Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура капиталовложений в охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в Республике БеларусьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Во-вторых, кроме чисто природоохранных производственных фондов к фондам экологической инфраструктуры может быть отнесена и определенная часть производственных фондов, имеющих много-! целевое назначение, в том числе и экологическое. Например, часть стоимости ирригационных и мелиоративных систем, часть лесонасаждений и др. В-третьих, данные о стоимости природоохранных фондов и о величине капиталовложений в охрану среды должны быть дополнены характеристикой текущих з атр ат на о храну окружающей среды. Причина в том, что текущие затраты на охрану природы в республике, даже при учете только затрат предприятий и организаций, имеющих действующие очистные установки, т. е. затрат на функционирование объектов экологической инфраструктуры, значительно превышают годовые природоохранные капиталовложения. Так, в 1999 г. в Беларуси текущие затраты на охрану природы (без затрат на управленческие, контролирующие, научно-исследовательские структуры) превысили капиталовложения за этот год в 3,4 раза. Общие расходы на природоохранную деятельность составляют около 2 % от ВВП (для сравнения в развитых странах эта доля колеблется от 3 до 6 %). Конечно, оценка уровня развития экологической инфраструктуры по величине затрат на ее создание имеет все недостатки, свойственные затратному подходу в экономике. Вместе с тем на сегодняшний день нет другого показателя, кроме стоимостного, который бы позволил свести воедино данные о масштабах развития разнородных элементов и объектов экологической инфраструктуры. Выход из этого противоречия заключается в том, что для конструктивной оценки экологической инфраструктуры региона должны использоваться не абсолютные показатели масштабов ее развития, а в сопоставлении с потребностями в ней. В свою очередь это означает, что обобщающие стоимостные показатели уровня развития экологи- 1 ческой инфраструктуры региона в целом должны быть конкретизированы п оказателями степен и обеспеченности потребностей в каждом элементе инфраструктуры. В этой связи определяющее значение для конструктивной характеристики экологической инфраструктуры региона приобретают натуральные показатели: мощность очистных или утилизирующих сооружений в процентах к мощности, требующейся для полного обезвреживания стоков, выбросов, отходов данного вида; масштабы проводимых природоохранных мероприятий в сравнении с масштабами негативных воздействий на среду. Например, показатель удельного веса нормативно-очищенных вод в общем объеме сброса сточных под, подлежащих очистке, говорит о степени обеспеченности водоохранной инфраструктурой; площадь рекультивированных земель в процентах к площади земель, подлежащих рекультивации, свидетельствует об уровне развития региональной инфраструктуры по охране 1смельных ресурсов и т. д. Второй, по значимости экологической проблемой республики, для решения которой необходимо целенаправленное формирование соответствующей инфраструктуры, следует считать загрязнение воздушного, водного бассейнов и почв в крупных промышленных центрах и прилегающих к ним районах. Сегодня для 10 наиболее крупных промышленных центров страны (Минск, Гомель, Могилев, Бобруйск, Витебск, Новополоцк, Гродно, Мозырь, Брест, Борисов) и для ряда других центров с крупными промышленными объектами (Соли-горск, Светлогорск, Новолукомль, Жлобин) характерны систематические превышения ПДК по выбросам вредных веществ в атмосферу и в водные источники, накапливание твердых отходов в больших масштабах. Можно сказать, что в этих центрах локализации промышленности сосредоточены и основные загрязнители среды республики, и сооружение здесь водоохранных и воздухоохранных объектов не утрачивает своей актуальности. Третья важнейшая региональная экологическая проблема в стране ~ нарушение природного равновесия в Белорусском Полесье вследствие масштабной осушительной мелиорации. Здесь необходима специальная программа по оптимизации землепользования и экологической реабилитации мелиорированных (осушенных) территорий. Высокая распаханность территории республики, отсутствие полезащитных и водоохранных лесонасаждений на 30 % общей протяженности речной сети, большие площади нарушенных горными разработками территорий, неорганизованных свалок не уменьшают потребность в объектах экологической инфраструктуры, обеспечивающих охрану и восстановление земельных ресурсов. Для сохранения и усиления способности природной среды к' самоочищению, саморегуляции, сохранения биологического разнообразия, а также для обеспечения на всей территории республики экологического равновесия все большее значение приобретает такой элемент экологической инфраструктуры, как природоохранные (или средообразующие) территории - формирование так называемого природного экологического каркаса. Этот каркас должен состоять из особо охраняемых природных территорий различных категорий (заповедников, национальных парков, памятников природы) и связывающих их воедино природных коридоров (долины рек, леса, отдельные участки сельхозугодий). В соответствии с основными положениями ГСКТО Республики Беларусь, разработанными "Белниипградострои-Гельства" в 2000 г., экологический каркас (природные территории) к жжен охватывать около 49 % территории республики и выполнять природоохранные функции (16 %), туристско-рекреационные (4 %) и нч^хозяйственные функции (29 % территории страны). Администрация в состав экологического каркаса включаются 9_районов страны. Из них 32 района имеют на своей территории крупные и уникаль-Ш.11' природные комплексы, ценные и редкие природные ландшафты, массивы, а 7 районов обладают уникальными возможностями комплексной организации оздоровительного отдыха, туризма и •.санаторно-курортного лечения (см. табл. 17). Литература 1. Государственная схема комплексной территориальной организации Республики Беларусь. Основные положения. Мн.: Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь, 2001. 70 с. 2. Козловская Л. В. Формирование экологической инфраструктуры // Региональные проблемы развития инфраструктуры и межотраслевых производств. Мн.: Наука и техника, 1995. С. 119-134. 3. Козловская Л. В., Томашевич А. В. Управление природопользованием в республике и конструктивная роль географии// Вестник БГУ. Сер. 2. 1990. № 1. 4. Природная среда Беларуси: Монография / Под. ред. В. Ф. Логинова. Мн., 2002. 424 с. 5. Шпмова О. С, Соколовский Н. К. Основы экологии и экономика природопользования // Белорусский экономический журнал. 2000. №3. С. 128-140.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.91.59 (0.007 с.) |