Субтест установления сходства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субтест установления сходства.



Оценивает способность к формированию понятий, классификации, упорядочива­нию, абстрагированию, сравнению. Испы­туемый должен установить и охарактери­зовать общность между парой понятий. Оценка варьирует от 0 до 2 баллов, в за­висимости от достигнутого уровня обоб­щения: конкретного, функционального, концептуального. Напр., при установле­нии общего в паре понятий «платье — пальто» могут быть даны ответы:

— сделаны из одинакового материала, имеют пуговицы (0 баллов);

— их носят, они дают тепло (1 балл);

— верхняя одежда (2 балла).

В субтесте предлагается 13 пар поня­тий.

5. Субтест повторения цифровых рядов. Направлен на исследование опе­ративной памяти и внимания, состоит из двух частей: запоминания и повторения чисел в прямом и обратном порядке. За­дания аналогичны соответствующему субтесту шкалы памяти (см. Векслера па­мяти шкала).

6. Словарный субтест. Направлен на изучение вербального опыта (понима­ния и умения определить содержание слов). Предлагается объяснить значение ряда слов. Всего в задании 42 слова: пер­вые 10— весьма распространенные, по­вседневного употребления; следующие 20 — средней сложности; третью группу составляют 12 слов высокой степени сложности. Оценка — от 0 до 2 баллов. Примеры:

I группа II группа III группа

Яблоко.Приговор Война

Стол Микроскоп Балласт

Деталь Храм Идиосинкразия

Шкала невербальная 7. Субтест шифровки цифр. Изуча­ет степень усвоения зрительно-двигатель­ных навыков. Задача состоит в том, что­бы написать под каждой цифрой в клеточ­ке соответствующий ей символ (рис. 11). Время выполнения лимитировано. Оцен­ка соответствует количеству правильно зашифрованных цифр.

НАБОР СИМВОЛОВ

Рис. II. Субтест «шифровки цифр»

Рис. 12. Образцы заданий субтеста «недостающие детали*

8. Субтест нахождения недостаю­щих деталей. Изучает особенности зри­тельного восприятия, наблюдательность, способность отличить существенные де­тали.

Испытуемому предъявляют 21 изобра­жение, в каждом из которых необходимо отыскать какую-либо недостающую де­таль или какое-то несоответствие (рис. 12). Правильный ответ оценивается одним баллом (лимит времени — 20 с).

9. Субтест кубиков Коса. Направ­лен на изучение сенсомоторной коорди­нации, способности синтеза целого из

Рис. 13. Субтест «кубики Коса» WAIS (1-10, под № 11 — развертка куба)

частей. Испытуемому предлагают после­довательно воспроизвести десять образ­цов рисунков из разноцветных деревян­ных кубиков (рис. 13). Время ограничива­ется по каждому заданию. Оценка зависит как от точности, так и от времени испол­нения. См. также Коса кубики.

10. Субтест последовательности картинок. Исследует способность к орга­низации фрагментов в логическое целое, к пониманию ситуации и предвосхище­нию событий. В задании предлагается во­семь серий картинок. В каждой серии кар­тинки объединены сюжетом, в соответ­ствии с которым испытуемый должен рас­положить их в определенной последова­тельности. Оценка зависит от правильно­сти и времени решения.

11. Субтест составления фигур. Направленность субтеста аналогична суб­тесту 9. Испытуемому предлагают в опре­деленной последовательности детали че­тырех фигур («человек», «профиль», «ру­ка», «слон*) без указания на то, что из этих деталей должно быть составлено. В оцен­ке учитывается время и правильность ре­шения.

Рис. 14. Субтест «лабиринты» WISC-R

В 1949 г. была предложена Векслера мтеллекта шкала для детей (Wechsler In-eiligence Scale for Children, WISC; после-,няя редакция, WISC-R, опубликована в 974 г.), предназначенная для обследова-ия детей в возрасте от 5 лет до 15 лет 1 мес (для WISC-R стандартизация существлялась в возрастном диапазоне т 6,5 до 16,5 года).

