С задержкой психического развития» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С задержкой психического развития»



ЗАЯВЛЕНИЕ

 

Авторский коллектив в составе: Гуськовой Марины Анатольевны, Можейко Анны Вячеславовны, Фирсовой Ларисы Егоровны направляет для участия в областном конкурсе психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы» в номинации: Коррекционно-развивающие психолого-педагогические программы психолого-педагогическую разработку «Формирование ключевых компетенций у детей 4-6 лет с задержкой психического развития».

Практическая апробация представленного материала проведена с «15» августа 2013 г. по «15» июня 2014 г. в МБДОУ комбинированного вида детский сад № 2 «Аленушка», МБДОУ детском саду комбинированного вида «Золушка», в МБДОУ детском саду комбинированного вида № 68 «Яблонька» г. Тамбова

 

Отзывы образовательных организаций прилагаются.

Авторский коллектив в составе: Гуськовой Марины Анатольевны, Можейко Анны Вячеславовны, Фирсовой Ларисы Егоровны подтверждает согласие на участие в Конкурсе.

Подтверждаем правильность изложенной в заявлении информации. Даём разрешение на внесение информации в базу данных и использование материалов в некоммерческих целях для размещения в интернете, буклетах и периодических образовательных изданиях с возможностью редакторской обработки.

 

 

_______________/ А.В. Можейко /

________________/ Л.Е. Фирсова/

_______________/ М.А. Гуськова /

 

 

«___»__________2016 г.

 

 

На областной конкурс

психолого-педагогических программ

«Новые технологии для «Новой школы»

 

 

Номинация: Коррекционно-развивающие

психолого-педагогические программы

 

ПРОГРАММА

«Формирование ключевых компетенций у детей 4-6 лет

С задержкой психического развития»

 

Авторский коллектив:

Можейко Анна Вячеславовна,

к.п.н., доцент,

avmozheyko@gmail.com;

Гуськова Марина Анатольевна,

g.marina.tmb@mail.ru;

Фирсова Лариса Егоровна

larifirsova@yandex.ru

 

 

 

Содержание

 

  Введение ……………………………………………………………...  
  Вид программы и описание участников программы……………....  
  Цель и задачи программы……………………………………………  
  Научные, методологические и методические основания программы………………………………………………………….....  
  Программные мероприятия………………………………………….  
  Календарно-тематический план……………………………………..  
  Используемые методики и технологии, психологический и психолого-педагогический инструментарий……………………..  
  Обоснованные критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы………………………………….  
  Способы, обеспечивающие гарантии прав участников программы……………………………………………………………  
  Сферы ответственности, основных прав и обязанностей участников программы………………………………………………  
  Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы  
  Сроки и этапы реализации программы……………………………..  
  Ожидаемые результаты реализации программы…………………..  
  Система организации внутреннего контроля за реализацией программы…………………………………………………………….  
  Критерии оценки достижения планируемых результатов………...  
  Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения………………………………………  
  Список литературы…………………………………………………..  
  Приложение…………………………………………………………. o Диагностический инструментарий o Конспект занятия    

Введение

Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое «Я» среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками. Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.

По мнению Л.С. Выготского, физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего личностного развития.

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60 % относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации в силу имеющихся нарушений в развитии. Особое место среди дошкольников с нарушениями развития занимает задержка психического развития (ЗПР). Как правило, включение таких детей в социальную жизнь происходит болезненно.

Психологи, медики, изучающие детей с задержкой психического развития, отмечают, что у них значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении, сочетающаяся с дезадаптивными формами взаимодействия — отчуждением, избеганием или конфликтом. Педагоги обращают внимание на то, что самая трудная педагогическая проблема в работе с этими детьми — их социализация. Специфические особенности социализации детей, имеющих ЗПР, позволяют включить данную категорию детей в так называемую группу социального риска. Поэтому проблемы развития различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей с ЗПР, овладения ими коммуникативными умениями и навыками приобретает особую значимость.

