Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перечень практических навыков:
1. Иммерсионный метод микроскопии. 2. Оценка антибиотикограммы.
План самостоятельной работы для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов по теме «Инфекция» (два занятия)
З А Н Я Т И Е 1 I. ТЕМА: Инфекционный процесс. Микрофлора внешней среды и тела человека. II. ЦЕЛЬ: 1. Изучить роль микробов в инфекционном процессе. 2. Овладеть методами изучения и оценки микрофлоры внешней среды и тела человека. III. План самостоятельной работы: 1. Учесть результат посева воздуха различных помещений лечебно- профилактического учреждения (Задание № 1, стр. 72-73). 2. Оценить результат определения коли-индекса воды.(Задание 2,стр. 74). 3. Изучить макропрепараты, демонстрирующие факторы вирулентности бактерий (Задание № 3, стр. 74-75). 4. Ознакомиться с таблицами «Нормальная микрофлора тела человека» и «Микрофлора кишечника новорожденных». 5. Определение бактерицидности кожи (начало), (Задание № 4, стр. 76). IV. Вопросы для подготовки: 1. Определение понятий: «инфекция», «инфекционный процесс», «инфекционное заболевание». 2. Движущие силы инфекционного процесса. 3. Роль микробов в инфекционном процессе. Патогенность и вирулентность. Факторы вирулентности. 4. Микрофлора внешней среды и тела человека, ее роль в происхождении патогенных микробов. 5. Роль нормальной микрофлоры тела человека в норме и при патологии. 6. Коли-титр. Коли-индекс. Методы определения.
Студенту предлагается дома заполнить таблицу по классификации факторов вирулентности бактерий.
З А Н Я Т И Е № 2 I. ТЕМА: Биологический метод диагностики. Экспериментальная инфекция. II. ЦЕЛЬ: 1. Изучить роль макроорганизма и внешней среды в инфекционном процессе.
2. Изучить методы воспроизведения и оценки экспериментальной инфекции. 3. Овладеть навыком оценки результатов биологического метода диагностики. 4. Овладеть методами оценки микрофлоры тела человека и факторов естественной резистентности. III. ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: 1. Экспериментальная инфекция (биологический метод) (Задание № 6, стр. 79-81). а) демонстрация способов заражения животных; б) воспроизведение экспериментальной бактериальной инфекции на мышах: - приготовить препарат из культуры бактерий, используемой для заражения мыши; - произвести внутрибрюшинное заражения мыши; в) вскрытие погибших животных: - приготовить и окрасить метиленовым синим препараты из крови, печени и селезенки; - посеять кровь из сердца, ткань печени и селезенки на кровяной агар; - учесть результат посева из органов. 2. Микрофлора тела человека. Учесть результат опыта по определению бактерицидной активности кожи. (Задание № 4, стр. 76). 3. Факторы естественной резистентности: а) ознакомиться с методами определения лизоцима, комплемента и бактерицидной активности сыворотки; б) учесть результат опыта по определению лизоцима, комплемента и бактерицидной активности сыворотки. (Задание № 5, стр. 77-79). IV. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ: 1. Роль макроорганизма в инфекционном процессе (понятие о восприимчивости, инфекционной чувствительности). 2. Причины и условия, влияющие на восприимчивость и инфекционную чувствительность макроорганизма. 3. Факторы естественной резистентности организма человека. 4. Влияние внешней среды на устойчивость макроорганизма к действию патогенных микробов. 5. Роль социальных факторов в возникновении и развитии инфекционного процесса. 6. Этапы в развитии инфекционного заболевания. 7. Пути распространения микробов и токсинов в организме. 8. Формы инфекционного процесса по длительности происхождению, по выраженности клинических проявлений, по числу возбудителей. 9. Экспериментальная инфекция и ее значение в научных исследованиях и практической медицине. Биологический метод диагностики (биологическая проба). Студенту предлагается дома заполнить таблицу по роли факторов естественной резистентности:
Раздел «И М М У Н И Т Е Т» План самостоятельной работы студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов
РАЗДЕЛ: Учение об иммунитете. Применение иммунологических реакций в лабораторной практике. Принципы специфической профилактики и терапии инфекционных заболеваний. З А Н Я Т И Е № 1 I. Тема: «Учение об иммунитете. Система «антиген-антитело» в диагностике инфекционных заболеваний: реализация 1-го принципа – поиск антигенов».
