ТОП 10:

II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К УЧЕБНЫМ ЗАНЯТИЯМ



I. ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

При организации и проведении занятий по теме № 2 «Методическая подготовка» необходимо соблюдать следующие организационно-методические указания:

1. Преподавание учебного материала дисциплины «Устройство танков» базируется на теоретических знаниях студентов по естественнонаучным и общепрофессиональным дисциплинам.

Дисциплина «Устройство танков» являются базовой для подготовки студентов к последующему обучению эксплуатации, восстановлению БТВТ, ремонту ЭСО и вождению боевых машин.

2. Основными условиями достижения учебных и воспитательных целей являются:

- заблаговременная разработка учебно-методических материалов;

- тщательная и творческая подготовка преподавательского состава к каждому занятию;

-применение при проведении учебных занятий преподавателями как традиционных, так и современных технологий обучения, способствующих качественному усвоению учебного материала и развитию творческого мышления обучаемых;

-постоянное внимание ППС на привитие студентам профессиональных и методических навыков на всех занятиях;

-использование индивидуального подхода в обучении, развитие у обучаемых их личных способностей, самостоятельности в принятии решений и действиях;

-использование ТСО и материальной части при проведении групповых и практических занятий;

-высокая организация работы студентов в часы самостоятельной работы, глубокое изучение рекомендованной литературы, учебных материалов.

3. Данная тема отрабатывается на следующих занятиях:

Порядок отработки учебных вопросов темы:

№ п/п Виды учебных занятий Кол-во часов Темы и учебные вопросы занятия, самостоятельной работы Материальное обеспечение занятия Место проведения
    Тема №2. Методическая подготовка      
Занятие 1 Групповое №2 Методическая подготовка Учебные вопросы 1. Основы методики проведения занятий с личным составом по технической подготовке. 2. Последовательность подготовки к занятиям, методическая документация и материально-техническое обеспечение. 1. Мультимедийная установка. 2 Слайды.   Класс  
 
Занятие 2 Практическое №2 Подготовка студентов к проведению занятий. Учебные вопросы 1. Распределение студентов в должности помощника руководителя, руководителя занятия на учебные места. 2. Выдача заданий на написание план-конспекта по теме № 1 «Общее устройство, боевая и техническая характеристика танка». Занятие 2. Практическое. 3. Подготовка к проведению занятию. 1. Мультимедийная установка. 2 Слайды.   ЛГМ  

 

При организации и проведении занятий по теме № 2 «Методическая подготовка» необходимо выполнять следующие организационно-методические рекомендации:

1. Тема отрабатывается на двух занятиях: занятие №1 – групповое, занятие №2 – практическое.

На групповом занятии изучить основной объём учебного материала: Основы методики проведения занятий с личным составом по технической подготовке. Последовательность подготовки к занятиям, методическая документация и материально-техническое обеспечение.

Основным методом обучения студентов является объяснение материала с показом на слайдах.

Основное усилие руководитель занятия должен уделять главным вопросам занятия. Для этого необходимо выделять наиболее важные вопросы. Не следует увлекаться изложением второстепенных вопросов, которые обучаемые могут освоить самостоятельно.

При изучении нового учебного вопроса руководитель каждый раз должен четко называть рассматриваемый вопрос, а затем раскрывать его содержание.

При переходе от одного изученного вопроса к другому вновь изучаемому вопросу должно быть логическое обоснование. Излагаемый материал должен сопровождаться пояснением. В ходе изучения материала преподаватель должен руководить записями студентов в тетрадях. Материал, который необходимо записать должен излагаться медленнее и, если необходимо повторяться. Диктовать изучаемый материал не допускается. Дословно в кратких и сжатых формулировках записываются только основные определения не допускающих двойного толкования. Новые технические термины, общепринятые сокращения, формулы, цифровые данные необходимо записывать на доске, слайдах. Записи на доске должны быть четкими.

С целью активизации познавательной деятельности обучаемых и проверки степени усвоения изучаемых вопросов, в ходе группового занятия, применять приёмы: беседы, элементы деловой игры, создавать проблемные эксплуатационные ситуации.

Закрепление приобретенных знаний проводить как в конце изложения каждого учебного вопроса, так и в конце занятия. Для закрепления знаний необходимо отводить 5-7 % учебного времени. Закрепление производить методом беседы. Положительные оценки, полученные студентами в ходе опроса, выставляются в журнал.