Задержка психического развития в значительной мере связана с социальными факторами и зачастую временна (имеет место тенденция в сторону полной реабилитации). Темп и качество реабилитации во многом зависит от внешних факторов, в частности, от влияния общества.

Само общество уже подошло к изменению своего отношения к детям этой категории. Дети с ЗПР могут и должны обучаться и воспитываться вне изолированных коррекционных учреждений. Пребывание в них ограничивает возможность контактов с нормально развивающимися сверстниками, отрывает детей от социума, лишает возможности ориентироваться на нормальное развитие и затрудняет формирование их готовности к преодолению жизненных трудностей, что, впоследствии, нарушает социальную адаптацию и реабилитацию.

Большинство ученых и практиков признает, что для успешного решения проблемы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии необходимо проводить их социальную адаптацию в условиях интеграции.

Дошкольное детство является наиболее сензитивным периодом в развитии ребенка, так как расширяются границы жизни: ребенок входит в различные общества, становится членом более широкой социальной группы. Это обстоятельство диктует необходимость работы над качеством социальной адаптации детей с ЗПР на ранних стадиях.

Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий. Явление, сложное по своей структуре, требует пристального и тщательного анализа, индивидуального подхода к каждому конкретному случаю.

Дети с ЗПР – многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеет негрубые нарушения со стороны центральной нервной системы, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС. Соматическая ослабленность, наличие хронического заболевания, неблагоприятные микросоциальные условия, психотравмирующие ситуации также могут стать причиной отставания в нервно-психическом развитии.

Сегодня проблема ранней диагностики и коррекции детей все чаще поднимается как учеными, так и практиками. Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка.

Согласно статистике, количество детей с ЗПР, посещающих ДОУ г. Тамбова растёт, но ставок дефектологов и комплексных программ по данной проблематике недостаточно. Поэтому, возникла необходимость в разработке системы психолого-педагогического сопровождения данной категории детей.

Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию познавательных процессов и эмоциональной сферы у детей 4 - 6 лет с ЗПР. Сопровождение построено с учетом принципа индивидуализации, т. е. проведение предложенных в программе упражнений может варьироваться с учетом индивидуального уровня развития каждого ребенка.

Вид программы: коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа для детей 4-6 лет с ЗПР по формированию ключевых компетенций.

Участники программы:

- воспитанники 4-6 лет с диагнозом F.83;

- педагог-психолог;

- родители, имеющие ребёнка с ЗПР;

- воспитатели, работающие в группах общеразвивающей направленности, которые посещают дети/ребёнок с диагнозом F.83;

- специалисты ДОУ.

 

 

Цель и задачи программы

Цель -повышение уровня развития когнитивной, коммуникативной и социальной компетенций у детей 4 -6 лет с ЗПР; психолого-педагогическое сопровождение педагогов и родителей детей данной категории.

Задачи:

· Развивать восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени.

· Формировать концентрацию, переключение и распределение внимания.

· Тренировать зрительную, слуховую, двигательно-моторную память.

· Учить устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

· Стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук, развивать художественно-графические навыки.

· Развивать эмоциональную отзывчивость, умение выражать эмоциональное состояние с помощью мимики и выразительных движений.

· Создавать условия для успешной социализации ребенка, повышения его самостоятельности и автономии,становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении.

· Воспитывать аккуратность, доброжелательность.

· Формирование у воспитателей навыков владения эффективными технологиями развития ребёнка с особыми образовательными потребностями.

· Обучить родителей методам и приёмам взаимодействия с ребёнком с ЗПР.

 

В психологических исследованиях по проблеме ЗПР в дошкольном возрасте содержатся сведения, позволяющие раскрыть особенности психической деятельности дошкольников с ЗПР, охарактеризовать некоторые другие аспекты их развития.

Установлено, что многие из детей испытывают трудности в процессе восприятия. Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий, по сравнению с нормой, уровень развития: дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов.

Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предметов, что находит свое отражение в проблемах, связанных с изодеятельностью. Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств, хотя дети могут испытывать некоторые затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях.

О низком уровне восприятия свидетельствует и недостаточность процесса переработки сенсорной информации и, соответственно, недостаточность, ограниченность и фрагментарность знаний детей об окружающем мире.

