Социально-демографический потенциал 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-демографический потенциал



ЛЕКЦИЯ 5

Понятие о социально-демографическом потенциале. Оценка де­мографической ситуации в Беларуси и ее динамики в 90-х гг. По­нятие о трудоресурсном потенциале. Динамика трудовых ресур­сов и занятости населения. Безработица, ее динамика и геогра­фия. Особенности расселения населения Беларуси и направле­ния его совершенствования.

Социально-демографический потенциал - это воспроизводствен­ные, трудовые и социально-культурные возможности населения стра-

I ны, определяемые его количеством и качественными характеристи­ками и выступающие как фактор социально-экономического развития

1^лраны. Одновременно оптимизация количества и повышение качест­ва населения, т. е. улучшение его половозрастной структуры, здоровья и продолжительности жизни, повышение трудовой активности, обра­зованности и профессиональной квалификации, рост благосостояния, обеспечение условий для всестороннего развития, выступают как цель | социально-экономического развития страны. Эта сложная взаимо­связь демографического и социального развития обусловливает необ­ходимость комплексного рассмотрения демографических процессов и процессов формирования человеческого капитала, находящих свое выражение в интегральном показателе - индексе развития человече­ского потенциала (ИРЧГТ).

Социально-демографический потенциал является динамичной Категорией, так как изменяется в результате действия демографиче­ских, социально-экономических и политических факторов. Совре­менный социально-демографический потенциал Беларуси - это результат длительного исторического развития, но особенно - в послед­нем десятилетии XX в., ставшем переломным в демографическом, со­циально-экономическом и политическом развитии страны. Учитывая, ЧТО до изучения настоящего курса студенты уже прослушали курс "Географии населения Беларуси" в составе курса "География населе­ния", в настоящей лекции дается лишь анализ современной демогра­фической ситуации и использования трудоресурсного потенциала как факторов устойчивого развития страны, а в следующей лекции оглашаются проблемы повышения уровня и качества жизни населе­нии кик условия и результата устойчивого развития.

Демографическая ситуация в Беларуси: в~90-'х" гг. прошлого века и н Начавшемся XXI в. характеризуется целым рядом неблагоприятных, которые в настоящее время рассматриваются как демографические угрозы безопасности страны и вызвали необходимость.

Принятия специального Закона "О демографической безопасности причислили Беларусь". К числу демографических угроз в Законе от-депопуляция, старение населения, нерегулируемые миграци-И1.1' процессы, деградация института семьи. Прогрессирующий процесс депопуляции - это результат особен­ностей демографической структуры населения в прошлые периоды (уже с конца 70-х гг. Беларусь не воспроизводит своего населения), а также последствий экологической чернобыльской катастрофы и соци­ально-экономического кризиса 90-х гг. Современный низкий уровень рождаемости (в 2001 г. — 9,2 %о против 24 %о в 1960 г.), не обеспе­чивающий простое воспроизводство, обусловлен вступлением в наи­более активный детородный возраст малочисленных поколений детей "детей войны", а также сформировавшейся в условиях социально-экономического кризиса установкой на малодетную семью. Прогно­зируется, что при современной низкой рождаемости (1,3 ребенка на 1 женщину) и высоком уровне смертности численность населения страны может сократиться вдвое через 53 года, при рождении 1 ре­бенка - через 24 года. В то же время границами демографической безопасности страны определена численность населения 7,5 млн чел., и рождаемость 2,14-2,15 ребенка на 1 женщину.

На социально-экономическое развитие страны существенное влияние оказывает состав населения по полу и возрасту. Основной тенденцией в изменении возрастной структуры населения Беларуси является его постарение. Так, доля лиц старше трудоспособного воз­раста увеличилась с 13,6 % в 1960 г., до 19,5 % в 1989 г. и до 21,4 % в • 2000 г. Их количество в 2000 г. превысило количество детей в возрасте I до 16 лет на 134 тыс. чел. Основная причина старения - резкий спад ко-I личества родившихся и уменьшение доли детей во всем населении.

И депопуляция, и старение населения более интенсивно проте­кают в сельской местности. Так, на начало 2001 г. в городах респуб­лики в пенсионном возрасте находилось 16 % всего населения, а в сельской местности - 33,2 %.

Старение населения резко повышает нагрузку трудоспособного населения пожилыми людьми и значительно увеличивает расходы на пенсионное обеспечение и сферу здравоохранения.

