Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-демографический потенциал
ЛЕКЦИЯ 5 Понятие о социально-демографическом потенциале. Оценка демографической ситуации в Беларуси и ее динамики в 90-х гг. Понятие о трудоресурсном потенциале. Динамика трудовых ресурсов и занятости населения. Безработица, ее динамика и география. Особенности расселения населения Беларуси и направления его совершенствования. Социально-демографический потенциал - это воспроизводственные, трудовые и социально-культурные возможности населения стра- I ны, определяемые его количеством и качественными характеристиками и выступающие как фактор социально-экономического развития 1^лраны. Одновременно оптимизация количества и повышение качества населения, т. е. улучшение его половозрастной структуры, здоровья и продолжительности жизни, повышение трудовой активности, образованности и профессиональной квалификации, рост благосостояния, обеспечение условий для всестороннего развития, выступают как цель | социально-экономического развития страны. Эта сложная взаимосвязь демографического и социального развития обусловливает необходимость комплексного рассмотрения демографических процессов и процессов формирования человеческого капитала, находящих свое выражение в интегральном показателе - индексе развития человеческого потенциала (ИРЧГТ). Социально-демографический потенциал является динамичной Категорией, так как изменяется в результате действия демографических, социально-экономических и политических факторов. Современный социально-демографический потенциал Беларуси - это результат длительного исторического развития, но особенно - в последнем десятилетии XX в., ставшем переломным в демографическом, социально-экономическом и политическом развитии страны. Учитывая, ЧТО до изучения настоящего курса студенты уже прослушали курс "Географии населения Беларуси" в составе курса "География населения", в настоящей лекции дается лишь анализ современной демографической ситуации и использования трудоресурсного потенциала как факторов устойчивого развития страны, а в следующей лекции оглашаются проблемы повышения уровня и качества жизни населении кик условия и результата устойчивого развития. Демографическая ситуация в Беларуси: в~90-'х" гг. прошлого века и н Начавшемся XXI в. характеризуется целым рядом неблагоприятных, которые в настоящее время рассматриваются как демографические угрозы безопасности страны и вызвали необходимость.
Принятия специального Закона "О демографической безопасности причислили Беларусь". К числу демографических угроз в Законе от-депопуляция, старение населения, нерегулируемые миграци-И1.1' процессы, деградация института семьи. Прогрессирующий процесс депопуляции - это результат особенностей демографической структуры населения в прошлые периоды (уже с конца 70-х гг. Беларусь не воспроизводит своего населения), а также последствий экологической чернобыльской катастрофы и социально-экономического кризиса 90-х гг. Современный низкий уровень рождаемости (в 2001 г. — 9,2 %о против 24 %о в 1960 г.), не обеспечивающий простое воспроизводство, обусловлен вступлением в наиболее активный детородный возраст малочисленных поколений детей "детей войны", а также сформировавшейся в условиях социально-экономического кризиса установкой на малодетную семью. Прогнозируется, что при современной низкой рождаемости (1,3 ребенка на 1 женщину) и высоком уровне смертности численность населения страны может сократиться вдвое через 53 года, при рождении 1 ребенка - через 24 года. В то же время границами демографической безопасности страны определена численность населения 7,5 млн чел., и рождаемость 2,14-2,15 ребенка на 1 женщину. На социально-экономическое развитие страны существенное влияние оказывает состав населения по полу и возрасту. Основной тенденцией в изменении возрастной структуры населения Беларуси является его постарение. Так, доля лиц старше трудоспособного возраста увеличилась с 13,6 % в 1960 г., до 19,5 % в 1989 г. и до 21,4 % в • 2000 г. Их количество в 2000 г. превысило количество детей в возрасте I до 16 лет на 134 тыс. чел. Основная причина старения - резкий спад ко-I личества родившихся и уменьшение доли детей во всем населении. И депопуляция, и старение населения более интенсивно протекают в сельской местности. Так, на начало 2001 г. в городах республики в пенсионном возрасте находилось 16 % всего населения, а в сельской местности - 33,2 %.