На практическом занятии студенты в должности помощника руководителя занятия, руководителя занятия на учебных местах проводят занятия по теме № 1 «Общее устройство, боевая и техническая характеристика танка».

Качество проведения практического занятия должно обеспечить подготовку студента для проведения занятий в должности помощника руководителя занятия, руководителя занятия на учебных местах на последующих практических занятиях.

2.Руководителем занятия (преподавателем), накануне проведения практического занятия, проводится:

-тщательная индивидуальная подготовка преподавателя и руководителей занятий на учебных местах;

-разработка необходимой методической документации;

-определение учебно-материальной базы и инструмента необходимого на занятия;

- подача заявки заведующему лабораторией на подготовку материального обеспечения занятия;

- проверка готовности материального обеспечения занятия;

-ИМЗ с ППС и руководителями занятий студентами на учебных местах;

-консультация студентов учебного взвода по вопросам практического занятия;

-формирование экипажей (учебных групп) из состава учебного взвода.

3. Обучаемые, накануне проведения практического занятия, изучают материал группового занятия, требования техники безопасности при проведении практического занятия на технике. Студенты, назначенные руководителями занятий на учебные места, изучают рекомендуемую литературу, составляют план-конспект проведения занятия, прибывают к преподавателю на инструкторско-методическое занятие.

4. Под постоянным вниманием преподавательского состава должно быть привитие студентам командных и методических навыков и навыков воспитательной работы на практическом занятии. В ходе проведения практического занятия назначать обучаемых на роли руководителей занятий на учебных местах (точках).

5. Тема заканчивается проведением текущего контроля в ходе практического занятия. По результатам контроля каждому студенту выставляется общая оценка в журнал. В ходе практического занятия 100% студентов должны быть оценены.

6. Разбор темы производится на последнем занятии с подробным анализом знаний каждого курсанта, с указанием достигнутых успехов и недостатков. Указываются пути устранения недостатков слабоуспевающих студентов. Отмечаются успехи сильных студентов с рекомендацией привлечь их к военно – научной работе.

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

 

2.1. При организации и проведении группового занятия № 1 «Методическая подготовка» необходимо соблюдать следующие организационно-методические указания:

1. При подготовке преподавателя к проведению группового занятия № 1:

- изучить программу и тематический план группового занятия № 1, методическую разработку для проведения учебных занятий по теме № 5 учебной дисциплины «Устройство танков» «Общее устройство системы электрооборудования. Источники электрической энергии»;

- уяснить организацию, содержание и методику проведения занятия;

- изучить рекомендованную литературу:

- "Программа боевой подготовки подразделений Сухопутных войск. Книга 2 - для танковых подразделений" М.2005г.

-"Программа боевой подготовки учебных танковых подразделений" стр. 9-10, 48-70

- "Руководство по технической подготовке личного состава ВС РФ« МО РФ М. 2001.стр.55-120.

- "Методическое пособие по технической подготовке танковых подразделений" Воениздат 1977г. стр. 12-39, 46-51.

- с учетом рекомендаций кафедры (ПМК) и своих индивидуальных особенностей, опыта проведения занятий, специфики подготовки конкретного учебного взвода, составить план проведения занятия (форма план проведения занятия определена в приложении методической разработке поданной теме);

- определить учебно-материальную базу, необходимую на данное занятие;

- подать заявки заведующему лабораторией на подготовку материального обеспечения занятия;

- проверить готовность материального обеспечения занятия;

- доложить о готовности к занятиям начальнику цикла и утвердить план проведения занятия.

2. При подготовке студентов к проведению группового занятия № 1:

- изучить место, время проведения занятия согласно расписания занятий;

- подготовить к занятию тетрадь, ручки, карандаш, линейку, ластик.

3. При подготовке к групповому занятия № 1 необходимо подготовить следующее учебно-материальное обеспечение:

-технические средства обучения: мультимедийная установка – 1шт.;

-наглядные пособия: презентация по теме №2;

4. В начале вводной части группового занятия довести до студентов номер и наименование темы и цели изучения темы, время, отводимое на её изучение, виды занятий, основные учебные вопросы, обосновать необходимость темы и её актуальность.

В дальнейшем акцентировать внимание на изучаемых вопросах и целях группового занятия.

