Тема 6. Искусство как феномен культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Искусство как феномен культуры



 

1. Как Вы понимаете данные особенности чувственно-эмоциональной сферы человеческой жизнедеятельности и как они влияют на создание и восприятие феноменов искусства?

а) чувственно-эмоциональная сфера индивидуализирует и разнообразит духовную жизнь человека:

б) чувственно-эмоциональная сфера лишена запрограммированности, линейности и точной предсказуемости:

в) чувственно-эмоциональная сфера – это важнейшая сфера переживаний и «настроений» человека, связанная как с «вершинными» достижениями культуры, так и повседневной человеческой жизнью, разрыв между которыми неизбежно приводит к ущемлению человеческой личности».

 

 

2. В свое время Н.В. Гоголь сказал, что «искусство есть водворение в душу стройности и порядка, а не смущенья и расстройства». Как Вы думаете, прав ли он? Как это связано с социальной сущностью искусства?

 

3. Известный античный философІІІ в. н.э. Плотин в трактате «О прекрасном» писал, что «прекрасное воспринимается нами преимущественно зрением и, в меньшей степени, слухом, когда речь идет о музыке, ибо мелодии и ритмы бывают прекрасны. Те же, кто восходят выше чувственного восприятия, могут видеть красоту учений, поступков, свойств, знаний и добродетелей». О какой черте прекрасного здесь идет речь? Какое значение оно имеет для формирования личности?

 

 

4. Плотин указывал, что «красоту нужно видеть тем же самым, чем душа взирает на другие подобне вещи, и, видя ее, испытывать наслаждение и потрясение, изумляться больше, чем телесной красоте, так как соприкасаешься уже с тем, что истинно. Ибо эти душевные состояния должны возникать по поводу чего бы то ни было прекрасного – изумление и сладостное потрясение, и томление, и любовь, и радостное волнение».

Какие еще чувства испытывает человека, видя прекрасное? А безобразное?

 

5. Используя текст трактата Плотина «О прекрасном», определите наиболее важные черты и критерии различения прекрасного и безобразного.

 

 

6. М. Горький писал: «Под красотой в искусстве понимается такое сочетание материалов, а также звуков, красок, слов… которое действует на чувство и разум как сила, возбуждающая в людях удивление, гордость, радость». Какие еще критерии красоты Вы можете назвать? Приведите примеры.

 

7. А.Г. Спиркин указывал, что «искусство – это … наряду с наукой форма познания мира». Искусство является особым познанием – «мышлением в образах», в отличие от науки – «мышления в понятиях». Гегель писал, что «искусство имеет своей задачей раскрыть истину в чувственной форме». Как Вы это понимаете? Приведите соответствующие примеры.

 

 

8. Как соотносятся между собой понятия «искусство» и «эстетическое»?

 

9. Определите, какие концепции искусства представлены в таблице (эстетическая, познавательная, игровая, интуиционная, физиологическая, культурно-историческая, символическая, психологическая).

 

  Искусство является результатом определенного физиологического раздражения человека, переживается как чувство эстетического удовольствия или неудовольствия, полезного или неполезного.
  Искусство как форма жизнедеятельности человека, главным свойством которой является эстетическое – то есть чувственно воспринимаемое прекрасное.
  Искусство возникает из унаследованного от животных интереса человека к игре – воображаемому творчествуи воображаемому изображению действительности.
  Искусство как индивидуальный творческий акт, результат интуиции, внутреннего мира, чувств, самовыражения личности.
  Искусство воплощает наиболее существенные культурно-исторические черты епохи, дух времени, господствующий тип мировосприятия.
  Искусство должно не просто копировать действительность, а символически отражать все то, что затрагивает, волнует человека.
  Искусство – это язык чувств, выражение эмоций, переживаний человека.
  Сущность искусства – не эмоции сами по себе, а познание мира в форме его эмоционального отражения.

