По модулю № 3 «история государства и права нового времени» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По модулю № 3 «история государства и права нового времени»



тема количество и виды занятий
13. Революция XVII века и становление конституционной монархии в Англии 1 лекция (2 часа) 1 семинар (2 часа) 1 практическое занятие (2 часа)
14. Война за независимость и становление буржуазного государства в Соединенных Штатах Америки 1 лекция (2 часа) 1 семинар (2 часа) 1 практическое занятие (2 часа)
15. Революция ХVШ в. и становление буржуазного государства во Франции 1 лекция (2 часа) 1 практическое занятие (2 часа) 1 практическое занятие (2 часа)
16. Объединение германских государств и создание Германской империи 1 лекция (2 часа) 1 практическое занятие (2 часа)
17. Развитие японской государственности в XIX веке 1 практическое занятие (2 часа)
18. Развитие государства в Китае в XIX веке 1 практическое занятие (2 часа)
19. Возникновение буржуазного права и его развитие в XIX - начале XX вв. Буржуазные революции и становление национальных правовых систем 1 семинар (2 часа) 1 практическое занятие (2 часа)
  Контрольная работа по 3 модулю Контрольная работа по модулю проводится на практическом занятии по теме 19. Формы контроля – решение задач, тестирование

 

Тема № 13

«Революция XVII века и становление конституционной

Монархии в Англии»

Семинарское занятие

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию

1. Общая характеристика Английской буржуазной революции XVII в.: причины, цели, движущие силы, итоги.

2. Законодательство английской буржуазной революции. Характеристика «Орудия правительственной власти» («Форма правления государством общего блага Англии, Шотландии и Ирландии и владениями, им принадлежащими»).

3. Конституционное законодательство Англии XVII – XVIII в.в.:

а) формирование основ конституционной монархии (Билль о правах 1689 г., Акт об устроении 1701 г., Акт о должностях 1707 г.)

б) Habeas Corpus Act 1679 г.

в) Формирование «ответственного правительства» и принципа партийного управления.

 

Основные понятия: конституционная монархия, парламентарная монархия, протекторат, республика, революция, пуританизм, пресвитериане, индепенденты, левеллеры, фригольдеры, джентри, политическая партия, тори, виги, контрассигнатура, «ответственное правительство», избирательное право, мажоритарная система выборов, тред-юнионы.

 

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию

Целью семинарского занятия является закрепление теоретических знаний об особенностях исторического процесса формирования конституционной монархии в Великобритании, формирование умений выражать и обосновывать свою точку зрения, оперировать юридическими понятиями и категориями; характеризовать государственно-правовые явления посредством категорий теории государства и права, владения системным подходом к изучению истории государства и права зарубежных стран.

При подготовке ответа на первый вопрос следует проанализировать политико-экономическое состояние предреволюционной Англии, выявить наличие двух хозяйственных укладов, причины обезземеливания крестьянства и формирования класса арендаторов, конфликт между старым и новым дворянством. Определите причины и содержание идеологии движения пуритан. Перечислите основные политические течения: просвитериане, индепенденты, левеллеры, диггеры. Назовите предпосылки революции и ее этапы. Объясните, почему была ликвидирована монархия? Как была организована индепендентская республика. В чем состояла сущность протектората Оливера Кромвеля. Объясните, почему результатом революции стала реставрация монархии? Выявите последствия революции для дальнейшего развития британского государства и права.

При подготовке ответа на второй вопрос следует дать общую характеристику развития права в период революции, проанализировать такие документы как «Великая ремонстрация» 1641 года, Приговор высшей судебной палаты над королем 1649 года, «Орудие правительственной власти» 1653 года, Бредская декларация 1660 года и другие. Отдельное внимание уделите «Орудию правительственной власти» 1653 года. Проанализируйте подробно содержание данного документа, выявите особенности формы правления по данному документу.

