаций, указанные документы становятся обязательными для участников внешнеэкономических отношений в случае прямого указания на это в национальном законодательстве и/или в контракте

 

47.Международные экономические организации (МВФ, Всемирный банк, ВТО). Вступление России в ВТО МЭО делятся на 2 категории: межправительственные и неправительственные.

Международные правительственные организации – это международные организации, членами которых являются государства и которые учреждены на основе соответствующих договоров для выполнения определенных целей.

Эти организации имеют систему постоянно действующих органов и обладают международной правосубъектностью (способностью иметь права, обязанности). Выделяют следующие виды МЭО:

1. Межгосударственные универсальные организации, цель и предмет деятельности которых представляют интерес для всех государств мира.

Это прежде всего система ООН, включающая ООН и специализированные учреждения ООН, являющиеся самостоятельными МЭО. Среди них можно выделить МВФ, МБРР, ВТО, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию).

2. Межгосударственные организации регионального и межрегионального характера, которые создаются государствами для решения различных вопросов, в т.ч. экономических и финансовых. Напр., Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

3. МЭО, функционирующие в отдельных сегментах мирового рынка.

В этом случае они чаще всего выступают в форме товарных организаций, объединяющих круг стран. Напр., Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК, 1960), Международное соглашение по олову (1956), Международные соглашения по какао, по кофе, Международное соглашение по текстильным товарам (МСТТ, 1974).

4. МЭО, представленные полуформальными объединениями типа «семерки» (США, Япония, Канада, Германия, Франция, Великобритания и Италия).

5. Различные торгово-экономические, валютно-финансовые и кредитные, отраслевые и специализированные экономические и научно-технические организации. ООН – Организация Объединенных Наций, создана в 1945г. Система ООН состоит из Объединенных Наций с ее главными и вспомогательными органами, 18 специализированных учреждений, Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и ряда программ, советов и комиссий.

ВТО – Всемирная Торговая Организация. Начала действовать с 01.01.1995г., является преемницей действовавшего с 1947г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). ВТО является единственной правовой и институциональной основой всемирной торговой организации. Основополагающими принципами ВТО являются:

- предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе;

- взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;

- регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

- отказ от использования количественных ограничений;

- содействие справедливой конкуренции;

- разрешение торговых споров путем консультаций.

Группа Всемирного Банка. Всемирный Банк – это многостороннее кредитное учреждение, состоящее из 5 тесно связанных между собой институтов, общей целью которых является повышение уровня жизни в развивающихся странах за счет финансовой помощи развитых стран.

1. МБРР (Международный банк реконструкции и развития) основан в 1945г., цель: предоставление кредитов относительно богатым развивающимся странам.

2. МАР (Международная ассоциация развития) основана в 1960г., цель: предоставление льготных кредитов беднейшим развивающимся странам.

3. МФК (Международная финансовая корпорация) создана в 1956г., цель: содействие экономическому росту в развивающихся странах путем оказания поддержки частному сектору.

4. МАИГ (Международное агентство по инвестиционным гарантиям) основано в 1988г., цель: поощрение иностранных инвестиций в развивающихся странах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызванных некоммерческими рисками.

5. МЦУИС (Международный центр по урегулированию инвестиционных споров) создан в 1966г. Цель: содействие увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров м/у правительствами и иностранными инвесторами; консультирование, научные исследования, информация об инвестиционном законодательстве.

МВФ – Международный валютный фонд. Создан в 1945г.

Функции:

- поддержание общей системы расчетов;

- наблюдение за состояние международной валютной системы;

- содействие стабильности обменных курсов валют;

- предоставление краткосрочных и среднесрочных кредитов;

- предоставление консультаций и участие в сотрудничестве.

Каждое государство, вступая в члены МВФ, вносит определенную сумму – подписную квоту (более богатая страна вносит большую квоту и обладает большим количеством голосов). Для оказания финансовой поддержки своим членам МВФ использует следующие механизмы:

1. Обычные механизмы:

- политика траншей (кредиты в виде долей, составляющих 25% квоты данной страны);

- механизм расширенного финансирования (кредитование в течение 3 лет в целях преодоления трудностей с платежным балансом).

2. Специальные механизмы:

- кредитование в случае непредвиденных обстоятельств (напр., рост цен на импортируемое зерно);

- финансирование буферных запасов (кредит на пополнение запасов сырья).

