По микробиологии в весеннем семестре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По микробиологии в весеннем семестре



ПО МИКРОБИОЛОГИИ В ВЕСЕННЕМ СЕМЕСТРЕ

УЧЕБНОГО ГОДА

Дни неде- ли Часы Лечебный факультет Педиат- рический факульт. Мед.-проф. факульт. В С О Стомат. Фарм.
Понедельник 830     Лекция 1н - 830 ауд.17; 2н - 1030 ауд. 17      
1300   Лекция (1 н), 1500 Лекция (2 н) 1300, ауд. 2     1-ая нед. практ. или лекц. 22с 23с I нед. – 1300 - практ. 11ф 12ф
Вторник 830 205, 206, 207 Лекция (2 п) ауд.№1 Лекция (1 н),1030 ауд.17     I-ая нед. – 1600-лекция 1745-практ. 2а 2б    
1300 218, 219   22м 23м    
Среда 830 211, 215, 220 Лекция(1п), 1030ауд№1          
1300 201, 202          
Четверг   830            
  1300 213, 214 216, 217        
Пят- ница 830 203,         II-ая нед. 1030-лекция 11ф,12ф
1300     20м, 21м   21с (1 нед)  
Суб- бота 830 204,          
1300            

 

 

 
 
Морфология (3): со 1.02.10 по 20.02.10 Физиология (4): с 22.02.10 по 20.03.10 Инфекция (2): с 22.03.10 по 3.04.10 Иммунитет (4): с 5.04.10 по 1.05.10 Кокки, туб., дифт., рикк. (3): с 3.05. по 22.05.10 Микробная экология (1): с 1.06. по 5.06. Начало весеннего семестра с 1.02.10 (1 н)

 

 


РАСПИСАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО МИКРОБИОЛОГИИ В ВЕСЕННЕМ СЕМЕСТРЕ ПО ЦИКЛАМ ДЛЯ ЛЕЧЕБНОГО, ПЕДИАТРИЧЕСКОГО и МПФ

УЧЕБНОГО ГОДА

 

П Л А Н

самостоятельной работы студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов в течение 3-х занятий по теме:

«Морфология микроорганизмов»

 

З А Н Я Т И Е № 1

I. Тема: «Методы изучения морфологии микроорганизмов».

II. Цель: 1.Ознакомиться с методами изучения морфологии микроорганизмов.

2. Овладеть навыками приготовления микропрепаратов и техникой иммерсионной микроскопии.

III. План самостоятельной работы:

  1. Техника микроскопии:

а) овладеть техникой микроскопии в иммерсионной системе (тема 1.1.,задание 1 в «Руководстве…»);

б) ознакомиться с техникой фазово-контрастной и люминесцентной (флюоресцентной) микроскопии (тема 1.1., задание 2 в «Руководстве…»);

в) обсудить схему и принципы действия электронного микроскопа.

2. Методика приготовления окрашенных и неокрашенных препаратов (тема 1.1., задание 3 в «Руководстве…»):

а) приготовить из агаровой культуры препарат и окрасить метиленовым синим или фуксином;

б) приготовить из взвеси дрожжей препарат и окрасить с помощью негативного метода.

Вопросы для подготовки:

1. Медицинская микробиология. Ее значение в практической деятельности врача. Задачи предмета.

2. Оптическая микроскопия. Полезное увеличение. Разрешающая способность микроскопа.

3. Принципы иммерсионной, фазово-контрастной, флюоресцентной, электронной микроскопии.

4. Назначение и типы микропрепаратов из микроорганизмов: нативные, окрашенные (позитивно, негативно).

5. Зависимость границ человеческого познания от уровня научно-технического прогресса.

6. История микробиологии. Основные этапы, ученые, открытия.

Самостоятельная работа во внеучебное время:

втетради практических занятий заполнить таблицу:

«Методы микроскопии»

Вид микроскопии Принцип Разрешающая способность Применение
иммерсионная      
темнопольная      
фазово-контрастная      
люминесцентная      
NB!При подготовке к практическим занятиям необходимо использовать «Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии» /Под редакцией академика РАМН О.В. Бухарина. М.: Медицина; УрО РАН, 2002.  
электронная

     

 

З А Н Я Т И Е № 2

 

 

I. Тема: «Строение бактериальной клетки».

II. Цель: 1.Изучить строение бактериальной клетки.

2. Овладеть методом окраски бактерий по Граму.

