I. Простая средняя арифметичес- 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Простая средняя арифметичес-



Кая

где Хц... xin — значения переменной, п — число наблюдений.

2. Взвешенная средняя арифме­тическая

т. е. взвешенная х равна отношению сум­мы произведений каждого значения пере­менной на ее удельный вес к сумме весов. При расчете взвешенной х интервально­го ряда за исходные варианты принимают­ся середины интервала, определяемые как простые х крайних значений каждого ин­тервала.

3. Средняя геометрическая

где xt — значения переменной, п{ — час­тоты встречаемости признака.

5. Средняя квадратическая (5) в

определенной степени отражает меру из­менчивости признака и определяется по

формуле:

Средняя квадратическая используется при вычислении среднего квадратическо­го отклонения.

Другими распространенными М. Ц. т. являются мода и медиана.

Мода Шо) — значение, наиболее ча­сто встречающееся в ряду переменных. Для случаев, когда все значения в выбор­ке встречаются одинаково часто, считает­ся, что распределение не имеет моды. Если два соседних значения имеют одина­ковую частоту и эта частота больше час­тот других значений, мода является сред-

ним этих двух значений. В случае, если два несмежных значения имеют равные частоты и они превышают частоты других значений, существуют две моды,

В психологической диагностике оп­ределение Мо используют для выяснения наиболее часто встречающихся значений признаков, расположенных в интерваль­ных шкалах, С этой целью определяется модальный интервал, в пределах которо­го находится Мо, а затем — приближен­ное значение модальной величины при­знака по формуле:

где хо — нижняя граница модального ин­тервала, h — величина интервала, /тЧ — частота интервала, предшествующего мо­дальному, fm+x — частота интервала, сле­дующего за модальным.

Медиана (Me) — значение, которое делит пополам упорядоченное множество переменных, расположенных в порядке возрастания или убывания. Так, если в распределении фигурируют стандартные /Q-оценки, Me будет точка шкалы, соот­ветствующая 100 баллам.

При выборе и интерпретации М. ц. т. необходимо учитывать следующие осо­бенности и правила использования приве­денных показателей.

1. При определении средних величин необходимо тщательное соблюдение тре­бований однородности переменных, реп­резентативности и достаточности объе­ма выборки.

2. Расчету средних величин должна предшествовать предварительная разбив­ка изучаемой совокупности на качествен­но однородные группы.

3. Являясь обобщенной характеристи­кой ряда, М. ц. т. не позволяют учитывать

его вариации. Наряду с М. ц. т. обязатель­но использование мер рассеяния (см. Меры изменчивости).

4. Me не зависит от величин и частот встречаемости в рамках определенного множества переменных.

5. В малых совокупностях Мо неста­бильна и может сильно изменяться при единичных и незначительных вариациях переменных.

6. Каждое значение переменной влия­ет на величину средних. Если одно какое-нибудь значение меняется на С единиц, х

С

изменяется в том же направлении на —

единиц. Это свойство особенно важно с т. з. возникновения ошибок средних из-за выделяющихся значений переменных.

7. В унимодальных симметричных вы­борках среднее, Me и Мо совпадают.

МЕТОДИКА РАССКАЗОВ ДОПОЛ­НЕНИЯ (Methode des histoires a comple­tes) — проективная методика исследо­вания личности. Относится к «истории завершение» методикам. Разработана М. Тома в 1937 г. с целью выявления лич­ностных особенностей и значимых конф­ликтов детей.

Состоит из 14 неоконченных расска­зов, которые испытуемому предлагают за­кончить. Например, рассказ № 1: «Маль­чик идет в школу. На перемене он не играет с другими детьми, он остается один в углу. Почему?» Рассказы с 1-го по 7-й касаются семейных конфликтов; с 7-го по 14-й — снов, желаний, любимых сказок, фантазий; они дают больше информации, чем предыдущие рассказы. Методика предназначена для обследования детей 4,5-12 лет. Особенно эффективна при об­следовании детей 6-7 лет.

Интерпретация преимущественно ка­чественная и основана на интуиции ис­следователя, чаще всего осуществляется

с психоаналитических позиций (ср.: Дюсса (Десперт) сказки). Анализиру­ются в первую очередь следующие пара­метры: 1) рассказы о сновидениях; 2) наиболее часто встречающиеся ска­зочные завершения; 3) проявление же­лания смерти.

Автор считает, что соответствие ре­зультатов, полученных с помощью мето­дики, данным наблюдений за этими же детьми составляет 90%. Других сведе­ний, имеющих отношение к валидности и надежности методики, не имеется. Тест получил признание во многих стра­нах.

Данных об использовании в СНГ не имеется.

МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОС­ТИКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПО­СОБНОСТЕЙ (МЭДИС) — тест ин­теллекта. Предложен Е. И. Щеблановой, И. С. Авериной и Е. Н. Задориной в 1994 г. Предназначен для измерения ин­теллектуальных способностей детей в возрасте 6-7 лет.

Создан на основе тестов KFT 1-Z (Kognitiver Fahigkeits Test fur 1 bis 3 klas-sen, 1983), разработанных в Мюнхенском университете для диагностики познава­тельных способностей одаренных перво­классников. Авторы ставили перед собой задачу конструирования теста для отбора детей в школу. Методика состоит из 4 суб­тестов, включающих по 5 заданий возрас­тающей сложности. Задания представле­ны в виде рисунков, что дает возможность тестировать детей независимо от их уме­ния читать. Также предлагаются трениро­вочные задания, соответствующие тесто­вым. Первый субтест — выяснение об­щей осведомленности учащихся, их сло­варного запаса; второй дает возможность оценить понимание количественных и ка­чественных соотношений между предме-

тами и явлениями; третий позволяет опре­делить уровень логического мышления, аналитико-синтетической деятельности ребенка; четвертый субтест направлен на диагностику математических способнос­тей. Время выполнения заданий не огра­ничивается, разработаны две эквивалент­ные формы (А и Б). Возможно групповое обследование.

Валидность определялась сравнени­ем результатов 100 учащихся первых классов московских школ с данными, по­лученными с помощью KFT 1 -3 (для фор­мы А — г - 0,817 при р < 0,0001, для Б — г =0,782 при р< 0,0001). Методика апробирована при отборе детей в 1 класс школы для одаренных учащихся. Авторы сообщают о том, что данные тестирования подтверждаются результатами собеседо­вания. Указывается на удовлетворитель­ную надежность методики.

М. э.-д. и. с. рекомендуется для быст­рой ориентировочной диагностики уровня интеллектуального развития и выявления одаренных детей.

МИЛЛЕРА АНАЛОГИЙ ТЕСТ (Miller Analogies Test, MAT)тест вербаль­ный, относящийся к группе тестов дос­тижений. Разработан Г. Миллером в 1926 г. и направлен на диагностику подго­товленности выпускников средних школ, поступающих в высшие учебные заведе­ния. Материал тестовой серии включает 100 заданий, оформленных в виде анало­гий. Время выполнения каждой серии — 50 мин. Примеры заданий:

1. Серый: Слон:: (а) белый, б) корич­невый, в) зеленый, г) серый): Мед­ведь гризли.

7. Композитор: Соната:: (а) физик, б) художник, в) скульптор, г) ав­тор): Литография.

46. Гектор: (а) Рим, б) Карфаген, в) Си­цилия, г) Троя):: Ахилл: Греция.

мил -----------------------------

96. Палестрина: XVI в.:: (а) Бетховен, 6) Бах, в) Чайковский, г) Стравинс­кий): XX в.

100. Исмаил: (а) Агарь, б)Ревека,в) Эс­фирь, г) София):: Исаак: Сарра. Имеется одна тренировочная серия из 100 заданий и 10 основных тестовых се­рий, являющихся взаимозаменяемыми (см. Параллельные формы теста). Пер­вичные оценки пересчитываются в про-центили (см. Оценки шкальные), опреде­ленные для разных специальностей, по которым обучаются студенты (психоло­гия, педагогика, естественные науки, об­щественные науки,-гуманитарные науки, работники социальных служб, работники здравоохранения и т. д.). Валидность со­держательная М. а. т. определяется пе­речнем сведений, входящих в семь катего­рий, связанных с учебными дисциплина­ми и направлениями обучения: 1. Запас понятий. 2. Общая информированность.

3. Гуманитарные знания (история, лите­ратура, мифология, философия, религия, изобразительное искусство, музыка).

4. Общественные науки (психология, со­циология, экономика, лингвистика, антро-пология^ политология). 5. Естественные науки (биология, физика, химия). 6. Ма­тематика. 7. Грамматика.

Исследования валидности конст-руктной выявили связь результатов М. а. т. с факторами вербальных способ­ностей- Тест оказался в высокой степени связан с факторами осведомленности и владения базовыми знаниями. Валид­ность критериальная (прогностичес­кая) устанавливалась на основе сопостав­ления результатов М. а. т. с академиче­скими успехами в высшей школе. При оценке надежности особое внимание уде­лялось контролю сопоставимости десяти серий теста (см. Надежность параллель­ных форм). Тест многократно модифици­ровался, и на его основе разработаны мно­гие тесты достижений.

