Правила решения юридической задачи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правила решения юридической задачи



1.Ознакомьтесь с содержанием задачи.

2.Выявите и сформулируйте существенные условия задачи.

3.Подберите правовые нормы из указанного источника, соответствующие данной ситуации.

4.Проанализируйте выбранные правовые нормы, применительно к конкретной ситуации.

5.Сформулируйте окончательное решение задачи в соответствии с поставленным в задаче вопросом.

 

Пример решения юридической задачи

 

1.Условия задачи: Кшатрий обругал шудру обидными словами. Шудра обратился с жалобой в суд. Будет ли кшатрий нести ответственность?Решить задачу по Законам Ману.

 

2.Выделяем существенные условия:

Истец – шудра (низшая каста),

Ответчик – кшатрий (каста воинов и правителей).

Суть дела – оскорбление.

Суд должен разрешить дело на основании Законов Ману.

 

3. Подбор правовых норм из Законов Ману, соответствующие условиям задачи.

Предложенной ситуации соответствуют следующие статьи:

 

Глава 8 ст.266....Теперь объявлю (способ) решения (дел) о клевете.

267. Кшатрий, оклеветавший брахмана, подлежит штрафу в сто (пан), вайший - в полтораста или двести, шудра - телесному наказанию.

268. Брахман, оклеветавший кшатрия, должен быть оштрафован пятьюдесятью (панами), вайшия - двадцатью пятью, шудру - двенадцатью.

269. За оклеветание человека одной с ним варны дваждырожденный (должен быть оштрафован) также двенадцатью (панами); за речи, которые не должны быть произносимы, штраф должен быть удвоен.

270. Однаждырожденный (шудра), поносящий ужасной бранью дваждырожденных, заслуживает отрезания языка, ибо он самого низкого происхождения.

Глава 8 ст.335: «(Шудра) чистый, покорный высшим варнам, кроткий в словах, чуждый гордости и всегда ищущий помощи у брахманов, достигает (в своей будущей жизни) высшей варны».

Глава 10 ст. 58: «Поведение, недостойное арийца, грубость, жестокость и постоянное пренебрежение обязанностями обличают в этом мире человека нечистого происхождения».

 

4. Анализ выбранные правовых норм, применительно к условиям задачи:

 

Номер статьи рассуждение вывод
Глава 8 Ст.266-270 Содержание статей показывает, что наказанию подвергались только представители низших варн, оклеветавшие или оскорбившие представителей высших варн Оскорбление кшатрией вайшии противоправным деянием не является
Глава 9 Ст. 335 Шудра не должен проявлять гордость или выражать неповиновение высшим кастам Шудре не следовало обращаться в суд с жалобой на кшатрия.
Глава 10 Ст. 58 Кшатрии предписывалось вести себя достойно ария, не поощрялись грубость жестокость по отношению к остальным варнам Кшатрию ждет условное испытание – в будущей жизни его душа может возродиться в низшей варне

 

5. Решение задачи в соответствии с поставленным вопросом

Решение: в соответствии со ст. 266-270 гл. 8, ст. 335 гл. 9, ст. 58 гл. 10 кшатрия ответственности нести не будет.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ЭССЕ

Эссе от французского «essai», англ. «essay», «assay» - попытка, проба, очерк; от латинского «exagium» - взвешивание.

Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на определенную тему. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики вопроса формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.

Построение эссе - это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств.

 

Структура эссе:

1.Титульный лист;

2.Введение - суть и обоснование выбора данной темы. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования. При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?».

3.Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать схемы и таблицы.

В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий:

Причина - следствие, общее - особенное, форма - содержание, часть - целое, постоянство - изменчивость.

Хорошо проверенный (и для большинства - совершено необходимый) способ построения любого эссе - использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Эффективное использование подзаголовков - не только обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.

4. Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.

Качество эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих:

- исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);

- качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);

- аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами).

Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий: обдумывание - планирование - написание - проверка - правка.

Планирование - определение цели, основных идей, источников информации, сроков окончания и представления работы.

Цель должна определять действия. Идеи, как и цели, могут быть конкретными и общими, более абстрактными. Мысли, чувства, взгляды и представления могут быть выражены в форме аналогий, ассоциации, предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов и т.д.

Аналогии - выявление идеи и создание представлений, связь элементов значений.

Ассоциации - отражение взаимосвязей предметов и явлений действительности в форме закономерной связи между нервно - психическими явлениями (в ответ на тот или иной словесный стимул выдать «первую пришедшую в голову» реакцию).

Предположения - утверждение, не подтвержденное никакими доказательствами.

Рассуждения - формулировка и доказательство мнений.

Аргументация - ряд связанных между собой суждений, которые высказываются для того, чтобы убедить читателя (слушателя) в верности (истинности) тезиса, точки зрения, позиции.

Суждение - фраза или предложение, для которого имеет смысл вопрос: истинно или ложно?

Доводы - обоснование того, что заключение верно абсолютно или с какой-либо долей вероятности. В качестве доводов используются факты, ссылки на авторитеты, заведомо истинные суждения (законы, аксиомы и т.п.), доказательства (прямые, косвенные, «от противного», «методом исключения») и т.д. Перечень, который получится в результате перечисления идей, поможет определить, какие из них нуждаются в особенной аргументации.

Источники. Тема эссе подскажет, где искать нужный материал. Обычно пользуются библиотекой, Интернет-ресурсами, словарями, справочниками.

Правка означает редактирование текста с ориентацией на качество и эффективность. Качество текста складывается из четырех основных компонентов: ясности мысли, внятности, грамотности и корректности:

Мысль - это содержание написанного. Необходимо четко и ясно формулировать идеи, которые хотите выразить, в противном случае вам не удастся донести эти идеи и сведения до окружающих.

Внятность - это доступность текста для понимания. Легче всего ее можно достичь, пользуясь логично и последовательно тщательно выбранными словами, фразами и взаимосвязанными абзацами, раскрывающими тему.

Грамотность отражает соблюдение норм грамматики и правописания. Если в чем-то сомневаетесь, загляните в учебник, справьтесь в словаре или дайте прочитать написанное человеку, чья манера писать вам нравится.

Корректность - это стиль написанного. Стиль определятся жанром, структурой работы, целями, которые ставит перед собой пишущий, читателями, к которым он обращается.

Объем письменно работы в форме эссе обычно не превышает 2-5 страниц текста. При оформлении работы обязательно ссылки на использованные источники информации.

 

 


МОДУЛЬ № 1

«Государство и право Древнего мира»

№ темы тема количество и виды занятий
  Предмет, метод и периодизация истории государства и права зарубежных стран 1 лекция (2 часа) 1 семинар (2 часа)
  Государство и право Древнего Египта 1 семинар (2 часа) 1 практическое занятие (2 часа)
  Государство и право Древнего Шумера и Вавилона 1 лекция (2 часа) 1 практическое занятие (2 часа)
  Государство и право Древней Индии и Китая 1 лекция (2 часа) 1 семинар (2 часа) 1 практическое занятие (2 часа)
  Государство и право Древней Греции 1 лекция (2 часа) 1 семинар (2 часа) 1 практическое занятие (2 часа)
  Государство и право Древнего Рима 1 лекция (2 часа) 2 практических занятя (4 часа)
  Контрольная работа по модулю 1 Контрольная работа по модулю проводится на практическом занятии по теме 6. Формы контроля - терминологический диктант, тестовое задание.

 

Тема № 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.015 с.)