Общая политико-географическая 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая политико-географическая



ВВЕДЕНИЕ

 

Курс''Социально-экономическая география Беларуси" является 5 из основных дисциплин в подготовке отечественных профессиональных географов - научных работников, специалистов прикладной географии в различных отраслях хозяйства, преподавателей средних специальных и высших учебных заведений.

Цель и задачи курса — дать студентам-географам системные знания о месте Беларуси в мировом сообществе, об особенностях и проблемах соцално-экономического развития в условиях современного переходного периода, о ее природно-ресурсном, социально-демографическом и производственном потенциалах как предпосылках дальнейшего устойчивого экологического, социального и экономического развития, о достижениях и проблемах в оспечении благосостояния и качества среды жизнедеятельности, о развитии и территориальной организации ведущих межотраслевых комплексов и отдельных отраслей реального сектора экономики и непроизводственной сферы,о дифференциации в социально-экономическом развитии регионов, проблемах и перспективах территориальной организации страны.

Изучение курса базируется на знаниях по физической географии Беларуси, а также по фундаментальным географическим дисциплинам социально-экономического цикла - "Теория социально-экономической географии", "География населения", "Учение о территориально-производственных комплексах", "Экономика природопользования" и др.

Студенты в процессе изучения курса должны овладеть знаниями о тенденциях в территориальной организации отраслей и регионов, а также современным фактическим материалом по социально-экономической географии Беларуси, знать источники информации и научитьсяих использовать для анализа состояния и прогнозирования развития и территориальной организации отраслей хозяйства и регионов страны.

Исходя из вышеизложенных целей и задач, курс лекций состоит из трех логически взаимосвязанных частей.

Часть I "Условия и факторы социально-экономического развитие и территориальной организации хозяйства Беларуси" содержит ввод­ный раздел, посвященный обшей политико-географической и эконо­мико-географической характеристике страны, и три раздела, в кото­рых последовательно дается оценка ее природно-ресурсного, соци­ально-демографического и производственного потенциалов.

Часть II "Экономико-географическая характеристика межотрас­левых комплексов". Здесь анализируются топливно-энергетический, химический, металлурго-машиностроительный, лесопромышленный, строительно-промышленный, по производству товаров народного по­требления, агропромышленный, инфраструктурный комплексы стра­ны и в заключение - внешнеэкономические связи Беларуси.

Часть III "Экономико-географическое районирование и характе­ристика регионов Беларуси" включает: исследование методических подходов к экономическому, природно-хозяйственному, социально-экономическому, планировочному районированию территории Бела­руси; краткую характеристику областей, проблемных регионов и сво­бодных экономических зон (СЭЗ); рассмотрение сложившейся сис­темы научного обоснования, прогнозирования и регулирования ре­гионального развития в стране.

При подготовке представляемой вниманию части I курса лекций использованы, кроме имеющихся учебных пособий, материалы На­циональной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь, Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы. Национальных отчетов о человеческом раз­витии за 1995-2000 годы, сборников научных трудов НИЭИ Минэкономики РБ, журналов "Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование" и "Белорусский экономический журнал", статистических ежегодников, научных конференций и других источников (см. списки литературы в конце каждой темы).

Автор благодарна сотруднице кафедры экономической геогра­фии Беларуси и государств Содружества Л. И. Сирафинович, а также С. Шлопаку и М. С. Шлопаку за помощь в подготовке рукописи к| изданию.

 

 

И ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ

Литература

1. Беларусь: государство для человека. Национальный отчет о человеческом

развитии. Мн.. 1997. С. 7-9.

2. Беларусь на мяжы стагоддзяу. Мн.: БелЭН. 2000. С.6-49. 91-124.

3. Беларусь: среда для человека. Национальный отчет о человеческом разви­тии. Мн.. 1996. С. 40-46.

4. Беларусь: государство, управление, человек. Национальный отчет о чело­веческом развитии. Мн.. 1998. С. 92-97.

5. Пирожник И. И.Геополитический выбор Беларуси з интегрированной

Европе // Вестник БГУ. сер. 2. 2001. № 3. С. 103-107.

6. Статистический ежегодник Республики Беларусь. Мн.: Минстат РБ. 2001.

7. Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi. Мн.: Бел ЭН, 1993. Т. 1. С. 54—57.