Восприятие детей с ЗПР неполноценно и не поставляет достаточной информации. Формирование образов окружающего мира осуществляется на основе способности ощущать отдельные простейшие свойства предметов и явлений и, поскольку каких-либо нарушений на уровне органов чувств у детей с ЗПР не обнаруживается, ощущения эти достаточно правильны. Однако восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений: формирование целостного образа предметов – результат сложного взаимодействия ощущений и уже имеющихся в коре головного мозга следов прошлых восприятий. Видимо, это взаимодействие и нарушено у детей с ЗПР.

Существенным недостатком восприятия у детей с ЗПР является значительное замедление процесса переработки, поступающей через органы чувств, информации. В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются «неохваченными». Ребенок с ЗПР воспринимает за определенное время меньший объем материала, чем его нормально развивающийся сверстник.

Различия между детьми с ЗПР и их нормально развивающимися сверстниками становятся все более выраженными по мере усложнения объектов и ухудшения условий восприятия. Скорость восприятия у детей с ЗПР становится заметно ниже нормальной для данного возраста фактически при любом отклонении от оптимальных условий.

Еще одной особенностью детей с ЗПР является то, что, если на такого ребенка одновременно действуют несколько факторов, затрудняющих восприятие, то результат оказывается значительно худшим, чем это можно было бы ожидать, исходя из независимого действия. Особенности восприятия объектов и явлений детьми с ЗПР обусловлены также и нарушением функции поиска. Если ребенку заранее неизвестно, где находится нужный предмет, ему бывает трудно его обнаружить. Это отчасти объясняется тем, что замедленность опознания не позволяет ребенку быстро обследовать непосредственно окружающее его пространство. Сказывается также отсутствие методичности поиска. Дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое.

Особо следует отметить недостатки пространственного восприятия, например, направления или расположения отдельных элементов в сложном изображении. Пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие складывается у детей с ЗПР с запозданием и долгое время оказывается неполноценным.

Продуктивность непроизвольного запоминания детей с ЗПР значительно ниже, чем у нормально развивающихся детей. Недостаточная продуктивность непроизвольной памяти у детей с ЗПР объясняется несколькими причинами. Основная из них – пониженная познавательная активность. Это отчетливо проявляется на стадии воспроизведения, когда ребенка просят припомнить тот или иной материал, хотя задача запомнить этот материал не ставилась.

Из-за неустойчивого внимания дети с ЗПР часто отвлекаются при заучивании материала, что неизбежно снижает эффективность запоминания. Сниженная целеустремленность мнемической деятельности отчетливо обнаруживается у детей с ЗПР в тех случаях, когда они должны запомнить материал, пользуясь специальными приемами, повышающими эффективность произвольной памяти. При этом дети с ЗПР видят цель деятельности в выполнении некоторых логических операций, которые в действительности являются лишь средством осуществления мнемической задачи. Происходит как бы соскальзывание с цели.

Эффективность произвольной памяти существенно зависит также от умения контролировать себя в ходе заучивания, прежде всего от умения дифференцировать воспроизведенный материал от невоспроизведенного. Дети с ЗПР лучше воспринимают материал в виде картинок, чем тот же вербальный материал. Много ошибок допускают дети при опосредованном запоминании. У детей с ЗПР без специального обучения не формируется умение самостоятельно применять приемы рационального запоминания.

У рассматриваемой категории детей есть недостатки и в мыслительной деятельности. Исследования З.И. Калмыковой раскрывают особенности владения операциями абстрагирования и обобщения у детей с ЗПР, а также особенности становления у них продуктивного мышления. У детей с ЗПР нет готовности к решению познавательных задач, так как нет сосредоточенности и собранности. У отдельных детей, наоборот, всякое задание вызывает оживление, интерес. Однако активность носит игровой характер. Анализ объектов у детей с ЗПР отличается меньшей тонкостью и оказывается неполным. В результате этого дети с ЗПР выделяют в изображении почти вдвое больше признаков, чем их нормальные сверстники.

