Михаил Александрович Шолохов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Михаил Александрович Шолохов



                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         

По горизонтали: 5. Французский писатель,высоко ценивший творчество Шолохова. 6. Колхозник-бригадир («Поднятая целина»). 8. Воинское звание старшего брата Николая Стрельцова («Они сражались за Родину»). 11. Возница из романа «Поднятая целина». 12. Пулеметчик с тачанки («Шибалково семя»). 16. Лейтенант, главный герой «Науки ненависти». 18. Имя одного из сыновей писателя. 19. Артист, сыгравший роль Григория Мелехова. 20. Кулак из романа «Поднятая целина», «жженый плут, ставший после раскулачивания «Христа ради юродивым». 21. Одна из профессий будущего писателя в юности. 25. Имя дочери Григория Мелехова. 26. Писатель, кинорежиссер, сыгравший роль Лопахина в фильме «Они сражались за Родину». 27. Один из донских рассказов М. Шолохова. 30. Секретарь партячейки из рассказа «Пастух». 33. Кличка коня агронома Стрельцова («Они сражались за Родину»). 34. Один из коренных жителей хутора Татарский. 35. Художник, сделавший иллюстрации к роману «Тихий дон». 36. Маленький герой рассказа «Бахчевник».

По вертикали: 1. Главный герой рассказа «Судьба человека». 2. Писатель, сказавший о Шолохове: «…более талантливый среди нас». 3. Любитель «лягушатины» из романа «Поднятая целина». 4. Продкомиссар из одноименного рассказа М. Шолохова. 7. Один из героев романа «Они сражались за Родину». 9. Первый учитель Миши Шолохова. 10. Кузнец из рассказа «Батраки». 13. Станица, в которой жил и работал М.А. Шолохов. 14. Коммунист, расстрелянный белогвардейцами («Тихий дон»). 15. Первый космонавт, сказавший: «Уроки Шолохова… были уроками человековедения». 17. Маленький герой романа «Поднятая целина». 22. Гремяченский бедняк, погибший от рук белогвардейского есаула Половцева. 23. Махновец, которого за наушничество свои же покарали («Путь-дороженька»). 24. Русский писатель: «Михаил Шолохов бесспорный и самый большой писатель». 28. Город, в котором жил герой рассказа «Судьба человека». 29. Один из донских рассказов писателя. 31. Комсомолец из рассказа «Пастух». 32. Имя охотника из рассказа «Илюха».

 

 

Великая Отечественная война в литературе 40-х годов

И последующих лет.

 

Патриотические мотивы и сила патриотического чувства в лирике советских поэтов.

 

1. Подготовьте выразительное чтение стихотворения Павла Когана «Звезда» (1937):


Светлая моя звезда,

Боль моя старинная.

Гарь приносят поезда

Дальнюю, полынную.

От чужих твоих степей,

Где теперь начало

Всех начал моих и дней

И тоски причалы.

Сколько писем не сентябрь,

Сколько ярких писем…

Ладно – раньше, но хотя б

Сейчас поторопиться.

В поле темень, в поле жуть –

Осень над Россией.

Поднимаюсь. Подхожу

К окнам темно-синим.

Темень. Глухо. Темень. Тишь.

Старая тревога.

Научи меня нести

Мужество в дороге.

Научи меня всегда

Цель видать сквозь дали.

Утоли, моя звезда,

Все мои печали.

темень. Глухо.

Поезда

Гарь несут полынную.

Родина моя. Звезда.

Боль моя старинная.


 

Определите тематику данного стихотворения. Обратите внимание на дату написания.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Прочитайте стихотворение Василия Лебедева – Кумача, ставшее известной песней. Почему эта песня стала легендарной?


Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой.

 

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна,—

Идет война народная,

Священная война!

 

Дадим отпор душителям

Всех пламенных идей,

Насильникам, грабителям,

Мучителям людей.

 

Не смеют крылья черные

Над Родиной летать,

Поля ее просторные

Не смеет враг топтать!

 

Гнилой фашистской нечисти

Загоним пулю в лоб,

Отребью человечества

Сколотим крепкий гроб.

 

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, —

Идет война народная,

Священная война!


______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Почему поэзия оказалась необходима людям – и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Подготовьте выразительное чтение стихотворения Владислава Занадворова (1914-1942), геолога и поэта, погибшего под Сталинградом:

 

Ты не знаешь, мой сын, что такое война!

