Государство и право Древнего Китая 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство и право Древнего Китая



Задание 1. Решите задачи по уголовному праву Древнего Китая, используя Циньское уложение о наказаниях:

1.Чжан Лу был обвинен в совершении кражи, стоимость украденного оценивалась в 500 ши. Шао Ми знал о краже, но в ней не участвовал. Полученная им доля составила 1 ши. Какому наказанию должен быть подвергнут Шао Ми?

2. Простолюдин украл козу, на шее которой была веревка стоимостью в 1 ши. Какому наказанию должен быть подвергнут простолюдин?

3. Некто Чжу Дэ был задержан за избиение деревянной палкой и нанесение ранений со злодейским умыслом. Как квалифицируется преступление Чжу Дэ? Можно ли говорить о применении оружия? Какое наказание он должен понести?

4. Начальнику уезда поступила жалоба на то, что отец без ведома сына распорядился частью его имущества. Будут ли данные действия рассматриваться как преступление?

 

Задание 2. Император Вэнь-ди, правивший с 176 по 156 г.г. до н.э. издал распоряжение: «Пусть будут отменены и [чем-нибудь] заменены телесные наказания! Приказываю также, [чтобы всех] преступников, в зависимости от тяжести их [вины, если они] не пытались убежать или скрыться, прощали [сразу] по отбытии срока [наказания]».

Первый советник Чжан Цан и главный цензор Фэн Цзин подготовили такой проект: «...мы, [Ваши] покорные слуги, почтительно обсудили [Ваш приказ] и просим установить законы, [в которых] говорилось бы:

«Всех тех, у кого [в качестве наказания] должна быть обрита голова, не уродовать [и направлять: мужчин] строить городские стены и нести патрульную службу, [женщин] толочь рис [для государственных нужд].

Тем, кто [подлежит наказанию] татуированием, брить голову, одевать железный ошейник на шею [и отправлять: мужчин] строить городские стены и нести патрульную службу, [женщин] толочь рис [для государственных нужд].

Тех, кто [подлежит наказанию] отрезания носа, [карать] тремястами ударами бамбуковых палок.

Тех, кто [подлежит наказанию] отрезания левой ноги, [карать] пятьюстами ударами бамбуковых палок.

Тех, кто [подлежит наказанию] отрезания правой ноги; а также убийц, пришедших с повинной до того, [как их вина была установлена]; а также чиновников, осужденных за взяточничество и извращение закона [в личных интересах]; [а также] ответственных за императорское имущество, [но] воровавших его, [если они] были уже приговорены [к наказанию, но] убежали и вновь совершили преступление, [караемое] битьем палками, то всех их [следует подвергнуть] публичной казни.

[Мы, Ваши] невежественные и [заслуживающие] смерти рабы, испрашиваем [Вашего решения]».

Повеление императора гласило: «Быть по сему».

Ответьте на следующие вопросы:

1. Каким образом новый закон о наказаниях должен был повлиять на систему наказаний в Китае?

2. Каковы цели наказания согласно данному проекту?

3. Какие наказания должны были применяться чаще всего?

4. Чем можно объяснить гуманизацию наказания?

Задание 3. Ознакомьтесь с Циньским руководством по расследованию уголовных дел и ответьте на следующие вопросы:

1.Кто осуществлял расследование уголовных преступлений?

2.Какие правила проведения допросов устанавливались данным руководством?

3.Какие основные этапы расследования можно выделить?

4.Какие прогрессивные стороны процедуры расследования уголовных дел в Древнем Китае, с точки зрения современного права, Вы могли назвать?

Задание 4. Заполните таблицу «Уголовное право Древнего Китая»

Вид преступления пример Вид наказания
Государственные преступления    
Преступления против собственности    
Преступления против личности    
Преступления против нравственности    
Должностные преступления    
Воинские преступления    

 

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Бонгард-Левин Г.М. Индия эпохи Маурьев. М., 1973.

2. Государство и социальные структуры на древнем Востоке. М., 1989.

3. История Древнего Востока / Под ред. В.И.Кузищина. М., 1999.

4. История Китая. М., 2003.

5. Крашенинникова Н.А. История права Востока. М., 1994.

