Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Содержательный модуль №3.Философия искусства
Тема 5. Философия искусства как направление философской мысли 1. Определите предмет философии искусства.
2. Что исследует философия искусства? а) процессы восприятия человеком произведений искусства; б) конкретные произведения искусства; в) социальные функции искусства; г) искусство определенной эпохи; д) искусство как выражение человеческой сущности; е) сущность искусства как феномена культуры; ж) стихийное и сознательное в искусстве; з) прогресс и регресс искусства; и) закономерности и тенденции развития искусства; к) природу художественного творчества; л) искусство как социальный институт.
3. Определите, какое понятие искусства соответствует нижеприведенным определениям: Институциональному: Философскому: Эмпирическому: Социологическому: Функциональному:
а) Искусство – это социальный институт, представляющий собой определенную систему норм и организаций функционирования; направленный на создание художественных произведений, или художественное оформление явлений и предметов действительностис целью удовлетворения эстетических потребностей людей; б) Искусство – это форма общественного сознания и вид социальной жизнедеятельности, сущностью которой является воплощение идеалов прекрасного; в) Искусство – это разнообразные произведения архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, декора и т.п.; г) Искусство – это социо-культурный феномен, которыйсоздается в процессе профессиональной и непрофессиональной деятельности отдельных людей и социальных групп (в частности – производителей и потребителей); направленной на эстетическое преобразование действительности; д) Искусство – это чувственно-образная сфера культуры, главными функциями которой является формирование личности на основе идеалов красоты, прекрасного, возвышенного и т.п., и соответствующее преобразование действительности.
4. Как Вы думаете, должно ли произведение искусства всегда вызывать у человека чувство эстетического удовольствия, или нет? Всегда ли искусство связано с красотой? Аргументируйте свой ответ.
5. Назовите основные понятия философии искусства и дайте их определения.
6. Уточните, как соотносятся философия искусства и эстетика, в чем их сходство и различие. Допишите недостающее в таблице.
7. Согласны ли Вы с известным выражением И. Канта: «Все естественное прекрасно, когда имеет вид сделанного человеком, а искусство прекрасно, когда походит на природу»? Приведите примеры.
8. Согласны ли Вы с определениемэстетического А. Лосевым: «Эстетическое есть выражение той или иной предметности, данной как самодовляющая созерцательная ценность и обработанной как сгусток общественно-исторических отношений». В чем отличие категорий «эстетическое» и «прекрасное», «эстетическое» и «художественное»?
9. Отметьте явления, прямо относящиеся к научному или художественному творчеству: Научное:
Художественное:
а) субъективное; д) рациональное; к) единичное; б) объективное; е) конкретно-чувственное;л) закономерное; в) эмоциональное; ж) абстактно-логическое; м) особенное; г) рациональное; з) случайное; н) всеобщее. и) необходимое;
10. Определите, какие категории относятся к традиционной философии искусства (от античности до середины ХІХ ст.), а какие – к современной философии искусства (с середины ХІХст. до нашего времени): Традиционная:
Современная:
1) искусство; 2) художественный стиль; 3) произведения искусства; 4) законы развития искусства;
5) тенденции развития искусства; 6) мимесис (подражание); 7) художественный вкус; 8) художественный образ; 9) художественное пространство; 10) художественное время; 11) игра; 12) абсурд; 13) прекрасное; 14) безобразное; 15) возвышенное; 16) низменное; 17) обыденное; 18) символ; 19) симулякр; 20) трагическое; 21) комическое; 22) шедевр; 23) эстетическое созерцание; 24) катарсис; 25) композиция; 26) деконструкция; 27) художественный жанр; 28) вид искусства; 29) эстетическое удовольствие; 30) эстетический эпатаж; 31) эволюция искусства; 32) художественная (эстетическая) ценность; 33) понимание; 34) жизненный мир.
11. Установите,с чем связаны следующие явления: 1) культура- а) с творческим, духовно-практическим преобразованием действительности на основе образно-чувственного, эмоционального ее отображения и осмысления; 2) природа-б) с созданием и восприятием произведений искусства; 3) эстетическое-в) с естественной средой обитания человека; 4) искусство-г) с восприятием и преобразованием действительности на основе принципов красоты; 5) художественное-д) с искусственной средой обитания человека.
12. Назовите художественные произведения, относящиеся к следующим видам искусства: 1) пространственным (пластическим):
2) временным (словесным и музыкальным):
3) пространственно-временным (синтетическим):
13. Что из нижеперечисленного в художественной культуре относится только к искусству?Подчеркните: театр, музей, концертный зал, музыкальный инструмент, филармония, искусствоведение, музыка, скрипка, картина, скульптура, художественная критика, художественная академия, трансляция, радио.
14. Известный немецкий философ XVIII ст. И. Г. Гердер в сочинении «Идеи к философии истории» выделил четыре основных элемента культуры: 1) язык; 2) государство; 3) семейные отношения; 4) религию, искусство, науку и т.п. (т.е. духовность). Каким образом искусство связано с другими элементами культуры? Какие потребности формирования и развития человека оно удовлетворяет?