Наиболее известным из них является Тест математического рассуждения Доп-пельта (Doppelt Mathematical Reasoning Test, DMRT). Тест содержит 50 заданий, рассчитанных на выполнение в течение 50 мин. Примеры заданий:

Найти не соответствующий другим членам ряда элемент 1. (а) 8, (б) 16, (в) 10, (г) 4, (д) 12. 5. (а) корень из 33, (б) корень из 18,

(в) корень из -4, (г) корень из 27, (д) корень из 25.

33. (а) куб, (б) трапеция, (в) сфера,

(г) пирамида, (д) параллелейипед. М. а. т. лежит в основе и Миннесот-

ского теста технических аналогий (Minne­sota Engineering Analogies Test, MEAT). M. а. т. и его модификации широко рас­пространены в США, он достаточно попу­лярен в Канаде, Австралии, Деликобрита-нии и на Филиппинах. Сведений об использовании в СНГ нет.

МИЛЛОНА КЛИНИЧЕСКИЙ МНО­ГООСЕВОЙ ОПРОСНИК (Millon Clini­cal Multiaxial Inventory, MCMI)опрос­ник личностный. Разработан Т. Мил-лоном в 1977 т. (последующие пересмот­ры в 1987 г. — MCMI-II и 1994 г. —, MCMI-III) с целью «построения профиля шкальных оценок для детального анализа личности и динамики симптомов».

М. к. м. о. состоит из 175 вопросов, тре­бующих ответа «да* или «нет» и образую­щих 27 шкал (здесь и далее о MCMI-III). Эти шкалы подразделяются на пять сек­ций:

I. Секция клинических личностных паттернов: 1 Шизоид; 2А Избегающий; 2В Депрессивный;

3 Зависимый;

4 Истерический;

5 Нарциссический; 6А Антисоциальный;

6Б Агрессивный (садистический);

7 Компульсивный;

8А Пассивно-агрессивный (негативис-тический);

8В Самоповреждающий (мазохисти-ческий).

II. Секция выраженной личностной па­тологии:

S Шизотипическая; С Пограничная; Р Параноидная.

III. Секция клинических синдромов: А Анксиозный;

Н Соматоформный;

N Биполярный: маниакальный;

D Дистимический;

8 Алкогольной зависимости;

Т Наркотической зависимости; R Посттравматического стрессового расстройства.

IV. Секция выраженных синдромов: SS Расстройства мышления;

СС Депрессия;

РР Галлюцинаторные расстройства.

V. Секция изменения показателей (обнаружение тенденций к искажению от­ветов):

X Раскрытость;

Y Желательность; Z Заниженность;

V Валидность.

Опросник приведен в соответствие с DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 4-th ed.).

Диагностические шкалы М. к. м. о. разработаны на основе теоретических представлений автора, которые сыграли важную роль в подготовке DSM-III. Ос­новная работа, в которой изложены теоре­тические воззрения Т. Миллона, — «Со­временная психопатология» (1969). Ав­тор трактует расстройства личности как прототипы. Каждый прототип содержит множество разновидностей. По мнению Т. Миллона, не существуют обособленно, сами по себе, напр., шизоидные или деп-

--------------------------------------- МИН

рессивные типы, есть различные формы, разновидности,в которых ядро или прото­тип личности себя выражает. Т. Миллон совместно с Р. Дэвисом (1995) описал се­рии личностных субтипов для каждого из главных прототипов. Эти субтипы, как указывают авторы, «взяты из чтения со­временной и исторической литературы, они близки клинической мудрости, куль­турным мифам и эмпирическим фактам. Часто они представляют собой смесь главных типов». -

Опросник предназначен для обследо­вания в клинике лиц от 18 лет и старше, имеющих эмоциональные, поведенческие или личностные проблемы. Стандарти­зирован на различных выборках. Значе­ния коэффициента альфа от 0,66 до 0,89 для личностных шкал (1-8В) и от 0,71 до 0,90 для шкал клинических синдромов (А---РР). Надежность ретестовая для шкал А—РР от 0,84 до 0,96. В литературе дается в целом позитивная оценка теоре­тического фундамента и методологии кон­струирования опросника, что позволяет говорить о его валидности конструкт-ной.

Сведений об использовании в СНГ нет.