При подготовке ответа на третий вопрос необходимо помнить, что основы конституционной монархии в Англии были заложены рядом конституционных актов, принятых после восстановления легитимной монархии в 1660 году. Изучите содержание Билля о правах 1689 года. В ходе изучения определите, какие права и вольности английского народа и парламента провозглашались в данном документе. Выявите, каким образом происходило разграничение полномочий короля и парламента. Далее следует определить, каким образом Акт об устроении 1701 года подтверждал и развивал положения «Билля о правах» о верховенстве парламента и ограничении прерогатив королевской власти. Подумайте, какую роль сыграло введение правила контрасигнатуры в становлении государственного механизма английской конституционной монархии. Каким образом в данном акте определялись основы организации и деятельности судебной власти? Выскажите свое мнение по поводу характерных особенностей английского варианта разделения властей, основанного в соответствии с теорией Джона Локка, на верховенстве парламента. Перед кем было ответственно правительство Англии? Кому принадлежало право смещения судей? Как Вы понимаете правило «Король царствует, но не правит». Следует объяснить, каким образом достигалось уменьшение влияния королевской власти на парламент? Укажите, что в 1707 году был отменен запрет на членство в палате общин для королевских министров и других должностных лиц, «зависящих от короля материально», почему и с какой целью это было сделано?

При анализе Habeas Corpus Act 1679 года следует выявить, в чем заключалось его первоначальное назначение, какие принципы судопроизводства были закреплены в этом документе. При определении характера процедуры по Habeas Corpus следует обратить внимание на то, какие правовые гарантии ее соблюдения были предусмотрены в данном акте. В чем заключались права и обязанности лиц, лишенных свободы. И лиц, содержащихся под стражей. Определите, кто мог обратиться с просьбой о выдаче Habeas Corpus. Кто обладал правом быть отпущенным под залог? Выясните, кем определялся размер залога? На основе анализа документа попытайтесь выявить, существовала ли возможность приостановления действия данного закона и кому она принадлежала? Почему этот акт называют одним из важнейших конституционных документов Англии? Какие демократические принципы, вошедшие в мировую практику, были заложены в Habeas Corpus Act?

 

Темы докладов, рефератов

- «Оливер Кромвель как историческая личность»

- «Идеологические основы Английской революции XVII века»

- «Партийная системы в Великобритании: формирование и особенности»

- «Британская колониальная империя: система взаимоотношений между метрополией и колониями»

- «Избирательные реформы XIX века и их значение»

Практическое занятие

Рекомендации по подготовке к практическому занятию.

Целью практического занятия является формирование навыков работы с нормативными источниками, толкования смысла правовых норм, сравнительного анализа государственно-правовых явлений, умения решать юридические задачи на основе прецедентного права, закрепление теоретических знаний о структуре и принципах функционирования государственного механизма Великобритании в новое время, об особенностях британской правовой системы.

На практическом занятии планируется обсуждение нормативных источников, созданных в период формирования конституционной монархии в Великобритании, решение юридиче5ских задач, выполнение тестовых заданий.

 

При подготовке к пратическому занятию рекомендуется составить следующие схемы:

- «Основные этапы Английской буржуазной революции XVII века»

- «Система органов власти Англии по «Орудию управления» 1653 г.»

- «Процедура «хабеас корпус» в английском праве»

- «Система органов государственной власти конституционной монархии Великобритании»

Рекомендуемая дополнительная литература

1.Аннерс Э. История европейского права. М., 1995.

2. Барг М.А. Великая Английская буржуазная революция в портретах ее деятелей. М., 1987.

3. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998.

4. Давид Р., Спинози К.-Ж. Основные правовые системы современности. М., 2009.

5. История буржуазного конституционализма. XIX век. М., 1986.

6. Ливанцев К.Е. История буржуазного государства и права. Л., 1986.

7. Новая история / Под ред. Нарочницкого А.Л. М., 1986.

8. Очерки политической истории Великобритании: XIX - XX вв. Ростов-на-Дону, 1992.

9. Павлова Т.А. Кромвель. М., 1980.

