Тема 3: Методология осмысления культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3: Методология осмысления культуры



1. Определите, какие методы познания культуры относятся к рациональным, а какие –к иррациональным:

Рациональные:

 

Иррациональные:

а) анализ; г) интуиция; ж) объектный; к) озарение;

б) синтез; д) ценностный; з) системно-комплексный; л) переживание;

в) редукция; е) субъектный; и) сравнительный; м) дифференциализация.

 

2. В таблице представлены основные характеристики рационального и иррационального. Приведите соответствующие примеры, касающиеся познания культуры.

Рациональное Иррациональное
Однозначная детерминация Многозначная причинность, синхронность
Объективная достоверность, проверяемость Субъективная достоверность, непроверяемость
Адекватная транслируемость и перевод на другие языки Неполная транслируемость, «сотворчество»
Дискурсивность, осознаваемость Неполная осознаваемость, интуитивность
Дискретность, прерывность Континуальность, целостность
Связано с количественными характеристиками объектов Связано с качественными характеристиками объектов
Используется прежде всего для осмысления материально-технической сферы Используетсяпрежде всего для осмысления духовно-гуманитарной сферы
Связано с функциями левого полушария головного мозга и с «дневным» сознанием Связано с функциями правого полушария головного мозга и с «ночным» сознанием
Выражает преимущественно пространственные характеристики объекта Выражает преимущественно временные характеристики объекта

 

3. Дайте определение основных методов собственно культурологических исследований:

а) генетический:

 

 

б) типологический:

 

 

в) структурный:

 

 

г) компаративный:

 

 

д) функционально-аксиологический:

 

 

е) герменевтический:

 

 

ж) реконструкции культурных полей:

 

 

з) моделирования культурных объектов:

 

 

и) историко-генетический:

 

 

к) мозаичных реконструкций:

 

 

л) социокультурных наблюдений:

 

 

м) социологических и социокультурных инверсий:

 

 

4. В. Виндельбанд представил два возможных взаимосвязанных подхода к определению задач философии культуры:

а) создание нормативного проекта «идеальной» культуры;

б) «понимание» исторически реальной, существующей культуры.

Как Вы это понимаете? Приведите примеры.

5. В. Виндельтанд указывал, что «философское понимание культуры начинается лишь там, где кончается психологическое или историческое установление ее фактического содержания». Как Вы это понимаете?

6. Установите соответствие понятий и значений:

1) феноменология- а) искусство и теория понимания и

истолкования текстов; соединяет

объективный («грамматический») и

субъективной (психологический)

аспекты;

2) герменевтика- б) учение о феноменах и постижении их

смысла на основе чувственного

восприятия, переживания и интуиции

исследователя;

3) синергетика-в) учение, ставящее главной

познавательной задачей

бессознательных мотивов действий,

мнений, морально-психологических,

установок личности;

4) психоанализ: г) учение об общих закономерностях

явлений и процессов в сложных

неравновесных открытых системах на

основе присущих им принципов

самоорганизации.

 

7. Дайте определения этих понятий:

¾ прафеномен:

 

 

¾ гештальт:

 

 

¾ физиогномика:

 

 

¾ символ:

 

 

¾ стиль:

 

 

¾ аналогия:

 

 

¾ гомология:

 

 

¾ «одновременность»:

 

 

¾ псевдоморфоза:

 

8. Определите правильный ответ:

Культурно-антропологический подход к анализу действительности ориентирует

исследователя на:

а) изучение социокультурных смыслов определенной исторической эпохи посредством анализа конкретных форм, продуктов и особенностей жизнедеятельности человека, соответствующего эмпирического материала;

б)системный анализ культуры путем сравнения, сопоставления ее с другими социальными явлениями;

в) изучение культуры как результата, процесса и условия человеческой деятельности;

г) изучение человека как субъекта и объекта культуры.

 

9. В чем состоит специфика кросс-культурных исследований?

а) проведение изучения и анализа культур посредством применения конкретно-социологических методов (опроса, анализа документов, наблюдения и т.п.);

б) проведение изучения и анализа культур посредством сравнения на высоком уровне обощенности;

в) изучение психологии людей определенной эпохи через анализ соответствующих социокультурных феноменов.