Одной из важнейших негативных демографических тенденций в Беларуси является рост заболеваемости населения, смертности и как следствие - сокращение ожидаемой продолжительности жизни. На­чиная с 60-х гг. в стране постоянно увеличиваются количество умер­ших и общий коэффициент смертности. В значительной степени это связано со старением населения. Но в 90-х гг. проявилась новая не­благоприятная тенденция - высокая смертность населения в трудоспособных возрастах. Если в 1994-1998 гг. снижение численности на­селения происходило преимущественно за счет снижения рождаемо­сти, то в 1998-2000 гг. - только за счет увеличения смертности. При (ТОМ доля трудоспособного населения в общем числе умерших, в 11'99 г. составила более 23 %, в том числе в городе - 31 %. Особенно невысокий уровень смертности отмечается у мужчин рабочих возрастов. Объяснение этих явлений, помимо ухудшения экономической ситуации и кризисного состояния экономики, связано с низкой ответ-' I ценностью населения за свое здоровье, с распространением вредного образа жизни. Курение, злоупотребление алкоголем, рост нар­комании, нерациональное питание, пренебрежение физической культурой, психологические стрессы стали Дополнительными причинами распространения заболеваемости и преждевременной смертности, сокращения продолжительности жизни. В Беларуси в настоящее время один из |самых низких среди европейских стран показатель ожидаемой показатель продолжительности жизни. Максимальным в республике этот показатель был и 1968-1969 гг. - 72,9 лет, в 90-х гг. он опустился ниже уровня $-1959 гг. и в 1999 г. составил всего 67,9 лет (62,2 для мужчин и для женщин) при принятых в стране безопасных пороговых III и к-пнях для мужчин - 69 лет, женщин - 77 лет и типичной для раз-III м ч енропейских стран продолжительности жизни более 75 лет.

В этом же направлении действуют некоторые особенности со­временных миграционных процессов, которые демографически и экономически разорительны для страны. В частности, во внутренних миграциях вновь усиливается нерациональный миграционный поток из села в город, что усугубляет и без того сильную деформацию поло­возрастной структуры сельского населения (сокращение численности молодежи и рост лиц старших возрастов) и создает напряженность на рынках труда в городах. Организованное и стихийное переселение из радиоактивно загрязненных районов существенно ослабило социаль­но-демографический потенциал ряда районов Гомельской и Могилев-ской областей и создало проблемы трудоустройства, обеспечения жильем и другими социальными объектами в местах расселения вы­нужденных переселенцев.

Внешняя миграция в 90-х гг. (особенно в начале) характеризует­ся положительным для республики сальдо в обмене мигрантами со странами постсоветского пространства и отрицательным - с осталь­ным зарубежьем. За 1991—2000 гг. суммарное положительное сальдо со странами СНГ и Балтии составило 250,6 тыс. чел. За это же время разрешение на выезд в страны вне СНГ на постоянное место житель­ства получили 101,6 тыс. граждан Беларуси. Иммиграционный приток населения из постсоветских государств следует считать позитивным результатом, так как 2 из 3-х иммигрантов - в трудоспособном воз­расте, с высоким уровнем образования и около 50 % из них - белору­сы по национальности. Негативными для социально-демографи­ческого потенциала тенденциями стали отток из страны в государства вне СНГ (в основном в Израиль, США, европейские страны) трудо­способного молодого населения и высококвалифицированных кад­ров - так называемая "утечка умов", очень сильная в начале 90-х гг. и продолжающаяся до сих пор, а также увеличивающийся приток в страну нелегальных мигрантов.

По оценкам специалистов, на территории Беларуси находитеи 100-300 тыс. нелегальных мигрантов из стран СНГ, Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока. Для большинства из них Беларусь -транзитное государство для последующей нелегальной эмиграции м страны Западной Европы. Тем не менее их присутствие в стране! ухудшает криминальную обстановку, они вносят существенный вклад, рост торговли наркотиками, людьми, человеческими органами, во­ровство транспортных средств и сбыт культурных ценностей.

Характерной для Беларуси стала также внешняя трудовая мигра­ция. В страну, хотя и в небольших количествах, прибывают ино­странные специалисты, а белорусы нередко ищут работу за рубежом. Гак, в 1995 г. в стране было зарегистрировано 225 иностранных спе­циалистов, а за пределы страны в этом же году выехали на работу 1(|()2 белоруса. В 1998 г. количество белорусов, работавших за рубе­жом, достигло 3692 чел.

