ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел.



Космос - единство космического пространства и естественных небесных тел. Космическое пространство - обширную территорию, простирающуюся от внешней границы воздушного пространства до пределов лунной орбиты (ближний космос), и за ее пределами (дальний космос). Большинство элементов межд.-правового режима космического пространства идентично для космоса и небесных тел. В Договоре по космосу почти везде – исп.≪космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела≫, т. е. нет приницип.различия прав.режима.

Согласно нормам МКП космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами на основе равенства, без какой бы то ни было дискриминации. Они не подлежат нац.у присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни какими-либо другими средствами.

Есть различия в режимах косм.простр-ва и небесных тел: Луна и др. небесные тела в отличие от космоса должны использоваться исключительно в мирных целях. На них запрещаются создание военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия, проведение военных маневров, угроза силой или применение силы, любые, другие враждебные действия или угроза их совершения.

По Соглашению о Луне 1979 г. Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества.

Участники этого соглашения обязались установить межд. режим эксплуатации природных ресурсов Луны, когда возможность такой эксплуатации станет реальностью.

Особое значение имеет часть космического пространства, известная как геостационарная орбита (ГСО), ГСО –простр.кольцо около 36 тыс.км (по экватору)

Запущенный в это пространство спутник совершает обороты с угловой скоростью, равной угловой скорости вращения Земли вокруг своей оси. В результате этого феномена

спутник постоянно находится в практически неподвижном состоянии относительно поверхности Земли, как бы зависая над определенной точкой. Это создает оптимальные условия для некоторых видов практического использования спутников (например, для осуществления непосредственного телевизионного вещания).

Договорного понятия ≪космический объект≫ пока не выработано. Существует лишь сложившаяся практика регистрации искусственных космических объектов по со- ответствующей Конвенции о регистрации. Согласно ей термин ≪космический объект≫ включает его составные части, а также средства его доставки и их составные части. Необходимо четко устанавливать временной аспект, т. е. момент, с которого искусственный объект становится космическим. Это момент запуска, при этом даже с момента неудачного запуска объект считается космическим. Также объект считается космическим и после возвращения на землю как запланированного, так и аварийного.

Правовой статус космонавтов.

Договора по космосу 1967 г. и Соглашения о спасании космонавтов 1968 г.

МКП – космонавты - "посланцев человечества в космосе" –помощь им от всех Г в случ.аварии. При вынужд.посадке – немедлен.возврат в Г регистрации аппарата. Космонавты помогают др др.

Космонавты независимо от гражданства, находятся под юрисдикцией и контролем государства регистрации космического аппарата. ПС на космические объекты и их части, обнаруженные на территории других государств, сохраняется, и они подлежат возвращению за счет государства регистрации. Сказанное относится ко всем видам космических аппаратов, космическим станциям, геофизическим спутникам.

 

 

М-нар-пр ответств-ть.

Международно-правовая ответственность - это юридические последствия, наступающие для субъекта международного права, нарушившего действующие нормы международного права и свои международные обязательства. Одновременно это и одно из юридических средств обеспечения соблюдения этих норм и возмещения нанесенного ущерба. Практически все правовые системы мира признают международно-правовую ответственность государств, нарушающих нормы международного права и свои обязательства по международным договорам. Цели ответственности: а) сдерживать потенциального правонарушителя (превентивная функция); б) побудить правонарушителя выполнить свои обязанности надлежащим образом (функция обеспечения правопорядка); в) предоставить потерпевшему возмещение за причиненный материальный и моральный ущерб (компенсационная функция); г) воздействовать на будущее поведение субъектов в интересах добросовестного выполнения своих обязательств (превенция и поддержание правопорядка).

последствия, а также формы и объем ответственности могут быть различными в зависимости от тяжести правонарушения, размера нанесенного ущерба, от характера и степени опасности правонарушения и, в частности, могут включать:

а) ответственность за агрессию, геноцид, апартеид, расовую дискриминацию, за нарушение законов и обычаев войны, за отказ от предоставления независимости колониальным странам и народам;

б) обязанность государства-правонарушителя (группы государств-правонарушителей) возместить причиненный ущерб другим субъектам международного права, а в отдельных случаях и их юридическим и физ лицам;

в) применение в соответствии с международным правом к гос-ву-правонарушителю принудительных мер в ответ на правонарушение, вплоть до установления экономической блокады и использования вооруженной силы по ст. 41 или 42 Устава ООН (например, против Ирака и Югославии в 90-х годах и КНДР в 1950-1958 гг.).

