Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Постановка речевого голоса с помощью скороговорок

Поиск

План

1. Подготовка сообщений по теме «Из истории создания поговорок»

2. Работа над скороговорками

 

 

1. Доклады обучающихся.

2. Проговорите четко и быстро текст скороговорок.

Сначала нужно проговорить текст медленно. Ни в коем случае не произносите сразу быстро неизвестную скороговорку. Этим можно сбить дикцию. Сложное слово из скороговорки тоже нужно произносить медленно по слогам. Самое главное на первом шаге правильно выучить скороговорку.

 

Пример:

Вертлявый ветер вырывал

Ворота, как вертушки.

Ворчливый ворон воровал

Вчерашние ватрушки.

 

Сложные звуки в этой скороговорке «в», «р», «л» и «т». А также звукосочетание «ыры» и «оро». Нужно разбить скороговорку на слоги и медленно произносить. Поскольку итогом нашей работы должна стать красивая правильная понятная речь, то и звуки в слогах нужно произносить правильно, орфографически (строго как написано). Нельзя забывать про гласные звуки и произносить: «вИртлявый ветер» «вАрота» и т. д. Следует произносить четко все звуки, а не только ударные: «ВЕ-РТЛя-вый ве-тЕР ВЫ-РЫ-Вал, вО-РО-та, как вЕ-Рту-шки. ВО-Рчли-вый ВО-Рон ВО-РО-Вал ВчЕ-ра-шние ВА-Тру-шки». Те звуки, которые выделены заглавными буквами, следует произносить особенно четко. Нужно стараться отработать каждый звук.

 

2. Когда у вас начнет получаться выговаривать скороговорку медленно, ясно и четко, чеканя каждый звук, надо беззвучно проработать артикуляцию. Можно попросить кого-нибудь читать по вашим губам.

3. Когда отработаете движения губ, произносите текст шепотом. Тихо, но четко, чтобы вас могли услышать в другой стороне комнаты.

4. Теперь пришло время проговорить скороговорку вслух. Следует произносить четко и медленно. Можно при этом смотреть в зеркало.

5. После того, как вы выучите и проработаете скороговорку таким образом, попробуйте произнести ее с различной интонацией, в разных «стилях». Можно проговаривать скороговорку напевно и плавно, как стихотворение. Затем только попробуйте произнести быстро.

6. Для начала обучения следует выбирать простые скороговорки, а затем переходить к более сложным.

 

Примеры скороговорок от простых к сложным.

 

Добыл бобов бобыль.

 

Купи кипу пик.

 

Дарья дарит Дине дыни.

 

Ткет ткач ткани

На платки Тане.

 

Дятел дуб долбил

Да не додолбил.

 

Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.

 

Наш Филат не бывает виноват.

 

Бык тупогуб, тупогубенький бычок,

У быка бела губа

Была тупа.

 

Гроза гремит,

гремит гроза,

гроза гремит пока грозна.

 

Гусь Гога и гусь Гага

друг без друга ни шага.

 

Дед Додон в дуду дудел,

Димку дед дудой задел.

 

До города дорога в гору,

От города с горы.

 

В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

 

У Кондрата куртка коротковата.

 

Сыворотка из-под простокваши.

 

Испугался грома Рома.

Заревел он громче грома.

От такого рева гром

Притаился за бугром.

 

Валя на проталинке промочила валенки.

Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.

 

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

 

От топота копыт

Пыль по полю летит.

Пыль по полю летит

От топота копыт.

 

На дворе трава,

На траве дрова,

Не руби дрова

На траве двора.

 

Уточка-вертихвостка

Ныряла да выныривала,

Выныривала да ныряла.

 

Топали да топали,

Дотопали до тополя.

От тополя дотопали,

Да ноги-то оттопали.

 

Ехал Грека через реку,

Видит Грека в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап.

 

Пришел Прокоп, кипит укроп,

Ушел Прокоп, кипит укроп.

Как при Прокопе кипел укроп,

Так и без Прокопа кипит укроп.

 

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

 

Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами,

А врагу да недругу от Варвариных ворот – поворот.

Рекомендуемая литература: основная [1;3], дополнительная [6; 8; 9].

 

7.2. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная учебная деятельность обучающихся является важной составной частью образовательного процесса в вузе. В ноябре 2002 г. ректорам вузов было разослано Инструктивное письмо Минобразования РФ № 14-55-99 ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений», в котором обращено внимание на повышение роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиление ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы у студентов.

Самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа деятельность, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль работе студентов). Самостоятельная работа студента предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков приобретения способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблемы, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т. д.

Активная самостоятельная работа способствует формированию навыков творческой деятельности в решении учебных, исследовательских и профессиональных задач будущего специалиста-профессионала, которые он должен приобрести за время учёбы. Самостоятельная работа студентов направлена на формирование навыков не только учебной, но и исследовательской деятельности, психологической установки на приобретение необходимого объема и уровня знаний, навыков и умений для решения познавательных задач.

Самостоятельная учебная деятельность студентов выполняет следующие дидактические функции: развивающую, информационно-обучающую, ориентирующую, стимулирующую, воспитывающую и исследовательскую. Развивающая функция направлена на повышение культуры умственного труда и повышение уровня интеллектуальных, творческих способностей студентов. Информационно-обучающая – увеличивает результативность учебной деятельности студентов на аудиторных занятиях; ориентирующая и стимулирующая – придаёт процессу обучения профессиональную направленность; воспитательная – развивает профессиональные качества будущего специалиста; исследовательская – повышает уровень профессионально-творческого мышления студентов.

Цель самостоятельной учебной деятельности студентов – овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю направления подготовки, опытом творческой, исследовательской работы.

Задачи самостоятельной учебной деятельности студентов:

· углубление и расширение теоретических знаний и практических умений студентов, их систематизацию и закрепление;

· развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

· формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

· развитие исследовательских умений;

· формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

· использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговому государственному экзамену.

К видам самостоятельной учебной деятельности студентов, реализуемых при изучении дисциплины «Речевая культура аниматора» относятся виды деятельности: составление докладов с презентациями; написание контрольных работ, эссе, участие в дискуссиях.

Самыми распространёнными видами самостоятельной учебной работы студентов являются доклады и презентации к ним. Отметим, что доклад – это один из видов самостоятельной учебной или научной работы обучающихся, результатом которого является публичное выступление, основанное на аналитико-синтетической переработке информации и содержащее представление о практико-ориентированных данных по изучаемой теме. Различают научные и учебные доклады.

Учебные доклады готовятся студентами по заданию преподавателей для семинарских занятий. Темы докладов формулируются с учётом дополнения лекционного материала по какой-либо дисциплине учебного плана, их подготовка позволяет студентам получить необходимые навыки по самостоятельной работе с учебными и научными текстами, способствует освоению умений публичного выступления.

Структура доклада состоит из трёх частей: введения, основной части и заключения. Во введении обязательно называется тема, упоминается степень изученности темы в научной литературе, формулируется проблема, решению которой посвящается данный доклад, обозначается цель доклада. Основная часть доклада направлена на подтверждение и доказательство основных выводов учебного исследования при помощи конкретных фактов и аргументов. В заключении вновь уделяется внимание значимости проблемы, которой посвящено учебное исследование, обозначаются перспективы изучения темы в теории и практике.

Основным критериям успешности доклада считаются следующие: актуальность темы доклада; глубина изучения состояния проблемы в научной литературе; логичность и убедительность раскрытия содержания доклада; научная и практическая значимость работы; перспективы дальнейшего исследования проблемы; использование литературной речи, выразительность произношения и звучность голоса; уместность жестов и мимики. После чтения доклада следуют ответы на вопросы слушателей.

Презентация (от лат. Praesentable) – общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного, например: книги, журнала, кинофильма, доклада. Презентация используется в целях доступности и наглядности представляемой в докладе информации. Цель презентации – донесение до слушателей полноценной информации устного выступления. Обучающиеся выступают с докладом на конференциях, семинарах, при защите курсовых и дипломных работ. Компьютерная презентация состоит из отдельных кадров, которые называются слайдами. Основные рекомендации для подготовки и оформления презентации:

1. Презентация должна полностью соответствовать тексту и структуре доклада. Не следует переносить на слайд весь текст какого-либо раздела доклада. Следует провести аналитико-синтетическую переработку текста, выделив основные его положения. Предложения должны быть короткими, ёмкими по смыслу и содержать не более 7 слов. Количество предлогов, наречий, прилагательных в них должно быть минимальным.

