Тест по творчеству А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест по творчеству А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой.



Вариант 1

1. Когда вышел первый сборник стихов А. А. Ахматовой?

а) в 1910 г. в) в 1915 г.

б) в 1912 г. г) в 1916 г.

2. Кто автор этих сборников:

а) «Лебединый стан»; в) «После России»;

б) «Подорожник»; г) «Из шести книг».

3. О ком написаны эти строки?

а) «Откроешь любую страницу — и сразу погружаешься в ее стихию — в атмосферу душевного горения, безмерности чувств, (…) острейших драматических конфликтов с окружающим миром» (Вл. Орлов);

б) «… принесла в русскую литературу всю сложность и богатство русского романа XIX века. Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развила с оглядкой на психологическую прозу» (О. Э. Мандельштам).

4. Чьему перу принадлежат эти строки?

а) «А юность была — как молитва воскресная…/ Мне ли забыть ее?»

б) «Молодость моя! Иди к другим!»;

в) «Ибо раз голос тебе, поэт, / Дан, остальное — взято»;

г) «Когда б вы знали, из какого сора / Растут стихи, не ведая стыда…».

5. Приведите аргументы в поддержку мнения Н. В. Недоброво о том, что стихи Ахматовой полны «благожелательности к людям», отличаются «глубоко гуманистическим характером»?

6. Дайте комментарии и выразите свое отношение к мнению И. Бродского, высказанному в беседе с С. Волковым:

«Волков. Считаете ли вы, что женская поэзия есть нечто специфическое?

Бродский. К поэзии неприменимы прилагательные. (…) Волков. И все-таки — разве женский голос в поэзии ничем не отличается от мужского? Бродский. Только глагольными окончаниями. (…) Волков. Ну, а это: «О вопль женщин всех времен: «Мой милый, что тебе я сделала?!» Это уж такой женский крик… Бродский. Знаете — и да, и нет. Конечно, по содержанию — это женщина. Но по сути… По сути — это просто голос трагедии. (Кстати, муза трагедии - женского пола, как и все прочие музы.) Голос колоссального неблагополучия».

7. «По М. Цветаевой, по ее стихам можно понять, что же это такое — поэзия. Поэзия не только русская, но и мировая…» (В. Адмони)

1) Что такое поэзия, по-вашему?

2) Какие черты поэзии XIX и XX вв. выражает творчество М. Цветаевой.

Вариант 2

1. Когда вышел первый сборник стихов М. И. Цветаевой?

а) в 1910 г., в) в 1914 г.,

б) в 1912 г., г) в 1917 г.

2. Кто автор этих сборников?

а) «Версты»; - в) «Белая стая»;

б) «Вечер; г) «Вечерний альбом»;

3. О ком написаны эти строки?

а) «Сама структура некоторых ее произведений, построен-

ных на повторении устойчивых словесных формул, которые как бы «вдалбливаются» и произносятся в состоянии оторопи, исступления или наития, непосредственно воссоздает форму заговора, оказавшуюся близкой (…)»(А. Синявский);

б) «Целый ряд стихотворений (…) может быть назван маленькими повестями, новеллами; обыкновенно каждое стихотворение — это новелла в извлечении, изображенная в самый острый момент своего развития, откуда открывается возможность обозреть все предшествовав-

. шее течение фактов» (В. Жирмунский).

4. Чьему перу принадлежат эти строки?

а) «О вопль женщин всех времен:/«Мой милый, что тебе я сделала?!»;

б) «И стих уже звучит, задорен, нежен, / На радость вам и мне»;

в) «Два близнеца, неразрывно-слитых: / Голод голодных и сытость сытых!»;

г) «Не с теми я, кто бросил землю / На растерзание врагам».

5. С точки зрения И. Кудровой: «Поэт, в глазах Цветаевой, — существо особое во многих отношениях. И прежде всего — по развитости и независимости своего духовного мира».

1) Согласны ли вы с тем, что поэт — существо особое?

2) Как образ поэта представлен в творчестве Цветаевой?

6. Приведите аргументы, подтверждающие или опровергающие мнение О. Э. Мандельштама:

«Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века. Не было бы Ахматовой, не будь Толстого с «Анной Карениной», Тургенева с «Дворянским гнездом», всего Достоевского и отчасти даже Лескова.

Генезис Ахматовой весь лежит в русской прозе, а не в поэзии. Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развивала с оглядкой на психологическую прозу».

