Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
С задержкой психического развития»Стр 1 из 8Следующая ⇒
ЗАЯВЛЕНИЕ
Авторский коллектив в составе: Гуськовой Марины Анатольевны, Можейко Анны Вячеславовны, Фирсовой Ларисы Егоровны направляет для участия в областном конкурсе психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы» в номинации: Коррекционно-развивающие психолого-педагогические программы психолого-педагогическую разработку «Формирование ключевых компетенций у детей 4-6 лет с задержкой психического развития». Практическая апробация представленного материала проведена с «15» августа 2013 г. по «15» июня 2014 г. в МБДОУ комбинированного вида детский сад № 2 «Аленушка», МБДОУ детском саду комбинированного вида «Золушка», в МБДОУ детском саду комбинированного вида № 68 «Яблонька» г. Тамбова
Отзывы образовательных организаций прилагаются. Авторский коллектив в составе: Гуськовой Марины Анатольевны, Можейко Анны Вячеславовны, Фирсовой Ларисы Егоровны подтверждает согласие на участие в Конкурсе. Подтверждаем правильность изложенной в заявлении информации. Даём разрешение на внесение информации в базу данных и использование материалов в некоммерческих целях для размещения в интернете, буклетах и периодических образовательных изданиях с возможностью редакторской обработки.
_______________/ А.В. Можейко / ________________/ Л.Е. Фирсова/ _______________/ М.А. Гуськова /
«___»__________2016 г.
На областной конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы»
Номинация: Коррекционно-развивающие психолого-педагогические программы
ПРОГРАММА «Формирование ключевых компетенций у детей 4-6 лет С задержкой психического развития»
Авторский коллектив: Можейко Анна Вячеславовна, к.п.н., доцент, avmozheyko@gmail.com; Гуськова Марина Анатольевна, g.marina.tmb@mail.ru; Фирсова Лариса Егоровна larifirsova@yandex.ru
Содержание
Введение
Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое «Я» среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками. Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.
По мнению Л.С. Выготского, физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего личностного развития. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60 % относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации в силу имеющихся нарушений в развитии. Особое место среди дошкольников с нарушениями развития занимает задержка психического развития (ЗПР). Как правило, включение таких детей в социальную жизнь происходит болезненно. Психологи, медики, изучающие детей с задержкой психического развития, отмечают, что у них значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении, сочетающаяся с дезадаптивными формами взаимодействия — отчуждением, избеганием или конфликтом. Педагоги обращают внимание на то, что самая трудная педагогическая проблема в работе с этими детьми — их социализация. Специфические особенности социализации детей, имеющих ЗПР, позволяют включить данную категорию детей в так называемую группу социального риска. Поэтому проблемы развития различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей с ЗПР, овладения ими коммуникативными умениями и навыками приобретает особую значимость. Задержка психического развития в значительной мере связана с социальными факторами и зачастую временна (имеет место тенденция в сторону полной реабилитации). Темп и качество реабилитации во многом зависит от внешних факторов, в частности, от влияния общества. Само общество уже подошло к изменению своего отношения к детям этой категории. Дети с ЗПР могут и должны обучаться и воспитываться вне изолированных коррекционных учреждений. Пребывание в них ограничивает возможность контактов с нормально развивающимися сверстниками, отрывает детей от социума, лишает возможности ориентироваться на нормальное развитие и затрудняет формирование их готовности к преодолению жизненных трудностей, что, впоследствии, нарушает социальную адаптацию и реабилитацию. Большинство ученых и практиков признает, что для успешного решения проблемы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии необходимо проводить их социальную адаптацию в условиях интеграции. Дошкольное детство является наиболее сензитивным периодом в развитии ребенка, так как расширяются границы жизни: ребенок входит в различные общества, становится членом более широкой социальной группы. Это обстоятельство диктует необходимость работы над качеством социальной адаптации детей с ЗПР на ранних стадиях.
Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий. Явление, сложное по своей структуре, требует пристального и тщательного анализа, индивидуального подхода к каждому конкретному случаю. Дети с ЗПР – многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеет негрубые нарушения со стороны центральной нервной системы, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС. Соматическая ослабленность, наличие хронического заболевания, неблагоприятные микросоциальные условия, психотравмирующие ситуации также могут стать причиной отставания в нервно-психическом развитии. Сегодня проблема ранней диагностики и коррекции детей все чаще поднимается как учеными, так и практиками. Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. Согласно статистике, количество детей с ЗПР, посещающих ДОУ г. Тамбова растёт, но ставок дефектологов и комплексных программ по данной проблематике недостаточно. Поэтому, возникла необходимость в разработке системы психолого-педагогического сопровождения данной категории детей. Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию познавательных процессов и эмоциональной сферы у детей 4 - 6 лет с ЗПР. Сопровождение построено с учетом принципа индивидуализации, т. е. проведение предложенных в программе упражнений может варьироваться с учетом индивидуального уровня развития каждого ребенка. Вид программы: коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа для детей 4-6 лет с ЗПР по формированию ключевых компетенций. Участники программы: - воспитанники 4-6 лет с диагнозом F.83; - педагог-психолог; - родители, имеющие ребёнка с ЗПР; - воспитатели, работающие в группах общеразвивающей направленности, которые посещают дети/ребёнок с диагнозом F.83; - специалисты ДОУ.
