Тема 7. Искусство модерна и постмодерна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Искусство модерна и постмодерна



1. Установите соответствие понятий и определений:

Индустриальное общество:

Постиндустриальное общество:

Модерное общество (модерн):

Постмодерное общество (постмодерн):

 

а) общество, обеспечивающее высокий уровень жизни людей, экономика которого основана на высоких инновационных технологиях, венчурном бизнесе (ориентированном на новинки, научные достижения, еще не опробованные на практике), требующем

высокообразных, креативных профессионалов. Главным производственным ресурсом становятся информация, знания и наука (с последней четверти ХХ века);

б) термин, обозначающий общество и культуру, развитие которых связано с постиндустриальной экономикой. Характерны: утилитарное отношение к действительности, социоцентризм, массовизация и коммерциализация, культуры, индустриализация, ее фрагментарность, неопределенность и «мозаичность»;

 

в) термин, обозначающий общество и культуру, начало развития которым было положено в эпоху Просвещения и индустриализации (существовавшие до середины ХХ столетия). Характерны: ослабление групповых ценностей, развитие личностных, индивидуалистических начал в человеке, антропонцентризм,демократизация культуры и т.п.;

г) общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, возникновения адекватных ему форм организации труда, применения научных достижений.Характеризуется массовым, поточным производством, механизацией и автоматизацией труда, развитием рынка товаров и услуг, гуманизацией экономических отношений, возростанием роли управления, формированием гражданского общества, развитием прав и свобод личности (с последней трети XVIII в. до последней четверти ХХ в.).

 

3.Установите соответствие понятий и определений:

Массовое искусство:

Модернистское искусство:

Постмодернистское искусство:

Китч (кич):

Арттерапия:

 

а) искусство западной цивилизации 2 пол. ХІХ – середины ХХ века, провозгласившее отход от классических традиций и стремящееся утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве; основанное на внутренней свободе и особом видении мира автором и использующее новые выразительные средства изобразительного языка;

 

б) феномен массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором главное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости;характеризуется броской формой и примитивным содержанием;

 

д) искусство, развитие которого связано с индустрией массового производства «усредненных» художественных произведений, рассчитанных на широкого потребителя и его простую, непосредственную эмоциональную реакцию;

 

г) психотерапевтическое воздействие искусства; лечение, основанное на использовании художественного творчества (восприятие или создание произведений искусства);

 

д) искусство, развивающееся с середины ХХ века по настоящее время, отрицающее «вечные ценности», художественные традиции, стилевую определенность, связь с подлинной реальностью и т.п.

 

4.Проанализируйте сравнительную таблицу и приведите соответствующие примеры:

 

Модернизм Постмодернизм
Определенность, детерминированность     Неопределенность, произвольность
Оформленное   Неоформленное, расчлененное
Целостность     Фрагментарность  
Польза, выгода     Игра, удовольствие
Дизайн, оформление     Случайный набор средств изображения
Иерархия, системность     Анархия, бессистемность
Мастерство автора     Отсутствие авторского мастерства
Завершенные, законченные произведения искусства     Искусство как процесс, действие, событие, перформанс
Дистанцирование зрителя и автора от произведения искусства     Участие зрителя и автора в произведении искусства
Созидание, соединение     Разрушение, рассоединение
Синтез, обобщение     Анализ, разделение
Законченность     Незаконченность
Централизация     Рассредоточение, децентрализация
Существования художественных жанров и стилей     Отсутствие художественных жанров и стилей
Определенные смыслы значений и понятий     Бессмысленность, риторичность
Парадигмальность, система понятий и языковых элементов     Произвольная компоновка понятий и языковых элементов
Подчиненность, зависимость понятий друг от друга   Отсутствие зависимости понятий друг от друга, паратаксис
Метафоричность, употребление слов в переносном значении, по аналогии     Метонимичность, замена слов «по смежности», по связи
Отбор, селекция, порядок     Комбинация, ризома
Отражение сущности, идеи     Наружное оформление, поверхностность
Интерпретация, прочтение, толкование     Отсутствие основ для интерпретаций, произвольное толкование
Рассказы, словесные (нарративные) тексты Большие истории Отсутствие словесных текстов Маленькие истории    
Наличие общепринятых, основных тем, понятий, значений   Исключительность тем, понятий, значений (для одного субъекта)
Существующее, действующее     Желаемое, ожидаемое
Типическая модель, тип   Мутантность, нетипическое
Типические половые различия     Антрогенизм, гермафродизм
Паранойизм, наличие сверхценных навязчивых идей     Шизофренизм, галлюцинации, дезорганизованность, распад эмоциональных реакций
Оригинальность     Копирование
Монологичность     Диалогичность
Философское отношение к действительности   Ироническое отношение к действительности
Отделенность субъекта от изображаемого   Неотделимость изображаемого от субъекта
Гармония, взаимодействие     Противостояние, взаимоотрицание
Связь с национальной, этнической культурой     Связь с глобальной культурой