15. Каким образом чувства восторга, красоты или отвращения, удовольствия или неудовольствия, вызываемые произведениями искусства, связаны с художественной культурой и культурой в целом? Приведите примеры.
16. Кто является родоначальником истории искусств (труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», ХVIII в.)? а) Дж. Бруно; в) Дж. Вазари; д) А. Баумгартен; б) И. Винкельман; г) Д. Дидро; е) Цицерон.
17. Кто является родоначальником использования понятия «культура» («Письма к полководцу Тускулану») применительно к духовной жизнедеятельности человека? а) Дж. Бруно; в) Дж. Вазари; д) А. Баумгартен; б) И. Винкельман; г) Д. Дидро; е) Цицерон.
18. Кто является родоначальником использования понятия «эстетика»? а) Дж. Бруно; в) Дж. Вазари; д) А. Баумгартен; б) И. Винкельман; г) Д. Дидро; е) Цицерон.
19. Кто является родоначальником понятия «теория искусства»?
20. Кто является родоначальником понятия«художественная критика»? а) Дж. Бруно; в) Дж. Вазари; д) А. Баумгартен; б) И. Винкельман; г) Д. Дидро; е) Цицерон. 21. Искусство – это форма образно-чувственного, творческого освоения мира, элемент культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности. Определите, какие?
22. Что такое «эрзац - культура»? Какие культурные феномены, в том числе и искусства, можно к ней отнести?
23. Достаточно ли для того, чтобы быть культурным человеком, разбираться в искусстве? Что может быть критерием культурности и какое (и всегда ли) отношение это имеет к искусству?
24. Установите соответствие понятий и определений:
1) эстетическая культура- а) чувственно выраженное и воспринятое совершенство чего-либо, доставляющее человеку удовольствие и наслаждение отего восприятия; 2) эстетический вкус-б) процесс преобразования и переживания человеком мира и себя с целью чувственного восприятия, утверждения и реализации прекрасного; 3) красота-в) способность человека к различению прекрасного и безобразного, ценностное отношение к чему-либо, исходящее из идеалов красоты; 4) художественная культура-г) способность человека к оценке и различению художественных ценностей (во всей их полноте, включая и неэстетические элементы)ипроизведений от тех, что не имеют художественной ценности; 5) художественный вкус-д) процесс созидания, восприятия, сохранения и передачи людьми ценностей искусства.
25. В чем состоит ценность художественного произведения? а) в способности конструктивно влиять на психофизиологическую природу воспринимающего субъекта и актуализировать его внутреннюю жизнь; б) в способности реально отражать процессы жизнедеятельности человека и окружающий мир; в) в денежном выражении его стоимости; г) в количестве передаваемой информации; д)в качестве передаваемой информации.
26. Л. Н. Толстой считал, что «… красота, не имеющая в основании своем добро, как, например, красота цветов, форм, женщины, не суть ни истина, ни добро, ни красота, но только подобие их», а «искусство, чтобы быть уважаемым, должно производить доброе». Могут ли совпадать красота и бесчеловечность? Приведите примеры.
27. Совместимы ли «гений и злодейство»? Эстетически культурный человек и зло? Что означают слова «добр до отвращения», как Вы думаете?
28. «Пейзажный парк, –пишет теоретик искусства Н. Певзнер, – был изобретен философами, писателями и знатоками искусств, а не архитекторами исадоводами. Он был изобретен в Англии, ибо это был сад английского либерализма… партия вигов – это первый источник пейзажного сада, философия рационализма –второй».
О какой особенности искусства идет речь?
29. Х. Ортега-и-Гассет отмечал: «Не отдавая себе в том отчета, молодой музыкант стремится воспроизвести в звуках в точности те же самые эстетические ценности, что и художник, поэт, драматург – его современники». Какая характерная особенность искусства отражена в этих словах?
30. О каком качестве эстетической оценки и эстетического вкуса идет речь в изречении Х. Ортеги-и-Гассета: «По лицу, которое я перед собой вижу, я хочу узнать, что такое красота. Каждая женская индивидуальность сулит мне совершенно новую, еще незнакомую красоту; мои глаза ведут себя подобно человеку, ожидающему открытия, внезапного откровения»?
31. Х. Ортега-и-Гассет писал о развитии искусства: «Закон, предрешивший великие перевороты в живописи, на удивление прост. Сначала изображались предметы, потом – ощущения и, наконец, идеи. Иными словами, внимание художника, прежде всего, сосредоточилось на внешней реальности, затем - на субъективном, а в итоге перешло на интросубъективное. Три названных этапа – три точки одной прямой». Определите временные рамки этих этапов их своеобразие и основных представителей.
32. О какой особенности культуры и искусства идет речь в стихотворении Г. Иванова? «Меняется прическа и костюм Но остается тем же наше тело, надежды, страсти, беспокойный ум, Чья б воля изменить их не хотела. Слепой Гомер и нынешний поэт, Безвестный, обездоленный изгнаньем, Хранят один – неугасимый – свет, Владеют тем же драгоценным знаньем. И черни, требующей новизны, Он говорит: «Нет новизны. Есть мера, А вы мне отвратительно смешны, как варвар, критикующий Гомера».
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.72 (0.046 с.) |