Контрольная работа по итогам изучения модуля 1 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольная работа по итогам изучения модуля 1



«Государство и право Древнего мира»

Контрольная работа по модулю проводится на практическом занятии по теме 6. Формы контроля - терминологический диктант, тестовое задание.

Для подготовки к контрольной работе рекомендуется повторить теоретический материал, основные понятия каждой темы, выполнить тренировочный тест по 1 модулю и обобщающие практические задания.

 

Обобщающие задания по темам модуля

«Государство и право Древнего мира»

Задание 1. Заполните таблицы, используя материалы учебных пособий и источники

Таблица 1. «Институт собственности»

содержание Древний Вавилон Древняя Индия Древний Рим
Особенности экономического строя      
Формы собственности      
Способы приобретения собственности      
Ограничения распоряжения собственностью      
Особенности регулирования земельной собственности      

Таблица 2. «Обязательства»

содержание Древний Вавилон Древняя Индия Древняя Греция Древний Рим (Законы XII таблиц)
Основания возникновения обязательств        
Гарантии исполнения обязательств        
Требования к форме заключения договора        
Виды договоров        

Таблица 3. «Брак и семья»

Источники /Содержание   Законы Хаммурапи Законы Ману Законы XII таблиц
Форма и характер брака      
Способы заключения брака      
Основания расторжения брака      
Имущественные права супругов      
Правовое положение детей      

Таблица 4. «Виды преступлений и наказаний»

Источники /Содержание Законы Хаммурапи Законы Ману Законы XII таблиц
Понятие преступления      
Классификация преступлений      
Цели и виды наказания      
Основания, смягчающие или устраняющие ответственность      
Основания, отягчающие ответственность      

Таблица 5. «Суд и судебный процесс»

Источники /Содержание Законы Хаммурапи Законы Ману Законы XII таблиц
Судебные органы      
Основания возбуждения процесса      
Характер судебного процесса      
Доказательства      
Возможность обжалования судебного решения      
Ответственность судьи за неправосудное решение      

МОДУЛЬ № 2

«История государства и права средних веков»

№ темы тема количество и виды занятий
  Государство франков 1 лекция (2 часа) 1 семинар (2 часа) 1 практическое занятие (2 часа)
  Феодальное государство и право во Франции 1 семинар (2 часа) 1 практическое занятие (2 часа)
  Феодальное государство в Германии 1 лекция (2 часа) 1 практическое занятие (2 часа)
  Феодальное государство и право в Англии 1 семинар (2 часа) 1 практическое занятие (2 часа)
  Феодальное государство и право в Византии 1 семинар (2 часа) 1 практическое занятие (2 часа)
  Феодальное государство и право Китая 1 практическое занятие (2 часа)
  Контрольная работа по модулю 2 Контрольная работа по модулю проводится на практическом занятии по теме 12. Формы контроля – терминологический диктант, тестирование

 

Тема №7

«Государство франков. Салическая правда»

Семинарское занятие

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Государство салических франков: периодизация, основные институты.

2.Общая характеристика Салической правды.

3. Правовое положение основных групп населения по Салической правде.

4. Правовое регулирование имущественных отношений по Салической правде.

5. Преступления и наказания по Салической правде.

6. Суд и судебный процесс по Салической правде.

Основные понятия: аллод, аффатомия, бенефиций, варварские правды, вассалитет,вергельд, викарий, герцог, иммунитеты, иммунитетная грамота, колоны, композиция, литы, майордом, марка, маршал, ордалий, принцип майората, пфальцграф, раннефеодальная монархия, рахинбург, сервы, скабины, соприсяжники, тезаурарий, тунгин, центарии, судебный поединок, состязательный процесс.

