Рассчитано по: бэж. 2001. №3. С. 138,139. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рассчитано по: бэж. 2001. №3. С. 138,139.



 

Неконкурентоспособность продукции белорусской промышлен­ности и сельского хозяйства определялась и второй объективной при­чиной - высокой энерго-, материало- и трудоемкостью, технико-. технологической отсталостью производства, несоответствием про­дукции требованиям мирового рынка по соотношению качество-цена.

Важным фактором глубокого и быстрого спада объемов промышленного производства - основной отрасли хозяйства страны -явился также высокий удельный вес продукции, производимой для военно-промышленного комплекса (ВПК). По имеющимся оценкам примерно 40—60 % продукции машиностроения Беларуси производи­лось для нужд ВПК. Распад СССР, распад Варшавского блока лишили многие заводы и фабрики Беларуси военных заказов и поставили пе­ред ними сложную, требующую времени и больших средств для ре­шения задачу конверсии - перехода на производство продукции гра­жданского назначения.

Нельзя сбрасывать со счетов и такой фактор, как необходимость преодоления негативных последствий катастрофы на ЧАЭС. Эконо­мический ущерб, причиненный Беларуси радиоактивным загрязнени­ем более 20 % ее территории, оцениваемый в 235 млрд долларов США, или в 32 годовых бюджета республики 1986 г., требовал и тре­бует ежегодного отвлечения больших средств, высоких затрат на ми­нимизацию социально-экономических последствий катастрофы - до 20 % расходной части госбюджета.

Несомненно, сыграли свою негативную роль и субъективные причины - недостаточная активность в реформировании экономики, некомпетентность управления реформированием, отсутствие опыта работы в условиях суверенитета и рыночной экономики. Требовалось одновременно решать задачи по созданию новой законодательной ба­зы, разработке эффективных механизмов преобразования отношений собственности, государственного регулирования в денежно-кредит­ной сфере, внешнеэкономической и инвестиционной деятельности. В общем, требовался системный подход к выработке и реализации го­сударственной стратегии трансформации экономики.

Первой попыткой государственного управления трансформацией экономики стала одобренная Верховным Советом РБ в конце 1994 г.

Программа неотложных мер по выходу страны из экономического кризиса. Результаты принятых мер проявились уже в 1995 г. - темпы падения ВВП, объемов промышленного производства и сельскохо­зяйственного производства затормозились. Стабилизация и ежегод­ный прирост ВВП, объемов промышленного производства и товаров народного потребления начались с 1996 г. в ходе реализации Основ­ных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг. В этом периоде определились новые под­ходы и принципы проведения экономических реформ - по мере вы­зревания объективных предпосылок и не в ущерб уровню жизни на­селения, усиление государственного контроля за процессами рефор­мирования. В результате за 1996—2000 гг. ВВП увеличился на 36 % и приблизился к 89 % от уровня докризисного 1990 г., а объем про­мышленной продукции, определивший экономический рост страны, вырос на 65 % и превысил уровень 1990 г.

Важнейшим показателем, характеризующим макроэкономиче­скую ситуацию в стране, является уровень инфляции. Это показатель здоровья экономики, ее температура. Именно инфляция, т. е. рост цен на товары и услуги аналогичного качества, свидетельствует о деста­билизации экономики, а очень высокие темпы роста цен - о ее кри­зисном состоянии. Инфляция - это еще и обесценивание националь­ной валюты, так как уровень инфляции играет определяющую роль по отношению к обменному курсу валюты. В свою очередь, согласно об­ратной связи, курс национальной валюты формирует инфляционные

ожидания в экономике.

Для оценки уровня и динамики инфляции используют показатель среднегодового уровня инфляции (в %), но гораздо чаще пользуются показателем ''индекс потребительских цен", который характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приоб­ретаемые населением для непроизводственного потребления. Именно пот показатель считается важнейшим для характеристики уровня инфляции и используется для анализа и прогноза ценовых процессов и экономике, для решения правовых вопросов, для пересчета ряда показателей системы национальных счетов из текущих в постоянные цены.

