Логистика, её цель и назначение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логистика, её цель и назначение



Логистика, её цель и назначение

Термин «логистика», известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, получает сегодня широ­кое распространение. Основная причина этого явления зак­лючается в том, что понятие начало использоваться в эко­номике.

Понятие «логистика» пришло из Древней Греции, где оно означило «мышление, расчет, целесообразность». От греков этот термин перешел к римлянам, которые понимали его как «распределение продуктов питания». В Византии логистику считали способом организации снабжения армии и управления ею.

Исторически логистика развивалась как военная дис­циплина. Здесь термин известен с IX в. н. э. (Византия), обо­значая в основном четкую, слаженную работу тыла по обес­печению войск всем необходимым, т. е. работу, которая яв­ляется значимым составляющим боевого успеха.

Талантливые военачальники всегда понимали, какую ключевую роль в победе играют оказавшиеся в нужное время и в нужном месте боеприпасы, горючее, продоволь­ствие, обмундирование. В истории человечества целые вой­ны выигрывались или проигрывались в зависимости от орга­низации снабжения войск.

Другое направление развития логистики — экономи­ческое. Здесь под логистикой понимается научно-практи­ческое направление хозяйствования, заключающееся в эф­фективном управлении материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в сферах производства и обращения.

Кроме названных научно-практических имеется исклю­чительно научное направление развития логистики — ма­тематическое. Живший в XVII — начале XVIII в. немецкий философ, математик и языковед Готфрид Вильгельм Лейб­ниц называл логистикой математическую логику. Появились такие термины, как «банковская логистика», «ин­формационная логистика» и ряд других.

 

Другая группа определений рассматривает логистику как хозяй­ственную деятельность: логистика — направление хозяй­ственной деятельности, которое заключается в управле­нии материальными потоками в сферах производства и обращения.

Несмотря на определенные различия, которые вкла­дывались в понятие логистики в каждом из названных на­правлений, оба они выделяют общий и в совокупности спе­цифичный признак:

-согласованность,

-рациональность,

-точ­ный расчет материальных потоков, иначе уменьшается эффективность производства.

Основное назначение логистики – организация сплошного материального потока (СМП).

Задача СМП нужный груз начинает поступать в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества.

Основная цель организации СМП, а следовательно и логистики – минимизация затрат (70% стоимости продукции производства составляют расходы на операции, связанные с транспортировкой, хранением, упаковкой и т.д.).

 

Основные задачи логистики

1.Прогноз спроса и, на его основе, планирование запасов;

2.Определение необходимой мощности производства и транспорта;

3.Разработка научных принципов распределения гото­вой продукции на основе оптимального управления мате­риальными потоками (оптимизация распределения материальных потоков);

4.Разработка научных основ управления перегрузоч­ными процессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей (оптимизация управления перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями);

5.Построение различных вариантов математических моделей функционирования логистических систем (построение математических моделей управления материальными потоками);

6.Разработка методов совместного планирования, снаб­жения, производства, складирования, сбыта и отгрузки го­товой продукции, а также ряд других задач.

 

Эффективность логистики

1.На 30-70% уменьшаются запасы:

-на 50% уменьшаются расходы на содержание расходов (меньше краж, меньше персонала, меньше техники, меньше складов);

-уменьшается оборотный капитал (сейчас 50% его в запасах), деньги быстрее обращаются, уменьшаются кредиты и % с него.

2.Уменьшается время прохождения товаров:

-время производства занимает 2-5%, остальное время на доведение материальных ресурсов до изготовителя, на доведение товара до потребителя;

-с уменьшением времени прохождения товаров увеличивается оборачиваемость капитала, уменьшаются кредиты, уменьшается себестоимость товара.

3.Уменьшаются транспортные расходы:

-минимизируются маршруты движения, согласуются графики, уменьшаются холостые пробеги, уменьшается количество транспорта;

-уменьшаются затраты на доставку, на содержание транспортных средств;

-увеличивается прибыль, уменьшается себестоимость.

4.Уменьшаются затраты ручного труда и операции с грузом:

-однотипность средств механизации, тары (контейнеры);

-уменьшается ручной труд;

-уменьшаются сроки погрузочно-разгрузочных операций;

-уменьшается количество рабочих;

-уменьшается себестоимость, увеличивается прибыль.

При этом основными участниками логистических операций являются:

-транспорт общего пользования;

-предприятия оптовой торговли;

-посреднические организации;

-склады сырья и готовой продукции.

