Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Субтест установления сходства.
Оценивает способность к формированию понятий, классификации, упорядочиванию, абстрагированию, сравнению. Испытуемый должен установить и охарактеризовать общность между парой понятий. Оценка варьирует от 0 до 2 баллов, в зависимости от достигнутого уровня обобщения: конкретного, функционального, концептуального. Напр., при установлении общего в паре понятий «платье — пальто» могут быть даны ответы: — сделаны из одинакового материала, имеют пуговицы (0 баллов); — их носят, они дают тепло (1 балл); — верхняя одежда (2 балла). В субтесте предлагается 13 пар понятий. 5. Субтест повторения цифровых рядов. Направлен на исследование оперативной памяти и внимания, состоит из двух частей: запоминания и повторения чисел в прямом и обратном порядке. Задания аналогичны соответствующему субтесту шкалы памяти (см. Векслера памяти шкала). 6. Словарный субтест. Направлен на изучение вербального опыта (понимания и умения определить содержание слов). Предлагается объяснить значение ряда слов. Всего в задании 42 слова: первые 10— весьма распространенные, повседневного употребления; следующие 20 — средней сложности; третью группу составляют 12 слов высокой степени сложности. Оценка — от 0 до 2 баллов. Примеры: I группа II группа III группа Яблоко.Приговор Война Стол Микроскоп Балласт Деталь Храм Идиосинкразия Шкала невербальная 7. Субтест шифровки цифр. Изучает степень усвоения зрительно-двигательных навыков. Задача состоит в том, чтобы написать под каждой цифрой в клеточке соответствующий ей символ (рис. 11). Время выполнения лимитировано. Оценка соответствует количеству правильно зашифрованных цифр. НАБОР СИМВОЛОВ Рис. II. Субтест «шифровки цифр» Рис. 12. Образцы заданий субтеста «недостающие детали* 8. Субтест нахождения недостающих деталей. Изучает особенности зрительного восприятия, наблюдательность, способность отличить существенные детали. Испытуемому предъявляют 21 изображение, в каждом из которых необходимо отыскать какую-либо недостающую деталь или какое-то несоответствие (рис. 12). Правильный ответ оценивается одним баллом (лимит времени — 20 с). 9. Субтест кубиков Коса. Направлен на изучение сенсомоторной координации, способности синтеза целого из
Рис. 13. Субтест «кубики Коса» WAIS (1-10, под № 11 — развертка куба) частей. Испытуемому предлагают последовательно воспроизвести десять образцов рисунков из разноцветных деревянных кубиков (рис. 13). Время ограничивается по каждому заданию. Оценка зависит как от точности, так и от времени исполнения. См. также Коса кубики. 10. Субтест последовательности картинок. Исследует способность к организации фрагментов в логическое целое, к пониманию ситуации и предвосхищению событий. В задании предлагается восемь серий картинок. В каждой серии картинки объединены сюжетом, в соответствии с которым испытуемый должен расположить их в определенной последовательности. Оценка зависит от правильности и времени решения. 11. Субтест составления фигур. Направленность субтеста аналогична субтесту 9. Испытуемому предлагают в определенной последовательности детали четырех фигур («человек», «профиль», «рука», «слон*) без указания на то, что из этих деталей должно быть составлено. В оценке учитывается время и правильность решения. Рис. 14. Субтест «лабиринты» WISC-R В 1949 г. была предложена Векслера мтеллекта шкала для детей (Wechsler In-eiligence Scale for Children, WISC; после-,няя редакция, WISC-R, опубликована в 974 г.), предназначенная для обследова-ия детей в возрасте от 5 лет до 15 лет 1 мес (для WISC-R стандартизация существлялась в возрастном диапазоне т 6,5 до 16,5 года). В отличие от шкалы WAIS, в тесте VISC-R имеется 12-й субтест, альтерна-ивный субтесту шифровки цифр. Этот убтест включает девять лабиринтов эис. 14), время «выхода» из которых ли-итировано. Задания вербальных и прак-ических субтестов предъявляются в дет-ком варианте шкалы в чередующемся по-ядке. Субтест «лабиринты», проведение оторого требует больше времени, по ус- мотрению экспериментатора может быть заменен на «шифровку». Любая другая замена, в том числе замена «лабиринтов» на какой-либо другой субтест, так же как и замена «запоминанием цифр» (второй альтернативный субтест, используемый только в WISC-R) любого из вербальных субтестов, производится только в случае, если один из основных субтестов приходится пропускать из-за непредвиденных препятствий. Дополнительные субтесты батареи WISC-R («запоминание цифр» и «лабиринты*) могут быть проведены вместе с основной группой заданий, но, в этих случаях их показатели не учитываются при определении значений IQ.
