Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М.



Б92 Словарь-справочник по психодиагностике — СПб.: Питер, 2002. «Мастера психологии*).

ISBN 5-88782-3364

Предлагаемое руководство содержит в себе наиболее полный обзор всех существую­щих и используемых профессиональными психологами психодиагностических методик. В книге вы найдете информацию об авторах того или иного теста, его структуре и характе­ристиках, сведения о сфере и задачах его применения. Вы получите представление о мно­гообразии стимульного материала (образцы которого приведены в книге), о математико-статистическом аппарате, применяемом в психодиагностике, Первое издание «Справочни­ка» вышло в 1989 году и стало настольной книгой практических психологов и психотерапев­тов. Вниманию читателей предлагается переработанное и значительно дополненное изда­ние этого труда.

Автобиопортрет* 8

Адаптированный вариант методики Векслера

для исследования детей 59 Айзенка личностные опросники 9-13** EPI 12,40,385 EPQ 12-13,279

Айзенка опросник установок к сексу 13-14 Амтхауэра интеллекта структуры тест 14-17,

107,233,234,328,331 Анкета-шкала депрессии 230 Армейский американский профориентацион-

ный тест 331 — тест «Альфа» 331,345

------«Бета» 331,345

Ассоциации словесной тест 17-18 Аттитюдов детей тест 18 Аффективного баланса шкала 221 Ахенбаха шкала детского поведения 101 Басса—Дарки опросник 19-20 Батарея службы учебно-образовательных тес­тов США 231

Батарея тестов специальных способностей 216 Бейли шкалы 260,261 Beck—Rafaelson шкала 230 Бекмана—Рихтера личностный опросник 382 Белла приспособляемости опросник 20-21 Бендер визуально-моторный гештальт тест 21 Бентона визуальной ретенции тест 21-22,

Бине—Кюльмана шкала 259, 456-458 Бине—Симона развития умственного шкала

22-23, ПО, 119, 209, 259, 315, 334, 350,

352,455-456

Бланк данных о личности 224 Бланк профессиональных интересов Стронга

* Названия тестов приведены в той же фор­мулировке, что и в статьях основного фонда сло­варя, названия на языке оригинала и принятые со­кращения см. в алфавитном указателе. ■