5. Сопровождение изучаемого материала группового занятия осуществлять показом текстуального и графического материала, необходимого для записи в рабочие тетради, с использованием презентации.

В ходе изучения материала по первому учебному вопросу «Основы методики проведения занятий с личным составом по технической подготовке», изучить с обучаемыми основы методики проведения занятий с личным составом по технической подготовке, используя высвеченный слайде. Проверить, как обучаемые усвоили материал. Опросить 1-2 обучаемых. Ответить на вопросы обучаемых. По окончании изучения первого учебного вопроса плавно перейти ко второму учебному вопросу.

В ходе изучения материала по второму учебному вопросу «Последовательность подготовки к занятиям, методическая документация и материально-техническое обеспечение», акцентировать внимание студентов на последовательности подготовки к занятиям, методической документации и материально-техническом обеспечение, использую материал, высвеченный на слайде. Опросить 1-2 обучаемых. Ответить на вопросы обучаемых.

6. В заключительной части напомнить студентам тему, учебные вопросы и цели группового занятия, а также указать степень достижения целей. Дать обучаемым под запись задание для самостоятельной работы.

7. Текущий контроль провидится в ходе практического занятия.

2.2. При организации и проведении группового занятия № 1 «Методическая подготовка», необходимо соблюдать следующие организационно-методические рекомендации:

 

Учебные вопросы и краткое содержание Время, мин. Методические указания
Вводная часть: 15 мин.  
Проверка готовности к занятию; Принять рапорт, проверить наличие и внешний вид студентов, отметить отсутствующих, оформить журнал. Провести контрольный опрос по пройденной теме. Постановка задачи на занятие.     Обратить внимание на выполнение всеми студентами положений строевого устава. Контрольный опрос по пройденной теме проводить методом написания летучки или опросом 3-5 студентов. Объявить тему, цели, учебные вопросы занятия, порядок ее изучения. Тему занятия написать на доске или высветить ее на слайде.
Основная часть: 70 мин.  
1. Основы методики проведения занятий с личным составом по технической подготовке. (Смотри учебный материал по данному занятию, учебный вопрос №1). 1.1. Задачи обучения 1.2. Принципы и обязанности руководителя занятия по технической подготовке.   1.3. Планирование технической подготовки. 35 мин. Объявить первый учебный вопрос.   Использую материал, высвеченный на слайде, методом рассказа, довести до обучаемых, задачи обучения, принципы и обязанности руководителя занятия по технической подготовке, планирование технической подготовки: Проверить, как обучаемые усвоили материал. Опросить 1-2 обучаемых. Ответить на вопросы обучаемых.
2. Последовательность подготовки к занятиям, методическая документация и материально-техническое обеспечение. (Смотри справочный материал по данному занятию учебный вопрос №2).   2.1 Предварительная подготовка руководителей занятия   2.2 Подготовка руководителя к конкретному занятию   2.3. Виды занятий и методы их проведения   2.4. Построение занятия 35 мин.   Объявить второй учебный вопрос.   Использую материал, высвеченный на слайде, методом рассказа, довести до обучаемых, предварительную подготовку руководителей занятия, подготовку руководителя к конкретному занятию, виды занятий и методы их проведения, построение занятия     Проверить, как обучаемые усвоили материал. Опросить 1-2 обучаемых. Ответить на вопросы обучаемых.
Заключительная часть. 5 мин.  
Подведение итогов занятия: -напомнить тему, цели занятия; -отметить степень усвоения материала; -отметить положительные стороны и недостатки; -ответить на вопросы студентов; -выдать задание на самостоятельную подготовку    

 

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

к занятию №1. Методическая подготовка

Учебный вопрос №1. Основы методики проведения занятий с личным составом по технической подготовке.

Задачи обучения

Техническая подготовка является одним из основных предметов обучения личного состава частей и подразделений, вооруженных бронетанковой техникой. Она направлена на подготовку экипажей, обладающих знаниями и навыками, необходимыми для обеспечения технически грамотной эксплуатации боевых машин, содержания их в постоянной боевой готовности и умелого применения в бою.

Конкретные задачи технической подготовки для каждой категории обучаемых, ее объем (в учебных часах) и содержание определяются программами боевой подготовки личного состава учебных и линейных подразделений.