Также среди работ, посвященных экспериментально-психологическому изучению дошкольников с ЗПР, следует выделить работу У.В. Ульенковой, в которой дается развернутая характеристика мыслительной деятельности этих детей, а так же, намечаются эффективные пути коррекции некоторых недостатков мышления [24].

Следует указать также на несколько исследований, в которых мышление не являлось предметом специального изучения, однако материалы, полученные в них, убедительно свидетельствуют о недоразвитии мыслительной деятельности детей с ЗПР. Дети с ЗПР характеризуются сниженным уровнем познавательной активности. Это проявляется, прежде всего, в их недостаточной любознательности.

Деятельность таких детей при анализе зрительно воспринимаемых объектов недостаточно целенаправленна: выделение признаков чаще всего ведется без плана. Недостаточный уровень сформированности операций обобщения у детей с ЗПР отчетливо проявляется при выполнении на группировку предметов по родовой принадлежности. Родовые понятия у них носят диффузный, плохо дифференцированный характер. Процесс актуализации соответствующих родовых понятий существенно зависит от объема конкретного материала, которым оперирует ребенок. Дети с ЗПР часто оказываются в состоянии воспроизвести то или иное понятие лишь после предъявления им значительного числа соответствующих предметов или их изображений. Детям с ЗПР также характерна недостаточная гибкость мышления, склонность к стереотипным, шаблонным способам решения и неправомерная актуализация имеющихся знаний. Причиной ошибочных решений часто бывает также неправомерная актуализация родовых понятий, недостаточное владение операцией абстрагирования. Большинство детей с ЗПР хорошо владеют элементарными формами классификации. Незначительное число допускаемых ошибок объясняется недостаточным вниманием и недостаточной организованностью в процессе работы. Большие трудности испытывают такие дети при выполнении заданий, связанных с классификацией по двум признакам. Недостаточная свобода в мыслительном оперировании зрительными образами является основной причиной трудностей, которые в этом случае испытывают дети с ЗПР. Это также связано и с неумением анализировать материал, учитывать его двухэлементарную структуру и с отсутствием способности вести анализ одновременно в двух направлениях. Дети с ЗПР не умеют дифференцировать отношения тождества и сходства. Детей этой категории удовлетворяет первый пришедший на ум ответ, и задача оказывается нерешенной даже в тех случаях, когда потенциально они в состоянии справиться с ней. Иногда они подменяют трудную задачу более легкой. Они как бы бессознательно стремятся избежать усилий, связанных с умственным напряжением при решении интеллектуальных задач. Также у детей с ЗПР нет самостоятельных возвращений к нерешенному вопросу основного задания, когда до этого они решали вспомогательную задачу. Таким образом, по основным параметрам мыслительной деятельности дети с ЗПР дошкольного возраста отстают от своих сверстников.

Исследования речи дошкольников с ЗПР показывают, что фонетическая сторона речи страдает разнообразными нарушениями: нечеткостью произношения ряда звуков, нестойкостью употребления ряда звуков речи, заменой одних звуков другими, более простыми по артикуляции, что, как правило, обусловлено проявлением неврологической патологии – снижением тонуса артикуляционных мышц.

Нарушения звукопроизношения у дошкольников с ЗПР разнообразны.

Словарь этих детей, особенно активный, значительно сужен, а иногда просто ошибочен. У детей этой категории нарушения речи разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровням и требует дифференцированного подхода при их анализе.

Нарушения речи у детей с ЗПР проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности и обусловлены особенностями их психофизического развития. Поэтому коррекционная работа должна определяться не только характером речевого нарушения, но и учитывать свойственные только им психологические особенности.

У детей с ЗПР отмечается значительное своеобразие внимания. Изучение внимания детей с ЗПР имеет значение не только непосредственно для понимания особенностей их познавательных процессов, но, может быть показателем умственной работоспособности. В клинических исследованиях особенностей детей с ЗПР указывается на своеобразие их внимания по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками.

В качестве наиболее характерных особенностей отмечается неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация внимания. Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей.