Старение населения резко повышает нагрузку трудоспособного населения пожилыми людьми и значительно увеличивает расходы на пенсионное обеспечение и сферу здравоохранения. Одной из важнейших негативных демографических тенденций в Беларуси является рост заболеваемости населения, смертности и как следствие - сокращение ожидаемой продолжительности жизни. Начиная с 60-х гг. в стране постоянно увеличиваются количество умерших и общий коэффициент смертности. В значительной степени это связано со старением населения. Но в 90-х гг. проявилась новая неблагоприятная тенденция - высокая смертность населения в трудоспособных возрастах. Если в 1994-1998 гг. снижение численности населения происходило преимущественно за счет снижения рождаемости, то в 1998-2000 гг. - только за счет увеличения смертности. При (ТОМ доля трудоспособного населения в общем числе умерших, в 11'99 г. составила более 23 %, в том числе в городе - 31 %. Особенно невысокий уровень смертности отмечается у мужчин рабочих возрастов. Объяснение этих явлений, помимо ухудшения экономической ситуации и кризисного состояния экономики, связано с низкой ответ-' I ценностью населения за свое здоровье, с распространением вредного образа жизни. Курение, злоупотребление алкоголем, рост наркомании, нерациональное питание, пренебрежение физической культурой, психологические стрессы стали Дополнительными причинами распространения заболеваемости и преждевременной смертности, сокращения продолжительности жизни. В Беларуси в настоящее время один из |самых низких среди европейских стран показатель ожидаемой показатель продолжительности жизни. Максимальным в республике этот показатель был и 1968-1969 гг. - 72,9 лет, в 90-х гг. он опустился ниже уровня $-1959 гг. и в 1999 г. составил всего 67,9 лет (62,2 для мужчин и для женщин) при принятых в стране безопасных пороговых III и к-пнях для мужчин - 69 лет, женщин - 77 лет и типичной для раз-III м ч енропейских стран продолжительности жизни более 75 лет. В этом же направлении действуют некоторые особенности современных миграционных процессов, которые демографически и экономически разорительны для страны. В частности, во внутренних миграциях вновь усиливается нерациональный миграционный поток из села в город, что усугубляет и без того сильную деформацию половозрастной структуры сельского населения (сокращение численности молодежи и рост лиц старших возрастов) и создает напряженность на рынках труда в городах. Организованное и стихийное переселение из радиоактивно загрязненных районов существенно ослабило социально-демографический потенциал ряда районов Гомельской и Могилев-ской областей и создало проблемы трудоустройства, обеспечения жильем и другими социальными объектами в местах расселения вынужденных переселенцев. Внешняя миграция в 90-х гг. (особенно в начале) характеризуется положительным для республики сальдо в обмене мигрантами со странами постсоветского пространства и отрицательным - с остальным зарубежьем. За 1991—2000 гг. суммарное положительное сальдо со странами СНГ и Балтии составило 250,6 тыс. чел. За это же время разрешение на выезд в страны вне СНГ на постоянное место жительства получили 101,6 тыс. граждан Беларуси. Иммиграционный приток населения из постсоветских государств следует считать позитивным результатом, так как 2 из 3-х иммигрантов - в трудоспособном возрасте, с высоким уровнем образования и около 50 % из них - белорусы по национальности. Негативными для социально-демографического потенциала тенденциями стали отток из страны в государства вне СНГ (в основном в Израиль, США, европейские страны) трудоспособного молодого населения и высококвалифицированных кадров - так называемая "утечка умов", очень сильная в начале 90-х гг. и продолжающаяся до сих пор, а также увеличивающийся приток в страну нелегальных мигрантов.