В отличие от шкалы WAIS, в тесте VISC-R имеется 12-й субтест, альтерна-ивный субтесту шифровки цифр. Этот убтест включает девять лабиринтов эис. 14), время «выхода» из которых ли-итировано. Задания вербальных и прак-ических субтестов предъявляются в дет-ком варианте шкалы в чередующемся по-ядке. Субтест «лабиринты», проведение оторого требует больше времени, по ус-

мотрению экспериментатора может быть заменен на «шифровку». Любая другая за­мена, в том числе замена «лабиринтов» на какой-либо другой субтест, так же как и замена «запоминанием цифр» (второй аль­тернативный субтест, используемый толь­ко в WISC-R) любого из вербальных суб­тестов, производится только в случае, если один из основных субтестов прихо­дится пропускать из-за непредвиденных препятствий. Дополнительные субтесты батареи WISC-R («запоминание цифр» и «лабиринты*) могут быть проведены вме­сте с основной группой заданий, но, в этих случаях их показатели не учитываются при определении значений IQ.

В 1963 г. была опубликована Вексле­ра интеллекта шкала для дошкольников и младших школьников (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence, WPPSI), предназначенная для детей в возрасте от 4 до 6,5 года.

Она включает 11 субтестов, из кото­рых 10 засчитываются при определении IQ. Восемь субтестов представляют собой облегченные и адаптированные варианты заданий WISC, остальные три разработа­ны специально для данной шкалы. Субте­сты также сгруппированы в вербальную шкалу и шкалу действия; предъявление субтестов той и другой группы чередует­ся. Состав субтестов шкалы WPPSI сле­дующий:

Субтесты Субтесты

Вербальные практические

1, Осведомленность 2. Дом животного

3. Словарный запас 4. Завершение

картинок

5. Арифметика 6. Лабиринты

7. Нахождение 8". Геометрические

сходства схемы 9. Понимание

10. Кубики Коса х

11. Предложения (альтернативный)

«Предложения* — тест на запоми­нание, заменивший субтест повторения цифровых рядов из WISC. От ребенка тре­буется вслед за экспериментатором по­вторять произносимое предложение. Этот субтест можно использовать вместо лю­бого субтеста из.вербальной шкалы или предъявить как дополнительный для по­лучения более точной диагностической информации. Субтест «Дом животного» сходен с субтестами шифровки цифр. В этой группе заданий ребенку предъявля­ется карта с изображением собаки, цып­ленка, рыбы и кошки. В верхней части карты размещаются картинки-ключи со

вставленными в них различного цвета ци­линдриками (дом животного). От ребенка требуется расставить домики по соответ­ствующим изображениям животных. Оценка зависит от времени выполнения и количества ошибок. В тесте «геометри­ческие схемы» требуется с помощью цвет­ного карандаша скопировать 10 простых чертежей.

Для рассмотренных трех вариантов В, и. и. ш. существуют сокращенные фор­мы, включающие 4-6 субтестов, коэффи­циенты корреляции которых с основными вариантами составляют 0,8-0,9. Среди них можно указать на Краткий Векслера

Рис. 15. Образец «профиля интеллекта» по WAIS

интеллекта тест (Reduzierter Wechsler Intelligenztest, WIP) — сокращенный ва­риант гамбургской редакции основного теста [HAWIK), состоит из четырех суб­тестов. Разработаны нормы для пациен­тов психиатрических клиник (в возрасте от 15 до 60 лет) и здоровых лиц (от 10 до 79 лет). Тест стандартизирован на мате­риале обследования 947 больных и 124 здоровых испытуемых. Показатели корре­ляции с основной формой теста (НА WIK) составляют по отдельным субтестам от 0,89 до 0,97. Коэффициенты надежности (по методу Кьюдера—Ричардсона), опре­деленные на основании данных обследо­вания 305 больных и 197 здоровых лиц, варьируют от 0,53 до 0,89. Показатели внутренней согласованности заданий те­ста для психиатрических пациентов ока­зываются существенно выше, чем для здо­ровых. Имеются сведения о конвергент­ной и дискриминантной валидности (см. Валидность конструктная). Так, пока­затели корреляции WIP с Амтхауэра ин­теллекта структуры тестом достига­ют 0,83; Векслера памяти шкалой — 0,38 (от 0,23 до 0,46 по отдельным субте­стам), Бентона визуальной ретенции тестом — 0,35 (0,22—0,60). Имеется англоязычный вариант WJP(K. Мак-Нью-мар, 1950).

Эти формы находят использование лишь в исследованиях, направленных на приблизительный отбор испытуемых (см. Отсеивание). Одним из важных досто­инств В. и. и. ш. является возможность качественного анализа и интерпретации характера выполнения испытуемым зада­ний субтестов. При использовании сокра­щенной программы обследования каче­ственные наблюдения невозможны.