получили закрепление в Уставе ООН, в конвенциях, запрещающих геноцид, апартеид, расовую дискриминацию, в многочисленных конвенциях, направленных на защиту окр чел-ка среды (морского, воздушного пространства, животного и растительного мира, Антарктики и др.) и регламентирующих использование источников повышенной опасности (например, за ущерб, причиненный космическими объектами, летательными аппаратами на поверхности Земли, судами с ядерными энергетическими установками и др.

уголовная ответственность физ лиц за преступления против мира, человечности и военные преступления, а также другие международные преступления с неприменимостью срока давности к таким преступлениям Ответственность наступает, если деяния отдельных лиц связаны с преступной деятельностью государства и государственных органов. Эта ответственность получила отражение в Уставах международных военных трибуналов 1945 и 1946 гг., в других международных конвенциях, касающихся уголовных преступлений международного характера, в которых принимают участие должностные лица государственных органов.

Международное правонарушение - это действие или бездействие субъекта мп, в результате чего нарушаются нормы мп и международные обязательства этого субъекта, допустившего неправомерные действия или бездействие, наносящие другому субъекту или группе субъектов мп или всему международному сообществу в целом ущерб материального или нематериального характера. При этом ответственность возникает, как правило, только при наличии причинной связи между противоправным поведением (действием) субъекта международного права и причиненным ущербом. Составными элементами международного правонарушения, влекущего за собой международно-правовую ответственность, являются:- действие или бездействие субъекта (субъектов) международного права нарушающее действующие нормы международных соглашений или международные обычаи; вменяемость правонарушения субъекту международного права причинение ущерба или вреда другому субъекту (субъектам) международного права.

Противоправные действия или бездействие, приводящие к возникновению международно-правовой ответственности субъектов мп, могут совершаться государственными органами, должностными лицами государства, выступающими по его поручению или от его имени, а также специальными органами государства (военными кораблями), наделенными властными полномочиями и выступающими от имени государства. Например, ответственность за захват израильскими военными кораблями греческого судна.

Ответственность государства может наступить за принятие закона или другого нормативного акта, противоречащего нормам международного договора, участником кот оно является, или, наоборот, за непринятие закона, кот оно было обязано принять в соответствии со своими международными обязательствами и которое предотвратило бы противоправное событие или действие. Ответственность государства возникает и за бездействие органов власти в случаях, когда своевременное вмешательство властей могло бы предотвратить неправомерные действия.

Международно-правовая ответственность государства может возникнуть и при превышении полномочий государственными органами или должностными лицами государства, в результате чего может быть нанесен ущерб иностранному государству, его физическим или юридическим лицам. В частности, государство должно компенсировать ущерб при вмешательстве в открытом море в случае аварии нефтяного танкера при условии, если меры, предпринятые им для локализации последствий аварии, превысят те, которые были разумно необходимы для предотвращения, уменьшения или устранения серьезной и реальной опасности загрязнения побережья нефтью (ст. I, VI Международной конвенции относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 г.). Международно-правовая ответственность субъектов международного права может наступать не только в силу нарушения норм мп или обязательств по договорам, но и за вредные последствия правомерной деятельности. Она может наступить при нанесении материального ущерба источником повышенной опасности, использование или применение которого не запрещено международным правом (так называемая ответственность за риск). Например, 24 января 1978 г. в районе Невольничьего озера (Канада) упал советский ИСЗ "Космос-954" с 4 кг уранового топлива в качестве источника энергии, который загрязнил земную поверхность на значительном протяжении. Ущерб был возмещен в соответствии с Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г.

международные правонарушения можно разделить на три большие группы в зависимости от степени их опасности для государств и международного сообщества в целом, масштабов правонарушений и последствий: международные преступления; уголовные преступления международного характера; другие международные правонарушения - деликты.

Международное преступление - это особо опасное международное правонарушение, посягающее на жизненно важные интересы государств и нации, подрывающее основы их существования, грубо попирающее важнейшие основные принципы международного права, представляющее угрозу международному миру и безопасности и всему человечеству.

Уголовное преступление международного характера - это деяние, имеющее международно-общественную опасность, посягающее на интересы нескольких, многих или всех государств. К их числу, в частности, относятся такие наиболее опасные, как международный терроризм, взятие заложников, угон воздушных судов, незаконное производство и распространение наркотических и психотропных веществ, нападения на дипломатические представительства и дипломатов и др.

Другие международные правонарушения (международные деликты) - это противоправные действия, наносящие ущерб отдельному государству или ограниченному кругу субъектов международного права. В этом случае отношения ответственности возникают между государством-правонарушителем и государством, непосредственно пострадавшим, а само правонарушение весьма малозначимо и не затрагивает основ существования государств и наций, не относится к правонарушениям первых двух групп. К таким правонарушениям относятся, например, попустительство (бездействие) государственных органов, не пресекающих противоправную деятельность против дипломатических представительств зарубежных государств (битье стекол посольства, срыв государственного флага иностранного государства и т.п.), нарушение торговых обязательств и др. При отсутствии явного умысла или намерения нанести ущерб противоправным действием правонарушение может и не повлечь за собой международно-правовой ответственности в силу своей мало-значимости.