 

10. Компаративные методы исследования культуры представлены сравнительно-историческим, сравнительно-типологическим (историко-типологическим) и историко-генетическим методами. Определите их специфику и приведите примеры:

а) сравнительно-исторический:

 

 

б) сравнительно (историко)-типологический:

 

 

в) историко-генетический:

 

 

11. В чем сущность и особенности функционального метода исследования культуры? Приведите примеры.

 

 

12. В чем сущность и особенности структурно-функционального метода исследования культуры? Приведите примеры.

 

 

13. В чем сущность и особенности психологического метода исследования культуры? Приведите примеры.

14. В чем сущность и особенности семиотического метода исследования культуры? Приведите примеры.

15. В чем сущность и особенности информационного метода исследования культуры? Приведите примеры.

 

16. В чем сущность и особенности системного метода исследования культуры? Приведите примеры.

 

 

17. В чем сущность и особенности синергетического метода исследования культуры? Приведите примеры.

18. В чем сущность и особенности феноменологического метода исследования культуры? Приведите примеры.

19. В чем сущность и особенности герменевтического метода исследования культуры? Приведите примеры.

 

20. Установите соответствие понятий и определений:

1) интенциональность сознания- а) объективное содержание объекта

(предмета или явления), объективный

смысл, результат активной

направленной деятельности сознания;

2) ноэзис-б) явленное, носитель смысла, смысловая

единица восприятия (ощущуния),

значимое явление предмета, к

постижению которого приближается

сознание;

3) ноэма- в) «очищение» сознания (исключение из

сознания) от компетентов

эмпирического опыта: как отказ от

«психологизма», т.е. от зависимости

познания от субъективности

познающего;

4) эпохе-г) направленность актов сознания на

предмет, в результате чего акцент

переносится с собственно предмета на

многообразие способов его данности;

5) феноменологическая редукция-д) средство, с помощью которого предмет

в процессе феноменологической

редукции исключается из обычных

эмпирических связей, и происходит

устранение всех эмпирических

суждений о пространственно-

временном мире, в результате чего

предмет входит в сферу чистого

сознания как сущность.

 

21. Установите соответствие понятий и определений:

1) герменевтический круг-а) требование понимания текста, исходя

из него самого, из его внутренней

логики, не привнося в него культурно-

историчекие влияния и субъективные

представления;

2) герменевтическое понимание текста-б) герменевтическая методика прочтения

текста, связанная с циклическим

характером процесса понимания, и

обосновывающая правило, что целое

следует понимать, исходя из частного

(отдельного), а отдельное – из целого,

из всей системы взаимосвязей, и –

обратно;

3) конгениальность- в) постижение смысла того или иного

явления, его маста в мире, его функции

в системе целого и т.п.;

4) интерпретация- г) соответствие, сходство по дарованию,

образу мыслей, идейному направлению,

стилю, художественному чутью, манере

и т.п.;

5) иммерсия- д) общенаучный метод с фиксированными

правилами перевода формальных

символов ипонятий на язык

содержательного знания; в

гуманитарном знании – истолкование

текстов, смыслополоагающая и

смыслосчитывающая операция;

6) понимание- е) погружение в среду, в текст,

отождествление себя с кем-либо.

 

22. Установите соответствие понятий и определений:

1) постмодернизм-а) методология культурного анализа,

возникшая как реакция на

догматичность

структурализма и его понимание структуры

как самодостаточного, целостного,

закрытого явления;

2) постструктурализм-б) методология анализа, способа мышления,

связанная с процедурами расслоения,

разборки, разложения различных структур.

3) деконструктивизм- в) явление, возникшее в культуре

западноевропейского постиндустриального

общества в последней четверти ХХ века, для

которого характерны плюрализм,

ироничность, иррационализм, массовость,

карнавализация, неопределенность,

фрагментарность, эклектизм и т.п.

4) концептуализм- г) пограничное, промежуточное положение

личности в обществе или культуре,

неопределенность социокультурного

положения и т.п.;

5) маргинальность-д) внешнее, искусственное соединение

фрагментов или элементов чего-либо;

слитность, неразделимость.

6) синкретизм- е) методологическая установка, исходящая из

того, что общее представлено в понятиях, и

вне человеческого ума не существует.

Тема 4: Основания культуры

 

1. Какая главная социокультурная функция начальной формы сознания – мифологической?

а) обеспечение приспособления человека к природе;

б) освоение и представление мира как «своего»;

в) объяснение происхождения мира и человека.

