Передача и хеджирование риска. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Передача и хеджирование риска.



Передача риска — следующий метод миними­зации предпринимательского риска. Мы выделяем три причины, по которым передача риска выгодна как для стороны переда­ющей (трансфера), так и для принимающей (трансфери):

§ потери, которые велики для стороны, передающей пред­принимательский риск, могут быть незначительны для стороны, риск на себя принимающей;

§ трансфери может знать лучшие способы и иметь лучшие возможности для сокращения возможных потерь, чем трансфер;

§ трансфери может находиться в лучшей позиции для со­кращения потерь или контроля за хозяйственным рис­ком.

Основной способ передачи предпринимательского риска — это передача риска через заключение контракта. Передача ри­ска таким способом производится путем заключения следую­щих типов контрактов:

А) Строительные контракты. При заключении подобного контракта все риски, связанные со строительством, берет на себя строительная фирма. К рискам, с которыми сталкивается строительная фирма, и которые увеличивают стоимость объ­екта, могут относиться: сбои в поставках материалов, плохие погодные условия, забастовки, хищение строительных мате­риалов и др. В контракте обычно оговариваются штрафные санкции на несвоевременное возведение объекта, определя­ется, кто несет риск физических повреждений конструкции в период строительства.

Б) Аренда — широко используемый метод передачи рис­ков. Широкое распространение получила финансовая арен­да (лизинг). Часть рисков, связанных с арендованным иму­ществом, остается лежать на собственнике: полностью, на­пример, риск физических повреждений собственности, уве­личение налогов на имущество, или частично, например, риск снижения коммерческой ценности объекта.

В) Контракты на хранение и перевозку грузов. В данном случае объем передаваемых рисков зависит от статуса сторон, заключающих договор, и условий, оговоренных и договоре. Заключая договор на перевозку и хранение продукции, пред­принимательская фирма передает транспортной компании в основном статические риски, связанные со случайной либо происшедшей по вине транспортной компании гибелью или порчей продукции. При этом потери, связанные с падением рыночной цены продукции, несет предпринимательская фир­ма, даже если подобное падение вызвано задержкой в достав­ке груза.

Г) Контракты продажи, обслуживания, снабжения. Дого­вора, связанные с распространением товаров и услуг, также предоставляют предпринимательской фирме широкие воз­можности по снижению риска путем их передачи. Произво­дитель или дистрибьютор обычно предлагает потребителю гарантию устранения дефектов либо замены недоброкачествен­ного товара или недоброкачественно выполненной услуги. При этом потребитель, покупая товар или услугу, передаст риски, связанные с его эксплуатацией, производителю или дистри­бьютору на период гарантии.

Д). Контракт-поручительство. В подобном контракте фи­гурируют всегда три стороны: первое лицо — поручитель, вто­рое — принципал, третье — кредитор. Поручитель дает га­рантии кредитору в том, что долг принципала будет возвра­щен вне зависимости от успеха или неудачи деятельности принципала. Принципал также обязуется возвратить долг, но доля риска, которую в случае неудачи принципал не сможет покрыть собственными средствами, переносится на поручи­теля.

Е) Договор факторинга (финансирование под уступку де­нежного требования). Здесь речь идет также о передаче кредитного риска. В факторинговых операциях участвуют три сто­роны:

· фактор-посредник, которым выступает коммерческий банк или иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие лицензию на осу­ществление деятельности такого вида;

· предприятие-поставщик;

· предприятие-покупатель.

Основной принцип факторинга — покупка фактор-посред­ником у своего клиента-поставщика требований к его поку­пателям. Фактически фактор-посредник покупает дебитор­скую задолженность, обычно в течение двух-трех дней оплачи­вая 70 — 80% требований в виде аванса. Оставшаяся часть вы­плачивается клиенту банка после поступления средств на его счета от покупателей.

Стоимость факторинговых услуг складывается из двух эле­ментов:

- процентная ставка по кредитам (обычно на один-два пункта выше учетной банковской процентной ставки);

- комиссионные, которые зависят от размера оборота и платежеспособности покупателей и колеблются от 0,5 до 2% от суммы счетов.

