Ф. Кюльмана (1912 г.)
Возраст
| Содержание задания
| Критерий выполнения -
| |
Змее. /. Поднесение руки или предмета ко рту Движение направленно* Вложить в правую руку кубик или другой лег- а не случайно, кий предмет. Наблюдать, потянет ли в рот. Повторить то же с левой рукой. Если опыт не удался, наблюдать, не будет ли ребенок подносить руку ко рту
| |
2. Реакция на звук Реакция в форме вздрагива-Хлопнуть в ладоши по одному разу у каждого ния или другого движения уха. Повторные хлопки с интервалом не менее 1 мин.
| |
3. Координация глазных яблок Правильная координация, Держать ребенка спиной к свету. Перемещать перемещение гла^з к краям перед глазами крупный блестящий предмет в глазных щелей разных направлениях. Расстояние от лица — 75 см.
| |
Возраст
| Содержание задания
|
| Критерий выполнения
|
4. Слежение за предметом в боковом поле
| Поворот головки или глаз
|
"^ пои 11 о
Держать спиной к свету. Медленно вводить в
|
|
поле зрения крупный светящийся предмет из-
|
|
за спины ребенка
|
|
5. Моргание
| Начинает моргать
|
Резкие движения перед глазами.
|
|
бмес. /. Удержание головки и сидение
| Удерживает головку вер-
|
Посадить ребенка, подложив под спинку по-
| тикально. Сидит в течение
|
душку
| 5-10 с
|
2. Поворот головы на звук
| Более или менее быстрый
|
Держать за правым и левым ухом по телеграф-
| поворот головы в сторону
|
ному ключу на расстоянии 60 см. Быстро по-
| звука
|
щелкать одним, затем другим. При неудаче
|
|
повторить опыт с колокольчиком или окликом
|
|
3. Отведение большого пальца
| Предмет должен быть сжат
|
Вкладывание карандаша или кубика размером
| всеми пятью или большим
|
2-3 см в ладонь ребенка
| и указательным пальцами
|
4. Удержание предмета в руке
| Удержание более длитель-
|
Вкладывание в руки кубика, мячика и т. п.
| ное, чем при рефлекторном
|
| схватывании
|
5. Движение рук в направлении к предмету
| Уверенное протягивание
|
Протянутый яркий предмет в пределах дости-
| руки к предмету
|
жения ребенка
|
|
12мес. /. Стояние и сидение
| Стоит 5 с, сидит 2-3 мин.
|
Ребенка усаживают и оставляют без поддер-
|
|
жки и опоры, затем ставят на пол
|
|
2. Речь
| Самостоятельное произне-
|
Повторение слогов вслед за взрослым или са-
| сение или повторение 2-
|
мостоятельно
| 3 слогов
|
3. Подражательные движения
| Безошибочное повторение
|
Помахать на расстоянии 60 см от ребенка по-
| движений
|
гремушкой, затем вложить ее в руку. При не-
|
|
выполнении задания потрясти рукой ребенка
|
|
4. Рисование
| Стремление воспроизвести
|
Карандашом сделать несколько штрихов по
| штрихи. Отсутствие бес-
|
бумаге. Дать карандаш ребенку. При невыпол-
| цельных движений
|
нении поводить рукой ребенка
| -------
|
| | | | | | |
Продолжение таблицы 2
Зозраст
| Содержание задания
| Критерий выполнения
|
5. Предпочтение
| Повторное предпочтение
|
Из ряда знакомых предметов выяснить, какой
| отдельных предметов
|
предпочитает. Затем опыт повторить
|
|
18мес. /. Умение пить
| Питье частыми глотками,
|
•
| а не всасывание
|
2. Самостоятельная еда
| Попытки самостоятельно
|
| пользоваться ложкой и вил-
|
| кой
|
3. Речь
| Произнесение простых
|
| слов («папа», «мама», «да»,
|
| «нет»). Понимание вопро-
|
| сов без сопровождения же-
|
| стикуляцией
|
4. Оплевывание
| Активное сплевывание
|
Положить в рот кусок хлеба, смоченный
|
|
в уксусе
|
|
5. Распознание
| Интерес к отдельным кар-
|
Узнавание нарисованных предметов
| тинкам, свидетельствую-
|
| щий о знании предметов
|
24 мес. /. Показ названных предметов
| Должны быть названы и
|
Демонстрация восьми картинок с изображе-
| показаны пять из восьми
|
ниями различных предметов
| предметов
|
2. Подражательные движения
| Правильное воспроизведе-
|
Поднять перед ребенком руки вверх. Предло-
| ние двух-трех движений
|
жить ему сделать то же. Похлопать в ладоши.