 

2. Определите, какие черты характерны для мифологического сознания:

а) результат преимущественно коллективной фантазии, выражение коллективногобессознательного;

б) результат преимущественно индивидуальной фантазии, выражение индивидуального бессознательного;

в) отражение действительности в виде чувственно-конкретных персонификаций и образов одушевленных существ, которые мыслятся реальными;

г) отражение действительности в виде чувственно-конкретных персонификаций и образов одушевленных существ, которые мыслятся нереальными;

д) это результат эмоционально-практического освоения мира;

е) это результат эмоционально-рефлексивного освоения мира;

ж) это результат рационально-рефлексивного освоения мира;

з) форма защиты от угрозы «чужого» мира;

и) опора на «ночное» сознание, складывающееся из переживаний, чувствования мира и сновидений;

к) опора на «дневное» сознание, складывающееся из зрительного восприятия и рационального осмысления окружающего мира;

л) «пантождественность», переживание всеобщей связи всего существующего в мире;

м) отождествление мира с «Я» – субъектом сознания;

н) критическое отношение к действительности;

о) доминирование эмоционально-аффективного восприятия мира;

п) рационально-логическое мировосприятие;

р) действует посредством аналогии, сопоставления, метафор и т.п.;

с) представление мира через призму бинарных оппозиций, в виде симулякров и т.п.

 

3. Определите особенности «дневной» и «ночной» культур:

«Дневная»:

 

«Ночная»:

 

а) связь с практической деятельностью, направленной на удовлетворение экономических, технологических, физических потребностей человека;

б) связь с личным опытом переживания действительности;

в) стремление к «переживанию» окружающего мира;

г) доминирование зрительного способа восприятия мира;

д) нормативность, контроль поведения;

е) связана преимущественно с правым полушарием головного мозга, управляющего переживаниями и эмоциями, и деятельностью левой руки;

ж) существенная связь с искусством, символическим отражением действительности;

з) очевидность, простота и ясность мировосприятия;

и) связана преимущественно с левым полушарием головного мозга, управляющего логическими операциями, и деятельностью правой руки;

к) опора на материальную предметность, достоверность;

л) доминирующая роль слухового восприятия мира;

м) большая роль магии и мистики;

н) волевое обуздание иррациональных инстинктов и побуждений;

о) анормативность, свобода поведения личности;

п) ориентация на самореализацию, творчество, духовность личности;

р) преимущественно рационально-аналитическое осмысление действительности;

с) оптимизм, прагматизм, ориентация на потребление и «обладание»;

т) связана с бессознательным, сновидениями, душевными переживаниями, иррациональным.

 

4. Какой миф лежит в основе соответствующей культурно-исторической эпохи:

1) Античности-а) о противопоставлении человека и

природы, устремленности человекав

духовный, божественный мир;

2) Средневековья- б) о человеке как воплощении всего

прекрасного – и духовного, и телесного;

3) Возрождения- в) о материально-телесной гармонии космоса;

4) Просвещения-г) о разуме и науке как главных средствах

формирования и развития человека и

общества;

5) Романтизма- д) о многомерности, неуравновешенности,

фрагментарности, неопределенности,

плюрализме и разорванности, хаотичности

существующего мира, «разнобое» культуры, в

которой все составляющие самоценны и

почитаемы, а рациональное их объяснение

невозможно и ненужно, ибо единой истины не

существует;

6) Модернизма-е) о возможности рационально-логического

объяснения и упорядочивания мира;

создания универсальных системценностей и

приоритетов формирования личности;

7) Постмодернизма- ж) об особой роли запредельных, таинственных

трансцендентальных смыслов, через которые

можно познать мир;

 

5. Современная социокультурная реальность является такой же мифологизированной, как и любая другая, что проявляется в «неомифологизме» (становление ценностно-смыслового единства эпохи через использование мифологии)философии, магинативности (образное познание мира, фатазия) науки и бриколаже (создание вещей из нестандартных материалов) в искусстве. Как Вы это понимаете?Приведите соответствующие примеры.

 

 

6. Е.М. Мелетинский писал: «История культуры на всем ее протяжении так или иначе соотносилась с мифологическим наследием первобытности и древности, отношение это сильно колебалось, но в целом эволюция шла в направлении «демифологизации» (ее вершинами можно считать просвещение ХVIII в. и позитивизм ХІХ в.), а в ХХ в. мы сталкиваемся с крутой «ремифологизацией» (по крайней мере в рамках западной культуры)». Как Вы это понимаете?О какой особенности культуры ХХ века идет речь? Приведите примеры.

