ТОП 10:

Состав и юридическая природа государственной территории. Изменение принадлежности государственной территории.



Государственная территория – территория, которая находится под суверенитетом государства, т.е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство

В состав государственной территории входят суша и воды с находящимися под ними недрами и лежащее над сушей и водами воздушное пространство, пределы которых определяются государственной границей

Сухопутной территорией государства является суша в пределах его границ

Водная территория – внутренние воды и территориальное море. Внутренне море по Конвенции ООН по морскому праву относятся:

1. морские воды

2. воды портов

3. воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морских миль, исторические заливы

Внутренние воды – воды рек, озер и иных водоемов в пределах одного государства

Территориальное море – полоса прибрежных морских вод, ширина которой не должна превышать 12 морских миль

В состав территории государства также входят находящиеся под его сухопутной и водной поверхностями недра без каких-либо ограничений по глубине

Воздушную территорию государства составляет воздушное пространство, находящееся в пределах его сухопутных и водных границ

Согласно МП юрисдикция государства распространяется на лица, сооружения, установки и транспортные средства, находящиеся в морских водах за пределами его территориального моря. Государство осуществляет исключительную юрисдикцию над своими военными кораблями в открытом море, над своими воздушными судами, находящимися вне пределов территории иностранного государства, а в некоторых случаях и на иностранной территории, над запущенными им в космическое про странство объектами и их экипажами.

Государственная территория представляет собой не только пространство, в котором осуществляется верховная власть данного государства, но также и природную среду с ее компонентами: сушей и водами, воздушным пространством и недрами.

Согласно современному МП никто не вправе насильственно лишать государство принадлежащей ему территории и соответственно природных ресурсов. Об этом свидетельствуют принципы неприкосновенности и целостности государственной территории, неприкосновенности и нерушимости государственных границ

Согласно Конституции РФ, суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию, а Конституция РФ и ФЗ имеют верховенство на всей ее территории. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории

В соответствии с Конституцией территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними

70.Правовой статус Арктики. Юридический статус морских пространств. Арктический регион исторически разделен на секторы владения приарктических государств, хотя и существуют предложения интернационализации Арктики, пока не нашедшие поддержки. В 1921 Канада декларировала, что все земли и острова к северу от континентальной канадской части находятся под ее суверенитетом. В 1926 СССР было принято аналогичное решения, но архипелаг Шпицберген остался вне юрисдикции СССР, так как согласно Парижскому договору 1920 года он принадлежит Норвегии

К режиму полярных секторов прибегли. К режиму полярных секторов прибегли Норвегия, Дания. Все территории (в т.ч. неразведанные), которые входят в полярный сектор государства, находятся под его суверенитетом. Но водная поверхность в пределах Арктики является открытым морем. Государство, имеющее полярный сектор в Арктике, может рассматривать его как зону своей безопасности. Т.о. существуют как территориальные, так и открытые моря в Арктики

Особенности Российского сектора. В 1920 Нота МИД РСФСР Норвегия закрепляла права ССС на Белое море, Декретом СНК РСФСР 1921 – на Баренцево, Карское, Лаптевых и Восточно-сибирское – это моря заливного типа и внутренние национальные морские пути Росссии. Это основано на ряде причин:

1. Большую часть года они покрыты льдом, который можно рассматривать как продолжение сибирской суши на север

2. Русское государство в течение 3 веков владело Карским морем (царские указы)

3. Они являются морями заливного типа, ограниченными со стороны океана многочисленными островами и архипелагами

В целях защиты окружающей Арктику среды Конвенция ООН по морскому праву 1982 закрепило право государств принимать меры по предотвращения загрязнения морских вод Арктики

В целях исследования Арктики и охраны ее природной среды развивается широкое международное сотрудничество: действуют многостороннее соглашение о сохранении белых медведей, советско-канадский Протокол о научно-техническом сотрудничестве в Арктике, советско-американское Соглашение о сотрудничестве в борьбе с загрязнением в Беринговом и Чукотском морях в чрезвычайных ситуациях. Финляндия, Швеция, Исландия подписали Декларацию об охране окружающей среды Арктики и Стратегию экологической защиты региона

Антарктика – южная полярная область, охватывающая материк Антарктиду и прилегающие к нему участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов, включая расположенные там острова, при условии, что они расположены южнее 60 параллели южной широты