 

Рекомендации по подготовке к семиарскому занятию

При подготовке по первому вопросу установите основные периоды в истории государства франков, определите особенности государственной организации монархии Меровингов и империи Каролингов. Проанализируйте влияние христианизации на развитие государства франков. Охарактеризуйте реформы Карла Мартелла, определите их значение для формирования феодальных отношений. Исследуйте особенности местного самоуправления, судебной системы Франкского государства. Выявите значение деятельности Карла Великого для развития государства. Объясните, почему он принял титул императора? Изложите обстоятельства Верденского соглашения и его значение для образования таких государств как Франция, Германия, Италия.

Изучение второго вопроса начните с истории создания Салической правды, объяснения ее названия. Охарактеризуйте источники, которые были положены в ее основу. Поясните, что называли варварским правом? Выявите такие характеристики Салической правды как: казуистичность, высокая степень формализма, связь с религией, ритуалом. Что в нормах Салической правды служит явным свидетельством происхождения из обычая? Какие свойства юридического мышления выражает содержание рассматриваемого правового памятника? В чем проявляются символизм этого мышления?

Проанализируйте структуру Салической правды, основные понятия и институты. Постарайтесь определить, имеет ли место влияние римской правовой традиции на содержание Салической правды. Сделайте вывод о значении Салической правды в истории европейского права.

Приступая к рассмотрению третьего вопроса,следует в первую очередь выявить, какие факторы определяют в этом правовом памятнике деление населения на различные группы и соответственно различия в правовом статусе последних? Следует учитывать, что текст Салической правды не отражает социальной структуры франкского общества во всем ее объеме. Его содержание составляют правовые нормы, действовавшие на уровне небольших франкских поселений, объединенных в общины. Салическая правда довольно подробно регламентирует правовой статус свободных франков и некоторых групп зависимого населения. Есть в ней нормы, закрепляющие правовое положение отдельных должностных лиц королевского управления. Но здесь отсутствуют нормы, регламентирующие правовой статус представителей высшего слоя франкского общества - франкской знати.

Салическая правда показывает достаточно сложное по своему составу общество, в среде которого имеются значительные различия в правовом статусе, - общество, где существует строго определенная социальная иерархия. По каким признакам можно определить место той или иной группы населения в общественной иерархии? Какая социальная группа обладает самым высоким правовым статусом, по Салической правде? Какие факторы определяют этот статус? Какие категории должностных лиц государственного управления упоминаются в тексте рассматриваемого правового памятника? Каков правовой статус этих лиц?

Какими чертами характеризуется правовой статус свободного франка? Каково правовое положение франкских женщин и детей? Особую категорию франкского общества составляли рабы. О рабах говорят многие статьи Салической правды (см. титул X, § 1; ХII,1–2; XXV, 3–6; XXXV, 1–5; XXXIX, 1; XL и др.). Какие выводы о правовом статусе рабов можно сделать на основании этих статей? В тексте Салической правды можно встретить упоминания и о такой категории зависимого населения, как литы. Каков правовой статус литов? Чем он отличается от правового статуса рабов?

В титулах XIV, XXXII, XLI Салической правды идет речь о римлянах? Каково правовое положение данной категории населения? Чем оно отличается от правового положения свободного франка?

Исследуя содержание четвертого вопроса, обратите внимание на то, что значительная часть норм Салической правды посвящена защите того или иного имущества - преимущественно домашнего скота, но также и земельных участков (см., например, титулы II, III-VII, XXXIV и др.). Все они свидетельствуют о том, что франки вели достаточно интенсивную хозяйственную деятельность, и что в их среде уже вполне укоренились понятия и права владения, и права собственности, хотя пока отсутствовали специальные термины для обозначения этих правовых институтов. Вместо них использовались бытовые термины - чаще всего просто определения «свой» или «чужой».

Следует обратить особое внимание на титулы LIX и XL VI Салической правды. Какие выводы можно сделать из § 5 титула LIX? В чем смысл процедуры передачи имущества, описанной в титуле XL VI? Название данного титула - «De acfatmire» переведено на русский язык словами «О передаче имущества». Но из его содержания очевидно, что в нем идет речь не просто о передаче имущества, а о передаче имущества по наследству.