III. План самостоятельной работы:

1. Сложные методы окраски. Метод Грама. Окрасить по методу Грама препарат из смеси грамположительных и грамотрицательных бактерий (тема 1.2., задание 1 в «Руководстве…»).

2. Строение бактериальной клетки (тема 1.2., задание 4 в «Руководстве…»):

а) жгутики:

- рассмотреть препарат из бактерий со жгутиками, окрашенный по Грею;

- обнаружить движение бактерий при темнопольной микроскопии в препарате «раздавленная «капля;

б) капсула:

- рассмотреть препарат из бактерий (клебсиелла с капсулой), окрашенный по Бурри-Гинсу;

в) оболочка:

- рассмотреть препарат из плазмолизированных дрожжей, окрашенный по Бурри-Гинсу;

г) внутриклеточные включения:

- рассмотреть препарат из дифтерийных палочек с зернами волютина, окрашенный метиленовой синькой;

д) споры бактерий:

- рассмотреть препарат из палочек со спорами, окрашенный по Граму.

Вопросы для подготовки:

1. Строение бактериальной клетки как результат эволюционной адаптации микроорганизмов:

- клеточная стенка грамположительных и грамотрицательных бактерий:

роль, методы обнаружения;

- капсула: роль, методы обнаружения;

- спора: роль, методы обнаружения;

- жгутики: роль, методы обнаружения;

- внутрибактериальные включения: роль, методы обнаружения.

2. Понятие о сложных методах окраски бактерий и их назначение. Механизм окраски по Граму.

Самостоятельная работа во внеучебное время:

втетради практических занятий заполнить таблицу:

«Обязательные и необязательные компоненты бактериальной клетки»

Обязательные компоненты Необязательные компоненты
   

З А Н Я Т И Е № 3

 

I. Тема: «Сравнительная морфология микроорганизмов».

II. Цель:

  1. Освоить сложный метод окраски бактерий по Цилю-Нильсену.
  2. Изучить сравнительную морфологию групп микроорганизмов: бактерий, спирохет, риккетсий, вирусов.

III. План самостоятельной работы:

1. Сложные методы окраски. Метод Циля-Нильсена.

а) Окрасить по методу Циля-Нильсена готовый препарат из кислотоустойчивых и некислотоустойчивых бактерий (тема 1.2., задание 2 в «Руководстве…»).

б) Рассмотреть препарат из палочек со спорами, окрашенный по Цилю-Нильсену.

2. Морфология микроорганизмов (тема 1.2., задание 3 в «Руководстве…»):

а) определить в готовых препаратах кокковидные, палочковидные и извитые формы бактерий;

б) рассмотреть лептоспиры в темнопольном микроскопе;

в) рассмотреть риккетсии в препарате из чистой культуры;

г) рассмотреть вирионы в препарате, обработанном по методу Морозова.

Вопросы для подготовки:

1. Основные группы микроорганизмов и их взаиморасположение в природе.

2. Связь формы и содержания, морфологии и функции на примере морфологии отдельных групп микроорганизмов.

3. Сравнительная морфология простейших, грибов, бактерий (разных таксонов), спирохет, риккетсий, микоплазм, хламидий, вирусов.

4. Механизм окраски по Цилю-Нильсену.

Самостоятельная работа во внеучебное время:

втетради практических занятий заполнить таблицу:

«Отличительные признаки основных групп микроорганизмов».

 

  Место в системе организмов Ядро Оболочка
Простейшие      
Спирохеты      
Грибы      
Бактерии      
Риккетсии      
Вирусы      
Хламидии      
Микоплазмы      

 

 

ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов

по теме: «ФИЗИОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ»

З А Н Я Т И Е № 1

I. Тема: Бактериологический метод диагностики.

II. Цель:

1. Изучить методы культивирования микроорганизмов.

  1. Овладеть бактериологическим методом исследования.