Динамика уровня инфляции в Беларуси в рассматриваемом пе­риоде имеет сложный характер и отражает всю сложность и измен­чивость макроэкономической ситуации в переходном периоде, зави­сящей как от объективных, так и субъективных факторов.

В 1991-1994 гг., когда ухудшались все основные социально-экономические показатели в стране, отмечалась самая высокая ин­фляция, точнее, гиперинфляция. Высокие темпы инфляции в этом пе­риоде (например, прирост индекса потребительских цен в среднем за месяц в 1992-1994 гг. составил около 28 %, а в отдельные месяцы превышал 50 %), были обусловлены в основном процессами выравни­вания внутренних и мировых цен в связи с возникшей открытостью экономики, и в меньшей степени - ростом совокупной денежной мас­сы (к концу 1994 г. по сравнению с 1991 г. цены выросли в 7156 раз, а совокупная денежная масса - в 1213 раз).

Начавшееся в конце 1994 г. осуществление "Программы неот­ложных мер по выходу экономики Беларуси из кризиса", предусмат­ривавшей жесткую денежно-кредитную политику, позволило, начиная с мая 1995 г. подавить инфляцию до 3-4 % в среднем за месяц.

Однако с 1997 г. инфляция вновь начала расти. Здесь также ска­залось влияние целого ряда причин. Прежде всего следует назвать пе­реход к экспансионистской денежно-кредитной политике - эмисси­онному кредитованию жилищного строительства и АПК. Сыграли свою роль и события на валютном рынке, а именно финансовый кри­зис в России в августе 1998 г. В итоге в 1998 г. индекс потребитель­ских цен составлял в среднем 9 % в месяц. В 1999 г. происходила дальнейшая активизация инфляции и главным образом за счет высо­кой кредитной эмиссии - в среднем рост рублевой денежной массы составил 9,5 % в месяц вместо намечавшихся 4,5-5 %, а также вслед­ствие значительного роста цен на нефть. В результате среднемесячная инфляция составила 11 %. Возникла объективная необходимость в изменении денежно-кредитной политики, что и было реализовано в принятой в сентябре 1999 г. "Концепции валютной и денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 1999-2000 годы". Она предусматривала ограничение объема кредитной эмиссии, выход на единый курс национальной валюты, формирующийся на основе спроса и предложения, и др. меры. Осуществление намеченных мер по­зволило, наряду с укреплением национальной валюты, заметно сни­зить среднемесячную инфляцию в 2000 г.- до 6,3 %. Но намеченные параметры уровня инфляции (4,5-5 % в месяц) не были достигнуты, и остающийся высоким уровень инфляции продолжает оказывать свое дестабилизирующее влияние на все факторы социально-экономи­ческого развития страны.

К числу основных макроэкономических характеристик ситуации в стране относится показатель уровня и динамики доходов населения. Это индикатор степени экономического благополучия страны и важ­нейший показатель уровня жизни населения.

Для оценки реальных доходов населения рассчитываются денеж­ные доходы населения текущего года и корректируются на индекс по­требительских цен на товары и услуги. В состав денежных доходов включают оплату по труду всех категорий населения, пенсии, посо­бия, стипендии и другие социальные трансферты, поступления от продажи продуктов сельского хозяйства, доходы от собственности в, виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов, доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, а также кредиты, доходы от продажи иностранной валюты и другие доходы.

Приведенные в табл. 2 данные свидетельствуют, что в 1991-1995 гг. снижение ВВП сопровождалось существенным падением ре­альных денежных доходов населения - в 1995 г. они составили лишь 62 % от уровня 1990 г. С 1996 г. наблюдаются рост ВВП и повышение реальных денежных доходов населения, хотя и различными темпами. Так, в 1999 г. даже произошло снижение доходов по сравнению с предыдущим годом, а в 2000 г. - существенный (на 20 %) рост. В ре­зультате в 2000 г. реальные денежные доходы населения составили 105 % к уровню докризисного 1990 г., т. е. за 10 лет переходного пе­риода страна по данному показателю смогла вернуться только на ис­ходные позиции.