В 1963 г. была опубликована Векслера интеллекта шкала для дошкольников и младших школьников (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence, WPPSI), предназначенная для детей в возрасте от 4 до 6,5 года. Она включает 11 субтестов, из которых 10 засчитываются при определении IQ. Восемь субтестов представляют собой облегченные и адаптированные варианты заданий WISC, остальные три разработаны специально для данной шкалы. Субтесты также сгруппированы в вербальную шкалу и шкалу действия; предъявление субтестов той и другой группы чередуется. Состав субтестов шкалы WPPSI следующий: Субтесты Субтесты Вербальные практические 1, Осведомленность 2. Дом животного 3. Словарный запас 4. Завершение картинок 5. Арифметика 6. Лабиринты 7. Нахождение 8". Геометрические сходства схемы 9. Понимание 10. Кубики Коса х 11. Предложения (альтернативный) «Предложения* — тест на запоминание, заменивший субтест повторения цифровых рядов из WISC. От ребенка требуется вслед за экспериментатором повторять произносимое предложение. Этот субтест можно использовать вместо любого субтеста из.вербальной шкалы или предъявить как дополнительный для получения более точной диагностической информации. Субтест «Дом животного» сходен с субтестами шифровки цифр. В этой группе заданий ребенку предъявляется карта с изображением собаки, цыпленка, рыбы и кошки. В верхней части карты размещаются картинки-ключи со вставленными в них различного цвета цилиндриками (дом животного). От ребенка требуется расставить домики по соответствующим изображениям животных. Оценка зависит от времени выполнения и количества ошибок. В тесте «геометрические схемы» требуется с помощью цветного карандаша скопировать 10 простых чертежей. Для рассмотренных трех вариантов В, и. и. ш. существуют сокращенные формы, включающие 4-6 субтестов, коэффициенты корреляции которых с основными вариантами составляют 0,8-0,9. Среди них можно указать на Краткий Векслера Рис. 15. Образец «профиля интеллекта» по WAIS интеллекта тест (Reduzierter Wechsler Intelligenztest, WIP) — сокращенный вариант гамбургской редакции основного теста [HAWIK), состоит из четырех субтестов. Разработаны нормы для пациентов психиатрических клиник (в возрасте от 15 до 60 лет) и здоровых лиц (от 10 до 79 лет). Тест стандартизирован на материале обследования 947 больных и 124 здоровых испытуемых. Показатели корреляции с основной формой теста (НА WIK) составляют по отдельным субтестам от 0,89 до 0,97. Коэффициенты надежности (по методу Кьюдера—Ричардсона), определенные на основании данных обследования 305 больных и 197 здоровых лиц, варьируют от 0,53 до 0,89. Показатели внутренней согласованности заданий теста для психиатрических пациентов оказываются существенно выше, чем для здоровых. Имеются сведения о конвергентной и дискриминантной валидности (см. Валидность конструктная). Так, показатели корреляции WIP с Амтхауэра интеллекта структуры тестом достигают 0,83; Векслера памяти шкалой — 0,38 (от 0,23 до 0,46 по отдельным субтестам), Бентона визуальной ретенции тестом — 0,35 (0,22—0,60). Имеется англоязычный вариант WJP(K. Мак-Нью-мар, 1950).