Важнейшей качественной характеристикой социально-демогра­фического потенциала страны является ее трудоресурсный потенци- ■ возможности, способности к трудовой деятельности, которыми "иплдает население данной страны.

Количественно и качественно трудоресурсный потенциал оцени-Иется системой показателей: количеством трудовых ресурсов (трудо­способного населения в трудоспособном возрасте и работающих под-I"" гков и пенсионеров), их половозрастной структурой, состоянием у ||ш шческого и психического здоровья, уровнем образования и квали-фикиции, трудовой активностью (степенью занятости), профессио-«||ЛЬной и географической мобильностью.

('овременная Беларусь располагает значительными по количест-| и I равнительно высокими по качеству трудовыми ресурсами, ос-

|.......,к> часть которых (95,1 %) составляет трудоспособное население

| г,неспособном возрасте. В 2000 г. трудоспособное население в и пособном возрасте составило 5,7 млн чел. (57,2 % всего насе-__ пиши I граны). За последнее десятилетие оно увеличилось на! 11.п чел. в основном за счет замещения поколений и по прогнозам ■Шишшстов будет возрастать до 2007 г. и его доля в общей численно- ^ пения страны достигнет 66,2 %. В дальнейшем (к 2015 г.) коли-",■■ ||>унеспособного населения сократится, так как в трудоспо-ИАнмИ шкраст начнут входить те, кто родился в первой половине к 11 (период резкого снижения рождаемости), а выходить - поко-11ННИ щи невоенных лет.

.....|сч гве трудовых ресурсов свидетельствуют следующие дан-

"!()()() г. средний возраст занятых в экономике составлял

.....I, ноля лиц в возрасте до 30 лет - 22,6 %, а после 50 лет -

■ ■ |» ми юнятых 41,2 % имеют высшее или среднее специальное иипиII 50,6 % - общее среднее и 8,2 % - базовое (неполное |ЙН»> I и1<|о юиание.

719Трудовые ресурсы Беларуси при сравнительной бедности при­родными и недостатке финансовых ресурсов являются основным ка-N питалом страны, а их эффективное использование - важнейшим фак­тором социально-экономического развития. К сожалению, использо­вание этого фактора в условиях современной трансформационной экономики недостаточно эффективно.

В 2000 г. из общей численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте 72,6 % (4,1 млн чел.) были заняты в эконо­мике, 1,7"% (или 96 тыс. чел.) официально зарегистрированы как без-Ц работные. Незанятое, или экономически неактивное население со­ставляло 1,47 млн чел., или 25,7 % от трудоспособного населения в

трудоспособном возрасте. с™~"......

Эти данные свидетельствуют, с одной стороны, о сравнительно низком уровне официальной безработицы (здесь Беларусь выглядит лучше остальных стран с переходной экономикой), а с другой - о вы­соком уровне незанятого трудоспособного населения. По оценкам специалистов, главной причиной низкого уровня безработицы являет­ся высокая скрытая безработица (неэффективная занятость), а высо­кого уровня незанятого трудоспособного населения - так называемая теневая (незарегистрированная) занятость. Оба явления порождены кризисной экономикой, и к середине 2002 г. положение на рынке тру­да ухудшилось. Количество зарегистрированных безработных возрос­ло до 115 тыс. чел., скрытая безработица увеличилась на 30 %, а ко­личество вакансий уменьшилось на 15 %. Становятся угрожающими | масштабы теневой занятости - официально нигде не работают и не У учатся 837 тыс. экономически активных граждан страны.

Скрытая безработица - это в современных условиях гибкая фор­ма занятости, выражающаяся в сокращении рабочего дня, недели, предоставлении работникам длительных неоплачиваемых отпусков, частичной остановке производства и позволяющая сохранить трудо­вые коллективы в расчете на подъем экономики. "Легализация" скры­той безработицы при отсутствии структурных изменений, небольшом спросе на рабочую силу и т. п. означала бы, что более 80 % безработ­ных перешли бы в категорию "долгосрочных", т. е. не получали бы даже минимальной материальной поддержки в форме пособия по без­работице. Социальные последствия такой ситуации вполне очевидны, поэтому полная легализация скрытой безработицы в сложившихся условиях нежелательна. Необходимо разумное регулирование про­цессов высвобождения рабочей силы с действующих предприятий.