По оценкам специалистов, на территории Беларуси находитеи 100-300 тыс. нелегальных мигрантов из стран СНГ, Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока. Для большинства из них Беларусь -транзитное государство для последующей нелегальной эмиграции м страны Западной Европы. Тем не менее их присутствие в стране! ухудшает криминальную обстановку, они вносят существенный вклад, рост торговли наркотиками, людьми, человеческими органами, воровство транспортных средств и сбыт культурных ценностей. Характерной для Беларуси стала также внешняя трудовая миграция. В страну, хотя и в небольших количествах, прибывают иностранные специалисты, а белорусы нередко ищут работу за рубежом. Гак, в 1995 г. в стране было зарегистрировано 225 иностранных специалистов, а за пределы страны в этом же году выехали на работу 1(|()2 белоруса. В 1998 г. количество белорусов, работавших за рубежом, достигло 3692 чел. Важнейшей качественной характеристикой социально-демографического потенциала страны является ее трудоресурсный потенци- ■ возможности, способности к трудовой деятельности, которыми "иплдает население данной страны. Количественно и качественно трудоресурсный потенциал оцени-Иется системой показателей: количеством трудовых ресурсов (трудоспособного населения в трудоспособном возрасте и работающих под-I"" гков и пенсионеров), их половозрастной структурой, состоянием у ||ш шческого и психического здоровья, уровнем образования и квали-фикиции, трудовой активностью (степенью занятости), профессио-«||ЛЬной и географической мобильностью. ('овременная Беларусь располагает значительными по количест-| и I равнительно высокими по качеству трудовыми ресурсами, ос- |.......,к> часть которых (95,1 %) составляет трудоспособное население
| г,неспособном возрасте. В 2000 г. трудоспособное население в и пособном возрасте составило 5,7 млн чел. (57,2 % всего насе-__ пиши I граны). За последнее десятилетие оно увеличилось на! 11.п чел. в основном за счет замещения поколений и по прогнозам ■Шишшстов будет возрастать до 2007 г. и его доля в общей численно- ^ пения страны достигнет 66,2 %. В дальнейшем (к 2015 г.) коли-",■■ ||>унеспособного населения сократится, так как в трудоспо-ИАнмИ шкраст начнут входить те, кто родился в первой половине к 11 (период резкого снижения рождаемости), а выходить - поко-11ННИ щи невоенных лет. .....|сч гве трудовых ресурсов свидетельствуют следующие дан- "!()()() г. средний возраст занятых в экономике составлял .....I, ноля лиц в возрасте до 30 лет - 22,6 %, а после 50 лет - ■ ■ |» ми юнятых 41,2 % имеют высшее или среднее специальное иипиII 50,6 % - общее среднее и 8,2 % - базовое (неполное |ЙН»> I и1<|о юиание. 719Трудовые ресурсы Беларуси при сравнительной бедности природными и недостатке финансовых ресурсов являются основным ка-N питалом страны, а их эффективное использование - важнейшим фактором социально-экономического развития. К сожалению, использование этого фактора в условиях современной трансформационной экономики недостаточно эффективно. В 2000 г. из общей численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте 72,6 % (4,1 млн чел.) были заняты в экономике, 1,7"% (или 96 тыс. чел.) официально зарегистрированы как без-Ц работные. Незанятое, или экономически неактивное население составляло 1,47 млн чел., или 25,7 % от трудоспособного населения в трудоспособном возрасте. с™~"...... Эти данные свидетельствуют, с одной стороны, о сравнительно низком уровне официальной безработицы (здесь Беларусь выглядит лучше остальных стран с переходной экономикой), а с другой - о высоком уровне незанятого трудоспособного населения. По оценкам специалистов, главной причиной низкого уровня безработицы является высокая скрытая безработица (неэффективная занятость), а высокого уровня незанятого трудоспособного населения - так называемая теневая (незарегистрированная) занятость. Оба явления порождены кризисной экономикой, и к середине 2002 г. положение на рынке труда ухудшилось. Количество зарегистрированных безработных возросло до 115 тыс. чел., скрытая безработица увеличилась на 30 %, а количество вакансий уменьшилось на 15 %. Становятся угрожающими | масштабы теневой занятости - официально нигде не работают и не У учатся 837 тыс. экономически активных граждан страны. Скрытая безработица - это в современных условиях гибкая форма занятости, выражающаяся в сокращении рабочего дня, недели, предоставлении работникам длительных неоплачиваемых отпусков, частичной остановке производства и позволяющая сохранить трудовые коллективы в расчете на подъем экономики. "Легализация" скрытой безработицы при отсутствии структурных изменений, небольшом спросе на рабочую силу и т. п. означала бы, что более 80 % безработных перешли бы в категорию "долгосрочных", т. е. не получали бы даже минимальной материальной поддержки в форме пособия по безработице. Социальные последствия такой ситуации вполне очевидны, поэтому полная легализация скрытой безработицы в сложившихся условиях нежелательна. Необходимо разумное регулирование процессов высвобождения рабочей силы с действующих предприятий.