Традиционно психометрическая часть обработки результатов обследования с помощью рассматриваемых шкал предус­матривает подсчет оценок первичных по каждому из применявшихся вербальных и

практических субтестов. Согласно табли­цам переходов «сырых» показателей в оценки шкальные, могут быть получены стандартные оценки результатов выпол­нения каждого отдельного субтеста. Эти данные могут быть представлены в виде профиля (рис. 15). Оценки отдельных субтестов рассчитаны по шкале с харак­теристиками: М = 10, s = 3. По суммам «сырых» оценок (отдельно вербальной и невербальной частей теста) с помощью специальных таблиц определяются шкальные оценки /Q-вербального, /Q-не-вербального и общего /(^-показателя. Оценки по этим трем показателям выра­жены в единицах IQ-показателя стан­дартного (М = 100, s = 15). Интерпрета­ция /(^-показателей по Векслеру прово­дится в соответствии со схемой, приве­денной в табл. 1.

Таблица I

Классификация /^-показателей по Векслеру

    Выявление, о/
/Q-показа- Уровень интеллектуаль- /о (по выборке
тель ного развития 1,7 тыс. лиц
    от 16
    до 64 лет)
130 и выше Весьма высокий интеллект 2,2
120-129 Высокий интеллект 6.7
110-119 «Хорошая» норма 16,1
90-109 Средний уровень 50,0
80-89 Сниженная норма 16,1
70-79 Пограничный уровень  
69 и ниже Умственный дефект 2,2

Количественная интерпретация ре­зультатов исследований с помощью В. и. и. ш. включает некоторые специаль­ные приемы. Так, при анализе показате­лей WAIS может быть определен индекс возрастного снижения некоторых интел­лектуальных функций. Опираясь на экс­периментальные данные, Д. Векслер раз­деляет субтесты на основные, результа-ты которых мало изменяются с возрас-

Таблица 2 Функции интеллекта, определяемые субтестами шкал Векслера

Субтест Изучаемая функция Фактор, влияющий на результат
Осведомленность Сохранение в памяти материала длительное время. Ассоциации и организация опыта Культурная среда, интересы
Понимание Абстрактное мышление. Органи­зация знаний. Формирование по­нятий Возможность приобщения к культу­ре. Реакция на реальные ситуации. Объем внимания
Арифметический Сохранение в памяти арифмети­ческих операций Возможность овладения основными арифметическими операциями
Установление сходства Анализ связей, взаимозависимо­стей. Формирование вербальных понятий Возможность приобщения к куль­туре
Словарный Языковое развитие. Формирова­ние понятий Возможность приобщения к куль­туре
Цифровые ряды Немедленное воспроизведение. Слуховые образы (отчасти — зрительные образы) Объем внимания
Последовательные кар­тинки Зрительное восприятие отноше­ний (визуальная интуиция) Возможность приобщения к куль­туре
Недостающие детали Зрительное восприятие, анализ. Зрительные образы Опыт восприятия окружающей среды
Составление фигур Зрительное восприятие, синтез. Визуально-моторная интеграция Степень и точность двигательной активности
Кубики Коса Восприятие формы. Зрительное восприятие, анализ. Визуально-моторная интеграция Степень двигательной активности. Уровень цветного зрения
Шифровка Немедленное воспроизведение. Визуально-моторная интеграция. Зрительные образы Степень двигательной активности

том испытуемых (словарный, осведом­ленность, составление фигур, обнаруже­ние недостающих деталей), и те, которые чаще обнаруживают с возрастом ухудше­ние результатов относительно стандар­тов (воспроизведение цифр, обнаруже­ние сходства, шифровка, кубики Коса). Сравнением показателей в этих условно выделяемых группах субтестов опреде­ляется коэффициент детериорации, или ущерба (DQ):

где ТНР — шкальные показатели по суб­тестам с практически неизменными ре-

зультатами; ТПР — показатели результа­тов с переменными результатами.

Наибольший интерес представляет ка­чественная интерпретация структуры уровня развития определенных функций интеллекта, а также оценка комплексных интеллектуально-личностных особеннос­тей испытуемого.