 

ЛЕКЦИЯ 2

Оценка современной социально-экономической ситуации. Сущ­ность и этапы переходного периода. Динамика основных макро­экономических показателей: ВВП, уровня инфляции, реальных доходов населения, инвестиционной активности, платежного ба­ланса. Национальная стратегия устойчивого развития.

Для того, чтобы оценить современную социально-экономи­ческую ситуацию в стране, необходимо рассмотреть особенности ее развития в 90-х гг. ушедшего столетия. Эти годы получили название переходного периода.

Переходный период в социально-экономическом развитии Бела­руси как независимого государства начался в 1991 г. При этом труд­ный переход от экономики БССР - неотъемлемой составной части единого народно-хозяйственного комплекса (ЕНХК) СССР - к ста­новлению целостной национальной экономики суверенного государ­ства Республика Беларусь совпал по времени с переходом от сложив­шейся централизованно планируемой командно-административной системы хозяйствования к принятой модели социально-ориентиро­ванной экономики.

Оценивая основные социально-экономические показатели Бела­руси в 1990 г., следует отметить, что на старте своего суверенного развития страна была одним из наиболее индустриализованных с развитым аграрным сектором регионом СССР, имевшим сравнительно высокие показатели эффективности экономики и уровня жизни насе­ления. На протяжении всей советской истории развития (кроме воен­ных лет) темпы экономического роста Беларуси были выше среднесоюзных. Занимая менее 1 %территории СССР и сосредотачивая 3,6 % его населения, 3,4 % основных производственных фондов, Бе­ларусь в 1990 г. произвела 4 % валового национального продукта, 4,5 % промышленной и 5,6 % сельскохозяйственной продукции Сою­за. В общественном разделении труда республика специализировалась на производстве продукции квалифицированного машиностроения, химической и нефтехимической, легкой и пищевой промышленности. В сельском хозяйстве отраслями ее специализации были молочно-мясное скотоводство, свиноводство, льноводство и картофелеводство. Беларусь производила в расчете на душу населения больше, чем в сред­нем по Союзу и в экономически развитых европейских государствах, такой продукции, как мясо, молоко, льноволокно, минеральные удобре­ния, химические волокна и нити, тракторы, ткани, кожаная обувь.

В стране не было таких явлений, как безработица и инфляция. По количеству студентов на тысячу жителей Беларусь превосходила мно­гие европейские государства, а по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) она в 1991-1992 гг. входила в группу высокораз­витых стран, занимая 40-е место среди 174 стран, для которых рас­считывался этот индекс.

Вместе с тем Беларусь, как и весь Союз, существенно отставала от развитых стран мира по эффективности функционирования эконо­мики и уровню потребления населения. В конце 80-х гг. стали замет­но снижаться темпы экономического роста и уровня жизни. Так, в 1991 г. в Беларуси годовая выработка на одного занятого в промыш­ленности составляла 25 %, в сельском хозяйстве - 9 %, а потребление на душу населения - 20 % от соответствующих показателей США. Были характерны отставание сферы услуг, нарастание дефицита и низкое качество потребительских товаров.

Принятая в 1990 г. Верховным Советом БССР программа пере­хода к рынку должна была изменить механизм хозяйствования. Она предусматривала свободу предпринимательства, использование сво­бодного ценообразования как основного регулятора рыночной систе­мы вместе с государственным регулированием экономики в интересах всего общества, а также суверенное право республики разрабатывать и осуществлять свои законы и нормативно-правовые акты.

Начавшийся в 1991 г. переходный период по характеру динамики основных социально-экономических показателей довольно четко де­лится на два этапа: 1991-1995 гг. и 1996-2000 гг. [см. табл. 2]. На первом этапе наиболее сильно проявились негативные последствия как распада СССР и суверенизации экономики страны, так и отсутст­вия опыта и решительности в проведении намеченных рыночных преобразований. Именно на этом этапе произошел основной спад производства, была характерна гиперинфляция, снижался уровень жизни населения, ухудшались торговый и платежный балансы стра­ны, сокращались инвестиции, росла безработица, происходила кри­минализация общества и экономики. С полным основанием этот этап можно назвать периодом тяжелого экономического кризиса.

