Выбираем любую тему, кроме творческой работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбираем любую тему, кроме творческой работы.



Выбираем любую тему, кроме творческой работы.

Раздел V. Литература 30-х начала 14-х годов.

Михаил Александрович Шолохов.

1. Составьте сообщение по биографии писателя. Начните с истории рода Шолоховых.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Прочитайте один из рассказов сборников «Донские рассказы» или «Лазоревая степь».

Подготовьте для выразительного чтения отрывки, которые произвели наибольшее впечатление, о психологии человека в ходе гражданской войны (устно).

 

3. Дайте характеристику языка и стиля М. Шолохова в ранних рассказах.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Запишите, какие версии возникли в связи с обсуждением вопроса об авторстве «Тихого Дона».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Роман «Тихий Дон».

Романэпическое произведение, в котором судьба личности прослеживается в связи с судьбой общества, судьбой эпохи в художественном пространстве и времени.

 

5. Опишите образ жизни казаков.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Какие семьи изображены Шолоховым в центре повествования?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. Творческая работа. «История Прокофия Мелехова» (ч.1, глава 1).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8. На каких принципах строятся отношения в казачьей семье? (эпизод наказания отцом Григория за гульбу с Аксиньей – т.1, книга 1, глава 10).

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9. Как раскрывается сходство характеров отца и сына Мелеховых?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

10. Прочитайте и проанализируйте эпизод убийства Григорием австрийца (конец главы 5, ч. 3) и (ч. 3, глава 10).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

11. С какой целью изображает Шолохов батальные сцены?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

12. Какие изобразительные средства использует автор в романе? Выпишите примеры.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

13. Как отражается война на жизни мирных жителей?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

14. Перечитайте сцены расправы над чернецовцами (т. 2,ч. 5, глава 12). Как изображены в этой сцене Подтелков и Черенцов?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

15. Выпишите детали портретов казнимых офицеров. Для чего они включены в эпизод?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

16. Что переживает Григорий после этих трагических событий? (т. 2, ч. 5, глава 13)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

17. Как воспринимает Григорий казнь Подтелкова?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

18. Творческая работа. Составьте сюжетный план «Судьба Григория Мелехова»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

19. Творческая работа. «Любовь Григория и Аксиньи».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

20. Какую роль играет противопоставление двух героинь романа – Натальи и Аксиньи?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

21. Определите, в чем своеобразие и роль пейзажа в романе?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

22. Выпишите примеры диалектных слов и выражений.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

23. Какие «темные стороны» нового строя видит Шолохов и приломляет их «в отдельных человеческих судьбах»?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

24. В чем проявляется гуманизм «Тихого Дона»?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

25. Испанский литературовед Хосе Мария Вальверде писал о финале «тихого Дона»: «Ничего более не объясняется, ничего не решается, не связываются нити, чтобы закончить произведение, как это было в эпилоге «Войны и мира»… Итог «Тихого Дона» в том, что с прошлым покончено, как бы начиная с ничего, отец и сын входят в новое время».

Действительно ли в финале «Тихого Дона» «ничего не объясняется, ничего не решается, не связываются нити»?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

26. Проведите сопоставительную характеристику эпилогов «Войны и мира» и «Тихого Дона».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

27. Творческая работа. Сочинение «Утверждение вечных ценностей – Дома, Труда, Любви – в романе».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Тест по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Вариант 1

1. Жанр «Тихого Дона» это:

а) повесть в) роман-эпопея

б) роман г) исторический роман

2. В романе Шолохова «Тихий Дон» нет эпизодов:

а) Первой мировой войны

б) гражданской войны

в) Вел. Отечественной войны

г) установление советской власти

3. С какой целью вводит Шолохов батальные сцены:

а) показать героизм народа

б) показать, что делает с человеком война,

в) показать бессмысленность войны

г) поднять дух народа

4. Какие реальные исторические лица фигурируют в романе «Тихий Дон»?

а) Александр I в) Подтелков

б) Голицын г) Меншиков

5. Описания каких персонажей приведены?

а) «Невысокий казак» с «неморгаюшим взглядом» «зеленоватых глаз»; «коричневые волосы на тыльной стороне ладони лежали густо, как лошадиная шерсть»; «твердо загнутые челюсти»;

б) «Сух в кости, хром», «носил влевом ухе серебряную полумесяцем серьгу», «в гневе доходил до беспамятства»;

в) «Из узеньких щелок желто маслятся круглые с наминкой глаза. Зрачки — кошачьи, поставленные торчмя, оттого взгляд… текуч, неуловим»; походка «увалистая, напоминает о «волчьей» породе;

г) «вислый коршунячий нос», «подсиненные миндалины горячих глаз», сутулость.