МИННЕСОТСКИЙ МНОГОАСПЕКТ­НЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК

(Minnesota Multiphasic Personality Inven­tory, MMPI)опросник личностный. Предложен С. Хатуэем и Дж. Маккинли в 1940 г. М. м. л. о. является реализацией типологического подхода к изучению лич­ности и занимает ведущее место среди других личностных опросников в психоди­агностических исследованиях (библио­графия составляет около 4000 названий). Опросник состоит из 550 утвержде­ний, образующих 10 основных диагности­ческих шкал. На каждое из утверждений обследуемые (лица в возрасте от 16 лет и старше с интеллекта коэффициентом не ниже 80) должны дать ответ: «верно»,

Рис. 41. Протокол и «профиль личности» по Миннесотскому многоаспектному личностному

опроснику

«неверно», «не могу сказать». Ответ, со­впадающий с «ключом», оценивается в один балл. Возможны различные вариан­ты предъявления утверждений, обычно это делается с помощью карточек, кото­рые обследуемый раскладывает на три группы в соответствии со своим ответом. Полученные данные заносятся экспери­ментатором в стандартный регистрацион­ный бланк, в котором отмечаются также сведения об обследуемом и время, затра­ченное на раскладку карточек. Заверша­ется обследование построением «профиля личности» (рис. 41), который вычерчива­ется на специальных бланках (два вида — для мужчин и женщин), где балльные оценки переводятся в стандартные, т, н. Т-оценки (см. Оценки шкальные) со сред­ним значением 50 и стандартным отклоне­нием 10. Для ускорения интерпретации структуры показателей, экономного опи­сания «профиля» используется система его числового кодирования (см. Кодиро­вание оценок тестовых). Для этого шка­лы записываются по их цифровому обо-

значению (см. ниже) в таком порядке, чтобы на первом месте'оказалась шкала с наиболее высокими показателями, а за­тем — остальные по мере снижения. С по­мощью специальных значков показывают, как высоко расположены шкалы «профи­ля», напр.: расположенные на уровне 120 Т — «!!», 110-119 Т —«!», 100-109 Т — «**». Существует несколько способов ко­дирования «профиля».

Приведем основные клинические шка­лы М. м. л. о. и примеры утверждений по каждой из них (каждая из шкал включает ряд утверждений, одновременно входя­щих в другие шкалы).

1. Шкала ипохондрии (HS) — оп­ределяет «близость» обследуемого к асте-ноневротическому типу личности:

— Несколько раз в неделю меня беспоко­ят неприятные ощущения в верхней части живота (под ложечкой).

— У меня часто бывает такое чувство, будто голова стянута обручем.

2. Шкала депрессии (D) — предна­значена для определения степени субъек-

тивной депрессии, морального диском­форта (гипотимический тип личности): _ У меня беспокойный, прерывистый сон.

— Любая работа дается мне ценой боль­ших усилий.

3. Шкала истерии (Ну) — разрабо­тана для выявления лиц, склонных к не­вротическим реакциям конверсионного типа (использование симптомов физичес­кого заболевания в качестве средства раз­решения сложных ситуаций):

— Я никогда не падал(-а) в обморок.

— Часто я ощущаю «комок» в горле.

4. Шкала психопатии (Pd) — на­правлена на диагностику социопатическо-го типа личности:

— Иногда мне очень хочется уйти из дома.

— В школе меня вызывали к директору за прогулы.

5. Шкала мужественностижен­ственности (Mf) — предназначена для измерения степени идентификации обсле­дуемого с ролью мужчины или женщины, предписываемой обществом:

— Я очень люблю охоту.

— Я люблю поэзию.

6. Шкала паранойи (Ра) -— позволя­ет судить о наличии «сверхценных» идей, подозрительности (паранойяльный тип личности):

— Я думаю, что за мной следят.

— Большинство людей честны только по­тому, что боятся наказания.

7. Шкала психастении (Pt) — уста­навливает сходство обследуемого с боль­ными, страдающими фобиями, навязчивы­ми действиями и мыслями (тревожно-мнительный тип личности):

— Меня беспокоит то, что я могу «сойти сума».

— В школьные годы мне было трудно го­ворить перед всем классом.

8. Шкала шизофрении (Sc) — на­правлена на диагностику шизоидного (аутического) типа личности:

---------------------------------------МИН

— Когда вокруг никого нет, я слышу странные вещи.

— Я опасаюсь пользоваться ножом, дру­гими острыми и колючими предмета­ми.

9. Шкала гипомании (Ма) — опре­деляется степень «близости» обследуемо­го гипертимному типу личности:

— Я — значительная личность.

— Временами у меня мысли текут быст­рее, чем я успеваю их высказать.

10. Шкала социальной интровер-сии (Si) — диагностика степени соответ­ствия интровертированному типу лич­ности. Клинической шкалой не является, добавлена в опросник в ходе его дальней­шей разработки:

— Люблю поухаживать за женщинами (пококетничать с мужчинами).

— Мне нравится ходить туда, где шумно и весело.

Особенностью М. м. л. о. является ис­пользование в нем четырех оценочных шкал (см. Шкалы контрольные).