III. План самостоятельной работы:

  1. Изучить типы питательных сред.
  2. Ознакомиться с методами культивирования аэробов и анаэробов (Задание 2).
  3. Овладеть техникой посева бактерий на питательные среды.
  4. Выделить из смеси бактерий чистую культуру и осуществить ее идентификацию (Задание 1).
  5. Изучить таблицы «Методы выделения чистых культур» и «Выделение и идентификация чистой культуры».

IV. Вопросы для подготовки:

  1. Физиологическая роль питания и дыхания у бактерий.
  2. Дифференциация микроорганизмов по типу дыхания, питания и отношению к температуре.
  3. Практическое использование знаний о физиологии микроорганизмов. Условия культивирования бактерий:

а) типы питательных сред;

б) культивирование облигативных паразитов;

в) культивирование анаэробов.

  1. Методы выделения чистых культур.
  2. Бактериологический метод диагностики. Цели. Задачи. Диагностическая ценность.

 

 

Самостоятельная работа во внеучебное время:

втетради практических занятий заполнить таблицу:

Среды для культивирования разных групп микроорганизмов

Группы микроорганизмов Тип питания Тип дыхания Пример питательной среды
1. Стафилококки      
2.Клостридии      
3.Вирусы      

 

 

З А Н Я Т И Е № 2

 

I. Тема: «Действие физических и химических факторов на

микроорганизмы».

 

II. Цель:

1. Изучить действие физических и химических факторов на микроорганизмы.

2. Ознакомиться с практическим использованием в медицине результатов действия физических и химических факторов на микроорганизмы.

 

III. План самостоятельной работы:

1. Действие физических и химических факторов на бактерии:

а) поставить опыт по действию карболовой кислоты на взвесь стафилококка (Задание 2);

б) поставить опыт по действию температуры на спорообразующие и неспорообразующие виды бактерий (Задание 1);

в) учесть результат опыта по действию УФЛ на бактерии (Задание 3).

2. Практическое применение действия факторов внешней среды на микроорганизмы:

а) ознакомиться с устройством и работой автоклава (Задание 4);

б) ознакомиться с некоторыми химиотерапевтическими препаратами.

 

IV. Вопросы для подготовки:

1. Факторы внешней среды, действующие на микроорганизмы.

2. Результаты действия факторов внешней среды на микроорганизмы.

3. Условия, определяющие действие факторов.

4. Практическое использование знаний о воздействии факторов внешней среды на микробы – культивирование, пастеризация, стерилизация, дезинфекция, антисептика, химиотерапия.

5. Понятие об асептике.

 

 

Самостоятельная работа во внеучебное время:

В тетради для практических занятий составить и заполнить таблицу.

Таблица. Практическое использование антимикробных химических веществ.

 

Название С какой целью используется (мероприятие) Результат действия на микроорганизм Результат действия на макроорганизм
1. Фурациллин 2. Хлорамин 3. Тетрациклин 4. Йод      

 

З А Н Я Т И Е № 3

I. Тема: «Действие биологических факторов на микроорганизмы. Генетика

микроорганизмов».

 

II. Цель:

  1. Изучить действие биологических факторов на микроорганизмы.
  2. Овладеть навыком оценки антибиотикограммы.
  3. Изучить формы и механизмы изменчивости микробов.

 

III. План самостоятельной работы:

  1. Изучить действие антибиотиков на бактерии:

а) определить чувствительность бактерий к антибиотикам методом диффузии в агар (индикаторных дисков), (Задание 5);

б) определить чувствительность бактерий к антибиотикам методом серийных разведений (Задание 6).

  1. Изучить действие бактериофагов и бактериоцинов:

а) учесть результаты реакции фаготипирования (Задание 7);

б) рассмотреть явление бактериоциногении стафилококков (Задание 8).

 

 

IV. Вопросы для подготовки:

1. Антибиотики. Природа, происхождение, спектр, механизмы и результаты действия на микроорганизмы.

2. Устойчивость микроорганизмов к антибиотикам и пути ее преодоления.

3. Осложнения антибиотикотерапии.

4. Бактериоцины. Свойства. Практическое значение.

5. Бактериофаги. Природа и свойства. Этапы взаимодействия с клеткой. Практическое использование.