При конструировании шкал Д. Векс-лер исходил из стремления отразить в за­даниях теста не только интеллектуаль­ные, но и прочие факторы, от которых зависит эффективность проявления ин­теллекта. Характеристика функциональ­ной направленности отдельных групп за­даний В. и. и. ш. и факторов, влияющих

Таблица 3

Коэффициенты надежности показателей IQ в шкалах Векслера

Варианты шкалы /Q-показа-тель Коэффици­ент надежности Способ определения надежности
WA/S Вербальный Практический Общий 0,96 0,93-0,94 0,97 Расщепление (возрастные группы 18-19, 25-34, 45-54, 60 и более лет)
WISC-R Вербальный Практический Общий 0,94-0,93 0,90 0,96-095 Ретестирование (интервал 1 мес) Расщепление (от­дельно для каж­дой из 11 воз­растных групп)
WPPS1 Вербальный Практический Общий 0,87-0,90 0,84-0,91 0,92-0,94 Ретестирование (интервал 1 мес) для каждой воз­растной группы

на результаты отдельных субтестов, при­ведены в табл. 2.

Разработка В. и. и. ш. опиралась на тщательную стандартизацию. Норматив­ная выборка для WAIS состояла из 1700 испытуемых с равным количеством муж­чин и женщин. Испытуемые в возрасте 16-64 лет были распределены по семи возрастным уровням. Предпринимались разные меры по обеспечению репрезен­тативности выборки. Для пожилых людей были установлены дополнитель­ные нормы путем тестирования выборки лиц пожилого возраста из 470 человек. Стандартизация шкальных показателей отдельных субтестов осуществлялась на группе из 500 испытуемых (возраст от 20 до 34 лет), входивших в выборку стан­дартизации. Выборка стандартизации WISC-R состояла из 100 мальчиков и 100 девочек в каждом возрастном годо­вой интервале от 6,5 до 16,5 года (общее количество испытуемых 2200). Анало­гично процедуре стандартизации WAIS для обеспечения максимальной репре­зентативности выборка была стратифи­цирована на основе данных переписи на-

селения. Шкала WPPSI была стандарти­зирована на аналогичной выборке из 1200 детей (по 100 мальчиков и 100 дево­чек в каждой полугодовой возрастной группе в диапазоне от 4 до 6,5 года).

В ходе широкого и длительного приме­нения В. и. и. ш. в психодиагностике на­коплено немало сведений о надежности и валидности этих методик. Показатели на­дежности вербальных и практических шкал, а также теста в целом приведены в табл. 3.

Коэффициенты валидности текущей WAIS (по связи с критериями академи­ческой успеваемости и оценками профес­сиональной деятельности) составили 0,3 для невербальных субтестов и 0,4-0,5 для вербальных. Для WISC показатели ва­лидности критериальной по связи с ре­зультатами тестов достижений и учебны­ми критериями интеллекта находятся в пределах 0,5-0,6. При этом показатели вербальной шкалы более тесно коррели­руют с критерием, чем показатели невер­бальной шкалы.

В. и. и. ш. отличаются высокой корре­ляцией с результатами других достаточно известных тестов интеллекта. Коэффици­ент корреляции с показателями Стан-форд— Бане умственного развития шкалы для WAIS составляет около 0,8. Характерна более тесная связь с резуль­татами вербальной шкалы, чем с невер­бальным /Q-показателем. Так, для шкалы WISC коэффициенты корреляции с дан­ными Станфорд—Бине теста составляют 0,76 по вербальной шкале и 0,56 — по не­вербальной. Коэффициенты корреляции показателей IQ WPPSI и теста Стан-форд—Бине равны 0,82, 0,81, и 0,67 для полной, вербальной и невербальной шка­лы соответственно.

Данные о валидности конструктной существенно дополняются факторным анализом результатов теста. Согласно его результатам, В. и. и. ш. насыщены

фактором общего интеллекта {фактор G), определяющим около 50% суммарной дисперсии батареи. Кроме того, выявлены три групповых фактора: фактор вербаль­ного понимания (субтесты «словарный», «осведомленности», «понимание*, «на­хождение сходст-ва»); фактор перцептив­ной организации (субтесты «Кубики Ко­са», «составление фигур»), выраженный сочетанием факторов скорости восприя­тия и пространственных представлений; фактор памяти («арифметика», «повторе­ние цифровых рядов»).