 

71.Государственные границы: определение, классификация, порядок установления, изменения, охраны по законодательству РФ. Особенности договора о границах. Государственная граница – линия и по проходящая по этой линии вертикальная плоскость, отделяющая государственную территорию от территории, на которую суверенитет государства не распорастраняются

Различают:

1. Сухопутные

a. Орографические – проводятся с учетом рельефа местности

b. Геометрические – устанавливаются по прямой линии, проведенной между 2 точками

c. Астрономические –устанавливаются по меридианам и паралеллям

2. Водные

a. Речные – устанавливаются по соглашению прибрежных государства и проводятся по линии наибольшей глубины, либо по середине реки

b. Озерные – по прямой, соединяющей выходы сухопутных границы государства к берегам водоема

c. Границы водоемов – аналогично b

d. Морские – внешние пределы его территории морей смежных и противолежащих государств

3. Воздушные

a. Боковые – вертикальная плоскость, проходящая над линией государственной границы по суши или морю

b. Высотные – горизонтальная плоскость на высоте 96 км

Границы, как правило, устанавливаются договорами (договорные границы). Существуют и ≪исторически сложившиеся границы≫, признанные сопредельными государствами в результате длительного их соблюдения.

Существуют следующие основания изменения государственной границы:

1. осуществление нациями и народами своего права на самоопределение, при котором происходит разделение или восстановление наций и народов и в результате устанавливаются новые границы или восстанавливаются старые

2. обмен небольшими участками государственных территорий сопредельных государств в целях наиболее благоприятного расположения границы

3. обмен небольшими участками в случае демаркации границы

Государственная граница устанавливается путем:

1. демаркации - уточнения сопредельными государствами линии границы, которая была или могла быть изменена в результате природных или исторических факторов

2. Редемаркация - проверка ранее демаркированной границы с ремонтом ранее установленных пограничных знаков

3. делимитации - установления границы между государствами впервые

В целях обеспечения неприкосновенности и нерушимости границ, их охраны внутренним законодательством устанавливаются следующие режимы:

Охрана Государственной границы означает введение в действие соответствующих правовых режимов:

1. Режим Государственной границы– совокупность общих правил, устанавливающих порядок ее содержания, пересечения гражданами и ТС, перемещения через границу товаров и животных, ведения на ней хозяйственной, промысловой и иной деятельности, разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением режима границы

2. Пограничный режим– служит исключительно интересам создания необходимых условий охраны Государственной границы

Пограничная зона –часть территории РФ, непосредственно прилегающая к государственной границе на всем протяжении. Ширина зоны устанавливается до 5 км. В соответствии с требованиями режима государственной границы ее пересечении осуществляется через пункты пропуска – территория в пределах ж\д, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэродрома, открытого для международных сообщений, а также иное, специально оборудованное место, где осуществляется пограничный и другие виды контроля и пропуск через государственную границы лиц, ТС, товаров и животных

3. Режим в пунктах пропуска через государственную границу– совокупность правил въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, ТФ, ввоза, нахождения и вывоза товаров и животных. Этот режим необходим для осуществления пограничного, таможенного, санитарного, ветеринарного и иных видов контроля

Одним из существенных элементов суверенитета является наличие государственной границы З «О Государственной границе РФ»

Государственная граница – линию и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории РФ

 

72.Международные реки. Правовой режим Дуная. Международные реки — это реки, протекающие по тер­ритории двух (или более) государств и используемые в согла­сованных целях. Особое значение имеют реки, имеющие судо­ходное сообщение с морем и используемые для мореплавания различными, в том числе и неприбрежными, государствами. Эти географические и хозяйственные факторы предопределяют международно-правовой режим таких рек.

Каждое государство осуществляет суверенитет над частью реки, находящейся в пределах его границ. Оно, вместе с тем, обязано использовать свой участок реки таким образом, чтобы не причинять ущерб другим прибрежным государствам. Госу­дарство не вправе в одностороннем порядке изменять течение реки, поскольку это может ограничить возможности других прибрежных государств либо повредить их природной среде.