Сокращение численности занятых закономерно в связи с реструктуризацией технически отсталых и экономически неэффективных предприятий. К 2005 г. прогнозируется усложнение ситуации с безработицей - занятость по стране уменьшится на 300 тыс. чел. при росте населения в трудоспособном возрасте за счет притока молодежи, родившейся в первой половине 80-х гг. Поэтому в настоящее время на примере одного из небольших городов Беларуси отрабатывается с участием ПРООН модель "поведения" органов государственной вла-'П1 в случае угрозы массовых увольнений. Это особенно важно для Гвх регионов и пунктов, где размещены отрасли и крупные предприятия, подлежащие реструктуризации. Таких предприятий, на которых;)-работает до 25 % экономически активного населения данного региона \л у (пункта), в Беларуси более 150, и около 34 % всех городских поселений имеют такие предприятия. Как свидетельствует статистика (см. табл. 10), уровень безработицы по регионам Беларуси в связи со спецификой отраслевой структуры занятости в переходном периоде существенно колебался, а по данным мониторинга рынка труда, осуществляемого комитетом по 1 апятости, на 1.07.2000г. самый высокий уровень безработицы (в % к 11>удоспособному населению в трудоспособном возрасте) имели; в брестской области - Ганцевичский район (3,31 %), Витебской - По-I ганский (3,63 %) и г. Новолукомль (3,63 %), Гомельской - Светло-Горский (3,57 %), Гродненской - Сморгонский (3,92 %), в Могилев-I кой - Хотимский (3,1 %). Что касается скрытой безработицы (неполной, неэффективной ни отгости), то наибольших масштабов она достигла в 1995 г., затем унизилась благодаря экстенсивному использованию трудовых ресурсом, но остается высокой (около 30 %) в промышленности и строительстве и может быть снижена только перейдя в легальную безработицу с соответствующими последствиями. Увеличивающиеся масштабы теневой занятости, помимо того \ Что сокращают поступления налогов в бюджет, сопровождаются рядом негативных социальных последствий (снижается производительность труда, растут травматизм, смертность, заболеваемость. Конечно, в обзорной лекции трудно охватить все современные проблемы, связанные с формированием и использованием социально-демографического потенциала страны, и принимаемые меры по ихрешению, но необходимо подчеркнуть, что человеческий капитал -основной перспективный фактор дальнейшего развития страны. Поэтому в Беларуси в последние годы много внимания уделяется выработке и реализации государственной демографической политики, нацеленной на сохранение и приумножение человеческого капитала. В частности, ближайшей тактической целью являются приостановка роста смертности, изменение негативных процессов в рождаемости, упорядочение миграции. До 2010 г. предполагается сокращение смертности вообще и особенно мужчин в трудоспособном возрасте. К 2015 г. предусматривается создать условия для режима воспроизводства населения, близкого к простому, при низкой смертности и постоянно растущей продолжительности жизни. Таблица 10. География безработицы в Беларуси.