1. Шкала «?» — шкалой может быть названа условно, т. к. не имеет относя­щихся к ней утверждений. Регистрирует количество утверждений, которые обсле­дуемый не смог отнести ни к «верным», ни к «неверным».

2. Шкала «лжи» (L) — предназначе­на для оценки искренности обследуемого.

3. Шкала достоверности (F) — со­здана для выявления недостоверных ре­зультатов (связанных с небрежностью обследуемого), а также аггравации и си­муляции.

4. Шкала коррекции (К) — введена для того, чтобы сгладить искажения, вно­симые чрезмерной недоступностью и ос­торожностью обследуемого.

Соотношения между показателями, полученными по этим шкалам, позволяют судить о достоверности результатов об­следования.

Собственной теоретической основы М. м. л. о. не имеет. Для составления ут-

Рис. 42. Профили личности по ММР1 (С. Хатуэй и Дж. Маккинли, 1963)

Условные обозначения: А — солдаты (288 чел. в возрасте 18—22 г.), ■ — невротики (71 чел., средний воз­раст — 32,4 г.), х — больные, проходящие психотерапию (60 чел., средний возраст — 30,4 г.), О — другие больные (56 чел., средний возраст — 69,1 г.)

верждений авторы использовали жалобы больных, описания симптоматики тех или иных психических заболеваний в клини­ческих руководствах (классификация пси­хических заболеваний, предложенная Э. Крепелином), ранее разработанные оп­росники. Первоначально утверждения были предъявлены значительной группе здоровых людей, что позволило опреде­лить их нормативные показатели. Затем эти показатели были сопоставлены с дан­ными, полученными при обследовании различных клинических групп. Так были отобраны утверждения, которые досто­верно дифференцировали здоровых и каж­дую из изученных групп больных (рис. 42). Эти утверждения объединили в шкалы, названные в соответствии с кли­нической группой, по которой та или иная шкала была валидизирована.

При интерпретации полученных ре­зультатов исходят из того, что любой пока­затель, равный 70 Т или выше (пик «профиля»), принимается в качестве нор­мативного для выявления патологических

отклонений. В то же время необходимо учитывать, что значение одного и того же показателя как «патологического» может изменяться от шкалы к шкале. Следует избегать буквальной интерпретации шкал М. м. л. о.; в частности, нельзя полагать, что высокий показатель по шкале шизо­френии указывает на ее наличие. Авторы подчеркивают, что с помощью шкал М. м. л. о. «измеряется» не, скажем, исте­рия, а симптомы, присущие лицам с дан­ным психическим расстройством. На осо­бенности «профиля личности» влияют воз­раст, пол, образование обследуемого, его отношение к процедуре тестирования и не­которые другие переменные. Любая гипо­теза, исходящая из интерпретации веду­щих пиков профиля, должна быть под­тверждена показателями других шкал (и прежде всего независимыми от результа­тов, полученных с помощью М. м. л. о.), данными о личности обследуемого.

Неоднократно проводившийся фак­торный анализ данных М. м. л. о. в раз­личных группах (В. Далстром и Г. Уэлш,

1965; Ю. М. Забродин с соавт., 1987 и др.) позволил выделить наряду с другими факторы, близкие «нейротизму» и «экст­раверсии» (см. Айзенка личностные опросники; «Шестнадцать личност­ных факторов» опросник). Валидность М. м. л. о., установленная на основе диф­ференциации клинических групп, доста­точно высока. Коэффициент надежности ретестовой шкал, по данным В. Далстро-ма и Г. Уэлша, в различных группах об­следованных колеблется от 0,05 до 0,86 и в среднем составляет 0,50-0,80.

Помимо основных и оценочных шкал на базе утверждений М. м. л. о. создано множество дополнительных шкал (около 500). Напр., шкала академических спо­собностей, алкоголизма, социальной от­ветственности, ригидности и т. д. Важную роль при интерпретации «профиля лично­сти» играют те дополнительные шкалы, с помощью которых конкретизируются, уточняются результаты основных. Так, шкала депрессии имеет следующие допол­нительные шкалы: D} — субъективной де­прессии; D2 — психомоторной затормо­женности; D3 — физической слабости; D, — психологической скованности; Dh — мрачной угрюмости.

Неоднократно предлагались сокра­щенные варианты опросника. Один из наиболее известных — Mini-Mult, состо­ящий из 71 утверждения, отобранного на основе факторного анализа. В зарубеж­ных исследованиях валидности конст-руктной Mini-Mult указывается на его достаточную валидность при групповой диагностике, а при индивидуальной — только в случаях выраженных психичес­ких отклонений. На русском языке Mini-Mult адаптирован В. П. Зайцевым (1981), однако имеются данные об отсутствии ва­лидности этой методики.