6. Левчук С.В. Религиозно-правовые особенности государственного и общественного строя древней Индии по Законам Ману // История государства и права. 2011. № 22.

Тема № 5

«Государство и право Древней Греции»

Семинарское занятие

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Периодизация истории Древней Греции. Полис как особая форма античного государства.

2. Социальная структура и органы власти и управления Афинского полиса.

3. Особенности социальной структуры и организация органов власти и управления в Спарте.

4. Древнегреческое право: источники и основные институты.

Основные понятия: агора, апелла, ареопаг, аристократия, архагеты, булэ, базилевс, гелиэя, геомор, демиург, гражданин, демократия, исономия, илот, исегория, коллегия архонтов, коллегия стратегов, метек, олигархия, периэк, полис, республика, спартиат, тирания, эвпатрид, фила, фратрия, эклессия, литургия.

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию

При подготовке по первому вопросу необходимо выявить особенности формирования государств античного типа, влияние на этот процесс природно-географических и экономических факторов. Дайте определение полиса, укажите такие его черты как географическая и политическая замкнутость, зависимость от общегреческой и международной морской торговли. Объясните, какое влияние на развитие политической и социальной структуры полиса оказало формирование системы классического рабства. Обратите внимание на существование различных республиканских форм правления: аристократии, демократии, олигархии, тирании.

При изучении второго вопроса дайте характеристику социальной структуры афинского общества. Выделите основные органы власти в Афинах VIII в. до н.э., принципы их формирования и основные полномочия. Охарактеризуйте развитие афинской государственности в период проведения реформ Солона (594 г. до н.э.) и Клисфена (509 г. до н.э.). Выявите причины этих реформ и раскройте содержание основных преобразований при Солоне (сисахфия, цензовая реформа, организация новых органов власти – Совета четырехсот, гелиэи). Проанализируйте основные реформы Клисфена: изменение принципа административного деления, введение остракизма, реформирование органов государственной власти. Дайте краткую характеристику реформ Перикла. Определите особенности политической системы и органов власти Афин в период расцвета демократии (V в. до н.э.). Определите порядок формирования и полномочия народного собрания, Совета пятисот, гелиэи, коллегий архонтов, ареопага, органов правосудия, системы магистратур.

При подготовке третьего вопроса обратите внимание на особенности становления спартанского общества и государства, влияние завоеваний, необходимость обеспечения господства над завоеванным населением. Определите, какую роль в формировании политической и социальной системы Спарты сыграли реформы Ликурга, каковы были цели реформ. Необходимо дать характеристику особенностей социальной структуры Спарты, правового статуса спартиатов, периэков, илотов. При анализе организации государственной власти в Спарте следует выявить особенности формирования, компетенции и функционирования народного собрания, совета старейшин (герусии), эфоров и других органов власти.

При подготовке четвертого вопроса необходимо дать характеристику девнегреческого праваю Обратите внимание на ее особенности: полисное и эволционно-историческое различия, причины появления, отраслевая направленность и т.д.

Вопросы для устного обсуждения:

1.Насколько, по вашему мнению, правомерно мнение Псевдоксенофонта о том, что в государстве могут быть «прекрасные законы», когда народ «находится в рабстве»?

2. Какова, по Вашему мнению, высшая цель демократического права. При обсуждении советуем учесть замечание французского юриста Бенжамена Констана (1767-1830гг.): «Свобода в античных республиках состояла более в деятельном участии в общем властвовании, нежели в спокойном пользовании личной независимостью, и даже для обеспечения этого участия чувство личной независимости в известной степени приносилось в жертву. Новые государства заменили непосредственное народовластии народным представительством, в силу чего каждый, не пользуясь непосредственно властью, ею и не наслаждается. Но зато люди нового времени, чтобы быть счастливыми, не нуждаются ни в чем, кроме полной независимости во всем».

Темы докладов, рефератов

1.Народное собрание (Народ) в политической системе Афинской демократии (V–IV вв. до н. э.)

2. Сравнительная характеристика реформ Тезея, Солона и Клисфена.

3. Основные этапы в становлении системы классического рабства в Греции.

4. Греческий полис как уникальный феномен общественной структуры древнего мира.

5.Остракизм – процедура демократии или тирании?

6. Идеологические основы Спартанского государства.