7. Б. Малиновский указывал, что «функция мифа состоит не в том, чтобы объяснять, а в том, чтобы подтверждать; не удовлетворять любопытство, но придавать уверенность в силе; не плести байки, а связывать между собой смыслы различных верований, относя их к непрерывно текущему потоку событий». Как Вы это понимаете? Приведите примеры.

 

8. С точки зрения Э. Кассирера, человек между собой и реальностью всегда помещает мир сознания, духовной активности личности, мир символических форм и образов: «Человек живет … не только в физическом, но и символическом универсуме. Язык, миф, искусство, религия – части этого универсума, те разные нити, из которых сплетается символическая сеть, запутанная ткань человеческого опыта». Как Вы это понимаете? Аргументируйте.

 

9. Напишите определения и приведите примерыосновных функций мифа:

а) интерпретация и объяснение мира:

 

 

б) классификация событий, предметов, свойств и т.п.:

 

 

в) освоение окружающей действительности:

 

 

г) поддержка социального порядка, нормирование поведения человека:

 

 

д) утверждение культурных ценностей:

 

 

е) определение смыслов и ориентирование жизнедеятельности человека:

 

 

ж) интеграция и единение общества:

 

з) создание целостной, упорядоченной картины мира:

 

 

и) обеспечение социальной коммуникации:

 

 

к) трансляция культурного опыта:

 

 

л) адаптивно-психологическая:

 

 

10. Установите соответствие понятий и определений:

1) мифологический синкрезис –а) первичная нерасчлененность, заключающая

в себе потенциальные смысловые

возможности и «мифос» –

предсознательное непосредственное,

недифференцированное

переживание мира;

2) мифологический анализ –б) соединение разделенных в

мифологическом сознании смыслов;

3) мифологический синтез – в) разделение смыслов в

мифологическом сознании;

4) дискретное – г) экзистенциальное переживание

сопричастия, единения себя с «иным»,

«другим» миром, «снятие»

субъектно-объектных

отношений и достижение

синтетически-нерасчлененного

состояния; единение человеческого

сознания с целым миром;

5) континуальное – д) относится к сфере предсознательного; ряд

промежуточных состояний между ясным

сознанием и бессознательным, которые

представляют собой, по сути, сознание, но

в особом модусе – отражают «Я»,

переживающее мир и характеризующееся

неясностью и размытостью; синкретически

соединяет созерцание, переживание и

мышление;

6) имманентное – е) структурная единица мифа, замкнутая и

самодостаточная смысловая схема;

воплощенные в образе основополагающие

формы взаимоотношений человека с

миром («Великая мать», «Культурный

герой» и др.);

7) трансцендентное – ж) фиктивная, ложная, вымышленная,

мысленно сконструированная реальность;

8) сакральное – з) состоящее из отдельных

частей, прерывистое, дробное;

9) профанное – и) постоянное, непрерывное, сплошное;

10) партисипация –к) существующее умозрительно,

вне чувственного опыта, недоступное

эмпирическому пониманию;

11) медиация –л) священное, святое потустороннее, небесное,

религиозное;

12) «сумеречное сознание» - м) мирское, повседневное, обыденное;

13) имагинация – н) примирение, процесс достижения

понимания и взаимопонимания, снятие

«противопоставлений и противоречий»;

14) мифологема – о) процесс воображения,

продуцирования образов;

15) симулякр –п) внутренне присущее, свойственное

чему-либо.

 

11. Как (при помощи каких символов и метафор) создается мифологическая реальность в фильме Х. Медема «Беспокойная Анна» («CaoticaAna», 2007)? Какая связь с мифологемой «Великая мать»?

 

12.В каких художественных фильмах используется мифологема «Культурный

герой»?Приведите примеры.

 

13. Знаменитый французский поэт и философ ХХ ст. Поль Валери образно описал темный мир бессознательного:

«Животные, которые больше всего всего ужасают человека, которые преследуют его подчас даже в мыслях, – кошка, осьминог, змея, паук – это животные, в чьем облике, взгляде, повадках есть нечто психологическое. Они действуют на нервы какой-то зловещей магией и какой-то особой загадочностью, как если бы это были воплщенные мерзкие задние мысли. Даже убитые, даже раздавленные, они вызывают страх или рождают необычайно странное чувство тревоги.