В сентябре 1994 г. постановлением Верховного Совета РБ была одобрена "Программа неотложных мер по выходу экономики Респуб­лики Беларусь из кризиса", реализация которой уже в 1994—1995 гг. дала положительные результаты. Уменьшилась инфляция, замедли­лось падение производства, уровня жизни, снизился дефицит гос­бюджета.

Второй этап (1996-2000 гг.) может быть охарактеризован как пе­риод перехода от экономического спада к стабилизации и улучшению социально-экономической ситуации на основе восстановления управ­ляемости экономики с учетом особенностей переходного периода. На этом этапе были приняты два важных программных документа: - ''Основные направления социально-экономического развития Респуб­лики Беларусь на 1996-2000 годы" (1996 г.), "Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь" (1997 г.). Первый из них определил приоритеты в социально-экономическом развитии страны и постепенное, с усилением государственного регулирования прове­дение рыночных преобразований по мере созревания объективных предпосылок без ущерба для уровня жизни населения. Во втором бы­ли отражены программные положения о типе создаваемого государ­ства и общества, а также о модели социально ориентированной ры­ночной экономики, которые учитывают основные современные миро­вые тенденции развития - глобализацию, формирование постиндуст­риального общества на основе новых технологий и создания условий для всестороннего развития человека.

Целенаправленная деятельность органов государственного уп­равления по осуществлению указанных программ позволила не только преодолеть спад производства, но и достичь положительной динамики по многим направлениям социально-экономического раз­вития. Рассмотрим эти тенденции по отдельным макроэкономическим показателям.

Валовой внутренний продукт (ВВП) - это основной обобщаю­щий показатель в системе показателей, используемых для анализа макроэкономических процессов. Он характеризует стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и пред­назначенных для конечного потребления, накопления и чистого экс­порта. По динамике этого показателя можно судить о том, в какой стадии развития находится экономика страны - на подъеме, в стагнирующем, депрессивном или в кризисном состоянии.

Динамика ВВП за десятилетний переходный период свидетель­ствует о неуклонном ухудшении экономического положения страны, о его кризисном состоянии до 1995 г., о появлении положительных тенденций в 1996 г., их нарастающей и достаточно высокой (хотя и от низкой стартовой базы) динамике в 1997-1998 гг., замедлении темпов экономического развития в 1999 г. и некоторой активизации в 2000 г. (см. табл. 2).

Глубокий экономический кризис, характеризующийся потерей за первые 5 лет переходного периода более чем 35 % экономического потенциала страны, был обусловлен целым рядом причин как объек­тивных, так и субъективных.

К числу важнейших объективных причин следует отнести в пер­вую очередь высокую зависимость экономики нового независимого государства от внешних факторов. В наследство от СССР суверенной Беларуси досталась структура экономики, бывшая эффективной как часть ЕНХК Союза, работавшая преимущественно на дешевых при­возных из других регионов страны сырье и энергии и поставлявшая подавляющую часть готовой продукции на обширный внутренний рынок всего Союза. Разрыв в процессе суверенизации десятилетиями складывавшихся хозяйственных связей, стремительное удорожание сырья и энергии привели к неконкурентоспособности продукции бе­лорусских производителей как на ставших внешними рынках стран бывшего Союза, так и на внешних рынках так называемого дальнего зарубежья.

Таблица 2. Динамика основных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь за 1991 – 2000 гг.

Показатель           95 к           00 к к
Валовой внутренний продукт 98,8 90,4 92,4 88,3 89,6 64,4 102,8 111,4 108,4 103,4 105,8 136,1 89,0
Продукция промыш. 99,0 90,8 90,6 85,4 88,3 59,1 103,5 118,8 112,4 110,3 107,8 164,6 101,1
Продукция с/х 95,1 91,5 103,7 85,4 95,3 73,6 102,4 95,1 99,3 91,7 109,3 96,6 71,1
Производство потреб. товаров 100,5 95,3 94,5 87,3 75,8 59,9 109,0 112,8 120,8 109,2 102,5 181,0 108,4
Инвестиции в Основной капитал 104,0 71,0 85,0 89,0 69,0 68,5 38,5 95,2 119,7 124,5 92,0 96,4 125,8
Реальные денежные доходы нас. 100,0 80,0 115,0 91,0 74,0 62,0 118,0 106,2 120,0 99,0 120,0 169,4 105,5
Розничный товарооборот 92,0 78,0 86,0 90,0 77,0 43,1 130,5 117,9 126,1 110,7 112,0 233,0 100,4
Платные услуги нас. 84,0 74,0 72,0 84,0 95,0 36,0 105,7 107,8 110,1 113,3 105,4 151,0 54,0