Эти формы находят использование лишь в исследованиях, направленных на приблизительный отбор испытуемых (см. Отсеивание). Одним из важных достоинств В. и. и. ш. является возможность качественного анализа и интерпретации характера выполнения испытуемым заданий субтестов. При использовании сокращенной программы обследования качественные наблюдения невозможны. Традиционно психометрическая часть обработки результатов обследования с помощью рассматриваемых шкал предусматривает подсчет оценок первичных по каждому из применявшихся вербальных и практических субтестов. Согласно таблицам переходов «сырых» показателей в оценки шкальные, могут быть получены стандартные оценки результатов выполнения каждого отдельного субтеста. Эти данные могут быть представлены в виде профиля (рис. 15). Оценки отдельных субтестов рассчитаны по шкале с характеристиками: М = 10, s = 3. По суммам «сырых» оценок (отдельно вербальной и невербальной частей теста) с помощью специальных таблиц определяются шкальные оценки /Q-вербального, /Q-не-вербального и общего /(^-показателя. Оценки по этим трем показателям выражены в единицах IQ-показателя стандартного (М = 100, s = 15). Интерпретация /(^-показателей по Векслеру проводится в соответствии со схемой, приведенной в табл. 1. Таблица I Классификация /^-показателей по Векслеру
Количественная интерпретация результатов исследований с помощью В. и. и. ш. включает некоторые специальные приемы. Так, при анализе показателей WAIS может быть определен индекс возрастного снижения некоторых интеллектуальных функций. Опираясь на экспериментальные данные, Д. Векслер разделяет субтесты на основные, результа-ты которых мало изменяются с возрас- Таблица 2 Функции интеллекта, определяемые субтестами шкал Векслера
том испытуемых (словарный, осведомленность, составление фигур, обнаружение недостающих деталей), и те, которые чаще обнаруживают с возрастом ухудшение результатов относительно стандартов (воспроизведение цифр, обнаружение сходства, шифровка, кубики Коса). Сравнением показателей в этих условно выделяемых группах субтестов определяется коэффициент детериорации, или ущерба (DQ):
где ТНР — шкальные показатели по субтестам с практически неизменными ре- зультатами; ТПР — показатели результатов с переменными результатами. Наибольший интерес представляет качественная интерпретация структуры уровня развития определенных функций интеллекта, а также оценка комплексных интеллектуально-личностных особенностей испытуемого. При конструировании шкал Д. Векс-лер исходил из стремления отразить в заданиях теста не только интеллектуальные, но и прочие факторы, от которых зависит эффективность проявления интеллекта. Характеристика функциональной направленности отдельных групп заданий В. и. и. ш. и факторов, влияющих Таблица 3 Коэффициенты надежности показателей IQ в шкалах Векслера
на результаты отдельных субтестов, приведены в табл. 2.
Разработка В. и. и. ш. опиралась на тщательную стандартизацию. Нормативная выборка для WAIS состояла из 1700 испытуемых с равным количеством мужчин и женщин. Испытуемые в возрасте 16-64 лет были распределены по семи возрастным уровням. Предпринимались разные меры по обеспечению репрезентативности выборки. Для пожилых людей были установлены дополнительные нормы путем тестирования выборки лиц пожилого возраста из 470 человек. Стандартизация шкальных показателей отдельных субтестов осуществлялась на группе из 500 испытуемых (возраст от 20 до 34 лет), входивших в выборку стандартизации. Выборка стандартизации WISC-R состояла из 100 мальчиков и 100 девочек в каждом возрастном годовой интервале от 6,5 до 16,5 года (общее количество испытуемых 2200). Аналогично процедуре стандартизации WAIS для обеспечения максимальной репрезентативности выборка была стратифицирована на основе данных переписи на- селения. Шкала WPPSI была стандартизирована на аналогичной выборке из 1200 детей (по 100 мальчиков и 100 девочек в каждой полугодовой возрастной группе в диапазоне от 4 до 6,5 года). В ходе широкого и длительного применения В. и. и. ш. в психодиагностике накоплено немало сведений о надежности и валидности этих методик. Показатели надежности вербальных и практических шкал, а также теста в целом приведены в табл. 3. Коэффициенты валидности текущей WAIS (по связи с критериями академической успеваемости и оценками профессиональной деятельности) составили 0,3 для невербальных субтестов и 0,4-0,5 для вербальных. Для WISC показатели валидности