Цель и задачи программы Цель -повышение уровня развития когнитивной, коммуникативной и социальной компетенций у детей 4 -6 лет с ЗПР; психолого-педагогическое сопровождение педагогов и родителей детей данной категории.
Задачи: · Развивать восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени. · Формировать концентрацию, переключение и распределение внимания. · Тренировать зрительную, слуховую, двигательно-моторную память. · Учить устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями. · Стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук, развивать художественно-графические навыки. · Развивать эмоциональную отзывчивость, умение выражать эмоциональное состояние с помощью мимики и выразительных движений. · Создавать условия для успешной социализации ребенка, повышения его самостоятельности и автономии,становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении. · Воспитывать аккуратность, доброжелательность. · Формирование у воспитателей навыков владения эффективными технологиями развития ребёнка с особыми образовательными потребностями. · Обучить родителей методам и приёмам взаимодействия с ребёнком с ЗПР.
В психологических исследованиях по проблеме ЗПР в дошкольном возрасте содержатся сведения, позволяющие раскрыть особенности психической деятельности дошкольников с ЗПР, охарактеризовать некоторые другие аспекты их развития. Установлено, что многие из детей испытывают трудности в процессе восприятия. Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий, по сравнению с нормой, уровень развития: дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предметов, что находит свое отражение в проблемах, связанных с изодеятельностью. Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств, хотя дети могут испытывать некоторые затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях. О низком уровне восприятия свидетельствует и недостаточность процесса переработки сенсорной информации и, соответственно, недостаточность, ограниченность и фрагментарность знаний детей об окружающем мире. Восприятие детей с ЗПР неполноценно и не поставляет достаточной информации. Формирование образов окружающего мира осуществляется на основе способности ощущать отдельные простейшие свойства предметов и явлений и, поскольку каких-либо нарушений на уровне органов чувств у детей с ЗПР не обнаруживается, ощущения эти достаточно правильны. Однако восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений: формирование целостного образа предметов – результат сложного взаимодействия ощущений и уже имеющихся в коре головного мозга следов прошлых восприятий. Видимо, это взаимодействие и нарушено у детей с ЗПР. Существенным недостатком восприятия у детей с ЗПР является значительное замедление процесса переработки, поступающей через органы чувств, информации. В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются «неохваченными». Ребенок с ЗПР воспринимает за определенное время меньший объем материала, чем его нормально развивающийся сверстник.
Различия между детьми с ЗПР и их нормально развивающимися сверстниками становятся все более выраженными по мере усложнения объектов и ухудшения условий восприятия. Скорость восприятия у детей с ЗПР становится заметно ниже нормальной для данного возраста фактически при любом отклонении от оптимальных условий. Еще одной особенностью детей с ЗПР является то, что, если на такого ребенка одновременно действуют несколько факторов, затрудняющих восприятие, то результат оказывается значительно худшим, чем это можно было бы ожидать, исходя из независимого действия. Особенности восприятия объектов и явлений детьми с ЗПР обусловлены также и нарушением функции поиска. Если ребенку заранее неизвестно, где находится нужный предмет, ему бывает трудно его обнаружить. Это отчасти объясняется тем, что замедленность опознания не позволяет ребенку быстро обследовать непосредственно окружающее его пространство. Сказывается также отсутствие методичности поиска. Дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое. Особо следует отметить недостатки пространственного восприятия, например, направления или расположения отдельных элементов в сложном изображении. Пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие складывается у детей с ЗПР с запозданием и долгое время оказывается неполноценным. Продуктивность непроизвольного запоминания детей с ЗПР значительно ниже, чем у нормально развивающихся детей. Недостаточная продуктивность непроизвольной памяти у детей с ЗПР объясняется несколькими причинами. Основная из них – пониженная познавательная активность. Это отчетливо проявляется на стадии воспроизведения, когда ребенка просят припомнить тот или иной материал, хотя задача запомнить этот материал не ставилась. Из-за неустойчивого внимания дети с ЗПР часто отвлекаются при заучивании материала, что неизбежно снижает эффективность запоминания. Сниженная целеустремленность мнемической деятельности отчетливо обнаруживается у детей с ЗПР в тех случаях, когда они должны запомнить материал, пользуясь специальными приемами, повышающими эффективность произвольной памяти. При этом дети с ЗПР видят цель деятельности в выполнении некоторых логических операций, которые в действительности являются лишь средством осуществления мнемической задачи. Происходит как бы соскальзывание с цели. Эффективность произвольной памяти существенно зависит также от умения контролировать себя в ходе заучивания, прежде всего от умения дифференцировать воспроизведенный материал от невоспроизведенного. Дети с ЗПР лучше воспринимают материал в виде картинок, чем тот же вербальный материал. Много ошибок допускают дети при опосредованном запоминании. У детей с ЗПР без специального обучения не формируется умение самостоятельно применять приемы рационального запоминания. У рассматриваемой категории детей есть недостатки и в мыслительной деятельности. Исследования З.