 

10. Аристотель в «Поэтике» называл искусство «вероятным бытием, иллюзией реальности, способной вызвать эмоциональную реакцию зрителя». Гегель в «Эстетике» писал, что искусство должно «наполнять сердца и давать человеку, развитому и неразвитому, перечувствовать все то, что человеческая душа может пережить и создать в своих сокровеннейших и таинственнейших глубинах, все то, что способно глубоко волновать человеческое сердце».

Какая концепция искусства представлена в данных высказываниях?

12.Искусство воздействует на человеческие чувства и эмоции. Как это происходит? Что отличает обычные эмоции людей от эмоций, вызванных искусством?

 

13.А. Матисс говорил: «Мой рисунок – это прямое и самое чистое воплощение моих мыслей».

К. Станиславский отмечал, что «нет подлинного искусства без переживания, оно начинается там, где чувство входит в свои права».

Как Вы считаете, есть ли в этих высказываниях противоречие? Как в них выражается сущность искусства?

 

14.Художник осмысливает действительность в двух аспектах – смысловом и пространственно-пластическом («Что?», «Зачем?», «Как?», «Кому?»). На примере конкретного произведения искусства проанализируйте данню особенность художественного отражения действительности.

 

 

15. «Подобно всем другим символическим формам, – писал Э. Кассирер в «Опыте о человеке», – искусство не есть всего лишь воспроизведение готовой, данной реальности. Это один из путей, ведущих к объективной точке зрения на вещи и человеческую жизнь; это не подражание реальности, а ее открытие».

Вопреки ему, И. Тэн в своей «Философии искусства» развивал теорию искусства как подражания. Как Вы думаете, какая точка зрения более верна? Аргументируйте.

 

 

16. В. Кандинский в «О духовном в искусстве» писал: «Истинное произведение искусства возникает таинственным, загадочным, мистическим образом «из художника»». Отделившись от него, оно получает самостоятельную жизнь, становится личностью, самостоятельным, духовно дышащим субъектом, ведущим также и материально реальную жизнь; оно становится существом. Итак, оно не есть безразлично и случайно возникшее явление, пребывающее безразлично в духовной жизни: оно, как живое существо, обладает дальнейшими созидательными активными силами. Оно живет, действует и участвует в созидании духовной атмосферы».

О какой существенной черте подлинного произведения искусства идет речь? Приведите примеры.

 

17. П. Пикассо писал: «Когда картина окончена, она продолжает и дальше менять свое лицо в зависимости от настроения того, кто ее сейчас смотрит. Картина живет собственной жизнью, подобно живому существу, и подвергается таким же переменам, какие происходят с нами в повседневной жизни. Это вполне естественно, потому что она получает жизнь от человека, который ее созерцает».

О какой существенной черте подлинного произведения искусства идет речь?

Приведите примеры.

 

 

18. При помощи фантазии и воображения искусство способно абстрагироваться от действительности, выходить за пределы реальности, при этом оставаясь в ней.

Опишите этот процесс на конкретном примере.

 

19. Искусство, вызывая художественные эмоции, способно проникать на уровень подсознания и бессознательного, влияя определенным образом на поведение человека.

На примере конкретного произведения искусства продемонстрируйте это (как вариант – картина С. Дали «Предчувствие гражданской войны»).

 

20. С. Дали говорил: «Я верю в то, что наши тайные желания содержат в себе настоящий потенциал и что подлинная культура духа существует только в наших желаниях. Ни одно желание не является предосудительным, вина заключается только в их подавлении».

К. Рохас писал о С. Дали: «На своих полотнах он стремился запечатлеть образы,

порожденные подсознанием, чтобы мир воображения стал таким же реальным и

познаваемым, как окружающая действительность, чтобы он был открыт для всех».

Как Вы думаете, зачемэто делалось художником, который, как известно, был

противником общественных норм?

 

21. По словам Ф. Ницше («Человеческое, слишком человечсеское») искусство «способно превращать даже горе в наслаждение».

Как Вы это понимаете? Приведите примеры.