Сокращение численности занятых закономерно в связи с реструк­туризацией технически отсталых и экономически неэффективных предприятий. К 2005 г. прогнозируется усложнение ситуации с безра­ботицей - занятость по стране уменьшится на 300 тыс. чел. при росте населения в трудоспособном возрасте за счет притока молодежи, ро­дившейся в первой половине 80-х гг. Поэтому в настоящее время на примере одного из небольших городов Беларуси отрабатывается с участием ПРООН модель "поведения" органов государственной вла-'П1 в случае угрозы массовых увольнений. Это особенно важно для Гвх регионов и пунктов, где размещены отрасли и крупные предприятия, подлежащие реструктуризации. Таких предприятий, на которых;)-работает до 25 % экономически активного населения данного региона \л у (пункта), в Беларуси более 150, и около 34 % всех городских поселений имеют такие предприятия.

Как свидетельствует статистика (см. табл. 10), уровень безрабо­тицы по регионам Беларуси в связи со спецификой отраслевой структуры занятости в переходном периоде существенно колебался, а по данным мониторинга рынка труда, осуществляемого комитетом по 1 апятости, на 1.07.2000г. самый высокий уровень безработицы (в % к 11>удоспособному населению в трудоспособном возрасте) имели; в брестской области - Ганцевичский район (3,31 %), Витебской - По-I ганский (3,63 %) и г. Новолукомль (3,63 %), Гомельской - Светло-Горский (3,57 %), Гродненской - Сморгонский (3,92 %), в Могилев-I кой - Хотимский (3,1 %).

Что касается скрытой безработицы (неполной, неэффективной ни отгости), то наибольших масштабов она достигла в 1995 г., затем унизилась благодаря экстенсивному использованию трудовых ресур­сом, но остается высокой (около 30 %) в промышленности и строительстве и может быть снижена только перейдя в легальную безработицу с соответствующими последствиями.

Увеличивающиеся масштабы теневой занятости, помимо того \ Что сокращают поступления налогов в бюджет, сопровождаются ря­дом негативных социальных последствий (снижается производитель­ность труда, растут травматизм, смертность, заболеваемость.

Конечно, в обзорной лекции трудно охватить все современные проблемы, связанные с формированием и использованием социально-демографического потенциала страны, и принимаемые меры по ихрешению, но необходимо подчеркнуть, что человеческий капитал -основной перспективный фактор дальнейшего развития страны. По­этому в Беларуси в последние годы много внимания уделяется выра­ботке и реализации государственной демографической политики, на­целенной на сохранение и приумножение человеческого капитала. В частности, ближайшей тактической целью являются приостановка роста смертности, изменение негативных процессов в рождаемости, упорядочение миграции. До 2010 г. предполагается сокращение смертности вообще и особенно мужчин в трудоспособном возрасте. К 2015 г. предусматривается создать условия для режима воспроиз­водства населения, близкого к простому, при низкой смертности и постоянно растущей продолжительности жизни.

Таблица 10. География безработицы в Беларуси.

  Уровень безработицы
                 
Рб Области 00,5 0,5 1,4 2,1 2,7 3,7 2,8 2,3 2,1
Брестская 0,03 0,5 1,6 2,4 2,8 3,3 2,3 1,5 1,7
Витебская 0,04 0,5 1,4 2,0 2,8 3,9 3,4 2,9 2,6
Гомельск. 0,01 0,3 1,1 2,1 3,1 4,4 3,6 2,8 2,6
Гродненск. 0,07 0,4 1,3 2,0 2,9 4,6 3,3 2,8 2,2
г Минск Минская 0,07 0,08 0,7 0,7 1,1 1,9 1,1 2,6 1,6 3,7 1,9 4,6 1,7 2,8 1,5 2,3 1,4 2,0
Могилевск. 0,02 0,3 1,4 2,6 3,3 4,1 3,1 2,9 2,6

 

Демографическая политика должна также в большей мере, чем до сих пор, учитывать региональные особенности как воспроизводст­ва населения, так и обеспеченности трудовыми ресурсами. Вместе I тем, статистика и исследования в этой области свидетельствуют, что демографическая ситуация, обеспеченность трудовыми ресурсами и уровень их использования различаются не столько по регионам стра­ны, сколько между городом и сельской местностью, а в городской и сельской местности - в зависимости от размеров поселений. Чем крупнее последнее, тем благоприятнее в нем демографическая ситуация и выше эффективность использования человеческого капитала. 11оэтому рассмотрим особенности расселения в республике, тем более, что уровень и качество жизни населения невысоки.