7. Феномен античной демократии.

Практическое занятие

Рекомендации по подготовке к практическому занятию

Целью практического занятия является формирования навыков обобщения и структуризации теоретического материала, применения сравнительно-правового метода при анализе нормативных источников, умений аргументировать собственную точку зрения, а также закрепление общетеоретических знаний об особенностях и закономерностях государственно-правового развития Древней Греции.

Для подготовки к практическому занятию необходимо повторить теоретический материал лекционного и семинарского занятий, занести основные понятия в словарь

Рекомендуется при подготовке к практическому занятию составить следующие схемы:

- «Органы власти в Афинах при Перикле»

- «Социальная структура Афин V-IV вв. до н.э.»

- «Социальная структура спартанского общества»

- «Органы государственной власти в Спарте при Ликурге».

Практические задания

Задание № 1. Решите казусы, используя Гортинские законы:

1.Некий Афон ссудил деньгами Ксифанта, и в оговоренное время надеялся получить долг с процентами. Однако вскоре он узнает, что Ксифант работает на поле в соседней деревне у лица, должником которого он также является. Разгневанный Афон пришел на поле где работал его должник и силой увел его в свое имение. При этом он сказал: «Отработай сначала свой долг в моем имении». Владелец соседнего имения не стал спорить, а обратился к судье. Какие аспекты отношений должен учесть судья, чтобы вынести безошибочное решение? К какому решению придет судья?

2.Некая молодая женщина задумала женить на себе весьма состоятельного мужчину, несмотря на то, что он уже был женат. Его жена Таис была женщиной гордой. Она решила, не дожидаясь развода, взять то, во что она вложила собственный труд, (чтобы не досталось другой женщине) и вернулась в дом своего отца. Ее муж решил обратиться к знатоку законов за советом: есть ли основания у него оспорить действия Таис? И что же Вы ему посоветуете?

3.Леонтий кредитору заложил дом своей матери на сумму необходимую для погашения проигранного долга. Кредитор, не дождавшись возврата своего долга, потребовал освободить дом (мать Леонтия жила в нем). В поисках защиты мать Леонтия обратилась к судье. Правильно ли она поступила? Каким будет судебное решение?

4.На рынке рабов Эратосфен купил раба, необходимого ему в хозяйстве. Но раб оказался ленивым и неспособным к тому, чтобы быть помощником в хозяйстве, и характер имел необузданный. Эратосфен попросту выставил его на улицу. Однажды Эратосфена призвали в суд как ответчика за противоправные действия его раба. Что послужило основанием к предъявлению иска к Эратосфену? В ходе судебного разбирательства ответственность с Эратосфена была снята. Как Вы думаете, какие были к этому основания?

5.Клиент усыновил малолетнего наследника богатого имения (не без корысти). Однако, отношения усыновленного с его новыми родственниками не сложились, т.е. были конфликтными. Есть ли правовой выход из сложившейся ситуации?

6.При проверке финансовой отчетности выявили недостачу казенных денег, которые были выделены на украшение храма к празднику. Как выяснилось, эти средства были использованы Фемистоклом для личных целей. Какое наказание ожидает Фемистокла по афинским законам?

7. В Афинах олигархическое правление сменилось демократическим. Воспользовавшись хаосом при смене режима, Ахелой захватил рудник Павсания, который тот приобрел еще во времена Евклида. Примет ли суд иск Павсания, если тот обратится в суд? Если иск будет принят, то в чью пользу будет вынесено судебное решение?

8. Смерть главы семьи наступила, когда его сын (Диодор) находился в плавании. Владельцем наследственного имущества стал Кратер, дальний родственник умершего, который в последние годы жизни наследодателя был управляющим его имуществом. Вернувшись, Диодор добился присуждения наследства себе и выгнал Кратера из имения. Однако Кратер не смирился с таким решением и опротестовал его. Присуждение имущества Диодору было признано недействительным. На каком основании Кратеру удалось отстоять свое право на наследство?

 

Задание 3. Используя учебники, источники в хрестоматии, а также приведенные ниже отрывки из философских и литературных произведений древнегреческих авторов, определите преимущества и недостатки афинского варианта суда присяжных. Сделайте выбор из предложенных характеристик и обоснуйте свою позицию.