Динамика реальных денежных доходов является, безусловно, важнейшим показателем изменений в уровне жизни населения, но не единственным. Уровень жизни населения - очень сложная категория, и его оценка возможна только в результате анализа системы большого

29количества показателей и использования обоснованных методик их расчета. Так, для оценки уровня жизни населения по методике ООН используется 37 показателей. Но как уже отмечалось выше (см. стр. 5), для сравнения уровней социально-экономического развития стран ООН использует обобщающий показатель - индекс развития челове­ческого потенциала (ИРЧП).

ИРЧП - это интегральный показатель, включающий три компо­нента, характеризующие развитие человека: уровень жизни, долголе­тие, образование. Уровень жизни оценивается величиной реального ВВП на душу населения с поправкой на местную стоимость жизни по паритету покупательной способности (ППС) национальной валюты. Для измерения долголетия используется демографический показатель ожидаемой продолжительности жизни, а образованности - комбина­ция двух показателей: грамотность взрослого населения (с весом 2/3) и совокупная доля учащихся начальных, средних и высших учебных заведений в соответствующей возрастной группе (с весом 1/3).

ИРЧП колеблется от 0 до 1 и рассчитывается по методике, пред­ложенной экспертами ООН, как среднеарифметическое трех упомя­нутых компонентов индекса. Считается, что страна с ИРЧП ниже 0,5 имеет низкий уровень человеческого развития, от 0,5 до 0,8 - средний и выше 0,8 - высокий.

Динамика ИРЧП в Беларуси повторяет динамику основных ее макроэкономических показателей (см. табл. 3). В 1990 г. по ИРЧП Бе­ларусь среди 174 стран мира занимала 40-е место и входила в группу стран с высоким уровнем человеческого развития. Минимальные зна­чения ИРЧП в рассматриваемом переходном периоде приходятся на 1995-1996 гг., когда страна перешла из группы высокоразвитых в группу стран со средним уровнем человеческого развития и опусти­лась до 62-го места. В 1997—2000 гг. идет медленный подъем, и в 2000 г. Беларусь поднялась по ИРЧП на 53-е место. Однако надо отметить, что переход с 57-го на 53-е место в 2000 г. связан не только с повы­шением ИРЧП (он возрос всего на один пункт, в то время как в Рос­сии - на четыре пункта), но и в связи с тем, что из рейтинга были ис­ключены из-за отсутствия достоверных статистических данных три страны, опережавшие Беларусь.

Таблица 3. Индекс развития человеческого потенциала в Беларуси

               
Индекс ожидаемой продолжительности жизни 0,768 0,727 0,727 0,725 0,7230 0,715 0,716
Индекс уровня образования 0,901 0,897 0,903 0,908 0,916 0,927 0,926
Индекс ВВп и ППС 0,938 0,690 0,658 0,608 0,696 0,706  
Индекс человеческого потенциала ИРЧП 0,869 0,711 0,763 0,771 0,778 0,782 0,783
Место, занимаемое Беларусью среди 174 стран мира по ИРЧП              

Тем не менее, Беларусь по ИРЧП среди постсоветских стран за­нимает четвертое место, уступая лишь Эстонии, Литве и Латвии.

Необходимо также пояснить встречающиеся в разных источни­ках различные значения ИРЧП по Беларуси за одни и те же годы. Это связано как с изменявшейся методикой расчета отдельных индексов (например, индекса дохода в 1999 г.), так и с использованием более современной информации о продолжительности жизни и уровне об­разования. По существу, идет постоянное совершенствование методов сбора информации, обеспечения ее сопоставимости, методов исчис­ления индексов и пр., в результате чего приводимые в глобальных и национальных отчетах значения ИРЧП нельзя абсолютизировать. Их можно использовать для определения, в каком направлении и на­сколько эффективно осуществляется развитие человеческого потен­циала в той или иной стране.