Беларусь только во второй половине XX в. из преимуществен­но аграрной страны превратилась в индустриальную с доминирую­щим городским типом расселения. Еще в 1940 г. доля городского на-Уления в Беларуси была чуть больше 20 %, сейчас - 70,2 %. Сеть и.и'пенных пунктов представлена 213 городскими (109 городов и 1Ы поселка городского типа) и 24 150 сельскими населенными пунктами. Густота сети населенных пунктов - более 117 поселений ни I гыс. км2.

Стратегия устойчивого развития, принятая Беларусью, преду­сматривает в области демографического развития целенаправлен­ную трансформацию системы расселения и дифференцированную региональную демографическую политику. В расселении принят переход от модели равномерной системы расселения к поляризо­ванной. В соответствии с ГСКТС^Беларуси, урбанизированный каркас, формирующийся наГ базёопорных городов национальной системы расселения и зон их влияния, охватывает 18 % территории страны - 27 ее административных районов (см. табл. 17). Опреде­ляющую роль в предлагаемой системе расселения должны играть Минск (город европейского значения), пять областных центров (города национального значения), 11 городов регионального значе­ния, 7 прочих городов - опорных центров национальной системы расселения.

Литература

1. Закон Рэспублш Беларусь "Аб дэмаграф1чнай бяспецы Рэспублш Бела­русь"// Звязда. 5 лютага 2002 г.

2. Манак Б. А., Антипова Е. А. Экономико-географический анализ демогра­фической ситуации и размещения населения на территории Республики Беларусь. Мн.:БГУ, 1999. 292 с.

3. Манак Б. А., Анцтава К. А. Насельнщтва I працоуны патэнцыял Рэспублш Беларусь: Вучэб. дапам. Мн.: БДУ, 1998. 67 с.

4. Население Республики Беларусь: статистический сборник. Мн.: Мини­стерство статистики и анализа РБ, 2001.

5. Шрожшк I. I. Насельнщтва Беларум \ дэмаграфгчныя працэсы // Беларусь на мяжы тысячагоддзяу. Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 2000. С. 242-251.

6. Шахотько Л. П. Население Беларуси на рубеже веков // Белорусский г>ко> 1 номический журнал. 1999. №1. С. 23-33.

 

ЛЕКЦИЯ 6

Уровень жизни населения и развития социальной сферы. Регио­нальные различия в уровне жизни. Развитие и география соци­альной инфраструктуры. Направления совершенствования тер­риториальной организации сферы обслуживания населения.

Уровень жизни - это социально-экономическая категория, харак-■ризующая уровень и степень удовлетворения материальных, духов­ных п социальных потребностей населения, классов и социальных Групп, семьи, индивида. Исходя из такого определения, уровень жиз­ни имеет количественную и качественную стороны.

При анализе современной социально-экономической ситуации

■ | секцию 2) нами уже рассматривалась проблема устойчивого рос-

Тй реальных доходов населения как важнейшего количественного по-

| I.....1Я уровня жизни и сделан вывод, что по этому показателю по-

| ре 1кого спада в середине 90-х гг. страна к 2000 г. вышла на уро-1 т. к «кризисного 1990 г., чуть превысив его. Определенных успехов |0Лй||ус1, достигла и по интегральному показателю уровня и качества МИ 111И населения (ИРЧП), хотя здесь вернуться на докризисный уро­ним. И1- удалось.

Кроме среднего по стране показателя реальных денежных дохо-

Цй ни душу населения для характеристики уровня жизни важен ана-

■ I • 11 • 1111 дифференциации доходов различных социальных слоев, а

" > пи регионам страны. Не менее важно соотношение доходов и

ПЛон, г. е. степень удовлетворения потребностей.

((гнойным фактором дифференциации доходов населения Бела-

ппотся отраслевые различия уровня заработной платы, т. к.

ншштм груда в доходах населения составляет около 50 %, а по

|мм мпяйства среднемесячная зарплата различается весьма су-

N1.....1 Гак, в 2000 г. средняя зарплата в сфере банковской дея-

Ц 1п составила 194 % к среднереспубликанской, а в сельском Ы %, причем в течение 1991-2000 гг. эта дифференциа-

м II.I и |.

1 ч.......цие неоправданные различия в оплате труда по отрас-

и к и приводят к социальному расслоению и напряженности ■ щ- I 1.11ч кс- к увеличению территориальной дифференциации ■ и |ни населения, так как области, города, районы страны......рп шичаются отраслевой структурой хозяйства.