И. Калмыковой раскрывают особенности владения операциями абстрагирования и обобщения у детей с ЗПР, а также особенности становления у них продуктивного мышления. У детей с ЗПР нет готовности к решению познавательных задач, так как нет сосредоточенности и собранности. У отдельных детей, наоборот, всякое задание вызывает оживление, интерес. Однако активность носит игровой характер. Анализ объектов у детей с ЗПР отличается меньшей тонкостью и оказывается неполным. В результате этого дети с ЗПР выделяют в изображении почти вдвое больше признаков, чем их нормальные сверстники. Также среди работ, посвященных экспериментально-психологическому изучению дошкольников с ЗПР, следует выделить работу У.В. Ульенковой, в которой дается развернутая характеристика мыслительной деятельности этих детей, а так же, намечаются эффективные пути коррекции некоторых недостатков мышления [24]. Следует указать также на несколько исследований, в которых мышление не являлось предметом специального изучения, однако материалы, полученные в них, убедительно свидетельствуют о недоразвитии мыслительной деятельности детей с ЗПР. Дети с ЗПР характеризуются сниженным уровнем познавательной активности. Это проявляется, прежде всего, в их недостаточной любознательности. Деятельность таких детей при анализе зрительно воспринимаемых объектов недостаточно целенаправленна: выделение признаков чаще всего ведется без плана. Недостаточный уровень сформированности операций обобщения у детей с ЗПР отчетливо проявляется при выполнении на группировку предметов по родовой принадлежности. Родовые понятия у них носят диффузный, плохо дифференцированный характер. Процесс актуализации соответствующих родовых понятий существенно зависит от объема конкретного материала, которым оперирует ребенок. Дети с ЗПР часто оказываются в состоянии воспроизвести то или иное понятие лишь после предъявления им значительного числа соответствующих предметов или их изображений. Детям с ЗПР также характерна недостаточная гибкость мышления, склонность к стереотипным, шаблонным способам решения и неправомерная актуализация имеющихся знаний. Причиной ошибочных решений часто бывает также неправомерная актуализация родовых понятий, недостаточное владение операцией абстрагирования. Большинство детей с ЗПР хорошо владеют элементарными формами классификации. Незначительное число допускаемых ошибок объясняется недостаточным вниманием и недостаточной организованностью в процессе работы. Большие трудности испытывают такие дети при выполнении заданий, связанных с классификацией по двум признакам. Недостаточная свобода в мыслительном оперировании зрительными образами является основной причиной трудностей, которые в этом случае испытывают дети с ЗПР. Это также связано и с неумением анализировать материал, учитывать его двухэлементарную структуру и с отсутствием способности вести анализ одновременно в двух направлениях. Дети с ЗПР не умеют дифференцировать отношения тождества и сходства. Детей этой категории удовлетворяет первый пришедший на ум ответ, и задача оказывается нерешенной даже в тех случаях, когда потенциально они в состоянии справиться с ней. Иногда они подменяют трудную задачу более легкой. Они как бы бессознательно стремятся избежать усилий, связанных с умственным напряжением при решении интеллектуальных задач. Также у детей с ЗПР нет самостоятельных возвращений к нерешенному вопросу основного задания, когда до этого они решали вспомогательную задачу. Таким образом, по основным параметрам мыслительной деятельности дети с ЗПР дошкольного возраста отстают от своих сверстников. Исследования речи дошкольников с ЗПР показывают, что фонетическая сторона речи страдает разнообразными нарушениями: нечеткостью произношения ряда звуков, нестойкостью употребления ряда звуков речи, заменой одних звуков другими, более простыми по артикуляции, что, как правило, обусловлено проявлением неврологической патологии – снижением тонуса артикуляционных мышц. Нарушения звукопроизношения у дошкольников с ЗПР разнообразны. Словарь этих детей, особенно активный, значительно сужен, а иногда просто ошибочен. У детей этой категории нарушения речи разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровням и требует дифференцированного подхода при их анализе. Нарушения речи у детей с ЗПР проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности и обусловлены особенностями их психофизического развития. Поэтому коррекционная работа должна определяться не только характером речевого нарушения, но и учитывать свойственные только им психологические особенности. У детей с ЗПР отмечается значительное своеобразие внимания. Изучение внимания детей с ЗПР имеет значение не только непосредственно для понимания особенностей их познавательных процессов, но, может быть показателем умственной работоспособности. В клинических исследованиях особенностей детей с ЗПР указывается на своеобразие их внимания по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками. В качестве наиболее характерных особенностей отмечается неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация внимания. Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей. Недостатки организации внимания обусловлены слабым развитием интеллектуальной активности ребенка, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности. Таким образом, по основным параметрам развития психических процессов дети с ЗПР отстают от нормально развивающихся сверстников.
Для детей 4-5 лет
Календарно-тематическое планирование Для детей 5-6 лет
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.178.37 (0.033 с.) |