Для правильной интерпретации коли­чественных показателей, особенно в слу­чае сравнительных психодиагностических исследований, имеют значение сведе­ния об ошибке измерения, отражающей точность индивидуального результата (табл. 4). •

Таблица 4

Величины стандартной ошибки

измерения т) /Q-показателей

В шкале Векслера

Вариант шкалы /Q-показатель Значение ст„
wise WA1S Вербальный Практический Общий Вербальный * Практический Общий 3,00-5,19 4,74-5,61 3,36- 4,25 3,0 4,0 2,6

В отечественных исследованиях В. и. и. ш. нашли достаточно широкое распространение. WAIS, впервые адапти­рованная в Ленинградском психоневро­логическом научно-исследовательском институте им. В. М. Бехтерева, успешно использовалась в комплексном лонги-тюдном изучении развития интеллекта (Б. Г. Ананьев, 1969 и др.). Тест приме­нялся в дифференциальной диагностике умственной отсталости и задержки психи­ческого развития детей (А. Ю. Панасюк, 1976), а также судебно-психологической

экспертизе подростков (Л. А. Калинина, 1980). С помощью WAIS были получены данные, углубляющие представления об особенностях интеллекта при некоторых психических заболеваниях (И. Н. Гилья-шева, 1983 и др.). WISC была адаптиро­вана и стандартизирована на отечествен­ной выборке (А. Ю. Панасюк, 1973).

Сведений об использовании в СНГ ва­рианта WPPSI не имеется.

ВЕКСЛЕРА ПАМЯТИ ШКАЛА

(Wechsler Memory Scale, WMS) — мето­дика психометрической оценки памяти. Тестовая батарея, включающая серии за­даний для исследования отдельных мнес-тических функций. Разработана Д. Векс-лером в 1946 г.

Задания методики объединяются в 7 субтестов: *

I субтесториентировка и осве­домленность. Выполнение заданий пре­дусматривает ответы испытуемого на наиболее общие вопросы, касающиеся личных и общественных данных (6 вопро­сов, правильный ответ — 1 балл).

II субтесториентировка во вре­мени и пространстве (5 вопросов, пра­вильный ответ — 1 балл).

Первые два субтеста методики предъ­являются в случае подозрения на наличие умственного недоразвития, глубоких де­фектов памяти, нарушение ориентировки, а также в случае явной неудачи испытуе­мого при выполнении субтестов.

III субтестпсихический конт­роль. Включает три задания: отсчитыва-ние от 20 в обратном порядке, называние букв алфавита, отсчитывание от 1 до 40 через 3 единицы. Время выполнения ли­митировано. За быстрое выполнение до­бавляются дополнительные баллы.

IV субтест — логическая память. Задание состоит в воспроизведении ко­ротких рассказов, отпечатанных на кар­точках. Оценка выполнения производится

по числу воспроизведенных смысловых единиц рассказа.

V субтествоспроизведение ря­дов цифр в прямом и обратном по­рядке. Оценка соответствует наибольше­му числу элементов цифрового ряда, воспроизведенных испытуемым в двух по­пытках (отдельно для воспроизведения в прямом и обратном порядке).

VI субтествоспроизведение геометрических фигур (рис. 1 б). Испы­туемому демонстрируется последователь­но 4 карточки с простыми геометрически­ми изображениями. Экспозиция — 10 с. Оценка успешности выполнения диффе­ренцирована — в зависимости от числа воспроизведенных элементов фигур.

Рис. 16. Субтест «воспроизведение геометри­ческих фигур» Векслера памяти шкалы (фигуры Бине) (а, б, ер в2 — обозначения порядка предъявления заданий)

VII субтествоспроизведение парных ассоциаций. Обследуемому за­читывают 10 пар слов, близких или отда­ленных по степени ассоциативной связи. Первые 6 пар — «легкие ассоциации», следующие 4 пары — «трудные ассоциа­ции». При первом прочтении они располо­жены вперемешку. Затем трижды, каж­дый раз в другом порядке, эксперимента­тор зачитывает первое слово каждой пары

и проверяет запомнившиеся ассоциации.

Пауза между сериями — 10 с. Ответ, дан­ный в течение 5 с, засчитывается как пра­вильный.

