Циньское уложение о наказаниях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Циньское уложение о наказаниях



А совершил кражу, стоимость украденного составляет 1000 монет. Б знал о краже, но полученная им доля не составляет и 1 монеты. Какому наказанию должен быть подвергнут Б? – Такому же, что и А.

А и Б первоначально не были знакомы. А отправился, чтобы обокрасть В, но, прибыв на место, увидел, что туда же с той же целью прибыл Б. Договорившись, они украли имущества на 400 монет каждый, после чего разошлись, унеся с собой украденное. Если бы они договорились о краже предварительно, то каждому полагалось бы наказание, соответствующее общей сумме стоимости украденного. Если же сговора не было, каждый отвечает за кражу своей доли.

Простолюдин А украл козу, на шее которой была веревка стоимостью в 1 монету. Какому наказанию должен быть подвергнут А? – А крал козу, а веревка помимо его желания оказалась привязанной к ее шее. (Поэтому) наказание не должно превышать (того, которое полагается за кражу) козы.

А донес на Б о том, что тот украл быка. В действительности Б украл козу, а не быка. Какое наказание полагается А? – (Он должен отвечать) за не подтвердившийся донос.

А донес на Б о том, что тот украл быка и со злодейским умыслом ранил человека. В действительности Б не крал быка и не ранил человека. Какое наказание полагается А? – Если он сделал это умышленно, то (должен отвечать как) за клевету; если же злого умысла не было, (он должен отвечать) за не подтвердившийся донос.

Нанесение ранения со злодейским умыслом с помощью дубинки. Что называется дубинкой? (Любой) деревянный (предмет), с помощью которого можно нанести увечье, считается дубинкой.

А ранил человека со злодейским умыслом, а чиновник вынес решение о наказании его за нанесение ранения в драке. Должен ли понести наказание чиновник? – Он должен получить порицание.

А донес на Б о том, что тот со злодейским умыслом ранил человека. В действительности Б со злодейским умыслом убил, а не ранил. А полагается вознаграждение, чему оно должно быть равно? – Вознаграждение должно быть равно 2 лянам.

Некто донес на раба и рабыню, принадлежащих другому человеку, о том, что они украли 110 монет, и задержал их. От кого он должен получить вознаграждение – от казны или от хозяина? – Он должен получить вознаграждение от казны.

Должен ли чиновник, занимающий должность в управе, привлекаться к ответственности за преступления, совершенные людьми из его пятака? – Нет, не должен.

Если отец украл у сына, это не рассматривается в качестве кражи.

(Публикуется по Крашенинникова Н. А. История права Востока. М., 1994. С. 153)

Тема 5. Государство и право Древней Греции

Семинарское занятие

Вопросы:

1. Периодизация истории Древней Греции. Полис как особая форма античного государства.

2. Социальная структура и органы власти и управления Афинского полиса.

3. Особенности социальной структуры и организация органов власти и управления в Спарте.

Источники

1. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т. 1. / Под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. М., 2000.

2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и средние века) / Составитель: В. А. Томсинов. М., 2000.

3. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред.
З.М. Черниловского. М., 1998.

Рекомендуемая литература

1. Аннерс Э. История европейского права. М., 1995.

2. Античная Греция: Проблемы развития полиса. М., 1983.

3. Вологдин А. А. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. М., 2004.

4. Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. К. Н. Батыра. М., 2001.

5. Графский В. Г. Всеобщая история права и государства. М., 2002.

6. Исаева В. И. Античная демократия – феномен европейской цивилизации. М., 1992.

7. История государства и права зарубежных стран: Учебник в 2-х ч.
Ч. 1. / Под ред. О. А. Жидкова, Н. А. Крашенинниковой. М., 2003.

8. Кечекьян С. Ф. Государство и право Древней Греции. М., 1964.

9. Кучма В. В. Государство и право Древнего мира. Волгоград, 1998.

