Предмет, метод и периодизация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, метод и периодизация



Истории государства и права зарубежных стран

 

Семинарское занятие

Вопросы для подготовки к семинару

1. Методология истории государства и права зарубежных стран.

2. Место дисциплины «История государства и права зарубежных стран» среди правовых и гуманитарных наук.

3. Периодизация истории государства и права зарубежных стран.

Основные понятия: история государства и права как юридическая наука и как учебная дисциплина, предмет истории государства и права зарубежных стран, методология истории государства и права зарубежных стран, сравнительно-правовой метод, формационный подход, цивилизационный подход.

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию

В первом вопросе необходимо рассмотреть специфику изучения дисциплины «История государства и права зарубежных стран». Используя материал учебника (например, Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: учебник для вузов. 3-е изд. доп. М.: Норма, 2010), рекомендуется в форме схемоконспекта раскрыть содержание предмета, методов и функций данной учебной дисциплины, а также выявить отличия предмета науки от предмета учебной дисциплины. Обратите внимание на различные подходы к содержанию предмета науки, сформулируйте собственное мнение по данному вопросу.

Во втором вопросе следует раскрыть методологическую связь изучаемой дисциплины с правовыми и гуманитарными дисциплинами, объяснить необходимость знаний данного учебного курса для будущего юриста.

Для уяснения содержания третьего вопроса рекомендуем выявить соотношение подходов к периодизации истории государства и права – формационного и цивилизационного, составить в тетради для семинарских занятий таблицу по периодизации истории государства и права:

Хронологические рамки периода название Существенные характеристики

В рамках данной темы целесообразно также повторить вопрос об особенностях догосударственного общества, о причинах возникновения государства, используя учебную литературу по теории государства и права.

Темы докладов, рефератов

1. Природные и культурные основы неравенства и власти в первобытном обществе.

2. Неолитическая революция: ее понятие и роль в становлении государственности.

3. Современная концепция происхождения рабства.

4. Способы разрешения конфликтов в первобытном обществе.

5. Современные концепции генезиса надобщинных структур и образования протогосударств (вождеств).

Рекомендуемая дополнительная литература

1.Егоров С. А. Место дисциплин историко-правового цикла в системе юридического образования // Государство и право. 2011. № 10. С. 29-34.

2.Ивайловский Д.А. К вопросу о социально-исторических явлениях (аспектах) как содержательной части государственно-правовых явлений развития общества, государства // История государства и права. 2008. № 14. С. 33-35.

3.Косарев А. И. О преподавании исторических дисциплин в юридическом вузе // Российский юридический журнал. 2009. № 3. С. 33-39.

4.Пристанский И. С. Цивилизационный и формационный походы в науке истории государства и права: достоинства и недостатки // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 2007. № 6. С. 44-46.

5.Сигалов К.Е. Право и история: методологические функции исторической науки // История государства и права. 2011. № 7.

6.Шершнева-Цитульская И. А. К вопросу о методологии изучения истории государства и права // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 2007. № 6. С. 46-51.

 

Тема № 2

«Государство и право Древнего Египта»

Семинарское занятие

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Периодизация истории Древнего Египта.

2. Организация государственной власти в Древнем Египте.

3. Древнеегипетское право.

Основные понятия: ирригационная теория происхождения государства, восточная деспотия, сословие, патриархальное рабство, ном, фараон, чати, неджес, казуальная норма, табу, состязательный процесс.

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию

Целью семинарского занятия является закрепление теоретических знаний об особенностях процесса становления первых государств на Древнем Востоке на примере Египта, анализ организации государственной власти в Древнем Египте, усвоение юридической терминологии, посредством которой характеризуется архаичное право.

При подготовке ответа на первый вопрос, обучающийся должен проанализировать исторические условия возникновения древневосточных государств, особенности природно-климатических условий, выявить значение ирригационных систем, роль завоеваний. Следует уяснить, почему деспотия была наиболее распространенной формой древневосточных государств, причины и способы объединения государств-городов, значение политической централизации и власти верховного правителя.