** Курсивом выделены ссылки на словарные статьи.

Блекки картинки 25, 324

Братиславский тест 312

Брэйса моторных способностей тесты 27-28

В тридевятом царстве тест 29

Вайнлендская социальной зрелости шкала 29-30

Вальтера батарея тестов механических способ­ностей 172

Вандо уменьшения—увеличения шкала 262

Вартегга рисуночный тест 49-50

Ваше самочувствие 50

Векслера интеллекта взрослых шкала 51

------шкала для детей 54

----------для дошкольников и младших школь­ников 54

Векслера краткий интеллекта тест 55-56

— памяти шкала 59-60, 124, 258

Векслер—Белльвью шкала 51,

Wilkerson Pre-employment Audit 263

Внушаемость тест 62

Времени распределения методика 63-64

Выготского—Сахарова тест 65-66

Гамбургская оценочная шкала психических на­рушений 67~68

Гамильтона шкала 230

Гейдельбергский речевого развития тест 68-70

Гендерсона диагностическое интервью 70

Гилфорда—Мартин опросник 11

Гилфорда—Циммермана «Темперамента обо­зрение» 70-72

Гиссеновский жалоб перечень 72-73

Гиссенский тест 73

Гудинаф «Нарисуй человека» тест 75, 109

Гудинаф—Харрис рисования тест 75

Два дома методика 77

Двадцати утверждений самоотношения тест 77-78

Двойной рисунок 78-79

Деловые ситуации 79

День младенца 261

Дерева тест 79-80

Деревня 80-81

Детская рука, которая беспокоит тест Ь2

Детского описания родителей поведения опрос­ник 82-83

Детской апперцепции тест 83-84, 324

Джексон тест семейных установок 84-85

Дженкинса поведения обозрение 85-86

Диагностический обучающий эксперимент 66, 86-89

Динамический личностный опросник 89-90

Дискриминации форм тест 92-93

Дифференциально-диагностическая методика 95

Дом—дерево—человек тест 95-96,251

Домино-тест 96-97

Дюсса (Десперт) сказки 99

Животного предпочитаемого тест 100-101

Жизненного стиля индекс 101-102

Жиля тест-фильм 102-103

Завершение предложения методики 17, 104, 109,251,342

Замаскированных фигур тест 111-112

Зеркального рисунка тест 112-115

Измерения темперамента обозрение 262

Измерительная шкала для ума детей дошколь­ного возраста 261

Изучение монотоноустойчивости личности 116-117

Индивидуальный деловой стиль 117-118

Инсайт тест 118-119

Интеллектуального потенциала тест 119-121

Интервью монологическое 121

Истории завершение методики 122-123

— рассказывания методики 123

Калифорнийский психологический опросник 125-127

Картины аранжировки тест 127-128

Качество жизни 128-129

Кейрси опросник 168

Келли репертуарных решеток техника 129-130

Керна—Черненко методика 72, 96

Keeler Pre-employment Opinion Survey 263

Кинетический рисунок семьи 285

Клинического анализа опросник 130

Колумбус 132

КольцаЛандольта 136

Комрея личностные шкалы 132-133

Konzentration—Leistung-Test {Концентрации усилий тест) 257

Корректурная проба 24, 35, 136-137, 229, 256 Бурдона 136 Иванова-Смоленского 136

Коса кубики 53-54, 57, 59, 88, 146-147

Креативного поля методика 339

шкала 1Ы—ю~г

Кроута личностных предпочтений опросник 89

Кругозора и информированности тест 152

Q-классификация 155-156

Кудличковой личностный опросник 152-154

Кукол тест 154

Культурно-свободный интеллекта тест 154-155

Лайкерта шкалы 157

Лири интерперсональный диагноз 158-161

Лица и эмоции 161-162

Личностной ориентации опросник 162-163

Личностный опросник Бехтеревского институ­та 164-165

London House Personnel Selection Inventory 263-264

Люсса тест 342

Люшера цвета выбора тест 165-166, 251

Майерс—Бриггс типа индикатор 167-168

Мак-Карти шкала 260,261

МАРИ карточный тест 168-169

Марке—Нимана темперамента шкала 262

Мейли интеллекта аналитический тест 170-173

Мейли памяти тест 173

Методика исследования ребенка раннего воз­раста 261

Методика рассказов дополнения 176-176

Методика экспресс-диагностики интеллекту­альных способностей 177

Методики экспресс-диагностики психоэмоцио­нального напряжения 50-51

Milby Profile 263

МШ-НШ Vocabulary Scales (Милл-Хилл шкалы словарные) 276

Миллера аналогий тест 177-178

Миллона клинический многоосевой опросник 178-179

Mini-Mult 183

Миннесотский многоаспектный личностный опросник 131, 148, 179-185, 228, 385-387

— тест технических аналогий 178

Мира тест 80-81, 185-186, 251

Мира-и-Лопеца миокинетический психодиаг­ноз 186-187

Мичиганский алкоголизма скрининг-тест 187-188, 228

Мозаики тест 188-189

Молодежный опросник родительского поведе­ния и установок 82-83

Montgomery—Asbesg шкала 230

Мотива достижения решетка 189-190

Моудслейский личностный опросник 11, 12 — медицинский опросник 10,11 Мужественности и женственности Термена и

Майлза тест 365

Мышления пространственного тест 191 Надежды индекс 192 Нарисуй историю 204 Нарисуй свою семью тест 284 Нарисуй человека тест 204-205 Нарушений психической адаптации опросник

205-206 NATB (Батарея тестов общих способностей для

не умеющих читать) 217 Непрерывной деятельности тест 257 Несуществующее животное 206-207 НЭО личностный опросник 211 НЭО пятифакторный опросник 211 Облаков картины 212 Общего здоровья опросник 213-214 Общих способностей батарея тестов 214-217,

Объективно-аналитическая батарея 217-220 Объектных отношений методика 220-221 Ожидаемого баланса шкала 221, 371 Озерецкого оценки моторики шкала 221-222 Олпорта—Вернона—Линдсея опросник 228 Опросник для скрининга неврозов 230 Опросник темперамента младенца 261 Опросник терминальных ценностей 222-223 Опросник ценности специальностей 228 Осмысленности жизни тест 371 Отсчитывание по Крепелину 256 Оценка поведения водителей 230 Пальцем окрашивания тест 240 Патохарактерологический диагностический