6. Эубиотики. Природа, механизмы действия. Практическое использование.

7. Механизмы генотипической изменчивости – мутации, трансформация, трансдукция, лизогенная конверсия, конъюгация.

 

Самостоятельная работа во внеучебное время:

В тетради для практических занятий составить и заполнить таблицу.

Таблица. Практическое использование антимикробных лекарственных препаратов.

Название Препарата Состав Группа Механизм действия Показания к применению
1. Пенициллин 2. Лактобактерин 3. Дизентерийный бактериофаг        

З А Н Я Т И Е № 4

(И Т О Г О В О Е)

Смотреть стр. 64-65 «Руководства к практическим занятиям

по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии»

под редакцией академика РАМН О.В. Бухарина

I. Тема: «История микробиологии. Морфология и физиология микроорганизмов.

II. Цель:

Проверка знаний и умений студентов по разделам морфологии и физиологии микробов.

Зачетное занятие по теме: «Морфология и физиология микроорганизмов» состоит из трех этапов: тестирование, обсуждение теоретических вопросов и проверка практических навыков.

Выявление теоретических знаний проводится по тестам и билетам, которые содержат вопросы из 3-х разделов:

  1. История микробиологии;
  2. Морфология микроорганизмов;
  3. Физиология микроорганизмов.

Подготовка к теоретической части зачетного занятия вести по экзаменационным вопросам (см. стенд кафедры).

Кроме билета каждый студент получает макро- и микропрепараты.

Контрольные микропрепараты:

1. Кишечная палочка (окр. по Граму).

2. Стрептобацилла (окр. по Граму).

3. Палочка со спорой (окраска по Граму и Цилю-Нильсену).

4. Дифтерийная палочка (окр. метиленовой синькой).

5. Палочка с капсулой или капсульный диплококк (окр. фуксином).

6. Стафилококки (окр. по Граму).

7. Сарцины (окр. по Граму).

8. Стрептококки (окр. по Граму).

М а к р о п р е п а р а т ы

1. Среда Китт-Тароцци.

2. Среда Эндо (с ростом кишечной палочки).

3. Чашки с:

а) фаготипированием;

б) определением чувствительности к антибиотикам методом дисков;

в) биологическим методом культивирования анаэробов;

г) опытом по определению бактериоцинов.

4. Набор препаратов: сульфаниламиды, антибиотики, бактериофаги, эубиотики.

5. Приборы для создания анаэробных условий (анаэростат, эксикатор).

Студенту предлагается дома заполнить таблицу по классификации факторов вирулентности бактерий.

Название фактора (заполняют студенты) Назначение фактора Факторы, предлагаемые для внесения в незаполненный столбец таблицы
1. 1. Фермент защиты Плазмокоагулаза Лизоцим Лецитовителлаза Антилизоцимная активность Капсула Гемолитическая активность (гемолизин) Гиалуронидаза
2. 2.Экзотоксин
3. 3. Фактор микробного антагонизма
4а. 4б. 4. Ферменты, усиливающие проницаемость (ферменты агрессии)
5. 5. Секретируемый фактор персистенции
6. 6. Иммуносупрессивный фактор (подавляет фагоцитоз)

З А Н Я Т И Е № 2

I. ТЕМА: Биологический метод диагностики. Экспериментальная инфекция.

II. ЦЕЛЬ:

1. Изучить роль макроорганизма и внешней среды в инфекционном процессе.

2. Изучить методы воспроизведения и оценки экспериментальной инфекции.

3. Овладеть навыком оценки результатов биологического метода диагностики.

4. Овладеть методами оценки микрофлоры тела человека и факторов естественной резистентности.

III. ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Экспериментальная инфекция (биологический метод) (Задание № 6, стр. 79-81).

а) демонстрация способов заражения животных;

б) воспроизведение экспериментальной бактериальной инфекции на мышах:

- приготовить препарат из культуры бактерий, используемой для

заражения мыши;

- произвести внутрибрюшинное заражения мыши;

в) вскрытие погибших животных:

- приготовить и окрасить метиленовым синим препараты из крови, печени

и селезенки;

- посеять кровь из сердца, ткань печени и селезенки на кровяной агар;

- учесть результат посева из органов.