2. Каждый слайд следует озаглавить. Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

3. Для лучшего восприятия информации в презентации нужно использовать различные виды слайдов: с текстом, таблицами, рисунками (диаграммами, схемами, фотографиями, графиками).

4.Основой презентации считаются рисунки (диаграммы, схемы, графики, фотографии). Они должны быть достаточно крупными, содержать небольшое количество элементов, иметь заголовок и обозначение входящих в них элементов.

5. Анимационные эффекты в презентации, компьютерное озвучивание отвлекает внимание аудитории от содержания доклада, поэтому стоит использовать их в минимальном количестве.

6.Не рекомендуется объединять на одном слайде различную информацию, это придаёт презентации неструктурированный, нелогичный характер. Наиболее удобно воспринимать информацию, когда её основные положения отображаются по одному на каждом слайде.

7.На одном слайде можно использовать не более трёх различных цветов: для фона, текста и заголовка. Сочетание фона и текста должно быть контрастным. Для фона выбираются более холодные тона (синий, серый, зеленый). Особое внимание следует обратить на цвет гиперссылок (если они есть).

8.Шрифт для презентации лучше выбирать простой, без излишней витиеватости, затрудняющей чтение. Размер шрифта для заголовков должен быть не менее 24, а для текста – 18 размера. Не рекомендуется использовать в одной презентации различные типы шрифтов [35, 76, 121].

Для создания компьютерных презентаций существуют различные программы. Наиболее распространённой среди пользователей является программа PowerPoint, которая входит в состав пакета Microsoft Office. Она проста и доступна для освоения, имеет достаточно широкий спектр возможностей для создания качественных презентаций, отвечающих требованиям, предъявляемым к их оформлению.

Соблюдение вышеизложенных положений о правилах подготовки и оформления докладов и презентаций, а также рекомендаций по выступлению с ними, позволит избегать типичных ошибок при публичных выступлениях, повысит их качество, будет способствовать формированию информационной компетентности и повышению уровня информационной культуры обучающихся.

Эссе (фр. «еssai» – попытка, проба, очерк) – это жанр сочинения, подразумевающий свободу творчества. Это размышление по поводу когда-то нами услышанного, прочитанного или пережитого. Эссе может носить историко-биографический, литературно-критический, философский, научно-популярный, беллетристический характер. В содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора – его мировоззрение, мысли и чувства.

Эссе – это сочинение небольшого объёма и свободной композиции. Обычно оно от половины страницы до полутора. Это как неразвёрнутое сочинение. С небольшим вступлением, заключением, но всего в предложение. Если нет вдохновения, эссе проще всего писать по плану: каждый пункт плана – предложение.

Жанр эссе предполагает свободу творчеству. Вся его прелесть в том, что автор может написать любые свои размышления на абсолютно любую тему. Эссе – это размышление над какой-нибудь проблемой. Поэтому в эссе допускается полемика с другими авторами (их точкой зрения). Цитировать других авторов можно, но умеренно и к случаю. Эссе – это абсолютно самостоятельная работа, написанная собственным стилем и языком, поэтому, чем меньше цитат, тем лучше.
На первом плане эссе – личность автора, его мысли, чувства, отношения к миру становятся основой для сочинения. При написании эссе могут возникнуть трудности. Это и подборка темы, и стиль написания, и нестандартный взгляд на какую-нибудь проблему.

Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого;
свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, в размышлениях автора. Если в сочинении на литературную тему должно преобладать рациональное сочетание анализа художественного произведения с собственными рассуждениями, то в эссе ярко выражена авторская позиция.