Демографическая политика должна также в большей мере, чем до сих пор, учитывать региональные особенности как воспроизводства населения, так и обеспеченности трудовыми ресурсами. Вместе I тем, статистика и исследования в этой области свидетельствуют, что демографическая ситуация, обеспеченность трудовыми ресурсами и уровень их использования различаются не столько по регионам страны, сколько между городом и сельской местностью, а в городской и сельской местности - в зависимости от размеров поселений. Чем крупнее последнее, тем благоприятнее в нем демографическая ситуация и выше эффективность использования человеческого капитала. 11оэтому рассмотрим особенности расселения в республике, тем более, что уровень и качество жизни населения невысоки. Беларусь только во второй половине XX в. из преимущественно аграрной страны превратилась в индустриальную с доминирующим городским типом расселения. Еще в 1940 г. доля городского на-Уления в Беларуси была чуть больше 20 %, сейчас - 70,2 %. Сеть и.и'пенных пунктов представлена 213 городскими (109 городов и 1Ы поселка городского типа) и 24 150 сельскими населенными пунктами. Густота сети населенных пунктов - более 117 поселений ни I гыс. км2. Стратегия устойчивого развития, принятая Беларусью, предусматривает в области демографического развития целенаправленную трансформацию системы расселения и дифференцированную региональную демографическую политику. В расселении принят переход от модели равномерной системы расселения к поляризованной. В соответствии с ГСКТС^Беларуси, урбанизированный каркас, формирующийся наГ базёопорных городов национальной системы расселения и зон их влияния, охватывает 18 % территории страны - 27 ее административных районов (см. табл. 17). Определяющую роль в предлагаемой системе расселения должны играть Минск (город европейского значения), пять областных центров (города национального значения), 11 городов регионального значения, 7 прочих городов - опорных центров национальной системы расселения. Литература 1. Закон Рэспублш Беларусь "Аб дэмаграф1чнай бяспецы Рэспублш Беларусь"// Звязда. 5 лютага 2002 г. 2. Манак Б. А., Антипова Е. А. Экономико-географический анализ демографической ситуации и размещения населения на территории Республики Беларусь. Мн.:БГУ, 1999. 292 с. 3. Манак Б. А., Анцтава К. А. Насельнщтва I працоуны патэнцыял Рэспублш Беларусь: Вучэб. дапам. Мн.: БДУ, 1998. 67 с. 4. Население Республики Беларусь: статистический сборник. Мн.: Министерство статистики и анализа РБ, 2001. 5. Шрожшк I. I. Насельнщтва Беларум \ дэмаграфгчныя працэсы // Беларусь на мяжы тысячагоддзяу. Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 2000. С. 242-251. 6. Шахотько Л. П. Население Беларуси на рубеже веков // Белорусский г>ко> 1 номический журнал. 1999. №1. С. 23-33.
ЛЕКЦИЯ 6 Уровень жизни населения и развития социальной сферы. Региональные различия в уровне жизни. Развитие и география социальной инфраструктуры. Направления совершенствования территориальной организации сферы обслуживания населения. Уровень жизни - это социально-экономическая категория, харак-■ризующая уровень и степень удовлетворения материальных, духовных п социальных потребностей населения, классов и социальных Групп, семьи, индивида. Исходя из такого определения, уровень жизни имеет количественную и качественную стороны. При анализе современной социально-экономической ситуации ■ | секцию 2) нами уже рассматривалась проблема устойчивого рос- Тй реальных доходов населения как важнейшего количественного по- | I.....1Я уровня жизни и сделан вывод, что по этому показателю по- | ре 1кого спада в середине 90-х гг. страна к 2000 г. вышла на уро-1 т. к «кризисного 1990 г., чуть превысив его. Определенных успехов |0Лй||ус1, достигла и по интегральному показателю уровня и качества МИ 111И населения (ИРЧП), хотя здесь вернуться на докризисный уроним. И1- удалось. Кроме среднего по стране показателя реальных денежных дохо- Цй ни душу населения для характеристики уровня жизни важен ана- ■ I • 11 • 1111 дифференциации доходов различных социальных слоев, а " > пи регионам страны. Не менее важно соотношение доходов и ПЛон, г. е. степень удовлетворения потребностей. ((гнойным фактором дифференциации доходов населения Бела- ппотся отраслевые различия уровня заработной платы, т. к. ншштм груда в доходах населения составляет около 50 %, а по |мм мпяйства среднемесячная зарплата различается весьма су- N1.....1 Гак, в 2000 г. средняя зарплата в сфере банковской дея- Ц 1п составила 194 % к среднереспубликанской, а в сельском Ы %, причем в течение 1991-2000 гг. эта дифференциа- м II.I и |. 