 

22. Л. Выготский указывал: «Эмоции искусства суть умные эмоции. Актер плачет настоящими эмоциями, но слезы его текут из мозга». О какой особенности искусства идет речь?

 

23. Великий итальянский художник Рафаэль писал: «Чтобы написать красавицу, мне надо видеть много красавиц … Я пользуюсь идеей, которая приходит мне на ум». О какой особенности искусства идет речь?

 

24. В. Гете писал: «Символика превращает явление в идею, идею – в образ, и притом так, что идея остается в образе бесконечно действенной». Какова роль символов в искусстве? В чем специфика художественных символов? Приведите примеры.

 

25. Определите отличия

 

Обычный знак Художественный знак
1) Имеет определенное значение (как правило, типическое)    
2) Соотносится с чем-то, отличающимся от него      
3) Передает (воплощает) соответствующую информацию    
4) Требует определенных знаний и «догововоренностей» (общепринятости)      
5) Функционирует в определенной ситуации      
6) Имеет более-менее устойчивое, определенное значение  
7) Преполагает субъективное восприятие, как правило –стандартное    
8) Одно и тоже значение может быть представлено в различных формах    
9) Может бать использован без изменений в различных контекстах      

 

26. Определите, чем художественный образ отличается от других образов:

Образ как таковой Художественный образ
Объективно: форма наглядного представления действительности: (обыденный, научный, религиозный)    
Субъективно: результат и идеальная форма отражения в сознании человека различных предметов и явлений (образы, ощущения, восприятия, представления); субъективная представленность чего-либо  

27. Художественные образы можно разделить на репрезентативне (миметические) и непрезентативные (немиметические). Репрезентативные – это образное отражение того, что реально существует (прообраза, т.е. отображение определенного феномена). Дайте определение нерепрезентативного образа, приведитесоответствующие примеры и проанализируйте возможности и функции этих двух типов художественных образов.

28. Определите, чем художественный символ отличается от других символов.

Символ как таковой Художественный символ
Символ – это идея, образ или предмет, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной форме некоторое иное содержание. По Личу, существуют три вида символов: 1) обычный (произвольная ассоциация); 2) стандартизированный; 3) условный.  

29. Определите, чем художественный образ отличается от художественного символа:

 

30. Основой процесса восприятия художественного образа является «сотворчество», «переживание воспринимающего». Как Вы это понимаете?

 

 

31. Любое произведение искусства так или иначе может бать представлено как объективно существующий текст, обладающий соответствующим смыслом, материальной оболочкой и структурой. И этот текст открыт для интерпретаций.

Продемонстрируйте это на конкретных примерах пластического искусства, музыки, литературы.

32. Определите, в чем заключается специфика (материал, средства выражения, язык и т.п.) следующих видов искусства:

Вид искусства Характерные особенности
Литература      
Живопись      
Скульптура      
Архитектура      
Музыка      
Декоративно-прикладное искусство      
Хореография      
Театр      
Кино      

 

33. Проанализируйте нижеизложенный материал из монографии И.В. Карпенко «Философское пространство культуры» и определите отличие пространственных и временных искусств:

«Ведь архитектура, живопись, скульптура выражают ставшее состояние и настроение, тогда как музыке доступно выражение становления преемственно раскрывающихся чувств. Музыка (как и миф, но в несколько ином смысле) уничтожает время, переводит его из внешнего плана чередования событий, которые вызывают те или иные чувства, во внутренний план движения самих чувств, вызываемых к жизни звуками. Время как внешний план событий и ситуаций жизни уступает место времени как внутреннему плану жизни чувств. Чувства и образуют тот временной лифт, по которому скользит музыка как своеобразная «машина времени». «Слушая музыку, мы погружаемся в длящийся поток нашего сознания, одновременно и непосредственно участвуем в продолжающемся музыкальном процессе нашими чувствами, эмоциями и страстями».

 

34. Определите основные элементы эстетического сознания:

 

35. П. Копнин утверждал, что «искусство по существу не познает мир, а переживает его». Какова роль искусства в формировании мировоззрения и мироощущения личности, в частностиубеждений? В чем состоит познавательная функция искусства? Приведите примеры.