Взаимная заинтересованность государств в рациональном и контролируемом использовании международной реки обуслов­ливает заключение двусторонних и многосторонних договоров. В них определяются правила использования реки как водно­транспортного пути, а также для строительства плотин, гидро­электростанций, орошения, лесосплава, в иных хозяйственных целях.

Свобода судоходства по основным рекам Западной Европы была признана Венским конгрессом в 1815 г., который одновре­менно оговорил право прибрежных государств согласованно устанавливать правила такого судоходства.

Специальное регулирование было предусмотрено для Ду­ная, свобода судоходства по которому вначале (Парижский мир­ный договор 1856 г.) контролировалась преимущественно не­прибрежными государствами. Современный режим этой реки определяется Конвенцией о режиме судоходства на Дунае, подписанной в 1948 г.

В этой Конвенции воплощены типичные черты правового режима международной реки, навигация на которой объявля­ется "свободной для граждан, торговых судов и товаров на ос­нове равенства в отношении торговых и навигационных сборов и условий судоходства".

Прибрежные государства вправе ограничить или запретить проход военных судов неприбрежных государств или иных су­дов, преследующих военные цели. В ст. 30 Конвенции о режиме судоходства на Дунае говорится: "Плавание по Дунаю военных кораблей всех непридунайских стран воспрещается. Плавание по Дунаю военных кораблей придунайских стран за пределами страны, флаг которой несет корабль, может осуществляться только по договоренности между заинтересованными придунайскими государствами".

Свобода судоходства предполагает не только плавание по реке, но и заход в порты, производство в них торговых, погрузочных и разгрузочных работ, посадку и высадку пассажиров. Предполагается непременное соблюдение при этом действую­щих в прибрежных государствах законов и правил. Прибреж­ные государства должны поддерживать свои речные участки в судоходном состоянии для речных, а на соответствующих уча­стках и морских судов, производить необходимые работы для обеспечения наилучших условий судоходства.

Международными договорами предусматривается создание специальных органов — международных речных комиссий, ко­торые обязаны содействовать решению различных вопросов совместного использования международных рек. Так, согласно Конвенции о режиме судоходства на Дунае, из представителей Придунайских государств была создана Дунайская комиссия, в компетенцию которой входят наблюдение за исполнением по­ложений Конвенции, составление общего плана основных работ в интересах судоходства, а в некоторых случаях производство таких работ, унификация правил речного надзора, издание спра­вочников, лоций, навигационных карт.

73.Международно-правовой режим Антарктики. Антарктика – южная полярная область, охватывающая материк Антарктиду и прилегающие к нему участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов, включая расположенные там острова, при условии, что они расположены южнее 60 параллели южной широты

Правовой режим Антарктики можно отнести к интернациональному. В системе Договоры об Антарктике – стороны отказали от любой основы для претензий на территориальный суверенитет. Правовую основу составляет международное право, на территориях судов или полярных баз действует право их флага

Международно-правовой режим Антарктики регулируется Договором об Антарктике 1959. Согласно Договору, Антарктика является международной территорией и открыта для научного исследования всех стран, а также демилитаризована и нейтрализована, так как в пределах действия договора нельзя развязывать и вести военные операции. Здесь запрещено создавать военные базы, проводить маневры, испытывать оружие. Антарктика объявлена безъядерной зоной.

В Антарктике не применяется секторальное деление (по типу Арктики). Но подписание договора не остановило территориальных претензий некоторых государств. Претензии были заявлены Австралией, Аргентиной, Великобританией, Новой Зеландией, Норвегией, Чили, Францией. СССР и США всегда выступали противниками этих претензий и настаивали на признании Антарктики международной территорией

В настоящий момент эти претензии заморожены, т.е. государства не отказались от территориальных претензий, но никакие действия других государств на территории Антарктики в период действия Вашингтонского договора не могут считаться основанием для заявления, поддержания или отклонения любой претензии на территориальный суверенитет в Антарктике

В рамках договора была подписана Конвенция о сохранении антарктических тюленей. Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики предоставляет право добычи морских живых ресурсов Антарктики всем государством. В 1991 году Протокол о запрещении всех видов геологоразведочных работ в Антарктике сроком на 50 лет. Договором создан специальный международный механизм для координации деятельности государств в Антарктике - Консультативное совещание, проводимое раз в 2 года. Оно правомочно обсуждать практически все вопросы, касающиеся деятельности государств в Антарктике

