ТОП 10:

Международно-правовое регулирование прав человека. Международные стандарты прав личности.



 

Права человека с позиций МП - это права, существенные для характеристики правового положения лица в любом современном обществе.

Права человека - одна из отраслей современного МП, которая объединяет отрасли и нормы, закрепляющие основные и производные права человека и определяющие стандарты демократии в межд. и национальных системах.

В современных условиях межд.-правовое значение прав человека возросло т.к. большинство демократических государств признает в качестве основополагающего принципа примат прав человека над всеми остальными сферами взаимных обязанностей государства и общества.

Права НЕЗЫБЛЕМЫ.

Межд. документы в области прав человека:

Устав ООН;

Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;

Межд. пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;

Межд. пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;

Иные межд. договоры (например, Конвенции МОТ).

В МП существует концепция трех поколений прав человека.

1) гражданские и политические права – дем.ГУ.

2) экон, соц и культ права – опред.соц, эконом.культ. условия.

3) коллективные права. – нации, народы.

 

Всеобщая декларация прав человека 1948 г.

Декларация имеет только статус рекомендации, но на её основании были приняты два обязательных для участников договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Отдельные положения декларации, такие как запрет пыток и рабства, являются обязательными как императивная норма; в отдельных странах Декларация признается частично.

недостатки – отсутствие мероприятий, и форм-юрид.хар-р.

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. Геноцид - действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-л национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую (меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы).

Апартеид - это политика и практика расовой сегрегации и дискриминации.

Межд. конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. (разделение по рас.признаку (гетто), эксплуатация труда членов рас.группы.)

Конвенция о запрещении пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.

Пытка - любое действие, которым какому-л. лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание

Международные стандарты прав человека. - межд.-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принцип уважения прав человека.

В соот. С Уставом ООН – Г обязуются соблюдать МС прав человека – внутр.компетен. Г.

(для одних это Конст, др. треб-ся эконом, культ, соц предпосылки)

МС могут быть:

1) универсальными, т. е. признанными во всем мире, и региональными.

2) Региональные – из традиций уровня развития какой-л.группы стран (более шир, конкрет).

Существует два уровня межд. защиты прав человека:

- универсальный - (Генеральная Ассамблея, ЭКОСОС, Комиссия по правам человека,

Комиссия по правам женщин, верховный комиссар по правам человека, ЮНЕСКО, МОТ).

- региональны – работа Совета Европы - Европейская комиссия по правам человека –ЕСПЧ.

Существует три основные меры контроля за соблюдением прав человека:

- рассмотрение в ООН периодических докладов государств;

- рассмотрение споров о толковании и осуществлении конкретных соглашений;

- рассмотрение индивидуальных петиций.

 

 

Междунар договор.

Процесс заключения международного договора представляет собой ряд последовательных действий (стадий) — от проявле­ния инициативы заключения договора до вступления его в си­лу. Сложность процесса заключения договора, его длительность определяется такими обстоятельствами, как степень стремле­ния участников идти на уступки и компромиссы. Инициатива заключения договора может исходить от одного или нескольких государств, а также от международных органи­заций. Они же, как правило, берут на себя обязанности по ор­ганизации процесса заключения международного договора. Договор заключается представителями госу­дарств. Для этой цели им выдаются специальные документы — полномочия, определяющие, на совершение каких действий по заключению договора уполномочено данное лицо (ведение пе­реговоров, принятие подготовленного текста договора и др.). В РФ решение вопроса о наделении со­ответствующими полномочиями оформляется специальным ак­том — указом или распоряжением Президента, постановлением или распоряжением Правительства.

Подготовка текста договора. Текст договора разрабатывается на переговорах (непосредственных или по дипломатическим каналам), на конференциях или в рамках международных орга­низаций. Переговоры по выработке текста договора ведутся либо непо­средственно, либо с использованием дипломатических средств. Гос-ва через уполномоченных лиц доводят до сведения друг друга свои позиции по обсуждаемой проблеме (или пред­ставляют конкретные проекты договора). Затем на основе их тщательного изучения и оценки они предлагают для согласова­ния возможные изменения, уточнения позиций и соответствен­но проекта договора. Путем взаимных уступок и компромиссов проект подвергается изменениям до тех пор, пока он не станет приемлемым для всех участников. Иногда для подготовки до­говора по сложной проблеме используются и дипломатические каналы, и переговоры на уровне делегаций, и встречи минист­ров иностранных дел, и встречи на высшем уровне. Международные конференции и международные организации используются государствами для выработки текстов многосто­ронних договоров.

Принятие текста договора. Для подтверждения того, что текст договора является окончательно согласованным и подлинным документом, необходимо соответствующим образом оформленное его принятие (уста­новление аутентичности). Оно может быть предварительным и окончательным. Предварительное принятие текста договора осуществляется посредством голосования, парафирования, подписания.