Шесть правил логистики

1.Груз – нужный товар;

2.Качество – необходимое качество;

3.Количество – в необходимом количестве;

4.Время – в нужное время;

5.Место – в нужное место;

6.Затраты – с минимальными затратами.

 

Основные функции логистики

1.Формирование хозяйственных связей по поставкам товаров, их развитие, корректировка и организация.

2.Определение объемов и направлений движения материальных потоков.

3.Прогнозирование потребностей в перевозках.

4.Определение последовательности движения товаров.

5.Развитие, размещение и организация складских хозяйств.

6.Управление запасами.

7.Осуществление перевозок.

8.Управление складскими операциями.

9.Управление подготовительными операциями (упаковка, маркировка, подготовка к погрузке) и погрузочно-разгрузочными операциями.

 

Метод Паретто

В экономике широко известно так называемое правило Парето (20/80), согласно которому лишь пятая часть (20%) от всего количества объектов, с которыми обычно приходится иметь дело, дает примерно 80% результатов этого дела. Вклад остальных 80% объектов составляет только 20% общего результата.

Например, в торговле 20% наименований товаров дает как правило, 80% прибыли предприятия, остальные 80% наименований товара — лишь необходимое дополнение обязательный ассортимент.

В данном примере для измерения вклада в общий результат, который приносит та или иная разновидность товара, принята прибыль. Объем про­даж или доход односторонне характеризуют долю ассортиментной позиции в прибыли предприятия, так как не учитывают затрат, связанных с ее закупкой, хранением и реализацией. Существенной проблемой здесь явля­ется то, что обычные методы бухгалтерского учета, как правило, не по­зволяют оценить вклад в общую прибыль отдельной ассортиментной пози­ции (или клиента).

Правило Парето действует не только в экономике. Если разделить всех студентов вузовского потока по признаку сложности управления, то получится, что 20% студентов потока создают 80% всех хлопот деканата. Говорят, что 20% всех любителей пива выпивают 80% всего пива. При­мерно 20% материала учебника могут позволить сформи­ровать 80% представления об изучаемом курсе. Из всего количества поставщиков предприятия лишь 20% создают 80% всей опасности потерь от связей с недобросовестным контрагентом. Можно привести и другие примеры.

Американцы называют эту закономерность «правилом большого пальца»: поднятый вверх большой палец правой руки символизирует эти самые 20% ударных объектов, при этом сжатые в кулак 4 пальца обозначают значимость под­нятого вверх — 80%.

Суть принципа Парето состоит в том, что в процессе достижения какой-либо цели нерационально уделять объек­там, образующим малую часть вклада, то же внимание, что и объектам первостепенной важности.

Согласно методу Парето множество управляемых объектов делится на две неодинаковые части. Широко при­меняемый в логистике метод АВС предлагает более глубо­кое разделение — на три части. При этом предварительно все управляемые объекты необходимо вначале оценить по степени вклада в результат деятельности.

 

Метод АВС

 

В логистике АВС-анализ применяют, ставя цель со­кращения величины запасов, сокращения количества пере­мещений на складе, общего увеличения прибыли предпри­ятия, а также преследуя другие цели.

Идея метода ЛВС состоит в том, чтобы из всего множе­ства однотипных объектов выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели. Таких объектов, как пра­вило, немного, и именно на них необходимо сосредоточить основное внимание и силы.

 

Графически метод АВС представлен на рис. 6. При по­строении кривой по оси ОХ откладывают объекты управле­ния в порядке убывания значимости их вклада в конечный результат, выраженные в процентах к общему количеству объектов. По оси ОУ отмечают вклад каждого объекта конечный результат, исчисленный нарастающим итогом, также выраженный в процентах.

 

10 35 100

Объекты управления, выстроенные в порядке убывания доли вклада объекта в общий результат, в процентах к общему количеству объектов управления, %

Рис. 6. Кривая анализа АВС

В качестве примера использования метода АВСна предприятиях розничной торговли может служить избирательное сокращение ассортимента рядом магазинов после изве­стных событий августа 1998 г. Вынужденные непопулярные меры применялись в первую очередь к товарам группы С. Некоторые магазины сократили тогда ассортимент с 5000 наименований до 1500. Высоколиквидные и конкурентоспо­собные позиции, значимые с точки зрения участия в фор­мировании прибыли, сохранялись (примерно 30% от всего ассортимента). Остальными позициями было предложено торговать арендаторам.

Общий алгоритм проведения анализа АВС приводится в табл. 3.