 

 

5.Закончите предложение: «Искусство становится «массовым»»:

а) когда оно становится доступным широкимслоям населения;

б) когда его произведения стандартизируют, тиражируют и распространяют среди широкой публики как продукты потребления;

в) когда для его популяризации привлекаются средства массовой информации;

г) когда начинает развиваться индустриальное общество.

 

 

6.Х. Ортега-и-Гассет писал о состоянии современной культуры: «Особенность нашего времени в том, что заурядные души, не обманываясь насчет своей заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду». Как это отражается в современной культуре и искусстве? Приведите примеры.

 

 

7. Что такое искусство авангардизма (авангарда)?

а) то же самое, что и искусство модернизма;

б) искусство «радикального» модернизма (т.е. доводящего свои основные

принципы до крайнего предела);

в) искусство, отражающее перодовые идеи эпохи;

г) искусство, которое занимает передовые позиции в культуре;

д) искусство, наиболее распространенное в обществе.

 

8. Какие из названных направлений модернистского искусства можно назвать авангардистскими?

Импрессионизм, неоимпрессионизм, постимпрессионизм, кубизм, фовизм, дадаизм, абстракционизм, экспрессионизм, футуризм, примитивизм, сюрреализм, супрематизм.

 

 

9. Определите, что из нижеперечисленного относится прежде всего к модернизму, а что – к постмодернизму.

Модернизм:

 

Постмодернизм:

 

1) тотальный комформизм;

2) фрагментарность изображения, хаотичность;

3) представление идей, а не вещей или явлений;

4) отход от предметности;

5) деконструкция;

6) активный поиск оригинальности, формальной исодержательной новизны;

7) симулякризация;

8) свобода и спонтанность творчества;

9) замещение содержания формой;

10) ведущая роль цвета и линии в конструировании художественного пространства;

11) четкое разделение элитарного и массового искусства;

12) неразделенность элитарного и массового искусства;

13) эпатажность, скандальность;

14) перформативность;

15) стирание граней между прекрасным и безобразным;

16) поверхностность;

17) эстетический эклектицизм;

18) плюрализм творчества и многовариативность интерпретаций;

19) неопределенность, отказ от канонов;

20) активное участие искусства в преобразовании окружающего мира;

21) обилие манифестов, деклараций и комментариев;

22) плагиат и цитирование;

23) искусство как игра;

24) ироничность;

25) римейк;

26) хаос;

27) реинтерпретация;

28) тиражирование;

29) симуляция;

30) инновация;

31) маргинальность;

32) синтетичность;

33) катарсис;

 

 

10.Установите соответствие понятий и определений:

1) импрессионизм-а) направление в искусстве в последней четверти

ХІХ века, представители которого, используя

разложение сложных тонов на чистые цвета,

стремились беспристрастно изображать реальнуюдействительность, с помощью огромного количества точечных мазков так, чтобы они смешивались в глазу

зрителя в живую оптическую гамму;

2) неоимпрессионизм (пуантилизм)-

б) искусство, существующее лишь в определенный

момент времени; быстро разрушается;

3) постимпрессионизм-в) направление в искусстве, зародившееся вначале

ХХ века во Франции, представители которого

стремились изображать действительность при

помощи «раздробления» ее объектов на

плоскости и стереометрические элементы;

4) фовизм- г) направление во французской живописи конца

ХІХ – начала ХХвека, представители которого

стремились передать материальность и

структурность действительности

посредством резкого, интенсивного звучания

открытых цветов и урощенности форм;

5) кубизм-д) течение в западноевропейском абстракционизме

и США 1950-1960-х годов, представители

которого создавали живопись пятнами, не

воссоздающими

образы реальности, а выражающими бессознательную

активность художника;

6) супрематизм-е) направление в западноевропейском и американском

искусстве 1950-1960-х годов, противопоставившее

беспредметному, абстрактному искусству грубый мир

реальных вещей, продуктов потребления и т.п.,

которые, соединенные в особые комбинации,

представлялись как произведения искусства;

7) футуризм- ж) искусство 2-ой пол. ХХ века, использующее для

создания особого мироощущения различные

оптические иллюзии восприятия, эффекты цвета и

света, созданные при помощи линз,зеркал,

вращающихся механизмов и т.п.;