Это вовсе не дышное поле сраженья,

Это даже не смерть и отвага. Она

В каждой капле находит свое выраженье

Это – изо дня в день лишь блиндажный песок

Да слепящие вспышки ночного обстрела;

Это – боль головная, что ломит висок;

Это – юность моя, что в окопах истлела;

Это – грязных, разбитых дорог колеи;

Бесприютные звезды окопных ночевок;

Это – кровью омытые письма мои,

Что написаны криво на ложе винтовок;

Это – в жизни короткой последний рассвет

Над разрытой землей. И лишь как завершенье –

Под разрывы снарядов, под вспышки гранат –

Беззаветная гибель на поле сраженья.

 

1942.

 

Какими художественными средствами изображается неприкрашенная война?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Проанализируйте стихотворение К. Симонова «Жди меня».

 


Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

 

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

 

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: — Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, —

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.


 

В чем сила этого стихотворения?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Стихотворение «Жди меня» звучит как заклинание, как молитва. Какими средствами достигается это ощущение?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. Прочитайте стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»:

 


Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

 

Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали: —

Господь вас спаси! —

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

 

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,

 

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в бога не верящих внуков своих.


 


Ты знаешь, наверное, все-таки Родина –

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою

Дорожной тоской от села до села,

Со вдовьей слезою и с песнею женскою

Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,

По мертвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

 

Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем.

«Мы вас подождем!» — говорили нам пажити.

«Мы вас подождем!» — говорили леса.

Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирали товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.


 

Почему это стихотворение так затронуло души? Каким чувством оно проникнуто?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Выучите наизусть стихотворение К. Симонова «Убей!»


Если дорог тебе твой дом,

Где ты русским выкормлен был,

Под бревенчатым потолком,

Где ты в люльке, качаясь, плыл...

 

Если дороги в доме том

Тебе стены, печь и углы,

Дедом, прадедом и отцом

В нем исхоженные полы...

 

Если мил тебе бедный сад,

С майским цветом,

С жужжанием пчел,

И под липой сто лет назад

Дедом вкопанный в землю стол...

 

Если мать тебе дорога,

Тебя выкормившая грудь,

Где давно уже нет молока,

Только можно щекой прильнуть.

 

Если ты не хочешь отдать

Ту, с которой вдвоем ходил,

Ту, что поцеловать ты не смел —

Так ее любил,

Чтобы немцы ее втроем

Взяли силой, зажав в углу,

И распяли ее живьем

Обнаженную на полу,

Чтоб досталось трем этим псам

В муках, в ненависти, в крови

Все, что свято берег ты сам

Всею силой мужской любви...

 

Так убей же немца, чтоб он,

А не ты на земле лежал,

Не в твоем дому чтобы стон,

А в его по мертвом стоял.

Так хотел он — его вина.

Пусть исплачется не твоя,

А его родившая мать,

Не твоя, а его жена

Понапрасну пусть будет ждать.

 

Если немца убил твой брат,

Если немца убил сосед, —

Это брат и сосед твой мстят,

А тебе оправданья нет.

За чужой спиной не сидят,

Из чужой винтовки не мстят.

Так убей же немца ты сам,

Так убей же его скорей.

Сколько раз увидишь его,

Столько раз его и убей!


 

9. Подготовьте выразительное чтение стихов М. Исаковского «Катюша», «До свиданья, города и хаты», «Ох, туманы мои, растуманы». Выучите одно произведение наизусть.


«Катюша»

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег катюша,

На высокий берег на крутой.

 

Выходила, песню заводила

Про степного сизого орла,

Про того, которого любила,

Про того, чьи песни берегла.

 

Ой ты, песня, песенка девичья,

Ты лети на дальнем солнцем вслед

И бойцу на дальнем пограничье

От Катюши передай привет.

 

Пусть он вспомнит девушку простую,

Пусть услышит, как она поет,

Пусть он землю бережет родную,

А любовь Катюша сбережет.

 

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег катюша,

На высокий берег на крутой.

 

«До свиданья, города и хаты»

До свиданья, города и хаты,

Нас дорога дальняя зовет,

Молодые, смелые ребята,

На заре уходим мы в поход.

 

На заре девчата выходите

Комсомольский провожать отряд

Вы без нас, девчата не грустите -

Мы с победою придем назад!

 

Грозной силой на земле и в море

Встретим мы непрошенных гостей.

И фашистской кровожадной своре

Не собрать вовек своих костей.

 

Мы развеем вражеские тучи,

Разметем преграды на пути

И врагу от смерти неминучей

От своей могилы не уйти!