3. Чрезвычайная помощь (в форме закупок товаров с тем, чтобы решить проблемы платежного баланса).

48.Международное воздушное право: понятие источники и принципыМВП – совокупность правовых принципов и норм, регулирующих международные полеты и иные виды использования воздушного пространства

3 этапа развития МВП:

1. Начало XX века – начало Первой мировой войны – появление разнообразного количества теорий и взглядов, обосновывающих правовое отношение государства к воздушному пространству. В те годы была распространена теория свободы воздуха, государства не распространяют свой суверенитет на воздушное пространство. Но с 1911 года начинают применять теорию государственного суверенитета над воздушным пространством

2. Период между мировыми войнами – юридическое закрепление полного и исключительного государственного суверенитета над воздушным пространством, превращение авиации в самостоятельный вид транспорта и быстрое развитие международных отношений. В 1919 Парижская конвенция о воздушных передвижениях – закрепила принцип суверенитета государств над воздушным пространством

3. Разработка унифицированных на международной основе летно-технических норм, позволяющих единообразно понимать и применять аэронавигационные правила и способствовать безопасности полетов. 1944 Чикагская конвенция о гражданской авиации установила принципы МВП, учредила Международную организацию гражданской авиации

Также в систему источников МВП включаются различные двусторонние и многосторонние международные договоры

В российской доктрине МП преобладающим является подход к оценке юридического статуса МВП, согласно которому оно базируется на основных общепризнанных принципах МП:

1. Территориальная целостность государств и нерушимость их границ

2. Неприменения силы или угрозы силой

3. Мирное разрешение международных споров

Но МВП содержит и специальные отраслевые принципы:

1. Принцип государственного суверенитета над воздушным пространством

2. Принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве, в том числе над открытым море

3. Принцип соблюдения безопасности международных полетов

В международном праве насчитывается 5 свобод воздуха:

1. Право выполнять транзитные беспосадочные полеты через территорию иностранного государства

2. Право совершать на иностранной территории посадки с некоммерческими целями (без права высаживать или брать на борт пассажиров, груз, почту)

3. Право привозить на иностранную территорию пассажиров, груз, почту, взятые на борту флага судна

4. Право увозить с иностранной территории пассажиров, груз, почту, следующих в страну флага судна

5. Право провозить на иностранную территорию пассажиров, груз, почту, взятых на борт в любой третьей стране, и увозить их с этой территории в любую третью страну

Нижней границей воздушного пространства является поверхность земли. Верхняя граница условна. В МП нет четкого предела разграничения воздушного пространства с космическим

49.Виды воздушного пространства и их правовой режим. Существует 3 вида воздушного пространства в зависимости орт правового режима их регулирования:

1. Воздушное пространство над открытым морем – попадает под правовой режим самого открытого море. Существует принцип свободы полетов над открытым море как гражданских, так и военных судов

2. Воздушное пространство над Антарктикой (договор об Антарктике 1959). Принцип полетов над Антарктикой гражданских и запрет полетов военных судов

3. Государственное воздушное пространство – часть государственной территории, воздушное пространство, вертикальными границами которого является воображаемая вертикальная плоскость, проведенная над линией государственной сухопутной и водной границы

Правовой режим воздушного пространства отдельного государства – совокупность юридических норм, устанавливающих его права в отношении своего воздушного пространства, и порядок его использования, а также правила воздушных перемещений, правовое положение воздушных судов, экипажей, пассажиров. Он устанавливается для обеспечения политических, экономических и оборонных интересов государства. Главной его составной частью является определение порядка предоставления право на полеты. Согласно Чикагской Конвенции никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией других государств, кроме как по специальному разрешению этих государств

Правовой режим устанавливается национальными актами с учетом международных соглашений

Существует 2 вида предоставления государством иностранным судам права полета над своей территорией:

1. Право регулярных полетов – основано на заключении двусторонних межправительственных договоров

2. Право нерегулярных полетов – основано на добровольности. В 1956 было заключен Парижское соглашение о коммерческих права в нерегулярном воздушном сообщении в Европе, посвященное пропуску на территорию государств – участников нерегулярных коммерческих воздушных судов