10. Уолкер Р. Английская судебная система. М., 1980.

11. Юдовская А.Ю. Эволюция права в государствах Европы и Америки (XVII-XIX вв.). СПб, 1997.

12. Александрова С.П. «Великая Ремонстрация» и требования английского парламента о контроле над исполнительной властью. // История государства и права. 2009. № 12.

13. Саломатин А.Ю., Макеева Н.В. Модернизация уголовной политики в странах Западной Европы (конец XVIII –XIX вв.): сравнительно-правовое исследование // История государства и права. 2010. № 8.

14. Царьков И.И. Идеи свободы и справедливости управления в истории Английской буржуазной революции // Государство и право. 2003. № 7.

Тема № 14

«Война за независимость и становление буржуазного государства в Соединенных Штатах Америки»

Семинарское занятие

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1.Война за независимость США: причины, цели, итоги.

2. Декларация Независимости США 1776 г.: причины принятия, идеологические основы, содержание, значение.

3. Статьи Конфедерации США 1781 г.: причины принятия, историческое значение.

4. Общая характеристика Конституции США 1787 г.: принципы, структура, основные положения.

5. Проблема отмены рабства в США. Гражданская война 1861-1865 гг.

 

Основные понятия: колония, метрополия, разделение властей, система сдержек и противовесов между ветвями власти, конституция, теория естественного права, теория общественного договора, республика, президентская республика, федерация, конфедерация, демократия, сегрегация.

 

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию

Целью семинарского занятия является формирование представлений о процессе возникновения государства США, об особенностях государственно-правового механизма США, о влиянии системы рабства на Юге США на политическое развитие государства в XVIII-XIX вв., о системе конституционных актов, сформировавших президентскую республику и федеративное государство, формирование умения формулировать и аргументировать свою точку зрения, анализировать государственно-правовые явления, вести дискуссию, участвовать в дебатах.

При подготовке ответа на первый вопрос проанализируйте положение американских колонии Англии, выявите особенности экономического развития и социальной структуры общества. Нужно иметь в виду особенности ситуации в Америке в середине XVIII в.: влияние Англии на развитие американских колоний, их экономический, социальный и культурный прогресс, по сравнению с остальным колониальным миром. В чем с середины XVIII в. проявляется тормозящее влияние Англии на развитие североамериканских колоний? Необходимо помнить, что война за независимость в Северной Америке являлась одновременно освободительной, антифеодальной и консолидирующей борьбой, в результате которой сформировалось новое государство. Определите причины, цели, задачи, характер, движущие силы, борьбу политических течений, а также ход и результаты войны, причины победы колоний в этой войне. Объясните, почему войну за независимость США еще называют буржуазной революцией?

При подготовке ответа на второй вопрос следует проанализировать причины создания «Декларации независимости» 4 июля 1776 года. Особое внимание обратите на идеологические основы данного документа. Объясните, каким образом повлияли на содержание Декларации такие теории как теория естественного права, теория общественного договора. Сделайте вывод об историческом значении данного документа.

При подготовке ответа на третий вопрос выявите основные причины и цели формирования конфедерации. Проанализируйте содержание «Статей конфедерации» 1781 года. Определите, какие функции были возложены на конфедерацию. Объясните причины кризиса конфедерации и причины формирования федерации.