Результат теста получают при сложе­нии половины суммы удавшихся «легких ассоциаций» с суммой «трудных ассоциа­ций». Первичные результаты по всем субтестам суммируют и, испЯльзуя специ­альную таблицу, к «сырым» баллам при­бавляют возрастную поправку, рассчи­танную для возрастных групп в диапазо­не от 15 до 79 лет. Корригированный по возрасту первичный результат может быть переведен в оценки, соответствую­щие баллам IQ-показателя стандарт­ного. Имеется возможность пересчета «сырых» оценок по отдельным субтестам в оценки шкальные. Таким образом, тест допускает профильную оценку данных с учетом состояния отдельных мнестичес-ких функций (Д. Векслер, 1945).

Достоинством В. п. ш. является воз­можность количественного измерения кратковременной и долговременной памя­ти, словесно-логической, визуальной и ассоциативной репродукции. Наряду с измерением многих показателей в этой компактной и удобной для проведения ме-, тодике предусмотрен охват широкого воз­растного диапазона испытуемых.

В нашей стране В. п. ш. получила наи­большее распространение в клинической психодиагностике.

ВНУТРЕННЯЯ СОГЛАСОВАННОСТЬ

(консистенция, консистентность)— ха­рактеристика теста, указывающая на сте­пень однородности состава заданий с т. з. измеряемого качества.

Критерий В. с. является существен­ным элементом валидности конструкт-ной теста, характеризуя, в какой мере за­дания направлены на измерения данного психологического явления, а также меру вклада каждого пункта (задания) в коли-

чественную оценку всей методики. Мак­симальная валидность теста достигается за счет отбора таких заданий, которые, обладая значительной корреляцией с ре­зультатом теста, в то же время минималь­но коррелируют между собой (при нео­правданно высокой корреляции отдель­ных заданий тест будет перегружен лиш­ними практически однозначными задани­ями). Отбор заданий по критерию В. с. обеспечивает наибольшую прагматичес­кую эффективность теста, допуская объе­динение в методике пунктов, максималь­но связанных с изучаемым показателем.

На практике В. с. определяется кор­реляцией между результатами каждого отдельного задания и теста в целом. Для этого используется метод корреляции би-сериальной между исходами каждого за­дания («справился—не справился»,*ответ на пункт опросника в виде утверждения или отрицания и т. д.) с суммарной оцен-* кой всех пунктов теста. Более сложной процедурой определения В.с. является анализ частных корреляций между общим результатом и отдельными заданиями, предусматривающий построение уравне­ния множественной регрессии (см. Рег­рессионный анализ, Факторный ана­лиз). В таком уравнении каждый пункт получает весовой коэффициент, количе­ственно выражающий его вклад в общий результат, несводимый к вкладу других пунктов. Достоинство метода в том, что весовой коэффициент впоследствии мо­жет использоваться как «ключ» для дан­ного пункта. Это существенно повышает достоверность результатов, особенно при использовании опросников личностных. При такой дифференцированной оценке каждый ответ получает не +1 или 0 бал­лов, а вносит конкретный вклад в сумму тестовых оценок.

При анализе В. с. иногда применяется метод контрастных групп, сформирован­ных из испытуемых, показавших самые

высокие и самые низкие суммарные ре­зультаты. Выполнение каждого пункта группой лиц с высокими результатами по тесту в целом сравнивается с его выпол­нением группой с низкими результатами, и те задания, с которыми первая справля­ется незначительно лучше, чем вторая, признаются невалидными и либо отбрасы­ваются, либо пересматриваются.

Критерий В. с. имеет также отноше­ние к корреляционной связи между ре­зультатами отдельных субтестов комп­лексной тестовой методики и их интегра-тивным результатом. Многие тесты ин­теллекта, напр., состоят из раздельно применяемых субтестов (таких, как сло­варный, арифметический, общей осведом­ленности и др.). При построении таких ме­тодик определяется степень связи субте­стов с общим показателем, и плохо корре­лирующие с тестом субтесты отбрасыва­ются. Коэффициенты корреляции остав­шихся субтестов свидетельствуют о В. с. тестовой батареи, мере вклада отдельных компонентов в обобщенный показатель.

Анализ В. с. элементов методики слу­жит не только практическим целям повы­шения однородности заданий теста, но может в значительной мере способство­вать углублению представлений о со­держательно-теоретическом статусе из­меряемого конструкта. На основании со­держательного анализа пунктов, отобран­ных по этому критерию (напр., отдельных субтестов методики исследования общих способностей), появляется возможность уточнить понимание измеряемого комп­лексного свойства, в данном случае — об­ласть свойств интеллекта, измеряемых данным тестом (см. Валидность конст-руктная).