Преимущества суда присяжных Недостатки суда присяжных
   

Возможные характеристики: справедливость, законность, беспристрастность, неподкупность, народность, демократизм, консервативность, гласность, состязательность, коррумпированность, реакционность, произвол, публичность, устность, гуманность, доходность, квалифицированность, многочисленность, невежественность, сменяемость, безапелляционность, строгость, быстродействие, дешевизна. Выборность, дороговизна.

В одной из комедий Аристофанасодержится такой диалог двух граждан:

 

«Ксанфий. Зевс свидетель мне,

Пусть сдохну, если прежде приходил сюда

И обокрал тебя хотя бы на волос.

Постой, вот предложенье благородное,

Вот мой слуга,

Бери его, пытай его!

Вину мою докажет, так казни сейчас!

Эак. Но как его пытать?

Ксанфий.По-разному: плетями бей, души, дави, на

Дыбу вздерни, жги, дери,

Крути суставы, можешь в ноздри уксус лить,

Класть кирпичи на брюхо. Можешь все! Прошу

Лишь об одном: не бей его былинкой!»

(Лучшим из доказательств почитались «показания тела», то есть результаты опроса рабов под пыткой, и признание самого обвиняемого. Предполагалось, что ни в том, ни в другом случае невозможен обман. Естественно, чем мучительнее были способы добывания «показаний крови и мяса», тем больше было им веры. Гуманность хозяина, отказавшегося выдать раба на мучения, могла быть расценена как косвенное признание вины. Пытка производилась публично, показания подробно протоколировались. Изредка пытке могли подвергать метеков, но сами афинские граждане особым постановлением были от пытки освобождены).

 

Ксенофонт. Защита Сократа на суде (Апология Сократа)

Гермоген (один из учеников Сократа), по его словам, заметив, что Сократ говорит обо всем больше, чем о своем процесс, сказал:

- Не следует ли, однако, Сократ, подумать тебе и том, что говорить в свою защиту?

Сократ сперва отвечал:

- А разве, по-твоему, вся моя жизнь не была подготовкой к защите?

Гермоген спросил его:

- Как это?

Сократ отвечал:

- Я во всю жизнь не сделал несправедливого: это я считаю лучшей подготовкой к защите.

- Разве ты не знаешь афинских судов? – сказал опять Гермоген. – Часто судьи, раздраженные речью, выносят смертный приговор людям ни в чем не виновным; часто, напротив, оправдывают виновных, потому что они своими речами разжалобят их, или потому, что они говорят им приятные вещи.

На суде Сократ, не склонив головы, выступил с гордой речью – и был осужден. Наказанием ему стала смертная казнь.

 

Задание 4. Подготовьте небольшие эссе (см. методические рекомендации по написанию эссе) по одному из предложенных вопросов (не более 2 страниц) или обсудите их устно на занятии:

1. Перечислите и раскройте основные причины крушения крито-микенской цивилизации и формирования на её обломках государств нового исторического типа. Объясните, почему процесс возникновения античных государств нередко отождествляется с мутацией? Почему в Греции в отличие от Востока вновь не возродилась профессиональная (бюрократическая) государственность?

2. Ученые обратили внимание на следующий факт: где-то между 594 и 589 годами до н. э. греческие наемники вырезали на левой ноге статуи фараона Рамсеса II надписи обычного туристского содержания, доказав тем самым, что нет ничего странного, если человек одновременно и воин и писарь. Объясните, какова роль совмещения профессий в процессе образования гражданской государственности и в движении по европейскому пути развития?

3. Общеизвестно, что Аристотель определял современных ему греков в качестве существ политических. Какое отношение это определение имеет к феномену гражданской государственности?

4. Многие исследователи в ментальности древних греков ключевую роль отводят «агональному духу» (стремлению к состязательности). Можно ли на этом основании говорить о том, что на древнегреческом материале полностью подтвердилась справедливость спортивной теории происхождения государства?

5. Установите, какие государства существовали дольше: античные республики или древневосточные монархии? К каким выводам подводит сравнительная недолговечность существования государств того или иного типа и неспособность ни Афин, ни Спарты, ни Фив политически объединить Элладу в границах общего для всех греков имперского государства?

