Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Крупнейшие промышленные центры Беларуси и их роль в формировании экономического каркаса страны↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
р(,КГС4
; Nbsp; 70,0 % и III 1 || 1111 '1 1(>р. мц.|,;|- I 75,0 % 74,9 % ///С ' Ч | ирод европейского значения; («род национального значения; < регионального значения; "I......к- опорные города национальной системы расселения. 9Так, многоотраслевые развитые промузлы (Минский, Гомель-. ский. Могилевский. Витебский, Гродненский, Брестский) сформированы и формируются на базе крупнейших промышленных центров, и важнейшими факторами их образования стали возможности кооперирования и комбинирования размещаемых предприятий с уже действующими в них предприятиями, совместное использование развитой инфраструктуры (особенно транспортной, инженерной, научно-исследовательского потенциала), а также местного сельскохозяйственного сырья, лесных ресурсов прилегающих территорий и почти во всех случаях - трудовых ресурсов. По существу, названные факторы комплексообразования указывают на основную движущую силу формирования крупных промышленных центров и промузлов в Беларуси - эффект территориальной концентрации производства, или, как его часто называют, агломерационный эффект. Сосредоточение в пределах ограниченной территории предприятий любых отраслей позволяет им экономить единовременные и текущие затраты на обеспечение производственной, социальной и экологической инфраструктурой. Быстро развивавшимися благодаря высокой интеграционной способности новостроек химической, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности в Беларуси стали промузлы Слуцко-^ Солигорский, Полоцко-Новополоцкий, Мозырский, Бобруйский. На основе использования выгодного транспортно-географи-ческого положения и трудовых ресурсов, местного лесного и сельскохозяйственного сырья интенсивно развивались Барановичский, Пинский, Молодечненский, Жодино-Борисовский, Лидский, Оршанский промузлы. В результате действия уже упоминавшегося эффекта агломерации (закона территориальной концентрации) подавляющее количество промузлов республики, крупных и средних промышленных центром оказались сконцентрированными вдоль важнейших транспортных магистралей, образуя экономический каркас страны. Экономический каркас - это концентрация хозяйственной деятельности в высокоурбапи зированных зонах вдоль "жгутов" инфраструктуры - железнодорож* I ных, автомобильных и водных путей сообщения, а также инженерны* 1 коммуникаций (линий электропередач, трубопроводов и т. п.). Сосрв доточив основной производственно-экономический и социально демографический потенциал, экономический каркас (часто иазыипа мый планировочным) выступает в роли главного организующего > к мента территориальной структуры хозяйства страны (региона). Согласно Генеральной схеме комплексной территориальной организации (ГСКТО) БССР, разработанной БелНИИП градостроительства в 80-х гг., планировочный каркас страны образуют экономические оси трех уровней (категорий), играющие разную роль в организации территории республики. При этом главная роль в организации производственного потенциала принадлежит осям, соединяющим наиболее развитые в промышленном отноше'нйй (с числом занятых в промышленности свыше 60 %) территории, ядрами которых являются 20 наиболее крупных многоотраслевых промышленных центров и 37 -средних. Что касается размещения сельского хозяйства, то для Беларуси характерна сплошная сельскохозяйственная освоенность территории, хотя до_ля занятых в сельскохозяйственном производстве и его интенсивность значительно колеблются по областям и районам. Они выше в западных (Брестской и Гродненской) областях, в некоторых "глубинных", удаленных от крупных центров районах, а также в зонах нысокоразвитого пригородного хозяйства. Сельскохозяйственные территории располагаются в основном в юнах между экономическими осями, а самые крупные предприятия ......ереработке сельскохозяйственной продукции размещаются в промышленных центрах и узлах. Между осями экономического каркаса расположены, наряду с ^хозяйственными, лесохозяйственные предприятия и крупные природные комплексы - заповедники, заказники, национальные парки, рекреационные территории, которые в совокупности образуют, же отмечалось выше, экологический каркас страны. I '' ч-спечивать в масштабе всей республики сбалансированность .......шшрования и развития урбанизированных, сельскохозяйст- .........1\ и природных территорий призвана разрабатываемая по заказу I Министров страны и утверждаемая им ГСКТО РБ. Именно она и гем управляющим (регулирующим) документом, который и I и I на макроуровне территориальную структуру хозяйствен- ■ комплекса страны, приоритетность в использовании ее террито- ■ р.пличных видов хозяйственной деятельности. Согласно по- ..........