Эти всесильные антипатии показывают, что в нас заложена некая мифология, некий подспудный сказочный мир – какой-то нервный фольклор, обозначить который трудно, поскольку у своих границ он, по-видимому, сливается с эффектами чувствительности, каковые со своей стороны, суть эффекты чисто молекулярной, внепсихической природы. Таковы скрежет, раздражение, осознанная невозможность, некоторые вынужденные имитации, щекотка – все то, что вызывает невыносимые защитные реакции (мучительны, в сущности, именно эти реакции).

Этот мир чрезвычайно темен и чрезвычайно важен, – опасность непропорциональна вызываемым ею реакциям; в них-то, в этих реакциях, действительная опасность».

Какова взаимосвязь бессознательного и мифологии? Какова роль бессознательного в культуре? Приведите примеры.

 

14. Соотнесите понятия и определения основных подходов к анализу культуры:

1) структурно-функциональный – а) культура как иерархическая

знаковая система (языков,

текстов, символов, моделей

поведения и т.п.), с помощью

которой данный народ

поддерживает свое единство,

идентифицирует себя, утверждает

свои ценности, нормы,

своеобразие и т.п.;

2) ценностный (аксиологический) – б) культура как структура, а также

подсистема целостной

социальной системы, выполняющая

определенные функции в

обеспечении жизнедеятельности

общества, удовлетворении

человеческих потребностей и т.п.;

3)антропологический –в) культура как социальный

феномен, выражающий и

обеспечивающий интересы

различных социальных групп;

4)психологический – г) культура как система определенных

идеалов и ценностей, воплощенных в

продуктах материальной и духовной

жизнедеятельности человека;

5)социологический – д) культура как система,

существующая во взаимодействиях с

внешней средой и другими

культурами, целостноеобразование,

состоящее из множества

взаимосвязанных элементов и

подсистем, находящихся в

определенных иерархических

соподчинениях;

6)философский – е) культура как система

формирования, воспроизводства и

развития человека и человечества,

являющаяся одновременно и условием

и результатом сознательной и

целенаправленной жизнедеятельности

людей, имеющая общие

закономерности прогресса,

регресса, функционирования и т.п.;

7) исторический – ж) культура как способ существования

человечества через многочисленные

локальные культуры, представляющие

собой соответствующие системы

артефактов, знаний, верований,

обычаев и т.п., обеспечивающие

адаптацию людей к окружающему

миру;

8)семиотический – з) культура как система субъективных

механизмов поведения и

деятельности носителей конкретной

культуры, их индивидуальных и

личностных качеств, сознательного

и бессознательного (в том числе -

коллективного) в их психике;

9)системный – и) культура как воплощение

конкретногоисторически-социального

опыта людей, закономерно

развивающихся форм человеческой

деятельности, обеспечивающих

преемственность поколений и развития

человечества.

 

 

15. Какие функции выполняет культура в обществе? Укажите и приведите соответствующие примеры.

 

16. Как Вы думаете, какие ценности и жизненные позиции отражены в известных выражениях: «Остановись мгновенье, ты прекрасно»; «Время – деньги», «Делу время, потехе – час», «Время не вернешь, да и вспять не повернешь», «Всему свое время»?

 

 

17. Приведите примеры следующих видов ценностей:

1) материальные:

 

2) духовные:

 

3) ценности-цели:

 

4) ценности-средства:

 

5) ценности-идеалы:

 

6) личные ценности:

 

7) общественные ценности:

 

Какие еще виды ценностей Вы можете назвать?

 

18. М. Каган писал, что «материальным или духовным может быть носитель ценности, а не сама ценность, ибо она есть отношение данного носителя к субъекту, его значение для субъекта… Ценность обозначает для субъекта все то, что затрагивает его как субъекта – его сознание и самосознание, его целеполагание и избирательность, его свободу». О какой черте ценностей здесь идет речь? Приведите примеры.

19. Известный украинский философ С. Крымский сказал: «Культура – это сама система перевода ценностей в бытие человека, в актуальные смыслы его жизнедеятельности». Как взаимосвязаны ценности и смыслы? Приведите примеры.