Недостатки организации внимания обусловлены слабым развитием интеллектуальной активности ребенка, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности.

Таким образом, по основным параметрам развития психических процессов дети с ЗПР отстают от нормально развивающихся сверстников.

 

Для детей 4-5 лет

Месяц/ № занятия ЗАДАЧИ СОДЕРЖАНИЕ
Сентябрь
1-2 неделя Диагностика  
Занятие №1 «Детский сад. День Знаний» Учить запоминать знакомые предметы; развивать восприятие цвета, внимание, речь; формировать умение правильно держать карандаш; развивать мимику, воспитывать интерес к совместной деятельности. 1.Назови предметы одинакового цвета 2.Игрушки 3.Этюд «Зеркало» 4. Паровозик
Занятие № 2 «Овощи» Учить определять знакомые предметы на ощупь, тренировать осязательную память, развивать восприятие, внимание, речь; формировать умение создавать новые образы на основе образа – схемы; развивать эмоциональную отзывчивость, воспитывать интерес к совместной деятельности. 1.Что изображено на картинке? 2.Чудесный мешочек 3. Этюд «Готовим салат» 4. На что похоже?
Октябрь
Занятие № 3 «Фрукты»   Учить соотносить речевую форму описания предметов с реальными; развивать зрительную память, концентрацию внимания, мимику; тренировать мелкую моторику; воспитывать активность, усидчивость. 1.Раскрась картинку 2. Что лежало на столе? 3. Этюд «Вкусный сок» 4.Собери урожай
Занятие № 4 «Золотая осень. Деревья» Развивать наглядно – образное мышление, внимание, связную речь; совершенствовать восприятие и пространственные представления; формировать умения создавать в воображении образы на основе собственных представлений; развивать выразительность движений; воспитывать доброжелательность. 1.Запомни стихотворение 2.Кто за каким деревом прячется? 3.Этюд «Деревья в парке» 4.Нарисуй картинку
Занятие № 5 «Грибы» Развивать восприятие формы и величины, концентрацию внимания, мелкую моторику; формировать связную речь, образное мышление, выразительность движений; воспитывать отзывчивость, аккуратность. 1.Грибочки на поляне 2.Разрезная картинка 3.Этюд «Гриб» 4.Дорисуй!
Занятие № 6 «Ягоды» Учить концентрировать внимание; развивать зрительную память, внимание, эмоциональную выразительность; тренировать умение правильно держать карандаш, развивать графические навыки; воспитывать доброжелательность. 1.Кто что собрал в лесу? 2.Какие ягоды любит Маша? 3. Этюд «Вкусное варенье 4. Спелые ягоды
Ноябрь
Занятие № 7 «Дикие птицы» Учить находить знакомые образы из множества, развивать связную речь; тренировать зрительную память; побуждать к сочувствию и переживанию; воспитывать внимание ко всему живому, доброту, отзывчивость. 1.Найди и сосчитай птичек 2.С кем обедал воробей? 3. Этюд «Спаси птенца» 4.Что такое?
Занятие № 8 «Домашние птицы» Формировать умение концентрировать внимание, создавать из частей целое; развивать умение обобщать, связную речь, выразительность движений и голоса; воспитывать аккуратность, усидчивость. 1.Разрезные картинки 2. Кто чей детеныш? 3.Этюд «Курочка и цыплята» 4.Четвертый лишний
Занятие № 9 «Дикие животные» Продолжать учить определять предметы на ощупь (тренировать осязательную память); формировать умение по словесному описанию узнавать задуманное; развивать речь, внимание, творческое воображение, выразительность мимики, голоса и движений; воспитывать активность, дружелюбие. 1.Кто спрятался в мешочке? 2.Загадки и отгадки 3.Этюд «Ты-лев!» 4. На что похожи кляксы?
Занятие № 10 «Домашние животные» Продолжать развивать эмоциональную отзывчивость, способность к сочувствию и состраданию; формировать умение классифицировать; развивать мышление, речь, память; воспитывать отзывчивость, любовь к домашним питомцам. 1.Кто где живет? 2.Мамы и их детеныши 3.Этюд «Ласка» 4.Неоконченный рисунок