При подготовке ответа на четвертый вопрос необходимо помнить, что вопрос об основных принципах Конституции 1787 года неразрывно связан с анализом системы высших органов государственной власти и основ их взаимодействия. Определите, каким образом закреплялась структура государственного аппарата в Конституции. На основе анализа статей Конституции необходимо обосновать особенности формы правления США - президентской республики. Какое значение имел факт провозглашения народа источником власти? Авторы Конституции США отказались от такого принципа английского конституционализма, как принцип парламентаризма, от английского варианта принципа разделения властей, основанного на верховенстве неограниченного в своих правах законодательного органа - парламента. С какой целью это было сделано? Необходимо рассмотреть содержание и значение механизма «сдержек и противовесов». В каких статьях и разделах Конституции раскрывается действие этого механизма? Какой конституционный принцип был сформулирован в решении Верховного Суда США 1803 г. (Суд Маршалла)? Следует обратить внимание на то, что все ветви власти имеют по Конституции различные источники формирования и различные сроки осуществления своих полномочий. Какое это имело значение? Выявите, каким образом в Конституции устанавливалась предметная компетенция федеративного союза. Важнейшее значение для понимания особенностей американской федерации имеет ст. 6 Конституции, закрепившая принцип верховенства федерального права по отношению к правовым нормам, установленным штатами. Также следует обратить внимание на вопрос о поправках к Конституции США. Для этого необходимо, прежде всего, изучить историю Билля о правах - первых десяти поправках к Конституции. Объясните, почему первоначальный текст Конституции не содержал статей, посвященных правам и свободам граждан? При ответе на этот вопрос необходимо учитывать тот факт, что с защитой прав человека сторонники принятия Конституции связывали не столько Билли о правах, которые уже имели место в самих конституциях штатов, сколько механизмы защиты самой Конституции, реализацию принципа разделения властей, системы «сдержек и противовесов». Сделайте вывод о причинах устойчивого характера Конституции США 1787 года.

При подготовке ответа на пятый вопрос необходимо объяснить, почему в США долгое время сохранялась система рабства, какова была природа отношений рабовладения в южных штатах? Почему назрела необходимость в ликвидации рабства? Назовите основные причины гражданской войны Юга и Севера 1861-1865 годов. Каковы основные итоги гражданской войны? Следует проанализировать содержание поправок XIII, XIV, XV в контексте целей и последствий гражданской войны. Объясните, что такое «Реконструкция Юга». Каково было содержание и значение «Черных кодексов». Каковы объективные и субъективные причины возникновения институтов внесудебной расправы («суды Линча»), нелегальных террористических организации типа Ку-клукс-клан.

Темы рефератов, докладов

- «Идеологические основы Декларации независимости США»

- «Статьи конфедерации» – первая конституция Штатов»

- «Д. Вашингтон - первый президент США»

- «Рабство в США: причины и особенности»

- «Реконструкция» Юга (1865-1877 гг.)»

- «Суд Линча»

- «История организации Ку-клукс-клан»

 

Практическое занятие

Рекомендации по подготовке к практическому занятию.

Целью практического занятия является формирование навыков сравнительно-правового анализа нормативных источников, умений анализировать их содержания с использованием юридической терминологии, путем применения формально-юридического метода, умения формулировать и аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию. На практическом занятии планируется работа с нормативными источниками, решение юридических задач, поэтому до занятия следует повторить теоретический материал, изученный в ходе лекции и семинара, ознакомиться с содержанием нормативных документов по теме.

При подготовке к практическому занятию рекомендуется составить следующие схемы:

- «Этапы войны за независимость США»

- «Система органов государственной власти в США по Конституции 1787 г.»

Рекомендуемая дополнительная литература

1.Боботов С.В., Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США. М., 1996.

2. Борисюк В.И. и др. Политические институты США. История и современность. М., 1988.

3. Вельсон Я.М., Ливанцев К.Е. История государства и права США. Л., 1982.

4. История буржуазного конституционализма. XIX век. М., 1986.

5. Конституция США: История и современность. М., 1988.

6. Лафитский В.И. Основы конституционного строя США. М., 1998.

7. Никифоров М.А. Гражданские права и свободы в США: Судебная доктрина и практика. М., 1991.

8. Новая история / Под ред. Нарочницкого А.Л. М., 1986.

9. Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992.

10. Юдовская А.Ю. Эволюция права в государствах Европы и Америки (XVII-XIX вв.). СПб, 1997.

11. Миряшева Е.В. Конституциализация штата Массачусетс как условие и объективная тенденция прогрессивного развития США // История государства и права. 2009. № 3.

