Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
С задержкой психического развития.
В детской психологии дошкольный возраст подразделяют на младший, средний и старший. Однако у ребенка с нарушенным темпом психического развития все основные психические новообразования возраста формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Вследствие этого основные линии развития, значимые для ребенка с задержкой психического развития, рассматриваются в двух возрастных периодах: младший дошкольный возраст – от 3 до 5 лет и старший дошкольный возраст – от 5 до 7 лет. У ребенка младшего дошкольного возраста выявляются следующие линии развития: развитие общих движений; развитие восприятия как ориентировочной деятельности, направленной на исследование свойств и качеств предметов; формирование сенсорных эталонов; накопление эмоциональных образов; совершенствование наглядно-действенного и развитие наглядно-образного мышления; развитие произвольной памяти; формирование представлений об окружающем; расширение понимания смысла обращенной к нему речи; овладение фонетической, лексической и грамматической сторонами речи, развитие сюжетно-ролевой игры, общения со сверстниками, конструирования, рисования; развитие самосознания. Основные линии развития ребенка с ЗПР старшего дошкольного возраста: совершенствование общей моторики, развитие тонкой ручной моторики и зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, формирование систем сенсорных эталонов, опосредованного запоминания, зрительной ориентировки в пространстве, эмоционального контроля, совершенствование наглядно-образного мышления, мыслительных операций словесно-логического уровня, развитие связной речи, коммуникативной функции речи, продуктивной деятельности, норм поведения, соподчинения мотивов, воли, познавательной активности. Вышеназванные линии развития не одинаковы, как по своей природе, так и по своей роли в психическом и социальном развитии ребенка. Каждая из них включается на разных временных этапах развития ребенка и у каждой свой психологический смысл. Однако все они задают тон психофизическому, личностному и социальному развитию ребенка-дошкольника. Их учет важен при организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, как с нормально развивающимися, так и с теми, кто имеет задержку психического развития.
С учетом вышеперечисленных линий развития определяются образовательные потребности детей с ЗПР на дошкольном этапе воспитания. Во-первых, необходимо учитывать, что ребенок с отклонениями в развитии не может продуктивно развиваться без специально организованной и постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха. Именно для ребенка с ЗПР данная ситуация жизненно необходима. Взрослому нужно постоянно создавать психолого-педагогические условия, при которых ребенок сможет перенести усвоенные способы и навыки в новую или по-новому осмысленную ситуацию. Это замечание относится не только к предметно-практическому миру ребенка, но и к формируемым навыкам межличностного взаимодействия. Во-вторых, необходимо учитывать потребности ребенка-дошкольника с ЗПР в общении со сверстниками. Эти психологические потребности могут быть реализованы в условиях коллектива сверстников. Поэтому при работе с детьми данной категории индивидуальная работа должна вестись параллельно с коллективными видами деятельности. Незрелость эмоционально-личностной сферы дошкольника с ЗПР позволяет говорить о специфических потребностях детей данной категории, для чего должны быть разработаны специальные программы.
Формирование ключевых компетенций у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Социализация и интеграция детей с задержкой психического развития становится приоритетной задачей современного российского общества. Поэтому одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей универсальных умений и способностей – ключевых компетенций: коммуникативной, социальной, когнитивной. Этим компетенциям придается особое значение не только в Российском образовании, но и в странах Европейского сообщества. Освоив их, ребенок с ЗПР впоследствии может легко адаптироваться в социуме. Понятие «ключевые компетенции» было введено в начале 1990-х гг. Международной организацией труда в квалификационные требования к специалистам в системе последипломного образования, а уже с середины 1990-х гг. это понятие начинает определять требования к подготовке специалистов в профессиональной школе. Раскрывая понятие компетенция, С.Е. Шишов ориентируется на материалы симпозиума «Ключевые компетенции для Европы», состоявшегося в Берне в 1996 году и определяет его как общую способность специалиста мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий.