Путем голосования, как правило, принимается текст догово­ра, подготовленный на междунар конференции или в МО. Это решение оформляется ак­том — резолюцией международной конференции или соответ­ствующего органа международной организации, которая при­нимается большинством голосов (простым или двумя третями в зависимости от правил, одобренных на конференции или в организации).

Парафирование — это скрепление инициалами уполномо­ченных лиц каждой страницы договора в знак согласия с тек­стом. Такая форма предварительного принятия текста договора применяется в отношении двусторонних договоров или догово­ров с небольшим числом участников.

Двусторонние договоры составляются на языках государств-участников, многосторонние — на языках по выбору участни­ков (иногда на одном приемлемом для всех языке). Двусторонние договоры также могут быть предварительно приняты на одном уровне, а окончательно — на другом.

Согласие на обязательность договора. Это — следующая ста­дия заключения международного договора, необходимая для вступления его в силу. Формы выраж такого со­гласия: а) подписание; б) обмен документами, образующими договор; в) ратификация; г) утверждение (принятие); д) при­соединение к договору.

Способы выражения согласия отличаются друг от друга по уровню и процедуре их осуществления.

Ратификация — это согласие государства на обязательность договора, выраженное высшим органом государственной вла­сти в соответствии с процедурой, установленной националь­ным законодательством. Международные договоры РФ ратифицируются Федераль­ным Собранием РФ. Государственная Дума Федерального Соб­рания рассматривает внесенный Президентом или Правитель­ством на ратификацию международный договор. После обсуж­дения в комитетах и комиссиях принимается решение о ратификации в форме федерального закона. Такой закон под­лежит обязательному-рассмотрению в Совете Федерации Феде­рального Собрания. Принятый им федеральный закон о ратификации направляется Президенту для подписания и опуб­ликования.

Согласно ст. 14 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. согласие на обязательность договора выража­ется ратификацией, если: 1) договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией; 2) иным образом установ­лено, что участвующие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации; 3) представитель государства подписал договор под условием ратификации; 4) намерение го­сударства подписать договор под условием ратификации выте­кает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров.

Национальным законодательством может быть определен перечень тех договоров, которые подлежат ратификации. Феде­ральный закон «О международных договорах Российской Феде­рации» включает в этот перечень следующие виды договоров РФ: а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также договоры, устанавливающие иные правила, чем предусмотренные зако­ном; б) предметом которых являются основные права и свобо­ды человека и гражданина; в) о территориальном разграниче­нии Российской Федерации с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы РФ, а так­же о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ; г) об основах межгосударствен­ных отношений, по вопросам обороноспособности Российской Федерации и обеспечения международного мира и безопасно­сти (в том числе по вопросам разоружения), а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности; д) об уча­стии Российской Федерации в межгосударственных союзах, ме­ждународных организациях и иных межгосударственных объе­динениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий РФ или устанавливают юри­дическую обязательность решений их органов для Российской Федерации.

Одновременно с принятием решения о ратификации между­народного договора составляется ратификационная грамота, имеющая три части: а) вступительную, в которой указывается высший орган государства, ратифицировавший договор; б) ос­новную, где воспроизводится текст договора с оговорками и (или) заявлениями, если они сделаны; в) заключительную, со­держащую заявление о неукоснительном и добросовестном вы­полнении договора.

При заключении двустороннего договора государства — его участники — обмениваются ратификационными грамотами. Как правило, если договор заключается на территории одного государства, то обмен грамотами происходит на территории другого. При заключении многостороннего договора ратификацион­ные грамоты сдаются на хранение депозитарию. Обмен ратификационными грамотами или их депонирова­ние — это своеобразное совместное исполнительное соглаше­ние государств о согласии на обязательность договора. Оно входит в ряд последовательных действий государств, необходи­мых для приведения в действие нормы договора о вступлении его в силу, а вместе с ней — и всего договора.

Утверждение — предусмотренная в договоре упрощенная процедура выражения согласия на обязательность договора. Национальным законодательством устанавливается круг госу­дарственных органов, в компетенцию которых входит утвер­ждение договоров. В зависимости от уровня заключенные до­говоры РФ утверждаются Федеральным Собранием, Президен­том, Правительством или другими федеральными органами.

Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1997 г. было утверждено Соглашение между Российской Федерацией и Ев­ропейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) о займе для финансирования проекта постприватизационной поддерж­ки предприятий от 13 апреля 1997 г.

Присоединение. Если государство по каким-либо причинам не участвовало в договоре, оно может к нему присоединиться. Порядок и условия присоединения оговариваются в договоре. Как правило, присоединение осуществляется после вступления договора в силу путем депонирования ратификационной грамо­ты или иного документа о присоединении. Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о получении за границей доказательств по граждан­ским или торговым делам».