Наиболее сильно экономический кризис переходного периода в Беларуси проявился в ухудшении такого макроэкономического пока­зателя, как инвестиционная активность. _Е! 1.995 г. инвестиции в ос­новной капитал, т. е. затраты на создание новых и реконструкцию

Национальный отчет о человеческом развитии '1998. С. 117 - Национальный отчет о человеческом развитии' 1999. С. 94 1 Национальный отчет о человеческом развитии '2000. С. 112 ' Звязда. 11 лшеня 2001 г. 1 1994 г.

31 5 действующих основных фондов экономики, составили лишь 38,5 % к уровню 1990 г. (см. табл. 2). И в отличие от уже рассмотренных мак­роэкономических показателей, в разной степени (но существенно) улучшившихся в 1996-2000 гг., инвестиционная активность начала возрастать только с 1997 г., а в 1999-2000 гг. вновь стала падать. В итоге объем капиталовложений в 2000 г. по отношению к уровню 1990 г. составил лишь 48,4 %.

Резкое падение инвестиционной активности в переходном пе­риоде характерно для всех стран СНГ: в 1998 г. инвестиции в основ­ной капитал в по СНГ составили к уровню 1990 г. 28 %, в России -26 %, в Украине -21 %, в Казахстане - 17 %, а в Беларуси - 55,6 %.

Инвестиционный кризис поразил в наибольшей мере производ­ственную сферу. Удельный вес инвестиций производственного назна­чения в общих инвестициях в 1999 г. составил 53,9 %, в то время как в 1990 г. он составлял 68,6 %. Удельный вес капиталовложений в сель­ское хозяйство снизился за это время с 28,8 % до 6,1 %, а в машино­строение и металлообработку - основную фондообразующую отрасль хозяйства - почти в 2 раза. В период наибольшего спада инвестици­онной активности (1992-1996 гг.) характерно наибольшее сокращение инвестиций в такие наукоемкие, экспортоориентированные и импортозамещающие отрасли, как радиопромышленность, электроника, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, автомобиле­строение.

Не улучшалась, а оставалась неудовлетворительной технологиче­ская структура капиталовложений. Если в развитых странах соотно­шение между объемом строительно-монтажных работ и затратами на оборудование составляет 10:90, то в Беларуси примерно 50:50. Это ведет к замораживанию и без того скудных средств в незавершенном строительстве. Так, на начало 2000 г. в республике было 22,4 тыс. объектов незавершенного строительства, на завершение которых при современных объемах финансирования по оценкам специалистов по­требуется 25 лет.

В результате отмеченных процессов для страны стала характер­ной возрастающая негативная тенденция старения основных фондов в целом, производственных основных фондов - в особенности, и глав­ное - их активной части. Так, в 2000 г. износ основных фондов в стране составил 59 %, в том числе их активной части, т. е. оборудова­ния, машин и механизмов - 76 %, в т. ч. в промышленности - 79 %.

Инвестиционный кризис в стране носит трансформационный ха­рактер и важнейшими его причинами являются: спад производства и лишение внешних источников финансирования из союзного бюджета вследствие распада СССР; несовершенная налоговая, ценовая, денеж­но-кредитная политика и связанные с этим высокий уровень инфля­ции, финансовое неблагополучие предприятий, что в совокупности не создавало условий, предпосылок и стимулов для активизации внут­ренних инвесторов. К тому же неустойчивая макроэкономическая си­туация в стране, низкие темпы реформирования отношений собствен­ности, несовершенная и нестабильная нормативно-правовая база не " способствовали инвестиционной привлекательности страны для внешних (иностранных) инвесторов.