 

 

20. Установите соответствие понятий и их значений:

1) традиция- а) культурно сформированный образец

или модель последовательных

устойчивых взаимодействий и связей

людей друг с другом и с внешней

средой в типической ситуации;

2) обычаи-б) относительно устойчивые элементы

социокультурного наследия,

передаваемые от поколения к поколению и

являющиеся культурными механизмами

воспроизводства социальных

институтов и норм;

3) предрассудок-в) относительно устойчивое, готовое,

некритичное (принимаемое на веру), а

потому часто ложное мнение о чем-

либо, вызывающее соответствующее

отношение;

4) предубеждение- г) предвзятое, неадекватное отношение

(установка)по отношению к чему-либо,

имеющее отрицательный смысл;

5) ценность-д) предрассудок, представляющий собой

веру в какие-то сверхъестественные

качества или свойства чего-либо, и

требующий соответствующего поведения;

6) суеверие- е) культурно сформированный и

унаследованный стереотипичный

(повторяющийся) способ поведения

или действие, являющееся принятым

правилом, нормой поведения для

определенной группы;

7) обряд-ж) устойчивые, схематические,

стандартные, однозначные эмоционально

окрашенные представления о чем-либо;

8) архетип-з) свойство какого-либо явления или

предмета, значимость которого

определяется субъективной оценкой,

исходящий из потребностей или

интересов человека, нравственных,

эстетических, религиозных,

материальных или иных критериев;

9) стереотип-и) культурно сформированная схема,

модель, сценарий, функционирующие

на уровне бессознательного,

передающиеся от поколения к

поколению и проявляющиеся в

различных реакциях и формах

поведения человека;

10) паттерн-к) разновидность обычая, символическое

действие, несущее определенный

социальный смысл или ценность.

 

21. Установите соответствие понятий и значений:

1) творчество-а) индивидуальная способность и свойство

личности, позволяющее ей решать

возникшие проблемы и задачи,

эффективно использовать имеющиеся

знания, умения и навыки,

соответствующим образом

преобразовывать действительность;

2) воображение-б) особое, качественно-своеобразное

сочетание способностей,

характеризующее личность как особо

предрасположенную к определенному

виду деятельности, на более высоком

уровне, нежели большинство людей;

3) фантазия-в) сочетание выдающихся способностей

личности, обусловливающих особенно

успешное, самостоятельное и оригинальное

воплощение какой-либо деятельности,

получение новых, нестандартных

результатов;

4) озарение- г) высшая степень талантливости человека,

результаты творчества которого имеют

эпохальную значимость для человечества;

5) талант-д) самодеятельность самореализующейся

личности, направленная на преобразование

окружающего мира и воплощающаяся в

создании качественно новых феноменов;

6) гениальность-е) способность сознания создавать образы,

представления, идеи и манипулировать

ними в процессе мыслительной деятельности;

7) одаренность- ж) внезапно, спонтанно, неожиданно

возникающее понимание чего-либо ранее

неизвестного, прояснение сознания

относительно решения какой-либо проблемы;

8) инновация-з) результаты целенаправленной

жизнедеятельности человека, направленной

на решение конкретных проблем, которые

обладают качеством новизны;

9) способность-и) представления человека о чем-либо не

существующем в реальности, но

выражающем его желания, предпочтения,

ценности и т.п.

 

22. Как Вы понимаете утверждение С. Булгакова, что «культура – это творческое отношение человека к миру и к самому себе, когда человек на свой труд в мире налагает печать своего духа»? Приведите примеры.

23. Эразм Роттердамский так обратился в свое время к Человеку: «Если бы не было тебе дано тело, ты был бы божеством; если бы не был в тебя вложен ум, ты был бы скотом». Как Вы это понимаете? О каких особенностях человеческой натуры идет речь?Как они учитываются в культуре?

 

24.Установите соответствие понятий и определений:

1) человек-а) общеродовое понятие, обозначающее

совокупность свойств и особенностей,

отличающих людей от других существ

(деятельный субъект, обладает сознанием

и самосознанием, творит реальный и

символический реальный мир и т.п.);

2) личность-б) понятие, обозначающее «одного из»,

отдельного представителя человеческого

рода, обладающего соответствующими

природными и социокультурными

свойствами;

3) индивид-в) понятие, обозначающего человека как

неповторимого субъекта в отношении

других, обладающего особенными

качествами или их сочетанием;

4) индивидуальность-г) человек, познающий и преобразующий

мир в процессе сознательной, активной,

целенаправленной жизнедеятельности;

5) субъект-д) понятие, фиксирующее постоянство,

единство, устойчивость и целостность

человека как самоценной личности,

утверждающей свое собственное бытие;

6) самость-е) понятие, обозначающее неповторимую,

самодостаточную систему природных,

социокультурных, социально-типических,

индивидуально-психологических и

универсальных свойств индивида как

социального субъекта, обладающего

сознанием собственного «я» и

находящегося в активно-

преобразовательных отношениях к

окружающему миру и себе.