1 ч.......цие неоправданные различия в оплате труда по отрас- и к и приводят к социальному расслоению и напряженности ■ щ- I 1.11ч кс- к увеличению территориальной дифференциации ■ и |ни населения, так как области, города, районы страны......рп шичаются отраслевой структурой хозяйства. 77Так, данные, приведенные в табл. 11, свидетельствуют, что если в ] 990 г. максимальную заработную плату имели жители г. Минска (на 13,8 % выше средней по республике), а минимальную - жители Брестской области (на 9 % ниже средней), то в 1995 г. зарплата в Минске превышала среднереспубликанскую на 33,4 %, а в Брестской области была ниже на 17,2 % и в 2000 г. соответственно в Минске выше на 30,4 %, в Брестской области ниже почти на 13 %. Сходный характер имеет и динамика дифференциации по областям денежных доходов на душу населения - по сравнению с 1990 г. дифференциация и в 1995 г., и в 2000 г. существенно возросла (см. табл. 11). Значительны также различия в средней заработной плате и денежных доходах населения между крупными и малыми городами, между городскими и сельскими поселениями. Поэтому проблема реформирования оплаты труда, нацеленная на повышение доли оплаты труда в ВВП, совершенствование форм и методов оплаты труда, снижение ее необоснованной дифференциации по отраслям - важнейший путь повышения доходов населения и уменьшения в его составе категории лиц, живущих за чертой бедности. Резкое снижение доходов населения и прогрессирующий процесс расслоения населения по уровню доходов привели в 90-х гг. к появлению в стране понятия "уровень бедности населения" и показателей для его оценки. Так, в январе 1992 г. в республике был принят закон "О формировании и использовании минимального потребительского бюджета", в соответствии с которым ежеквартально рассчитывается и официально утверждается минимальный потребительский бюджет (МПБ) для 18 социально-демографических групп населения и до 1 января 1999 г. чертой бедности считалась величина прожиточного I минимума -дохода, равного 60 % от МПБ. В декабре 1998 г. принят Закон РБ "О прожиточном минимуме в Республике Беларусь", в соответствии с которым для формирования и реализации государственной политики регулирования уровня жизни и осуществления социальной защиты населения законодательно закреплены понятия "прожиточный минимум", "бюджет прожиточного минимума", "малообеспеченные граждане (семьи)". Прожиточный минимум - это минимальный набор материальных { благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности насе-! ления и сохранения его здоровья. В него включаются такие виды ма- I териальных благ и услуг, как продукты питания, одежда, белье, обуш,, ■ предметы общесемейного пользования, лекарства, предметы санитарии и гигиены, жилищно-коммунальные, транспортные и бытовые услуги, а также услуги дошкольных учреждений. Потребность в бла-1,1 \ и услугах определяется по научно обоснованным нормам. Бюджет прожиточного минимума (БПМ) - это стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и |и юсы. БПМ является основным критерием признания граждан (се-I малообеспеченными (или бедными), т. е. это порог бедности, а ММ '(.те (семьи), которые по объективным причинам имеют средне-Иупюной доход ниже БПМ, считаются малообеспеченными и имеют При но па государственную социальную помощь. ' Согласно мировой практике предельно-критическим значением ММ населения, живущего за порогом бедности, является 10-15 %, \н не чего речь идет о люмпенизации большей части населения. В «'тем п в 1995 г. за порогом бедности находились 38,4 % всего на- |> им», и 1998 г. - 33 %, в 1999 г.-46,7%, в 2000 г.-41,9%. Таблица 11 Нечисленная среднемесячная заработная плата работников и денежные ним ни душу населения по областям (в % к среднереспубликанским показателям)