При рассмотрении процедуры, описанной в титуле XLVI, необходимо иметь в виду, что у салических франков, как и у других германских племен,66 отсутствовала в то время в наследственном праве свобода завещания, то есть индивид не мог завещать свое имущество тем, кому желал его оставить после своей смерти. Поэтому имущество умершего переходило независимо от его воли к тем, кто считался наследником по обычному праву. Если же таковые отсутствовали, то указанное имущество переходило к его соседям.

Салическая правда знает два вида обязательств - обязательства из деликта (правонарушения) и обязательства из договора. Обязательствам, вытекающим из договора, посвящены титулы L и LII рассматриваемого правового памятника. В обоих титулах речь идет о порядке взыскания долга по договору займа. Следует прочитать тексты указанных титулов и ответить на следующие вопросы: В чем заключаются различия между двумя способами взыскания долга, установленными L и LII титулами Салической правды? Почему Салическая правда предусматривает два различных способа исполнения обязательства по договору займа? Какую роль играют в процедуре взыскания долга должностные лица королевской администрации?

При рассмотрении пятого вопроса следует в первую очередь определить круг деяний, которые в Салической правде трактуются в качестве преступлений. На основании каких признаков то или иное деяние относится в этом сборнике к разряду преступлений? Знает ли Салическая правда понятие вины правонарушителя? Различаются ли в ней умышленные и неосторожные преступления? Какие стадии совершения преступления и формы соучастия в преступной деятельности выделяет Салическая правда?

Самым тяжким преступлением является, согласно нормам Салической правды, убийство. Ему посвящены титулы XV, XXIV, XXXV, XXXVI, XLI, XLII, XLIII, LIV, LXII, LXIII. Какие категории убийства различаются в нормах указанных титулов?

О преступлении, имеющем своим следствием нанесение человеку телесных повреждений, говорится в титулах XVII и XXIX рассматриваемого правового памятника. Какие категории указанных преступлений выделяются в них? Какие деяния квалифицируются по нормам Салической правды в качестве преступлений, направленных против чести и достоинства личности?

Из всех видов преступления, упоминаемых в тексте Салической правды, наибольшее внимание уделяется краже. Ей специально посвящены семнадцать титулов данного правового памятника (II-VIII, Х-ХII, XXI-XXII, XXXIII-XXXIV, XXXVIII, XL). Какие категории кражи описываются в указанных титулах?

В особую разновидность преступления, которая сходна с кражей, но не совпадает с ней, выделяется похищение рабов и свободных людей. Если кража обозначается в латинском тексте Салической правды как «furtum», то похищение людей - как «plagium». Латинский термин «plagium» обозначает похищение не только рабов, но также и свободных людей с целью продажи в рабство. О похищении рабов говорится лишь в § 1 указанного титула, в двух других параграфах речь идет о похищении именно свободных людей.

Слова «О похищении свободных» стоят в названии титула XIII Салической правды. Однако под ними подразумеваются не кража и не похищение с целью продажи в рабство, а одна из форм брака, осуществлявшаяся посредством похищения невесты. Поэтому в латинском названии указанного титула употребляется не термин «furtum» или «plagium», а термин «raptus». В § 8-10 титула XIII прямо говорится о браке, о женихе и невесте. Любопытно, что, назначая сумму для выплаты за похищение свободной девушки, Салическая правда не настаивает на возвращении похищенной ее родителям или покровителю. В связи с этим возникает вопрос, о каком правонарушении идет речь в данном случае? Что составляет объект этого правонарушения?

Значительное внимание уделяется в Салической правде преступлениям против правосудия. Наказаниям за неявку в суд посвящены первые два параграфа первого титула данного сборника. О различных категориях указанной разновидности преступления говорится в титулах XVIII, XL, XL VIII, XLIX, LVI, LVIL.

В чем заключается смысл наказания по Салической правде? Какое значение ему придается? Какие разновидности наказания упоминаются в тексте рассматриваемого правового памятника?