В 50 президентом Эйзенхауром был предложен институт мер доверия как механизм соблюдения принципа запрещения применения силы или угрозы силой в виде концепции открытого неба – инспекций, осуществляемых ВВС стран НАТО и ОВД над территорией друг друга по взаимной договоренности. Он получил юридическое закрепление в Договоре по открытому небу 1992, участниками которого являются 24 государства – члена ОБСЕ, в т.ч. Россия

50.Правовое регулирование международных воздушных сообщений (коммерческие права). Под м/у воздушными сообщениями понимаются воздушные передвижения летальных аппаратов с пересечением гос.границ более чем одной страны.
воздушных пространства:
- воздушное пространство как часть гос.территории;
- м/у воздушное пространство – над открытым морем и морским дном за пределами нац.юрисдикции.
Над территорией гос-ва действует режим полного исключительного суверенитета гос-ва. Гос-во, частью кот-го является воздушное пространство обладает полным территориальным верховенством. Здесь действует юрисдикция данного гос-ва. Это гос-во определяет «воздушные ворота» - пункты влета и вылета. Также оно определяет траектории и правила полета, кот-ые должны соответствовать Чикагской конвенции о м/у гражданской авиации 1944г. и приложениям к ней, а также иным правовым актом.
Выделяют 8 «свобод воздуха», фиксируемых двусторонними соглашениями гос-в:
право на беспосадочный – транзитный – полет над территорией данной страны;
право транзитного полета с посадкой на территории данного гос-ва исключительно в технических и иных некоммерческих целях;
право выгрузки перевозимых объектов и высадки пассажиров, кот-ые были взяты на борт в аэропорту гос-ва регистрации данного воздушного судна;
право принимать на борт на территории данного гос-ва пассажиров, их багаж, иные грузы и почту, если такие объекты имеют местом назначения территорию гос-ва, под флагом которого эксплуатируется воздушное судно;
право принимать на борт и высаживать пассажиров, выгружать и погружать объекты перевозки при нахождении на иностранной территории, если таковые имеют пунктом отправления и назначения территорию любого третьего гос-ва;
право осуществлять все виды м/у воздушных перевозок между третьими странами через территорию гос-ва регистрации воздушного судна;
право осуществлять все виды воздушных перевозок между третьими странами, минуя территорию гос-ва регистрации воздушного судна;
право осуществлять все виды воздушных перевозок между аэропортами одного и того же гос-ва, иного чем страна регистрации воздушного судна (каботаж).
В случае нарушения данных правил специальные службы подают условленные сигналы, означающие обязанность судна совершит посадку. Самое крайнее средство – право гос-ва сбить это судно.

51.Понятие, принципы, источники международного права окружающее среды. понятие и источники международного права охраны окружающей среды В рациональном использовании природной среды заинтересова­но все мировое сообщество, но охрана окружающей среды исключи­тельно усилиями отдельных государств неэффективна, положитель­ные результаты могут быть достигнуты лишь при сочетании нацио­нальных мер с международными. В настоящее время в сфере охраны природной среды действуют многочисленные международные организации (Международная морская организация, Всемирная организация здравоохранения, Всемирный фонд диких животных и т.д.) и программы (Программа ООН по окружающей среде — ЮНЕП, Программа наблюдений за распространением загрязнителей при Европейской экономической комиссии ООН и др.), состоялись представительные международные конференции с участием глав большинства государств и прави­тельств — Конференция ООН по окружающей среде (Стокгольм, 1972 г.), Конференция ООН по окружающей среде и устойчивому развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Заключено большое число меж­дународных соглашений (как универсальных, так и двусторонних), регламентирующих различные аспекты сотрудничества в данной об­ласти отношений. Источниками данной отрасли являются: Конвенция о междуна­родной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г., Конвенция об охране природы в южной части Тихого океана 1976 г., Конвенция об охране мигрирую­щих видов животных 1979 г.. Конвенция по причинам и предотвра­щению ущерба, наносимого лесам и водным ресурсам в результате загрязнения воздуха в Европе, 1984 г., Конвенция об оценке воздей­ствия на окружающую среду в трансграничном загрязнении 1991 г., Конвенция об охране биологического разнообразия 1992 г. и др. Зна­чительна роль региональных соглашений в области охраны окружаю­щей среды (в Северной Америке, в Европейском Союзе). Так, при рассмотрении вопроса о принятии в ЕС первоочередным кандида­там — Польше, Венгрии, Чехии, Словении, Кипру и Эстонии необхо­димо, в частности, выполнить около 100 существующих в рамках ЕС предписаний по охране окружающей среды — от очистки сточных вод до правил природопользования. Можно выделить следующие принципы права охраны окружаю­щей среды:

принцип суверенитета государства над своими природными ре­сурсами;

предотвращение загрязнения природной среды; объявление при­родной среды в пределах международных территорий общим досто­янием человечества;

свобода исследования природной среды;

сотрудничество в чрезвычайных обстоятельствах.

сновные направления международного сотрудничества в облас­ти охраны окружающей среды — собственно охрана окружающей среды и обеспечение ее рационального использования. Объектами международно-правовой защиты являются:

атмосфера Земли, околоземное и космическое пространство;

Мировой океан;

животный и растительный мир;

охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивными отхо­дами.

52.Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Взаимодействие межправительственных и неправительственных организаций по вопросам охраны окружающей среды. ЮНЕП – (UNEP; United Nations Environment Programme), Программа ООН по окружающей среде. ЮНЕП создана на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (XXVII) от 15 декабря 1972 г. Появление ЮНЕП было предопределено на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде 1972 г., где были одобрены Декларация и План мероприятий в отношении окружающей среды, а равно намечены конкретные меры по созданию постоянного аппарата в рамках ООН с целью развития природоохранного сотрудничества государств.

Согласно Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН деятельность ЮНЕП направлена на:

– охрану отдельных природных объектов;

– борьбу с различными видами вредного воздействия;

– рациональное использование природных ресурсов;

– создание мировой справочной службы по наблюдению за состоянием окружающей среды;

– изучение экономических особенностей развития населенных пунктов;

– разработка международно-правовой основы природоохранительной деятельности.

ЮНЕП формально не является международной организацией. Однако, по мнению многих юристов-международников «де-факто» она стала таковой.

При поддержке ЮНЕП был заключен ряд важнейших международных соглашений, составляющих сегодня источники международного экологического права.

Внутреннюю структуру ЮНЕП возглавляет Совет управляющих, состоящий из 58 представителей государств, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН сроком на 4 года. В структуру ЮНЕП также входят Фонд окружающей среды, Совет по координации природоохранительной деятельности организаций семьи ООН и Секретариат по вопросам окружающей среды, возглавляемые Директором-исполнителем ЮНЕП

 

53.Роль международных конференций в развитии международного права окружающей среды. Первая экологическая акция ООН датируется еще 1949 г., когда в Лейк-Саксессе (США) была проведена Международная научно-техническаяконференция по охране природы.

Тем не менее поворотным пунктом в становлении МПОС можно считать состоявшуюся в 1972 г. в Стокгольме Конференцию ООН по проблемамокружающей человека среды. Стокгольмская конференция:

• создала основы сбалансированного и комплексного подхода к решению на глобальном уровне всего спектра экологических проблем;

• придала мощный импульс международному природоохранному сотрудничеству, предопределив стремительное развитие международного праваокружающей среды и задав новые параметры экологической деятельности;

• оказала влияние на внутреннюю политику многих государств, в национальных приоритетах которых прежде отсутствовали вопросы охраны природы;

• предопределила разработку государственных экологических программ, а также и создание механизма для их реализации.

Спустя двадцать лет после Стокгольма, в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Форум собрал рекордное число участников: 8 тыс. делегатов из 179 государств. В его работе приняли участие также 3 тыс. представителей неправительственныхмеждународных организаций. Знаменательно, что параллельно с межправительственной конференциейв пригороде Рио-де-Жанейро прошел Глобальный форум, который посетили более 20 тыс. частных лиц.

Одним из результатов работы конференции явилось:

• принятие Декларации по окружающей среде и развитию;

• принятие программы действий под названием «Повестка дня на XXI век».

На конференции в Рио-де-Жанейро были также открыты для подписания два важнейших глобальных соглашения:

• Рамочная конвенция об изменении климата;

• Конвенция о биологическом разнообразии. Международная конференция на глобальном уровне была проведена в конце августа — в начале сентября 2002 г.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.167.74 (0.018 с.)