критериальной по связи с результатами тестов достижений и учебными критериями интеллекта находятся в пределах 0,5-0,6. При этом показатели вербальной шкалы более тесно коррелируют с критерием, чем показатели невербальной шкалы. В. и. и. ш. отличаются высокой корреляцией с результатами других достаточно известных тестов интеллекта. Коэффициент корреляции с показателями Стан-форд— Бане умственного развития шкалы для WAIS составляет около 0,8. Характерна более тесная связь с результатами вербальной шкалы, чем с невербальным /Q-показателем. Так, для шкалы WISC коэффициенты корреляции с данными Станфорд—Бине теста составляют 0,76 по вербальной шкале и 0,56 — по невербальной. Коэффициенты корреляции показателей IQ WPPSI и теста Стан-форд—Бине равны 0,82, 0,81, и 0,67 для полной, вербальной и невербальной шкалы соответственно. Данные о валидности конструктной существенно дополняются факторным анализом результатов теста. Согласно его результатам, В. и. и. ш. насыщены фактором общего интеллекта {фактор G), определяющим около 50% суммарной дисперсии батареи. Кроме того, выявлены три групповых фактора: фактор вербального понимания (субтесты «словарный», «осведомленности», «понимание*, «нахождение сходст-ва»); фактор перцептивной организации (субтесты «Кубики Коса», «составление фигур»), выраженный сочетанием факторов скорости восприятия и пространственных представлений; фактор памяти («арифметика», «повторение цифровых рядов»). Для правильной интерпретации количественных показателей, особенно в случае сравнительных психодиагностических исследований, имеют значение сведения об ошибке измерения, отражающей точность индивидуального результата (табл. 4). • Таблица 4 Величины стандартной ошибки измерения (от) /Q-показателей В шкале Векслера
В отечественных исследованиях В. и. и. ш. нашли достаточно широкое распространение. WAIS, впервые адаптированная в Ленинградском психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В. М. Бехтерева, успешно использовалась в комплексном лонги-тюдном изучении развития интеллекта (Б. Г. Ананьев, 1969 и др.). Тест применялся в дифференциальной диагностике умственной отсталости и задержки психического развития детей (А. Ю. Панасюк, 1976), а также судебно-психологической экспертизе подростков (Л. А. Калинина, 1980). С помощью WAIS были получены данные, углубляющие представления об особенностях интеллекта при некоторых психических заболеваниях (И. Н. Гилья-шева, 1983 и др.). WISC была адаптирована и стандартизирована на отечественной выборке (А. Ю. Панасюк, 1973). Сведений об использовании в СНГ варианта WPPSI не имеется. ВЕКСЛЕРА ПАМЯТИ ШКАЛА (Wechsler Memory Scale, WMS) — методика психометрической оценки памяти. Тестовая батарея, включающая серии заданий для исследования отдельных мнес-тических функций. Разработана Д. Векс-лером в 1946 г. Задания методики объединяются в 7 субтестов: * I субтест — ориентировка и осведомленность. Выполнение заданий предусматривает ответы испытуемого на наиболее общие вопросы, касающиеся личных и общественных данных (6 вопросов, правильный ответ — 1 балл). II субтест — ориентировка во времени и пространстве (5 вопросов, правильный ответ — 1 балл). Первые два субтеста методики предъявляются в случае подозрения на наличие умственного недоразвития, глубоких дефектов памяти, нарушение ориентировки, а также в случае явной неудачи испытуемого при выполнении субтестов. III субтест — психический контроль. Включает три задания: отсчитыва-ние от 20 в обратном порядке, называние букв алфавита, отсчитывание от 1 до 40 через 3 единицы. Время выполнения лимитировано. За быстрое выполнение добавляются дополнительные баллы. IV субтест — логическая память. Задание состоит в воспроизведении коротких рассказов, отпечатанных на карточках. Оценка выполнения производится по числу воспроизведенных смысловых единиц рассказа. V субтест — воспроизведение рядов цифр в прямом и обратном порядке. Оценка соответствует наибольшему числу элементов цифрового ряда, воспроизведенных испытуемым в двух попытках (отдельно для воспроизведения в прямом и обратном порядке). VI субтест — воспроизведение геометрических фигур (рис. 1 б). Испытуемому демонстрируется последовательно 4 карточки с простыми геометрическими изображениями. Экспозиция — 10 с. Оценка успешности выполнения дифференцирована — в зависимости от числа воспроизведенных элементов фигур. Рис. 16. Субтест «воспроизведение геометрических фигур» Векслера памяти