Таблица 3. Индекс развития человеческого потенциала в Беларуси

               
Индекс ожидаемой продолжительности жизни 0,768 0,727 0,727 0,725 0,7230 0,715 0,716
Индекс уровня образования 0,901 0,897 0,903 0,908 0,916 0,927 0,926
Индекс ВВп и ППС 0,938 0,690 0,658 0,608 0,696 0,706  
Индекс человеческого потенциала ИРЧП 0,869 0,711 0,763 0,771 0,778 0,782 0,783
Место, занимаемое Беларусью среди 174 стран мира по ИРЧП              

Тем не менее, Беларусь по ИРЧП среди постсоветских стран за­нимает четвертое место, уступая лишь Эстонии, Литве и Латвии.

Необходимо также пояснить встречающиеся в разных источни­ках различные значения ИРЧП по Беларуси за одни и те же годы. Это связано как с изменявшейся методикой расчета отдельных индексов (например, индекса дохода в 1999 г.), так и с использованием более современной информации о продолжительности жизни и уровне об­разования. По существу, идет постоянное совершенствование методов сбора информации, обеспечения ее сопоставимости, методов исчис­ления индексов и пр., в результате чего приводимые в глобальных и национальных отчетах значения ИРЧП нельзя абсолютизировать. Их можно использовать для определения, в каком направлении и на­сколько эффективно осуществляется развитие человеческого потен­циала в той или иной стране.

Наиболее сильно экономический кризис переходного периода в Беларуси проявился в ухудшении такого макроэкономического пока­зателя, как инвестиционная активность. _Е! 1.995 г. инвестиции в ос­новной капитал, т. е. затраты на создание новых и реконструкцию

Национальный отчет о человеческом развитии '1998. С. 117 - Национальный отчет о человеческом развитии' 1999. С. 94 1 Национальный отчет о человеческом развитии '2000. С. 112 ' Звязда. 11 лшеня 2001 г. 1 1994 г.

31 5 действующих основных фондов экономики, составили лишь 38,5 % к уровню 1990 г. (см. табл. 2). И в отличие от уже рассмотренных мак­роэкономических показателей, в разной степени (но существенно) улучшившихся в 1996-2000 гг., инвестиционная активность начала возрастать только с 1997 г., а в 1999-2000 гг. вновь стала падать. В итоге объем капиталовложений в 2000 г. по отношению к уровню 1990 г. составил лишь 48,4 %.

Резкое падение инвестиционной активности в переходном пе­риоде характерно для всех стран СНГ: в 1998 г. инвестиции в основ­ной капитал в по СНГ составили к уровню 1990 г. 28 %, в России -26 %, в Украине -21 %, в Казахстане - 17 %, а в Беларуси - 55,6 %.

Инвестиционный кризис поразил в наибольшей мере производ­ственную сферу. Удельный вес инвестиций производственного назна­чения в общих инвестициях в 1999 г. составил 53,9 %, в то время как в 1990 г. он составлял 68,6 %. Удельный вес капиталовложений в сель­ское хозяйство снизился за это время с 28,8 % до 6,1 %, а в машино­строение и металлообработку - основную фондообразующую отрасль хозяйства - почти в 2 раза. В период наибольшего спада инвестици­онной активности (1992-1996 гг.) характерно наибольшее сокращение инвестиций в такие наукоемкие, экспортоориентированные и импортозамещающие отрасли, как радиопромышленность, электроника, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, автомобиле­строение.

Не улучшалась, а оставалась неудовлетворительной технологиче­ская структура капиталовложений. Если в развитых странах соотно­шение между объемом строительно-монтажных работ и затратами на оборудование составляет 10:90, то в Беларуси примерно 50:50. Это ведет к замораживанию и без того скудных средств в незавершенном строительстве. Так, на начало 2000 г. в республике было 22,4 тыс. объектов незавершенного строительства, на завершение которых при современных объемах финансирования по оценкам специалистов по­требуется 25 лет.