Утверждения М. м. л. о. часто ис­пользуют для конструирования других

личностных опросников (см. Айзенка личностные опросники, «Проявления тревожности» шкала). В последние годы для облегчения обработки данных все шире привлекаются различные компь­ютерные программы.

М. м. л. о. широко применяется в оте­чественных психодиагностических иссле­дованиях. Адаптация опросника началась еще в 60-е гг. Первым был предложен вариант, состоящий из 384 утверждений (Ф. Б. Березин и М. П. Мирошников, 1967). Ф. Б. Березиным с соавт. разрабо­тана оригинальная интерпретация шкал М. м. л. о., осуществлена его тщательная стандартизация. Большая работа по адап­тации опросника проводилась также в Ле­нинградском психоневрологическом ин­ституте им. В. М. Бехтерева, московски­ми психологами (Л. Н.Собчик, 1971). На основе утверждений М. м. л. о. петер­бургскими психологами и психиатрами созданы новые дифференциально-диагно­стические шкалы: параноидной шизофре­нии, уровня невротизации и психопатиза-ции, депрессивных состояний, Предпри­нимались попытки использования ЭВМ для интерпретации данных, полученных с помощью М. м. л. о.

В 1989 г. опросник был значительно переработан (рестандартизационный про­ект начался в 1982 г.) и опубликован под названием MMPI-2 (Дж. Бучер, В. Далст­ром, Дж. Грэхем, А. Теллиджен и Б. Кэм-мер, 1989). Одновременно были изданы как обычная, так и компьютерная версии (см. Тесты компьютерные). Новая ре­дакция опросника содержит 567 утверж­дений, из которых 394 взяты из раннего варианта, 66 модифицированы и 107 разработаны вновь. MMPI-2, так же как MMPI, содержит три шкалы контрольные и 10 шкал клинических (утверждения 1—. 370). Новые шкалы были разработаны специально для MMPI-2. С их помощью

Рис. 43. Различия в профилях MMPI и MMPI-2

оцениваются такие свойства, как: тревож­ность (1); подверженность страхам (2); обсессивность (3); депрессивность (4); за­бота о здоровье (5); причудливость, стран­ность мышления (6); гневливость (7); ци­ничность (8); склонность к антисоциаль­ным поступкам (в); близость типу А лич­ности (10); низкая самооценка (11); се­мейные проблемы (12); социальный дис­комфорт (13); помехи в работе (14); нега­тивные индикаторы для лечения (15).

MMPI-2 содержит и три новые конт­рольные шкалы (Fb, VRIN и 77?/Л0. Пер­вая шкала состоит из редко подтвержда­емых утверждений. Вторая и третья — шкалы несовместимости ответов, с помо­щью которых оценивается степень выра­женности у обследуемого тенденции отве­чать в противоречивой манере. Новые нормативные данные базируются на вы­борке, состоящей из 1138 мужчин и 1462 женщин в возрасте от 18 до 84 лет.

В последнее время обсуждается воп­рос об имеющихся различиях в подъеме профиля по данным MMPI и MMPI-2. В общем отмечается, что профиль по клиническим шкалам MMPI-2 менее под­нят, нежели в MMPI. В итоге снижается «демаркационная линия» подъема клини­ческих шкал (от Т больше 70 в MMPI до Т больше 65 в MMPI-2). Различия в профи­лях представлены на рис. 43.

Разработан вариант для обследования лиц моложе 18 лет — MMPI-A.

Сведений об использовании MMPI-2 в СНГ не имеется.

МИРА ТЕСТ (World Test) — проектив­ная методика исследования личности. История М. т. восходит к исследованиям Э. Эриксона (1938), а импульсом для его создания послужило произведение Г. Уэл­лса «Игры на полу» (см. Деревня). Пер­вый вариант теста предложен М. Ловен-фельд (1939). Наиболее значительный

вклад в развитие М. т. как проективной методики внесли Г. Болгар и Л. Фишер, опубликовавшие в 1947 г. статью под на­званием «Проекция личности в тесте Ми­ра». Ранее тест использовался в основном в психоаналитически ориентированной психотерапии. Тест предназначен для об­следования как детей, так и взрослых.

Стимульный материал М. т. состоит из 232 моделей предметов, распределен­ных в разной пропорции по 15 категори­ям (дома, деревья, дикие и домашние животные, самолеты, люди в форме и в обычной одежде и т.д.). Модели неболь­шие по величине, изготовлены из дерева или металла и имеют яркую окраску. Обследуемый по своему усмотрению со­здает из этих предметов то, что авторы назвали «малый мир». Время не ограни­чивается.