Согласно норме, содержащейся в § 1 титула XXXV Салической правды, какое наказание рабу-убийце подразумевается в приведенной норме? Что означают слова «господа пусть разделят между собой убийцу»? Самыми распространенными видами наказания в любой «варварской правде» всегда выступают вергельд (вира, композиция) и штраф. В учебниках по истории государства и права их часто смешивают между собой. Между тем штраф существенно отличается по своей юридической природе от вергельда (виры, композиции). В чем заключается данное отличие? Содержание § 1 титула LXI Салической правды показывает, что вергельд мог сочетаться со штрафом.

Какие факторы учитываются при определении наказаний? Какое влияние на характер и степень наказания оказывает социальный статус правонарушителя и потерпевшего? Салическая правда содержит предписания и на тот случай, если правонарушитель оказывался не в состоянии уплатить виру или штраф. Что разрешалось ему делать в такой ситуации?

Изучение шестого вопроса начните со знакомства с содержанием титулов I, XLIX, L, LI, LII, LVI, LVII Салической правды, обратите внимание также на титулы XXXVII и XL VII данного сборника, регулирующие розыскные действия. Салическая правда придает большое значение суду как институту разрешения конфликтов. Именно поэтому здесь закрепляется обязательность явки в судебное заседание, как ответчика, так и свидетеля. Какие меры предпринимаются против тех, кто не является по вызову в суд? Какой порядок вызова в суд предусматривает Салическая правда применительно к различным обстоятельствам?

Какие виды судов упоминаются в тексте Салической правды? В каких случаях дело рассматривалось в суде «перед лицом самого короля»? Какие способы доказывания фактов использовались в судебном процессе по нормам Салической правды? В чем смысл процедуры доказывания, предусмотренной титулом LIII Салической правды?

 

При подготовке к занятию рекомендуется составить следующие схемы:

- «Периодизация истории Франкского государства»

- «Социальная структура Франкского государства»

- «Государственный строй в период правления Меровингов»

- «Государственный строй в период правления Каролингов»

- «Источник права франков»

 

Темы рефератов, докладов

1. Реформы Карла Мартелла и их значения в истории Франкского государства.

2. Карл Великий и создание империи франков.

3. Варварские правды как источник средневекового права.

4.Верденское соглашение и его историческое значение.

 

Практическое занятие

Рекомендации по подготовке к семиарскому занятию

Целью практического занятия является уяснение роли варварских правд в развитии европейского права, закрепление теоретических знаний об источниках и основных институтах права салических франков, формирование у студентов умения оперировать абстрактными юридическими категориями, навыков работы с казуистическими нормативными источниками, аргументировать свою точку зрения, умения решать неоднозначные юридические казусы, требующие критического анализа фактов и содержания правовых норм.

Практические задания

Задание 1. Подготовьте небольшие эссе (см. методические рекомендации по написанию эссе) по одному из предложенных вопросов (не более 2 страниц) или обсудите их устно на занятии:

1.В эдикте короля Хильперика (561-584 гг.) во изменение главы Салической Правды «Об аллодах» было установлено, что в случае отсутствия сына землю могут наследовать дочь, брат, сестра умершего, но не «соседи». В чем состоит юридическое значение этого документа для эволюции права собственности на землю?

2.Какой вид ордалия описывает французский историк О. Тьерри: «Обвиняемый в сопровождении всех людей, которые присягали вместе с ним, должен был войти в круг, образуемый скамьями судей. Из сопровождавших его тридцать шесть становилось по его правую сторону, а тридцать шесть по левую. Затем, после вопроса главного судьи, он вынимал из ножен меч и клялся на оружии, что он не виновен, после чего присягающие вместе с ним одновременно обнажали свои мечи и приносили такую клятву». Почему описываемая процедура рассматривается как особый вид ордалия? Поясните свой ответ.