II. Цель: 1. Изучить общие закономерности взаимодействия антигенов с организмом человека и в системе «антиген-антитело». 2. Изучить принципы и овладеть методами постановки реакции для идентификации бактерий на основе выявления специфических антигенов. 3. Ознакомиться с принципами изготовления и применения диагностических препаратов.
III. План самостоятельной работы: 1. Изучить таблицу-схему «Принципы практического использования системы «антиген-антитело» при диагностике инфекционных заболеваний». 2. Учесть реакцию агглютинации для определения вида микроба.(Задание № 1, стр. 91-92). 3. Поставить реакцию агглютинации для определения типа микроба.(Задание № 2, стр. 92-93). 4. Учесть результат реакции преципитации в агаре для определения токсигенности дифтерийных бактерий. (Задание № 3, стр. 93). 5. Изучить механизм реакции иммуннофлуоресценции (прямой и непрямой). 6. Изучить диагностические препараты. (Задание № 8, стр. 97).
IV. Вопросы для подготовки: 1. Иммунитет. Определение понятия. 2. Виды иммунитета по происхождению и условию формирования. 3. Характеристика гуморальных и клеточных факторов иммунитета. 4. Антигены. Определение. Свойства. Химическая природа. Материальная основа специфичности. 5. Антигенная структура бактериальной клетки. Виды антигенов по специфичности. Значение для практической медицины. 6. Реакция преципитации. Ингредиенты. Механизм. Практическое использование. 7. Реакция агглютинации. Ингредиенты. Механизм. Практическое использование. 8. Механизм реакции иммунофлуоресценции. Практическое использование. 9. Использование антигенов и антител в медицинской практике для диагностики заболеваний. Диагностические препараты: виды, определение, получение, применение. 10. Монорецепторные сыворотки: определение, специфичность, получение, применение.
11. Моноклональные антитела. Гибридомы. Самостоятельная работа во внеучебное время: В тетради практических занятий нарисовать схему бактериальной клетки с антигенами различной локализации. З А Н Я Т И Е № 2 I. Тема: «Система «антиген-антитело» в диагностике инфекционных болезней: реализация II-ого принципа – поиск специфических изменений в организме».
II. Цель: 1. Изучить принципы и овладеть методами постановки реакций иммунитета для определения антител. 2. Изучить принципы и методы оценки иммунного статуса человека.
III. План самостоятельной работы: 1. Учесть и объяснить результат реакции агглютинации для серологической диагностики заболевания. (Задание № 4, стр. 93-94). 2. Разобрать механизм и учесть результат РПГА для определения динамики антител в сыворотке крови больного. (Задание № 5, стр 94-95). 3. Изучить механизм реакции Кумбса. 4. Изучить методы выявления и оценки некоторых показателей иммунного статуса человека (иммуноглобулины, Т- и В-лимфоциты, фагоцитарный показатель) (Задание № 3, стр. 105-107).
IV. Вопросы для подготовки: 1. Механизм иммунного ответа. Взаимодействие Т-, В-лимфоцитов и макрофагов. Их роль в клеточном и гуморальном иммунитете. 2. Антитела. Классы иммуноглобулинов, их определение. 3. Аутоантигены, аутоантитела. Их роль в инфекционной патологии. 4. Серологическая диагностика инфекционных заболеваний. Отличие истинной от анемнестической реакции иммунитета. 5. Использование реакции агглютинации и ее разновидности (реакции пассивной гемагглютинации, реакция Кумбса) для серологической диагностики инфекционных заболеваний. 6. Иммунный статус человека. Основные показатели. 7. Определение классов иммуноглобулинов. Метод радиальной иммунодиффузии по Манчини. 8. Принципы определения Т- и В-лимфоцитов. Реакция Е- и ЕАС-розеткообразования. 9. Оценка функциональной активности фагоцитов. Фагоцитарный показатель.
Самостоятельная работа во внеучебное время: В тетради практических занятий зарисовать схему молекулы иммуноглобулина с обозначением фрагментов и полипептидных цепочек. З А Н Я Т И Е № 3 I. Тема: «Применение иммунологических реакций в лабораторной практике. Принципы специфической профилактики и терапии инфекционных болезней.