7. М. Цветаева писала о стихах А. Ахматовой: «Все о себе, все о любви… Ахматова пишет о себе — о вечном… И Ахматова, не написав ни одной отвлеченно-общественной строчки, глубже всего— … передает потомкам свой век…»

Каков «век Ахматовой» и как мы можем его увидеть в ее стихах? Можно ли тоже самое сказать о стихах самой М. Цветаевой

 

Борис Леонидович Пастернак.

 

1. Составьте конспект по биографии и творчеству Пастернака.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Почему так часто писатели обращаются к образу свечи?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Прочитайте высказывания о Пастернаке.

«Он был поразительно красив: с выдающимися скулами темными глазами, и в меховой шапке он выглядел как какой-то персонаж русской сказки». (О.Калайл)

«Пастернак похож одновременно на араба и его лошадь». (М.Цветаева)

«Первое впечатление: лицо давнего друга». (З.Масленникова)

«На улицах прохожие часто оглядывались на Борисика, не зная, кто он. Он ведь был очень красив: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, звучный голос». (Ю.Анненков)

 

Что помогает понять в Пастернаке его внешность?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Кто такая Розалия Исидоровна Кауфман, что вам о ней известно?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Прочитайте стихотворение Пастернака «Любимая – жуть...» (1922). Определите особенности художественного языка поэта.

 


Любимая,— жуть! Когда любит поэт,

Влюбляется бог неприкаянный.

И хаос опять выползает на свет,

Как во времена ископаемых.

 

Глаза ему тонны туманов слезят.

Он застлан. Он кажется мамонтом.

Он вышел из моды. Он знает — нельзя:

Прошли времена и — безграмотно.

 

Он видит, как свадьбы справляют вокруг.

Как спаивают, просыпаются.

Как общелягушечью эту икру

Зовут, обрядив ее,— паюсной.

 

Как жизнь, как жемчужную шутку Ватто,

Умеют обнять табакеркою.

И мстят ему, может быть, только за то,

Что там, где кривят и коверкают,

 

Где лжет и кадит, ухмыляясь, комфорт

И трутнями трутся и ползают,

Он вашу сестру, как вакханку с амфор,

Подымет с земли и использует.

 

И таянье Андов вольет в поцелуй,

И утро в степи, под владычеством

Пылящихся звезд, когда ночь по селу

Белеющим блеяньем тычется.

 

И всем, чем дышалось оврагам века,

Всей тьмой ботанической ризницы

Пахнёт по тифозной тоске тюфяка,

И хаосом зарослей брызнется.


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Прочитайте и прокомментируйте стихотворение «О знал бы я, что так бывает...» (1931).

 


О, знал бы я, что так бывает,

Когда пускался на дебют,

Что строчки с кровью — убивают,

Нахлынут горлом и убьют!

 

От шуток с этой подоплекой

Я б отказался наотрез.

Начало было так далеко,

Так робок первый интерес.

Но старость — это Рим, который

Взамен турусов и колес

Не читки требует с актера,

А полной гибели всерьез.

 

Когда строку диктует чувство,

Оно на сцену шлет раба,

И тут кончается искусство,

И дышат почва и судьба.


_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. Как коснулась поэта Великая Отечественная Война?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Стихотворения Юрия Живаго.

 

8. Прочитайте стихотворение, открывающее цикл, с шекспировским названием «Гамлет». В чем трагедия Гамлета по Пастернаку?

 


Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске

Что случится на моем веку.

 

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси.

 

Я люблю твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль.

Но сейчас идет другая драма,

И на этот раз меня уволь.

 

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить — не поле перейти.


_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9. Прочитайте стихотворение «Март». Какими средствами утверждается жизнь?

 


Солнце греет до седьмого пота,

И бушует, одурев, овраг.

Как у дюжей скотницы работа,

Дело у весны кипит в руках.

 

Чахнет снег и болен малокровьем

В веточках бессильно синих жил.

Но дымится жизнь в хлеву коровьем,

И здоровьем пышут зубья вил.

 

Эти ночи, эти дни и ночи!

Дробь капелей к середине дня,

Кровельных сосулек худосочье,

Ручейков бессонных болтовня!

 

Настежь все, конюшня и коровник.

Голуби в снегу клюют овес,

И всего живитель и виновник, —

Пахнет свежим воздухом навоз.


 

10. Как связаны стихотворения «Гамлет», «Март» и «На Страстной»?

«На Страстной»


Еще кругом ночная мгла.

Еще так рано в мире,

Что звездам в небе нет числа,

И каждая, как день, светла,

 

И если бы земля могла,

Она бы Пасху проспала

Под чтение Псалтыри.

Еще кругом ночная мгла.

 

Такая рань на свете,

Что площадь вечностью легла

От перекрестка до угла,

И до рассвета и тепла

 

Еще тысячелетье.