6. В Древней Греции говорили: «Горы защищают и разъединяют, а море объединяет». Согласны ли вы с таким утверждением?

7. С легкой руки немецкого антиковеда И. Дройзена три столетия, последовавшие за временем Александра Македонского, принято называть эпохой эллинизма. Каковы основные отличия эллинистических государств от государств-полисов?

8. Известно, что Спарта была основана гораздо позже, чем Афины, но государственное устройство Спарты выглядит более примитивно, чем афинское. Почему?

9. Известно, что земледелие в Древней Греции из-за природных условий было неперспективной отраслью хозяйства. Тем не менее, аристократы стремились сохранить земли за собой. Как вы думаете - почему?

10. По свидетельству Плутарха, Анахарсис, скиф царского рода, причисленный греками к мудрецам, узнав, что Солон занят составлением законов для афинян, стал смеяться над его работой. Он считал, что Солон желает добиться невозможного, мечтая удержать граждан от преступлений и корыстолюбия писаными законами, которые ничем не отличаются от паутины: если в их сеть попадают слабые и бедные, их удержат, а сильные и богатые вырвутся. Прав ли был Анахарсис?

11. Почему сисахфия (греч. «стряхивание долгов») считается самым радикальным нововведением Солона?

12. Перечислите и раскройте основные причины возникновения гражданской государственности в Афинах.

13. Когда одного мудреца спросили, что необычного он видел на свете, тот ответил: «Тирана в старости». Почему он так сказал?

14. Аристотель, рассуждая об успехах древнегреческих тиранов, писал: «Тиран в глазах своих подданных должен быть не тираном, а домоправителем и царем, не узурпатором, но опекуном; тиран должен был вести скромный образ жизни, не позволять себе излишеств, знатных привлекать на свою сторону своим обхождением, а большинством руководить при помощи своих демагогических приемов». Подтверждает ли эти слова история тирании в Древней Греции?

15. Кто в Афинах заложил основы демократии, а при ком афинский демос добивается окончательной победы? Была ли афинская демократия уникальной или же ей можно подыскать в истории соответствующие аналоги?

16. В чьих интересах были проведены реформы Солона? Можно ли говорить о компромиссном характере реформ? Какие новые государственные органы были созданы Солоном? Как выглядит оценка реформатора, данная 1) им самим, 2) Аристотелем, 3) Плутархом?

17. В изложении Плутарха и Аристотеля Писистрат предстает мягким и демократичным человеком, сделавшим много хорошего для афинян. Почему же тирания в представлении греков была крайне опасным и одиозным режимом? Какую политическую процедуру ввел в Афинах Клисфен, чтобы предотвратить возрождение тирании?

18. Некоторые категории физических лиц в Афинах отстранялись от распоряжения своим имуществом. Что это за лица, и по какой причине они ограничивались в своих вещных правах?

19. Законодательство Древней Греции устанавливало, что заключенный брак будет действителен только при соблюдении определенных условий. Какие это условия? Допускается ли многоженство? При каких условиях возможен развод супругов? Как оценивал Плутарх семейно-брачные нормы в период правления Солона?

20. Известно, жители Древних Афин в ряде случаев оправдывали убийство? Почему и что это за случаи?

21. Какое наказание за кражу афиняне считали более эффективным, чем штраф или возмещение ущерба? Выскажите свой взгляд о принципах, которым следовали афиняне.

22. С древнегреческих времен известна клятва Гиппократа, а клятва лиц, осуществляющих правосудие существовала?

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Аристотель. Афинская полития //Античная демократия в свидетельствах современников. Ч. I /Изд. подгот. Л.П. Маринович, Г.А. Кошеленко. М., 1996.

2. Античная Греция: Проблемы развития полиса. М., 1983.

3. Боннар А.Греческая цивилизация. Т. 1-3. М., 1992.

4. Исаева В.И. Античная демократия - феномен европейской цивилизации. М., 1992.

5. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

6. История Древней Греции / Под ред. В. И. Кузищина. М., 1986.

7. Кечекьян С.Ф. Государство и право Древней Греции. М., 1964.

8. Ковлер А.И. Исторические формы демократии: проблемы политико-правовой теории. М., 1990.

9. Кучма В.В.Государство и право Древнего мира. Волгоград, 1998.