Факторинг позволяет предпринимательской фирме, пере­дающей свои долговые обязательства фактор-посреднику, по­лучить гарантию на получение всех платежей, уменьшая, та­ким образом, кредитный риск предприятия.

Ж) Биржевые сделки, снижающие риск снабжения в условиях инфляционных ожиданий и отсутствия надежных оперативных каналов закупок посредством хеджирования.

Хеджирование финансовых рисков путем осуществления соответствующих операций с производными цен­ными бумагами является высокоэффективным механизмом уменьшения возможных финансовых потерь при наступлении рискового случая. Однако оно требует опре­деленных затрат на выплату комиссионного вознаграж­дения брокерам, премий по опционам и т.п. Тем не менее уровень этих затрат значительно ниже, чем уровень затрат по внешнему страхованию рисков. Разнообразные формы хеджирования рисков уже получили распространение в практике отечественного риск-менеджмента.

В зависимости от используемых видов производных ценных бумаг различают следующие механизмы хеджи­рования рисков:

· приобретения опционов на закупку товаров и услуг, цена на которые в будущем увеличится;

· заключение фьючерсных контрактов на закупку расту­щих и цене товаров.

Первый способ, то есть приобретение опционов на закуп­ку товаров и услуг, позволяет предпринимательской фирме получить уверенность в том, что интересующие ее товары или услуги по заранее известной цене ей гарантированы. надежности. Так как опцион является разновидностью ценной бумаги, по истечении срока действия он может иметь вторичное хождение, то есть может быть перепродан на бирже по своей текущей котировке.

Возможность перепродажи опциона несет в себе следую­щие преимущества для предпринимательской фирмы:

- фирма может приобрести опционы не только у самих по­ставщиков необходимого товара или услуги, но и у их временных держателей;

- фирма может приобрести опционы на снабжение еще до получения заказов на продукцию, для производства которой обеспечивается снабжение. В том случае, если заказ на производимую продукцию не поступит, фирма имеет возможность продать опцион на излишке зака­занные товары и услуги. В данной ситуации предпри­нимательская фирма избегает возможных потерь, свя­занных с риском неполучения заказа на производимую продукцию.

Второй способ — это заключение на бирже с поставщика­ми растущих в цене товаров и услуг фьючерсных контрактов на их закупку.

Зарегистрированные на бирже фьючерсные контракты, как и опционы, могут быть вторично проданы по особой цене, как поставщиком, так и заказчиком.

Заключая фьючерсный контракт на покупку товара или ус­луг, предпринимательская фирма, с одной стороны, получает некоторую гарантию получения товара или услуги в нужный срок по оговоренной цене, снижая тем самым риск снабже­ния и инфляционный риск. С другой стороны, предпринима­тельская фирма не лишается возможности отказаться от кон­тракта в том случае, если она найдет альтернативные каналы снабжения и сможет заключить другой, более выгодный контракт.

Рассмотренными способами минимизации риска снабжения также можно снизить и риск сбыта продукции или услуги, соответственно приобретая опционы и фьючерсы на поставку товара или услуги.

Поэтому при передаче риска предпринимательская фирма должна учитывать следующие моменты:

- распределение рисков должно быть четким и недвусмысленным;

- трансфери должен иметь возможность быстро выполнить все принятые на себя обязательства;

- трансфери должен иметь значительные полномочия для сокращения контроля за риском и наилучшим образом использовать эти полномочия;

- решение о трансфере должно приниматься на базе критерия эффективности (как недорогой и более прибыльный метод) в сравнении с аналогичными по надежности методами минимизации предпринимательского риска;

- риск должен передаваться по цене, одинаково привлекательной как для трансфера, так и для трансфери. Необходимо отметить, что данная практика управления практически не используется в нашей республике.

Страхование рисков

Следующим методом минимизации риска является страхование. Именно страхование наиболее близко отвечает идеальным условиям, предъявляемым к минимизации риска, так как ресурсы для покрытия потерь предпринимательские фирмы получают от страховых организаций быстрее, чем из любого другого источника, за исключением ресурсов внутри самого бизнеса, но в определенные моменты времени и их может не оказаться у фирмы.

Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). При этом потенциальный страховой интерес предпринимателей связан с получением покрытия по максимально возможному количеству риска. Однако страховщик при решении вопроса о принятии ответственности должен, прежде всего, исходить из вероятностного характера наступления страхового случая, не зависящего от воли страхователя. Внутренние риски далеко не всегда отвечают этому требованию. Следовательно, при осуществлении предпринимательской деятельности страхованию могут подлежать в первую очередь внешние риски.

Под эффективностью осуществления стра­хования, нужно понимать ситу­ацию, когда обе участвующие в процессе стороны — страхователь и страховщик — получают экономическую выгоду от заключе­ния страхового договора по сравнению с ситуацией, когда такой договор не был бы заключен.

Экономическая выгода страхователя заключается в том, чтобы обеспечить себе дополнительный источник денежных средств для компенсации убытков в случае возникновения непредвиденной ситуации и в то же время не отвлечь значительные средства на уплату страховых взносов, поскольку при этом снижается оборот фондов и прибыльность бизнеса.

За счет уплаченных страховщику взносов страхова­тель обеспечивает себе дополнительные га­рантии стабильности своего бизнеса и покры­тия катастрофических убытков, если таковые возникнут в процессе предпринимательской деятельности.

 

Самострахование

Управление предпринимательскими рисками, также возможно по средствам самострахования, под которым будем понимать создание предпринимательской фирмой специального резервного фонда (фонда риска) за счет отчисления из прибыли на случай возникновения непредвиденной ситуации. Механизм этого направления нейтрализации предпринимательских рисков основан на резервировании предприятием части финансовых ресурсов, позволяющем преодолеть негативные финансовые последствия по тем финансовым операциям, по которым эти риски не связаны с действиями контрагентов, как правило, это децентрализованный, организационно обособленный фонд преимущественно в виде денежных средств хозяйствующего субъекта. Вместе с тем возможна и натуральная форма фонда самострахования. Фонд самострахования дает возможность преодолеть временные за­труднения в процессе производства.

Его новая модель трансформируется в фонд риска, который создается предприятиями, фирмами, акционерными обществами для обеспечения их деятельности при неблагоприятной экономической конъюнктуре, задержке заказчика­ми платежей за поставленную продукцию, недостатке средств для погашения полученной ссуды.

Ключевые принципы функционирования этого фонда — комплексность, многообразие организационных форм, учет специ­фики отраслей народного хозяйства и субъектов собственности, государственное регулирование этих процессов.

Необходимо учесть, что расходы на самострахование должны относиться на при­быль, остающуюся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и других обязательных платежей государству.

Самострахование целесообразно в том случае, когда стоимость страхуемого имущества относительно невелика по сравнению с имущественными и финансовыми критериями всего бизнеса. Действительно, крупной предпринимательской фирме нецелесообразно через страховую компанию страховать от случайной порчи недорогое оборудование. Самострахование имеет также смысл, когда вероятность убытков чрезвычайно мала.

Если говорить о размерах фонда риска, то за рубежом при определении требуемого уровня страховых резервных фондов компания исходит из средневзвешенной ве­личины различных компонентов: ресурсов, текущих активов, основного капитала. Одни компании формируют страховые фонды в размере 1 % от стоимости активов, другие — 1 - 5% от объема продаж, третьи — 3 - 5% от годового фонда выплат ак­ционерам.

Порядок формирования и использования фонда должен регламентироваться в уставе предприятия. Фонд должен формироваться за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Отчисления в фонды по неопределенным обязательствам (фонды риска) Следует, однако, иметь в виду, что фонд риска, хотя и позволяет быстро возместить понесенные предприятием потери, в то же время не вовлекается в оборот и является мертвым капиталом, не приносящим прибыли; естественно, предприниматель будет стремиться к уменьшению размеров такого фонда. В результате этого снижается эффективность использования собственного капитала предприятия, усиливается его зависимость от внешних источников финансирования. Это определяет необходимость оптимизации сумм резервируемых финан­совых средств с позиций предстоящего их использования для нейтрализации лишь отдельных видов предпринимательских рисков.

К числу таких рисков могут быть отнесены:

- нестрахуемые виды предпринимательских рисков;

- предпринимательские риски допустимого и критического уровня с невысокой вероятностью возникновения,

- большинство рисков допустимого уровня, расчетная стоимость предполагаемого ущерба, по которым невысока.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.017 с.)