В результате отмеченных процессов для страны стала характер­ной возрастающая негативная тенденция старения основных фондов в целом, производственных основных фондов - в особенности, и глав­ное - их активной части. Так, в 2000 г. износ основных фондов в стране составил 59 %, в том числе их активной части, т. е. оборудова­ния, машин и механизмов - 76 %, в т. ч. в промышленности - 79 %.

Инвестиционный кризис в стране носит трансформационный ха­рактер и важнейшими его причинами являются: спад производства и лишение внешних источников финансирования из союзного бюджета вследствие распада СССР; несовершенная налоговая, ценовая, денеж­но-кредитная политика и связанные с этим высокий уровень инфля­ции, финансовое неблагополучие предприятий, что в совокупности не создавало условий, предпосылок и стимулов для активизации внут­ренних инвесторов. К тому же неустойчивая макроэкономическая си­туация в стране, низкие темпы реформирования отношений собствен­ности, несовершенная и нестабильная нормативно-правовая база не " способствовали инвестиционной привлекательности страны для внешних (иностранных) инвесторов.

Как известно, основными источниками внутреннего финансирова­ния капитальных вложений в стране являются бюджетные средства, собственные средства предприятий и организаций, которые формиру­ются за счет прибыли и амортизации, и собственные средства населе­ния. Естественно, что в условиях экономического кризиса все эти ис­точники также резко уменьшаются, а высокая инфляция, неиспользуе­мые производственные мощности, падение платежеспособного спроса на товары и услуги не стимулируют ни к строительству новых объек­тов, ни к расширению и реконструкции действующих предприятий.

В то же время совершенно очевидно, что без структурной пере­стройки экономики, без реконструкции, модернизации и техническо­го перевооружения предприятий дальнейший экономический рост невозможен. Но для этого по самым скромным подсчетам Беларуси необходимы ежегодно инвестиции в объеме 4-5 млрд долларов США. а на уровне самого благополучного 1998 г. они составили около 2 млрд долларов.

современных объемах финансирования по оценкам специалистов по­требуется 25 лет.

В результате отмеченных процессов для страны стала характер­ной возрастающая негативная тенденция старения основных фондов в целом, производственных основных фондов - в особенности, и глав­ное - их активной части. Так, в 2000 г. износ основных фондов в стране составил 59 %, в том числе их активной части, т. е. оборудова­ния, машин и механизмов - 76 %, в т. ч. в промышленности - 79 %.

Инвестиционный кризис в стране носит трансформационный ха­рактер и важнейшими его причинами являются: спад производства и лишение внешних источников финансирования из союзного бюджета вследствие распада СССР; несовершенная налоговая, ценовая, денеж­но-кредитная политика и связанные с этим высокий уровень инфля­ции, финансовое неблагополучие предприятий, что в совокупности не создавало условий, предпосылок и стимулов для активизации внут­ренних инвесторов. К тому же неустойчивая макроэкономическая си­туация в стране, низкие темпы реформирования отношений собствен­ности, несовершенная и нестабильная нормативно-правовая база не " способствовали инвестиционной привлекательности страны для внешних (иностранных) инвесторов.

Как известно, основными источниками внутреннего финансирова­ния капитальных вложений в стране являются бюджетные средства, собственные средства предприятий и организаций, которые формиру­ются за счет прибыли и амортизации, и собственные средства населе­ния. Естественно, что в условиях экономического кризиса все эти ис­точники также резко уменьшаются, а высокая инфляция, неиспользуе­мые производственные мощности, падение платежеспособного спроса на товары и услуги не стимулируют ни к строительству новых объек­тов, ни к расширению и реконструкции действующих предприятий.

В то же время совершенно очевидно, что без структурной пере­стройки экономики, без реконструкции, модернизации и техническо­го перевооружения предприятий дальнейший экономический рост невозможен. Но для этого по самым скромным подсчетам Беларуси необходимы ежегодно инвестиции в объеме 4-5 млрд долларов США. а на уровне самого благополучного 1998 г. они составили около 2 млрд долларов.

(платежи больше, чем поступления, сальдо отрицательное, валютные активы уменьшаются).

