Для специальности 030501 – «Юриспруденция» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для специальности 030501 – «Юриспруденция»



Вологда – 2007

История государства и права зарубежных стран: Методические материалы для специальности 030501 – «Юриспруденция». Вологда: ВИПЭ ФСИН России. – 2007. – 159 с.

 

 

Разработала:

С.А. Софронова – кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России

 

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России, протокол № 10 от 28 марта 2007 г.

 

ВИПЭ ФСИН России, 2007

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

История государства и права зарубежных стран является самостоятельной частью государственно-правовой истории и в то же время одной из фундаментальных правовых дисциплин. Изучение истории государства и права зарубежных стран в образовательных учреждениях высшего профессионального образования ФСИН России преследует цель сформировать у обучаемых научное представление о государственно-правовых явлениях, об основных закономерностях возникновения и развития государства и права.

В результате изучения дисциплины курсанты (студенты, слушатели) должны:

иметь представление:

- о политической системе общества в том или ином государстве в разные временные эпохи;

- о формах государственных организаций в разные странах и как они исторически трансформировались;

- об исторических источниках и памятниках права, об исторических особенностях определения отдельных институтов по важнейшим отраслям права (государственного, гражданского, уголовного, процессуального);

знать:

- особенностиформирования и эволюции национальных правовых систем и государственности у отдельных народов; закономерности, динамику и направленность их развития в рамках общечеловеческой цивилизации;

- содержание наиболее важных и распространенных политических и правовых доктрин прошлого и современности;

- основные исторические типы и формы государства и права;

- особенности государственного и правового развития государств;

- происхождение современной государственно-правовой картины мира, во всей ее сложности, многообразии и противоречивости;

уметь:

- выражать и обосновывать свою точку зрения по государственно – правовой проблематике, оперировать юридическими понятиями и категориями.

Изучение дисциплины предполагает широкое использование метода сравнительного анализа в сочетании с конкретно-историческим подходом в изучении государственно-правовых явлений прошлого.

Основной фактический и понятийный материал представлен в рекомендуемых учебниках, учебных пособиях, периодической литературе и сборниках документов.

Материал дисциплины изучается на лекциях, семинарах, практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы курсантов (студентов, слушателей). Методические материалы содержат тематический план курса, рабочую программу, перечень рекомендованной литературы и нормативных источников, задания и рекомендации по подготовке к семинарским и практическим занятиям, задания для самостоятельной работы как обязательные для выполнения, так и для закрепления полученных знаний, тесты для самопроверки, вопросы для подготовки к контрольным работам, для подготовки к экзамену, словарь терминов.

Изучение материала предполагается в рамках модульного подхода. Курс «Истории государства и права зарубежных стран» делится на 4 модуля, по результатам каждого их которых предусмотрен промежуточный контроль. В процессе изучения материала предусмотрены различные формы самостоятельной работы. Работа, как в рамках аудиторных занятий, так и самостоятельная оценивается баллами. Минимальное количество баллов за каждый блок – 15. К экзамену необходимо набрать не менее 60 баллов. На экзамене можно «заработать» до 40 баллов.

Оценка за курс (по итогам экзамена)

Менее 60 баллов – «неудовлетворительно»

60–80 баллов – «удовлетворительно»

81–90 баллов – «хорошо»

91–100 баллов – «отлично»

У обучающегося есть возможность получить дополнительные баллы за счет повышающих коэффициентов, дополнительных заданий, контрольных работ и т. п.

Дополнительные баллы:

1. Ответы на семинаре – до 3 баллов;

2. Досрочное выполнение заданий для самостоятельной подготовки – повышающий коэффициент 1,5.

3. За качественную подготовку к занятиям, высокий уровень подготовки в целом по блоку – за счет призового фонда преподавателя (фонд 5 баллов на блок).