Формулирование цели анализа

Построения кривой АВС

Товары (материалы) класса В занимают срединное положение в формировании запасов предприятия и по сравнению с группой А требуют к себе меньшего внимания. Здесь осуществляется обычный контроль и сбор информации о запасах, который должен позволить своевременно обнаруживать основные изменения в использовании запасов.

Товары (материалы) класса С, составляющие, как правило большую часть ассортимента, относят к второстепенным. На долю этих товаров приходится наименьшая часть всех финансовых средств, вложенных в запасы. Точные оп­тимизационные расчеты размера и периода заказа с това­рами данной группы не выполняются. Пополнение запасов регистрируется, но текущий учет уровня запасов не ве­дется. Проверка наличных запасов проводится лишь перио­дически, например, один раз в шесть месяцев.

Вероятность возникновения спроса на товары из под­множеств А, В и С подчинена различным законам распреде­ления. Установлено, что в большинстве торговых фирм при­мерно 75% стоимости запасов охватывает около 10% ас­сортиментных позиций (подмножество А), 20% стоимо­сти — соответственно 25% позиций ассортимента и 5% сто­имости — 65% ассортимента (подмножество С).

Метод ХYZ

Анализ АВС позволяет дифференцировать ассортимент (номенклатуру ресурсов, а применительно к торговле — ассортимент товаров) по степени вклада в намеченный ре­зультат. Принцип дифференциации ассортимента в процес­се анализа ХУZ иной — здесь весь ассортимент (ресурсы) делят на три группы в зависимости от степени равномерно­сти спроса и точности прогнозирования.

В группу X включают товары, спрос на которые равно­мерен, либо подвержен незначительным колебаниям. Объем реализации по товарам, включенным в данную группу, хо­рошо предсказуем.

В группу У включают товары, которые потребляются в колеблющихся объемах. В частности, в эту группу могут быть включены товары с сезонным характером спроса. Воз­можностипрогнозирования спроса по товарам группы У средние.

В группу Z включают товары, спрос на которые возникает эпизодически. Прогнозировать объемы реализации товаров группы Z сложно.

Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, У или Z, является коэффициент вариации спроса (v) по этой позиции. Среди относительных показателей вариации коэффициент вариации является наиболее часто применяемым показателем отно­сительной колеблемости:

∑(xi – x)

———

√ n

v = —————— × 100%,

x

 

где xi— i - езначение спроса по оцениваемой позиции;

x — среднее значение спроса по оцениваемой позиции за период n;

n — величина периода, за который произведена оценка.

Величина коэффициента вариации изменяется в пре­делах от нуля до бесконечности. Разделение на группы X, У и Z может быть осуществлено, например, на основе ал­горитма, представленного в табл. 4.

Общий алгоритм проведения анализа ХУZ приводится в табл. 5.

Построение кривой ХУZ осуществляется в прямоуголь­ных координатах (рис. 7). По оси ОХ откладывают позиции ассортимента в порядке возрастания коэффициента вариа­ции спроса, выраженные в процентах к общему количеству позиций ассортимента.

 

Таблица 4

Построения кривой ХУZ

Метод МОВ

Задача «сделать или купить» заключается в принятии одного из двух альтернативных решений — делать комплектующее изделие самим, если это в принципе возможно, выполнять самостоятельно какую-либо работу, или же покупать комплектующее (услугу) у другого производите­ля. В англоязычной литературе эта задача встречается под названием Маkе-ог-Вuу РгоЫеm, или сокращенно — зада­ча МОВ, решение которой зависит от ряда внешних фак­торов, а также от условий на самом предприятии.

В более широком плане задача МОВ — это обоснование решения вопроса о степени использования в производственном процессе собственных средств производства. Решения принимаются как по использованию собственных средств труда (собственный транспорт, склады, техника, оборудование), так и по использованию собственных предметов труда, т. е. изготовленных свои­ми силами заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Альтернативные решения — наемный транспорт, лизинг оборудования, аренда скла­дов, а также закупка полуфабрикатов или комплектующих изделий.

В то же время высокое качество и низкую себестои­мость комплектующих (работ) скорее обеспечит произво­дитель, который специализируется на их производстве, поэтому, отказываясь от собственного производства и при­нимая решение о закупке комплектующих изделий у спе­циализированного поставщика, предприятие получает возможность поднять качество и снизить себестоимость, однако попадает при этом в зависимость от окружающей экономической среды.