Обратите внимание на особенности формирования государственности на территории Египта. Объясните причины формирования государства, используя положения ирригационной теории происхождения государства. Определите основные периоды в истории Древнеегипетского государства. Выявите основные направления в развитии государства в рамках каждого периода.

При подготовке ответа на второй вопрос выявите основные органы государственной власти, их иерархию. Определите статус фараона. Объясните, как отражалось влияние религии на деятельности государственных органов. Сформулируйте основные признаки восточной деспотии на примере организации египетского государства. Обоснуйте теократический характер государственной власти и ее религиозное обоснование. Необходимо рассмотреть систему органов государственного управления, в которую входили фараон, чати - великий управитель, чиновничество и др., а также правовой статус чиновничьего аппарата. При этом следует обратить внимание на изменение в положении правящих кругов в различные периоды развития древнеегипетского государства.

При подготовке ответа на третий вопрос проанализируйте общие признаки египетского права, характерные и для древневосточного права в целом. Назовите основные источники древнеегипетского права. Охарактеризуйте особенности правового регулирования брачно-семейных, имущественных отношений. Особое внимание уделите характеристике судебной системы и судебного процесса в Древнем Египте.

 

Рекомендуется при подготовке к семинарскому занятию составить следующие схемы:

- «Основные этапы эволюции государственности Древнего Египта»

- «Система органов власти в Древнем Египте».

Практическое занятие

Рекомендации по подготовке к практичсекому занятию:

Работа на практичсеком занятии предполагает обращение к различным видам источников, проанализировав которые необходимо уяснить особенности организации государственной власти и правовой модели Древнего Египта. Следует обратить внимание, что несмотря не жесткую централизацию власти в Древнем Египте значительную роль играло местное самоупраление, сельская община. На основе периодизации истории Древнего Египта уместно проследить эволюцию органов власти. Подумайте о причинах подъема и факторах упадка этой цивилизации.

Необходимо обратить внимание на различия в правовом статусе отдельных категорий населения, обязанностях и правах «слуг царя». Можно ли утвеждать (на основе работы с источниками), что правовая система Древнего Египта носила архаичный и сакрально-родовой характер?

Практические задания

Задание № 1. Ознакомьтесь с предложенным текстом «О служебных обязанностях везира» (относится к периоду правления фараонов XVIII династии, XVI-XV вв. до н.э.).

Проанализируйте данный текст, ответьте на следующие вопросы

а) Определите обязанности и полномочия, которыми был наделен верховный сановник.

б) Кому подчинялся и перед кем отчитывался верховный сановник?

в) Что можно сказать об отраслевой специализации управления в Древнем Египте на основе данного документа?

Задание выполняется письменно в тетради для семинарских и практических занятий.

«О служебных обязанностях везира»

(порядок служебного приема у верховного сановника)

Предписание о том, как должен будет заседать градоначальник и верховный сановник Фив и резиденции в палате верховного сановника.

Что касается всего. Что будет делать этот сановник, когда верховный сановник будет слушать в палате верховного сановника, то он будет восседать на седалище со спинкой, на полу будет циновка … перед ним будет разложено 40 кожаных свитков (с законами), по обе стороны перед ним будут находиться вельможи, принадлежащие к числу верхнеегипетских, направо от него будет начальник приемного чертога … рядом с ним писцы верховного сановника.

(Доклады к верховному сановнику)

Ему будут докладывать о закрытии запоров в урочное время и открытии их в урочное время. Ему будут докладывать о состоянии крепостей на севере и на юге.

Когда будет выходить все, что имеет право на выход из дворца, ему будет доложено (о том), когда будет входить все, что имеет доступ во дворец, ему будет доложено (о том). Что же касается всего, что имеет доступ во дворец, и всего, что имеет право на выход, на территорию резиденции, когда они будут входить и будут выходить, это его доверенный будет впускать и выпускать их. Ему будут докладывать начальники сотен (чиновники) и начальники … о своих делах.