шкалы (фигуры Бине) (а, б, ер в2 — обозначения порядка предъявления заданий) VII субтест — воспроизведение парных ассоциаций. Обследуемому зачитывают 10 пар слов, близких или отдаленных по степени ассоциативной связи. Первые 6 пар — «легкие ассоциации», следующие 4 пары — «трудные ассоциации». При первом прочтении они расположены вперемешку. Затем трижды, каждый раз в другом порядке, экспериментатор зачитывает первое слово каждой пары и проверяет запомнившиеся ассоциации. Пауза между сериями — 10 с. Ответ, данный в течение 5 с, засчитывается как правильный. Результат теста получают при сложении половины суммы удавшихся «легких ассоциаций» с суммой «трудных ассоциаций». Первичные результаты по всем субтестам суммируют и, испЯльзуя специальную таблицу, к «сырым» баллам прибавляют возрастную поправку, рассчитанную для возрастных групп в диапазоне от 15 до 79 лет. Корригированный по возрасту первичный результат может быть переведен в оценки, соответствующие баллам IQ-показателя стандартного. Имеется возможность пересчета «сырых» оценок по отдельным субтестам в оценки шкальные. Таким образом, тест допускает профильную оценку данных с учетом состояния отдельных мнестичес-ких функций (Д. Векслер, 1945). Достоинством В. п. ш. является возможность количественного измерения кратковременной и долговременной памяти, словесно-логической, визуальной и ассоциативной репродукции. Наряду с измерением многих показателей в этой компактной и удобной для проведения ме-, тодике предусмотрен охват широкого возрастного диапазона испытуемых. В нашей стране В. п. ш. получила наибольшее распространение в клинической психодиагностике. ВНУТРЕННЯЯ СОГЛАСОВАННОСТЬ (консистенция, консистентность)— характеристика теста, указывающая на степень однородности состава заданий с т. з. измеряемого качества. Критерий В. с. является существенным элементом валидности конструкт-ной теста, характеризуя, в какой мере задания направлены на измерения данного психологического явления, а также меру вклада каждого пункта (задания) в коли- чественную оценку всей методики. Максимальная валидность теста достигается за счет отбора таких заданий, которые, обладая значительной корреляцией с результатом теста, в то же время минимально коррелируют между собой (при неоправданно высокой корреляции отдельных заданий тест будет перегружен лишними практически однозначными заданиями). Отбор заданий по критерию В. с. обеспечивает наибольшую прагматическую эффективность теста, допуская объединение в методике пунктов, максимально связанных с изучаемым показателем. На практике В. с. определяется корреляцией между результатами каждого отдельного задания и теста в целом. Для этого используется метод корреляции би-сериальной между исходами каждого задания («справился—не справился»,*ответ на пункт опросника в виде утверждения или отрицания и т. д.) с суммарной оцен-* кой всех пунктов теста. Более сложной процедурой определения В.с. является анализ частных корреляций между общим результатом и отдельными заданиями, предусматривающий построение уравнения множественной регрессии (см. Регрессионный анализ, Факторный анализ). В таком уравнении каждый пункт получает весовой коэффициент, количественно выражающий его вклад в общий результат, несводимый к вкладу других пунктов. Достоинство метода в том, что весовой коэффициент впоследствии может использоваться как «ключ» для данного пункта. Это существенно повышает достоверность результатов, особенно при использовании опросников личностных. При такой дифференцированной оценке каждый ответ получает не +1 или 0 баллов, а вносит конкретный вклад в сумму тестовых оценок. При анализе В. с. иногда применяется метод контрастных групп, сформированных из испытуемых, показавших самые высокие и самые низкие суммарные результаты. Выполнение каждого пункта группой лиц с высокими результатами по тесту в целом сравнивается с его выполнением группой с низкими результатами, и те задания, с которыми первая справляется незначительно лучше, чем вторая, признаются невалидными и либо отбрасываются, либо пересматриваются. Критерий В. с. имеет также отношение к корреляционной связи между результатами отдельных субтестов комплексной тестовой методики и их интегра-тивным результатом. Многие тесты интеллекта, напр., состоят из раздельно применяемых субтестов (таких, как словарный, арифметический, общей осведомленности и др.). При построении таких методик определяется степень связи субтестов