 

36. Дайте определение основных функций искусства:

1) воспитательная –

 

 

2) познавательная (когнитивная) –

 

3) оценочная (прескриптивная) –

 

4) удовлетворения потребностей –

 

5) эстетическая –

 

6) иллюзорно-компенсаторная –

 

 

7) гедонистическая –

 

 

8) самовыражения личности, творчества –

 

 

9) автаркическая –

 

 

10) социализации –

 

 

11) формирование личности –

 

 

12) интеграции социума –

 

13) прогностическая –

 

14) внушения (орективная) –

 

 

37.Известный исследователь психологии масс Г. Тард утверждал: «Когда искусство является отделенным от морали, тодга онооказывается деятелем социального разложения, а не социальной гармонии». Как Вы считаете, верно ли это? Приведите соответствующие примеры.

 

 

38.Д.Дидро писал: «Партер театра – единственное место, где сольются слезы добродетельного человека и злодея. Так возмущается злодей против несправедливостей, которые сам мог бы совершить, сочувствуя горю, которое сам мог бы принести, негодует на человека со сходням характером. Но впечатление получено, оно живет в нас вопреки нам, и злодей, уходя из театра, менее расположен козлу, чем после от поведи сурового и черствого оратора». Как Вы думаете, прав ли Дидро? Всегда ли искусство имеет положительное воздействие на человека? От чего это зависит?

 

 

39. Выделяют объективные и субъективные ценности искусства. Дайте их определение и приведите соответствующие примеры.

 

Объективные ценности Субъективные ценности
Определение:     Примеры:     Определение:     Примеры:  

 

 

40. Как Вы думаете, в чем состоит объективный (т.е. не зависящий от человека и его стремлений) и субъективный (т.е. определяемый самими людьми) смысл искусства? Приведите примеры.

 

 

41. «Искусство для искусства» или «чистое искусство» – это название ряда концепций (ХІХ- нач. ХХ в.), утверждающих самоцельность и самодостаточность художественного творчества, его независимость от общества, социальных потребностей и интересов. Т.е., по сути, искусство должно быть предметом чистого, свободного, неутилитарного созерцания. Как Вы думаете, возможно ли это? Возможно ли освободить искусство от его практической значимости?

 

42. И. Кант писал: «Вкус есть способность судить о предмете или способе представления на основе удовольствия, свободного от всякого интереса. Предмет такого удовольствия является прекрасным», а «суждение называется эстетическим именно потому, что определяющее основание его есть не понятие, а чувство (внутреннее чувство) упомянутой гармонии в игре духовних сил, коль скоро ее можно ощущать». Как Вы это понимаете? Совпадает ли естетическое и неутилитарное? Эстетическое удовольствие и красота?

43. По словам Никитиной И.П., «образно говоря, категории искусства – это те очки, через которые художник, критик и зритель смотрят на мир и без которых они не способны воспринять эстетическое в произведении искусства …». Определите главные функции категорий искусства, приведите соответствующие примеры.

44. «Система категорий искусства, являющихся одновременно категориями естетики и философии искусства, опирается на более общую систему философских категорий, а последняя – на предельно общую в рамках каждой культуры систему универсалий (категорий) культуры». Покажите на конкретном примере взаимосвязь категорий искусства, эстетики, философии искусства, философии и культуры.

 

45. Категория прекрасного является центральной категорией искусства. Долгое время понятие прекрасного отождествлялось с понятием художественного. Как Вы думаете, правильно ли это? Аргументируйте.

46. Допишите недостающее в таблице. Приведите примеры.