(Посещение верховным сановником фараона)

Затем он войдет приветствовать владыку, который да будет жив, здоров и невредим. (Он) будет докладывать ему о состоянии обеих египетских стран в его доме ежедневно. Он войдет во дворец одновременно с начальником казны. Тот остановится у северного столба для флажков. Затем верховный сановник выйдет из двери дворца. Тогда начальник казны встретит его и доложит следующее: «Все твои дела в полном порядке; все должностные лица доложили мне следующее: «Все твои дела в полном порядке, дворец цел и невредим». Тогда верховный сановник доложит начальнику казны следующее: «Все твои дела в полном порядке, все учреждения резиденции целы и невредимы. Мне было доложено о закрытии запоров в урочное время и открытии их в урочное время всеми должностными лицами». После ж того, как эти два сановника доложат друг другу, верховный сановник пошлет открыть все двери дворца, чтобы впустить всех, кто имеет доступ, и выпустить всех, кто имеет право на выход. Это его доверенный будет заботиться, чтобы все было записано.

(Исключительные судебные права верховного сановника)

Пусть ни один сановник не присваивает себе права приговора в его палате. Если возникнет жалоба на одного из сановников, присутствующих в палате, то он велит привести его в судебное присутствие. Это верховный сановник накажет его соответственно его проступку. Пусть ни один сановник не присваивает себе права телесного наказания в его палате. Ему будут докладывать о каждом деле, касающемся его палаты, с тем, чтобы он передал в нее.

(Служебные обязанности верховного сановника)

Что же касается всякого, кто обратиться к верховному сановнику по поводу пахотных земель, то он потребует его к себе, помимо допроса заведующего пашнями и … присутствия. Он предоставит ему отсрочку на 2 месяца для его пашен в Верхнем и Нижнем Египте. Но что касается его пашен, расположенных по соседству с Фивами и резиденцией, то он предоставит ему отсрочку на 3 дня согласно тому, что стоит в законе. Он будет выслушивать каждого просителя согласно этому закону, что у него в руке.

Далее, это он будет вызывать окружных чиновников, и это он будет посылать их, чтобы они докладывали ему дела своих округов. Ему будут доставлять все завещания; это он будет запечатывать их. Это он будет отводить наделы на всех земельных участках.

Что же касается всякого просителя, который скажет: «Наша граница была передвинута», то посмотрят, что оно (снабжено) печатью соответствующего сановника, и тогда он взыщет в пользу присутствия, передвинувшего его. Что же касается каждого … и всего, что случится с нею во время рассмотрения чего-либо в нем (?), то будут записывать заявление каждого просителя, не допуская его обращаться к судье.

Ему будут докладывать о каждом просителе, обращающемся к владыке, после того как он доложит (свою просьбу) письменно. Это он будет отправлять всех доверенных дворца, посланных к местным князьям и градоправителям. Это он будет отправлять всех путешественников и все экспедиции дворца.

Это он будет назначать исполняющих должности сановников Верхнего и Нижнего Египта, южной части верхнего Египта и Тинитской области. Они будут докладывать ему обо всем случившемся у них каждые четыре месяца. Они будут доставлять ему записи о том от себя и своих присутствий. Это он будет устанавливать общее количество войска, которое будет двигаться следом за владыкой при путешествии с севера на юг. Это он будет устанавливать недоимки(?), имеющиеся в Фивах и резиденции, согласно сказанному во дворце. К нему будут приводить надзирателя государевой … и войсковое присутствие для дачи им воинского предписания. Пусть далее все должностные лица, от первого до последнего, являются в палату верховного сановника приветствовать его.

Это он будет посылать рубить смоковницы, согласно сказанному во дворце. Это он будет посылать окружных чиновников проводить обнесенные плотинами каналы по всей стране. Это он будет посылать князей и градоправителей по поводу урожая (?) летом (?). Это он будет назначать начальников (чиновников) шенту в палате дворца. Это он будет слушать местных князей и градоправителей, отбывших его именем (?) из Верхнего и Нижнего Египта. Ему будут докладывать все дела. Ему будут докладывать о состоянии крепости юга и каждый арест лица, которое будет грабить … Это он будет делать … для каждой области, и это он будет слушать о нем. Это он будет посылать воинов и писцов … выполнять распоряжения владыки. Документ области будет находиться в его палате, чтобы можно было слушать дела о любых пашнях. Это он будет устанавливать границы каждой области, каждого пастбища, каждого храмового хозяйства, каждого владения (?).

