Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Критерии выделения стадий развития общества.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Выбор критерия связан с действием приоритетности того или другого фактора в определенных исторических условиях. Исторический характер критерия предполагает в свете современных тенденций развития общества поиск качественно нового критерия, который бы отвечал процессу перехода доминирующей роли в развитии от производственно-экономических факторов к факторам социокультурным. В науке это нашло отражение в постановке вопроса о формационном и цивилизационном подходах. Формационный подход к членению развития общества на ряд исторических роль ступеней был развит К. Марксом на основе идей ряда его предшественников. Итог такого подхода — выделение трех форм исторических отношений между людьми: - отношения личной зависимости (вначале первобытные); - отношения личной независимости, но основанные на вещной зависимости; - отношения свободных индивидов, основанные на их универсальном развитии. Этим трем крупным формам (в контексте Маркс говорит и о формациях) общественных отношений соответствуют три ступени человеческого прогресса. В первую ступень он включает патриархальный, античный и феодальный строй; во вторую - буржуазное общество; к третьей относит будущее коммунистическое общество. Акцентируя внимание на социально-классовой характеристике общества, отчуждения, природе движущих политических сил при переходе от одной ступени к другой, К. Маркс подчеркивает антагонистический характер ряда обществ в отличие от других. В таком аспекте им выделяются формации: - архаическая (первобытный способ производства); - экономическая (античный, азиатский, феодальный и буржуазный способы производства); - коммунистическая. В отечественной науке формационный подход использовался в упрощенном и искаженном виде, что, прежде всего, связано с отождествлением — как определенных исторических состояний общества — способа производства и формации. Формационная методология фактически была сведена к жесткой пятичленной схеме развития человечества, обязательной для всех стран и народов. Черты формационного подхода состоят в следующем: - понимании развития общества как поступательного естественно-исторического движения от сравнительно низших ступеней к высшим; - выделении в этом процессе как существенного - экономического прогресса; - выделении в отношениях, опосредующих этот прогресс как определяющих, - производственных отношений; - характеристике в самих производственных отношениях их ядра — формы соединения работника со средствами производства; - акцентировании в ряду движущих сил общественного прогресса (перехода от одной ступени к другой) диалектики производительных сил и производственных отношений; - разработке теоретической модели периодизации истории по критериям способа производства, типа отчуждения и др., позволяющим выделить различные формации; - акценте на переходе от одной ступени к другой в форме социально-политической революции, реализующей движущую роль классовой борьбы; - как завершающий итог формационного подхода вывод о социализме как строе, следующем за капитализмом, и как первой фазе коммунистического общества. Недостатки (ограниченность формационного подхода): 1. Подчеркивая поступательность развития, ведет к упрощению и искажению понимания этого процесса, представляя его в виде однозначно заданного линейного развития, прохождения общества по указанным им ступеням (от низших к высшим). 2. Характеризуя общественный прогресс в абстрактно-логическом виде, он принижает конкретно-исторические моменты развития, недоучитывает фактор преемственности исторических ступеней, общеэкономических, тем более общечеловеческих ценностей. 3. Исключает возможность многовариантного развития, порождая тем самым стремление «укладывать» всякое развитие в любой стране в прокрустово ложе указанных им формаций, что, несомненно, упрощает реальную картину общественного прогресса. 4. Избрав критерием экономический фактор, формационный подход принижает роль факторов неэкономических и, что особенно важно, существенно умаляет в истории творческую активную роль человека. 5. Принципиальная ограниченность формационного подхода проявляется сегодня как нарастающая неспособность объяснить современные процессы развития человеческого общества на планете. Цивилизационный подход в выделении различных ступеней (состояний) общества руководствуется не производственно-экономическими факторами, а всей совокупностью элементов материальной и духовной культур. В этом смысле ему свойствен акцент не на общественном богатстве, а на развитии человека. Характерно для него и выделение в истории человечества не последовательных исторических ступеней, а именно определенных состояний общества (цивилизаций). Так, русский социолог Н. Я. Данилевской (1822—1885) рассматривает 10 типов исторически сменяющихся цивилизаций, выделяя такой качественно новый тип, как славянский; немецкий философ О. Шпенглер (1880—1936) выделяет 8 изолированных одна от другой культур (цивилизаций) с предположением о рождении русско-сибирской культуры; англичанин А. Тойнби (1889—1975) трактует историю человечества как круговорот локальных цивилизаций (более десятка) и т. д. Черта цивилизационного подхода, не позволяющая ему в полной мере претендовать на роль новой парадигмы заключается в том, что он построен на «рассечении» общества на ряд локальных цивилизаций, малосвязанных или вообще не связанных одна с другой. Такая «локализация» культур имеет реальные основания в прошлом, и именно этим оправдано появление «локально-цивилизационного» подхода. Поэтому новый современный подход (назовем его условно общецивилизационным) качественно отличается от «старого» цивилизационного подхода. Во-первых, он рассматривает человечество не как «рассеченное» на ряд цивилизаций, а как единую цивилизацию с приоритетом и господством общечеловеческих ценностей. Во-вторых, он меняет роль «особенного». Если прежде особенное приобретало самодовлеющий характер, разделяло разные культуры, то приоритет общечеловеческого, с одной стороны, ставит известные границы в развитии особенных черт каждой культуры, а с другой — обогащает ее общими достижениями всего человечества. В-третьих, несколько уточняется критерий подхода — в центр еще более выходит человек как воплощение всех общественных отношений, его свободное, всестороннее развитие. Общецивилизационный критерий преодолевает черты ограниченности, свойственные формационному подходу: a) меняет гипертрофию производственно-экономических факторов на учет единства материального и духовного в условиях повышения роли факторов социокультурных; b) смещает акцент с вещественного богатства на развитие человека; c) переносит критериальную роль от производственных отношений ко всей совокупности общественных отношений, воплощенных в жизнедеятельности людей; d) допускает многовариантность развития в отличие от жесткого экономического детерминизма; e) обеспечивает общечеловеческий характер подхода вместо узкостранового; f) трактует развитие не как строго линейный процесс, а процесс, предполагающий сосуществование разнообразных состояний обществ с различными уровнями развития отдельных элементов материальной и духовной культур и т. д. Методологическое значение общецивилизационного подхода означает, что, с одной стороны, он даетновое освещение человеческого прогресса, с другой - дает его в достаточно общем виде, так что требуется применение дополнительных, «рабочих» критериев. Общецивилизационный подход на базе имеющихся в науке материалов обнаруживает такие своеобразные ступени (состояния) в развитии человечества, как: 1) первоначальное существование единой (примитивной) цивилизации; 2) «раскол» ее на две крупные (восточная и западная)цивилизации; 3) формирование в современных условияхкачественно новой единой мировой цивилизации, несущей в себе и единство черт общего и особенного разных локальных цивилизаций и стран.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 751; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.56.150 (0.012 с.) |