12. Николаев Б.В. Содействие и противодействие расовой дискриминации в практике Верховного суда США: от «Плесси» до «Брауна» // История государства и права. 2011. № 10.

Тема № 15

«Революция ХVIII века и становление буржуазного государства во Франции»

Семинарское занятие

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Причины, цели, основные этапы и итоги Великой французской революции XVIII в.

2. Основные законодательные акты периода революции:

а) Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Идеи и принципы.

б) Конституция 1791 г. Система органов государственной власти.

в) Декларация прав человека и гражданина и Конституция 1793 г. как выражение идеалов и требований якобинцев.

г) Основные идеи Конституции 1795 г.

3. Бонапартизм как авторитарный политический режим.

Основные понятия: революция, конституционная монархия, республика, диктатура, тоталитарный режим, авторитарный режим, бонапартизм, разделение властей, теория естественного права, теория общественного договора, гражданство, нация, права человека, право собственности, национализация, фельяны, жирондисты, якобинцы, Директория, консульство.

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию

При подготовке ответа на первый вопрос необходимо выявить основные причины революции, определить ее характер и основные этапы. Объясните, какое влияние оказала на развитие революционных событий идеология эпохи просвещения. Далее следует дать краткую характеристику каждому этапу революции, обращая внимание на такие вопросы, как форма правления и государственный режим. Объясните причины ликвидации монархии. Выявите положительные и отрицательные стороны якобинской диктатуры. Как высчитаете, почему Наполеону удалось восстановить монархию? В выводе сформулируйте основные итоги французской революции и ее общемировое значение.

При подготовке ответа на второй вопрос следует сначала дать общую характеристику законодательства буржуазной революции, выявить основные направления в развитии законодательства, назвать основные документы, показать их историческое значение. При ответе на вопрос о содержании, принципах и сущности «Декларации прав человека и гражданина 1789 года» следует определить цели и исторические условия принятия Декларации. На основе анализа положений Декларации необходимо выявить, как понимались естественные и неотчуждаемые права человека, рассмотреть совокупность гражданских прав и свобод, уделить внимание гарантиям этих прав. Необходимо попытаться дать определения понятий «свобода», «гражданин», «нация», «закон», «права человека», а также охарактеризовать принципы будущего государственного устройства: суверенитет народа, разделение властей, право на участие в управлении, право на революцию и т.д. Следует установить значение Декларации как для государственно-правовой системы Франции, так и для международного права.

Анализ Конституции 1791 года необходимо начать с истории ее принятия, Особое внимание уделите понятию «национальный суверенитет». Сравните его с понятием «народный суверенитет», «государственный суверенитет». Определите, каким образом был реализован принцип разделения властей по данной Конституции. Охарактеризуйте пределы власти парламента, короля и правительства, судей. В выводе сформулируйте, какая форма правления и какой государственный режим были установлены во Франции по Конституции 1791 года?

Анализ законодательства периода якобинской диктатуры следует начать с перечисления основных признаков диктатуры и особенностей действия закона в условиях репрессивного режима. Выявите и охарактеризуйте принципиальные отличия Декларации 1793 года, ее радикально-революционный характер. Принципы, провозглашенные в Декларации, были реализованы в Конституции 1793 года, закрепившей «народный суверенитет», всеобщее избирательное право, республиканскую форму правления. Необходимо раскрыть организацию власти, стадии законодательного процесса, выявить различия между законами, утверждаемыми первичными собраниями граждан, и декретами, принимаемыми законодательным корпусом. Определите, почему и Конституция 1793 года, и Декларация прав человека и гражданина 1793 года так и не были реализованы, а имели декларативный характер?

Характеризуя Конституцию 1795 года, раскройте причины термидорианского переворота и падения якобинской диктатуры. Покажите изменения, внесенные в Декларацию и закрепленные Конституцией 1795 года. Раскройте содержание изменений в избирательном праве, сущность и организацию высших органов власти. Определите характер конституции и причины неустойчивости термидорианского режима.