II. Цель: 1. Изучить механизм и практическое использование реакции связывания комплемента, иммуноферментного анализа.
2. Изучить основные группы препаратов, использующихся для специфической профилактики и терапии инфекционных болезней. 3. Изучить механизм и практическое значение гиперчувствительности немедленного и замедленного типов.
III. План самостоятельной работы: 1. Заслушать рефераты по теме: «Гиперчувствительность немедленного и замедленного типов». 2. Изучить таблицы: «Реакция связывания комплемента», «Метод иммуноферментного анализа». 3. Изучить ингредиенты и учесть результат реакции связывания комплемента. (Задание № 6, стр. 95-96). 4. Учесть результат иммуноферментного анализа. (Задание № 7, стр. 96). 5. Изучить диагностические препараты для выявления гиперчувствительности замедленного типа (аллергены). (Задание № 1, стр. 104). 6. Рассмотреть таблицу «Специфические лечебные и профилактические препараты». 7. Изучить препараты для специфической профилактики и терапии инфекционных заболеваний. (Задание № 2, стр.104-105).
IV. Вопросы для подготовки: 1. Лизины, бактериолизины. Реакция связывания комплемента. Ингредиенты. Механизм. Практическое использование. 2. Иммуноферментный анализ. Механизм. Практическое использование. 3. Гиперчувствительность немедленного и замедленного типов. Механизм возникновения. Роль в инфекционной патологии. Практическое значение. 4. Вакцины. Получение, показания для применения. 5. Сыворотки и иммуноглобулины лечебные, профилактические. Получение, показания для применения.
Самостоятельная работа во внеучебное время: в тетради практических занятий заполнить таблицу: Отметить несколько отличий ГНТ и ГЗТ
З А Н Я Т И Е № 4
(И т о г о в о е)
I. Тема: Учение об инфекции и иммунитете. Практическое использование реакций иммунитета.
II. Цель: Обсудить основные вопросы и подвести итог изучению раздела «Инфекция и иммунитет».
III. План работы:
Примечание: Студенты, имеющие задолженности, к итоговому занятию не допускаются.
Раздел «МИКРОБИОЛОГИЯ КОККОВЫХ ИНФЕКЦИЙ» План самостоятельной работы студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов РАЗДЕЛ: Основные методы лабораторной диагностики кокковых инфекций. Принципы специфической профилактики и терапии кокковых инфекций. З А Н Я Т И Е № 1
I. Тема: «Госпитальные инфекции стафилококковой этиологии. Стафилококковое бактерионосительство. Специфическая терапия и профилактика стафилококковых инфекций».
II. Цель: 1. Изучить этиологию, эпидемиологию и патогенез стафилококковых инфекций. 2. Овладеть основными методами лабораторной диагностики и санации стафилококковых бактерионосителей. 3. Научиться практически решать задачи специфической профилактики и терапии стафилококковых инфекций. III. План самостоятельной работы на занятии: 1. Изучить схемы лабораторной диагностики стафилококковых инфекций (стр. 113). 2. Решение практических задач по следующим разделам темы: 2.1. Цитоскопическое исследование на стафилококковое бактерионосительство (задание 2,стр. 125). 2.2. Бактериологическое исследование для установления этиологии послеоперационного осложнения и выявления резидентного стафилококкового бактерионосителя (задание 3, стр. 125-126). 2.3. Выбор препарата для санации стафилококкового бактерионосителя (задание 4, стр. 126-127). 2.4. Специфическая терапия стафилококковых инфекций (задание 5, стр. 127-128). 3. Решение ситуационных задач (тесты II-III-его уровней). IV. Вопросы для самоподготовки:
Задача для домашней письменной работы: Задача. У больного А. в различных участках кожи возникли множественные очаги гнойного характера. Врач клинически поставил диагноз «Фурункулез» и направил больного на обследование. Было проведено бактериоскопическое, бактериологическое и серологическое исследование для выяснения этиологии заболевания. Дайте диагностическую оценку результатам исследования, заполнив таблицу.
З А Н Я Т И Е № 2 I. Тема: «Стрептококки, нейссерии (менингококки, гонококки). Микробиология стрептококковых и нессериальных инфекций». II. Цель: 1. Разобрать вопросы эпидемиологии, патогенеза и иммунитета стрептококковых и нейссериальных инфекций.