Как известно, основными источниками внутреннего финансирова­ния капитальных вложений в стране являются бюджетные средства, собственные средства предприятий и организаций, которые формиру­ются за счет прибыли и амортизации, и собственные средства населе­ния. Естественно, что в условиях экономического кризиса все эти ис­точники также резко уменьшаются, а высокая инфляция, неиспользуе­мые производственные мощности, падение платежеспособного спроса на товары и услуги не стимулируют ни к строительству новых объек­тов, ни к расширению и реконструкции действующих предприятий.

В то же время совершенно очевидно, что без структурной пере­стройки экономики, без реконструкции, модернизации и техническо­го перевооружения предприятий дальнейший экономический рост невозможен. Но для этого по самым скромным подсчетам Беларуси необходимы ежегодно инвестиции в объеме 4-5 млрд долларов США. а на уровне самого благополучного 1998 г. они составили около 2 млрд долларов.

современных объемах финансирования по оценкам специалистов по­требуется 25 лет.

В результате отмеченных процессов для страны стала характер­ной возрастающая негативная тенденция старения основных фондов в целом, производственных основных фондов - в особенности, и глав­ное - их активной части. Так, в 2000 г. износ основных фондов в стране составил 59 %, в том числе их активной части, т. е. оборудова­ния, машин и механизмов - 76 %, в т. ч. в промышленности - 79 %.

Инвестиционный кризис в стране носит трансформационный ха­рактер и важнейшими его причинами являются: спад производства и лишение внешних источников финансирования из союзного бюджета вследствие распада СССР; несовершенная налоговая, ценовая, денеж­но-кредитная политика и связанные с этим высокий уровень инфля­ции, финансовое неблагополучие предприятий, что в совокупности не создавало условий, предпосылок и стимулов для активизации внут­ренних инвесторов. К тому же неустойчивая макроэкономическая си­туация в стране, низкие темпы реформирования отношений собствен­ности, несовершенная и нестабильная нормативно-правовая база не " способствовали инвестиционной привлекательности страны для внешних (иностранных) инвесторов.

Как известно, основными источниками внутреннего финансирова­ния капитальных вложений в стране являются бюджетные средства, собственные средства предприятий и организаций, которые формиру­ются за счет прибыли и амортизации, и собственные средства населе­ния. Естественно, что в условиях экономического кризиса все эти ис­точники также резко уменьшаются, а высокая инфляция, неиспользуе­мые производственные мощности, падение платежеспособного спроса на товары и услуги не стимулируют ни к строительству новых объек­тов, ни к расширению и реконструкции действующих предприятий.

В то же время совершенно очевидно, что без структурной пере­стройки экономики, без реконструкции, модернизации и техническо­го перевооружения предприятий дальнейший экономический рост невозможен. Но для этого по самым скромным подсчетам Беларуси необходимы ежегодно инвестиции в объеме 4-5 млрд долларов США. а на уровне самого благополучного 1998 г. они составили около 2 млрд долларов.

(платежи больше, чем поступления, сальдо отрицательное, валютные активы уменьшаются).

Наиболее часто при анализе платежного баланса используют по­казатели сальдо внешней торговли товарами и сальдо экспорта-импорта услуг в их отношении к ВВП, а также показатель отношения величины внешнего государственного долга к ВВП и объему экспорта товаров н услуг. Для Беларуси эти характеристики имеют особенно большое значение, так как республика имеет чрезвычайно высокий уровень открытости экономики. Если в качестве критерия открытости использовать отношение внешнеторгового оборота к ВВП, то, при среднем по странам мира показателе 38-40 %, в РБ в конце 90-х гг. внешнеторговый оборот составлял 115-120 % к ВВП, а в 2000 г. пре­высил 150 %. А это означает очень высокую зависимость экономики страны от мировых экономических процессов и от эффективности ее внешнеэкономической деятельности.