опросник 241-243 Personal Outlook Inventory 263 Пиктограмма 243-245, 319 Пирса—Харриса детской «Я»-концепции шка­ла 245-246

Пожилых апперцепции техника 246 Показатели нервно-психического развития де­тей 2-го и 3-го года жизни 261 Показатели нервно-психического развития де­тей в первый год их жизни 261 Порог активности 246-247 Потребности в достижении опросник 247 Рге-employment Analysis Questionnaire 263 Проблем решения опросник 248-249 ПроверкаG 249

Проективной оценки старения метод 249 Профессионально-личностный отчет 379 Проявления тревожности шкала 40,227, 252- 253,310,386

82

Психиатрического состояния шкала 253-254 Психогеометрический тест 254-255 Психодрама 154,251,265 Психологические затруднения 271 Психомоторного развития в раннем детстве

шкала 260

Равена прогрессивные матрицы 37, 274-277 Ранние воспоминания процедура 277 Реактивности оценочная шкала 261 Реверсивный тест 279 Reid Report 263-264 Ржичана числовые ряды 282-28S Рисования образцов тест 283-284 Рисунка семьи методики 284-285 Розенберга самоуважения шкала 255 Розенцвейга рисуночной фрустрации методика

255-257

Роршаха тест 109, 250, 251, 287-289, 319 Россолимо психологические профили 234,

289-292

Руки тест 292-293, 324 Рыбакова фигуры 293-295 Самоотношения опросник 296 Самочувствие. Активность. Настроение 297 Свободный чертеж ограниченной протяженно­сти 297-298

Сгибания проволоки тест 295. Сегена доска форм 298-299 Семантический дифференциал 129, 299~302 Семейных отношений тест 302-303 Семьи системный тест 303-304 Символа разработки тест 304—305 Символической аранжировки тест 305 Складывания образцов тест 305—306 Слуховой апперцепции тест 307,321 Сонди тест 305

Составь картину-историю тест 308—359 Спилбергера тревоги и тревожности Шкалы

309-311

Спилбергера—Ханина реактивной н личност­ной тревожности шкала 311 Среднего детского возраста темперамента оп­росник 262

Ставела ориентировочная проверка 312-313 Стандартизированное интервью поведения

типа А 314-315 • Stanton Survey 263 State-Trait-Anxiety-Inventory 310-311 State-Trait-Anxiety-Inventory for Children 310—