Декабрь
Занятие №11 «Человек. Части тела и лица» Продолжать учить устанавливать последовательность событий; развивать концентрацию и переключаемость внимания, восприятие, речь; совершенствовать графические навыки, воспитывать чувство удовлетворения от проделанной работы, доброжелательность. 1.Последовательный картинки 2.Какие предметы спрятаны в рисунке? 3.Этюд «Ухо-нос» 4.Поможем художнику
Занятие № 12 «Одежда. Головные уборы» Продолжать учить создавать новые образы выразительными средствами; развивать целостность восприятия, концентрацию внимания; формировать умение сравнивать; тренировать графические навыки и мелкую мускулатуру; воспитывать отзывчивость, эмоциональность. 1.Разрезнве картинки 2.Кто как одет? 3.Найди пару 4.Этюд «Волшебный платок» 5.Поможем художнику
Занятие № 13 «Зима. Сказки. Сказочные герои» Продолжать учить устанавливать причинно–следственные связи, понимать последовательность сюжета; развивать восприятие величины, образную и слуховую память, распределение внимания, связную речь, мимику и выразительные движения; тренировать мелкую мускулатуру рук; воспитывать доброжелательность, отзывчивость. 1.Сосулька 2.Запомни стихотворение 3.Что сначала, что потом? 4.Этюд «Маски» 5.Новогодняя елка
Новогодние праздники
Январь
Новогодние каникулы
Занятие № 14 «Зимние забавы» Продолжать развивать умение располагать предметы по величине, сравнивать, находя отличия; развивать внимание, речь, выразительность мимики и движений; тренировать мелкую моторику, графические навыки; воспитывать активность. 1.Снежинки 2.Снеговик 3.Этюд «Игра в снежки» 4.Дорисуй!
Занятие № 15 «Зимующие птицы» Развивать образную память, внимание, наблюдательность, мелкую моторику; продолжать развивать мимику и пантомимику; воспитывать интерес к совместной деятельности, аккуратность. 1.Запомни картинки 2.Волшебные картинки 3. Этюд «Новая обувь» 4.Сапоги
Февраль
Занятие № 16 «Посуда» Учить операции классификации; развивать объем памяти, избирательность внимания, умение сравнивать предметы, воображение, мимику и выразительность движений, графические навыки; воспитывать опрятность, аккуратность, бережливость. 1.Расставь чашки 2.Что лежало на столе? 3.Найди одинаковые тарелки 4.Этюд «Федорино горе» 5.Дорисуй!
Занятие № 17 «Игрушки» Развивать умение понимать последовательность сюжета, причинно – следственные связи, связную речь, наблюдательность, восприятие веса; формировать воображение, умение представлять себе предметы по их схематическим изображениям; продолжать развивать мимику и выразительность движений; воспитывать бережное отношение к игрушкам, доброжелательность. 1.Гномы с мешочками 2.Что сначала, что потом? 3.Этюд «Новая кукла/машина» 4.Какая игрушка?
Занятие № 18 «День защитника Отечества» Учить создавать разнообразные образы предметов; продолжать развивать творческое воображение, мышление; активизировать речевую деятельность, расширять активный словарь; тренировать внимание, самоконтроль, выразительность движений; воспитывать целеустремленность, активность. 1.Разрезная картинка 2.Разноцветные самолеты 3.Этюд «Бравые солдаты» 4.Поможем художнику
Занятие №19 «Весна» Продолжать развивать умение запоминать предметы, расширять объем памяти; формировать образное мышление, внимание, художественный вкус; тренировать мелкую моторику, развивать выразительность движений и мимику; воспитывать бережливость, аккуратность, любовь к растениям. 1.Найди подснежник 2.Посади цветочек 3.Разрезная картинка 4.Этюд «Цветок» 5.Цветы на клумбе
Март
