Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Здравое слово о главе шестьдесят шестой↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 25 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Глава с подобным разъяснением уже была представлена читателю ранее [см. гл. 22. — Ред.]. Возвращаясь к этой теме, автор уделяет ей особое внимание, поскольку таухид может быть достигнут, сохранен и укреплен только в случае исключения любых путей, ведущих к ширку. Если ранее говорилось о защите таухида путем преграждения действенных и практических путей, ведущих к его нарушению, то в этой главе речь идет о его защите правильным этике-том и тщательным подбором слов. Любое высказывание, содержащее в себе чрезмерное возвеличивание и которое может привести к ширку, должно быть исключено во имя достижения подлинного таухида. Итогом сказанного является то, что подлинный таухид достигается тщательным соблюдением его условий, столпов и сопутствующих обстоятельств с абсолютным исключением явных и скрытых нарушений таухида в словах, делах, чувствах и убеждениях. Подробное разъяснение этого уже приводилось в предыдущей главе. Глава 67 О СЛОВЕ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Смысл высказывания Всевышнего «...а ведь вся Земля будет всего лишь пригоршней в руке Его...» (Толпы, 67). 2. Эти и подобные им знания еще сохранялись у иудеев, живших во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые тогда еще' не отрицали этого и не занимались их аллегорическим толкованием. 3. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подтвердил истинность того, что рассказал ему ученый, а Аллах удостоверил это ниспосланным аятом. 4. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассмеялся, когда услышал то великое знание, которое раскрыл ему ученый. 5. Упоминание о наличии у Аллаха двух рук и размещении Им всех небес в правой руке, а всех земель — в левой. 6. Упоминание о том, что вторая рука называется левой. 7. Упоминание в хадисе о высокомерных и заносчивых людях. 8. Слова Ибн Аббаса: «...подобно горчичному зернышку в руке одного из вас». 9. Величие Престола по отношению к небу. 10. Величие Трона по отношению к Престолу. 11. Трон является чем-то отличным от Престола и воды. 12. Расстояние между каждым небом и следующим. 13. Расстояние между седьмым небом и Престолом. 14. Расстояние между Престолом и водой. 15. Трон находится над водой. 16. Аллах находится над Троном. 17. Расстояние между небом и землей. 18. Каждое из небес простирается на расстояние в пятьсот лет. 19. Глубина моря, находящегося над небесами, составляет пятьсот лет, хотя Всевышнему и Всемогущему Аллаху все' это ведомо намного лучше. Всевышний Аллах сказал: «Не ценили они Аллаха достойным образом, а ведь вся Земля будет всего лишь пригоршней в руке Его в день Воскресения, а небеса скручены Его десницей. Хвала Ему, и Превыше Он того, что они к Нему приобщают!»*(Толпы, 67). *Ибн Касир в своем комментарии к этому аяту писал: «Мушрики не ценили Аллаха достойным образом и поклонялись помимо Него другим божествам. Однако Он — Самый Великий, и нет более великого, чем Он. Он — Всемогущий, Он — Царь всего сущего, и все находится в Его подчинении и под Его могуществом». Мухаммад ибн Ка'б сказал: «Если бы они ценили Его достойным образом, то не отвергали бы Его». Ибн Аббас же сказал: «Неверные не веруют в могущество Аллаха над ними. Тот, кто уверовал в то, что Аллах Всемогущ, оценил Его достойным образом, а тот, кто не уверовал в это, не оценил Его достойным образом». Ибн Масуд рассказывал: «Однажды к посланнику Аллаха пришел один из иудейских ученых и сказал: "О Мухаммад! Мы считаем, что Аллах [в день Воскресения. — Ред.] разместит небеса на одном пальце, земли — на другом, деревья — на третьем, воды — на четвертом, богатства — на пятом, а все остальные Свои творения — на шестом, и скажет: "Я — Царь". Пророк рассмеялся, соглашаясь со словами ученого, а затем прочитал аят: «Не ценили они Аллаха достойным образом, а ведь вся Земля будет всего лишь пригоршней в руке Его в день Воскресения...» (Аль Бухари 8/423 и 13/397, Муслим (2786), Ахмад 1/457, ат-Тирмизи [3239]). В ривайе у Муслима говорится:...а горы и деревья — на седьмом. Он потрясет ими и скажет: «Я—Царь. Я— Аллах». В ривайе же, приведенной аль-Бухари, говорится: «...разместит небеса на одном пальце, воды и богатства — на другом, а все остальные Свои творения — на третьем...». Муслим приводит слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, переданные Ибн Умаром: В день Воскресения Аллах свернет небеса и возьмет в Свою правую руку, а затем скажет: «Я — Царь. Где же все высокомерные и заносчивые?» Затем Он свернет все семь земель и возьмет их в левую руку и скажет: «Я — Царь. Где же все высокомерные и заносчивые?» (Муслим [2788]). Ибн Аббас сказал: «Семь небес и семь земель размещаются в ладони Милосердного подобно горчичному зернышку в руке одного из вас». Ибн Джарир сказал: Йунус [ибн Абд аль-А'ла. — Ред.} рассказал мне от Ибн Вахба от Ибн Зайда от его отца следующий хадис: "Посланник Аллаха сказал: Семь небес по сравнению с Престолом (аль-Курси. — Ред.) подобны семи дирхемам, брошенным в щит». Он же передал хадис Абу Зарра, который сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха сказал: Престол по сравнению с Троном (аль-Арш. — Ред.) похож на железное колечко, брошенное в бескрайней пустыне». (Ибн Джарир, Ибн Абу Шайба и «аль-Асма' ва-с-Сифат» аль-Байхаки от Абу Зарра аль-Гифари). Ибн Масуд передал: Между первым и следующим небом — пятьсот лет. И далее расстояние от одного неба до другого составляет пятьсот лет. Между седьмым небом и Престолом — пятьсот лет, а между Престолом и водой — также пятьсот лет. Трон же находится над водой, а Аллах — над Троном, и ничто не скрыто от Него из деяний ваших*. Этот хадис приводится Ибном Махди от Хаммада ибн Саламы от Асима ибн Бахдали от Зирра ибн Хубайша от Абдуллы ибн Масуда. Подобный же хадис приводит и аль-Масуди от Асима от Абу Ваила от Абдуллы. Хафиз аз-Захаби, да смилостивится над ним Аллах, сказал, что этот хадис дошел до нас через большое количество цепочек. Аль-Аббас ибн Абд аль-Мутталиб рассказывал: «Однажды посланник Аллаха сказал нам: Известно ли вам, каково расстояние между небом и землей? Мы ответили: "Это ведомо Аллаху и Его посланнику". Пророк сказал: Между ними расстояние в пятьсот лет, а от каждого неба до следующего — также пятьсот лет. Каждое же небо также простирается на расстояние в пятьсот лет. Между седьмым небом и Троном лежит море, расстояние от дна до поверхности которого такое же, как между небом и землей. Всевышний Аллах же находится над всем этим, и ничто не скрыто от Него из деяний сынов Адама». Этот хадис передали Абу Дауд и другие. (Абу Дауд (4723). (4724), (4725), ат-Тирмизи (33 17), Ибн Маджа (193) и Ахмад 1/206 и 207). *Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, утверждал о высоком положении Аллаха над Троном — выше всех Его творений. Однако еретики заявляют, что внешний смысл подобных хадисов не отражает их истинного значения и что согласно им Творец, якобы, уподобляется Своим творениям. Если бы их слова были истиной, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обязательно сообщил бы об этом своей общине. Однако Аллах довел Свою религию до совершенства уже при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и закончил Свою милость к рабам Своим: Его послание было доведено до людей. Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, и их последователи признавали все имена и качества Всевышнего, которыми Он описал Себя в Коране и которыми описал Его посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Шейх-уль-Ислам Ахмад ибн Теймийа, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Книга Аллаха, от ее начала и до конца, Сунна Его пророка, изречения его сподвижников и их последователей, а также изречения других имамов буквально наполнены текстами, излагающими и подтверждающими то, что Всевышний Аллах находится выше всех, над Троном, над Небесами, что Он вознесся на Трон. Ибо Всевышний сказал: «К Нему восходит слово доброе и дело благое, которое Он возвышает...» (Ангелы, 10). Всевышний также сказал: «О Иса! Я возвращу тебя и вознесу к Себе» (Семейство Имрана, 55). Всевышний также сказал: «...Аллах вознес его к Себе..» (Женщины, 158). Он также сказал: «...От Аллаха, Владыки ступеней: восходят ангелы и Дух к Нему...» (Ступени, 3—4). Аллах также сказал: «Он низводит Свое повеление с Неба на Землю, а потом оно взойдет к Нему...» (Поклон, 5). Всевышний также сказал: «Они боятся своего Господа, который над ними...». (Пчелы, 50). Аллах также сказал: «Он — Тот, Который сотворил для вас все, что на Земле, а потом вознесся к Небу и устроил его из семи небес...» (Корова, 29). Он сказал: «Поистине, Господь ваш —'Аллах, который создал Небеса и Землю в шесть дней, а потом вознесся на Трон. Он покрывает ночью день, который непрестанно за ней движется... И солнце, и луну, и звезды, подчиненные Его власти. Поистине, Ему принадлежит создание и власть. Благословен Аллах, Господь ми-ров!» (Преграды, 54). Всевышний также сказал: «Поистине, Господь ваш — Аллах, Который сотворил Небеса и Землю в шесть дней, потом вознесся на Трон, управляя Своим делом. Нет заступника [пред Ним] иначе, как после Его позволения...» (Йунус, 3). В этом аяте Он упомянул две составляющие таухида [таухид господства и таухид имен и качеств Аллаха. — Ред.}. Всевышний также сказал: «Аллах — Тот, Кто воздвиг небеса без опор, которые бы вы видели, потом утвердился на Троне...» (Гром, 2). Он также сказал: «...ниспосланием от Того, Кто создал Землю и Небеса вышние. Милосердный утвердился на Троне...» (Та Ха, 4—5). Всевышний Аллах также сказал: «И уповай на Живого, Который не умирает, и возноси Ему хвалу — Он достаточно знает о грехах рабов Своих — Который сотворил Небеса, Землю и то, что между ними, в шесть дней, а потом утвердился на Троне — Милосердный, спроси о нем сведущего!» (Различение, 58—59). Всевышний также сказал: «Аллах Тот, Который сотворил Небеса, Землю и то, что между ними, в шесть дней, а потом утвердился на Троне. Нет у вас помимо Него покровителя и заступника. Не размыслите ли вы об этом? Он низводит Свое повеление с Неба на Землю, а потом оно взойдет к Нему в некий день, протяжение которого — тысяча лет по тому, как вы считаете» (Поклон, 4—5). Он также сказал: «Он — Тот, Кто сотворил Небеса и Землю в шесть дней, а потом утвердился на Троне; Он знает, что входит в землю и что выходит из нее, что нисходит с неба и что поднимается в него. Он с вами, где бы вы ни были: Аллах видит то, что вы делаете!» (Железо, 4). В этом аяте Он сообщил о Своем всеобъемлющем знании, о Своем абсолютном могуществе, о Своем всеведении. Всевышний также сказал: «Неужели вы не опасаетесь, что Тот, Кто в небе, может велеть земле поглотить вас, тогда как она уже