7.3. Содержание самостоятельной работы студентов

  Темы для самостоятельной работы студентов Количество часов   Виды и содержание самостоятельной работы студентов
Для очной формы обучения Для заочной формы обучения
Раздел 1. Культура речи как научная дисциплина
1.1. Вводная лекция     Подготовка тезисов – цитат
1.2. Речь как выражение мыслей, чувств и желаний. Система коммуникативных качеств речи     Составление аннотированного списка литературы, выполнение тестовых заданий
Раздел 2.Техника подготовки речи аниматора
2.1. Структура речи. Композиция речи.     Составление хронологического конспекта, подготовка сообщений, составление перечня ключевых понятий по теме, подготовка к фронтальному опросу
2.2.Правильность речи. Соответствие речи аниматора нормам литературного языка. Система норм русского литературного языка. Звуки, интонация как стилистические средства     Составление тематического конспекта, составление перечня ключевых понятий по теме, подготовка к фронтальному опросу
2.3.Культура письменной речи: русская орфография. Лексические нормы. Морфологические нормы. Синтаксические нормы. Стилистика текстов.         Подготовка докладов, составление перечня ключевых понятий по теме, подготовка к участию в дискуссии
2.4.Культура устной речи аниматора. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и стилистические фигуры.       Составление конспекта, подготовка к выполнению творческих заданий, подготовка к фронтальному опросу, составление перечня ключевых понятий по теме
3. Основы ораторского искусства
3.1.Литературный язык и его функционально-стилевая дифференциация. Основы художественного чтения. Действенность речи чтеца и ее условия. Трудности ударения в русском языке       Составление свободного конспекта, подготовка тезисов – цитат составление перечня ключевых понятий по теме, выполнение тестовых заданий, выполнение эссе, подготовка к дискуссии
3.2.Элементы речевой выразительности аниматора. Вербальные и невербальные компоненты коммуникации.Трудности произношения в русском языке     Составление конспекта, подготовка к выполнению творческих заданий, подготовка к фронтальному опросу, составление перечня ключевых понятий по теме
3.3.Роль этических норм в повышении речевой культуры аниматора.Морфологические нормы частей речи       Выполнение письменной самостоятельной работы. Составление конспекта, подготовка к выполнению творческих заданий, подготовка к фронтальному опросу, составление перечня ключевых понятий по теме
4. Мастерство исполнения текста
4.1.Аниматор и аудитория. Методы исполнения художественного произведения Основные аспекты языкового развития конца XX – начала ХХI веков           Исполнение художественного произведения. Составление конспекта, подготовка к выполнению творческих заданий, подготовка к фронтальному опросу, составление перечня ключевых понятий по теме
4.2.Характеристика фигур, относящихся к публичной речи аниматора. Фигуры, усиливающие выразительность речи, облегчающие восприятие речи, увеличивающие силу воздействия на адресата         Подготовка публичной речи с использованием фигур, усиливающих выразительность речи. Подготовка к фронтальному опросу, составление перечня ключевых понятий по теме
4.3.Тропы как средство лексической выразительности речи аниматора (сравнение, эпитет, метафора, гипербола, аллегория и т.д.).     Подготовка публичной речи с использованием троп, усиливающих выразительность речи: сравнений, эпитетов, метафор, гипербол, аллегорий. Подготовка к фронтальному опросу, составление перечня ключевых понятий по теме
4.4.Коммуникативные качества речи аниматора. Специфика научного стиля. Монолог, диалог, спор, дискуссия как речевые формы проявления познавательной и коммуникативной функции научного стиля. Виды споров.         Подготовка текста научного стиля. Чтение монолога. Подготовка текста диалога, спора, дискуссии. Подготовка к фронтальному опросу, составление перечня ключевых понятий по теме
5. Методики постановки речевого голоса аниматора
5.1.Вокальные приемы воспитания голоса и произношения     Работа над вокальными приемами голоса и произношения Подготовка к фронтальному опросу, составление перечня ключевых понятий по теме
5.2.Выработка произношения: гласные и согласные, опора звука, атака звука, резонаторы, регистры, слоги и слова, фразы         Работа над произношением гласных и согласных звуков. Подготовка к фронтальному опросу, составление перечня ключевых понятий по теме
5.3.Работа над скороговорками. Тембр, сила, полётность, диапазон голоса     Работа над скороговорками. Подготовка к фронтальному опросу, составление перечня ключевых понятий по теме
5.4.Комплексная система упражнений для тренировки и развития голоса и речи аниматора         Выполнение упражнений для тренировки и развития голоса и речи аниматора.Подготовка к фронтальному опросу, составление перечня ключевых понятий по теме
6. Место этических норм в культурно-речевой нормативной системе
6.1.Активные культурно-речевые процессы русского языка конца XX – начала XI века.     Подготовка к фронтальному опросу, составление перечня ключевых понятий по теме
6.2. Внутринациональные типы речевой культуры (элитарный, средне литературный, литературно-разговорный и фамильярно–разговорный)     Подготовка к индивидуальному опросу
ВСЕГО:      

Фонд оценочных средств



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.196 (0.009 с.)