Повышающие и понижающие коэффициенты:

За качество выполненной работы

Высокое качество – до 1,5

Удовлетворительное качество – 1

Неудовлетворительное качество – от 0,9 до 0,5

Соблюдение сроков выполнения заданий

Досрочное выполнение – до 1,5

Во время – 1

С опозданием – от 0,8 до 0,5

В ходе изучения курса заполняется рейтинговая таблица, куда вносятся все баллы, которые получает курсант. Один экземпляр таблицы хранится в журнале, второй у преподавателя. В журнал выставляются оценки по традиционной системе.

Соотношение баллов и оценок

3 балла – отлично

2 балла – хорошо

1 балл – удовлетворительно

0 баллов – неудовлетворительно


План-задание
к модулю № 1 «Государство и право Древнего мира»

Тема Обязательные задания Дополнительные задания
1 2 3
1. Предмет, метод и периодизация истории государства и права зарубежных стран 1. конспект лекции 1. Конспект ответа на вопрос «Методология истории государства и права зарубежных стран». 2. Устное собеседование по теме «Предмет истории государства и права зарубежных стран, предмет истории отечественного государства и права и предмет теории государства и права: общее и различия».
2. Государство и право Древнего Египта 1. конспект лекции 2. работа на семинаре   1. Анализ должностной инструкции верховного сановника (XVI–XV вв. до н. э). 2. Анализ нормативно-религиозного источника «Книга мертвых». 3. Анализ судебной практики на примере «Протокола допроса обвиняемых в ограблении царских гробниц».
3. Государство и право Древнего Шумера и Вавилона 1. конспект лекции 2. решение задач на практическом занятии 1. Анализ содержания Законов Хаммурапи (письменная работа или устное собеседование).  
4. Государство и право Древней Индии и Китая 1. конспект лекции 2. работа на семинаре 3. самостоятельное решение задач по Законам Ману 1. Анализ содержания законов Ману (письменная работа или устное собеседование). 2. решение задач по Циньскому уложению о наказаниях.
5. Государство и право Древней Греции 1. конспект лекции 2. работа на семинаре 3. самостоятельное составление схем по вопросам семинара 1. Вопросы для устного обсуждения. 2. Анализ источников и письменная характеристика афинского суда присяжных.

 

1 2 3
6. Государство и право Древнего Рима 1. конспект лекции 2. решение задач на практическом занятии 1. Оценка высказываний известных римских юристов. 2. Письменные ответы на проблемные вопросы по истории римского права. 3. Составление таблицы «Виды преступлений и наказаний по Законам XII Таблиц». 4. Работа с текстом договора.
Контрольная работа по темам модуля вопросы для подготовки к контрольной работе Задания для закрепления и обобщения полученных знаний.

 

Тема 1. Предмет, метод и периодизация истории государства
и права зарубежных стран

Задание для самостоятельной работы:

1. Подготовить конспект по вопросу «Методология истории государства и права зарубежных стран», используя учебник. Например: «Всеобщая история государства и права» / Под ред. К.И. Батыра. М., 2000. С. 8-12.

2. Подготовить ответ на вопрос (для устного собеседования): «Предмет истории государства и права зарубежных стран, предмет истории отечественного государства и права и предмет теории государства и права: общее и различия». Использовать для подготовки учебники по истории государства и права зарубежных стран, по истории отечественного государства и права и по теории государства и права. Например:

- Графский Г. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник. М., 2000. С. 1-7.

- История государства и права России: Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. М., 2003. С. 3-6.

- Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. М., 2005. С. 11-17.

Основные понятия: история государства и права как юридическая наука и как учебная дисциплина, предмет истории государства и права зарубежных стран, методология истории государства и права зарубежных стран.

 

 

Тема 2. Государство и право Древнего Египта

Семинарское занятие

Вопросы:

1. Периодизация истории Древнего Египта.

2. Организация государственной власти в Древнем Египте.

3. Древнеегипетское право.

Рекомендуемая литература:

1. Вологдин А.А. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. М., 2004.

2. Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. К.Н. Батыра. М., 2001.

3. Графский В. Г. Всеобщая история права и государства. М., 2002.