3.Согласно правилу, установленному в титуле XXXVII Салической правды, тот, кто утратил вследствие кражи какое-либо животное и затем в течение 3-х суток обнаружил его у другого лица, должен был в случае, если это лицо заявит, что животное им куплено или получено в обмен, доказывать через третьих лиц, что оно - его собственность. Если же разыскивающий свою вещь обнаруживал ее по прошествии 3-х суток, и тот, у кого он найдет ее, заявит, что купил ее или получил в обмен, то ответчик должен был доказывать свое право на спорную вещь. Почему в первом случае бремя доказывания лежит на истце, а во втором – на ответчике?

4. Известно, что рост Карла Великого был 150 см. Его отец, Пипин, основатель династии Каролингов, получил прозвище Короткий за свой маленький рост, хотя был не ниже своего сына. Почему тогда Карла назвали Великим?

5.«Майские поля» - ежегодные смотры военных сил Франкского государства в сер. VIII-нач. IX вв., проводившиеся не ранее мая (отсюда название); до того проводились в марте (т.н. «мартовские поля»). Перенос сборов на конец весны - начало лета предоставлял коннице, ставшей основой войска при Каролингах, возможность располагать подножным кормом. Кроме собственно военных сборов ополчения, на таких «полях» рассматривались наиболее важные вопросы, которые касались всего общества. Как вы могли бы объяснить причину переноса таких сборов с марта на май, какие последствия для организации государства это имело?

6. В хронике Григория Турского описывается эпизод с суассонской чашей. После победы у Суассона среди захваченной добычи оказалась удивительной красоты чаша из какой-то церкви, которую епископ той церкви попросил ему вернуть. Хлодвиг сразу же согласился, но проблема заключалась в том, что захваченное подлежало разделу между всеми воинами. Король попробовал исключить чашу из этого раздела, попросив войско дать её ему сверх его доли. Но среди воинов нашёлся один убеждённый защитник норм военной демократии, который разрубил чашу мечом со словами: «Ты получишь отсюда только то, что тебе полагается по жребию». Хлодвигу оставалось лишь передать посланцу прелата обломки священного сосуда. Он умел владеть собой и понимал формальную правоту смельчака, но и забыть подобный вызов он не мог. Когда через год ему довелось проводить очередной смотр своего войска, король придрался к якобы плохому состоянию оружия у этого воина и лично разрубил ему голову, сказав во всеуслышание: «Вот так и ты поступил с той чашей в Суассоне!». Как Вы можете объяснить поведение воина и поступок Хлодвига? Что в данном случае понимается под военной демократией?

7. Династия Меровингов вошла в историю как «династия длинноволосых королей». Почему их так называли современники?

8. В Раннем Средневековье деньги были редкостью. Из золота чаще не чеканили монеты, а изготовляли кольца или браслеты (они нередко обозначались одним и тем же словом), и государь либо предводитель дарил их (или их части большой браслет являл собой немалую ценность) своим приближенным, причем это рассматривалось не как плата за службу, но как дар. Вождь передавал не материальную ценность, а некое воплощенное в предмете магическое качество - удачу, мужество и т.п. В древнескандинавской и древнеанглийской поэзии постоянный эпитет короля - «даритель колец», «ломающий кольца», что указывает на его щедрость. Объясните, за что же тогда служили воины королю, если жалованья он им не платил?

9. Салическую правду потомки часто называли «свиным кодексом». Объясните, почему?

Задание 2. Проанализируйте текст документа, предложенного ниже, и ответьте на вопросы (задание выполняется письменно в тетради для семинарских и практических занятий):

1. Каковы причины установления зависимости крестьянина?

2. Какие правовые формы принимал процесс установления зависимости?

3. Какие обязанности возлагались на зависимого человека?

4. Предусматривалась ли возможность освобождения от зависимости?

5. Какие последствия могли иметь попытки выхода из зависимого состояния?