Вступление договора в силу. Договоры вступают в силу в том порядке и в тот срок, которые указаны в договоре. До­говоры, не подлежащие ратификации или утверждению, всту­пают в силу: 1) с момента подписания; 2) по истечении опре­деленного срока после подписания; 3) с указанной в договоре даты. Порядок вступления в силу договоров, подлежащих ратифи­кации, обусловлен их характером. Двусторонние договоры вступают в силу: 1) в день обмена ратификационными грамотами; 2) по истечении установленно­го срока (часто — 30 дней) со дня обмена грамотами.

Многосторонние договоры вступают в силу: 1) в день сдачи на хранение депозитарию определенной по счету ратификаци­онной грамоты; 2) по истечении установленного срока после сдачи на хранение определенной по счету грамоты; 3) в день сдачи на хранение определенного количества грамот с указани­ем конкретных государств, чьи грамоты обязательно должны быть сданы. Офиц опубликование заключенных международных договоров осуществляется как на государственном уровне, так и в рамках международных организаций. Вступившие в силу для РФ международ­ные договоры, решения о согласии на обязательность которых приняты в форме федерального закона, официально публику­ются в «Собрании законодательства РФ», вступившие в силу для РФ международные договоры — в «Бюллетене международных договоров». Договоры межведомственного характера публикуются в официальных из­даниях этих органов. зарегистрированные в Секре­тариате ООН, подлежат опубликованию в периодически изда­ваемом сборнике, именуемом «Treaty Series». В рамках Совета Европы издаются европейские конвенции — «European Treaty Series».

Право внешних сношений.

Право внешних сношений — это совокупность международно-правовых норм, регламентирующих структуру, порядок формирования и деятельности, функции и юридический статус органов государства, обеспечивающих представительство в сфере межгосударственного общения. Основу данной отрасли составляют нормы дипломатического права и нормы консульского права, в связи, чем традиционно принято именовать этот комплекс дипломатическим и консульским правом. Традиционными источниками права внешних сношений являются договор и обычай. Причем в дипломатическом и консульском праве длительное время доминирующими являлись обычные нормы международного права. Первым соглашением общего характера явился Венский протокол 1815 г. о рангах дипломатических представителей, который впоследствии был дополнен Аахенским протоколом 1818 г. В современном международном праве основными источниками, которые кодифицировали эту отрасль права, являются: Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., Конвенция о специальных-миссиях 1969 г., Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 года. Следует иметь в виду и двусторонние соглашения по дипломатическим вопросам, консульские конвенции, соглашения (протоколы) относительно торговых представительств. Что же касается международных конференций, то их нормативная регламентация является всецело индивидуализированной, поскольку правила процедуры разрабатываются применительно к данной конференции. Правовое положение и порядок деятельности органов внешних сношений в соответствии с нормами международного права регламентируются актами национального законодательства, в числе которых Конституция РФ, Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации", отдельные статьи ряда других федеральных законов, Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 14 марта 1995 г., Положение о Посольстве Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 28 октября 1996 г., а также продолжающие действовать не противоречащие законодательству РФ нормы Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР 1966 г. и Консульского устава 1976 г. (ведется разработка Закона о дипломатической службе и Консульского устава РФ).

В структуре права внешних сношений выделяются дипломатическое право, консульское право, право специальных миссий, дипломатическое право международных организаций. Общий предмет правового регулирования указанных подотраслей определяется как официальная деятельность государств в международных отношениях с помощью соответствующих органов внешних сношений. При этом показаны различия в правовом статусе, привилегиях и иммунитетах органов внешних сношений, осуществляющих свою деятельность в каждой из этих сфер.

Органы внешних сношений — это органы государства, посредством которых осуществляются его связи с другими государствами и иными субъектами международного права. Все органы внешних сношений подразделяются на внутригосударственные и зарубежные. Внутригосударственные в свою очередь являются либо органами общей компетенции, либо специальными. Группу органов общей компетенции (конституционных) образуют глава государства, высший представительный орган (парламент) и правительство. В Российской Федерации это: Президент РФ (определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях), Федеральное Собрание (принимает законы, в том числе по вопросам международных отношений, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты Государственной границы РФ, войны и мира+ решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории), состоящее из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации, Правительство РФ (осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации. От имени Правительства подготавливаются и заключаются международные договоры РФ, именуемые межправительственными договорами. Председатель Правительства Российской Федерации ведет переговоры и подписывает такие договоры. + принимает меры, направленные на обеспечение выполнения международных договоров).

К специальным органам внешних сношений Российской Федерации относится ряд федеральных министерств и ведомств (Министерство иностранных дел РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная пограничная служба РФ, некоторые другие органы в пределах их компетенции).

Зарубежные органы внешних сношений — это органы государства, расположенные за его пределами и выполняющие функции защиты прав и интересов своего государства, граждан и юридических лиц. Зарубежные органы подразделяются на постоянные (дипломатические представительства, консульские учреждения, торговые представительства, представительства при международных организациях) и временные (делегации государств на .сессиях международных организаций, на международных конференциях, специальные миссии).

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.209.80.87 (0.012 с.)