|
|
Предложить повторить. Заложить руки за го-
|
|
лову. Предложить сделать то же самое
|
|
3. Выполнение простых поручений
| Воспроизведение действий
|
Перекатывание мячика. Повторить действие
|
|
с расстояния 4,5 метра. Предложить ребенку
|
|
бросить мяч, затем поднять его и положить на
|
|
стол
|
|
4. Копирование круга
| Самостоятельное вычерчи-
|
На глазах ребенка начертить один-два круга.
| вание круга
|
Предложить выполнить задание самостоя-
|
|
тельно. При неудаче повторить показ, ведя
|
|
рукой ребенка
|
|
5. Разворачивание конфеты
| Разворачивание перед тем,
|
| как кладет в рот
|
Проведение исследованияи оцен-
| го балла для тестов, предназначенных де-
|
ка полученных результатов.Дети
| тям в возрасте 3 и 6 мес, равна 0,6 мес, а
|
младшего возраста обследуются по всей
| для 12-, 18-и 24-месячных— 1,2 мес. Вре-
|
шкале, при этом осуществляется последо-
| менные показатели выполнения тестов
|
вательный переход от низких к более вы-
| суммируются, что позволяет определить
|
соким возрастным уровням. Обследование
| умственный возраст (см. Интеллекта ко-
|
старших начинается с набора заданий, со-
| эффициент, Станфорд—Бине умствен-
|
ответствующих уровню, меньшему на
| ного развития шкала).
|
одну ступень, нежели паспортный (хроно-
| Примечание: Приведенные здесь
|
логический) возраст. Если на этой ступе-
| шкалы Бине—Симона и Кюльмана носят
|
ни обследуемый получает менее пяти бал-
| иллюстративный характер. Легко заме-
|
лов, предлагаются тесты еще более низкой
| тить, что показатели психического разви-
|
ступени. Испытание продолжается вплоть
| тия, на которые опирается, например, шка-
|
до того возрастного уровня, на котором
| ла Кюльмана, в значительной мере отстают
|
для ребенка все пять тестов оказываются
| от норм психического развития детей со-
|
недоступными.
| ответствующих возрастных групп в насто-
|
За выполнение каждого из пяти тестов
| ящее время. Шкала Кюльмана приводит-
|
начисляется один балл, однако «цена» это-
| ся с сокращениями (А. Шуберт, 1927).
|
Контроль компетентности в тестировании профессиональной пригодности *
Уровень А
Раздел 1. Психологическое тестирование: определение необходимости в обследовании
В состоянии ли экзаменуемый:
1. Описать различие между тестами, предназначенными для измерения успешности деятельности(способности,достижения и т. п.) и тестами, измеряющими типические особенности деятельности (личность, интересы и т.п.)
2. Провести различие между тестами способности и тестами достижения.
3. Дифференцировать нормативно-ориентированные, критериально-ориентированные и предметно-ориентированные тесты (например, тесты мастерства, процедуры диагностики компетентности на рабочем месте).
4. Объяснить, что такое тесты, моделирующие рабочие функции, и как они используются.
5. Привести примеры каждого типа тестов, применяющихся в психологии профессиональной деятельности.
6. Описать различия инструментов для измерения общих и специальных способностей и привести примеры.
Государственный сертификационный регистр британского психологического общества. Авторы благодарят А. Виноградова, участвовавшего в переводе этих материалов.
7. Описать характер влияния факторов внешней среды на измерение способностей и привести конкретные примеры.
8. Описать связь между анализом профессии или другими процедурами определения критериев отбора и построением профессиограммы.
9. Привести для каждого пункта профессиограммы один или несколько возможных методов диагностики.
10. Описать важность знания особенностей профессии и рабочих процедур. для корректного использования тестов в профориентации.