2. Микрофлора тела человека. Учесть результат опыта по определению бактерицидной активности кожи. (Задание № 4, стр. 76).

3. Факторы естественной резистентности:

а) ознакомиться с методами определения лизоцима, комплемента и бактерицидной активности сыворотки;

б) учесть результат опыта по определению лизоцима, комплемента и бактерицидной активности сыворотки. (Задание № 5, стр. 77-79).

IV. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:

1. Роль макроорганизма в инфекционном процессе (понятие о восприимчивости, инфекционной чувствительности).

2. Причины и условия, влияющие на восприимчивость и инфекционную чувствительность макроорганизма.

3. Факторы естественной резистентности организма человека.

4. Влияние внешней среды на устойчивость макроорганизма к действию патогенных микробов.

5. Роль социальных факторов в возникновении и развитии инфекционного процесса.

6. Этапы в развитии инфекционного заболевания.

7. Пути распространения микробов и токсинов в организме.

8. Формы инфекционного процесса по длительности происхождению, по выраженности клинических проявлений, по числу возбудителей.

9. Экспериментальная инфекция и ее значение в научных исследованиях и практической медицине. Биологический метод диагностики (биологическая проба).

Студенту предлагается дома заполнить таблицу по роли факторов естественной резистентности:

Название фактора(ов) Роль в антимикробной защите Факторы естественной резистентности (для внесения в незаполненный столбец таблицы)
1. а), б), в) 1. Секреция цитокинов, регулирующих клеточные и гуморальные механизмы защиты Нейтрофилы Естественные киллеры (NК-клетки) Белки системы комплемента Белки острой фазы (БОФ) Лизоцим Дефенсины Макрофаги Дендритные клетки Тромбоцитарный катионный белок (ТКБ)
2. а), б) 2. Фагоцитоз внеклеточных патогенов
3. 3. Лизис клеточной стенки преимущественно Гр+ бактерий
4. а), б) 4. Опсонины (факторы, усиливающие фагоцитоз)
5. а), б) 5. Уничтожение клеток, инфицированных микроорганизмами, опухолевые клетки
6. 6. Лизис преимущественно Гр- бактерий и усиле-ние цитолиза инфицированных, опухолевых клеток хозяина
7. а), б) 7. Универсальный антимикробный фактор (широкий спектр антимикробного действия)  

Раздел «И М М У Н И Т Е Т»

План самостоятельной работы студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов

 

РАЗДЕЛ: Учение об иммунитете. Применение иммунологических реакций в лабораторной практике. Принципы специфической профилактики и терапии инфекционных заболеваний.

З А Н Я Т И Е № 1

I. Тема: «Учение об иммунитете. Система «антиген-антитело» в диагностике инфекционных заболеваний: реализация 1-го принципа – поиск антигенов».

 

II. Цель: 1. Изучить общие закономерности взаимодействия антигенов с организмом человека и в системе «антиген-антитело».

2. Изучить принципы и овладеть методами постановки реакции для идентификации бактерий на основе выявления специфических антигенов.

3. Ознакомиться с принципами изготовления и применения диагностических препаратов.

 

III. План самостоятельной работы:

1. Изучить таблицу-схему «Принципы практического использования системы «антиген-антитело» при диагностике инфекционных заболеваний».

2. Учесть реакцию агглютинации для определения вида микроба.(Задание № 1, стр. 91-92).

3. Поставить реакцию агглютинации для определения типа микроба.(Задание № 2, стр. 92-93).

4. Учесть результат реакции преципитации в агаре для определения токсигенности дифтерийных бактерий. (Задание № 3, стр. 93).

5. Изучить механизм реакции иммуннофлуоресценции (прямой и непрямой).

6. Изучить диагностические препараты. (Задание № 8, стр. 97).

 

IV. Вопросы для подготовки:

1. Иммунитет. Определение понятия.

2. Виды иммунитета по происхождению и условию формирования.

3. Характеристика гуморальных и клеточных факторов иммунитета.

4. Антигены. Определение. Свойства. Химическая природа. Материальная основа специфичности.