Наиболее часто при анализе платежного баланса используют по­казатели сальдо внешней торговли товарами и сальдо экспорта-импорта услуг в их отношении к ВВП, а также показатель отношения величины внешнего государственного долга к ВВП и объему экспорта товаров н услуг. Для Беларуси эти характеристики имеют особенно большое значение, так как республика имеет чрезвычайно высокий уровень открытости экономики. Если в качестве критерия открытости использовать отношение внешнеторгового оборота к ВВП, то, при среднем по странам мира показателе 38-40 %, в РБ в конце 90-х гг. внешнеторговый оборот составлял 115-120 % к ВВП, а в 2000 г. пре­высил 150 %. А это означает очень высокую зависимость экономики страны от мировых экономических процессов и от эффективности ее внешнеэкономической деятельности.

Учитывая, что Беларусь как независимое государство имеет еще небольшой опыт внешнеэкономической деятельности на государст­венном уровне, понятие внешнего государственного долга появилось лишь в 1999 г. (с принятием Закона "О внешнем государственном долге"), платежный баланс страны в переходном периоде анализиро­вался, как правило, в упрощенной форме, ограничиваясь анализом внешней торговли.

Динамика торгового баланса Беларуси за 1990-2000 гг. (табл. 4) свидетельствует о том, что в переходном периоде страна имела неста­бильную экономику. Начиная с 1991 г. быстро падали объемы внеш­ней торговли и к 1995 г. экспорт товаров по сравнению с 1990 г. уменьшился почти в 7 раз, а импорт - более чем в 6 раз. При этом с 1993 г. сальдо внешней торговли товарами было постоянно отрица­тельным, и его величина возрастала (с -568,6 млн долларов в 1993 г. до -1,5 млрд долларов в 1998 г. и -1,1 млрд долларов в 2000 г.). В то же время сальдо экспорта-импорта услуг все эти годы было положи­тельным и увеличивалось. Так, в 1995 г. оно составляло 182 млн долларов, в 2000 г. - более 500 млн долларов, что в некоторой степени выравнивало торговый баланс, но не могло сделать его сальдо поло­жительным.

Излишне высокая степень открытости экономики Беларуси и увеличение отрицательного сальдо ее внешнеторгового баланса при резком сокращении товарооборота во многом объясняются объективными причинами переходного периода: общим спадом производства; унаследованной со времен СССР специализацией хозяйства на произ­водстве продукции, базировавшейся на привозных из других регио­нов ресурсах и ориентированной в основном на вывоз в другие регио­ны СССР; высокой материале- и энергоемкостью продукции; превращением в связи с распадом СССР внутренних экономических связей во внешнеэкономические; ростом цен на сырье, материалы и энергетические ресурсы при падении платежеспособного спроса бывших республик СССР, ставших независимыми государствами; не­конкурентоспособностью белорусских товаров на мировых рынках; отсутствием опыта самостоятельной работы на внешних рынках.

Таблица 4. Внешняя торговля Беларуси

(в млн долларов США)'

 

Год Экспорт Импорт Сальдо
  Всего В том числе в СНГ Всего В том числе в СНГ Всего В том числе в СНГ
  32749,7 29697,4 34078,6 25587,4 -1329,1 4110,0
  18346,7 16685,7 16642,7 14685,7 1704,0 2000,0
  3558,7 2364,3 3494,8 2651,5 63,9 -287,2
  1907,1 1180,8 2538,7 1420,2 -568,6 -239,4
  2510,0 14578,5 3066,3 2091,6 -556,3 -613,1
  4803,2 3026,8 5563,6 3676,8 -760,4 -650,0
  5651,5 3763,6 6939,3 4570,1 -1287,8 -806,5
  7301,2 5378,9 8688,8 5817,0 -1387,6 -438,1
  7069,7 5160,2 8549,3 5554,5 -1479,6 -394,3
  5908,9 3621,6 6673,7 4288,8 -764,8 -667,2
  7331,0 4404,7 8492,4 6015,4 -1161,4 -1610,7

 

'Источник: БЭЖ. 2001. №3. С. 139.