Успешное выполнение задач технической подготовки достигается:

—повседневным руководством технической подготовкой со стороны старших начальников, высокой их требовательностью и оказанием частям и подразделениям своевременной и конкретной помощи в устранении выявленных недостатков;

— правильной организацией технической подготовки и высоким качеством проведения всех занятий в полном объеме программ боевой подготовки;

— постоянным совершенствованием технических знаний и практических навыков личного состава в процессе повседневной эксплуатации боевых машин;

— систематическим совершенствованием технических знаний и методических навыков руководителей занятий по технической подготовке;

— наличием учебно-материальной базы, отвечающей современным требованиям боевой подготовки войск.

Обучение личного состава должно быть неразрывно связано с его воспитанием. Поэтому на всех занятиях по технической подготовке необходимо прививать обучаемым высокие морально-волевые качества, советский патриотизм, глубокое понимание своего воинского долга, верность военной присяге, дисциплинированность, любовь к боевой технике и чувство личной ответственности за содержание ее в постоянной боевой готовности.

1.2. Принципы и обязанности руководителя занятия по технической подготовке.

Руководитель занятия должен обладать не только конкретными знаниями, но и уметь передавать свои знания обучаемым. Проводя любые занятия, он должен исходить из следующих основных принципов:

· воспитательная направленность процесса обучения;

· верность военной присяге, народу и Отечеству;

· учить тому, что необходимо на войне;

· систематичность и последовательность изложения учебного материала;

· сознательность и активность усвоения материала;

· тесная взаимосвязь теории с практикой;

· доходчивость изложения материала и наглядность его преподнесения;

· систематичность и последовательность в обучении;

· прочность усвоения знаний, овладения навыками и умениями;

· обучение на высоком уровне трудности, недопущение послаблений в учебе;

· индивидуальный подход и опора на коллектив в обучении.

Руководитель занятий по технической подготовке непосредственно отвечает за качество обучения личного состава.

Он обязан:

1. В совершенстве знать материальную часть изучаемой боевой техники, правила ее эксплуатации и технологию войскового ремонта, уметь образцово выполнять все практические работы по техническому обслуживанию машин. Систематически повышать уровень своих знаний, практических навыков и методического мастерства.

2. При обучении личного состава строго руководствоваться программой, знать ее содержание, учебные цели и задачи технической подготовки всех категорий обучаемых. Знать уровень общеобразовательной и технической подготовки каждого обучаемого, их индивидуальные способности.

3. Тщательно готовиться к проведению каждого занятия, используя необходимую техническую и методическую литературу, а также имеющиеся в части типовые методические разработки. Своевременно составлять и представлять на утверждение старшему начальнику план (план-конспект) проведения занятия. Заблаговременно готовить к занятиям все необходимое материальное обеспечение, своевременно подавая в техническую часть заявки на учебно-боевые машины и другое оборудование; контролировать готовность материального обеспечения накануне занятия.

4. Все занятия проводить на высоком организационно-методическом уровне, обеспечивая успешное выполнение учебных целей занятий. Строго следить за соблюдением на занятиях мер безопасности и, требовать от обучаемых бережного отношения к учебному оборудованию. В своих действиях быть принципиальным, требовательным и в то же время внимательным к обучаемым.

5. Вести учет посещаемости, успеваемости и накопления практических навыков; после проведения занятия делать необходимые записи в журнале учета боевой подготовки.

1.3. Планирование технической подготовки:

Боевая подготовка в Вооруженных силах проводится в два этапа:

1 этап – подготовка специалистов в учебных подразделениях – 3 месяца (командиры танков, механики-водители, наводчики орудий);

2 этап – подготовка в составе штатных подразделений.

Боевая подготовка делится на 2 периода – зимний и летний, по 6 месяцев каждый и организуется в соответствии с руководящими документами по боевой подготовке.

Руководящие документы по боевой подготовки:

-Программа боевой подготовки (Министерство Обороны РФ).

- Приказ Командующего войсками округа на новый учебный год (Управление боевой подготовки округа).

- План боевой подготовки на учебный период части.

- Выписка из плана боевой подготовки на учебный период части (в штабе батальона).

В этом плане указывается тематический расчет часов по каждой учебной дисциплине.

- План основных мероприятий на месяц и расписание занятий на неделю (в роте).