5. Антигенная структура бактериальной клетки. Виды антигенов по специфичности. Значение для практической медицины.

6. Реакция преципитации. Ингредиенты. Механизм. Практическое использование.

7. Реакция агглютинации. Ингредиенты. Механизм. Практическое использование.

8. Механизм реакции иммунофлуоресценции. Практическое использование.

9. Использование антигенов и антител в медицинской практике для диагностики заболеваний. Диагностические препараты: виды, определение, получение, применение.

10. Монорецепторные сыворотки: определение, специфичность, получение, применение.

11. Моноклональные антитела. Гибридомы.

Самостоятельная работа во внеучебное время:

В тетради практических занятий нарисовать схему бактериальной клетки с антигенами различной локализации.

З А Н Я Т И Е № 2

I. Тема: «Система «антиген-антитело» в диагностике инфекционных болезней: реализация II-ого принципа – поиск специфических изменений в организме».

 

II. Цель:

1. Изучить принципы и овладеть методами постановки реакций иммунитета для определения антител.

2. Изучить принципы и методы оценки иммунного статуса человека.

 

III. План самостоятельной работы:

1. Учесть и объяснить результат реакции агглютинации для серологической диагностики заболевания. (Задание № 4, стр. 93-94).

2. Разобрать механизм и учесть результат РПГА для определения динамики антител в сыворотке крови больного. (Задание № 5, стр 94-95).

3. Изучить механизм реакции Кумбса.

4. Изучить методы выявления и оценки некоторых показателей иммунного статуса человека (иммуноглобулины, Т- и В-лимфоциты, фагоцитарный показатель) (Задание № 3, стр. 105-107).

 

IV. Вопросы для подготовки:

1. Механизм иммунного ответа. Взаимодействие Т-, В-лимфоцитов и макрофагов. Их роль в клеточном и гуморальном иммунитете.

2. Антитела. Классы иммуноглобулинов, их определение.

3. Аутоантигены, аутоантитела. Их роль в инфекционной патологии.

4. Серологическая диагностика инфекционных заболеваний. Отличие истинной от анемнестической реакции иммунитета.

5. Использование реакции агглютинации и ее разновидности (реакции пассивной гемагглютинации, реакция Кумбса) для серологической диагностики инфекционных заболеваний.

6. Иммунный статус человека. Основные показатели.

7. Определение классов иммуноглобулинов. Метод радиальной иммунодиффузии по Манчини.

8. Принципы определения Т- и В-лимфоцитов. Реакция Е- и ЕАС-розеткообразования.

9. Оценка функциональной активности фагоцитов. Фагоцитарный показатель.

 

 

Самостоятельная работа во внеучебное время:

В тетради практических занятий зарисовать схему молекулы иммуноглобулина с обозначением фрагментов и полипептидных цепочек.

З А Н Я Т И Е № 3

I. Тема: «Применение иммунологических реакций в лабораторной практике. Принципы специфической профилактики и терапии инфекционных болезней.

 

II. Цель:

1. Изучить механизм и практическое использование реакции связывания комплемента, иммуноферментного анализа.

2. Изучить основные группы препаратов, использующихся для специфической профилактики и терапии инфекционных болезней.

3. Изучить механизм и практическое значение гиперчувствительности немедленного и замедленного типов.

 

III. План самостоятельной работы:

1. Заслушать рефераты по теме: «Гиперчувствительность немедленного и замедленного типов».

2. Изучить таблицы: «Реакция связывания комплемента», «Метод иммуноферментного анализа».

3. Изучить ингредиенты и учесть результат реакции связывания комплемента. (Задание № 6, стр. 95-96).

4. Учесть результат иммуноферментного анализа. (Задание № 7, стр. 96).

5. Изучить диагностические препараты для выявления гиперчувствительности замедленного типа (аллергены). (Задание № 1, стр. 104).

6. Рассмотреть таблицу «Специфические лечебные и профилактические препараты».

7. Изучить препараты для специфической профилактики и терапии инфекционных заболеваний. (Задание № 2, стр.104-105).

 

IV. Вопросы для подготовки:

1. Лизины, бактериолизины. Реакция связывания комплемента. Ингредиенты. Механизм. Практическое использование.