с общим показателем, и плохо коррелирующие с тестом субтесты отбрасываются. Коэффициенты корреляции оставшихся субтестов свидетельствуют о В. с. тестовой батареи, мере вклада отдельных компонентов в обобщенный показатель. Анализ В. с. элементов методики служит не только практическим целям повышения однородности заданий теста, но может в значительной мере способствовать углублению представлений о содержательно-теоретическом статусе измеряемого конструкта. На основании содержательного анализа пунктов, отобранных по этому критерию (напр., отдельных субтестов методики исследования общих способностей), появляется возможность уточнить понимание измеряемого комплексного свойства, в данном случае — область свойств интеллекта, измеряемых данным тестом (см. Валидность конст-руктная). Процедура определения критерия В. с. близка характеристике дискриминативно-сти заданий теста, однако эти показатели различаются по своей направленности. Если критерий В. с. ориентирован на оценку теста в целом, своеобразную «внутреннюю» валидность заданий с т. з. отражения измеряемого свойства, то индексы дискриминативности отражают диагностическую силу (удельный вес в общем результате теста) лишь отдельных пунктов. Таким образом, определение дискриминативности отдельных заданий является подготовительной процедурой для анализа В. с. целого теста. «ВНУШАЕМОСТЬ» ТЕСТ — опросник личностный. Предложен С. В. Клауче-ком и В. В. Деларю в 1997 г. и предназначен для скрининга лиц, обладающих повышенной внушаемостью и соответственно высокой готовностью к развитию психо-генно индуцированных состояний (хемо-фобий, радиофобий и т. п.). «В», т. состоит из 20 утверждений, отобранных из известных личностных опросников. Напр.: — В детстве Вас считали упрямым ребенком. — Когда при Вас кто-нибудь зевает, Вам тоже нередко хочется зевнуть. — Вы умеете настоять на своем и часто этим пользуетесь. На первом этапе разработки опросника для подтверждения дискриминативности 10 экспертов провели экспертную оценку каждого утверждения; затем был рассчитан показатель согласованности экспертов. На втором этапе была осуществлена серия исследований, направленных на проверку валидности и надежности утверждений (результаты ответов сопоставлялись с данными 5 традиционных проб на внушаемость, адресованных зрительному, тактильно-кинестетическому и обонятельному анализаторам, ассоциативному мышлению). При этом было обследовано 110 практически здоровых лиц. На основе обследования 2092 взрослых людей трудоспособного возраста (бо- лее подробные данные о выборке не сообщаются) получены ориентировочные значения популяционной нормы для мужчин и женщин. Авторы сообщают о достаточно высокой валидности и надежности методики при обследовании людей в естественных условиях жизнедеятельности, рекомендуют ее для оценки уровня внушаемости как отдельных индивидов, так и групп населения. ВОПРОСОВ (УТВЕРЖДЕНИЙ) ФОРМА — целостная характеристика задания, указывающая на особенности формирования структуры «вопрос—ответ* в опросниках. Термин, используемый как при конструировании методик, так и при их описании. В англо-американской литературе наиболее близким его эквивалентом является термин «построение задания» (item format). Наиболее распространенными являются следующие формы: 1. Вопросы, предусматривающие ответы «да» или «нет». Такие вопросы легко формулируются, обычно понятны и не затрудняют обследуемых. Наиболее часто используются при конструировании методик. Напр., «Вы ходите медленно и нето- * ропливо?» 2. Вопросы, предусматривающие ответы «да», «нечто среднее», «нет». Добавляется неопределенный ответ. Как правило, неопределенные ответы неинформативны, а опросники, предусматривающие такую форму, не защищены от искажений (см. Установка на ответ). Использование такой формы вопросов обычно обусловлено тем, что у некоторых обследуемых возникает раздражение, бывают отказы от работы в том случае, когда их принуждают отвечать только утвердительно или отрицательно. Напр., «Я всегда в состоянии строго контролировать проявления своих чувств». 3. Вопросы, предусматривающие ответы «правда» или «ложь», или т. н. альтернативные задания. Мало отличаются от дихотомических (1). Напр., «Терпеть не могу втискиваться в переполненный автобус». 4. Вопросы, предусматривающие ответы «нравится», «не нравится». Точнее, в таких случаях речь идет как о фразах, так и об отдельных словах, которые, строго говоря, вопросом или утверждением не являются. Крайне редко используемая форма. Напр., «1) фонарщики, 2) воротники из бобрового меха, 3) бас-барабан». 