III. План самостоятельной работы на занятии:
2.1.Бактериоскопический метод диагностики менингита (задание 6, стр. 127-128). 2.2.Бактериологический метод диагностики стрептококковых инфекций (задание 7, стр 128). 2.3.Бактериоскопический и серологический метод диагностики гонореи (задание 8, стр 129).
IV. Вопросы для самоподготовки:
Задача для домашней письменной работы: Задача. У больного Б. на 3 день заболевания был поставлен клинический диагноз “Гонорея”. Врач для подтверждения диагноза взял кровь для исследования сыворотки с помощью РСК. Каким должен быть результат этой реакции? В чем состояла ошибка врача при выборе метода лабораторного исследования? Когда при подозрении на гонорею будет обосновано проведение серологического метода исследования? Раздел «МИКРОБИОЛОГИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА И ДИФТЕРИИ» З А Н Я Т И Е № 3 I. Тема: Микробиология туберкулеза и дифтерии. II. II. Цель:
III. План самостоятельной работы на занятии: 1. Рассмотреть рост палочек дифтерии на элективных питательных средах. (демонстрация) 2. Изучить схемы лабораторной диагностики туберкулеза и дифтерии (стр. 135-137). 3. Решить практические задачи на проблемную ситуацию: 3.1. Лабораторная диагностика и терапия дифтерии (задание 1, стр. 140). 3.2. Специфическая профилактика дифтерии (задание 2, стр. 140-141). 3.3. Лабораторная диагностика туберкулеза легких (задание 4, стр. 141-142). 4. Изучить специфические препараты, применяемые для диагностики, терапии, профилактики дифтерии и туберкулеза (задание 5, стр. 142). 5. Изучить схему лабораторной диагностики коклюша и специфические препараты IV. Вопросы для самоподготовки: 1. Таксономия микобактерий. Морфобиологические свойства микобактерий туберкулеза. 2. Эпидемиология и патогенез туберкулеза. Роль ГЗТ в патогенезе и иммунитете при туберкулезе. 3. Методы лабораторной диагностики туберкулеза. Аллергическая проба и ее практическое значение. 4. Специфическая профилактика туберкулеза. Терапия. 5. Таксономия и характеристика возбудителя дифтерии. 6. Эпидемиология и патогенез дифтерии. 7. Лабораторная диагностика дифтерии. Выявление токсигенности дифтерийной палочки. 8. Иммунитет при дифтерии. Выявление антитоксинов (РПГА). 9. Специфическая профилактика и терапия дифтерии. 10. Лабораторная диагностика, профилактика и терапия коклюша и проказы. Задача для домашней письменной работы: В семье заболела дочь-студентка, предполагаемый диагноз “Туберкулез легких”. Проведено лабораторное обследование на туберкулез всех членов семьи, результаты которого представлены в таблице. По результатам обследования заполните графы таблицы.
Лечебный, педиатрический и медико-профилактический факультеты МИКРОБИОЛОГИЯ РИККЕТСИОЗОВ И ХЛАМИДИОЗОВ
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:
1. Морфологическое и биологическое своеобразие риккетсий. Особенности культивирования. 2. Классификация риккетсиозов по П.Ф. Здродовскому. 3. Патогенез основных риккетсиозов. 4. Лабораторная диагностика сыпных тифов, Ку-лихорадки, пятнистых лихорадок. 5. Специфическая профилактика риккетсиозов. Неспецифические противоэпидемические мероприятия при риккетсиозах. 6. Хламидии, морфобиологические свойства, культивирование. 7. Патогенез хламидиозов. 8. Лабораторная диагностика хламидиозов.
ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА ЗАНЯТИИ:
1. Освоить навыки оценки результатов серологической диагностики сыпного тифа (Работа 1). 2. Определить диагностическую ценность серологического исследования в дифференциальной диагностике болезни Бриля (Работа 2). 3. Изучить препараты для специфической диагностики и профилактики риккетсиозов (Работа 3). Самостоятельная работа во внеучебное время: в тетради для практических занятий составить и заполнить таблицу:
П л а н самостоятельной работы студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.186.218 (0.109 с.) |