77Так, данные, приведенные в табл. 11, свидетельствуют, что если в ] 990 г. максимальную заработную плату имели жители г. Минска (на 13,8 % выше средней по республике), а минимальную - жители Бре­стской области (на 9 % ниже средней), то в 1995 г. зарплата в Минске превышала среднереспубликанскую на 33,4 %, а в Брестской области была ниже на 17,2 % и в 2000 г. соответственно в Минске выше на 30,4 %, в Брестской области ниже почти на 13 %. Сходный характер имеет и динамика дифференциации по областям денежных доходов на душу населения - по сравнению с 1990 г. дифференциация и в 1995 г., и в 2000 г. существенно возросла (см. табл. 11). Значительны также различия в средней заработной плате и денежных доходах на­селения между крупными и малыми городами, между городскими и сельскими поселениями. Поэтому проблема реформирования оплаты труда, нацеленная на повышение доли оплаты труда в ВВП, совер­шенствование форм и методов оплаты труда, снижение ее необосно­ванной дифференциации по отраслям - важнейший путь повышения доходов населения и уменьшения в его составе категории лиц, живу­щих за чертой бедности.

Резкое снижение доходов населения и прогрессирующий процесс расслоения населения по уровню доходов привели в 90-х гг. к появ­лению в стране понятия "уровень бедности населения" и показателей для его оценки. Так, в январе 1992 г. в республике был принят закон "О формировании и использовании минимального потребительского бюджета", в соответствии с которым ежеквартально рассчитывается и официально утверждается минимальный потребительский бюджет (МПБ) для 18 социально-демографических групп населения и до 1 января 1999 г. чертой бедности считалась величина прожиточного I минимума -дохода, равного 60 % от МПБ.

В декабре 1998 г. принят Закон РБ "О прожиточном минимуме в Республике Беларусь", в соответствии с которым для формирования и реализации государственной политики регулирования уровня жизни и осуществления социальной защиты населения законодательно закре­плены понятия "прожиточный минимум", "бюджет прожиточного минимума", "малообеспеченные граждане (семьи)".

Прожиточный минимум - это минимальный набор материальных { благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности насе-! ления и сохранения его здоровья. В него включаются такие виды ма- I териальных благ и услуг, как продукты питания, одежда, белье, обуш,,

1111111И111111

предметы общесемейного пользования, лекарства, предметы санита­рии и гигиены, жилищно-коммунальные, транспортные и бытовые услуги, а также услуги дошкольных учреждений. Потребность в бла-1,1 \ и услугах определяется по научно обоснованным нормам.

Бюджет прожиточного минимума (БПМ) - это стоимостная ве­личина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и |и юсы. БПМ является основным критерием признания граждан (се-I малообеспеченными (или бедными), т. е. это порог бедности, а ММ '(.те (семьи), которые по объективным причинам имеют средне-Иупюной доход ниже БПМ, считаются малообеспеченными и имеют При но па государственную социальную помощь.

' Согласно мировой практике предельно-критическим значением

ММ населения, живущего за порогом бедности, является 10-15 %,

\н не чего речь идет о люмпенизации большей части населения. В

«'тем п в 1995 г. за порогом бедности находились 38,4 % всего на-

|> им», и 1998 г. - 33 %, в 1999 г.-46,7%, в 2000 г.-41,9%.

Таблица 11

Нечисленная среднемесячная заработная плата работников и денежные ним ни душу населения по областям (в % к среднереспубликанским показателям)

 

 

 

 

  1990 г. 1995 г. 2000 г.
  Заработная плата Денежные доходы Заработная штата Денежные доходы Заработная плата Денежные доходы
  100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
  91,1 90,8 82,8 87,1 86,9 89,2
, II "■о 96,5 91,6 91,7 90,4 91,4
II II 108,3 100,1 88,0 96,6 93,8
  "IX 95,6 90,5 87,8 89,4 97,7
  11.1,7 103,4 133,0 125,1 130,4 117,2
  >ы,н 95,4 99,1
(III Н5 99,3 94,6 86,5 90,1 86,8

79Что касается территориального аспекта проблемы бедности, то в 2000 г. за чертой бедности находилось 37,9 % горожан и 50,8 % сель­ских жителей. Этот показатель также существенно колеблется по об­ластям. В 2000 г. при среднем по стране уровне бедности в 41,9 %, в Минске этот показатель составлял лишь 18,8 %, а в Брестской облас­ти - 43,5 %, Витебской - 42,3, Гродненской - 42,2, Могилевской — 41, Минской - 34,7, Гомельской - 31,5 %.