74.Международно-правовые вопросы гражданства. Основу правового статуса индивида образует правоотношения гражданства. Гражданство – устойчивая правовая связь лица с определенным государством, которая характеризует основы правового статуса личности и выражается в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности

Согласно международно-правовым нормам, каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство

Никто не может быть выслан в индивидуальном порядке или в результате коллективного мероприятия с территории государства, гражданином которого он является. Никто не может быть лишен права на въезд на территории. Государства, гражданином которого он является

Правоотношение гражданства устойчиво в пространстве и во времени. Пребывание лица за границей не прерывает правоотношений гражданства, так же как и заключение/расторжение брака с иностранным гражданином

Способы приобретения, изменения, утраты гражданства устанавливаются национальным законодательством в соответствии с общепризнанными нормами МП

Международно-правовые нормы о гражданстве регулируют как общие вопросы гражданства (о праве каждого на гражданство, о сохранении гражданство при вступлении в брак, о гражданстве детей), так и специальные (проблемы двойного гражданства и безгражданства). Пакт о гражданских и политических правах 1966, Конвенция о гражданства замужней женщины 1957, Конвенция о правах ребенка 1989. Ко второй группе – двухсторонние соглашения о предотвращении, возникновении двойного гражданства, Конвенция о статусе апатридов, Конвенция о сокращении безгражданства, Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств-участников СНГ. В России – Конституция, Закон о гражданстве РФ

Гражданство приобретается 2 способами: по рождения и в результате приема в гражданство

Приобретение гражданства по рождению возможно по принципам «права крови» или «права почвы». «Право крови» - ребенок, родители которого на момент рождения состоят в гражданстве одного государства, является гражданином этого государства независимо от места рождения – действует во многих странах, в т.ч. в России. «Право почвы» - ребенок, родившийся на территории государства, является его гражданином независимо от гражданства родителей – латиноамериканские государства

В результате приема в гражданство они приобретается по основаниям и в порядке предусмотренным национальным законодательством. Решение о приеме в гражданство принимают, как правило, высшее должностной лицо государства, либо исполнительные органы власти

Законодательством некоторых стран устанавливаются ограничения для приема в гражданство. В РФ отклоняются ходатайство о приеме в гражданство РФ лиц:

1. Выступают за насильственное изменении конституционного стров РФ

2. состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами РФ

3. осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы

Дополнительные способы приобретения гражданства:

1. в результате признания (так, гражданами России были признаны граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории России на день вступления в силу закона о гражданстве, если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве РФ)

2. в порядке его регистрации (например, при усыновлении)

3. в результате восстановления в гражданстве лиц, ранее состоявшие в гражданстве

4. в результате оптации — выбора гражданства при территориальных изменениях

Упрощенный порядок приобретения гражданства

Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств-участников СНГ

Государства-участники предоставляют своим гражданам, отбывающим на постоянное жительство на территорию договаривающего государства, упрощенный порядок выхода из гражанства, а также предоставит прибывающим на постоянное жительство на ее территорию гражданам право приобрести ее гражданство в упрощенном порядке при наличии одного из следующих условий:

1. если заявитель в прошлом состоял в гражданстве одной из договаривающихся сторон и одновременно в гражданстве СССР, проживал на их территориях на 21 декабря 1991 г. и проживает постоянно до вступления в силу Конвенции

2. при наличии у заявителя близкого родственника - супруга, одного из родителей (усыновителей), ребенка (в том числе усыновленного), сестры, брата, деда или бабушки, внучки или внука, - постоянно проживающего на территории государства приобретаемого гражданства и являющегося ее гражданином

Приобретение гражданства и выход из гражданства производится на основе свободного волеизъявления граждан. Лицо, подавшее ходатайство о приобретении гражданства, сохраняет прежнее гражданство до принятия положительного решения по его ходатайству

Конвенция устанавливает перечень документов, необходимых для приобретения гражданства и выхода из гражданства

Полномочные органы государств осуществляют регистрацию приобретения гражданства и выхода из гражданства в упрощенном порядке в срок не более 3 месяцев

Конвенция устанавливает правила определения гражданства детей при изменении гражданства родителей

