Характеристика и особенности функционирования франчайзинга в рамках туристического предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика и особенности функционирования франчайзинга в рамках туристического предложения



Слово «франчайзинг» произошло от французского «franchise», что означает «льгота, привилегия, освобождение от налога, взноса». Впоследствии это слово закрепилось в англоязычных государствах.

В зависимости от фонетических особенностей языков производные слова от «franchise» имеют разное звучание, в ряде случаев вводит в заблуждение отечественных предпринимателей и вызывает недоверие как к самому термину, так и к системе в целом.

Появление франчайзинга относят к началу 1800-х годов, к так называемой системе «связанных домов», используемой британскими броварщиками. В 1860 г.. По схеме, очень близкой к франчайзингу, работал-ла фабрика «Singer», специализирующаяся на производстве швейных машинок. Для прорыва на рынке с 1898 г.. в своей практике стала активно использовать систему франчайзинга компания «General Motors», которая насчитывает в настоящее время порядка 11 тыс. членов.

Разработанная в 1886 формула «Соса-Соlа» и ее продажа в 1900 привела к мощному толчку в развитии франчайзинга; система стала стремительно распространяться под известной всем до сих пор маркой «Соса-Соlа».

Наибольший успех в развитии системы удалось достичь в 50-х годах нашего столетия братьям Макдональд. В настоящее время франчайзинговая система «МсDоnаlds» насчитывает более 14 тыс. предприятий в различных странах мира. Сегодня франчайзинг получил развитие более чем в 70 отраслях. Франчайзинг признан в мире как наиболее прогрессивная форма ведения бизнеса и широко распространен в зарубежной практике. Догор франчайзинга является самостоятельным объектом правового регулирования более чем в 80 странах мира. В Украине франчайзинг получил свое развитие с приходом на рынок таких крупных компаний, как «Pizza Hut», «Kodak», «McDonalds», «Coca-Cola» и др.

По своей сущности франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, которая заключается в передаче одной стороной (фирмой, имеющей, как правило, ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (фирме или индивидуальному частному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или услуг (товарного знака или знака обслуживания, фирменного стиля), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации, использование которой другой стороной будет способствовать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг. При этом передающая сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь.

Франчайзинга присущи следующие основные черты и особенности:

франчайзинг предполагает собой наличие двух сторон сделки (договора) - «франчайзера» и «франчайзи»;

франчайзер является обладателем исключительных прав: товарного знака, фирменного стиля, патента, идеи, авторского права и аналогичных прав. Используя «простую» терминологию, франчайзер является правообладателем;

франчайзер, будучи правообладателем, передает свои права франчайзи на определенных условиях. Франчайзи осуществляет свою деятельность под товарным знаком франчайзера, использует его репутацию на рынке товаров (услуг, работ) и по своем фирменном стиле идентифицируется с франчайзером;

франчайзер один; франчайзи, работающие по договору с правообладателем, может быть несколько, то есть это своего рода сеть, работающая по единой методологии. Отношения по договору франчайзинга предполагают собой высокую этику деловых отношений, исключающих способы преобразования в пирамидные формы, то есть расширение и продажа дистрибьюторських сетей. Суть франчайзинга - ведение своего бизнеса, суть сетей - продажа частей сети и привлечения как можно больше участников;

Для успешного ведения бизнеса франчайзер обеспечивает франчайзи различными формами поддержки и пользуется правом регулирования деятельности франчайзи с целью сохранения репутации на рынке, не нарушая при этом его юридической и экономической самостоятельности:

за пользования правами франчайзера и поддержку, что делается, франчайзи делает определенные платежи;

договор франчайзинга имеет индивидуальный характер и зависит от условий деятельности, проводимой франчайзером, и не может быть тиражирован на другие системы.

Франчайзинг в зависимости от направления бывает четырех видов:

франчайзинг товара;

производственный франчайзинг;

сервисний франчайзинг;

франчайзинг бизнес формата.