10. Лурье С. Я. История Греции. М., 1993.

Основные понятия:полис, республика, аристократия, демократия, олигархия, тирания, гражданин, суд присяжных.

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию

При подготовке ответа на первый вопрос необходимо выявить особенности формирования государств античного типа, влияние на этот процесс природно-географических и экономических факторов. Дайте определение полиса, укажите такие его черты как географическая и политическая замкнутость, зависимость от общегреческой и международной морской торговли. Объясните, какое влияние на развитие политической и социальной структуры полиса оказало формирование системы классического рабства. Обратите внимание на существование различных республиканских форм правления: аристократии, демократии, олигархии, тирании.

При подготовке ответа на второй вопрос дайте характеристику социальной структуры афинского общества. Выделите основные органы власти в Афинах VIII в. до н. э., принципы их формирования и основные полномочия. Охарактеризуйте развитие афинской государственности в период проведения реформ Солона (594 г. до н. э) и Клисфена (509 г. до н. э). Выявите причины этих реформ и раскройте содержание основных преобразований при Солоне (сисахфия, цензовая реформа, организация новых органов власти – Совета четырехсот, гелиэи). Проанализируйте основные реформы Клисфена: изменение принципа административного деления, введение остракизма, реформирование органов государственной власти. Дайте краткую характеристику реформ Перикла. Определите особенности политической системы и органов власти Афин в период расцвета демократии (V в. до н. э). Определите порядок формирования и полномочия народного собрания, Совета пятисот, гелиэи, коллегий архонтов, ареопага, органов правосудия, системы магистратур.

При ответе на третий вопрос обратите внимание на особенности становления спартанского общества и государства, влияние завоеваний, необходимость обеспечения господства над завоеванным населением. Определите, какую роль в формировании политической и социальной системы Спарты сыграли реформы Ликурга, каковы были цели реформ. Необходимо дать характеристику особенностей социальной структуры Спарты, правового статуса спартиатов, периэков, илотов. При анализе организации государственной власти в Спарте следует выявить особенности формирования, компетенции и функционирования народного собрания, совета старейшин (герусии), эфоров и других органов власти.

Задания для самостоятельной работы

Задание № 1. Составьте схему: «Органы власти в Афинах при Перикле».

 

Задание № 2. Составьте схему: «Органы государственной власти в Спарте при Ликурге».

Дополнительные задания

Задание № 1. Вопрос для устного обсуждения. Насколько, по вашему мнению, правомерно мнение Псевдоксенофонта о том, что в государстве могут быть «прекрасные законы», когда народ «находится в рабстве»?

 

Задание № 2. Вопрос для устного обсуждения. Какова, по Вашему мнению, высшая цель демократического права. При обсуждении советуем учесть замечание французского юриста Бенжамена Констана (1767-1830гг): «Свобода в античных республиках состояла более в деятельном участии в общем властвовании, нежели в спокойном пользовании личной независимостью, и даже для обеспечения этого участия чувство личной независимости в известной степени приносилось в жертву. Новые государства заменили непосредственное народовластии народным представительством, в силу чего каждый, не пользуясь непосредственно властью, ею и не наслаждается. Но зато люди нового времени, чтобы быть счастливыми, не нуждаются ни в чем, кроме полной независимости во всем».

 

Задание № 3. Используя текст учебника (Графский В. Г. Всеобщая история права и государства. М., 2000. С. 161-164), источники в хрестоматии (Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 1. / Под ред.
К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. М., 2000. С. 70-71), а также приведенные ниже отрывки из философских и литературных произведений древнегреческих авторов, определите преимущества и недостатки афинского варианта суда присяжных. Сделайте выбор из предложенных характеристик и обоснуйте свою позицию.

 

Преимущества суда присяжных Недостатки суда присяжных
   

Возможные характеристики: справедливость, законность, беспристрастность, неподкупность, народность, демократизм, консервативность, гласность, состязательность, коррумпированность, реакционность, произвол, публичность, устность, гуманность, доходность, квалифицированность, многочисленность, невежественность, сменяемость, безапелляционность, строгость, быстродействие, дешевизна. Выборность, дороговизна.

