О необходимости уважения имен всевышнего 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О необходимости уважения имен всевышнего



АЛЛАХА И СМЕНЫ ИМЕНИ РАДИ ЭТОГО

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Необходимость уважительного отношения к именам и качествам Ал­лаха и запрещение присваивать их людям, даже если в этом нет специального умысла.

2. Смена своего имени ради этого.

3. Выбор имени старшего сына для прозвища отца.

Абу Шурайх рассказывал, что его прозвали Абу аль-Хакам [«наилучший судья»; букв.: «отец судьи». — Ред.], и как-то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Истинно, Аллах — Он есть Судья, и Ему принадлежит вся власть». Абу Шу­райх объяснил: «Когда в среде моего племени возникает конфликт, они приходят ко мне, и я вершу суд между ними так, что обе стороны остаются довольны». Пророк сказал: «Это прекрасно. А есть ли у тебя сыновья?» Тот ответил: «Шурайх, Муслим и Абдулла». Пророк спросил: «А кто из них старший?» Он ответил: «Шурайх». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тогда ты — Абу Шурайх («отец Шурайха»)». Этот хадис передали Абу Дауд и другие. (Абу Дауд (4955), ан-Насаи 8/226; хороший хадис).

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВАХ СОРОК ШЕСТОЙ И СЕДЬМОЙ

Данные главы являются логическим продолжением предыдущей. Они еще раз указывают на то, что к Аллаху нельзя приобщать равных ни в намерениях, ни в высказываниях, ни в действиях. И в частности, никого не следует называть именами, сходными с именами и качествами Всевышнего Аллаха, вроде «судья всех судей», «царь всех царей», «правитель правителей», «отец судей» и т.п. Это необходимо для того, чтобы охранить таухид и сохранить чистоту имен и атрибутов Всевышнего Аллаха, а также избежать любого проявления ширка, даже в высказываниях, которые можно истолковать как приобщение кого-нибудь к Аллаху в Его качествах и правах.

Глава 48

О НЕСЕРЬЕЗНОМ ОТНОШЕНИИ К ТОМУ, В ЧЕМ

УПОМИНАЕТСЯ ИМЯ АЛЛАХА, К КОРАНУ ИЛИ К

ПОСЛАННИКУ АЛЛАХА, ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО

АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Очень важный вопрос о том, что любой, позволяющий себе подобные шутки, является неверным.

2. Таково толкование аята в отношении совершившего это, кем бы он ни был.

3. Разница между доносом и благожелательностью по отношению к Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует.

4. Разница между милосердием, которое угодно Аллаху, и беспощадностью по отношению к врагам Аллаха.

5. Вопрос о том, что не каждое извинение должно приниматься.

Всевышний Аллах сказал:

«А если ты их спросишь, они, конечно, скажут: "Мы просто беседовали и шутили!" Скажи: "Не над Аллахом ли, Его знамениями и Его посланником вы издевались?" Не извиняйтесь! Вы стали неверными после того, как уверовали...» (Покаяние, 65— 66).

Ибн Умар, Мухаммад ибн Ка'б, Зейд ибн Аслам и Катада рассказывали: «Во время похода в Табук один человек сказал: "Не видывали мы больших обжор, лжецов и более трусливых в бою, чем эти чтецы Корана",— имея в виду посланника Аллаха и его сподвижников, читающих Коран. Ауф ибн Малик возразил ему: "Ты не только лжец, но и лицемер! Я обязательно сообщу об этом послан­нику Аллаха". После этого Ауф отправился к Пророку, чтобы обо всем ему рассказать. Однако, придя, он обнаружил, что откровение по этому поводу опередило его. Когда тот человек прибыл к послан­нику Аллаха, чтобы извиниться, Пророк уже собрался в путь и сидел на своей верблюдице. Он сказал: "О посланник Аллаха, мы просто беседовали в пути, чтобы скрасить его тяготы..." Ибн Умар рассказывал: "Он выглядел привязанным к подпруге верблюдицы Пророка, а его ноги ударялись о камни, и он повторял: "Мы просто беседова­ли и шутили!.." Посланник Аллаха же сказал ему только: «Не над Аллахом ли, Его знамениями и Его посланником вы издевались?» Он не обращал на него внимания и ничего не добавил к сказанному»*. (Передал Ар-Рифаи 2/350 от Ибн Исхака; достоверный хадис).

*Шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа сказал: «Всевышний Аллах приказал ему [Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. — Ред.] сказать им:1 «Вы стали неверными после того, как уверовали...» (Покаяние, 66). Однако тот, кто говорит: "После того, как они уверовали, они проявили неверие на словах, до этого став неверными в сердцах",— неправ, потому что вера на языке и неверие в сердце равносильны неверию. Неверно также утверждать, что слова «Вы стали неверными после того, как уверовали...» означают, что они и не переставали быть неверными [лишь внешне приняв Ислам. — Ред.], а если они и проявили неверие после того, как проявили свою веру, то они проявляли его не всем людям, а только близким, которые также лицемерили. Однако такая речь Аллаха не указывает на то, что они были и остались лицемерами... Сообщено, что они стали неверными после того, как уверовали, сказав: "Мы произносили слова неверия без убежденности в них, мы просто беседовали и шутили". Однако ясно, что высмеивание знамений Аллаха — это неверие, и произносить подобные слова может только тот, чье" сердце принимает их, ведь если бы в его сердце была вера, она обязательно помешала бы ему произнести эти слова. Таким образом, Коран разъясняет, что вера в сердце обязательно требует соответствующего поведения.

Всевышний также сказал: «Они говорят: "Мы уверовали в Аллаха и в Посланника и повинуемся!" Однако часть из них после этого отворачивается, и они не являются верующими. Когда же их призывают к Аллаху и Его посланнику, чтобы они рассудили между ними, часть из них отвращается. Если бы у них была истина, то они пришли бы к нему с покорностью. Разве в сердцах их болезнь или они впали в сомнение? Или они будут несправедливы к ним? Нет! Они сами несправедливы! Ведь верующие, когда их призывают к Аллаху и Его посланнику, чтобы он рассудил их, говорят лишь: "Мы слышали и повинуемся!" Они — достигшие успеха!» (Свет, 47—51). В этом аяте Аллах отверг веру тех, кто уклоняется от подчинения Его пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сообщил, что верующие, когда их призывают к Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы тот рассудил их, слушаются и подчиняются. Таким образом, Всевышний Аллах разъяснил, что вера обязательно требует этого».

Человек может впасть в неверие, произнеся всего одно слово, либо совершив всего один поступок. Самым же опасным из них является влечение сердец к запрещенному Аллахом, которое подобно безбрежному океану. Поэтому раб Аллаха извлечет для себя великую пользу, если будет испытывать страх перед проявлением лицемерия. Ибн Абу Мулайка сказал: «Я видел за свою жизнь тридцать сподвижников посланника Аллаха, каждый из которых боялся возможности проявления в себе лицемерия». Да сделает Аллах наши дела искренними пред Ним и дарует нам мир и благополучие как в этом мире, так и в ином!

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ СОРОК ВОСЬМОЙ

Подобное отношение абсолютно противоречит вере и выводит допустившего его из религии, поскольку основой религии считается вера в Аллаха, Его книги и Его посланников. Уважение же к этим святым понятиям является частью веры. Также известно, что насмешки и шутки в отношении указанных понятий гораздо хуже, чем чистое неверие, поскольку это представляет собой неверие плюс неуважение и издевательство.

Следует отметить, что неверные бывают двух видов: противящиеся и противодействующие. И противодействующие — это те, кто сражается против Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, порочит Аллаха, Его религию и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, что представляет собой самое грубое неверие и самое великое нечестие. К этому же виду относится и насмехающийся над всем этим.

 

Глава 49

О СЛОВЕ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Смысл слов из суры «Разъяснены»: «...Он, конечно же, говорит: "Это — мое..."».

2. Смысл слов «Все, что мне даровано, — благодаря знанию» из суры «Рассказ»

3. Поразительный рассказ, содержащий много поучительных уроков.

Всевышний Аллах сказал:

«А если мы дадим ему [человеку] вкусить милость Нашу после постигшей его нужды, он, конечно же, говорит: "Это — мое, и я не думаю, что наступит Час. А если я и буду возвращен к своему Господу, то, несомненно, для меня у Него — хороший удел". Истинно, Мы сообщим тем, которые не веровали, о том, что они совершили, и дадим им вкусить суровое наказание!»* (Разъяснены, 50)

*Всевышний Аллах сказал: «Когда постигнет человека несчастье, он взывает к Нам; когда же Мы обратим его в милость от Нас, он гово­рит: "Мне это даровано благодаря знанию". Нет! Это — искушение, но большая часть из них не знает!» (Толпы, 49).

В своем комментарии к этому аяту Ибн Касир писал: «0н [Всевышний.— Ред.] сообщил, что в несчастье человек унижается пред Аллахом, раскаивается пред Ним и взывает к Нему. Если же затем Он обратит это не­счастье в милость от Него, то человек переходит пределы дозволенного,
распутствует и говорит: «Мне это даровано благодаря знанию». Это значит: "Потому что Аллах знает тех, кто достоин этого. Если бы я не был счастливым у Аллаха, то Он не одарил бы меня этим". Но Всевышний сказал: «Нет! Это — искушение...» Это значит: "Дела обстоят не так, как он предположил. Мы одарили его этими благами только для того, чтобы испытать тем, чем одарили: подчинится он или ослушается? Но Мы уже знали об этом заранее"».