В сфере туризма франчайзинг формируется по принципу сервисного франчайзинга, поэтому опишем только этот вид франчайзинга:

Сервисный франчайзинг получил широкое распространение и является перспективной технологией ведения бизнеса. Основная направленность сервисного франчайзинга - высокий уровень обслуживания потребителей. Благодаря совместной политике, проводимой франчайзером и франчайзи, потребителю быстро становится известно, какое количество и качество услуг ему может быть гарантировано в определенный промежуток времени на предприятиях определенной торговой марки. Проинформированность экономит время потребителей на поиск и удовлетворение своих потребностей, а ожидаемое качество обслуживания делает кроме всего прочего положительное эмоциональное воздействие, что повышает вероятность повторных обращений к франчайзи. Потребитель идентифицирует правообладателя и пользователя товарной марки, дает дополнительные импульсы развития франчайзинговой системы.

Успех франчайзинга основан на выполнении следующих основных принципов:

постоянное сотрудничество и высокая степень доверия партнеров;

общая для системы стратегия сбыта и ценовая политика;

совместное присутствие на рынке;

предоставление поддержки и обмен информацией;

высокая степень предпринимательской инициативы;

планирование и прогнозирования развития системы;

совместная политика в регионах деятельности;

преимущества конкуренции;

налаженная система поставок.

Можно выделить ряд основных преимуществ, появляющихся у сторон, организующих свою деятельность на основе системы франчайзинга.

Преимущества для франчайзера:

значительное расширение рынка сбыта товаров и услуг и увеличение степени контроля на рынке;

возможность сбыта товаров и услуг на удаленных территориях и ведения территориального раздела рынка с целью ограничения конкуренции между франчайзи без нарушения антимонопольного законодательства;

регулирование и контроль за качеством ведения бизнеса;

проведение единой ценовой политики без опасения нарушения антимонопольного законодательства;

возможность расширение опыта ведения бизнеса на основе использования информации от франчайзи;

заинтересованность франчайзи как самостоятельного юридического лица в успехе и процветании, следовательно, в увеличении продаж, в определенной степени гарантирует франчайзеру стабильность получения дополнительного дохода;

получение дополнительного дохода от уступки прав на использование товарного знака, фирменного стиля, объектов интеллектуальной собственности, коммерческой информации;

получение дополнительного дохода при отсутствии высокой степени риска потерять свой капитал, потому что франчайзи имеет свои источники финансирования;

экономия административно-хозяйственных и управленческих расходов, их осуществляет франчайзи;

экономия финансовых ресурсов при отсутствии необходимости создания дочерних предприятий, дополнительных расходов на создание материально-технической базы (производственные, торговые и офисные помещения, оборудование и т.д.), так как франчайзи могут полностью или частично иметь ее в собственности.

Преимущества для франчайзи:

франчайзи является самостоятельным юридическим лицом и не теряет свою никак зависимость при принятии решений;

франчайзи вступает в готовый бизнес, что в значительной степени гарантирует ему процветания

франчайзи имеет право на изучение опыта и использование знаний франчайзера, приобретает возможность постоянной поддержки со стороны франчайзера;

франчайзи выступает под товарным знаком хорошо зарекомендовавшей себя компании, что делает его более привлекательным для потребителя, в отличие от мелкого неизвестного предпринимателя;

франчайзи имеет возможность гарантированного получения товаров и других необходимых элементов для работы без сбоев;

как правило, крупные компании договариваются об условиях своей деятельности на территориях своего присутствия, что гарантирует франчайзи определенный уровень защищенности;

франчайзи при поддержке франчайзера имеет возможность профессионального ведения переговоров с крупными фирмами и финансовыми структурами, практически недоступно мелким предпринимателям;

финансовые институты заинтересованы в предоставлении небольших ссуд, так как рискованность вложений ниже в связи с определенными контрольными функциями франчайзера;

благодаря популярности франчайзера, проведенным маркетинговым исследованиям и рекламным компаниям круг постоянных потребителей франчайзи увеличивается;

в значительной степени снижается риск банкротства;

франчайзи имеет значительную экономию ресурсов и времени на рекламе, обучении, проведении маркетинговых исследований, поиска и доставке товаров, разработке и регистрации собственного товарного знака, отработке технологии ведения бизнеса, ведении переговоров и поиска партнеров.