Но не меньшую роль сыграли и субъективные факторы - медленное и непоследовательное реформирование экономики. Прежде всего Беларусь явно опаздывает с изменением структуры экономики в направлении уменьшения доли энерго- и материалоемких производств и увеличения удельного веса наукоемкой продукции с использовавших технологий У и У1 укладов, и поэтому ее внешнеторговый ".I ПИС очень зависит от политической и экономической ситуации в России, являющейся основным торговым партнером Беларуси по поставкам энергетических и сырьевых ресурсов и по сбыту производи­мой продукции.

Хотя Беларусь имеет торговые отношения более чем со 140 стра­нами мира, на долю России в переходном периоде приходилось от 43 до 60 % внешнеторгового оборота Беларуси, от 40 до 65 % ее экспор­та и от 45 до 60 % ее импорта. Естественно, что все колебания в саль­до внешней торговли товарами Беларуси связаны с изменением объе­мов ее торговли с Россией. Поэтому Договор о создании Союзного государства Беларуси и России, предусматривающий совместные программы и проекты в различных отраслях промышленности, фор­мирование финансово-промышленных групп (ФПГ) с современными формами кооперации в производстве и кредитовании и другие меро­приятия, должен стать мощным фактором улучшения торгового ба­ланса страны.

В качестве важнейшего фактора выравнивания торгового баланса страны, как уже отмечалось выше, выступает положительное сальдо Беларуси в экспорте-импорте услуг. В значительной мере это связано с географическим положением страны, благоприятным для оказания | международных услуг транспорта, связи, деловых, строительных, ин­формационных и др., а также тем, что включение во внешнеэкономи­ческую сферу деятельности услуг требует значительно меньше перво­начальных затрат, чем организация производства новых конкурентоспособных товаров.

Для Беларуси экспорт-импорт услуг является сравнительно но­вым, но очень перспективным направлением внешнеэкономической деятельности. В 1998 г. доля услуг во внешнеторговом обороте стра­ны достигла 7,8 % (на мировом рынке этот показатель равен 20 %), в экспорте - 11,1 %, и в импорте - 4,9 % при положительном сальдо в 440 млн долларов.

Основным видом экспортируемых страной услуг являются транспортные. Их доля в общем экспорте услуг в 1998 г. составила 56 %. В свою очередь значительный удельный вес в экспорте транс­портных услуг занимают автоперевозки.

Из экспортируемых деловых услуг в Беларуси видное место за­нимают услуги по транзиту и переработке нефти и транспортировке нефтепродуктов. Приносят доход также экспорт строительных услуг (с применением отечественных строительных материалов) и услуг связи. В то же время постоянное отрицательное сальдо характерно по статье "туристические услуги" - количество белорусов, выезжающих с туристическими целями в другие страны, более чем в 10 раз, превышает количество иностранных туристов, посещающих Беларусь.

Для сокращения отрицательного сальдо торгового баланса стра­ны в течение всего переходного периода, но особенно с 1996 г., пред­принимались различные меры. Разработаны и реализуются специаль­ные государственные программы "Импортозамещение" и "Нацио­нальная программа развития экспорта", предусматривающие стиму­лирование экспортоориентированных производств и оптимизацию импорта, сокращение бартера и переориентацию экспортных потоков с восточного направления на западное, либерализацию внешней тор­говли (сокращение перечня квотируемых и лицензируемых видов деятельности, совершенствование таможенного режима) и т. п. В ре­зультате в 2000 г. объем внешней торговли Беларуси (включая услуги) по сравнению с 1995 г. увеличился в 1,64 раза, в том числе экспорт - в 1,72 раза, импорт - в 1,58 раза. В динамике сальдо внешней торговли также наметились положительные тенденции - в 2000 г. дефицит внешнеторгового оборота (с учетом услуг) по отношению к ВВП со-ставш1_1,5 % (в 1999 г. - 2,4 %, в 1995 - 4,4 %). Тем не менее пробле­ма выравнивания торгового баланса в переходном периоде остается актуальной, и от ее успешного решения зависят темпы дальнейшего развития экономики страны, особенно возможности получения средств для активизации инвестиционной деятельности. Что касается динамики движения капиталов, то, как уже отмеча­лось, прямые иностранные инвестиции в экономику Беларуси незна­чительны. Имеет Беларусь проблемы и в получении иностранных кредитов. Поэтому среди стран СНГ и вообще всех стран с переход­ной экономикой Беларусь имеет самый незначительный внешний долг, но в то же время и ограниченные возможности использования внешних ресурсов для преодоления внутренних трудностей переход­ного периода. Всего за 1992-2000 гг. в экономику Беларуси было при­влечено около 2,2 млрд долл. США иностранных кредитов под гаран­тию правительства.