Высокий уровень бедности (и соответственно низкий уровень жизни) населения в стране сформировался в результате экономиче­ского кризиса переходного периода. Взаимосвязь здесь четкая - чем выше уровень развития экономики, тем выше уровень жизни. Спад в экономике неизбежно сопровождается снижением уровня жизни. Вместе с тем направления развития экономического и социального блоков, пути решения экономических и социальных проблем должны быть взаимоувязаны. Экономическая политика (налоговая, бюджет­ная, ценовая и т. д.) должна способствовать решению актуальных со­циальных проблем. В частности, для повышения реальных доходов населения в Беларуси должны быть решены такие социально-экономические проблемы, как обеспечение эффективной занятости населения, увеличение оплаты труда, развитие социального страхова­ния, обеспечение государственной помощи социально уязвимым сло­ям населения, к которым относятся дети, инвалиды, пенсионеры. Сущность и возможные пути решения этих проблем широко обсуж-1 даются, принимаются законы и декреты, направленные на государст­венную социальную защиту населения и преодоление бедности. За­траты на систему социальной защиты (без учета образования и здра­воохранения) составляют около 14 % ВВП, но большая часть этих I средств приходится на льготы и субсидии, которые предоставляются разным семьям или особым категориям лиц независимо от уровня их благосостояния, и только незначительная часть социальных расходом действительно попадает к малоимущим. В итоге уровень бедности м стране остается высоким, но бедность населения Беларуси имеет свои особенности.

Официального статуса само понятие "бедность" в Беларуси и око не имеет, вместо него используется понятие "малообеспеченные грв«| ждане". Вообще подходы к понятию бедности в мире различны, по есть два основных. Различают бедность по доходам и бедность кои результат недостаточных возможностей. Для Беларуси больше харм

герна бедность по доходам. И одним из основных факторов бедности ннляется высокая иждивенческая нагрузка при низкой заработной ■вте. Именно она определяет низкий уровень доходов в многодет­ных и неполных семьях. Так, малообеспеченными являются 23,4 % ■ Иней пенсионеров и 47,8 % семей с детьми в возрасте до 18 лет. Бо-Л№ всего бедных в возрастной группе 25-54 года. К малообеспечен­ным нее чаще относятся работающие граждане. В 2000 г. доходы ИНЬше БПМ имели 36Д.% работающего населения. Это означает, что решение проблемы бедности в первую очередь связано с необходимо­стью реформирования системы оплаты труда, создания условий, по-Щпшнощих экономически активной части населения зарабатывать МДства, достаточные для обеспечения собственного благосостояния N I пп. Но не меньшее значение имеет совершенствование системы Нйп шипя адресной помощи малообеспеченным гражданам.

11то касается бедности как результата недостаточных возможно-*ЦН, го (десь Беларусь выигрывает на фоне других бедных стран ми-| и мы глядит как страна, не использующая свои потенциальные воз-

.......пр. Беларусь имеет высокообразованное и квалифицированное

• и мне, высокий интеллектуальный и научно-технический потен-

•" <' |мнпительно высокую обеспеченность населения жильем (30 %

| печенного населения имеет по 13 м2 жилья на человека),

......I гамых высоких показателей количества врачей и больничных

I Ни душу населения, почти стопроцентный уровень грамотности.

нее здоровые дети до 14 лет (за редким исключением) ходят

ищу, чем не могут похвалиться более богатые страны. Поэтому к

.......по, кто является бедным в Беларуси, надо подходить с дру-

цригериями, так как преобладающее большинство населения |01 гум к тем социальным услугам, которые в ряде регионов Р1 м М1.п чядят как роскошь, привилегия обеспеченных людей. 1м. нпо развитая социальная сфера, высокий уровень образова-! III пня и положительная динамика ВВП позволяют Беларуси ||'п I рншштельно низких реальных доходах населения и высо- I Цнмпг его бедности (по доходам) оставаться в группе среднераз-

•-11.....1М1 ИРЧП. Социальная сфера (социальная инфраструкту-

#Щ| 1%«и.-формирована в основном за годы советской власти в ('<'(I' и в условиях перехода к рынку претерпевает сущест-

I. П(ИМЯ

81 Социальная инфраструктура - это комплекс отраслей по обслу­живанию населения, обеспечивающий ему необходимые условия жизнедеятельности, повышающий степень комфортности жизни, а следовательно, качество жизни. Всю социальную инфраструктуру де­лят на социально-бытовую (жилищно-коммунальное хозяйство, пас­сажирский транспорт и связь, бытовое обслуживание, торговля и об­щепит), которая обеспечивает условия воспроизводства человека во­обще, и социально-культурную (здравоохранение, физкультура и спорт, культура и искусство), которая обеспечивает здоровье, профес­сиональную подготовку, формирование интеллектуальных и мораль­ных качеств человека.