Основой для интерпретации является учет: предметов, выбираемых первыми; количества использованных предметов по категориям; пространства, занятого кон­струкцией; формы конструкции, а также особенностей, проявляющихся в поведе­нии обследуемого. Опираясь на исследо­вания различных клинических групп, авторы создали гипотетическую «нор­мальную конструкцию» и определили от­клонения от нее. Были выделены основ­ные подходы к конструированию «мира»: практический, логический, социальный, витальный и эстетический. Оценивалась их реалистичность. Сравнение интерпре­таций с биографическими данными обсле­дуемых свидетельствует о высокой ва-лидности М. т. В зарубежных исследо­ваниях отмечается, что М. т. позволяет успешно дифференцировать различные клинические группы.

Ш. Бюлер и М. Мансоном (1956) предложен вариант М. т., в котором не­сколько картин наклеивают на листы большого формата, с тем чтобы обследуе-

мый мог на них нарисовать необходимые ему объекты.

В России имеется опыт использования М. т. для изучения личности ребенка, а также в целях психотерапии (Р. А. Хари­тонов и Л. М. Хрипкова, 1976).

МИРА-И-ЛОПЕЦА МИОКИНЕТИ-ЧЕСКИЙ ПСИХОДИАГНОЗ (Mira-y-

LopezMiokineticPsychodiagnosis) — про­ективная методика исследования лич­ности. Опубликована Э. Мира-и-Лопецом в 1940 г.

Материал теста состоит из семи «суб­тестов», представляющих собой листы бу­маги, на которых начерчены линии разной конфигурации. Эти субтесты называются: «линеограмма», «параллели», «цепи», «верхушка замка», «кружки», «зигзаги» и «лестница» (рис. 44). Обследуемому пред­лагают (инструкция незначительно изме-

Рис. 44. Образцы субтестов Мира-и-Лопеца мио-кинетического психодиагноза

няется от задания к заданию) несколько раз обвести линии карандашом, а затем продолжать работу вслепую (в условиях блокирования зрительного анализатора повязкой или экраном). Первоначально рисунки-чертежи выполняются в горизон­тальной и сагиттальной, а затем — в вер­тикальной плоскости, правой и левой ру­кой поочередно («зигзаг» выполняется двумя руками одновременно). Регистри­руется время, затраченное на каждый ри­сунок.

Количественная оценка полученных данных варьирует от задания к заданию. Напр., по «линеограмме» рассчитываются следующие показатели: 1) длина вычер­ченных линий; 2) средняя длина линий, вычерченных каждой рукой в разных плоскостях и всех вместе; 3) вариабель­ность длины линий; 4) значение общей ва­риации для каждой руки; 5) абсолютное и относительное смещение линий (опреде­ляются центры всех линий, строится перпендикуляр от первой линии и измеря­ется в миллиметрах степень сдвига, а так­же смещение от перпендикуляра для всех последующих линий); 6) скорректирован­ные средние значения абсолютного и от­носительного смещения (по сравнению с требованиями инструкции); 7) коэффици­ент когерентности (вычисляется путем деления среднего относительного смеще­ния на среднее абсолютное смещение).

По мнению автора методики, каждое психическое проявление в силу единства всех функций человека сопровождается мышечным движением. Интерпретация полученных данных основана на предпо­ложении, что доминирующая половина тела (правая у правшей, левая у левшей) более развита, нестабильна, но и более контролируема сознанием, нежели поло­вина недоминирующая. В свою очередь, моторные выражения функционально бо­лее развитой половины тела обнаружива-

ют установки и намерения, связанные с актуальными характерологическими ре­акциями личности, в то время как мотор­ные выражения менее развитой полови­ны — установки и склонности, связанные с инстинктивными или темпераментными реакциями (Э. Мира-и-Лопец, 1963).

Движение вверх — индикатор воз­буждения, вниз — депрессии, торможе­ния. Смещение наружу коррелирует с эк­страверсией, гетероагрессией и либера­лизмом, а смещение внутрь — показатель интроверсии, аутоагрессии и эгоизма. По данным автора, наиболее четкая диффе­ренциация на психически больных и здо­ровых людей достигается по параметру «возбуждение—депрессия».

В зарубежных исследованиях отмеча­ется перспективностьдальнейшей работы над методикой, несмотря на известную произвольность теоретических построе­ний ее автора. Данные о валидности и надежности М.-и-Л. м. п. нуждаются в уточнении. В работах советских психоло­гов результаты, полученные с помощью М.-и-Л. м. п., были сопоставлены с объ­ективными показателями интеллекта, нейродинамики и личности (Н. А. Розе-ГрищенкоиЛ. А. Головей, 1976идр.).Это позволило сделать выводе том, что психо­моторные показатели связаны не только с непосредственными характеристиками энергетических функций организма, но и входят в основную структуру личности.