 

Наступил великий час расплаты

Нам вручил оружие народ –

До свиданья, города и хаты,

На заре уходим мы в поход!


«Ох, туманы мои, растуманы»


Ой, туманы мои, растуманы,

Ой, родные леса и луга!

Уходили в поход партизаны,

Уходили в поход на врага.

Эх!

Уходили в поход партизаны,

Уходили в поход на врага.

На прощанье сказали герои:

Ожидайте хороших вестей.

И на старой смоленской дороге

Повстречали незваных гостей.

Эх!

И на старой смоленской дороге

Повстречали незваных гостей.

Повстречали - огнём угощали,

Навсегда уложили в лесу.

За великие наши печали,

За горючую нашу слезу.

Эх!

За великие наши печали,

За горючую нашу слезу.

С той поры да по всей по округе

Потеряли злодеи покой:

День и ночь партизанские вьюги

Над разбойной гудят головой.

Эх!

День и ночь партизанские вьюги

Над разбойной гудят головой.


 

10. В голодном блокадном Ленинграде Ольга Бергольц страшной зимой 1942 года писала свой «Февральский дневник». Прочитайте внимательно это произведение.

Как чувства выражены в этих строках?

 


I

Был день как день.

Ко мне пришла подруга,

не плача, рассказала, что вчера

единственного схоронила друга,

и мы молчали с нею до утра.

Какие ж я могла найти слова,

я тоже — ленинградская вдова.

Мы съели хлеб,

что был отложен на день,

в один платок закутались вдвоем,

и тихо-тихо стало в Ленинграде.

Один, стуча, трудился метроном...


 


И стыли ноги, и томилась свечка.

Вокруг ее слепого огонька

образовалось лунное колечко,

похожее на радугу слегка.

Когда немного посветлело небо,

мы вместе вышли за водой и хлебом

и услыхали дальней канонады

рыдающий, тяжелый, мерный гул:

то Армия рвала кольцо блокады,

вела огонь по нашему врагу.

 

II

А город был в дремучий убран иней.

Уездные сугробы, тишина...

Не отыскать в снегах трамвайных линий,

одних полозьев жалоба слышна.

Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

На детских санках, узеньких, смешных,

в кастрюльках воду голубую возят,

дрова и скарб, умерших и больных...

 

Так с декабря кочуют горожане

за много верст, в густой туманной мгле,

в глуши слепых, обледеневших зданий

отыскивая угол потеплей.

 

Вот женщина ведет куда-то мужа.

Седая полумаска на лице,

в руках бидончик — это суп на ужин.

Свистят снаряды, свирепеет стужа...

— Товарищи, мы в огненном кольце.

 

А девушка с лицом заиндевелым,

упрямо стиснув почерневший рот,

завернутое в одеяло тело

на Охтинское кладбище везет.

 

Везет, качаясь,— к вечеру добраться б...

Глаза бесстрастно смотрят в темноту.

Скинь шапку, гражданин!

Провозят ленинградца,

погибшего на боевом посту.

 

Скрипят полозья в городе, скрипят...

Как многих нам уже недосчитаться!

Но мы не плачем: правду говорят,

что слезы вымерзли у ленинградцев.

 

Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало.

Нам ненависть заплакать не дает.

Нам ненависть залогом жизни стала:

объединяет, греет и ведет.

 

О том, чтоб не прощала, не щадила,

чтоб мстила, мстила, мстила, как могу,

ко мне взывает братская могила

на Охтинском, на правом берегу.

III

Как мы в ту ночь молчали, как молчали...

Но я должна, мне надо говорить

с тобой, сестра по гневу и печали:

прозрачны мысли и душа горит.

 

Уже страданьям нашим не найти

ни меры, ни названья, ни сравненья.

Но мы в конце тернистого пути

и знаем — близок день освобожденья.-

 

Наверно, будет грозный этот день

давно забытой радостью отмечен:

наверное, огонь дадут везде,

во все дома дадут, на целый вечер.

 

Двойною жизнью мы сейчас живем:

в кольце, во мраке, в голоде, в печали

мы дышим завтрашним,

свободным, щедрым днем,

мы этот день уже завоевали.

 

IV

Враги ломились в город наш свободный,

крошились камни городских ворот...

Но вышел на проспект Международный

вооруженный трудовой народ.

 

Он шел с бессмертным

возгласом в груди:

— Умрем, но Красный Питер

не сдадим!..

 

Красногвардейцы, вспомнив о былом,

формировали новые отряды,

и собирал бутылки каждый дом

и собственную строил баррикаду.