5. Вопросы, предусматривающие ответы по рейтинговым шкалам. В таких случаях к вопросам (утверждениям) прилагаются различным образом градуированные шкалы с крайними значениями, напр.: «всегда»—«никогда». Основные проблемы, возникающие при использовании такой формы, связаны с разным пони^ манием обследуемыми терминов, указывающих на частоту. Возможно появление установки на «крайние» ответы. Напр.: «В окружении подчиненных я стараюсь показать свое превосходство: а) всегда, б) очень часто, в) от случая к случаю, г) редко, д) очень редко, е) никогда». 6. Вопросы, предусматривающие ответы, являющиеся вариантами «да», «затрудняюсь ответить», «нет». Это могут быть такие ответы, как «обычно»— «иногда»—«никогда», «согласен»—«не уверен»—«не согласен» и т. п. Подбор того или иного варианта обусловливается смысловыми особенностями вопроса (утверждения). Напр.: «Бывают периоды, когда мне трудно удержаться от жалости к самому себе: «часто», «иногда», «никогда». 7. Вопросы, предусматривающие ответы на основе выбора из нескольких предложенных развернутых высказываний. Обычно это завершающие предложение фразы, одну из которых и необходимо выбрать. Используются два, три и более варианта выбора. Напр.: «Когда мне нечего делать, я могу...: а) позвонить другу (подруге), чтобы поболтать; б) заняться разгадыванием кроссвордов или чтением; в) пойти на джазовый концерт. Особенности формирования структуры «вопрос—ответ» оказывают влияние на валидность и надежность опросников. «ВРЕМЕНИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ» МЕТОДИКА — методика исследования мотивационной сферы личности, ее устремлений и интересов. Опубликована С. Я. Рубинштейн а 1979 г. Обследуемому предлагают пронумерованный список различных дел и просят приблизительно указать, сколько часов он затрачивает на эти дела в течение 20 дней (480 ч). Так,*если испытуемый спит около 8 ч в сутки, то в графе «сон» отмечает — 160 ч. После того как это задание выполнено, обследуемому представляется возможность «располагать временем по собственному желанию», т. е. он должен отметить, сколько времени потратит на те же самые дела в том случае, если будет им свободно распоряжаться. Пере-чень занятий состоит из следующих 17 пунктов: 1. Сон. 2. Длительность рабочего дня. 3. Транспорт. 4. Еда (кроме ее приготовления). 5. Забота о внешности. 6. Покупки и поиски нужных предметов в магазинах. 7. Самообслуживание (приготовление пищи, уборка и т. п.). 8. Забота о детях и других родственниках. 9. Общение с близкими и друзьями. 10. Обучение. 11. Чтение художественной литературы, газет и т. д. 12. Посещение театров, кино, выставок и т.д. 13. Прослушивание радио и телепередач. 14. Прогулки. 15. Занятие физкультурой или спортом. 16. Игры. 17. Полный отдых (отсутствие всякой деятельности). Обработка полученных результатов сводится к сопоставлению фактического и желаемого распределения времени, что наиболее удобно изобразить графически. Теоретической основой «В. р.» м. является положение Л. Сэва (1972) о том, что отношение человека к использованию своего времени является важнейшим показателем его жизненных установок, стремлений, осознаваемых и неосознаваемых. Данные об использовании «В. р.» м. носят предварительный характер. Валив-ность и надежность методики не изучались, стандартизация не проводилась. Автор отмечает, что обследование психически больных не выявило диагностического значения методики. Тем не менее следует признать перспективность дальнейшей разработки «В. р.» м. как психодиагностического инструмента. ВЫБОРКИ ОБЪЕМ —число элементов, включенных в совокупность выборочную. В. о. определяется: а) задачами исследования; б) степенью однородности совокупности генеральной, которую данная выборка репрезентирует; в) величиной доверительной вероятности (Р), при которой гарантируется достоверность результата исследований; д) требуемой точностью результатов, т. е. величиной допускаемой ошибки репрезентативности. При выборке В. о. учитывается совокупность технических приемов, применяемых для ее качественного и статистического анализа. В. о. определяется с помощью статистических таблиц больших чи- сел, по номограммам достаточно больших чисел, а также с помощью специальных расчетов.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 673; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.246.254 (0.093 с.) |