79Что касается территориального аспекта проблемы бедности, то в 2000 г. за чертой бедности находилось 37,9 % горожан и 50,8 % сельских жителей. Этот показатель также существенно колеблется по областям. В 2000 г. при среднем по стране уровне бедности в 41,9 %, в Минске этот показатель составлял лишь 18,8 %, а в Брестской области - 43,5 %, Витебской - 42,3, Гродненской - 42,2, Могилевской — 41, Минской - 34,7, Гомельской - 31,5 %. Высокий уровень бедности (и соответственно низкий уровень жизни) населения в стране сформировался в результате экономического кризиса переходного периода. Взаимосвязь здесь четкая - чем выше уровень развития экономики, тем выше уровень жизни. Спад в экономике неизбежно сопровождается снижением уровня жизни. Вместе с тем направления развития экономического и социального блоков, пути решения экономических и социальных проблем должны быть взаимоувязаны. Экономическая политика (налоговая, бюджетная, ценовая и т. д.) должна способствовать решению актуальных социальных проблем. В частности, для повышения реальных доходов населения в Беларуси должны быть решены такие социально-экономические проблемы, как обеспечение эффективной занятости населения, увеличение оплаты труда, развитие социального страхования, обеспечение государственной помощи социально уязвимым слоям населения, к которым относятся дети, инвалиды, пенсионеры. Сущность и возможные пути решения этих проблем широко обсуж-1 даются, принимаются законы и декреты, направленные на государственную социальную защиту населения и преодоление бедности. Затраты на систему социальной защиты (без учета образования и здравоохранения) составляют около 14 % ВВП, но большая часть этих I средств приходится на льготы и субсидии, которые предоставляются разным семьям или особым категориям лиц независимо от уровня их благосостояния, и только незначительная часть социальных расходом действительно попадает к малоимущим. В итоге уровень бедности м стране остается высоким, но бедность населения Беларуси имеет свои особенности. Официального статуса само понятие "бедность" в Беларуси и око не имеет, вместо него используется понятие "малообеспеченные грв«| ждане". Вообще подходы к понятию бедности в мире различны, по есть два основных. Различают бедность по доходам и бедность кои результат недостаточных возможностей. Для Беларуси больше харм герна бедность по доходам. И одним из основных факторов бедности ннляется высокая иждивенческая нагрузка при низкой заработной ■вте. Именно она определяет низкий уровень доходов в многодетных и неполных семьях. Так, малообеспеченными являются 23,4 % ■ Иней пенсионеров и 47,8 % семей с детьми в возрасте до 18 лет. Бо-Л№ всего бедных в возрастной группе 25-54 года. К малообеспеченным нее чаще относятся работающие граждане. В 2000 г. доходы ИНЬше БПМ имели 36Д.% работающего населения. Это означает, что решение проблемы бедности в первую очередь связано с необходимостью реформирования системы оплаты труда, создания условий, по-Щпшнощих экономически активной части населения зарабатывать МДства, достаточные для обеспечения собственного благосостояния N I пп. Но не меньшее значение имеет совершенствование системы Нйп шипя адресной помощи малообеспеченным гражданам. 11то касается бедности как результата недостаточных возможно-*ЦН, го (десь Беларусь выигрывает на фоне других бедных стран ми-| и мы глядит как страна, не использующая свои потенциальные воз- .......пр. Беларусь имеет высокообразованное и квалифицированное • и мне, высокий интеллектуальный и научно-технический потен- •" <' |мнпительно высокую обеспеченность населения жильем (30 % | печенного населения имеет по 13 м2 жилья на человека), ......I гамых высоких показателей количества врачей и больничных I Ни душу населения, почти стопроцентный уровень грамотности. нее здоровые дети до 14 лет (за редким исключением) ходят ищу, чем не могут похвалиться более богатые страны. Поэтому к .......по, кто является бедным в Беларуси, надо подходить с дру- цригериями, так как преобладающее большинство населения |01 гум к тем социальным услугам, которые в ряде регионов Р1 м М1.п чядят как роскошь, привилегия обеспеченных людей. 1м. нпо развитая социальная сфера, высокий уровень образова-! III пня и положительная динамика ВВП позволяют Беларуси ||'п I рншштельно низких реальных доходах населения и высо- I Цнмпг его бедности (по доходам) оставаться в группе среднераз- •-11.....1М1 ИРЧП. Социальная сфера (социальная инфраструкту- #Щ| 1%«и.