 

25. Установите соответствие понятий и определений:

1) коммуникация- а) сведения, знания, накопленные и

передаваемые людьми различными

способами и обеспечивающие

жизнедеятельность и развитие общества;

2) общение- б) целостная, взаимосвязанная,

последовательная, упорядоченная система

знаков, передающих определенную

информацию;

3) информация- в) сложный многоплановый процесс

взаимосвязей и взаимодействий людей,

передачи информации от человека к

человеку, предусматривающий обратную

связь;

4) язык- г) процесс передачи информации, который

может не предусматривать обратной связи;

5) понимание-д) знаковая система, предназначенная для

передачи информации и представляющая

собой систему определенных понятий и

правил их использования (бывает

вербальной и невербальной);

6)текст-е) адекватное восприятие, постижение и

интерпретация смысла какого-либо знака,

события, факта, явления.

 

26. Игра – важнейший способ освоения действительности человеком и формирования самой человеческой личности. Это не связанный с удовлетворением потребительских интересов процесс свободного осуществления системы или комплекса определенных действий, по строго огорченным правилам, в ограниченных пространстве и времени, качествои вид которого зависят от поставленной цели – удовольствие, отвлечение, состязание, обучение, риск, творчество, самореализация, саморазвитие и др. Определите характерные особенности игры как феномена культуры, основные виды игр и их специфику. Приведите примеры.

 

27. К основным игровым формам культуры относятся искусство, религия, образование, мода и праздник. Опишите их.

 

Феномен Характерные черты
Искусство      
Религия      
Образование      
Мода      
Праздник      

 

Некоторые авторы относят к игровым формам культуры войну. Как Вы считаете, правы ли они? Аргументируйте.

 

 

28. «Сфера игры – это сфера образов и в святи с этим сфера возможностей и фантазии», -пишет Д. Эльконин. Игра всегда присутствует в художественном творчестве. Как это происходит? Проанализируйте и приведите примеры.

 

 

29. Д. Эльконин выделяет следующие виды игр. Определите их специфику, функции и приведите примеры.

Вид игры Определение, примеры
Мнимые      
Строительные      
Подражательные      
Драматизирующие      
Подвижные      
Интеллектуальные      

 

30. Как известно, нет культуры, в которой не было бы такого важнейшего феномена, как религия. Как Вы думаете, почему? Какое место занимает религия в жизнедеятельности личности и общества? Как соотносятся высшие духовные ценности с религиозными?

 

 

31. Закончите заполнение таблицы, указав отличия религии от мифологии:

Мифология Религия
Почитание духа-тотема    
Тотем - близкий «свой-чужой», имеет материальный состав, его можно увидеть  
Чувство сакрального = Доверие + Страх    
Может существовать без религии    
Обрядовое жертвоприношение и реальная трапеза  

 

 

32. Установите соответствие понятий и определений:

1) психика –а) промежуточное психическое состояние

между бессознательным и сознанием,

существующее в форме «потока

сознания» – спонтанного течения

мыслей, образов, ассоциаций, эмоций;.

2) сознательное –б) представления, желания, устремления,

которые ушли из сознания или же были

восприняты психикой в форме сигналов, но не были допущены в сферу сознания;

3) подсознательное – в) системное свойство

высокоорганизованной материи – мозга,

заключающееся в активном отражении

субъектом объективного мира в

определенных чувствах, переживаниях,

реакциях и т.п.; у человека – еще и в

образах, знаниях, представлениях, как на

уровне сознательного так и

бессознательного;

4) бессознательное – г) способ отражения объективной

действительности в психике человека,

заключающийся не только в восприятии

и переживании окружающего мира, но и

в отчете об этих явлениях, адекватном

знании о них (со-знанием дела);

5) предсознательное – д) способ отражения объективной

действительности в психике,

характеризующийся отсутствием

контроля над восприятием и

переживанием окружающего мира,

спонтанностью, когда человек не дает

себе в этом отчета.

 

33. Установите соответствие понятий и определений:

1) менталитет – а) биологическая основа формирования

характера человека; совокупность

индивидуальных особенностей,

характеризующих динамическую и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.378 с.)