Принципы анализа прекрасного Содержание принципа
1. Историчность Представления о прекрасном исторически меняются – они различны в разных эпохах, культурах, социальных общностях. Например: пышнотелые красавицы Рубенса, изящные девушки Дега и Ренуара и т.п.
2. Детерминированность соответствующей культурой  
3. Детерминированность соответствующим художественным стилем  
4. Определение в системе с другими категориями (прекрасное-безобразное-безразличное и т.п.);  
5. Является социокультурным, а не естественным феноменом  
6. Основано на чувственно-эмоциональном восприятии  
7. Может реализовываться в любой сфере человеческой жизнедеятельности («прекрасный специалист»)  
8. Зависит от характеристик субъекта и объекта  

47. Определите объективное понимание прекрасного:

Субъективное понимание прекрасного Прекрасное является эстетическим качеством, а зависящим не столько от оцениваемого объекта, сколько от субъектов – т.е. воспринимающих его индивидов.
Объективное понимание прекрасного  

 

 

48. Установите соответствие понятий и определений:

1) эстетические категории- а) эстетическая категория (от греч.

«очищение»), обозначающая

высший духовно-эмоциональный результат

положительного эстетического

воздействия (по силе равного

эмоциональному потрясению) искусствана

человека;

2) художественное-б) эмоциональное состояние человека,

связанное с восприятием (прежде всего

произведений искусства) и ощущением

прекрасного, красоты, гармонии и т.п.;

3) художественный вкус-в) наиболее общие, фундаментальные

понятия, имеющие описательно-оценочный

характер,представляющие собой формы и

организующие принципы эстетического

опыта и мышления;

4) эстетический вкус-г) способность человека, опираясь на свои

знания, чувство и опыт, определять

ценность призведений (искусства);

5) художественный стиль-д) совокупность принципов и приемов,

направленных на достижение целостной

выразительности произведения искусства и

связи его элементов;

6) художественная объективность- е) качество субъект-объектных отношений,

связанное с чувственно-образным

восприятиемсоответствующей реальности

как прекрасной или безобразной, и

получением духовного наслаждения

(удовольствия) от красоты;

7) художественный образ-ж) категория, обозначающая систему

внутренних правил, принципов и норм,

господствующих в определенном виде

искусства в определенный исторический

период;

8) художественный канон-з)способность человека «судить о красоте»

(И.Кант) любого феномена в любой сфере

человеческой жизнедеятельности;

9) эстетическое удовольствие-к) качественная характеристика

художественного произведения,

заключающаяся в отражении в нем

реальной действительности, независимо

от субъективных пристрастий, желаний,

интересов и т.п;

10) катарсис-л) качество восприятия и представления

действительности в произведениях

искусства в соответствии с принципами

прекрасного, безобразного и т.п.;

11) эстетическое- м) форма отражения (воспроизведения),

осмысления и переживания в произведении

искусства определенной идеи, (жизненного

явления) в виде чувственно

воспринимаемого (на основе изображения,

описания или звука), эстетически

воздействующего на человека объекта.

 

49. К объективным основаниям эстетического относятся ритм, пропорция, симметрия, единство разнообразия.

Выпишите определения этих понятий и приведите соответствующие примеры.

 

50. Что такое «золотое сечение»?

 

 

51. Определите субъективные основания эстетического и приведите соответствующие примеры.

 

52. В художественном восприятии выделяют: чувственное восприятие; анализ и осмысление; оценку; переживание. Опишите этот процесс, опираясь на восприятие какого-либо конкретного художественного произведения.

 

 

53. Д. Юм писал о том, что «ничто так не совершенствует характер, как изучение прекрасного в поэзии, красноречии, музыке и живописи». Согласны ли Вы с этим? Приведите пример, исходя, в частности, из суггестивной функции искусства.