Основная особенность социальной инфраструктуры - ее тесней­шая связь с размещением населения, так как потребление услуг неот­делимо от потребителя. Поэтому для территориальной организации социальной инфраструктуры характерен иерархический уровень по­строения ее сети, определяемый иерархичностью системы расселения. I До начала 90-х гг. Беларусь имела хорошо развитую социальную

инфраструктуру. За 10 лет переходного периода многие отрасли соци-| альной инфраструктуры из-за снижения платежеспособного спроса на-Ц селения, реструктуризации предприятий в связи со сменой собственно­сти и действием других рыночных факторов оказались в кризисной си­туации и в настоящее время находятся в стадии реформирования.

Важнейшая отрасль, создающая жизненный комфорт - это жи- 1 лищно-коммунальное хозяйство. Средняя обеспеченность населения жильем, несмотря на трудности переходного периода, повысилась с 17,9 кв. м общей площади на 1 жителя в 1990 г. до 21,2 кв. м в 2000 г. I Обеспеченность жильем выше в сельской местности (25,9 кв. м) и] ниже - в городской (19,2 кв. м), самая высокая - в Могилевской об­ласти и самая низкая - в Минске (для сравнения: средняя обеспечен- | ность жильем в России - 18,5 кв. м, в Латвии - 20,9, в Чехии - 25,5, и I Швеции - 48 кв. м жилья на человека).

Несмотря на довольно высокую обеспеченность жильем, в рее-публике свыше 500 тыс. семей официально стоят в очереди на улуч-1 шение жилищных условий. К тому же более 40 % жилищного фонда I изношено, а из всего общественного жилищного фонда на селе обо­рудовано водопроводом только 66 %, канализацией - 60 %, горячим I водоснабжением - 32 %, центральным отоплением - 49 %. Поэтому | проблема жилищного строительства в стране остается острой, а госу» 1

 

дарственная программа "Жилье относится к числу приоритетных, (илчительные объемы жилищного строительства и инженерного бла­гоустройства осуществляются по Государственной программе пре-" и>нения последствий аварии на ЧАЭС.

ГТассажирскш^ранспорт, призванный обеспечивать населению пространственно-временную доступность к местам работы, бытовым I культурным объектам, также важнейший фактор комфортности сре-■Ы жизнедеятельности. Ведущим видом транспорта по количеству Щрснозимых пассажиров (внутригородские и междугородние пере-

.....| и! является автобусный (53,1 %). За ним следует троллейбусный

" I %) и метрополитенный (9,1 %). По пассажирообороту за счет мш.мости поездок и массовости перевозок в пригородном сообщении ■Идирует железнодорожный транспорт (55 %), за ним следует авто-■ ж ш За последние годы катастрофически снизилась доля воздуш-ШЧ) И речного транспорта.

1 "иременные проблемы пассажирского транспорта - это высо-мн И'шос подвижного состава, плохие дороги, низкая рентабель-

..... иг позволяющая осуществлять необходимые инвестиции. Пс

■ мидам транспорта разработаны и осуществляются меры по ре-

.....шх проблем.

И(|"шю прогрессирует в Беларуси связь_общего пользования.

иI" домашних телефонов на 100 семей возросло с 37 шт. в

1МИ | ||о 75 шт. в 2000 г. и является самым высоким показателем

||чш СНГ. Активно внедряются такие прогрессивные виды

| телефаксы, средства мобильной радиосвязи.

и мл бытовохо обслуживания населения, объединяющая око-

I" подотраслей по оказанию различных услуг, имевшая к началу

И |ш шитую сеть учреждений (в любом пункте Беларуси оказа-

1ш1(ч* К) видов услуг), к 2000 г. сократила объем оказываемых

I и* || "о Из 3,5 тыс. сельских комплексных приемных пунктов

| • I ыс, при этом существенно изменилась структура оказы-

■ I Основной путь возрождения отрасли - развитие в этой

.....ршшмательства (в 2000 г. доля частного сектора в быто-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.31.38 (0.121 с.)