АВС-метод и управление запасами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

АВС-метод и управление запасами



Определение метода АВС гласит: метод АВС — способ нормирования и контроля за состоянием запасов, заключающийся в разбиении номенк­латуры N, реализуемых товарно-материальных ценнос­тей на три неравномощных подмножества А, В, и С на ос­новании некоторого формального алгоритма.

Товары (материалы) класса А — это немногочисленные, но важнейшие товары, на которые приходится большая часть денежных средств, вложенных в запасы. Размеры за­пасов по позициям группы А постоянно контролируют, точ­но определяют издержки, связанные с закупкой, достав­кой и хранением, а также размер и момент заказа.

 

Таблица 3

Порядок проведения анализа АВС

Формулирование цели анализа

Идентификация объектов управления, анализируемых методом АВС

Выделение признака, на основе которого будет осуществлена классификация объектов управления

Оценка объектов управления по выделенному классификационному признаку

Группировка объектов управления в порядке убывания значения признака

Разделение совокупности объектов управления на три группы: группа А, группа В и группа С.

Построения кривой АВС

Товары (материалы) класса В занимают срединное положение в формировании запасов предприятия и по сравнению с группой А требуют к себе меньшего внимания. Здесь осуществляется обычный контроль и сбор информации о запасах, который должен позволить своевременно обнаруживать основные изменения в использовании запасов.

Товары (материалы) класса С, составляющие, как правило большую часть ассортимента, относят к второстепенным. На долю этих товаров приходится наименьшая часть всех финансовых средств, вложенных в запасы. Точные оп­тимизационные расчеты размера и периода заказа с това­рами данной группы не выполняются. Пополнение запасов регистрируется, но текущий учет уровня запасов не ве­дется. Проверка наличных запасов проводится лишь перио­дически, например, один раз в шесть месяцев.

Вероятность возникновения спроса на товары из под­множеств А, В и С подчинена различным законам распреде­ления. Установлено, что в большинстве торговых фирм при­мерно 75% стоимости запасов охватывает около 10% ас­сортиментных позиций (подмножество А), 20% стоимо­сти — соответственно 25% позиций ассортимента и 5% сто­имости — 65% ассортимента (подмножество С).

Метод ХYZ

Анализ АВС позволяет дифференцировать ассортимент (номенклатуру ресурсов, а применительно к торговле — ассортимент товаров) по степени вклада в намеченный ре­зультат. Принцип дифференциации ассортимента в процес­се анализа ХУZ иной — здесь весь ассортимент (ресурсы) делят на три группы в зависимости от степени равномерно­сти спроса и точности прогнозирования.

В группу X включают товары, спрос на которые равно­мерен, либо подвержен незначительным колебаниям. Объем реализации по товарам, включенным в данную группу, хо­рошо предсказуем.

В группу У включают товары, которые потребляются в колеблющихся объемах. В частности, в эту группу могут быть включены товары с сезонным характером спроса. Воз­можностипрогнозирования спроса по товарам группы У средние.

В группу Z включают товары, спрос на которые возникает эпизодически. Прогнозировать объемы реализации товаров группы Z сложно.

Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, У или Z, является коэффициент вариации спроса (v) по этой позиции. Среди относительных показателей вариации коэффициент вариации является наиболее часто применяемым показателем отно­сительной колеблемости:

∑(xi – x)

———

√ n

v = —————— × 100%,

x

 

где xi— i - езначение спроса по оцениваемой позиции;

x — среднее значение спроса по оцениваемой позиции за период n;

n — величина периода, за который произведена оценка.

Величина коэффициента вариации изменяется в пре­делах от нуля до бесконечности. Разделение на группы X, У и Z может быть осуществлено, например, на основе ал­горитма, представленного в табл. 4.

Общий алгоритм проведения анализа ХУZ приводится в табл. 5.

Построение кривой ХУZ осуществляется в прямоуголь­ных координатах (рис. 7). По оси ОХ откладывают позиции ассортимента в порядке возрастания коэффициента вариа­ции спроса, выраженные в процентах к общему количеству позиций ассортимента.

 

Таблица 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.005 с.)