-формирована в основном за годы советской власти в ('<'(I' и в условиях перехода к рынку претерпевает сущест- I. П(ИМЯ 81 Социальная инфраструктура - это комплекс отраслей по обслуживанию населения, обеспечивающий ему необходимые условия жизнедеятельности, повышающий степень комфортности жизни, а следовательно, качество жизни. Всю социальную инфраструктуру делят на социально-бытовую (жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт и связь, бытовое обслуживание, торговля и общепит), которая обеспечивает условия воспроизводства человека вообще, и социально-культурную (здравоохранение, физкультура и спорт, культура и искусство), которая обеспечивает здоровье, профессиональную подготовку, формирование интеллектуальных и моральных качеств человека. Основная особенность социальной инфраструктуры - ее теснейшая связь с размещением населения, так как потребление услуг неотделимо от потребителя. Поэтому для территориальной организации социальной инфраструктуры характерен иерархический уровень построения ее сети, определяемый иерархичностью системы расселения. I До начала 90-х гг. Беларусь имела хорошо развитую социальную инфраструктуру. За 10 лет переходного периода многие отрасли соци-| альной инфраструктуры из-за снижения платежеспособного спроса на-Ц селения, реструктуризации предприятий в связи со сменой собственности и действием других рыночных факторов оказались в кризисной ситуации и в настоящее время находятся в стадии реформирования. Важнейшая отрасль, создающая жизненный комфорт - это жи- 1 лищно-коммунальное хозяйство. Средняя обеспеченность населения жильем, несмотря на трудности переходного периода, повысилась с 17,9 кв. м общей площади на 1 жителя в 1990 г. до 21,2 кв. м в 2000 г. I Обеспеченность жильем выше в сельской местности (25,9 кв. м) и] ниже - в городской (19,2 кв. м), самая высокая - в Могилевской области и самая низкая - в Минске (для сравнения: средняя обеспечен- | ность жильем в России - 18,5 кв. м, в Латвии - 20,9, в Чехии - 25,5, и I Швеции - 48 кв. м жилья на человека). Несмотря на довольно высокую обеспеченность жильем, в рее-публике свыше 500 тыс. семей официально стоят в очереди на улуч-1 шение жилищных условий. К тому же более 40 % жилищного фонда I изношено, а из всего общественного жилищного фонда на селе оборудовано водопроводом только 66 %, канализацией - 60 %, горячим I водоснабжением - 32 %, центральным отоплением - 49 %. Поэтому | проблема жилищного строительства в стране остается острой, а госу» 1
дарственная программа "Жилье относится к числу приоритетных, (илчительные объемы жилищного строительства и инженерного благоустройства осуществляются по Государственной программе пре-" и>нения последствий аварии на ЧАЭС. ГТассажирскш^ранспорт, призванный обеспечивать населению пространственно-временную доступность к местам работы, бытовым I культурным объектам, также важнейший фактор комфортности сре-■Ы жизнедеятельности. Ведущим видом транспорта по количеству Щрснозимых пассажиров (внутригородские и междугородние пере- .....| и! является автобусный (53,1 %). За ним следует троллейбусный " I %) и метрополитенный (9,1 %). По пассажирообороту за счет мш.мости поездок и массовости перевозок в пригородном сообщении ■Идирует железнодорожный транспорт (55 %), за ним следует авто-■ ж ш За последние годы катастрофически снизилась доля воздуш-ШЧ) И речного транспорта. 1 "иременные проблемы пассажирского транспорта - это высо-мн И'шос подвижного состава, плохие дороги, низкая рентабель- ..... иг позволяющая осуществлять необходимые инвестиции. Пс ■ мидам транспорта разработаны и осуществляются меры по ре- .....шх проблем. И(|"шю прогрессирует в Беларуси связь_общего пользования. иI" домашних телефонов на 100 семей возросло с 37 шт. в 1МИ | ||о 75 шт. в 2000 г. и является самым высоким показателем ||чш СНГ. Активно внедряются такие прогрессивные виды | телефаксы, средства мобильной радиосвязи. и мл бытовохо обслуживания населения, объединяющая око- I" подотраслей по оказанию различных услуг, имевшая к началу И |ш шитую сеть учреждений (в любом пункте Беларуси оказа- 1ш1(ч* К) видов услуг), к 2000 г. сократила объем оказываемых I и* || "о Из 3,5 тыс. сельских комплексных приемных пунктов | • I ыс, при этом существенно изменилась структура оказы- ■ I Основной путь возрождения отрасли - развитие в этой .....ршшмательства (в 2000 г. доля частного сектора в быто-
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.31.38 (0.121 с.) |