При подготовке ответа на третий вопрос дайте определение понятий «политический режим», «авторитарный режим», «бонапартизм». Назовите основные признаки режима бонапартизма. Объясните, почему во Франции в результате революции сложился военный режим с единоличной властью монарха. Каким образом обеспечивалось ограничение власти монарха? Охарактеризуйте систему власти по Конституции 1799 года. Каковы обстоятельства провозглашения Наполеона императором? Каковы причины отречения Наполеона от власти? В выводе обоснуйте историческое значение империи Наполеона, а также вклад Наполеона Бонапарта в развитие европейского права.

Темы рефератов, докладов

- «Идеологические основы Великой французской революции XVIII века»

- «Государственные идеалы якобинцев»

- «Ж.-П. Марат: исторический портрет»

- «Максимилиан Робеспьер: исторический портрет»

- «Якобинская диктатура: тирания власти или историческая необходимость»

- «Наполеон Бонапарт: исторический портрет»

- «Создание империи Наполеона»

Практическое занятие

Рекомендации по подготовке к практическому занятию

Целью практического занятия является формирование навыков сравнительно-правового анализа нормативных источников, умений анализировать их содержания с использованием юридической терминологии, путем применения формально-юридического метода, умения формулировать и аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию. На практическом занятии планируется работа с нормативными источниками, решение юридических задач, поэтому до занятия следует повторить теоретический материал, изученный в ходе лекции и семинара, ознакомиться с содержанием нормативных документов по теме. На практическом идет более глубокое обращение к юридическим источникам, на основе которых дается развернутая характеристика появления и формирования буржуазного государства во Франции

Используя материал учебников, рекомендуется составить следующие схемы:

- «Основные этапы Великой французской революции XVIII века»

- «Система государственных органов по Конституции Франции 1791 года»

- «Система государственных органов по Конституции Франции 1793 года»

- «Механизм якобинской диктатуры»

- «Государственный строй Франции периода Директории»

- «Государственный строй Франции периода консульства»

- «Государственный строй Франции периода империи Наполеона»

Рекомендуемая дополнительная литература

1.Батыр К.И. История государства и права Франции периода буржуазной революции 1789 – 1791 гг. М., 1984.

2. Боботов С.В. Наполеон Бонапарт – реформатор и законодатель. М., 1998.

3. История буржуазного конституционализма. XIX век. М., 1986.

4. Карлейль Т. История французской революции. Ч.1. М., 1989.

5. Кропоткин П.А. Великая французская революция. М., 1979.

6. Ливанцев К.Е. История буржуазного государства и права. Л., 1986.

7. Манфред А.З. Великая французская революция. М., 1983.

8. Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М., 1973.

9. Новая история / Под ред. Нарочницкого А.Л. М., 1986.

10. Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой французской революции. 2-е изд. Л., 1989.

11. Рождение французской буржуазной политико-правовой системы: К 200-летию Великой французской революции. Л., 1990.

12. Туган-Барановский Д.М. Происхождение режима Наполеона I. Саратов, 1986.

13. Юдовская А.Ю. Эволюция права в государствах Европы и Америки (XVII-XIX вв.). СПб, 1997.

 

Тема № 16

«Объединение германских государств и создание Германской империи»

Практическое занятие

Вопросы для подготовки к практическому занятию:

1. Общая характеристика германских государств в первой половине XIX века. Обоснование необходимости объединения Германии.

2. Процесс объединения Германии: планы, способы, этапы, результаты. Роль Пруссии.

3. Конституция Германской империи 1871 года.

Основные понятия: конституционная монархия, империя, диктатура, авторитарный режим, разделение властей, рейхстаг, бундесрат, канцлер, юнкер, контрассигнатура.

 

Рекомендации по подготовке к практическому занятию

Целью практического занятия являетсяформирование общетеоретических представлений о причинах, процессе и механизмах формирования единого государства Германии, анализ Конституции Германской империи, впервые закрепившей существование единого германского государства, отработка навыков работы с нормативными текстами, толкования смысла правовых норм, умения структурировать теоретический материал, обобщать и делать выводы.