колеблется? Или не опасаетесь, что Тот, Кто в небе, может наслать на вас вихрь — и тогда вы узнаете, каково Мое увещание?» (Власть, 16—17). Он также сказал: «Не подходит к ней [Книге Аллаха] ложь ни спереди, ни сзади — ниспослание Мудрого, Достохвального» (Разъяснены, 42). Он также сказал: «Ниспослание Книги от Аллаха Всесильного, Мудрого» (Колено преклоненная, 2). А также: «Сказал Фир'аун: "О Хаман, выстрой мне башню, может быть, я дойду до путей — путей небес и поднимусь К Богу Мусы: я ведь думаю, что он лжец"...» (Верующий, 36). Хафиз аз-Захаби в своем труде «Китаб аль-Улу» привел следующие слова,,жены посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Умм Саламы об аяте «Милосердный — Он утвердился на Троне» (Та Ха, 5). «Утверждение на Троне известно, но как — не доступно разуму. Признание этого — вера, а отрицание — неверие». Суфйан ибн Уйайна сказал: «Когда Рабиа ибн Абу Абдуррахмана спросили: «Какова сущность утверждения на Троне», — он ответил: «Утверждение известно, но как — не доступно разуму. От Аллаха — послание, на Посланнике — извещение, а на нас — вера». Иахйа ибн Иахйа рассказывал, что когда к имаму Малику зашел один человек и спросил: «О Абу Абдулла! "Милосердный утвердился на Троне". А как Он утвердился? — Имам сказал: «Утверждение— известно, но как — не доступно разуму. Вера в это обязательна, а подобный вопрос — ересь». Муджахид сказал: «"Утвердился" означает "возвысился на Трон"». Исхак ибн Рахавийа слышал от нескольких толкователей, что «Милосердный утвердился на Троне» означает «поднялся». Али ибн Хусейн ибн Шакик рассказывал, что Ибн Мубарак, когда его спросили: «Как нам узнать нашего Господа?», ответил: «Узнав то, что Он — над седьмым небом, над Троном, отделен от Своих творений». Абу Умар ат-Талманки в своем труде «Китаб аль-Усуль» писал: «Мусульмане — приверженцы Сунны — единодушны в том, что Аллах утвердился на Троне Своей сущностью». Там же он сказал: «Приверженцы Сунны также единодушны в том, что Всевышний Аллах утвердился на Троне в действительности, а не метафорически». Далее он привел слова имама Малика: «Аллах на Небе, но Его знание — повсюду». Объясняя же значение высказывания Аллаха: «Он с вами, где бы вы ни были...» и тому подобных аятов Корана, он сказал: «Это Его знание. Сам же Аллах находится над небесами Своей сущностью, вознесся на Свой Трон таким образом, каким пожелал». Хафиз аз-Захаби сказал: «Впервые взгляды, отрицающие то, что Аллах находится над Троном, начал распространять аль-Джа'д ибн Дирхам. Вместе с этим он отрицал все качества [Аллаха. — Ред.]. Его казнил Халид ибн Абдулла аль-Касри, и это хорошо известная история. Взгляды его заимствовал имам джахмитов аль-Джахм ибн Сафван. Он обнародовал их и обосновал сомнительными доводами. Произошло это в конце эпохи последователей (сподвижников посланника Аллаха ['аср ат-таби'ин). — Ред.], и имамы того времени опровергли его взгляды. Среди них — аль-Аузаи, Абу Ханифа, Малик, ал-Лейс ибн Саад, ас-Саури, Хаммад ибн Зайд, Хаммад ибн Салама, Ибн Мубарак, а также праведные имамы последующих поколений». Имам аш-Шафии сказал: «Аллаху присущи имена и качества, и никому не позволительно отвергать их. Кто продолжает противоречить этому после доведения до него доказательств, является неверным. Если же он настаивает на этом до представления ему доказательств, то у него есть оправдание неведением. Мы подтверждаем эти качества и отвергаем их уподобление [качествам творений. — Ред.], как отверг это от Себя Всевышний, сказав: «Нет ничего, подобного Ему» (Совет, 11)».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.151.211 (0.007 с.) |