МИЧИГАНСКИЙ АЛКОГОЛИЗМА СКРИНИНГ-ТЕСТ (Michigan Alcoho­lism Screening Test) — опросник-анке­та. Опубликован М. Селзером в 1971 г. М. а. с.-т. предназначен для раннего выяв­ления патологического пристрастия к ал­коголю.

М. а. с.-т. состоит из 25 вопросов, ка­сающихся наиболее характерных для больных алкоголизмом проблем. Вопросы

задают обследуемому устно, при этом его просят ограничиться утвердительным или отрицательным ответом. Примеры вопро­сов М. а. с.-т.:

— Бывало ли, что, проснувшись после употребления спиртного, вы не могли вспомнить все, что происходило?

— Можете ли вы легко прекратить упот­ребление спиртного после того, как выпили 1-2 рюмки?

— Бывали ли у Вас неприятности на ра­боте в связи с употреблением Вами спиртных напитков?

За рубежом М. а. с.-т. получил широ­кое распространение в качестве инстру­мента предварительной экспресс-диагно­стики алкоголизма.

Сопоставление данных по М. а. с.-т. с данными, полученными при помощи Мин-несотского многоаспектного личност­ного опросника, позволило установить наличие корреляции со следующими шка­лами MMPI (в скобках — коэффициент корреляции): 7 (-0,56), F (0,42), К (0,25), К-0,41), О (-0,4), 9 (0,39), 4 (0,3), 6 (0,3), 8 (0,3). Отмечается слабая связь теста с личностными особенностями об­следуемых и в то же время перспектив­ность его использования в клинике алко­голизма.

В нашей стране используется адапти­рованный вариант, состоящий из 23 воп­росов. Стандартизация теста осуще­ствлялась на выборке, состоящей из 100 госпитализированных больных алкоголиз­мом, 52 здоровых и 71 больного, стремя­щихся скрыть или преуменьшить выра­женность симптомов хронического алко­голизма (А. Е. Бобров и А. Н. Шурыгин, 1985). Полученные результаты свиде­тельствуют о достаточно высокой валив-ности теста (90% больных давали 10 и более значимых ответов, тогда как 88% здоровых ответили значимо не более чем на 3 вопроса). При диссимулятивном по-

ведении больных дискриминативные воз­можности теста снижаются, однако и в этом случае 90% обследованных дают 5 и более диагностически значимых ответов.

МОДЕРАТОРЫ1) характеристики

контингента испытуемых, значимые для прогностической эффективности методи­ки (см. Валидность прогностическая).

В качестве М. могут оказаться демо­графические показатели (пол, возраст, уровень образования, соииоэкономичес-кий статус) или результаты другого теста. В роли М. часто выступают интересы и мотивации. Так, если поступающий на ра­боту почти не заинтересован в ней, то вы­полнение им своих обязанностей, вероят­но, будет неудовлетворительным незави­симо от результатов по тесту способнос­тей. Таким образом, интерес к будущей критериальной деятельности будет высту­пать в качестве дополнительной перемен­ной прогностического успеха применяе­мой методики.

Нередко валидность теста для всей выборки испытуемых слишком мала, что­бы использовать его в прогностических целях. Однако возможно, что определе­ние валидности для составляющих выбор­ку подгрупп, различающихся по некоторо­му легко распознаваемому признаку, вы­явит, что в одной из них она велика, а в другой ничтожна. Следовательно, тест можно эффективно использовать для при­нятия решения относительно членов пер­вой, но не второй группы.

2) М. — в ситуативной диагностике человек, задающий условия протекания ситуации. В оценочных тренингах в Ас-сесмент-Центрах диагностика строится на основе оценок профессионально подго­товленных экспертов-психологов, кото­рые наблюдают за поведением испытуе­мых в ролевых и деловых играх, во время активного обучения. Для уточнения сво­их оценок наблюдатели могут поставить перед модератором задачу создать более

эмоциональную ситуацию, поставить уча­стников в условия дефицита времени. М. может влиять на участников двумя основ­ными способами: через условия и соб­ственным поведением. В первом случае М. подбирает задание, игру, во втором — воздействует, исполняя роль (подобно ак­теру): делает замечания, осуждает, поощ­ряет, благодарит и т. п.

МОЗАИКИ ТЕСТ (Mosaic Test) — про­ективная методика исследования лич­ности. Предложена М. Ловенфельд в 1929 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.095 с.)