Учитывая, что Беларусь как независимое государство имеет еще небольшой опыт внешнеэкономической деятельности на государст­венном уровне, понятие внешнего государственного долга появилось лишь в 1999 г. (с принятием Закона "О внешнем государственном долге"), платежный баланс страны в переходном периоде анализиро­вался, как правило, в упрощенной форме, ограничиваясь анализом внешней торговли.

Динамика торгового баланса Беларуси за 1990-2000 гг. (табл. 4) свидетельствует о том, что в переходном периоде страна имела неста­бильную экономику. Начиная с 1991 г. быстро падали объемы внеш­ней торговли и к 1995 г. экспорт товаров по сравнению с 1990 г. уменьшился почти в 7 раз, а импорт - более чем в 6 раз. При этом с 1993 г. сальдо внешней торговли товарами было постоянно отрица­тельным, и его величина возрастала (с -568,6 млн долларов в 1993 г. до -1,5 млрд долларов в 1998 г. и -1,1 млрд долларов в 2000 г.). В то же время сальдо экспорта-импорта услуг все эти годы было положи­тельным и увеличивалось. Так, в 1995 г. оно составляло 182 млн долларов, в 2000 г. - более 500 млн долларов, что в некоторой степени выравнивало торговый баланс, но не могло сделать его сальдо поло­жительным.

Излишне высокая степень открытости экономики Беларуси и увеличение отрицательного сальдо ее внешнеторгового баланса при резком сокращении товарооборота во многом объясняются объективными причинами переходного периода: общим спадом производства; унаследованной со времен СССР специализацией хозяйства на произ­водстве продукции, базировавшейся на привозных из других регио­нов ресурсах и ориентированной в основном на вывоз в другие регио­ны СССР; высокой материале- и энергоемкостью продукции; превращением в связи с распадом СССР внутренних экономических связей во внешнеэкономические; ростом цен на сырье, материалы и энергетические ресурсы при падении платежеспособного спроса бывших республик СССР, ставших независимыми государствами; не­конкурентоспособностью белорусских товаров на мировых рынках; отсутствием опыта самостоятельной работы на внешних рынках.

Таблица 4. Внешняя торговля Беларуси

(в млн долларов США)'

 

Год Экспорт Импорт Сальдо
  Всего В том числе в СНГ Всего В том числе в СНГ Всего В том числе в СНГ
  32749,7 29697,4 34078,6 25587,4 -1329,1 4110,0
  18346,7 16685,7 16642,7 14685,7 1704,0 2000,0
  3558,7 2364,3 3494,8 2651,5 63,9 -287,2
  1907,1 1180,8 2538,7 1420,2 -568,6 -239,4
  2510,0 14578,5 3066,3 2091,6 -556,3 -613,1
  4803,2 3026,8 5563,6 3676,8 -760,4 -650,0
  5651,5 3763,6 6939,3 4570,1 -1287,8 -806,5
  7301,2 5378,9 8688,8 5817,0 -1387,6 -438,1
  7069,7 5160,2 8549,3 5554,5 -1479,6 -394,3
  5908,9 3621,6 6673,7 4288,8 -764,8 -667,2
  7331,0 4404,7 8492,4 6015,4 -1161,4 -1610,7

 

'Источник: БЭЖ. 2001. №3. С. 139.

Но не меньшую роль сыграли и субъективные факторы - медленное и непоследовательное реформирование экономики. Прежде всего Беларусь явно опаздывает с изменением структуры экономики в направлении уменьшения доли энерго- и материалоемких производств и увеличения удельного веса наукоемкой продукции с использовавших технологий У и У1 укладов, и поэтому ее внешнеторговый ".I ПИС очень зависит от политической и экономической ситуации в России, являющейся основным торговым партнером Беларуси по поставкам энергетических и сырьевых ресурсов и по сбыту производи­мой продукции.