 

И вот за это долгими ночами

пытал нас враг железом и огнем...

— Ты сдашься, струсишь,— бомбы нам

кричали,—

забьешься в землю, упадешь ничком.

Дрожа, запросят плена, как пощады,

не только люди — камни Ленинграда!

 

Но мы стояли на высоких крышах

с закинутою к небу головой,

не покидали хрупких наших вышек,

лопату сжав немеющей рукой.

 

...Настанет день,

и, радуясь, спеша,

еще печальных не убрав развалин,

мы будем так наш город украшать,

как люди никогда не украшали.


 


И вот тогда на самом стройном зданье,

лицом к восходу солнца самого,

поставим мраморное изваянье

простого труженика ПВО.

 

Пускай стоит, всегда зарей объятый,

так, как стоял, держа неравный бой:

с закинутою к небу головой,

с единственным оружием — лопатой.

V

О древнее орудие земное,

лопата,

верная сестра земли!

Какой мы путь немыслимый с тобою

от баррикад до кладбища прошли.

 

Мне и самой порою не понять

всего, что выдержали мы с тобою...

Пройдя сквозь пытки страха и огня,

мы выдержали испытанье боем.

 

И каждый, защищавший Ленинград,

вложивший руку в пламенные раны,

не просто горожанин, а солдат,

по мужеству подобный ветерану.

 

Но тот, кто не жил с нами,— не поверит,

что в сотни раз почетней и трудней

в блокаде, в окруженье палачей

не превратиться в оборотня, в зверя...

VI

Я никогда героем не была,

не жаждала ни славы, ни награды.

Дыша одним дыханьем с Ленинградом,

я не геройствовала, а жила.

 

И не хвалюсь я тем, что в дни блокады

не изменяла радости земной,

что как роса сияла эта радость,

угрюмо озаренная войной.

 

И если чем-нибудь могу гордиться,

то, как и все друзья мои вокруг,

горжусь, что до сих пор могу трудиться,

не складывая ослабевших рук.

Горжусь, что в эти дни, как никогда,

мы знали вдохновение труда.

 

В грязи, во мраке, в голоде, в печали,

где смерть как тень тащилась по пятам,

такими мы счастливыми бывали,

такой свободой бурною дышали,

что внуки позавидовали б нам.

 

О да, мы счастье страшное открыли —

достойно не воспетое пока,—

когда последней коркою делились,

последнею щепоткой табака;

когда вели полночные беседы

у бедного и дымного огня,

как будем жить,

когда придет победа,

всю нашу жизнь по-новому ценя.

 

И ты, мой друг, ты даже в годы мира,

как полдень жизни, будешь вспоминать

дом на проспекте Красных Командиров,

где тлел огонь и дуло от окна.

 

Ты выпрямишься, вновь, как нынче, молод.

Ликуя, плача, сердце позовет

и эту тьму, и голос мой, и холод,

и баррикаду около ворот.

 

Да здравствует, да царствует всегда

простая человеческая радость,

основа обороны и труда,

бессмертие и сила Ленинграда!

 

Да здравствует суровый и спокойный,

глядевший смерти в самое лицо,

удушливое вынесший кольцо

как Человек,

как Труженик,

как Воин!

 

Сестра моя, товарищ, друг и брат,

ведь это мы, крещенные блокадой!

Нас вместе называют — Ленинград,

и шар земной гордится Ленинградом.

 

Двойною жизнью мы сейчас живем:

в кольце и стуже, в голоде, в печали,

мы дышим завтрашним,

счастливым, щедрым днем,—

мы сами этот день завоевали.

 

И ночь ли будет, утро или вечер,

но в этот день мы встанем и пойдем

воительнице-армии навстречу

в освобожденном городе своем.

 

Мы выйдем без цветов,

в помятых касках,

в тяжелых ватниках, в промерзших

полумасках,

как равные, приветствуя войска.

И, крылья мечевидные расправив,

над нами встанет бронзовая Слава,

держа венок в обугленных руках.


 

Январь – февраль 1942

 

11. Бергольц пишет скупо, короткими предложениями, внешне не выражая бурных эмоций. Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, пусть неимоверно тяжелая. Выпишите из текста «Февральского дневника» примеры, подтверждающие предыдущее высказывание.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

12. Творческая Работа. Сочинение. «Бой ради жизни на земле»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Драматургия. Человек на войне и правда о нем.

Проблема нравственного выбора в экстремальных условиях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 865; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.342 с.)