6. Если Дон не только название реки, но и имя, то какое у него должно быть отчество?

7. Григорий Мелехов был награжден в Первую мировую войну

а) Георгиевским крестом в) орденом А. Первозванного

б) медалью «За отвагу» г) отпуском на родину

8. Что означают слова, встречающиеся в тексте «Тихого Дона»:

а) гутарить в)завеска

б) кизяки г) взгальный

9. Исследователь творчества Шолохова В. Н. Соболенко называет автора «Тихого Дона» «автором Илиады XX века». Как вы думаете, на чем основано это мнение?

Ю.Докажите мнение Д. Бреговой о том, что в конце романа для Григория Мелехова характерна «полная внутренняя опустошенность…, глубочайший моральный крах»

 

Вариант 2.

1. Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» был закончен в

а) 1928 г., в) 1940 г.

б) 1932 г. г) в 1946 г.

2. Фамилия Натальи до замужества:

а) Мелехова в) Астахова

б) Коршунова г) Кошевая

3. Гражданская война изображена Шолоховым, чтобы показать

а) героизм Красной Армии в) трагедию народа

б) героизм белых г) ее неизбежность

4. Какие реальные исторические лица не фигурируют в романе «Тихий Дон»?

а) Николай II в) Каледин

б) Корнилов г)Долохов.

5. Какое описание не относится к Григорию Мелехову:

а) «Среднего роста, худощав, близко поставленные к мясистой переносице глаза светлели хитрецой», «косая поперечная морщина, рубцевавшая… лоб, двигалась медленно и тяжело, словно изнутри толкаемая ходом каких-то скрытых мыслей»;

б) «… кинул на снег папаху, постоял, раскачиваясь, и вдруг скрипнул зубами, страшно застонал и с исказившимся лицом стал рвать на себе застежки шинели»;

в) Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет. А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался»;

г) «Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза. Он узнал в этом бородатом и страшной человеке отца».

6. Какой художественный прием использован в названии романа Шолохова?

7. В каком чине вышел в отставку отец Григория, Пантелей Мелехов?

а) есаул в) поручик

б) сотник г) старший урядник

8. Что означают слова, встречающиеся в тексте «Тихого Дона»:

а) ухнали в) чикилять

б) коловерть г) баз

9. Исследователи творчества Шолохова Ф. Г. Бирюков и В. Байц считают, что «Шолохову особенно родственна традиция европейского Возрождения, в частности, его величайшего представителя — Шекспира».

В чем проявляется эта «родственность»?

10. Как относится Шолохов к своему герою Григорию Мелехову? Казнит, карает или сочувствует, переживает, страдает вместе со своим героем? Какие чувства пробуждает писатель к герою?

И последующих лет.

 

Патриотические мотивы и сила патриотического чувства в лирике советских поэтов.

 

1. Подготовьте выразительное чтение стихотворения Павла Когана «Звезда» (1937):


Светлая моя звезда,

Боль моя старинная.

Гарь приносят поезда

Дальнюю, полынную.

От чужих твоих степей,

Где теперь начало

Всех начал моих и дней

И тоски причалы.

Сколько писем не сентябрь,

Сколько ярких писем…

Ладно – раньше, но хотя б

Сейчас поторопиться.

В поле темень, в поле жуть –

Осень над Россией.

Поднимаюсь. Подхожу

К окнам темно-синим.

Темень. Глухо. Темень. Тишь.

Старая тревога.

Научи меня нести

Мужество в дороге.

Научи меня всегда

Цель видать сквозь дали.

Утоли, моя звезда,

Все мои печали.

темень. Глухо.

Поезда

Гарь несут полынную.

Родина моя. Звезда.

Боль моя старинная.


 

Определите тематику данного стихотворения. Обратите внимание на дату написания.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Прочитайте стихотворение Василия Лебедева – Кумача, ставшее известной песней. Почему эта песня стала легендарной?


Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой.

 

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна,—

Идет война народная,

Священная война!

 

Дадим отпор душителям

Всех пламенных идей,

Насильникам, грабителям,

Мучителям людей.

 

Не смеют крылья черные

Над Родиной летать,

Поля ее просторные

Не смеет враг топтать!

 

Гнилой фашистской нечисти

Загоним пулю в лоб,

Отребью человечества

Сколотим крепкий гроб.

 

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, —

Идет война народная,

Священная война!


______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Почему поэзия оказалась необходима людям – и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Подготовьте выразительное чтение стихотворения Владислава Занадворова (1914-1942), геолога и поэта, погибшего под Сталинградом:

 

Ты не знаешь, мой сын, что такое война!