Процедура определения критерия В. с. близка характеристике дискриминативно-сти заданий теста, однако эти показатели различаются по своей направленности. Если критерий В. с. ориентирован на

оценку теста в целом, своеобразную «внутреннюю» валидность заданий с т. з. отражения измеряемого свойства, то ин­дексы дискриминативности отражают ди­агностическую силу (удельный вес в об­щем результате теста) лишь отдельных пунктов. Таким образом, определение дискриминативности отдельных заданий является подготовительной процедурой для анализа В. с. целого теста.

«ВНУШАЕМОСТЬ» ТЕСТопросник

личностный. Предложен С. В. Клауче-ком и В. В. Деларю в 1997 г. и предназна­чен для скрининга лиц, обладающих повы­шенной внушаемостью и соответственно высокой готовностью к развитию психо-генно индуцированных состояний (хемо-фобий, радиофобий и т. п.).

«В», т. состоит из 20 утверждений, отобранных из известных личностных оп­росников. Напр.:

— В детстве Вас считали упрямым ребен­ком.

— Когда при Вас кто-нибудь зевает, Вам тоже нередко хочется зевнуть.

— Вы умеете настоять на своем и часто этим пользуетесь.

На первом этапе разработки опросни­ка для подтверждения дискриминативно­сти 10 экспертов провели экспертную оценку каждого утверждения; затем был рассчитан показатель согласованности экспертов. На втором этапе была осуще­ствлена серия исследований, направ­ленных на проверку валидности и на­дежности утверждений (результаты ответов сопоставлялись с данными 5 тра­диционных проб на внушаемость, адресо­ванных зрительному, тактильно-кинесте­тическому и обонятельному анализато­рам, ассоциативному мышлению). При этом было обследовано 110 практически здоровых лиц.

На основе обследования 2092 взрос­лых людей трудоспособного возраста (бо-

лее подробные данные о выборке не сооб­щаются) получены ориентировочные зна­чения популяционной нормы для мужчин и женщин.

Авторы сообщают о достаточно высо­кой валидности и надежности методики при обследовании людей в естественных условиях жизнедеятельности, рекоменду­ют ее для оценки уровня внушаемости как отдельных индивидов, так и групп насе­ления.

ВОПРОСОВ (УТВЕРЖДЕНИЙ)

ФОРМА — целостная характеристика задания, указывающая на особенности формирования структуры «вопрос—от­вет* в опросниках. Термин, используе­мый как при конструировании методик, так и при их описании. В англо-американ­ской литературе наиболее близким его эк­вивалентом является термин «построе­ние задания» (item format).

Наиболее распространенными явля­ются следующие формы:

1. Вопросы, предусматривающие от­веты «да» или «нет». Такие вопросы легко формулируются, обычно понятны и не затрудняют обследуемых. Наиболее часто используются при конструировании мето­дик. Напр., «Вы ходите медленно и нето- * ропливо?»

2. Вопросы, предусматривающие от­веты «да», «нечто среднее», «нет». Добав­ляется неопределенный ответ. Как прави­ло, неопределенные ответы неинформа­тивны, а опросники, предусматривающие такую форму, не защищены от искажений (см. Установка на ответ). Использова­ние такой формы вопросов обычно обус­ловлено тем, что у некоторых обследуе­мых возникает раздражение, бывают от­казы от работы в том случае, когда их при­нуждают отвечать только утвердительно или отрицательно. Напр., «Я всегда в со­стоянии строго контролировать проявле­ния своих чувств».

3. Вопросы, предусматривающие от­веты «правда» или «ложь», или т. н. аль­тернативные задания. Мало отличаются от дихотомических (1). Напр., «Терпеть не могу втискиваться в переполненный автобус».

4. Вопросы, предусматривающие от­веты «нравится», «не нравится». Точнее, в таких случаях речь идет как о фразах, так и об отдельных словах, которые, стро­го говоря, вопросом или утверждением не являются. Крайне редко используемая форма. Напр., «1) фонарщики, 2) ворот­ники из бобрового меха, 3) бас-барабан».