Хотя Беларусь имеет торговые отношения более чем со 140 стра­нами мира, на долю России в переходном периоде приходилось от 43 до 60 % внешнеторгового оборота Беларуси, от 40 до 65 % ее экспор­та и от 45 до 60 % ее импорта. Естественно, что все колебания в саль­до внешней торговли товарами Беларуси связаны с изменением объе­мов ее торговли с Россией. Поэтому Договор о создании Союзного государства Беларуси и России, предусматривающий совместные программы и проекты в различных отраслях промышленности, фор­мирование финансово-промышленных групп (ФПГ) с современными формами кооперации в производстве и кредитовании и другие меро­приятия, должен стать мощным фактором улучшения торгового ба­ланса страны.

В качестве важнейшего фактора выравнивания торгового баланса страны, как уже отмечалось выше, выступает положительное сальдо Беларуси в экспорте-импорте услуг. В значительной мере это связано с географическим положением страны, благоприятным для оказания | международных услуг транспорта, связи, деловых, строительных, ин­формационных и др., а также тем, что включение во внешнеэкономи­ческую сферу деятельности услуг требует значительно меньше перво­начальных затрат, чем организация производства новых конкурентоспособных товаров.

Для Беларуси экспорт-импорт услуг является сравнительно но­вым, но очень перспективным направлением внешнеэкономической деятельности. В 1998 г. доля услуг во внешнеторговом обороте стра­ны достигла 7,8 % (на мировом рынке этот показатель равен 20 %), в экспорте - 11,1 %, и в импорте - 4,9 % при положительном сальдо в 440 млн долларов.

Основным видом экспортируемых страной услуг являются транспортные. Их доля в общем экспорте услуг в 1998 г. составила 56 %. В свою очередь значительный удельный вес в экспорте транс­портных услуг занимают автоперевозки.

Из экспортируемых деловых услуг в Беларуси видное место за­нимают услуги по транзиту и переработке нефти и транспортировке нефтепродуктов. Приносят доход также экспорт строительных услуг (с применением отечественных строительных материалов) и услуг связи. В то же время постоянное отрицательное сальдо характерно по статье "туристические услуги" - количество белорусов, выезжающих с туристическими целями в другие страны, более чем в 10 раз, превышает количество иностранных туристов, посещающих Беларусь.

Для сокращения отрицательного сальдо торгового баланса стра­ны в течение всего переходного периода, но особенно с 1996 г., пред­принимались различные меры. Разработаны и реализуются специаль­ные государственные программы "Импортозамещение" и "Нацио­нальная программа развития экспорта", предусматривающие стиму­лирование экспортоориентированных производств и оптимизацию импорта, сокращение бартера и переориентацию экспортных потоков с восточного направления на западное, либерализацию внешней тор­говли (сокращение перечня квотируемых и лицензируемых видов деятельности, совершенствование таможенного режима) и т. п. В ре­зультате в 2000 г. объем внешней торговли Беларуси (включая услуги) по сравнению с 1995 г. увеличился в 1,64 раза, в том числе экспорт - в 1,72 раза, импорт - в 1,58 раза. В динамике сальдо внешней торговли также наметились положительные тенденции - в 2000 г. дефицит внешнеторгового оборота (с учетом услуг) по отношению к ВВП со-ставш1_1,5 % (в 1999 г. - 2,4 %, в 1995 - 4,4 %). Тем не менее пробле­ма выравнивания торгового баланса в переходном периоде остается актуальной, и от ее успешного решения зависят темпы дальнейшего развития экономики страны, особенно возможности получения средств для активизации инвестиционной деятельности. Что касается динамики движения капиталов, то, как уже отмеча­лось, прямые иностранные инвестиции в экономику Беларуси незна­чительны. Имеет Беларусь проблемы и в получении иностранных кредитов. Поэтому среди стран СНГ и вообще всех стран с переход­ной экономикой Беларусь имеет самый незначительный внешний долг, но в то же время и ограниченные возможности использования внешних ресурсов для преодоления внутренних трудностей переход­ного периода. Всего за 1992-2000 гг. в экономику Беларуси было при­влечено около 2,2 млрд долл. США иностранных кредитов под гаран­тию правительства.