10. Лурье С.Я. История Греции. М., 1993.

11. Працко Г.С., Болдырев С.Н. Юридическая техника в философских воззрениях социального порядка Древней Греции // История государства и права. 2010. № 21.

12. Разумович Н.П. Политическая и правовая культура: Идеи и институты Древней Греции. М., 1989.

13. Туманс Х. Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла. СПб, 2002.

14. Фролов Э. Рождение греческого полиса. Л., 1988. Шишова И.А. Раннее законодательство и становление рабства в античной Греции. Л., 1991.

Тема № 6

«Государство и право Древнего Рима»

Практическое занятие (№1,2)

Вопросы для подготовки к пратическому занятию:

1. Периодизация государственного развития Древнего Рима, характеристика основных этапов.

2. История создания Законов XII таблиц. Общая характеристика.

3. Правовое положение основных групп населения по Законам XII таблиц.

4. Правовое регулирование брачно-семейных отношений по Законам XII таблиц.

5. Институты вещного права. Виды договоров в Законах XII таблиц.

6. Преступления и наказания в Законах XII таблиц.

7. Суд и судебный процесс в Законах XII таблиц.

Основные понятия: агнат, бонитарная собственность, вербальный договор, верховный понтифик, виндикация, всадники, деликт, диктатор, доминат, диоцез, ереси, исковые формулы, легисакционный процесс, квестор, квиритское право, клиент, консисторий, когнат, колон, комиции, консенсуальный контракт, консул, курия, либертин, ликтор, литеральный договор, магистрат, манципация, манципируемые вещи, неманципируемые вещи, народный трибун, нобили, оптиматы, преторская формула, патронат, патриций, плебей, право ауксилии, право апелляции, право вето, право интерцессии, принципат, принцепс, реальный контракт, рекс, патрон, плебисцит,сенат, сервитут, триба, триумвиры, узуфрукт, формулярный процесс, фиск, ценз, цензор, центурии, цивильное право, эдикт, экстраординарная магистратура, эпонимная должность, эдилы,res mancipi, res nec mancipi, вещь (res), ager publicus, нексум (nexum), pater familia, sine manu.

 

Рекомендации по подготовке к практическому занятию

Целью практического занятия является формирования навыков работы с юридической терминологией, применения сравнительно-правового метода при анализе нормативных источников, умений аргументировать собственную точку зрения, а также формирование целостных представлений о значении римского права для развития современных правовых систем, влиянии Римского государства на дальнейшее развитие европейских государственности, закрепление общетеоретических знаний об особенностях и закономерностях государственно-правового развития Древнего Рима.

Для подготовки к практическому занятию необходимо повторить теоретический материал лекционного занятия, занести основные понятия в словарь, ознакомиться с текстом Законов XII Таблиц (см. Практикум).

На практическом занятии предполагается решение задач, терминологический диктант, тестирование по итогам изучения 1 модуля.

При изучении первого вопроса следует понять, что Древний Рим имеет исключительное значение для изучения античной государственности в силу не только его трансконтинентального могущества, но и длительности существования, а также достаточно динамичной смены различных моделей управления. Уже для царского периода его истории было характерно сложное соотношение сил, источником которого было как быстро происходившее социальное расслоение внутри родовой организации, так и наличие многочисленных пришельцев - плебеев. «Инородным элементом» были также и выборные цари. Найдите ответ на вопросы: на что была нацелена реформа Сервия Туллия, преуспела ли царская власть в упрочении своего положения, чем закончилась борьба патрициев и плебеев в середине V в. до н. э.? Изложите структуру органов власти Римской республики в классический период ее развития. Чем она отличалась от афинской демократии? Как внешнеполитические успехи Рима деформировали республиканский строй?

Объясните, почему что в середине II - середине I в. до н. э. Римская республика входит в полосу кризиса? Против кого был направлен триумвират Помпея, Красса и Цезаря, благодаря чему преуспел Цезарь на пути к вершине власти? Когда окончательно установился режим принципата? Выясните, какую реальную власть получили императоры в Древнем Риме. Установите, в какой момент Древний Рим достигает своего кульминационного могущества, и при каких обстоятельствах начинается упа­док государства. Сформулируйте вывод о различиях режима домината и режима принципата. Объясните, почему тетрархия как способ управления государством оказался гибельным для империи. В чем причины и обстоятельства падения Западной Римской империи?