При подготовке ответа на первый вопрос раскройте значение захвата германских земель Наполеоном. Объясните, что стало причиной распада «Священной Римской империи германской нации»? Каковы причины и значение создания Германского союза. Объясните, какое значение имели политико-экономические преобразования для последующего объединения Германии. Кратко охарактеризуйте особенности политико-экономического развития основных германских государств - Пруссии и Австрии. Сделайте вывод о предпосылках к объединению Германии.

При подготовке ответа на второй вопрос охарактеризуйте два возможных пути объединения Германии: на основе признаваемой всеми единой Германской Конституции (великогерманский) или в рамках малой федерации, группирующихся вокруг Пруссии или Австрии (малогерманский). Объясните, почему не удалось реализовать великогерманский путь объединения? Почему процесс объединения возглавила Пруссия? Почему в состав единой Германии не вошла Австрия? Проанализируйте деятельность Отто фон Бисмарка по объединению Германии. Почему объединение Германии было осуществлено «железом и кровью»? Дайте характеристику Северогерманского союза.

При подготовке ответа третий вопрос необходимо выявить причины принятия Конституции 1871 года. Охарактеризуйте основные принципы конституции, ее структуру. Проанализируйте систему органов государственной власти по данной конституции. Определите, как был реализован принцип разделения властей, какими полномочиями были наделены высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Как можно охарактеризовать правовой статус кайзера? Следует обратить внимание на положения конституции 1871 г. о доминирующей роли в империи прусского короля, за которым закреплялось Президентство в союзе и титул Императора, а также канцлера – главы исполнительной власти. Далее следует рассмотреть конкретные полномочия императора, а также права Союзного Совета и Рейхстага по конституции, характер взаимоотношений императора и канцлера, как между собой, так и с парламентом и каждой из его палат, обратив особое внимание на то, что ни император, ни канцлер не несли ответственности перед народным представительством. Также необходимо определить, как формировались палаты парламента, каковы были их взаимоотношения и роль в принятии законов.

Выявите и раскройте сущность германского федерализма. Делая вывод, определите форму правления, форму территориального устройства и государственный режим в Германской империи по Конституции 1871 года.

На практическом занятии планируется работа с текстом Конституции 1871 года, обсуждение дискуссионных вопросов, выполнение тестовых заданий.

 

При подготовке к практическому занятию рекомендуется составить следующие схемы:

- «Органы государственной власти в Германской империи по Конституции 1871 года»

- «Эволюция германской государственности в период с 1806 по 1871 гг.»

- «Основные этапы объединения Германии»

Темы рефератов, докладов

- «Отто фон Бисмарк как историческая личность»

- «Правовое регулирование объединения германских государств в XIX в.»

- «Государственный строй Австро-Венгерской империи»

 

Рекомендуемая дополнительная литература

1.Галкин И.С. Создание Германской империи 1815-1871 гг. М., 1986.

2. Германская история в новое и новейшее время. Т.1. М., 1971.

3. Дроз Ж. История Германии. М., 2005.

4. История буржуазного конституционализма. XIX век. М., 1986.

5. Ливанцев К.Е. История буржуазного государства и права. Л., 2003.

6. Медушевский А. Н. Сравнительное конституционное право и политические институты. Курс лекций. М., 2002.

7. Новая история / Под ред. Нарочницкого А.Л. М., 1986.

8. Соколов Б. Германская империя от Бисмарка до Гитлера. М., 2003.

9. Чубинский В.В. Бисмарк. Политическая биография. М., 1988.

10. Баев В.Г. Бисмарк и правовой статус короля в прусской конституционной монархии // История государства и права. 2009. № 11.

 

Тема № 17

«Развитие японской государственности в XIX веке»

Практическое занятие

Вопросы для подготовки к практическому занятию:

1. Общая характеристика развития государства Японии до XIX века.