Это вовсе не дышное поле сраженья,

Это даже не смерть и отвага. Она

В каждой капле находит свое выраженье

Это – изо дня в день лишь блиндажный песок

Да слепящие вспышки ночного обстрела;

Это – боль головная, что ломит висок;

Это – юность моя, что в окопах истлела;

Это – грязных, разбитых дорог колеи;

Бесприютные звезды окопных ночевок;

Это – кровью омытые письма мои,

Что написаны криво на ложе винтовок;

Это – в жизни короткой последний рассвет

Над разрытой землей. И лишь как завершенье –

Под разрывы снарядов, под вспышки гранат –

Беззаветная гибель на поле сраженья.

 

1942.

 

Какими художественными средствами изображается неприкрашенная война?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Проанализируйте стихотворение К. Симонова «Жди меня».

 


Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

 

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

 

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: — Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, —

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.


 

В чем сила этого стихотворения?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Стихотворение «Жди меня» звучит как заклинание, как молитва. Какими средствами достигается это ощущение?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. Прочитайте стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»:

 


Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

 

Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали: —

Господь вас спаси! —

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

 

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,

 

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в бога не верящих внуков своих.


 


Ты знаешь, наверное, все-таки Родина –

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою

Дорожной тоской от села до села,

Со вдовьей слезою и с песнею женскою

Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,

По мертвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

 

Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем.

«Мы вас подождем!» — говорили нам пажити.

«Мы вас подождем!» — говорили леса.

Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирали товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.


 

Почему это стихотворение так затронуло души? Каким чувством оно проникнуто?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Выучите наизусть стихотворение К. Симонова «Убей!»


Если дорог тебе твой дом,

Где ты русским выкормлен был,

Под бревенчатым потолком,

Где ты в люльке, качаясь, плыл...

 

Если дороги в доме том

Тебе стены, печь и углы,

Дедом, прадедом и отцом

В нем исхоженные полы...

 

Если мил тебе бедный сад,

С майским цветом,

С жужжанием пчел,

И под липой сто лет назад

Дедом вкопанный в землю стол...

 

Если мать тебе дорога,

Тебя выкормившая грудь,

Где давно уже нет молока,

Только можно щекой прильнуть.

 

Если ты не хочешь отдать

Ту, с которой вдвоем ходил,

Ту, что поцеловать ты не смел —

Так ее любил,

Чтобы немцы ее втроем

Взяли силой, зажав в углу,

И распяли ее живьем

Обнаженную на полу,

Чтоб досталось трем этим псам

В муках, в ненависти, в крови

Все, что свято берег ты сам

Всею силой мужской любви...

 

Так убей же немца, чтоб он,

А не ты на земле лежал,

Не в твоем дому чтобы стон,

А в его по мертвом стоял.

Так хотел он — его вина.

Пусть исплачется не твоя,

А его родившая мать,

Не твоя, а его жена

Понапрасну пусть будет ждать.

 

Если немца убил твой брат,

Если немца убил сосед, —

Это брат и сосед твой мстят,

А тебе оправданья нет.

За чужой спиной не сидят,

Из чужой винтовки не мстят.

Так убей же немца ты сам,

Так убей же его скорей.

Сколько раз увидишь его,

Столько раз его и убей!


 

9. Подготовьте выразительное чтение стихов М. Исаковского «Катюша», «До свиданья, города и хаты», «Ох, туманы мои, растуманы». Выучите одно произведение наизусть.


«Катюша»

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег катюша,

На высокий берег на крутой.

 

Выходила, песню заводила

Про степного сизого орла,

Про того, которого любила,

Про того, чьи песни берегла.

 

Ой ты, песня, песенка девичья,

Ты лети на дальнем солнцем вслед

И бойцу на дальнем пограничье

От Катюши передай привет.

 

Пусть он вспомнит девушку простую,

Пусть услышит, как она поет,

Пусть он землю бережет родную,

А любовь Катюша сбережет.

 

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег катюша,

На высокий берег на крутой.

 

«До свиданья, города и хаты»

До свиданья, города и хаты,

Нас дорога дальняя зовет,

Молодые, смелые ребята,

На заре уходим мы в поход.

 

На заре девчата выходите

Комсомольский провожать отряд

Вы без нас, девчата не грустите -

Мы с победою придем назад!

 

Грозной силой на земле и в море

Встретим мы непрошенных гостей.

И фашистской кровожадной своре

Не собрать вовек своих костей.

 

Мы развеем вражеские тучи,

Разметем преграды на пути

И врагу от смерти неминучей

От своей могилы не уйти!

 

Наступил великий час расплаты

Нам вручил оружие народ –

До свиданья, города и хаты,

На заре уходим мы в поход!