 

В одной из комедий Аристофана содержится такой диалог двух граждан:

«Ксанфий. Зевс свидетель мне,

Пусть сдохну, если прежде приходил сюда

И обокрал тебя хотя бы на волос.

Постой, вот предложенье благородное,

Вот мой слуга,

Бери его, пытай его!

Вину мою докажет, так казни сейчас!

Эак. Но как его пытать?

Ксанфий. По-разному: плетями бей, души, дави, на

Дыбу вздерни, жги, дери,

Крути суставы, можешь в ноздри уксус лить,

Класть кирпичи на брюхо. Можешь все! Прошу

Лишь об одном: не бей его былинкой!»

(Лучшим из доказательств почитались «показания тела», то есть результаты опроса рабов под пыткой, и признание самого обвиняемого. Предполагалось, что ни в том, ни в другом случае невозможен обман. Естественно, чем мучительнее были способы добывания «показаний крови и мяса», тем больше было им веры. Гуманность хозяина, отказавшегося выдать раба на мучения, могла быть расценена как косвенное признание вины. Пытка производилась публично, показания подробно протоколировались. Изредка пытке могли подвергать метеков, но сами афинские граждане особым постановлением были от пытки освобождены).

 

Ксенофонт. Защита Сократа на суде (Апология Сократа).

Гермоген (один из учеников Сократа), по его словам, заметив, что Сократ говорит обо всем больше, чем о своем процесс, сказал:

- Не следует ли, однако, Сократ, подумать тебе и том, что говорить в свою защиту?

Сократ сперва отвечал:

– А разве, по-твоему, вся моя жизнь не была подготовкой к защите?

Гермоген спросил его:

– Как это?

Сократ отвечал:

– Я во всю жизнь не сделал несправедливого: это я считаю лучшей подготовкой к защите.

– Разве ты не знаешь афинских судов? – сказал опять Гермоген. – Часто судьи, раздраженные речью, выносят смертный приговор людям ни в чем не виновным; часто, напротив, оправдывают виновных, потому что они своими речами разжалобят их, или потому, что они говорят им приятные вещи.

На суде Сократ, не склонив головы, выступил с гордой речью – и был осужден. Наказанием ему стала смертная казнь.

Тема 6. Государство и право Древнего Рима

Практическое занятие

Для подготовки к практическому занятию следует выполнить следующие задания:

1. До занятия необходимо ознакомиться с разделом «Римское право» в учебниках:

- Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. К.Н. Батыра. М., 2001.

- Графский В. Г. Всеобщая история права и государства. М., 2002.

- История государства и права зарубежных стран: Учебник в 2-х ч. Ч. 1. / Под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинникова. М., 2003.

- В.В. Кучма. Государство и право Древнего мира, Волгоград, 1998.

2. Составить в тетради для семинаров словарь терминов, используя предложенные учебники, а также дополнительную литературу:

Термины: патриций, плебей, ценз, легисакционный процесс, формулярный процесс, агнат, когнат, квиритское право, цивильное право, преторская формула, виндикация, патронат, сервитут, узуфрукт, вербальный договор, реальный контракт, литеральный договор, консенсуальный контракт, деликт, бонитарная собственность, манципация, res mancipi, res nec mancipi, вещь (res), ager publicus, добросовестное владение, нексум (nexum), pater familia, sine manu.

3. Ознакомиться с содержанием и структурой Законов XII Таблиц, используя издание «История государства и права зарубежных стран. Методические рекомендации по выполнению практических работ по специальности «Юриспруденция» / Составитель О. В. Тимошенко. – Вологда, 2002. – С. 22–31.

На практическом занятии предполагается решение задач и проверка письменного задания.