Программа боевой подготовки по технической подготовке содержит:

-требования к технической подготовке;

- учебные и воспитательные цели, которые необходимо достигать в процессе проведения занятий, тренировок по технической подготовке, при проведении обслуживания техники в парке, а также по окончании изучения каждой темы;

- номера и названия тем и занятий по технической подготовке;

- время, отводимое на каждое занятие;

- содержание занятий.

Основным документом планирования технической подготовки является план боевой подготовки части, батальона на период обучения. В нем определяется количество часов, отводимых на техническую подготовку для различных категорий обучаемых, и перечень тем и нормативов, подлежащих изучению в каждом месяце данного периода.

В линейных частяхтехническая подготовка экипажей боевых машин планируется так, чтобы в условиях периодических (два раза в год) изменений их состава в кратчайшие сроки осуществить слаживание экипажей в выполнении работ по техническому обслуживанию машин, обеспечить содержание боевой техники в постоянной боевой готовности и подготовить весь личный состав подразделений и частей к предстоящим тактическим учениям.

Тренировки в выполнении нормативов по технической подготовке планируются и проводятся на специально организуемых учебных (рабочих) местах во время практических занятий по технической подготовке, на занятиях по другим предметам обучения, проводимых на материальной части, и в ходе тактических учений. Планированием должно быть обеспечено последовательное и полное выполнение в течение учебного года (периода обучения) всех положенных нормативов.

Материальное обеспечение технической подготовки должно планироваться одновременно с разработкой плана боевой подготовки. Наиболее полное обеспечение занятий по технической подготовке необходимым учебным оборудованием и учебно-боевыми машинами достигается за счет изменения последовательности отработки тем программы в подразделениях на основе тщательного расчета потребности в материальном обеспечении и возможностей их удовлетворения. Результаты расчета учитываются при определении сроков отработки тем программы каждым подразделением.

В плане-календаре боевой подготовки части, кроме того, должно быть указано, какие задачи (темы) технической подготовки должны быть отработаны в комплексе с другими предметами обучения: при проведении тактических учений, при обслуживании машин после занятий (учений), при переводе машин на режим сезонной эксплуатации и при постановке их на хранение.

Выделение учебно-боевых машин на обеспечение технической подготовки в полном соответствии с расчетом должно быть предусмотрено планом эксплуатации бронетанковой техники части.

Боевая подготовка в батальоне планируется на основании выписок из плана боевой подготовки части на планируемый месяц. Руководствуясь данными выписки, в батальоне разрабатывается месячный план боевой подготовки. В нем наряду с другими предметами обучения понедельно указываются темы и заня­тия программы технической подготовки, отрабатываемые с различными категориями обучаемых, и отводимое на это время. При этом обязательно учитываются степень выполнения плана в прошлом месяце, качество усвоения пройденного материала и представляемые возможности материального обеспечения занятий.

На основании месячного плана боевой подготовки в ротах на каждую неделю составляется ротное расписание занятий. В нем указывается, с кем, когда и где будут проводиться занятия по технической подготовке, продолжительность занятий и их основное содержание.

На практические занятия на машинах следует отводить 3-4 ч.

В расписании занятий указывается:

-тренировки по физической подготовке – в утреннее время в форме утренней физической зарядки, в вечернее время – в форме спортивно-массовой работы;

-с кем, когда и где будут проводиться занятия по дисциплинам боевой подготовки, продолжительность занятий и их основное содержание.

На занятия отводится 6 учебных часов по 50 минут на каждый час;

- время на обслуживание техники, вооружения, средств защиты и др. по плану командира роты;

- время проведения воспитательных мероприятий (беседы, вечера вопросов и ответов, подведения итогов за месяц, общие собрания л/с и др. культурные и воспитательные мероприятия).

 

2 учебный вопрос. Последовательность подготовки к занятиям, методическая документация и материально-техническое обеспечение.

Методическая подготовка руководителей занятий

Качество занятий, проводимых с личным составом, а, следовательно, и общий уровень технической подготовки обучаемых зависят, прежде всего, от уровня личной подготовленности офицеров (прапорщиков) — руководителей занятий.

Систематично и последовательно излагать учебный материал темы можно только при условии глубокого знания предмета, понимания цели каждого занятия в общей системе подготовки экипажей (водителей) боевых машин. Поэтому руководитель занятий по технической подготовке должен хорошо знать программу, цели обучения, объем знаний и практических навыков, необходимых обучаемым, четко представлять себе, какие учебные вопросы являются главными и какие — второстепенными.