Кабальная грамота

Господину брату такому-то, такой-то. Всем ведомо, что крайняя бедность и тяжкие заботы меня постигли, и совсем не имею чем жить и одеваться. Посему, по просьбе моей, не отказывать в величайшей моей бедности вручить мне из своих денег столько-то солидов, а мне совсем нечем выплатить эти солиды. И вот просил совершить и утвердить закабаление тобой моей свободной личности, чтобы отныне имел полную свободу делать со мной все, что вы уполномочены делать со своими прирожденными рабами, а именно: продавать, выменивать. Подвергать наказанию. Если же (чего, я уверен, не будет) я, или кто-либо из наследников моих, или кто-либо другой решится оспаривать это закабаление, повинен внести тебе и казне штраф во столько-то унций золота; настоящая кабала останется неизменной.[6]

Задание 3. Заполните таблицу «Преступления и наказания по Салической Правде»

Категория преступлений Пример преступления Вид наказания
против личности    
против собственности    
против порядка отправления правосудия    
нарушение предписаний короля    

 

Рекомендуемая дополнительная литература

1.Аннерс Э. История европейского права. М., 1995.

2. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998.

3. История Европы с древнейших времен до наших дней: В 8 т. М., 1988 1994. Т. 1-4.

4. История средних веков / Под ред. Н.Ф.Колесницкого. М., 1986.

5. Ливанцев К.Е. История государства и права средних веков. СПб, 2003.

6. Право в средневековом мире. М., 1996.

7. Турский Г. История франков. М., 1987.

Тема № 8

«Феодальное государство и право во Франции»

Семинарское занятие

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Раннефеодальная и сословно-представительная монархия во Франции.

2. Абсолютная монархия во Франции.

3. Источники и основные черты средневекового права Франции.

 

Основные понятия: абсолютная монархия, аллод, городское право, раннефеодальная монархия, сословно-представительная монархия, сословие, класс, мануфактура, рецепция права, каноническое право, королевское право, кутюмное право, обычное право, инквизиция, серв, феодал, виллан, вассал, коннетабль, камерарий, палатин, бальи, прево, прекарий, коммендация, майордом, бенефиций, иммунитет, цензива, «Великое поле», министериалы, пфальцграф, тезаурарий, маршал, архикапеллан, граф, герцог, Королевская курия, Счетная палата, штаты, Генеральные штаты, собрание нотаблей, Государственный совет, парламент, канцлер, сенешал, интендант, мальберг, судья-рахинбург, тунгин, скабин, легисты, право ремонстрации, прокуратура, право эвокации, «Мартовские поля», бан, арьербан, ордонансные роты, королевская милиция, феод, инфеодация, субинфеодация, право менморта, ипотека, формарьяж.

 

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию

Целью семинарского занятия является закрепление теоретических знаний о сущности и особенностях процессов становления и развития государства во Франции, о формировании такого явления как сословно-представительная монархия, о партикуляризме французского права, а также формирование умения осуществлять сравнительный анализ нормативных источников, формулировать и обосновывать свою точку зрения по государственно - правовой проблематике, оперировать юридическими понятиями и категориями, вести дебаты.

При подготовке ответа на первый вопрос следует кратко охарактеризовать общественный строй, правовой статус основных категорий населения: феодалов, вилланов, сервов. Поясните такую характеристику государственного строя, как номинальное единство страны и слабость королевской власти. Уделите внимание вопросу об избрании на королевский престол графа Гуго Капета (конец Х в.). Охарактеризуйте феодальную иерархию, административные и судебные права сеньоров, короля и королевской курии. Выявите причины объединения страны, тенденции к усилению королевской власти. Определите значение отмены выборности короля в начале XIII в. и ликвидации принципа «Вассал моего вассала не мой вассал» для дальнейшего развития государства.

Проанализируйте особенности государственного строя в XIV - XV вв., такие как преодоление феодальной раздробленности и укрепление королевской власти. Охарактеризуйте причины создания, структуру и функции Генеральных штатов - как сословно-представительного органа. Определите историческое значение Великого мартовского ордонанса 1357 года. Выявите основные функции органов государственного управления: центральных (Государственный совет, Счетная палата, канцлер, коннетабль, камерарий, палатины), местных (бальи, прево, сенешалы). Дайте характеристику процессу формирования судебной системы централизованной монархии.