Не всегда эффективное использование кредитов и не всегда свое­временное их погашение в сочетании с изменениями возможностей получения кредитов определяли динамику внешнего долга страны. Так, максимум внешнего долга (более 2 млрд долл.) приходится на

3коней 1995 г. (20 % к ВВП). С 1996 г. величина долга снижалась. И в 1997 г. вся среднесрочная и долгосрочная внешняя государст­венная задолженность Беларуси составила 976 млн долл. США, в 1998 г. - 1011 млн долл., в 1999 г. - 886 млн долл.. в 2000 г. -812,5_млн д олл. США._ На 1.01.2000 г. внешний долг к ВВП составляют 8,6 % и к экспорту товаров и услуг - 13,4 % при критическом уровне данных показателей, составляющем (по оценкам Всемирного банка) соответственно 50 % и 250 %.

Вышесказанное означает, что по мировым меркам уровень внеш­него долга Беларуси далек от критического и у республики есть по­тенциальные возможности выполнять принятые внешнедолговые обя­зательства, а также привлекать новые внешние займы под высокоэф­фективные валютоокупаемые проекты.

Заканчивая рассмотрение современной социально-экономической ситуации в стране, сделаем некоторые выводы:

•несмотря на сложности и трудности переходного периода, соци­ально-экономическая ситуация в стране постепенно стабилизиру­ется и отмечаются прогрессивные тенденции. Практически восста­новлен экономический потенциал страны начала 90-х гг. В 2000 г. по ИРЧП Беларусь поднялась до 53 места в списке 174 стран мира (хотя в середине 90-х гг. опускалась до 62 места) и относится к группе среднеразвитых стран с объемом ВВП (по ППС) на душу населения 7700 долларов США;

•самым актуальным в 2002-2005 гг. становится обеспечение дальнейшего поступательного развития, которое невозможно без акти­визации инвестиционной деятельности, без снижения уровня ин­фляции, без роста реальных доходов населения, без выравнивания внешнеторгового баланса. В свою очередь, решение перечислен­ных макроэкономических проблем зависит от успехов в осуществ­лении структурной перестройки экономики, ее реформирования в рыночном направлении (ускорения процессов разгосударствления и приватизации, развития предпринимательства), от повышения эффективности внешнеэкономической деятельности.

Все проблемы переходного этапа социально-экономического развития страны и намечаемые стратегические пути для их решения нашли отражение в утвержденной в 1997 г. Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь, которая разработана в соответствии с принципами "Повестки дня на XXI век", принятыми на всемирном форуме по охране окружающей среды в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Эта стратегия, которая должна обеспечить устой­чивое, сбалансированное экономическое, социальное и экологическое развитие страны до 2010 г., конкретизирована в показателях '"Основ­ных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы", в "Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы", а также в целом ряде отраслевых республиканских научно-технических программ. Мы будем неоднократно обращаться к их рассмотрению в процессе изучения курса.

Литература

1. Беларусь: выбор пути. Национальный отчет о человеческом развитии 2000. Мн.. 2000. 121с.

2. Беларусь: государство, управление, человек. Национальный отчет о человеческом развитии 98. Мн.. 1998. 122 с.

3. Беларусь: ретроспектива и перспектива. Национальный отчет о человече-I ком развитии 99. Мн.. 1999. 105 с.

4. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь. Мн.. НИЭИ Минэкономики РБ. 1997. 231 с.

5. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 1001 2005 годы. Мн.: Беларусь. 2001. 167 с.

6. Шимов В. Н. Экономика Республики Беларусь на рубеже столетий: итоги, прагнозы. направления развития // Белорусский экономический журнал. 2001.

Экономика Беларуси: тенденции и проблемы развития // Белорусская эко­номик. анализ, прогноз, регулирование. 2000. № 8. С. 2-56.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.105 (0.062 с.)