5. Вопросы, предусматривающие от­веты по рейтинговым шкалам. В таких случаях к вопросам (утверждениям) при­лагаются различным образом градуиро­ванные шкалы с крайними значениями, напр.: «всегда»—«никогда». Основные проблемы, возникающие при использова­нии такой формы, связаны с разным пони^ манием обследуемыми терминов, указы­вающих на частоту. Возможно появление установки на «крайние» ответы. Напр.: «В окружении подчиненных я стараюсь показать свое превосходство: а) всегда, б) очень часто, в) от случая к случаю, г) редко, д) очень редко, е) никогда».

6. Вопросы, предусматривающие от­веты, являющиеся вариантами «да», «затрудняюсь ответить», «нет». Это мо­гут быть такие ответы, как «обычно»— «иногда»—«никогда», «согласен»—«не уверен»—«не согласен» и т. п. Подбор того или иного варианта обусловливает­ся смысловыми особенностями вопроса (утверждения). Напр.: «Бывают перио­ды, когда мне трудно удержаться от жа­лости к самому себе: «часто», «иногда», «никогда».

7. Вопросы, предусматривающие от­веты на основе выбора из нескольких предложенных развернутых высказыва­ний. Обычно это завершающие предложе­ние фразы, одну из которых и необходимо

выбрать. Используются два, три и более варианта выбора. Напр.: «Когда мне не­чего делать, я могу...: а) позвонить другу (подруге), чтобы поболтать; б) заняться разгадыванием кроссвордов или чтением; в) пойти на джазовый концерт.

Особенности формирования структу­ры «вопрос—ответ» оказывают влияние на валидность и надежность опросни­ков.

«ВРЕМЕНИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ» МЕТОДИКА — методика исследования мотивационной сферы личности, ее уст­ремлений и интересов. Опубликована С. Я. Рубинштейн а 1979 г.

Обследуемому предлагают пронумеро­ванный список различных дел и просят приблизительно указать, сколько часов он затрачивает на эти дела в течение 20 дней (480 ч). Так,*если испытуемый спит око­ло 8 ч в сутки, то в графе «сон» отмеча­ет — 160 ч. После того как это задание выполнено, обследуемому представляет­ся возможность «располагать временем по собственному желанию», т. е. он дол­жен отметить, сколько времени потратит на те же самые дела в том случае, если будет им свободно распоряжаться. Пере-чень занятий состоит из следующих 17 пунктов:

1. Сон.

2. Длительность рабочего дня.

3. Транспорт.

4. Еда (кроме ее приготовления).

5. Забота о внешности.

6. Покупки и поиски нужных предметов

в магазинах.

7. Самообслуживание (приготовление пищи, уборка и т. п.).

8. Забота о детях и других родственни­ках.

9. Общение с близкими и друзьями.

10. Обучение.

11. Чтение художественной литературы,

газет и т. д.

12. Посещение театров, кино, выставок и т.д.

13. Прослушивание радио и телепередач.

14. Прогулки.

15. Занятие физкультурой или спортом.

16. Игры.

17. Полный отдых (отсутствие всякой де­ятельности).

Обработка полученных результатов сводится к сопоставлению фактического и желаемого распределения времени, что наиболее удобно изобразить графически. Теоретической основой «В. р.» м. являет­ся положение Л. Сэва (1972) о том, что отношение человека к использованию своего времени является важнейшим по­казателем его жизненных установок, стремлений, осознаваемых и неосознава­емых.

Данные об использовании «В. р.» м. носят предварительный характер. Валив-ность и надежность методики не изуча­лись, стандартизация не проводилась. Автор отмечает, что обследование психи­чески больных не выявило диагностичес­кого значения методики. Тем не менее следует признать перспективность даль­нейшей разработки «В. р.» м. как психоди­агностического инструмента.

ВЫБОРКИ ОБЪЕМ —число элемен­тов, включенных в совокупность выбо­рочную. В. о. определяется: а) задачами исследования; б) степенью однородности совокупности генеральной, которую данная выборка репрезентирует; в) вели­чиной доверительной вероятности (Р), при которой гарантируется достоверность результата исследований; д) требуемой точностью результатов, т. е. величиной допускаемой ошибки репрезентативнос­ти. При выборке В. о. учитывается сово­купность технических приемов, применя­емых для ее качественного и статистичес­кого анализа. В. о. определяется с помо­щью статистических таблиц больших чи-

сел, по номограммам достаточно больших чисел, а также с помощью специальных расчетов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 673; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.246.254 (0.093 с.)