В отечественной педагогике в последнее время понятие используется также достаточно широко, особенно в контексте проблем, связанных с концепцией модернизации образования, с профессиональным образованием, профильной и предпрофильной подготовкой учащихся, а также в контексте оценки качества образования. А.В. Хуторской включает в понятие «компетенция» совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Э.Ф. Зеер, раскрывая понятие, ключевая компетенция, дает ему следующее определение – это процедурные знания и умения (знания в действии), а также способности, необходимые для успешной деятельности в конкретных ситуациях. Е.В. Бондаревская вкладывает следующий смысл в понятие современные ключевые компетенции – это система универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Проанализировав структуру компетентности, которая включает когнитивный, деятельностный и личностный компонент, Е.В. Бондаревская дает следующее толкование понятия ключевая компетенция – это личностно-осознаваемая, вошедшая в субъективный опыт, имеющая личностный смысл система знаний, умений, навыков, которая имеет универсальное значение, то есть может быть использована в различных видах деятельности при решении множества жизненно значимых проблем. Особо значимым для нас является положение Е.В. Бондаревской о том, что компетенция – это личное достояние ребенка, поэтому, наиболее успешное формирование компетенций может происходить только в личностно-ориентированном образовательном процессе [7]. Таким образом, несмотря на разницу в определениях понятия ключевые компетенции их объединяет, прежде всего, то, что это совокупность или универсальная система знаний, умений, навыков, способностей, вошедшая в личностный опыт, которая обеспечивает качество или успех в деятельности при решении тех или иных жизненных проблем или ситуаций. Важным представляется положение о том, что ключевые компетенции – это личные цели ребенка, личные смыслы его образования. Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. Ключевые компетенции относятся к общему (метапредметному) содержанию образования и конкретизируются на уровне образовательных областей для каждой ступени образования. Так, перечень ключевых образовательных компетенций в дошкольном возрасте будет, определяется на основе главных целей, стоящих в сфере дошкольного образования, структурного представления социального и субъективного опыта личности, а также основных видов деятельности ребенка, позволяющих ему овладеть социальным опытом, получать жизненно важные навыки в практической деятельности.
Рассмотрим с данных позиций формирование ключевых компетенций. Коммуникативная компетенция – включает знание необходимых языков, овладение способами передачи информации, умениями слушать и понимать другого. Е.С. Полат рассматривает коммуникативную компетенцию как способность к межкультурному взаимодействию. Коммуникативная компетенция, по определению Т.Б. Михеевой, – совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения. Несмотря на разницу определений коммуникативной компетенции их объединяет то, в состав компетенции включаются знания, умения, способности, обеспечивающие эффективность общения в любых его формах и способности, которые помогают устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Поэтому главным критерием, по которому можно будет судить о сформированности коммуникативной компетенции будет являться успешность субъекта во взаимодействии с самим собой и другими в той или иной ситуации общения. А успех будет зависеть от способности субъекта мобилизовать в процессе общения свои знания, умения, навыки, способы деятельности при решении тех или иных проблем. Для освоения данной компетенции в образовательном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ребенка каждого возраста в рамках изучения образовательной области. Социальная компетенция – включает способы взаимодействия с окружающими людьми, сотрудничество в групповом общении, навыки работы в группе, способность брать на себя ответственность, регулировать конфликты. Когнитивная компетенция – это совокупность компетенций ребенка в сфере познавательной деятельности. Сюда входят навыки применения полученных знаний для решения новых познавательных и практических задач, знания и умения самостоятельной постановки цели, организации планирования, анализа, рефлексии. В рамках данной компетенции ребенок овладевает навыками решения какой-либо проблемы. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на самореализацию ребенка в деятельности и овладение способами саморегуляции, саморазвития, самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетентности выступает сам ребенок. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии личностных качеств, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся забота о собственном здоровье и безопасности жизнедеятельности, внутренняя экологическая культура. По мнению Е.В. Бондаревской, развертывание содержания образования вокруг ключевых компетенции, их включение в содержание – это и есть путь перехода от обезличенных, отчужденных от учеников «значений» к личностным смыслам, то есть ценностному отношению к знаниям. В итоге у ребенка с ЗПР развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых, до социальных.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.12 (0.011 с.) |