4. История государства и права зарубежных стран: Учебник в 2-х ч.
Ч. 1. / Под ред. О. А. Жидкова, Н. А. Крашенинниковой. М., 2003.

5. БуткевичО. В. Международное право Древнего Египта //Государство и право. 2000. № 5.

6. Государство и социальные структуры на древнем Востоке. М., 1989.

7. Древние цивилизации / С. С. Аверинцев, В. П. Алексеев, В. Г. Ардзинбай. М., 1989.

8. Дрожжин В. А. Суд в Древнем Египте //История государства и права. 2000. № 3. С. 45.

9. История Древнего Востока / Под ред. В. И. Кузищина. М., 1999.

10. Крашенинникова Н. А. История права Востока. М., 1994.

11. Кучма В. В. Государство и право Древнего мира. Волгоград, 1998.

12. Мюллер М. Египетская мифология. М., 2006.

 

Основные понятия:ирригационная теория происхождения государства, восточная деспотия, сословие, патриархальное рабство, фараон, казуальная норма, состязательный процесс.

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию

При подготовке ответа на первый вопрос обратите внимание на особенности формирования государственности на территории Египта. Объясните причины формирования государства, используя положения ирригационной теории происхождения государства. Определите основные периоды в истории Древнеегипетского государства. Выявите основные направления в развитии государства в рамках каждого периода.

При подготовке ответа на второй вопрос выявите основные органы государственной власти, их иерархию. Определите статус фараона. Объясните, как отражалось влияние религии на деятельности государственных органов. Сформулируйте основные признаки восточной деспотии на примере организации египетского государства.

При подготовке ответа на третий вопрос проанализируйте общие признаки египетского права, характерные и для древневосточного права в целом. Назовите основные источники древнеегипетского права. Охарактеризуйте особенности правового регулирования брачно-семейных, имущественных отношений. Особое внимание уделите характеристике судебной системы и судебного процесса в Древнем Египте.

Дополнительные задания для самостоятельной работы

Задание № 1. «О служебных обязанностях везира» (относится к периоду правления фараонов XVIII династии, XVI-XV вв. до н. э). Проанализируйте данный текст по следующим вопросам:

А) Определите обязанности и полномочия, которыми был наделен верховный сановник.

Б) Кому подчинялся и перед кем отчитывался верховный сановник?

В) Что можно сказать об отраслевой специализации управления в Древнем Египте на основе данного документа?

Задание выполняется письменно в тетради для семинарских
и практических заданий!

«О служебных обязанностях везира»

(порядок служебного приема у верховного сановника)

Предписание о том, как должен будет заседать градоначальник и верховный сановник Фив и резиденции в палате верховного сановника.

Что касается всего. Что будет делать этот сановник, когда верховный сановник будет слушать в палате верховного сановника, то он будет восседать на седалище со спинкой, на полу будет циновка … перед ним будет разложено 40 кожаных свитков (с законами), по обе стороны перед ним будут находиться вельможи, принадлежащие к числу верхнеегипетских, направо от него будет начальник приемного чертога … рядом с ним писцы верховного сановника.

(Доклады к верховному сановнику)

Ему будут докладывать о закрытии запоров в урочное время и открытии их в урочное время. Ему будут докладывать о состоянии крепостей на севере и на юге.

Когда будет выходить все, что имеет право на выход из дворца, ему будет доложено (о том), когда будет входить все, что имеет доступ во дворец, ему будет доложено (о том). Что же касается всего, что имеет доступ во дворец, и всего, что имеет право на выход, на территорию резиденции, когда они будут входить и будут выходить, это его доверенный будет впускать и выпускать их. Ему будут докладывать начальники сотен (чиновники) и начальники … о своих делах.