Существуют два вида международно-правовой ответственности государств - политическая и материальная.

Политическая ответственность, как правило, сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-правонарушителя и сочетается с материальной ответственностью. Наиболее распространенной формой политической ответственности являются реторсии, репрессалии, сатисфакция, ресторация, приостановление членства или исключение из международной организации, подавление агрессора силой, которые реализуются посредством применения санкций.

Санкции - это принудительные меры, применяемые к государству-нарушителю. Они могут быть применены международными организациями, например, ООН, группой государств или отдельными организациями. Объем и виды санкций зависят от степени тяжести правонарушения и нанесенного ущерба. как форма принуждения применяются только в случае совершения тяжкого международного преступления. в др случаях нельзя считать правомерным, т.к. по существу, санкции являются реакцией государств на умышленное совершение противоправных действий или умышленное причинение значительного ущерба.

Реторсиями считаются принудительные действия одного государства, направленные против другого государства, нарушившего интересы первого. Реторсия может быть только ответом одного государства на определенные недружественные действия другого государства с целью восстановления нарушенных прав. К реторсиям относятся: отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт; выдворение из страны равного числа дипломатов государства и т.д.

Репрессалии (невооруженные) - это правомерные принудительные действия одного государства против другого государства. применяются в ответ на неправомерные действия др государства с целью восстановления нарушенного права. должны быть соразмерными причиненному ущербу и тому принуждению, кот необходимо для получения удовлетворения. Могут выражаться в приостановлении или разрыве дипломатических отношений, введения эмбарго (запрещения) на ввоз товаров и сырья с территории государства-нарушителя и др.

Сатисфакция (удовлетворение) - это предоставление государством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб, причиненный его чести и достоинству. Сатисфакция может быть выражена в виде официального принесения извинения, выражения сожаления или сочувствия, заверения в том, что подобные неправомерные акции не будут иметь место в будущем, оказания почестей флагу потерпевшего государства или исполнения его гимна в соответствующей торжественной обстановке и т.д.

Материальная ответственность наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанных с причинением материального ущерба. Она может быть выражена в форме репарации, реституции и субституции. Репарации представляют собой возмещение материального ущерба в денежном выражении, товарами, услугами. Объем и вид репараций, как правило, применяются на основе международных договоров. Реституции - это возврат в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с территории противника. Например, в соответствии со ст. 75 Мирного договора между союзными державами и Италией от 10 февраля 1947 г. Италия обязалась вернуть "в возможно кратчайший срок имущество, вывезенное с территории любой из стран Объединенных Наций". Объектом реституции может быть также возвращение неправомерно захваченного или неправомерно задержанного имущества в мирное время, т.е. вне связи с военными действиями.

Субституция - разновидность реституции. предст собой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, транспортных средств, художественных ценностей, личного имущества и т.п.

Особой формой политической ответственности государств является приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации (лишение права голоса, права на представительство в главных органах, права на получение помощи и обслуживание и др.), и как крайняя мера - исключение из международной организации. Например, за агрессию против Финляндии вопреки существовавшему международному договору между СССР и Финляндией о ненападении СССР был исключен из Лиги Наций в 1940 г.

Ответственность международных организаций основывается на их правосубъектности и непосредственно вытекает из нее. Эта ответственность носит специфический характер. Объем и пределы ответственности международных организаций неодинаковы, они зависят от объема правосубъектности и природы международных организаций.

В настоящее время в ряде договоров содержатся положения об ответственности международных организаций. Так, например, ст. 57 Устава ООН предусматривает ответственность специализированных учреждений ООН в соответствующих областях (экономической, социальной, культуры и т.д.). В соответствии с Договором о космосе 1967 г. международная организация несет ответственность за выполнение положений данного Договора, если она осуществляет соответствующую деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела (ст. VI). Согласно ст. V и XII Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г., международная организация, осуществляющая или организующая запуск космического объекта, несет ответственность за любой причиненный этим объектом ущерб. Несут ответственность и участвующие в такой организации государства.

Ответственность международной организации наступает при правонарушении независимо от того, нарушена ею (ее органами) норма международного права, норма внутреннего права организации или норма внутригосударственного права. Международные организации могут выступать субъектами ответственности по международному публичному и международному частному праву. Чтобы международная организация несла ответственность, необходимы наличие ее вины и нарушение обязательства, предусмотренного международно-правовой нормой, а также причинение ущерба или вреда.

 





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.190.82 (0.007 с.)