Оценка экотуристского потенциала территорий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка экотуристского потенциала территорий



В последнее время многие охраняемые территории, как за рубежом, так и в России, сталкиваются с возрастанием потока посетителей, и особенно «диких» туристов. Иногда за год поток посетителей увеличивается вдвое или втрое. Многие из ООПТ оказались не готовыми к этому, так как изначально не предполагалось, и тем более не планировалось, что они могут стать объектом туристской деятельности. Во многих случаях они не имеют ни соответствующих средств, ни персонала, обладающего подготовкой, необходимой для управления туризмом, способного, с одной стороны, обеспечить удовлетворение потребностей все растущего числа природных туристов, а с другой гарантировать охрану используемых в туристской деятельности природных ресурсов. Все эти факторы, вместе взятые, создают угрозу охраняемым природным комплексам.

В то же время многие туристы хотели бы внести какой-либо вклад в охрану посещаемых ими природных территорий, но не знают, как это сделать. Такую возможность им необходимо предоставить. Во многих случаях можно свести к минимуму негативное воздействие туризма; мало того, существует возможность максимально увеличить его положительный эффект, сделав так, чтобы туризм приносил пользу и ОПТ, и окружающим поселениям. Ключ к этому – тщательное и продуманное планирование, управление и мониторинг экотуристской деятельности. В этом и заключается одно из основополагающих условий и отличий туризма экологического от других видов природного туризма.

Для многих российских ООПТ типична и такая картина: казалось бы, у них имеются хорошие природные условия для развития эколого-познавательного туризма, однако организованных туристских групп приезжает крайне мало, оттого и положительный эффект незначителен. В таком случае при планировании туристской деятельности необходимо особый акцент делать на информировании посетителей, маркетинге, продвижении турпродукта.

Вне зависимости от того, какие методы используются для управления туризмом на охраняемых территориях, его приоритетными задачами всегда должны быть: охрана природы, улучшение качества жизни местных сообществ, усовершенствование туристского продукта и услуг. Наряду с экологическими и чисто научными ценностями, здесь необходимо принимать во внимание экономические, политические и социальные вопросы. Чем дальше, тем более становится очевидным, что успешный туристский менеджмент на охраняемой территории невозможен, если в нем полностью отсутствует аспект социальной ориентации. Необходимо также принимать во внимание общий региональный контекст и пытаться координировать цели собственно охраняемой территории и того региона, в котором она находится. Если все эти моменты учитывать, тогда более вероятным будет положительное воздействие и на местные экологические, и на социально-экономические условия.

Одновременно не следует забывать, что экотуризм – это бизнес. Если он не будет рентабельным, то не сможет стать экономическим благом для охраняемой территории и местных поселений и только усложнит имеющиеся проблемы. В каждом конкретном регионе при развитии экотуризма необходим реалистичный взгляд на возможности его осуществления, на его доходность и конкурентоспособность. Удивительно, но этот, казалось бы, очевидный факт не учитывается во многих проектах и практических мероприятиях.

Итак, для руководителей ООПТ чрезвычайно важно сознавать значение управления туризмом на своих территориях. Необходимо научно оценить, какой уровень туризма оптимален для данной территории, и затем разработать стратегию, ведущую к достижению этого уровня.

Данная стратегия должна направлять развитие туризма таким образом, чтобы:

а) природные комплексы не пострадали,

б) создались механизмы увеличения занятости местных жителей,

в) возникла возможность роста доходов как природоохранных структур, так и местных поселений,

г) развивалось экологическое образование.

Имея стратегию, ООПТ способны минимизировать «издержки» экотуризма и максимально увеличить его преимущества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.65.102 (0.065 с.)