8) дадаизм-з) совокупность неформальных, независимых, часто

нелегальных или запрещенных творческих

направлений в современном искусстве,

противопоставляющих себя массовой культуре,

мейнстриму и официальному искусству;

9) экспрессионизм-к) направление искусства России нач. 1910 гг.,

представители которого особо подчеркивали

вещность, материальность, предметность тематики и

образов бытия, использовали национальные традиции, а также европейские, африканские и др.;

10) акмеизм-л) направление в искусстве начала 1920-х годов,

представители которого стремились выразить опыт

бессознательного (сновидений, бреда, мистических

видений, галлюцинаций и т.п.) посредством

изображения реальных объектов в нереальном сочетании исостоянии;

11) абстракционизм- м) направление в искусстве конца ХІХ –ХХ вв.,

представители которого выступали против реализма и

натурализма, намеренно упрощали изобразительные

средства и обращались к формам наивного,

непрофессионального искусства (как, например,

народное творчество, творчество ребенка или

первобытного человека);

12) примитивизм-н) прием, типичный для художников абстрактного

экспрессионизма (прежде всего американского), которыеутверждали, что важен не столько результат,

сколько процесс творчества, и создавали картины

путем беспорядочного разбрызгивания или

выдавливания краски прямо на холст;

13) дриппинг (драйпинг)-о) художественное направление, существовавшее между

1916 и 1922 годами, представители которого отрицали

какие-либо стандарты и каноны в искусстве,

провозглашали иррационализм, цинизм,

разочарованность, бессистемность; создавали произведения в виде бессмысленных коллажей хаотичних композицій бытовых предметов, верей, бессвязных словосочетаний и т.п;

14) ташизм-п) популярное, комммерчески прибыльное массовое

искусство, преобладающее в определенный отрезок

времени;

15) non-арт-р) авангардистское направление в искусстве 1910-х – нач.

1920-х годов, прежде всего в Италии и России,

представители которого призывали воспевать

импульсивность современной жизни, красоту

скорости, звука, агрессивность движения и т.п.,

утверждали идеи милитаризма и национального

превосходства, культивировали индивидуализм,

отрицали академическую культуру и т.п.;

16) on-арт-c) направление в искусстве, возникшее в 80-х годах ХІХ

в., представители которого

стремились раскрыть внутреннюю сущность и красоту

различных явлений через синтез формы и цвета,

четкую конструкцию композиции, экспрессию

колорита;

17) сюрреализм-т) «беспредметное» искусство, возникшее в нач. 1910 г.,

представители котрого отказались от изображения

чего-либо, приближеного к действительности, и

стремились выразить при помощи сочетаний ярких

цветов и отвлеченных форм внутреннее

мироощущение, вызвать у зрителя разнообразные

ассоциации и т.п.;

18) мейнстрим-ф) форма совершенного искусства, в которой произведение

составляют действия самого художника или группы, в

определенном месте и в определенное время перед

зрителями – «публичное» создание артефакта;

19) перформанс-х) течение модернистского искусства (преимущественно

Германии и Австрии: группы «Мост» и «Синий

всадник») первых десятилетий ХХ века, представители

котрого стремились не столько к воспроизведению

действительности, сколько к выражению

эмоционального состояния самого автора;

20) эфемерное искусство-ч) направление в искусстве последней трети ХІХ – нач.

ХХ века, представители которого стремились к

точности передачи мгновенного зрительного

ощущения, к естетсвенному запечатлению реального

мира в его подвижности и изменчивости, к созданию

оптического образа предмета или явленияв

соответствии с особенностями естественной свето-

воздушной среды, а не к его подробному описанию;

21) андеграунд-ш) направление в модернистском «беспредметном»

искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х гг.,

представители котрого стремились выразить

мироощущение и мировидение, используя

комбинации разноцветных плоскостей и

геометрических форм (квадрата, круга, треугольника

и т.п.)

 

11.Назовите наиболее значительных представителей названных выше направлений модернистского и постмодернистского искусства.

 

Литература.

1. (Бегсон А. Здравый смысл и классическое образование // Вопр. философии. – 1989. - №12. – с.163-168, - С. 167).

2. (Карпенко И.В. Философское пространство культуры: человек философствующий и человек повседневности: Монография. – Х.: ХНУ им.В.Н. Каразина, 2006).

3.? (Ортеги-и-Гассет Х. Идеи и верования // Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. – М., 1997. – С. 404-436, С.432).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.108.54 (0.098 с.)