2. Причины и содержание революции Мэйдзи исин.

3. Конституция Японии 19889 г.

Основные понятия: октроированная конституция, сегунат, самурай, микадо, даймос, квазоку, конституционная монархия, дуализм власти, нормы «гири».

Рекомендации по подготовке к практическому занятию

Целью практическогозанятияявляетсяформирование теоретических знаний о развитии Японии в период сегуната Токугава, о причинах и особенностях становления буржуазного государства в Японии; конституционном развитии Японии во второй половине XIX в., формирование навыка самостоятельного поиска информации, ее структурирования и анализа, умений вести дискуссию, осуществлять сравнительный анализ государственно-правовых явлений, правильно использовать юридическую терминологию, толковать содержание правовых норм.

По данной теме не запланирована лекция. Поэтому курсант самостоятельно должен осуществить поиск информации по теме и ее структурирование. Рекомендуется по всем вопросам темы подготовить конспект, используя основную и дополнительную литературу.

При изучении первого вопроса необходимо отметить искусственный, насильственный характер трансформации восточного общества, происходивший под влиянием агрессивного европейского колониализма, эксплуатировавшего страны Востока. Выявите различные формы реакции восточных народов на проникновение европейского влияния.

На примере Японии проявляется успешное приспособление буржуазных принципов организации производства к восточным условиям. Следует выявить итоги и последствия европейской колониальной агрессии для общественного строя, государственной и правовой организации стран Востока.

Необходимо подчеркнуть, что основной составляющей социально-экономического развития Японии вXVII – первой половине XIX в. являлось нарастание кризиса феодальных отношений и постепенное формирование основ для последующего капиталистического развития страны. В свете этой наиболее важной тенденции следует проанализировать изменения в положении феодального сословия, крестьянства, а также городских слоев японского общества. Данные изменения происходили, несмотря на попытки сегунов дома Токугава законодательно регламентировать жизнь различных социальных групп.

Следует отметить, что под влиянием роста товарно-денежных отношений происходили постепенные расслоение и распад наиболее многочисленной группы феодального сословия - самурайства, фактически утратившего после объединения страны свою основную - военную функцию. С другой стороны, нужно обратить внимание и на процессы, связанные с социальной дифференциацией среди японского крестьянства. Тенденция к распространению товарно-денежных отношений в японской деревне была, однако существенно замедлена вследствие жестких ограничений и регламентации со стороны сегуната.

Анализируя социально-экономическое развитие Японии вXVII - первой половине XIX в. необходимо особо отметить значение городов. Крупные японские города являлись центрами сосредоточения торгового капитала и играли огромную роль в развитии экономических связей между различными регионами страны. Именно в городах, несмотря на ограничения, введенные сегунатом, в конце XVIII века наряду с традиционными «дза» (ремесленными цехами) стали возникать первые мануфактурные производства. Социально-экономические изменения, происходившие в Японии, затронули фактически все слои ее населения. К середине XIX в. политика сегунов Токугава, направленная на искусственную изоляцию страны и жесткую регламентацию ее экономической жизни, привела к нарастанию внутреннего кризиса. В Японии сформировался мощный блок антитокугавских сил, одержавших победу в ходе революции «Мэйдзи». Сделайте выводы о причинах революционных преобразований в Японии во второй половине XIX века.

При изучении второго вопроса следует объяснить, почему центральным моментом новой истории Японии, положившим начало ее буржуазному развитию, явились события, начавшиеся в 1867 – 1868 гг., и известные в исторической литературе под названием «Мэдзи исин» (буквально: «просвещенное правление»). При ознакомлении с источниками и литературой, необходимо учитывать несколько немаловажных факторов:

Во-первых, Япония в 1850-е годы была насильно «открыта» западными государствами и оказалась под угрозой разделить судьбу соседнего Китая. Вместе с тем Запад выступил и как образец для подражания.

Во-вторых, реализация процесса ускоренного развития б



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.149 (0.133 с.)