2. Иммуноферментный анализ. Механизм. Практическое использование.

3. Гиперчувствительность немедленного и замедленного типов. Механизм возникновения. Роль в инфекционной патологии. Практическое значение.

4. Вакцины. Получение, показания для применения.

5. Сыворотки и иммуноглобулины лечебные, профилактические. Получение, показания для применения.

 

Самостоятельная работа во внеучебное время:

в тетради практических занятий заполнить таблицу:

Отметить несколько отличий ГНТ и ГЗТ

 

  ГНТ ГЗТ
Механизм    
Время развития    
Десенсибилизация    
Применение в микробиологических методах диагностики    

З А Н Я Т И Е № 4

 

(И т о г о в о е)

 

 

I. Тема: Учение об инфекции и иммунитете. Практическое использование реакций иммунитета.

 

 

II. Цель: Обсудить основные вопросы и подвести итог изучению раздела «Инфекция и иммунитет».

 

 

III. План работы:

  1. Письменный или компьютерный ответ на тесты.
  2. Устный ответ на теоретические вопросы по разделу «Инфекция и иммунитет» (смотри экзаменационные вопросы на стенде).
  3. Демонстрация практических навыков по использованию системы «Антиген-антитело» в диагностике, специфической терапии и профилактике инфекционных заболеваний (характеристика микро- и макропрепаратов, оценка результатов реакций иммунитета).
  4. Игра «Слабое звено».

 

 

Примечание: Студенты, имеющие задолженности, к итоговому занятию не допускаются.

 

Раздел «МИКРОБИОЛОГИЯ КОККОВЫХ ИНФЕКЦИЙ»

План самостоятельной работы студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов

РАЗДЕЛ: Основные методы лабораторной диагностики кокковых инфекций. Принципы специфической профилактики и терапии кокковых инфекций.

З А Н Я Т И Е № 1

 

I. Тема: «Госпитальные инфекции стафилококковой этиологии. Стафилококковое бактерионосительство. Специфическая терапия и профилактика стафилококковых инфекций».

II. Цель:

1. Изучить этиологию, эпидемиологию и патогенез стафилококковых инфекций.

2. Овладеть основными методами лабораторной диагностики и санации стафилококковых бактерионосителей.

3. Научиться практически решать задачи специфической профилактики и терапии стафилококковых инфекций.

III. План самостоятельной работы на занятии:

1. Изучить схемы лабораторной диагностики стафилококковых инфекций (стр. 113).

2. Решение практических задач по следующим разделам темы:

2.1. Цитоскопическое исследование на стафилококковое бактерионосительство (задание 2,стр. 125).

2.2. Бактериологическое исследование для установления этиологии послеоперационного осложнения и выявления резидентного стафилококкового бактерионосителя (задание 3, стр. 125-126).

2.3. Выбор препарата для санации стафилококкового бактерионосителя (задание 4, стр. 126-127).

2.4. Специфическая терапия стафилококковых инфекций (задание 5, стр. 127-128).

3. Решение ситуационных задач (тесты II-III-его уровней).

IV. Вопросы для самоподготовки:

  1. Этиология стафилококковых инфекций: классификация и свойства возбудителей. Характеристика токсинов и ферментов патогенности, факторов персистенции.
  2. Эпидемиология и патогенез стафилококковых инфекций. Госпитальные инфекции.
  3. Лабораторная диагностика гнойно-воспалительных заболеваний стафилококковой этиологии.
  4. Лабораторная диагностика стафилококкового бактерионосительства.
  5. Методы санации стафилококковых бактерионосителей.
  6. Специфическая терапия и профилактика стафилококковых инфекций.

Задача для домашней письменной работы:

Задача. У больного А. в различных участках кожи возникли множественные очаги гнойного характера. Врач клинически поставил диагноз «Фурункулез» и направил больного на обследование. Было проведено бактериоскопическое, бактериологическое и серологическое исследование для выяснения этиологии заболевания. Дайте диагностическую оценку результатам исследования, заполнив таблицу.