Занятие № 20 «Мамин праздник» Учить детей устанавливать поэлементное соответствие между предметами, закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями; развивать концентрацию и переключение внимания, речь, мелкую моторику; способствовать развитию привязанности и любви к самому близкому человеку – маме; воспитывать доброжелательность, внимание к близким людям, заботу о них. 1.Собери бусы для мамы 2.Стихотворение для мамы 3.Что сначала, что потом? 4. Этюд «Любящий сын/дочь» 5.Подарок маме
Занятие № 21 «Семья» Продолжать развивать умение обобщать, речь, наглядно–образное мышление; тренировать слуховую память, мелкую моторику, графические навыки; воспитывать любовь и внимание к родным, аккуратность. 1.Поможем маме 2.Папины помощники 3.Пальчиковая гимнастика «Семья» 4.Забывчиывй дедушка
Занятие № 22 «Транспорт» Продолжать развивать умение запоминать, сохранять и воспроизводить полученную информацию, речь, наглядно–образное мышление, воображение; тренировать мелкую моторику; воспитывать аккуратность. 1.Запомни транспорт 2.Загадки и отгадки 3.Этюд «Светофор» 4.Волшебная мозаика
Занятие № 23 «Дом. Мебель» Продолжать учить подбирать предметы по величине, устанавливать их соответствие; развивать наблюдательность, образную память, пространственное мышление; формировать творческое воображение, связную речь; воспитывать вежливость, желание оказывать помощь сверстникам и взрослым. 1.В гости к медвежатам 2. Что сначала, что потом? 3.Этюд «Три медведя» 4.Мебль для куклы
Апрель
Занятие № 24 «Дом. Бытовая техника» Закреплять знания о бытовой технике, её назначении; развивать наглядно-образное мышление, зрительную память, концентрацию внимания, выразительность мимики и движений; воспитывать аккуратность, бережливость. 1.Назови предметы 2.Кто что делал? 3.Этюд «Новый телевизор» 4. Дорисуй!
Занятие № 25 «Профессии»   Закреплять знания о профессиях; развивать наглядно-образное мышление, зрительную память, эмоциональную отзывчивость; воспитывать аккуратность, любознательность, взаимовыручку. 1.Помоги доктору 2. Что несет почтальон 3. Этюд «Повар» 4.Заплатки
Занятие № 26 «Орудия труда. Инструменты»   Продолжать тренировать зрительную память; развивать умение концентрировать и переключать, воображение, графические навыки, выразительность мимики и движений; закреплять навыки счёта; воспитывать трудолюбие. 1.Гвоздики 2. Запомни инструменты 3.Этюд «Рубим дрова» 4.Поможем художнику
Занятие № 27 «Наш город. Страна»   Продолжать развивать образную память, концентрацию внимания, воображение, наглядно-схематическое мышление, мелкую моторику, тренировать мимику; воспитывать аккуратность, любовь к родному городу. 1.Светофор 2.Дорожные знаки 3.В гости к Аленке 4.Этюд «Удивление» 5.Нарисуй наш город
Май
Занятие № 28 «День Победы» Продолжать тренировать умение сравнивать предметы, находя общее; развивать умение концентрировать внимание, выразительность движений, графические навыки; воспитывать отзывчивость, доброжелательность. 1.Назови предметы 2.Клумба с цветами 3.Этюд «На параде» 4.Дорожки
Занятие № 29 «Земноводные. Рыбы» Продолжать тренировать умение запоминать; развивать умение концентрировать и переключать внимание, сравнивать предметы, находя общее, воображение, выразительность голоса и движений; воспитывать интерес к получению знаний. 1.Нади одинаковых рыбок 2.Кто спрятался? 3.Этюд «Веселый лягушонок» 4.Что такое?
Занятие № 30 «Насекомые. Цветы» Продолжать развивать целостное восприятие, образную память, концентрацию и распределение внимания, воображение, выразительность движений и мимики, мелкую моторику; закрепить знания о насекомых; воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение. 1.Найди всех кузнечиков 2.Запомни насекомых 3.Где спрятался жучок? 4.Этюд «Цветок» 5.Цветы на клумбе
Итоговая диагностика

Календарно-тематическое планирование

Для детей 5-6 лет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.178.37 (0.033 с.)