п срокам разработки ГСКТО РБ, утвержденной СМ РБ в Р | щи всех 118 административных районов Беларуси определе- Ириортсты в использовании их территорий (т. е. их урбанизиро- П.1 мхозяйственная или природная функция в общереспуб- 101) 1 ликанском контексте), а для каждого городского поселения определе-I но его место в системе расселения страны (см. табл. 17). Как следует из таблицы функционального зонирования территории страны, новые геополитические и социально-экономические условия требуют обновления подходов к территориальной организации хозяйства, и эти новые подходы постепенно вырисовываются и проявляются, хотя как уже отмечалось выше, территориальная структура хозяйственного комплекса - это одна из самых инерционных структур. Быстро изменить территориальную организацию хозяйства нельзя, однако можно прогнозировать направления ее трансформации, используя выявленные устойчивые закономерности в процессе формирования внутриреспубликанских ТГЖ и социально-экономических территориальных систем, а также учитывая новые тенденции, связанные с особенностями двойного переходного периода страны - к суверенному развитию и к рыночной модели экономики. Важнейшей устойчивой закономерностью в формировании территориальной структуры хозяйства республики можно считать неослабевающий процесс территориальной концентрации производства и населения в средних, больших, крупных и крупнейших городах - промышленных центрах, расположенных на магистральных транспортных коммуникациях и в узлах их пересечения. Об этом свидетельствуют вышеприведенные данные о динамике территориальной кип центрации промышленности. Количество таких центров в республ<поколеблется (в зависимости от принятых критериев) от18 до 24. И (о ответствии с ГСКТО-2000 к числу урбанизированных адмйнистр! тивных районов, возглавляемых крупными, большими и средними городами, образующих экономический каркас страны, отнесено 27 районов, к числу сельскохозяйственных - 38, с крупными природными комплексами_::__391 Особо выделяются 14 районом | высоким уровнем радиоактивного загрязнения территорий. Следует подчеркнуть, что тенденция к концентрации экономп'к ской деятельности в уже сложившихся метрополитенских (урб.......н рованных) ареалах является общемировой тенденцией. Причем рв идет не о концентрации в пределах региональных территориичинит систем, а именно о сосредоточении в локальных центрах. Гак, шицщ мер, польские исследователи региональных проблем дела/от пымни,! что в современных условиях "возрастает роль самых сильных ни ш • | > пространственной системы: крупных городов - центров научпоП и ■• с демической жизни, где сосредоточены финансовые институты и ш диализированные услуги". 103Исходя из сказанного, можно ожидать, что процесс выравнивз-\ ния уровней экономического развития регионов страны будет замед-'. ленным, а дифференциация уровня развития центров регионов и их | периферийных территорий будет возрастать. В этом же направлении будет влиять и фактор кризисного состояния экономики в переживаемом переходном периоде. Необходимость повышения эффективности хозяйства в сочетании с ограниченными инвестиционными ресурсами еще длительное время будут определять концентрацию.средств в. тех районах,_где они могут дать скорейшую и большую отдачу, а это возможно именно в уже развитых многоотраслевых хозяйственных центрах. Как показывает современный ход событий, не только крупные инвестиции стремятся в развитые центры, но и вновь формирующийся малый и средний бизнес сегодня сконцентрирован в основном В Минске, областных центрах и других крупных городах. Следует ожидать также повышения концентрации хозяйственной деятельности в зонах влияния трансъевропейских транспортно-коммуникационных коридоров № 2 (Брест-Минск-граница с Россией), № 9 (Гомель-Могилев-Витебск-граница с Россией) с ответвлением № 9 В (Гомель-Жлобин-Минск-граница с Литвой), № 5 (Сар-ны- Лунинец-Барановичи). Эти транспортные магистрали с расположенными на них крупными центрами и узлами уже сегодня являются осями экономического каркаса страны. Но в связи с повышением ро-) ли транспорта как отрасли специализации, использующей выгодность транзитного географического положения Беларуси и экспортирующей транспортные услуги на международный рынок, потребуется рекой» струкция и модернизация дорожного хозяйства, организация сонрв- | менного, дорожного сервиса, что в свою очередь будет способе™»- | вать притяжению в транспортные коридоры инвестиций, сосредото-\ / чению здесь разных производств экспортной ориентации, а также об» * служивающих отраслей. В итоге усилится степень поляризации в территориальной орщ«низации хозяйства страны: с одной стороны, увеличится копнетря ция экономической деятельности и населения в пределах урбашпиро ванного каркаса, а с другой - возрастут возможности формировании уравновешивающего его экологического каркаса, что должно обеолЯ чить устойчивость всей макротерриториальной системы в целом I)ц< нако это обострит и без того актуальную проблему территориальной дифференциации уровня и качества жизни населения республики, проживающего