Риск потерь, обусловленный ростом зависимости, будет тем ниже, чем выше надежность поставок и чем более развиты в экономике логистические связи. Таким образом, чем выше степень развития логистики в обще­стве, тем «спокойнее» предприятие отказывается от соб­ственного производства комплектующих и перекладывает эту задачу на специализированного производителя.

Вне зависимости от ситуации во внешней среде на са­мих предприятиях могут действовать факторы, обуслов­ливающие отказ от собственного производства. Решение в пользу закупок комплектующих и, соответственно, против собственного производства должно быть принято в слу­чае, если:

-потребность в комплектующем изделии невелика;

-отсутствуют необходимые для производства комплек­тующих мощности;

-отсутствуют кадры необходимой квалификации.

Решение против закупок и в пользу собственного про­изводства принимается в том случае, когда:

-потребность в комплектующих изделиях стабильна и достаточно велика;

-комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании.

Решения типа «сделать или купить» принимают при закупках товарных ресурсов (у изготовителя или у посред­ника), при выборе между услугами перевозчика и создани­ем собственного парка транспортных средств, при приня­тии решения по использованию услуг наемного склада, а также в ряде других случаев.

 

Задача выбора поставщика

После того, как решена задача "сделать или покупать" и предприятие определило, какое сырье и какие материа­лы необходимо закупить, решают задачу выбора постав­щика. Перечислим и охарактеризуем основные этапы ре­шения этой задачи.

1. Поиск потенциальных поставщиков.

При этом могут быть использованы следующие методы:

-объявление конкурса;

-изучение рекламных материалов: фирменных ката­логов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.;

-посещение выставок и ярмарок;

-переписка и личные контакты с возможными постав­щиками.

В результате перечисленных мероприятий формиру­ется список потенциальных поставщиков, который посто­янно обновляется и дополняется.

2. Анализ потенциальных поставщиков.

Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков. Однако зачастую ограничиваются ценой и каче­ством поставляемой продукции, а также надежностью по­ставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплект­ности, качеству и количеству поставляемой продукции.

К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:

-удаленность поставщика от потребителя;

-сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

-наличие резервных мощностей;

-организация управления качеством у поставщика;

-психологический климат у поставщика (в плане воз­можности забастовок);

-способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;

-финансовое положение поставщика, его кредито­способность и др.

В результате анализа потенциальных поставщиков фор­мируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.

3. Оценка результатов работы с поставщиками.

На выбор поставщика существенное влияние оказыва­ют результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позво­ляющая рассчитать рейтинг поставщика.

Перед расчетом рейтинга необходимо выполнить диф­ференциацию закупаемых предметов труда.

Закупаемые товары, сырье и комплектующие изделия, как правило, неравнозначны с точки зрения целей произ­водственного или торгового процесса. Отсутствие комплек­тующих, требующихся регулярно, может привести к оста­новке производственного процесса (равно как и дефицит некоторых товаров в торговле — к резкому падению при­были торгового 'предприятия). Главным критерием при выборе поставщика данной категории предметов труда будет надежность поставки.

Логистические каналы и цепи

Материальный поток исходит либо из источника сы­рья, либо из производства, либо из распределительного центра. Поступает либо на производство, либо в распреде­лительный центр, либо конечному потребителю.

На всех этапах движения материальный поток являет­ся предметом труда участников логистического процесса. На стадии движения продукции производственно-техничес­кого назначения это могут быть необработанные сырьевые материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия и т.д. На стадии товародвижения материальный поток представ­ляет собой движение готовых товаров народного потребле­ния.

Поставщик и потребитель материального потока в об­щем случае представляют собой две микрологистические системы, связанные так называемым логистическим кана­лом, или иначе — каналом распределения. Логистический канал — это частично упорядоченное множество различ­ных посредников, осуществляющих доведение материаль­ного потока от конкретного производителя до его потре­бителей.

Множество является частично упорядоченным до тех пор, пока не сделан выбор конкретных участников процес­са продвижения материального потока от поставщика к по­требителю. После этого логистический канал преобразует­ся в логистическую цепь. Например, принятие прин­ципиального решения о реализации продукции через аген­тскую фирму и, таким образом, отказ от непосредственной работы с потребителем, является выбором канала распре­деления. Выбор же конкретной агентской фирмы, конкрет­ного перевозчика, конкретного страховщика и т.д. — это выбор логистической цепи. Логистическая цепь — это ли­нейно упорядоченное множество участников логистичес­кого процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логи­стический системы до другой.