Изучая второй вопрос, рассматривая факты из истории создания Законов XII таблиц, постарайтесь ответить на вопрос, для чего создавался этот правовой сборник, каково было его предназначение. Подлинный текст Законов XII таблиц не сохранился. Тот текст, которым оперируют исследователи, есть не что иное, как реконструкция основного содержания этого правового памятника, осуществленная в XVI–XVII вв. на основе приводимых в произведениях античных правоведов, историков, философов цитат из него или пересказов отдельных его норм. По доступному нам тексту Законов XII таблиц, мы можем судить об уровне правовой культуры древнеримского общества V в. до н. э. Например, о том, как формулировалось содержание правовых норм - посредством специальных юридических понятий или путем изложения конкретных случаев (казусов). О том, каким было юридическое мышление римлян в эпоху XII таблиц – оставалось оно казуистическим или уже становилось понятийным, хотя бы отчасти.

При рассмотрении третьего вопроса, следует в первую очередь определить, о каких социальных группах идет речь в тексте Законов XII таблиц. Проанализируйте правовое положение патрициев и плебееев. Далее необходимо определить правовой статус рабов, его отличия от статуса свободных (ст. 12 табл. VII, ст. 14 табл. VIII и ст. 26 табл. XII). Выясните, мог ли свободный гражданин утратить по Законам XII таблиц свою свободу и превратиться в раба. Какие лица называются в этих таблицах «подвластными», чем их правовой статус отличается от статуса раба? Охарактеризуйте правовой статус категории вольноотпущенников по Законам XII таблиц?

В четвертом вопросе следует проанализировать содержание правовых норм, регулирующих брачно-семейные отношения (в IV, V, VI и XI таблицах). Эти нормы отражают юридическую природу брака и семьи, оформляют взаимоотношения между супругами, между родителями и детьми. Для определения юридической природы брака и семьи следует, прежде всего, рассмотреть статью 4 таблицы VI, статьи 2 и 3 таблицы IV.

Определите, какое представление о правоотношениях между супругами отражают указанные статьи? Какой характер придается в них правоотношениям между отцом и сыном? После ответа на этот вопрос необходимо обратиться к статьям, оформляющим правовое положение замужней и незамужней женщины в семье. При этом следует уделить особое внимание ст. 1 и 2 таблицы V. Юридическая природа семьи раскрывается и в тех нормах Законов XII таблиц, которые посвящены наследованию. Какой порядок наследования закрепляется в этих нормах? Как в них отражается характер древнеримской семьи? Рассмотрение данного вопроса целесообразно начинать с определения круга тех лиц или общественных образований, которые, согласно Законам XII таблиц, могут выступать в качестве субъектов права собственности.

В пятом вопросе следует остановиться понятии и видах вещных прав, на проблеме вещных прав индивидов, объяснить, почему не все индивиды могли являться обладателями вещных прав. После этого необходимо обратиться к статьям, регулирующим способы приобретения права собственности на вещь. Определите, какие разновидности вещей фигурируют в Законах XII таблиц. Следует объяснить понятие манципации, разъяснить содержание и значение процедур отчуждения вещи, выявить ограничения, налагаемые на распоряжение украденной вещью. Особое внимание обратите на порядок пользования чужой вещью.

Приступая к анализу статей, касающихся договоров, следует в первую очередь осмыслить установленный ими порядок заключения сделок. В чем смысл статьи 1 таблицы VI? Какое значение имеет произнесение слов при заключении сделки? Какова роль свидетелей данной процедуры? Далее необходимо определить, какие виды договоров предусмотрены Законами XII таблиц. Следует показать, в чем конкретно проявлялись специфические черты зафиксированных в Законах XII таблиц договоров займа и купли-продажи. При этом особое внимание должно быть уделено таблице III, ст. 18а таблицы VIII, ст. 56 таблицы VI, ст. 11 таблицы VII, ст. 1 таблицы XII и др. Проанализируйте статьи об ответственности должника за неисполнение своего обязательства по договору займа? Почему Законы XII таблиц устанавливают такую жестокую форму ответственности должника? Почему ими санкционируется столь высокая степень произвола кредитора в отношении должника, не исполняющего своего обязательства?