на территориях, разноудаленных от центров сосредоточения социально-экономического потенциала и особенно проживающих в городской и сельской местности, в больших городах и малых. Чтобы обеспечить благоприятную, комфортную среду жизнедеятельности для населения и на урбанизированных территориях, и на сельскохозяйственных, и на природных, необходимо осуществление как обоснованной государственной региональной политики на национальном уровне, так и квалифицированного местного управления и самоуправления по обеспечению комплексного сбалансированного развития каждого территориального подразделения страны. Для выработки оптимальной региональной политики и повышения эффективности территориальной организации хозяйственного комплекса страны в изменившихся социально-экономических условиях большое значение имеет оценка степени проблемности развития и степени инвестиционной привлекательности всех территориальных подразделений. Это еще совсем не освоенный белорусскими эконо-мико-географами, но очень перспективный прикладной аспект экономико-географических региональных исследований. Чтобы решить те ИЛИ иные общереспубликанские проблемы в регионах, необходимо .....1ысить их инвестиционную привлекательность, оценить возможно- ||м и средства привлечения инвесторов, в том числе возможности • 1.М1ИЯ новых современных форм пространственной организации • ммехнологичных производств - свободных экономических зон ■ 'И, технопарков, технополисов, бизнес-инкубаторов,бизнес- п. и фон, инновационных центров и др. Гвким образом, переход страны как нового независимого госу- 1И|и мы к социально-ориентированной рыночной модели экономики ' ним нерол социально-экономической геофафией в области научно- N1 "и'пия повышения эффективности территориальной органи- нн II 1ни<л немного комплекса республики следующие задачи: ■ и шише предложений по совершенствованию АТД республики ноне выявления и учета объективно складывающихся и пер- ......н.1х ннугриреспубликанских территориальных социально- ипмн'ичких систем разного уровня; 1059• осуществление комплексной экономико-географической диагностики социально-экономических территориальньк систем разного уровня (областей, районов, городов) для оценки как степени проблемности их развития, так и степени их инвестиционной привлекательности; I* выявление и обоснование границ и типологии проблемных регионов для разработки государственных целевых комплексных программ развития этих регионов; С* выявление и обоснование мест локализации "полюсов роста" -СЭЗ, технопарков, технополисов, бизнес-инкубаторов и других прогрессивных форм пространственной организации производства. Литература 1. Александрович Я. М. Региональное планирование. Вопросы развития и размещения производительных сил БССР. Мн.: Наука и техника, 1982. 2. Государственная схема комплексной территориальной организации Республики Беларусь: Основные положения. Мн.: Министерство архитектуры и строительства РБ, 2001. 70 с. 3. Козловская Л. В. Территориальная концентрация промышленности (экономические и социальные аспекты). Мн.: Наука и техника, 1975. 4. Козловская Л. В. Территориальная организация хозяйственного комплекса и экономико-географическое районирование Беларуси // Выбраныя навуковыя працы Беларускага дзяржаунага утверсггэта: У 7 т. Т. 7: Б1ялопя, Геаграф1я. Мн, 2001. С. 462-^81. 5. "Рекомендации по совершенствованию территориальной организации Белорусской ССР. Формирование и развитие комплексных территориальньк систем. Мн.: Полымя, 1986. 80 с. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ............................................................................................... 3 ОБЩАЯ ПОЛИТИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ................................................................................................ 5 Лекция 1.......................................................................................... 5 Лекция 2.........................................................................................21 ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ..........................................41 Лекция 3.........................................................................................41 Лекция 4.........................................................................................56 СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ......................66 Лекция 5......................................................................................... 66 Лекция 6.........................................................................................77 ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ...........87 Лекция 7.........................................................................................87 Лекция 8.........................................................................................95
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.248.140 (0.009 с.) |