… Это он будет выслушивать жалобу, когда кто-либо пойдет говорить со своим товарищем. Это он будет назначать всех подлежащих назначению в судебное присутствие. К нему будут поступать из дворца все дела… Это он будет слушать каждый приказ. Это он будет допрашивать о недостачах каждого храмового хозяйства. Это он будет налагать все подати доставкой продовольствия (?). Это он будет взимать подати в пользу … управлений. Ему будет докладывать главное судебное присутствие о всех податях. Это он будет слушать … все, доставляемое судебному присутствию, и все, подносимое в дар судебному присутствию, это он будет слушать о нем. Это он будет открывать сокровищницу вместе с начальником казны.[1]

 

Задание 2. Изучите текст извлечения из главы 125 «Книги мертвых» и ответьте на вопросы:

а) Как в содержании фрагмента отражена связь религии и права?

б) Имеется ли какая-нибудь система в перечне грехов (правонарушений), от которых «очищается» умерший? Почему?

в) классифицируйте преступления по степени тяжести.

Задание выполняется письменно в тетради для семинарских и практических занятий.

«Книга мертвых»

(извлечения, глава 125)

Произносится при достижении залы обоюдной правды. Избавляется (?) имярек от всех грехов, которые он совершил, и видит лица богов. Говорит он: «Слава тебе, бог великий, владыка обоюдной правды. Я пришел к тебе, господин мой. Ты привел меня, чтобы созерцать твою красоту. Я знаю тебя, я знаю имя твое, я знаю имена 42 богов, находящихся с тобою в чертоге обоюдной правды, которые живут, подстерегая злых и питаясь их кровью в день … отчета пред лицом Благого.

Вот я пришел к тебе, владыка правды; я принес правду, я отогнал ложь. Я не творил неправедного относительно людей, я не убивал своих ближних, я не делал мерзости вместо правды. Я не знал того, что преступно. Я не делал зла. Я не отдавал приказаний ежедневно работать на меня больше (?), чем должно быть сделано для меня. Не превысило имя мое своего сана, не заставлял я рабов моих голодать, не был виновником бедности нищих. Не делал я того, что для богов мерзость, я не осуждал никого пред начальством, не причинял страдания, не заставлял плакать, не убивал, и не заставлял убивать. Не причинял боли никому. Не уменьшал хлебов в храмах, не убавлял пищи богов, не исторгал заупокойных даров у покойников. Не развратничал, не был чувственен в святилище моего городского бога. Я не уменьшал меры зерна, не убавлял меры длины, не нарушал меры полей, не увеличивал весовых гирь, не подделывал стрелки весов. Я не отнимал молока у младенцев, не уводил скот с его пастбища, не ловил птиц богов, не ловил рыбы в их прудах. Я не задерживал воду в подобающее время, не преграждал плотиной воды текущей, не гасил лампады в назначенный для горения час, … не наносил ущерба храмовому скоту, не задерживал бога в его выходах. Я чист, я чист, я чист, я чист.[2]

 

Задание 3. Изучите текст протокола допроса Амонианефера и ответьте на вопросы:

а) Как соотносятся эти святотатственные деяния с представлениями древних египтян о грозных карах, которые их ждут в загробном мире за куда менее тяжкие деяния?

б) Как характеризует индивидуальное правосознание эпизод с разделом имущества?

в) какая характеристика может быть дана по протоколам допроса деятельности «правоохранительных» органов столицы Египта? Можно ли сделать какое-то заключение о методах ведения судебного следствия?

Задание выполняется письменно в тетради для семинарских и практических занятий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.89.56.228 (0.055 с.)