Источники

1. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т. 1. / Под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. М., 2000.

2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и средние века) / Составитель: В. А. Томсинов. М., 2000.

3. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред.
З. М. Черниловского. М., 1998.

Рекомендуемая литература

1. Аннерс Э. История европейского права. М., 1995.

2. Вологдин А. А. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. М., 2004.

3. Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. К.Н. Батыра. М., 2001.

4. Галанза П. Н. Государство и право Древнего Рима. М., 1963.

5. Гиро Поль. Быт и нравы древних римлян. Смоленск, 2000.

6. Графский В. Г. Всеобщая история права и государства. М., 2002.

7. История государства и права зарубежных стран: Учебник в 2-х ч.
Ч. 1. / Под ред. О. А. Жидкова, Н. А. Крашенинниковой. М., 2003.

8. Кучма В. В. Государство и право Древнего мира. Волгоград, 1998.

9. Покровский И. А. История римского права. М., 1998.

10. Черниловский З. М. Римское частное право: Элементарный курс. М., 1997.

 

Основные понятия: республика, империя, монархия, принципат, доминат, частное право, публичное право, источник права, кодификация, патриций, плебей, ценз, легисакционный процесс, формулярный процесс, агнат, когнат, квиритское право, цивильное право, преторская формула, виндикация, патронат, сервитут, узуфрукт, вербальный договор, реальный контракт, литеральный договор, консенсуальный контракт, деликт, бонитарная собственность, манципация, res mancipi, res nec mancipi, вещь (res), ager publicus, добросовестное владение, нексум (nexum), pater familia, sine manu.

Дополнительные задания

Задание № 1. Выскажите свое мнение по поводу актуальности высказываний известных римских юристов:

А. Помпоний:

– «Сомнения в пользу обвиняемого».

Б. Ульпиан:

– «Лучше оставить преступление безнаказанным, чем осудить невиновного»; – «Когда право противоречит справедливости, должно предпочесть последнее».

В. Павел:

– «Когда отсутствует четкое правовое предписание, желательно решать дела по справедливости».

Г. Цицерон:

– «Несправедливые законы заслуживают названия закона не более, чем решения, с общего согласия принятые разбойниками»;

– «Под действие закона должны попадать все»;

– «Мы утратим не только всякий авторитет, но и самое имя «судьи», если будем судить не на основании данных следствия и приходить в суд с приговором, уже составленным у себя дома».

 

Задание № 2. Подготовьте письменные ответы на следующие вопросы:

1. Чем Вы можете проиллюстрировать высокий уровень юридической науки Древнего Рима на этапе классического права?

2. В чем состоит двойственность (дуализм) римского права? Какие системы права существовали в древнеримском государстве в VIII веке до н. э. – V веке н. э.? Каковы основные источники каждой из систем права?

3. Чем публичное право отличалось от частного – по мнению римских юристов? Сопоставимо ли историческое значение римского публичного и частного права? Почему?

4. Обычаи – важнейший источник права Древнего Рима. А применяются ли обычные нормы сейчас? Следует ли применять юридические обычаи в области публично-правовых отношений? В чем преимущества и недостатки обычаев как источников права?

 

Задание № 3. Заполните таблицу «Система преступлений и наказаний по Законам XII Таблиц»:

 

Объект преступления Вид преступления Таблица, статья Наказание
1. Государство      
2. Религия      
3. Собственность      
4. Личность      
5. Правосудие      
6. Иные объекты      

Задание № 4. Проанализируйте текст договора по следующему плану (задание выполняется письменно в тетради для семинарских и практических занятий):

1. Определите вид договора. Каков его предмет? Озаглавьте документ.

2. Кто выступает сторонами договора? Каковы права и обязанности каждой из сторон по договору?

3. Когда и на какой срок заключен договор?

4. Попробуйте обнаружить пробелы (неучтенные ситуации) в договоре. Сформулируйте свои дополнения к тексту договора.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.066 с.)