Государства сохраняют за собой право отказать лицу, ходатайствующему о приобретении гражданства и о выходе из гражданства, в случаях, предусмотренных ее внутренним законодательством

Гражданство прекращается:

1. вследствие выхода из гражданства. Выход из гражданства РФ, в частности, не допускается: после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания; привлечения в качестве обвиняемого по уголовному делу либо если в отношении него имеется вступивший в силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда

2. вследствие отмены решения о приеме в гражданство (например, когда решение о приеме в гражданство было принято на основании подложных документов);

3. путем выбора иного гражданства при оптации

4. по иным основаниям, предусмотренными международного договорами

75.Право убежища: понятие. Виды, международно правовое регулирование. Одним из важных суверенных прав государства является право предоставления убежища лицам, преследуемым по политическим, национальным, расовым, религиозным или этническим мотивам. Раз­личают территориальное и дипломатическое убежище.

Территориальное убежище — это предоставление убежища пре­следуемому лицу на территории государства.

Дипломатическое убежище — это предоставление убежища на территории дипломатического представительства иностранного го­сударства. Институт дипломатического убежища действует главным образом в странах Латинской Америки.

Институт убежища межотраслевой: его нормы зафиксированы и дипломатическом праве, и в международном гуманитарном праве. Нормы о праве убежища — преимущественно обычные нормы меж­дународного права. В 1967 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о территориальном убежище. Однако универсальная конвенция о праве территориального убежища заключена не была. Право дипломатического убежища получило договорное оформле­ние в Гаванской конвенции об убежище 1928 г., Конвенции о дипло­матическом убежище 1954 г. и некоторых других. Помимо междуна­родных документов, нормы о праве убежища зафиксированы также в законодательстве различных государств (например, в ст. 63 Консти­туции РФ, Положении о порядке предоставления Российской Феде­рацией политического убежища, утвержденном Указом Президента от 21 июля 1997 г.).

Убежище предоставляется только в экстренных случаях и только на период, необходимый для обеспечения безопасности лица. О предоставлении убежища уведомляется МИД государства, гражда­нином которого является соответствующее лицо.

Убежище, предоставленное государством какому-либо лицу, должно уважаться всеми остальными государствами. Лицо, получив­шее убежище, не может быть выдано и получает право на защиту со стороны государства, предоставившего убежище.

Получившее право убежища лицо не вправе совершать действия, противоречащие общественной безопасности и законодательству го­сударства, предоставившего убежище.

Убежище не предоставляется лицам, обвиняемым в общеуголов­ных преступлениях и осужденным по ним, а также лицам, дезертиро­вавшим из вооруженных сил государства, и военным преступникам.

 

76.Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г. и факультативные протоколы к нему Международный пакт о гражданских и политических правах принят 16 декабря 1966 года, вступил в силу 23 марта 1976 года. Универсальный международный документ, содержащий каталог прав, включающий в себя все права. Записанные во Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Пакт является международным договором и, следовательно, имеет обязательную силу для государств-участников. Пактом создается Комитет по правам человека—один из 7 конвенционных органов ООН, наделенный компетенцией получать и рассматривать доклады от государств-участников, формулировать замечания общего порядка, принимать жалобы от одного государства-участника на другое, а также рассматривать сообщения о нарушении прав человека от отдельных лиц. Пакт ратифицирован Указом Президиума ВС СССР 18 сентября 1973 года. Факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах принят и открыт для подписания 16 декабря 1966 года, вступил в силу 23 марта 1976 года. В Протоколе закреплена такая функция Комитета по правам человека как получение и рассмотрение индивидуальных сообщений от лиц, в отношении которых были нарушены положения Пакта. Компетенция Комитета рассматривать индивидуальные сообщения была признана СССР 05 июля 1991 года. Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни, принят 15 декабря 1989 года резолюцией 44/128 Генеральной Ассамблеи на ее 82 пленарном заседании. Протокол содержит обязательства для каждого государства-участника не применять смертную казнь и принимать все необходимые меры для ее скорейшей отмены на законодательном уровне конкретного государства. Всем государствам-участникам Протокола предписывается включать в ежегодный доклад в Комитет по правам человека информацию и мерах, направленных на исполнение положений Протокола. Россия не является участником Протокола.

 

77.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.233.78 (0.016 с.)