При внедрении и развитии системы франчайзинга не исключены и риски. К основным рискам можно отнести:

Отсутствие нормативной и законодательной базы по франчайзингу;

Недостаточное количество специалистов, занимающихся системой франчайзинга;

большая степень недоверия к системе в связи с отсутствием разъяснительной работы, в том числе образовательных программ;

фискальная налоговая политика государства, делает проблематичным отчисления дополнительных денежных сумм франчайзеру;

Однако можно констатировать, что франчайзинг в Украине развивается и компании, работающие по этой системе, успешно продвигаются на рынке товаров (работ, услуг).

Франчайзинг - это метод предпринимательства, благодаря которому предприниматель может объединиться с уже действующим большим цепью. Международная Ассоциация франчайзов Организаций (МАФО) дает определение этому феномену как: "... продолжающиеся во времени взаимоотношения, по которым франчайзодатель предоставляет защищенное в законном порядке право заниматься определенной предпринимательской деятельностью, а также помощь в организации этой деятельности, обучении, реализации и управлении за вознаграждение от франчайзополучателя ".

Франчайзинг может быть разделен на две категории. Первая известная как организация распределения продукта. Примером франчайзинга этой категории может служить производство и распространение прохладительных напитков, готовых к употреблению пищевых продуктов, а также продажа автомобилей.

Вторая известная как форма предпринимательства.

В индустрии гостеприимства наиболее распространена вторая категория франчайзинг. "Холидей Инн", "Рэдиссон Хотелз", рестораны "Деннис" и "Уендиз" является примерами такого подхода. В каждом договоре франшизы Франчайзодатель предоставляет франчайзополучателю право использования символа, ноу-хау. Обычным условием является участие в рыночной стратегии. Франчайзодатель создает полную концепцию предприятия, а франчайзополучатель покупает право использовать имеющиеся наработки.

Наиболее часто и широко применяемой стратегией роста отельных компаний является использование франчайзинговых отношений. Поэтому целесообразно рассмотреть этот феномен успеха XX века более подробно, коснувшись как имеющиеся преимущества этой стратегии, так и проблемы, уже начинающие беспокоить специалистов гостиничного бизнеса. Собственно говоря франчайзинг является одной из форм управления отелями. Франчайзинг относится, в первую очередь, к гостиницам, затем (в меньшей степени) в рестораны и еще в меньшей - к турагентствам. Ни культурные, ни спортивные заведения не входят в системы, связанные франчайзинговыми договорам, несмотря на то что они - нераздельная часть индустрии гостеприимства.

Франчайзинг как способ управления отелями получил полную силу именно в гостиничном бизнесе. Гостиничная цепь предполагает объединение нескольких гостиничных предприятий в коллективный биззнес, осуществляемый под единым руководством и одной торговой маркой. Преимуществом такого объединения является то, что потребители, которые пользуются услугами одного гостиничной цепи, достаточно четко представляют себе качество обслуживания и размещения, независимо от местонахождения конкретного объекта. Это позволяет существенно экономить на рекламе и продвижении нового объекта, поскольку наличие известной торговой марки не только позволяет судить о качестве предлагаемых услуг, но и включает гостиницу в уже действующую сеть бронирования и продаж.

Но даже если отель является частью корпоративной цепи, это не всегда означает коллективный бизнес, поскольку кроме полноправных членов цепи имеются еще ассоциированные члены, участвующие в бизнесе на основе договора франчайзинга (или франшизы).

Франчайзинг - это метод предпринимательства, благодаря которому предприниматель, который имеет гостиницу может объединиться с уже действующей большой цепью.

Франшизодатель предоставляет защищенное в законном порядке право заниматься определенной предпринимательской деятельностью, а также помощь в организации этой деятельности, обучении, реализации и управлении за вознаграждение от франшизополучателя.

На практике сложно определить, к какому типу управления относится то или иное заведение. Ни внешний вид, ни название не могут служить достаточным аргументом для принятия решения.

К основным документам, оформляемым при заключении франчайзингового соглашения, относятся: заявление об условиях, характеризующий франшизодателя и его бизнес, и договор, предусматривающий конкретные условия франчайзинга.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.018 с.)