«Ох, туманы мои, растуманы»


Ой, туманы мои, растуманы,

Ой, родные леса и луга!

Уходили в поход партизаны,

Уходили в поход на врага.

Эх!

Уходили в поход партизаны,

Уходили в поход на врага.

На прощанье сказали герои:

Ожидайте хороших вестей.

И на старой смоленской дороге

Повстречали незваных гостей.

Эх!

И на старой смоленской дороге

Повстречали незваных гостей.

Повстречали - огнём угощали,

Навсегда уложили в лесу.

За великие наши печали,

За горючую нашу слезу.

Эх!

За великие наши печали,

За горючую нашу слезу.

С той поры да по всей по округе

Потеряли злодеи покой:

День и ночь партизанские вьюги

Над разбойной гудят головой.

Эх!

День и ночь партизанские вьюги

Над разбойной гудят головой.


 

10. В голодном блокадном Ленинграде Ольга Бергольц страшной зимой 1942 года писала свой «Февральский дневник». Прочитайте внимательно это произведение.

Как чувства выражены в этих строках?

 


I

Был день как день.

Ко мне пришла подруга,

не плача, рассказала, что вчера

единственного схоронила друга,

и мы молчали с нею до утра.

Какие ж я могла найти слова,

я тоже — ленинградская вдова.

Мы съели хлеб,

что был отложен на день,

в один платок закутались вдвоем,

и тихо-тихо стало в Ленинграде.

Один, стуча, трудился метроном...


 


И стыли ноги, и томилась свечка.

Вокруг ее слепого огонька

образовалось лунное колечко,

похожее на радугу слегка.

Когда немного посветлело небо,

мы вместе вышли за водой и хлебом

и услыхали дальней канонады

рыдающий, тяжелый, мерный гул:

то Армия рвала кольцо блокады,

вела огонь по нашему врагу.

 

II

А город был в дремучий убран иней.

Уездные сугробы, тишина...

Не отыскать в снегах трамвайных линий,

одних полозьев жалоба слышна.

Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

На детских санках, узеньких, смешных,

в кастрюльках воду голубую возят,

дрова и скарб, умерших и больных...

 

Так с декабря кочуют горожане

за много верст, в густой туманной мгле,

в глуши слепых, обледеневших зданий

отыскивая угол потеплей.

 

Вот женщина ведет куда-то мужа.

Седая полумаска на лице,

в руках бидончик — это суп на ужин.

Свистят снаряды, свирепеет стужа...

— Товарищи, мы в огненном кольце.

 

А девушка с лицом заиндевелым,

упрямо стиснув почерневший рот,

завернутое в одеяло тело

на Охтинское кладбище везет.

 

Везет, качаясь,— к вечеру добраться б...

Глаза бесстрастно смотрят в темноту.

Скинь шапку, гражданин!

Провозят ленинградца,

погибшего на боевом посту.

 

Скрипят полозья в городе, скрипят...

Как многих нам уже недосчитаться!

Но мы не плачем: правду говорят,

что слезы вымерзли у ленинградцев.

 

Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало.

Нам ненависть заплакать не дает.

Нам ненависть залогом жизни стала:

объединяет, греет и ведет.

 

О том, чтоб не прощала, не щадила,

чтоб мстила, мстила, мстила, как могу,

ко мне взывает братская могила

на Охтинском, на правом берегу.

III

Как мы в ту ночь молчали, как молчали...

Но я должна, мне надо говорить

с тобой, сестра по гневу и печали:

прозрачны мысли и душа горит.

 

Уже страданьям нашим не найти

ни меры, ни названья, ни сравненья.

Но мы в конце тернистого пути

и знаем — близок день освобожденья.-

 

Наверно, будет грозный этот день

давно забытой радостью отмечен:

наверное, огонь дадут везде,

во все дома дадут, на целый вечер.

 

Двойною жизнью мы сейчас живем:

в кольце, во мраке, в голоде, в печали

мы дышим завтрашним,

свободным, щедрым днем,

мы этот день уже завоевали.

 

IV

Враги ломились в город наш свободный,

крошились камни городских ворот...

Но вышел на проспект Международный

вооруженный трудовой народ.

 

Он шел с бессмертным

возгласом в груди:

— Умрем, но Красный Питер

не сдадим!..

 

Красногвардейцы, вспомнив о былом,

формировали новые отряды,

и собирал бутылки каждый дом

и собственную строил баррикаду.

 

И вот за это долгими ночами

пытал нас враг железом и огнем...

— Ты сдашься, струсишь,— бомбы нам

кричали,—

забьешься в землю, упадешь ничком.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 805; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.155 (0.35 с.)