При рассмотрении шестого вопроса необходимо в первую очередь определить, какие виды уголовных наказаний упоминаются в Законах XII таблиц и за какие деяния они назначаются. Следует научиться отличать уголовные преступления от деликтов, то есть деяний, порождающих обязательство возместить ущерб. Какие разновидности деликтов можно обнаружить в тексте изучаемого правового памятника?

Выявите, за какие преступления данный юридический сборник устанавливает в качестве наказания смертную казнь? Как можно оценить приведенное в статье 16 таблицы VIII реконструированного текста Законов XII таблиц высказывание Цицерона, согласно которому «XII таблиц установили смертную казнь за небольшое число преступных деяний»?

Следующей задачей анализа текста Законов XII таблиц должно стать выявление принципов назначения уголовных наказаний, а также обстоятельств, влияющих на характер и степень наказаний. Особое внимание при этом необходимо уделить таблицам VIII и IX, а также статье 2а и 26 таблицы XII. Рассматривая нормы, составляющие содержание указанных таблиц, следует выяснить, какое значение при определении наказания придавалось в Законах XII таблиц социальному статусу правонарушителя и потерпевшего, возрасту преступника, обстоятельствам, при которых совершалось преступление и т. д. Для правовых памятников древности типичным является назначение наказания по принципу талиона – «око за око, зуб за зуб». Знают ли такой принцип Законы XII таблиц?

Необходимо установить, известна ли рассматриваемому правовому памятнику категория вины, различаются ли в нем преступления умышленные и совершенные по неосторожности, выделяются ли стадии совершения преступного деяния, формы соучастия в преступлении.

Содержание Законов XII таблиц показывает, что в древнеримском обществе V в. до н. э. одним из самых распространенных правонарушений являлась кража. Какие меры борьбы с такого рода преступлениями предусматривались нормами сборника? Чем можно объяснить различное отношение римлян к кражам в ночное и дневное время, зафиксированное в статьях 12 и 13 таблицы VIII?

Из трудов древнеримских историков известно, что самым опасным деянием среди правонарушений римляне считали государственную измену. И это их отношение к данному преступлению отразил текст Законов XII таблиц. В чем оно проявляется?

При рассмотрении седьмого вопроса следует проанализировать все статьи первых двух таблиц рассматриваемого правового памятника, а также ст. 5а таблицы VI, ст. 156 и 22, 23 таблицы VIII, ст. 1–2, 3, 4, 6 таблицы IX, ст. 3 и 4 таблицы XII. В указанных статьях отражается характер и состав суда, фиксируются некоторые элементы процедуры судопроизводства.

В процессе анализа перечисленных статей Законов XII таблиц следует определить, с чего начиналось, согласно этим статьям, рассмотрение того или иного спора в суде, как вызывались в суд ответчики и свидетели, как добывались доказательства, какие требования предъявлялись к судьям и свидетелям, в каком порядке проходило судебное разбирательство того или иного дела. Особое внимание необходимо уделить установленным Законами XII таблиц гарантиям справедливого разрешения спора в суде. Основываясь на конкретных статьях изучаемого правового памятника, покажите, какое значение придавалось в нем суду и судебному процессу. После рассмотрения норм, регулирующих разрешение споров в суде, необходимо обратиться к статьям, в которых санкционируется самоуправство или самосуд, то есть внесудебные способы разрешения споров. Определите, в каких случаях Законы XII таблиц допускали подобные формы восстановления нарушенного права и разрешения.

 

При подготовке к практическому занятию рекомендуется составить следующие схемы, которые помогут структурировать и усвоить сложный теоретический материал:

- «Социальная структура Рима в период республики»

- «Социальная структура Рима в период империи»

- «Организация государственной власти в Риме в период республики»

- «Государственный строй Рима в период принципата»

- «Государственный строй Рима в период домината»

- «Система римского права»

 

Темы рефератов, докладов

1.Возникновение государства и утверждение республики в Риме.

2.Реформа Сервия Туллия. Законодательное закрепление политических и гражданских прав плебеев.

3. Государственный механизм Римской аристократической республики.<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.115 с.)