Станфорд—Бине умственного развития шкала 119,3/5-3/5,328

Таблицы развития Гезелла 259

Таутофон 321

Тематической апперцепции тест 251,321-324, 346

Темперамента опросник 262

Темперамента оценочная батарея 262

Теннесси «Я»-концепции шкала 324-325

Терстоуна шкалы 325

Тест математического рассуждения Доппельта 178

Тест на определение импульсивности/рефлек­сивности 257

Тест смысложизненных ориентации 371

Тест чувства юмора Робака 342

Тест юмора Алмака 342

Тест-Су 17

Тесты испытания умственной одаренности мла­денческих возрастов 455-457

Тесты нервно-психического развития детей 1-6 годов жизни 259-260

Томский опросник ригидности 347-348

Trustworthiness Attitude Survey 263

Трехмерной апперцепции тест 348-349

Тулуза—Пьерона тест 256

Управляемой проекции методика 353

Управляемой фантазии прием 8

Уровень невротизации и психопатизации 354-355

Уровня субъективного контроля опросник 355-356

Условная шкала уровня определения алкоголи­зации 210

Фрайбургский личностный опросник 363-365

HAWIK 56

Хека—Хесс опросник 230

Хекхаузена тематической апперцепции тест 366-367

Цветных пирамид тест 368

Цветоуказания на собственным телом неудов­летворенность тест 368-369

Цель в жизни тест 369-371

Цуллигера тест 371-372

Чернильных пятен тест 289

Четыре картины тест 324, 373

Чужие рисунки 373-375

Шестнадцать личностных факторов опросник 226, 228, 264, 353, 361, 376-379

Шкала локуса контроля 355

Шкала моторного развития Линкольна—Озе­рецкого 222

Шкала поиска смысложизненных целей 370

Шкала развития Гезелла 30

Шкала раскрепощенности Рейса 14

Шкалы словарные Милл-Хилл см. Mill-Hill Vocabulary Scales

Школьный тест умственного развития 387

Шмишека опросник 387-388

Шульте таблицы 256

Эдвардса личностных предпочтений список 226, 389-390

Юмористический тест личности 342

Юмористических фраз тест 392-393

Я социально-символические задания 394-395

Я-концепция 394

Предисловие

Прошло десять лет с момента появления на книжном рынке «Словаря-справочника по пси­хологической диагностике». Сегодня с высоты прошедших лет можно с удовлетворением ска­зать, что книга нашла своего читателя, не ос­талась незамеченной в психологической науке. Более того, несмотря на неумолимое время, «Словарь-справочник» по-прежнему лежит на рабочих столах психологов-практиков, в него нередко заглядывают профессора и студенты. Авторы хорошо понимают, что успех написан­ной ими книги отчасти объясняется популярно­стью справочной литературы, особенно в обла­сти психологии, которая до сих пор не имеет таких словарей и энциклопедий, которыми рас­полагают наши коллеги за рубежом. Отдавая себе отчет в том, какое место занимает спра­вочная литература в нашей психологической науке, мы тем не менее немалую долю популяр­ности этой книги склонны рассматривать как следствие тех усилий, которые были предпри­няты нами при работе над ней.

Сейчас на суд Читателя выносится второе издание «Словаря-справочника». Необходи­мость этого издания обусловлена прежде все­го тем, что в психодиагностике, как и в любой другой науке, помимо «вечных» истин и до поры до времени незыблемых положений, по­являются и развиваются новые идеи, пополня­ется арсенал методик познания человеческой индивидуальности. Надо признать и то, что в первом издании не были отражены (или отра­жены неполно) некоторые из уже вошедших к тому времени в мировую психодиагностику ме­тодик и понятий. Несмотря на желание авто­ров возможно полно представить Читателю все то, из чего складывается современная психоди­агностика, это остается нашей сверхзадачей, а поэтому, завершив работу над вторым издани­ем, мы думаем о третьем.

В новом издании «Словаря-справочника» заметно больше места, чем в предыдущем, от­ведено психодиагностическим методикам, раз­работанным психологами СНГ. Расширен со­став зарубежных тестов, введены новые ста-

тьи, позволяющие более полно представить ка­тегориально-понятийный аппарат психологи­ческой диагностики. Внесены уточнения и до­полнения в то, что публиковалось ранее. Идя навстречу пожеланиям Читателей", приложе­ние к словарю-справочнику дополнено све­дениями о квалификационных требованиях, предъявляемых к специалистам по психодиаг­ностике за рубежом.

Авторы считают своим приятным долгом выразить искреннюю признательность тем уче­ным и организациям, участие которых позволи­ло осуществить работу над новым изданием словаря-справочника. В первую очередь это от­носится к глубокоуважаемым коллегам, про­фессорам Pauleite Van Oost, Ina Van Bercke-laer-Onnes и William Yule, которые предоста­вили возможность работать в их научных под­разделениях и лабораториях, а также библио­теках Гентского (Бельгия), Лейденского (Гол­ландия) и Лондонского университетов, оказы­вали всяческую помощь и поддержку. Давние и плодотворные контакты с Институтом психо­логии Мюнхенского университета, прежде все­го в лице его академического директора Werner Shuboe, в немалой мере обеспечили научное пространство и физическое время, необходи­мое для работы над словарем-справочником. Мы также искренне благодарны за помощь про­фессору Jerry Gamache (Сан-Августин, США) и Елене Коржовой (Россия, Санкт-Петербург), которые внесли свой вклад в содержание этой книги. Особую признательность мы хотим вы­разить сотрудникам Издательского дома «Пи­тер», всем тем, благодаря благожелательному вниманию которых эта книга увидела свет.

Л. Бурлачук,

С. Морозов.

Киев, март 1998 г.

Авторы будут признательны за все замечания и пожелания читателей. Наш Web-сайт: http://www.tn.com.ue/-psydieg



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 539; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.071 с.)