Не всегда эффективное использование кредитов и не всегда свое­временное их погашение в сочетании с изменениями возможностей получения кредитов определяли динамику внешнего долга страны. Так, максимум внешнего долга (более 2 млрд долл.) приходится на

3коней 1995 г. (20 % к ВВП). С 1996 г. величина долга снижалась. И в 1997 г. вся среднесрочная и долгосрочная внешняя государст­венная задолженность Беларуси составила 976 млн долл. США, в 1998 г. - 1011 млн долл., в 1999 г. - 886 млн долл.. в 2000 г. -812,5_млн д олл. США._ На 1.01.2000 г. внешний долг к ВВП составляют 8,6 % и к экспорту товаров и услуг - 13,4 % при критическом уровне данных показателей, составляющем (по оценкам Всемирного банка) соответственно 50 % и 250 %.

Вышесказанное означает, что по мировым меркам уровень внеш­него долга Беларуси далек от критического и у республики есть по­тенциальные возможности выполнять принятые внешнедолговые обя­зательства, а также привлекать новые внешние займы под высокоэф­фективные валютоокупаемые проекты.

Заканчивая рассмотрение современной социально-экономической ситуации в стране, сделаем некоторые выводы:

•несмотря на сложности и трудности переходного периода, соци­ально-экономическая ситуация в стране постепенно стабилизиру­ется и отмечаются прогрессивные тенденции. Практически восста­новлен экономический потенциал страны начала 90-х гг. В 2000 г. по ИРЧП Беларусь поднялась до 53 места в списке 174 стран мира (хотя в середине 90-х гг. опускалась до 62 места) и относится к группе среднеразвитых стран с объемом ВВП (по ППС) на душу населения 7700 долларов США;

•самым актуальным в 2002-2005 гг. становится обеспечение дальнейшего поступательного развития, которое невозможно без акти­визации инвестиционной деятельности, без снижения уровня ин­фляции, без роста реальных доходов населения, без выравнивания внешнеторгового баланса. В свою очередь, решение перечислен­ных макроэкономических проблем зависит от успехов в осуществ­лении структурной перестройки экономики, ее реформирования в рыночном направлении (ускорения процессов разгосударствления и приватизации, развития предпринимательства), от повышения эффективности внешнеэкономической деятельности.

Все проблемы переходного этапа социально-экономического развития страны и намечаемые стратегические пути для их решения нашли отражение в утвержденной в 1997 г. Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь, которая разработана в соответствии с принципами "Повестки дня на XXI век", принятыми на всемирном форуме по охране окружающей среды в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Эта стратегия, которая должна обеспечить устой­чивое, сбалансированное экономическое, социальное и экологическое развитие страны до 2010 г., конкретизирована в показателях '"Основ­ных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы", в "Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы", а также в целом ряде отраслевых республиканских научно-технических программ. Мы будем неоднократно обращаться к их рассмотрению в процессе изучения курса.

Литература

1. Беларусь: выбор пути. Национальный отчет о человеческом развитии 2000. Мн.. 2000. 121с.

2. Беларусь: государство, управление, человек. Национальный отчет о человеческом развитии 98. Мн.. 1998. 122 с.

3. Беларусь: ретроспектива и перспектива. Национальный отчет о человече-I ком развитии 99. Мн.. 1999. 105 с.

4. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь. Мн.. НИЭИ Минэкономики РБ. 1997. 231 с.

5. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 1001 2005 годы. Мн.: Беларусь. 2001. 167 с.

6. Шимов В. Н. Экономика Республики Беларусь на рубеже столетий: итоги, прагнозы. направления развития // Белорусский экономический журнал. 2001.

Экономика Беларуси: тенденции и проблемы развития // Белорусская эко­номик. анализ, прогноз, регулирование. 2000. № 8. С. 2-56.

 

ЛЕКЦИЯ 3

Понятие о природно-ресурсном потенциале и его составе. Оцен­ки природных условий как фактора хозяйственной деятельности и качеств



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.064 с.)