Всевышний далее сказал: «Говорили это еще те, которые были до них, но не избавило их то, что они приобрели» (Толпы, 50). Ибн Касир продолжил: «Это значит: "Не правдивы их слова, и не принесет им пользы их богатство, и не преуспеют они"». Как сказал Всевышний о Каруне, [которого Он облагодетельствовал в этом мире. — Ред.]: «Вот сказал ему народ его: "Не ликуй, Аллах не любит ликующих! Стремись в том, что даровал тебе Аллах, к жилью Будущему! Не забывай своего удела в этом мире и благодетельствуй, как благодетельствует к тебе Аллах, и не стремись к порче на Земле. Поистине, Аллах не любит сеющих порчу!" Он сказал: "Все, что мне даровано, — благодаря знанию"...» (Рассказ, 76—78). Мирские блага — это искушение, и в этом — напоминание для людей размышляющих!

 

Муджахид сказал, что это откровение ниспослано о тех, кто го­ворит: «Я заработал это собственным трудом, и я заслужил это».

Ибн Аббас сказал: «То есть я сам себе сделал эту милость».

Всевышний также сказал:

«Он сказал: "Все, что мне даровано, — благодаря знанию"...» (Рассказ, 78).

Катада сказал: «3десь выражение "...благодаря знанию..." означает "благодаря приобретенному мною знанию"».

Некоторые другие комментаторы сказали: «Это благодаря тому, что Аллах знает меня как человека, достойного Его», — что по смыслу идентично высказыванию Муджахида: «Это было даровано мне в знак почета».

Абу Хурайра рассказывал, что слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Некогда жили трое из сынов Израилевых: прокаженный, плешивый и слепой. Желая подвергнуть их испытанию, Аллах послал к ним ангела. Подойдя к прокаженному, ангел спросил его: "Чего бы тебе хотелось больше всего?" Прокаженный ответил: "Чистой, приятного цвета кожи, и чтобы исчезло то отвращение, которое питают ко мне люди". Ангел прикоснулся к его телу и очистилась его кожа, став чистой и приятного цвета, После этого ангел спросил его: "А какое имущество тебе хотелось бы иметь?" Он ответил: "Верблюдов или коров". И была дарована ему жеребая верблюдица, и ангел сказал: "Да будет тебе в ней благословение Аллаха ".

Придя к плешивому, ангел спросил его: "Чего бы тебе хоте­лось больше всего?" Плешивый ответил: "Красивых волос, и чтобы исчезло то отвращение, которое питают ко мне люди". Ангел прикоснулся к его голове, и исчезла его болезнь, и были дарованы ему прекрасные волосы. Затем он спросил его: "А какое имущество тебе хотелось бы иметь?" Он ответил: "Коров или верблюдов". И была дарована ему стельная корова, и ангел ска­зал: "Да будет тебе в ней благословение Аллаха".

Придя к слепому, ангел спросил его: "А тебе чего хочется больше всего?" Слепой ответил: "Чтобы вернул мне Аллах зрение, и чтобы я мог видеть людей". Ангел прикоснулся к нему, и Аллах вернул ему зрение. Затем ангел спросил его: "А какое иму­щество тебе хотелось бы иметь?" Он ответил: "Овец". И была дарована ему покрытая овца. Затем животные расплодились, и у одного появилось стадо верблюдов, у другого — стадо коров, а у третьего — отара овец.

Затем ангел в образе прокаженного явился к первому из них и сказал: "Я — бедный путник, в пути у меня кончились припасы, и не на кого мне сегодня уповать, кроме Аллаха, а затем тебя. Именем Того, Кто даровал тебе приятную внешность и чистую кожу, а также это имущество, умоляю тебя дать мне од­ного верблюда, чтобы я смог продолжить свой путь". Он отве­тил: "Но ведь это принадлежит не только мне одному..." Тогда ангел сказал ему: "Я, кажется, узнал тебя! Разве не ты был прокаженным и презираемым всеми бедняком, а затем Аллах, Всемогущ Он и Велик, даровал тебе это богатство?" Он ответил: "Нет, я унаследовал это по праву старшинства". Ангел сказал: "Да вернет тебя Аллах в прежнее состояние, если ты лжешь!"

Затем он явился ко второму в образе плешивого и сказал ему то же, что говорил первому, но он ответил так же, как и предыдущий. Ангел сказал ему: "Да вернет тебя Аллах в прежнее состояние, если ты лжешь!"

Затем ангел явился к третьему в образе слепого и сказал: "Я — бедный путник, в пути у меня кончились припасы, и не на кого мне сегодня уповать, кроме Аллаха, а затем тебя. Именем Того, Кто вернул тебе зрение, прошу тебя дать мне в дорогу одну овцу, чтобы я смог продолжить свой путь". Он ответил: "Я был слепым, но Аллах вернул мне зрение. Поэтому бери себе, что хочешь, и оставь, что хочешь. Клянусь Аллахом, я не собираюсь мешать тебе взять то, что угодно Аллаху". Тогда сказал ему ан­гел: "Оставь себе свое богатство, ибо было послано вам испытание. Аллах остался доволен тобой и разгневался на твоих двух товарищей"».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.68.197 (0.025 с.)