 

Машиночитаемый код груза

Этикетка для грузового пакета может содержать различную информацию. Однако ее основное назначение — нести на себе машиночитаемый код, позволяющий иденти­фицировать данную грузовую единицу.

Этот штриховой код располагают в части А. Этот тип кода позволяет объе­динить в одном штриховом коде информацию о товаре, информацию о сроках хранения, а также информацию, по­зволяющую однозначно идентифицировать данную грузо­вую единицу.

В зоне В этикетки размещают данные о грузе в форме цифр и букв, которые могут быть введены в компьютер вручную.

Информация, располагаемая в зоне С, определяется по усмотрению грузоотправителя. Здесь, например, может размещаться полное или сокращенное название фирмы или Другие данные в виде цифр, рисунка или текста.

Размеры стандартной этикетки 148 мм х 210 мм. Место расположения этикетки на грузовом пакете в левом нижнем углу.

Для того чтобы в процессе грузопереработки этикетка была постоянно видна оператору, ее наносят на все четыре боковые стороны пакета. При этом середина кода грузо­вого пакета (основная часть кода) должна находиться на расстоянии 450 мм (+ 50 мм) от несущей поверхности, на которой уложен грузовой пакет, например, от поверхности полки стеллажа.

Использование кода обеспечивает эф­фективное управление и контроль за логистическими про­цессами не только за счет идентификации грузовых паке­тов, но и за счет возможности применения систем элект­ронного обмена данными.

Логистика, её цель и назначение

Термин «логистика», известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, получает сегодня широ­кое распространение. Основная причина этого явления зак­лючается в том, что понятие начало использоваться в эко­номике.

Понятие «логистика» пришло из Древней Греции, где оно означило «мышление, расчет, целесообразность». От греков этот термин перешел к римлянам, которые понимали его как «распределение продуктов питания». В Византии логистику считали способом организации снабжения армии и управления ею.

Исторически логистика развивалась как военная дис­циплина. Здесь термин известен с IX в. н. э. (Византия), обо­значая в основном четкую, слаженную работу тыла по обес­печению войск всем необходимым, т. е. работу, которая яв­ляется значимым составляющим боевого успеха.

Талантливые военачальники всегда понимали, какую ключевую роль в победе играют оказавшиеся в нужное время и в нужном месте боеприпасы, горючее, продоволь­ствие, обмундирование. В истории человечества целые вой­ны выигрывались или проигрывались в зависимости от орга­низации снабжения войск.

Другое направление развития логистики — экономи­ческое. Здесь под логистикой понимается научно-практи­ческое направление хозяйствования, заключающееся в эф­фективном управлении материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в сферах производства и обращения.

Кроме названных научно-практических имеется исклю­чительно научное направление развития логистики — ма­тематическое. Живший в XVII — начале XVIII в. немецкий философ, математик и языковед Готфрид Вильгельм Лейб­ниц называл логистикой математическую логику. Появились такие термины, как «банковская логистика», «ин­формационная логистика» и ряд других.

 

Другая группа определений рассматривает логистику как хозяй­ственную деятельность: логистика — направление хозяй­ственной деятельности, которое заключается в управле­нии материальными потоками в сферах производства и обращения.

Несмотря на определенные различия, которые вкла­дывались в понятие логистики в каждом из названных на­правлений, оба они выделяют общий и в совокупности спе­цифичный признак:

-согласованность,

-рациональность,

-точ­ный расчет материальных потоков, иначе уменьшается эффективность производства.

Основное назначение логистики – организация сплошного материального потока (СМП).

Задача СМП нужный груз начинает поступать в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества.

Основная цель организации СМП, а следовательно и логистики – минимизация затрат (70% стоимости продукции производства составляют расходы на операции, связанные с транспортировкой, хранением, упаковкой и т.д.).

 

Основные задачи логистики

1.Прогноз спроса и, на его основе, планирование запасов;

2.Определение необходимой мощности производства и транспорта;

3.Разработка научных принципов распределения гото­вой продукции на основе оптимального управления мате­риальными потоками (оптимизация распределения материальных потоков);

4.Разработка научных основ управления перегрузоч­ными процессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей (оптимизация управления перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями);

5.Построение различных вариантов математических моделей функционирования логистических систем (построение математических моделей управления материальными потоками);

6.Разработка методов совместного планирования, снаб­жения, производства, складирования, сбыта и отгрузки го­товой продукции, а также ряд других задач.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.078 с.)