(Посещение верховным сановником фараона)

Затем он войдет приветствовать владыку, который да будет жив, здоров и невредим. (Он) будет докладывать ему о состоянии обеих египетских стран в его доме ежедневно. Он войдет во дворец одновременно с начальником казны. Тот остановится у северного столба для флажков. Затем верховный сановник выйдет из двери дворца. Тогда начальник казны встретит его и доложит следующее: «Все твои дела в полном порядке; все должностные лица доложили мне следующее: «Все твои дела в полном порядке, дворец цел и невредим». Тогда верховный сановник доложит начальнику казны следующее: «Все твои дела в полном порядке, все учреждения резиденции целы и невредимы. Мне было доложено о закрытии запоров в урочное время и открытии их в урочное время всеми должностными лицами». После ж того, как эти два сановника доложат друг другу, верховный сановник пошлет открыть все двери дворца, чтобы впустить всех, кто имеет доступ, и выпустить всех, кто имеет право на выход. Это его доверенный будет заботиться, чтобы все было записано.

(Исключительные судебные права верховного сановника)

Пусть ни один сановник не присваивает себе права приговора в его палате. Если возникнет жалоба на одного из сановников, присутствующих в палате, то он велит привести его в судебное присутствие. Это верховный сановник накажет его соответственно его проступку. Пусть ни один сановник не присваивает себе права телесного наказания в его палате. Ему будут докладывать о каждом деле, касающемся его палаты, с тем, чтобы он передал в нее.

(Служебные обязанности верховного сановника)

Что же касается всякого, кто обратиться к верховному сановнику по поводу пахотных земель, то он потребует его к себе, помимо допроса заведующего пашнями и … присутствия. Он предоставит ему отсрочку на 2 месяца для его пашен в Верхнем и Нижнем Египте. Но что касается его пашен, расположенных по соседству с Фивами и резиденцией, то он предоставит ему отсрочку на 3 дня согласно тому, что стоит в законе. Он будет выслушивать каждого просителя согласно этому закону, что у него в руке.

Далее, это он будет вызывать окружных чиновников, и это он будет посылать их, чтобы они докладывали ему дела своих округов. Ему будут доставлять все завещания; это он будет запечатывать их. Это он будет отводить наделы на всех земельных участках.

Что же касается всякого просителя, который скажет: «Наша граница была передвинута», то посмотрят, что оно (снабжено) печатью соответствующего сановника, и тогда он взыщет в пользу присутствия, передвинувшего его. Что же касается каждого … и всего, что случится с нею во время рассмотрения чего-либо в нем (?), то будут записывать заявление каждого просителя, не допуская его обращаться к судье.

Ему будут докладывать о каждом просителе, обращающемся к владыке, после того как он доложит (свою просьбу) письменно. Это он будет отправлять всех доверенных дворца, посланных к местным князьям и градоправителям. Это он будет отправлять всех путешественников и все экспедиции дворца.

Это он будет назначать исполняющих должности сановников Верхнего и Нижнего Египта, южной части верхнего Египта и Тинитской области. Они будут докладывать ему обо всем случившемся у них каждые четыре месяца. Они будут доставлять ему записи о том от себя и своих присутствий. Это он будет устанавливать общее количество войска, которое будет двигаться следом за владыкой при путешествии с севера на юг. Это он будет устанавливать недоимки(?), имеющиеся в Фивах и резиденции, согласно сказанному во дворце. К нему будут приводить надзирателя государевой … и войсковое присутствие для дачи им воинского предписания. Пусть далее все должностные лица, от первого до последнего, являются в палату верховного сановника приветствовать его.

Это он будет посылать рубить смоковницы, согласно сказанному во дворце. Это он будет посылать окружных чиновников проводить обнесенные плотинами каналы по всей стране. Это он будет посылать князей и градоправителей по поводу урожая (?) летом (?). Это он будет назначать начальников (чиновников) шенту в палате дворца. Это он будет слушать местных князей и градоправителей, отбывших его именем (?) из Верхнего и Нижнего Египта. Ему будут докладывать все дела. Ему будут докладывать о состоянии крепости юга и каждый арест лица, которое будет грабить … Это он будет делать … для каждой области, и это он будет слушать о нем. Это он будет посылать воинов и писцов … выполнять распоряжения владыки. Документ области будет находиться в его палате, чтобы можно было слушать дела о любых пашнях. Это он будет устанавливать границы каждой области, каждого пастбища, каждого храмового хозяйства, каждого владения (?).