Для быстрого восприятия и прочного усвоения учебного материала обучаемыми исключительно большое значение имеет методика проведения занятий, умение руководителя доходчиво передать свои знания и практические навыки. Это умение вырабатывается практикой обучения и специальной методической подготовкой.

Таким образом, успешная организация технической подготовки требует тщательной и всесторонней подготовки руководителей занятий, непрерывного совершенствования их методических навыков.

Подготовку руководителя к занятиям можно разделить на два этапа: предварительную подготовку и подготовку к проведению конкретных занятий.

2.1 Предварительная подготовка руководителей занятия

Хорошая предварительная подготовка руководителя является одним из основных условий качественного проведения занятий. Она осуществляется методом самостоятельной работы и на занятиях по совершенствованию специальной и методической подготовки офицеров (прапорщиков), проводимых по планам и программам их командирской подготовки.

До начала занятий руководитель обязан изучить весь комплекс основных вопросов по всей программе технической подготовки, используя для этого основные учебные пособия, методическую литературу и имеющуюся в части учебно-материальную базу. Кроме того, чтобы занятия были поучительными и интересными, руководитель должен постоянно следить за издаваемой технической литературой, изучать новую бронетанковую технику и передовой опыт эксплуатации машин, состоящих на вооружении части, следить за их конструктивными изменениями и подбирать характерные примеры из опыта боевой подготовки, подтверждающие справедливость рассматриваемых правил и положений и вместе с тем спо­собствующие лучшему запоминанию учебного материала.

Особое внимание руководители занятий должны уделять вопросам овладения методами обучения, постоянному повышению уровня своей методической подготовки.

Формы совершенствования методической подготовки

Методическая подготовка офицеров должна обеспечивать изучение существующих и освоение новых, наиболее целесообразных методов, выработанных на основе обобщения передового опыта обучения.

Организация методической подготовки руководителей занятий является одной из основных задач руководства технической подготовкой со стороны командиров и их заместителей по технической части. Она осуществляется путем индивидуальных и групповых форм ведения методической работы. Обе формы не исключают, а дополняют друг друга.

К индивидуальным формам относятся:

— самостоятельная работа по совершенствованию своей методической подготовки, изучение методической литературы;

— посещение занятий, проводимых опытными руководителями, использование их советов и рекомендаций;

— контроль качества проведения занятий, осуществляемый старшими начальниками, использование их замечаний и предложений для устранения недостатков в методике обучения.

Индивидуальные формы:

Самостоятельная работаявляется основой совершенствования методической подготовки руководителя занятия. Только личный упорный труд в этом вопросе обеспечит успех.

После каждого проведенного занятия руководитель должен провести его анализ, критически оценить свои действия и результаты выполнения плана занятия.

Положительные методические приемы и недостатки в проведении занятий необходимо зафиксировать в плане-конспекте. Эти заметки пригодятся в дальнейшем при проведении этого же занятия с другим подразделением или при подготовке к проведению аналогичного занятия по другой теме.

Непрерывное стремление улучшить методику обучения в конечном итоге позволит достигнуть педагогического мастерства. Большую помощь в этом руководителям занятий оказывают изучение методической литературы и использование в практике обучения типовых методических разработок.

Посещение занятий, проводимых опытными руководителями.Методические навыки проведения занятий вырабатываются практикой. Опытный руководитель, который проводит занятия не первый раз, обладает определенными навыками. Посещение занятий, проводимых таким руководителем, и беседа с ним по вопросам общей организации занятий, а также по отдельным конкретным вопросам изложения материала дают большую пользу. Необходимо прислушиваться к рекомендациям опытных руководителей, анализировать их и правильно применять в конкретных условиях.

Контроль качества проведения занятий старшими начальникамипомогает своевременно выявить недостатки в организации и методике проведения занятий. Руководитель обязан учесть замечания и рекомендации, данные старшим начальником; при проведении последующих занятий.

Групповые формы предусматривают привлечение к методической работе коллектива руководителей занятий. К ним относятся:

— инструкторско-методические занятия;

— показные занятия;

—методические совещания.

Групповые формы совершенствования методической подготовки используются старшими начальниками — заместителями командиров батальонов, частей по вооружению во время проведения учебно-методических сборов и планомерно в течение всего учебного года.