При подготовке ответа на второй вопрос охарактеризуйте особенности формирования буржуазных отношений, возникновение мануфактур, формирование общенационального рынка. Выявите изменения в социальной структуре общества. Назовите основные признаки формирования во Франции абсолютной монархии. Перечислите возможные полномочия королевской власти. Охарактеризуйте политику кардинала Ришелье и Людовика XIV. Назовите органы государственной власти и управления в период абсолютной монархии. Объясните, почему прекратили свою деятельность Генеральные штаты. Раскройте содержание процесса бюрократизации государственного аппарата. Перечислите основные органы: Государственный совет, Специальные советы (совет финансов, совет депеш), Тайный совет, аппарат канцлера, Генеральный контролер финансов, Государственные секретари по военным, иностранным, морским делам и делам двора, Малый королевский совет и определите их функции. Проанализируйте судебную систему: Королевский Суд, сеньориальные, городские, церковные суды. Выявите три инстанции общих королевских судов: превотальные, бальяжные и суды парламентов. В заключение, определите роль абсолютизма в развитии страны. Назовите причины кризиса абсолютной монархии во Франции.

Отвечая на третий вопрос, раскройте причины прекращения действия варварских правд. Объясните такой признак французского права как правовой партикуляризм. Выявите роль и значение обычного права. Дайте определение «кутюмов» и приведите пример их кодификации (Большой сборник обычаев Нормандии 1255 г., «Кутюмы Бовези» 1282 г., Большой сборник обычаев Франции 1389 г.). Определите значение рецепции римского права (Кодекс Юстиниана), роль университетов в распространении римской правовой традиции. Выявите особенности таких источников как ордонансы и ассизы. Охарактеризуйте каноническое право.

При рассмотрении четвертого вопроса следует помнить, что в период средневековья во Франции отсутствовала единая правовая система. Право было раздроблено по территориальному и сословному признаку. Необходимо вспомнить, какие источники права действовали в данный период во Франции, имели ли они универсальный характер, как определялась сфера их применения. Охарактеризуйте понятие партикуляризма в праве, выявите основные «правовые системы» действовавшие во Франции: местные, общефранцузские, общеевропейские, сословные, корпоративные и т.п. Проанализируйте систему королевского права, городского права, право феодалов.

Отдельно рассмотрите вопрос о значении и влиянии на развитие права Франции принципов и норм универсальных правовых систем - так называемого канонического права и торгового права.

Изучите значение начавшегося с XIII в. во Франции процесса развития «университетского» римского права, охарактеризуйте деятельность глоссаторов и комментаторов. Следует также обратить внимание на роль королевской власти в формировании правовой системы, выявить различия между «генеральными» ордонансами и ордонансами королевского домена.

Называя обычай в качестве базового источника французского средневекового права, необходимо иметь в виду, что он воплощался во множестве разновидностей. Обычай (кутюм) доминировал в качестве источника права на местном уровне - в рамках отдельных провинций или городов. Но он действовал в этом же качестве и в системе общефранцузского права, то есть наряду с местными обычаями, применявшимися лишь в пределах какой-то одной местности; необходимо выделять обычаи, получившие авторитет в масштабе всей страны. Вместе с тем обычаи выступали в качестве значимых источников права и в рамках правовых систем общеевропейского характера - канонического права и торгового права. Особенно большое значение в данном качестве обычай имел в торговом праве. Немалая часть норм римского права также выступала, как мы уже отмечали, в форме обычая. Объясните, почему обычай сохранял лидирующее положение среди всех других источников права?

 

При подготовке к семинарскому занятию рекомендуется составить схемы:

- «Периодизация истории средневекового государства во Франции»

- «Реформы Людовика IX (1226-1270 гг.)»

- «Сословная структура французского общества (XIV-XV в.)»