… Это он будет выслушивать жалобу, когда кто-либо пойдет говорить со своим товарищем. Это он будет назначать всех подлежащих назначению в судебное присутствие. К нему будут поступать из дворца все дела.. Это он будет слушать каждый приказ. Это он будет допрашивать о недостачах каждого храмового хозяйства. Это он будет налагать все подати доставкой продовольствия (?). Это он будет взимать подати в пользу … управлений. Ему будет докладывать главное судебное присутствие о всех податях. Это он будет слушать … все, доставляемое судебному присутствию, и все, подносимое в дар судебному присутствию, это он будет слушать о нем. Это он будет открывать сокровищницу вместе с начальником казны. …

Публикуется по: Хрестоматия по истории Древнего мира / Под ред. В. В. Струве. М., 1950. Ч. 1. Древний Восток).

 

Задание №2. Изучите текст извлечения из главы 125 «Книги мертвых» и ответьте на вопросы:

А. Как в содержании фрагмента отражена связь религии и права?

Б. Имеется ли какая-нибудь система в перечне грехов (правонарушений), от которых «очищается» умерший? Почему?

В. классифицируйте преступления по степени тяжести.

Задание выполняется письменно в тетради для семинарских
и практических заданий!

«Книга мертвых»

(извлечения, глава 125)

Произносится при достижении залы обоюдной правды. Избавляется (?) имярек от всех грехов, которые он совершил, и видит лица богов. Говорит он: «Слава тебе, бог великий, владыка обоюдной правды. Я пришел к тебе, господин мой. Ты привел меня, чтобы созерцать твою красоту. Я знаю тебя, я знаю имя твое, я знаю имена 42 богов, находящихся с тобою в чертоге обоюдной правды, которые живут, подстерегая злых и питаясь их кровью в день … отчета пред лицом Благого.

Вот я пришел к тебе, владыка правды; я принес правду, я отогнал ложь. Я не творил неправедного относительно людей, я не убивал своих ближних, я не делал мерзости вместо правды. Я не знал того, что преступно. Я не делал зла. Я не отдавал приказаний ежедневно работать на меня больше (?), чем должно быть сделано для меня. Не превысило имя мое своего сана, не заставлял я рабов моих голодать, не был виновником бедности нищих. Не делал я того, что для богов мерзость, я не осуждал никого пред начальством, не причинял страдания, не заставлял плакать, не убивал, и не заставлял убивать. Не причинял боли никому. Не уменьшал хлебов в храмах, не убавлял пищи богов, не исторгал заупокойных даров у покойников. Не развратничал, не был чувственен в святилище моего городского бога. Я не уменьшал меры зерна, не убавлял меры длины, не нарушал меры полей, не увеличивал весовых гирь, не подделывал стрелки весов. Я не отнимал молока у младенцев, не уводил скот с его пастбища, не ловил птиц богов, не ловил рыбы в их прудах. Я не задерживал воду в подобающее время, не преграждал плотиной воды текущей, не гасил лампады в назначенный для горения час, … не наносил ущерба храмовому скоту, не задерживал бога в его выходах. Я чист, я чист, я чист, я чист …

(Публикуется по: Ильин А. В., Морозова С. А. Из истории права. СПб.,
1996. С. 34-35)

 

Задание № 3. Изучите текст протокола допроса Амонианефера и ответьте на вопросы:

А. Как соотносятся эти святотатственные деяния с представлениями древних египтян о грозных карах, которые их ждут в загробном мире за куда менее тяжкие деяния?

Б. Как характеризует индивидуальное правосознание эпизод с разделом имущества?

В. Какая характеристика может быть дана по протоколам допроса деятельности «правоохранительных» органов столицы Египта? Можно ли сделать какое-то заключение о методах ведения судебного следствия?

Задание выполняется письменно в тетради для семинарских и практических заданий!

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.244 (0.062 с.)