Метод исследования Диагностическая ценность
Бактериоскопический  
Бактериологический  
Серологический  

З А Н Я Т И Е № 2

I. Тема: «Стрептококки, нейссерии (менингококки, гонококки). Микробиология стрептококковых и нессериальных инфекций».

II. Цель:

1. Разобрать вопросы эпидемиологии, патогенеза и иммунитета стрептококковых и нейссериальных инфекций.

  1. Овладеть основными методами лабораторной диагностики стрептококковых и нейссериальных инфекций.
  2. Научиться практически решать задачи терапии и специфической профилактики стрептококковых, нейссериальных инфекций.

 

III. План самостоятельной работы на занятии:

  1. Изучить схемы лабораторной диагностики стрептококковых, менингококковых инфекций, гонореи (стр. 116, 119, 122).
  2. Решение практических задач на проблемную ситуацию.

2.1.Бактериоскопический метод диагностики менингита (задание 6, стр. 127-128).

2.2.Бактериологический метод диагностики стрептококковых инфекций (задание 7, стр 128).

2.3.Бактериоскопический и серологический метод диагностики гонореи (задание 8, стр 129).

  1. Решение ситуационных задач (тесты II-III-его уровней).

IV. Вопросы для самоподготовки:

  1. Стрептококки. Таксономия. Характеристика токсинов и ферментов патогенности.
  2. Патогенез стрептококковых инфекций. Роль стрептококков группы А в этиологии и патогенезе ангины, скарлатины, рожистого воспаления, острого гломерулонефрита, ревматизма и др. Роль стрептококка пневмонии, стрептококков группы В, энтерококков в патологии.
  3. Лабораторная диагностика стрептококковых инфекций.
  4. Анаэробные грамположительные кокки: пептококки, пептострептококки. Таксономия. Роль в патологии. Лабораторная диагностика заболеваний.
  5. Патогенные нейссерии: менингококки и гонококки. Таксономия. Биологические свойства.
  6. Патогенез менингококковой инфекции, острой и хронической гонореи.
  7. Лабораторная диагностика нейссериальных инфекций.
  8. Терапия и профилактика стрептококковых и нейссериальных инфекций.

Задача для домашней письменной работы:

Задача. У больного Б. на 3 день заболевания был поставлен клинический диагноз “Гонорея”. Врач для подтверждения диагноза взял кровь для исследования сыворотки с помощью РСК. Каким должен быть результат этой реакции? В чем состояла ошибка врача при выборе метода лабораторного исследования? Когда при подозрении на гонорею будет обосновано проведение серологического метода исследования?


Раздел «МИКРОБИОЛОГИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА И ДИФТЕРИИ»

З А Н Я Т И Е № 3

I. Тема: Микробиология туберкулеза и дифтерии.

II. II. Цель:

  1. Изучить этиологию, эпидемиологию, патогенез дифтерии, туберкулеза и проказы.
  2. Овладеть основными методами лабораторной диагностики дифтерии и туберкулеза.
  3. Научиться практически решать задачи специфической терапии и профилактики дифтерии, туберкулеза.

III. План самостоятельной работы на занятии:

1. Рассмотреть рост палочек дифтерии на элективных питательных средах. (демонстрация)

2. Изучить схемы лабораторной диагностики туберкулеза и дифтерии (стр. 135-137).

3. Решить практические задачи на проблемную ситуацию:

3.1. Лабораторная диагностика и терапия дифтерии (задание 1, стр. 140).

3.2. Специфическая профилактика дифтерии (задание 2, стр. 140-141).

3.3. Лабораторная диагностика туберкулеза легких (задание 4, стр. 141-142).

4. Изучить специфические препараты, применяемые для диагностики, терапии, профилактики дифтерии и туберкулеза (задание 5, стр. 142).

5. Изучить схему лабораторной диагностики коклюша и специфические препараты

IV. Вопросы для самоподготовки:

1. Таксономия микобактерий. Морфобиологические свойства микобактерий туберкулеза.

2. Эпидемиология и патогенез туберкулеза. Роль ГЗТ в патогенезе и иммунитете при туберкулезе.

3. Методы лабораторной диагностики туберкулеза. Аллергическая проба и ее практическое значение.

4. Специфическая профилактика туберкулеза. Терапия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.37.169 (0.298 с.)