- «Государственный строй Франции в период сословно-представительной монархии (XIV-XV вв.)»

- «Генеральные штаты: структура и полномочия».

- «Система органов государственной власти в период абсолютной монархии во Франции»

- «Система источников права средневековой Франции».

Темы рефератов и докладов

1.Реформы Карла Мартелла, их содержание и значение.

2.Реформы Людовика IX (1226-1270 гг.)

3.Формирование феодальной иерархии и системы вассальных отношений во Франции.

4.Особенности формирования французского права и значение рецепции римского права.

5.Система городского права: понятие, особенности, основные институты.

6.Кардинал Ришелье и его вклад в развитие Французского государства.

Практическое занятие

Вопросы для самоподготовки:

1. Общая характеристика сборника Филиппа де Бомануара «Кутюмы Бовези».

2. Правовое регулирование имущественных отношений по «Кутюмам Бовези».

3. Преступления и наказания по «Кутюмам Бовези».

4. Суд и судебный процесс по «Кутюмам Бовези».

 

Рекомендации по подготовке к практическому занятию

Целью занятия является закрепление теоретических знаний об источниках и основных институтах средневекового права Франции, знакомство с важнейшими элементами французской правовой идеологии второй половины XIII - первой половины XIV вв., формирование у студентов умения оперировать юридическими понятиями и категориями, аргументировать свою точку зрения, использовать метод сравнительного анализа в сочетании с конкретно-историческим подходом в изучении правовых явлений прошлого, умения решать сложные неоднозначные юридические казусы, требующие критического анализа фактов и содержания правовых норм, навыков работы с нормативными источниками.

Исследуя первый вопрос, характеризуя Кутюмы Бовези, необходимо выявить, что представлял собой данный памятник права, каковы цели его создания, можно ли считать Кутюмы официальной систематизацией и почему, регулированию каких вопросов он посвящен, какова форма изложения правовых норм. Определите место Кутюмов Бовези в системе источников права Франции. Создателем произведения, известного под названием «Кутюмы Бовези (Coutume de Beauvaisis)», был Филипп де Реми, сир де БомануарФ. Бомануар занимал должность бальи в местечке Бовези графства Клермон. Установите, что представляла собой эта должность в системе управления средневековой Франции? Каким был круг полномочий бальи?

При рассмотрении второго вопроса следует иметь в виду, что трактат «Кутюмы Бовези» отражает характерную для феодального общества тесную связь имущественных прав индивида с его социальным статусом. В чем выражается здесь данная связь? Какие общественные состояния и соответствующие им имущественные права выделяет Ф. Бомануар?

Вместе с тем в «Кутюмах Бовези» находит свое выражение и другая закономерность феодализма - обремененность вещных прав обязанностями личного, неимущественного характера. В качестве иллюстрации данной закономерности можно привести § 927 рассматриваемого правового памятника, в котором идет речь о «гостизе» - земельном наделе, держание которого сопряжено с обязанностью вассала нести военную службу в пользу сеньора, предоставившего ему такой надел. Можно сравнить данное положение с § 973.

Следует обратить внимание и на упомянутые в «Кутюмах Бовези» такие ситуации, когда обладание тем или иным вещным правом влечет за собой определенного рода властные полномочия (см. § 1641). В чем еще проявляется феодальный характер вещных прав, зафиксированных в «Кутюмах Бовези»?

Особую разновидность вещных прав представляет собой институт сезины (seisine). Что такое сезина в том виде, как она описывается в произведении «Кутюмы Бовези»? В чем видит автор этого трактата отличие данного правового института от права собственности (propriete)? Как приобретается сезина, согласно правилам, изложенным Ф. Бомануаром? Какой порядок судебной защиты сезины устанавливают «Кутюмы Бовези»?

Рассмотрение третьего вопроса начните с анализа понятий преступления и наказания. Преступлениям и наказаниям посвящен специальный раздел сборника «Кутюмы Бовези». Здесь описывают



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.99 (0.095 с.)