 

 

54. Установите соответствие понятий и определений:

1) художественное подражание (мимесис)-

а) эстетическая категория, характеризующая

что-либо, вызывающее ощущение, что

оно (полностью или частично) не

является таковым, каким кажется

(«мягкое» выражение комического);

2) эстетическое побуждение-б) эстетическая (в том числе) категория,

характеризующая что-либо как не

соответствующее какой-либо одной

системе, апредставляющее собой

сборную совокупность элементов

различных систем, стилей, традиций, идей

и т.п.;

3) художественный символ-в) эстетическая (в том числе) категория,

обозначающая типическое, повседневное,

обычное, тривиальное;

4) художественный симулякр-г) эстетическая (в том числе) категория,

характеризующая

что-либо (явление, процесс, действие) как

сознательную профанацию, имитацию,

насмешку, издевательство, высмеивание и

т.п.;

5) прекрасное-д) вымышленный художественный образ в

искусстве, представляющий «ложную»

реальность (часто отражает различные

фантазии, сновидения, галлюцинации,

видения, другие подобные душевные

состояния);

6) красота-е) эстетическая категория, обозначающая

совершенство, гармоничное сочетание

качеств или аспектов чего-либо,

вызывающего эстетическое удовольствие;

7) эпатирующее-ж) двигательный импульс, эмоционально-

волевое устремление, желание и

намерение воспринимать, отражать или

преобразовывать действительность,

исходя из эстетических принципов

прекрасного, красоты, гармонии и т.п.;

8) возвышенное-з) эстетическая (в том числе) категория,

характеризующая неразрешимый

конфликт, сопровождающийся гибелью

субъектов, страданиями, разрушением

ценностей, потерей смысла жизни и т.п.;

9) трагическое-к) эстетическая (в том числе) категория,

характеризующая что-либо как

противоречивое, нелепое, нелогичное,

противоречащее здравому смыслу;

10) фарсовое-л) эстетическая (в том числе) категория,

характеризующая крайнюю степень

безобразного, являющегося

не только нарушением принципов

красоты, но и предельно негативным

явлением в жизни

человечества (в некоторых случаях

характеризует плотские, физиологические

инстинкты человека);

11) безобразное-м) эстетическая категория, характеризующая

особенную, исключительную значительность

чего-либо, его уникальное идеальное

содержание (в высшей степени прекрасное)

по отношению к соответствующим реальным

формам и явлениям;

12) отвратительное-н) «духовное ядро» художественного образа,

представляющее его сущность и смысл, а

также определенную «знаковость», т.е.

условное представление соответствующей

идеи;

13) низменное-о)воспроизведение, отражение в

художественном произведении качеств чего –

или кого-либо (определенного субъекта или

объекта), следование примеру, образцу;

14) комическое-п) центральная эстетическая категория,

отражающая качество чего-либо,

доставляющего высшее предметно-

чувственное и духовное наслаждение, высшая

форма проявления красоты;

15) ироническое-р) качественная характеристика чего-либо,

осуществляющего вызывающее, шокирующее,

скандальное, резко противоречащее

общепринятым нормам воздействие на

человека;

16) абсурдное-с) эстетическая категория, характеризующая

что-либо, вызывающее неудовольствие,

негативне эмоции в силу нарушений

принципов целостности, красоты, гармонии,

соразмерности и т.п.;

17) эклектическое-т) эстетическая категория, характеризующая что-

либо как смешное в силу несоответствия

представляемого и реально-действительного;

18) обыденное- ф) эстетическая категория, характеризующая

что-либо, вызывающее чувства отвращения,

брезгливости, гадливости и т.п.

 

55. Установите соответствие понятий и определений:

1) художественная форма- а) образ отсутствующей действительности,

правдоподобное подобие, лишенное подлинника;

артефакт, основанный лиш на собственной

реальности;

2) художественное содержание- б) обобщенное чувственно-эмоциональное

представление определенной эстетической идеи в

произведении искусства;

3) художественный образ- в) условное обозначение или представление каких-

либо идей или смыслов, связанных с

определенным художественным образом;

4) художественный символ- г) объективная и субъективная реальность,

эстетически осмысленная автором

художественного произведения

и представленная соответствующей системой

смыслов;

5)симулякр-д) внешняя представленность художественного

произведения при помощи конкретно-

чувственных средств изображения;

внутренняя структурно-композиционная

организация художественного произведения;

6) художественное творчество- е) деятельность, направленная на создание новых

эстетических ценностей – призведений искусства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.18 с.)