Групповые формы:

Инструкторско-методическоезанятие проводится старшим начальником со всеми руководителями занятий. Цель его — выработка единых для всех руководителей рекомендаций по организации и методике проведения занятия очередной темы технической подготовки. Одновременно проверяется подготовленность офицеров и прапорщиков к проведению занятий по данной теме, а также уточняются отдельные вопросы содержания темы.

Инструкторско-методическое занятие проводится за 3-5 дней до начала занятий с личным составом. Необходимым условием успешного его проведения является предварительная самостоятельная подготовка офицеров.

Она заключается в изучении технической литературы по теме занятия и в продумывании вопросов организации и методики его проведения. Кроме того, двум или трем офицерам — лучшим методистам части дается задание подготовить к инструкторско-методическому занятию проекты планов проведения занятий с личным составом. Инструкторско-методическое занятие начинается с рассмотрения и обсуждения этих проектов. В результате детального разбора .преимуществ и недостатков представленных на рассмотрение проектов планов выбирается лучший из них.

Далее на инструкторско-методическом занятии определяются наиболее правильные методы обучения солдат по основным вопросам темы и проверяется подготовка офицеров (прапорщиков) к проведению занятия. Для этого офицеры (прапорщики), выступая в роли руководителя занятия с личным составом, излагают отдельные разделы или вопросы темы.

На основании обсуждения предлагаемой методики определяются наиболее целесообразные методы обучения, уточняется необходимое для проведения занятия материальное обеспечение.

Выработанные в результате обсуждения рекомендации вносятся в план проведения занятия. После этого он утверждается как обязательный для всех руководителей занятий.

В заключительной части подводятся итоги инструкторско-методического занятия и даются указания о порядке подготовки, организации и времени проведения занятий в различных подразделениях.

Показные занятияпроводятся с целью показать результаты выучки личного состава, к которым необходимо стремиться при обучении, и показать образцовую организацию и методику проведения занятия.

Показные занятия по технической подготовке проводятся, как правило, заместителем командира части по вооружению в сроки, определяемые планом командирской подготовки офицеров. Их рекомендуется проводить с лучшим подразделением. Для проведения показного занятия подбирается и создается показательное материальное обеспечение, доступное в условиях части.

Темы показных занятий целесообразно выбирать из числа наиболее сложных как по содержанию, так и по организации обучения.

К числу тем технической подготовки, по которым рекомендуется проводить показные занятия, можно отнести практические работы по изучению технологии обслуживания и техническому обслуживанию машины, устранению неисправностей, устройству наиболее сложных систем, таких, как система питания двигателя, электро-спецоборудование и др.

До начала занятия с подразделением руководитель объясняет офицерам учебные цели и план проведения занятия. Затем проводится само занятие. Присутствующие на занятии офицеры (прапорщики) изучают организацию обучения личного состава, действия руководителя и обучаемых, знакомятся с методами изложения учебного материала.

После занятия, проводя разбор, руководитель дает указания о порядке проведения занятий в подразделениях.

Методические совещанияпроводятся в целях обмена опытом по организации и методике технической подготовки, обсуждения занятий, проведенных отдельными руководителями, для подведения итогов обучения и постановки задач на следующий период.

Одной из форм методической подготовки является также инструктаж руководителей старшим начальником. Он проводится обычно за два-три дня до занятий, с тем, чтобы офицеры (прапорщики) могли учесть при подготовке полученные указания. Особое значение имеет инструктаж перед практическими занятиями. В процессе его должны быть разрешены все организационные вопросы, в том числе и вопросы материального обеспечения.

После этого проводится инструктаж сержантов — руководителей занятий на учебных местах.

Методическая подготовка учебного процесса

В подготовке учебного процесса важнейшее значение имеет своевременное обеспечение руководителей методическими разработками, которые являются основными установочными документами, определяющими организацию и методику проведения занятий с личным составом. Они оказывают большую помощь руководителям при подготовке к занятиям и обеспечивают однообразие их проведения во всех подразделениях.

Методические разработки составляются наиболее опытными руководителями занятий по каждой теме программы, а также могут составляться и по отдельным, наиболее сложным по своей организации занятиям.

Все методические разработки должны обсуждаться на методических совещаниях руководителей занятий, проверяться на практике и утверждаться старшим начальником.

В методической разработке должны быть указаны:

— наименование темы, ее цель и отводимое время на изу







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.214.125 (0.024 с.)