Еще земля голым-гола,

И ей ночами не в чем

Раскачивать колокола

И вторить с воли певчим.

 

И со Страстного четверга

Вплоть до Страстной субботы

Вода буравит берега

И вьет водовороты.

 

И лес раздет и непокрыт,

И на Страстях Христовых,

Как строй молящихся, стоит

Толпой стволов сосновых.

 

А в городе, на небольшом

Пространстве, как на сходке,

Деревья смотрят нагишом

В церковные решетки.

 

И взгляд их ужасом объят.

Понятна их тревога.

Сады выходят из оград,

Колеблется земли уклад:

Они хоронят Бога.

 

И видят свет у царских врат,

И черный плат, и свечек ряд,

Заплаканные лица -

И вдруг навстречу крестный ход

Выходит с плащаницей,

И две березы у ворот

Должны посторониться.

 

И шествие обходит двор

По краю тротуара,

И вносит с улицы в притвор

Весну, весенний разговор

И воздух с привкусом просфор

И вешнего угара.

 

И март разбрасывает снег

На паперти толпе калек,

Как будто вышел человек,

И вынес, и открыл ковчег,

И все до нитки роздал.

 

И пенье длится до зари,

И, нарыдавшись вдосталь,

Доходят тише изнутри

На пустыри под фонари

Псалтырь или Апостол.

 

Но в полночь смолкнут тварь и плоть,

Заслышав слух весенний,

Что только-только распогодь,

Смерть можно будет побороть

Усильем Воскресенья.


______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

11. Какова роль слов «так же», «те же», «вновь», повторяющихся образов в стихотворениях Юрия Живаго?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

12. Сравните «Рождественскую звезду» И.Бродского с «Рождественской звездой» Б.Пастернака.

«Рождественская звезда» И. А. Бродский

 

В холодную пору, в местности, скорее привычной к жаре,

чем к холоду, к плоской поверхности более, чем к горе,

младенец родился в пещере, чтоб мир спасти;

мело, как только в пустыне может зимой мести.

 

Ему все казалось огромным: грудь матери, желтый пар

из воловьих ноздрей, волхвы — Балтазар, Гаспар,

Мельхиор; их подарки, втащенные сюда.

Он был всего лишь точкой. И точкой была звезда.

 

Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака

на лежащего в яслях ребенка издалека,

из глубины Вселенной, с другого ее конца,

звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца.

 

«Рождественская звезда» Б. Л. Пастернак


Стояла зима.

Дул ветер из степи.

И холодно было младенцу в вертепе

На склоне холма.

 

Его согревало дыханье вола.

Домашние звери

Стояли в пещере,

Над яслями теплая дымка плыла.

 

Доху отряхнув от постельной трухи

И зернышек проса,

Смотрели с утеса

Спросонья в полночную даль пастухи.

 

Вдали было поле в снегу и погост,

Ограды, надгробья,

Оглобля в сугробе,

И небо над кладбищем, полное звезд.

 

А рядом, неведомая перед тем,

Застенчивей плошки

В оконце сторожки

Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

 

Она пламенела, как стог, в стороне

От неба и Бога,

Как отблеск поджога,

Как хутор в огне и пожар на гумне.

 

Она возвышалась горящей скирдой

Соломы и сена

Средь целой вселенной,

Встревоженной этою новой звездой.

 

Растущее зарево рдело над ней

И значило что-то,

И три звездочета

Спешили на зов небывалых огней.

 

За ними везли на верблюдах дары.

И ослики в сбруе, один малорослей

Другого, шажками спускались с горы.

 

И странным виденьем грядущей поры

Вставало вдали все пришедшее после.

Все мысли веков, все мечты, все миры,

Все будущее галерей и музеев,

Все шалости фей, все дела чародеев,

Все елки на свете, все сны детворы.

 

Весь трепет затепленных свечек, все цепи,

Все великолепье цветной мишуры...

...Все злей и свирепей дул ветер из степи...

...Все яблоки, все золотые шары.

 

Часть пруда скрывали верхушки ольхи,

Но часть было видно отлично отсюда

Сквозь гнезда грачей и деревьев верхи.

Как шли вдоль запруды ослы и верблюды,

Могли хорошо разглядеть пастухи.

 

— Пойдемте со всеми, поклонимся чуду,

— Сказали они, запахнув кожухи.

 

От шарканья по снегу сделалось жарко.

По яркой поляне листами слюды

Вели за хибарку босые следы.

На эти следы, как на пламя огарка,

Ворчали овчарки при свете звезды.

 

Морозная ночь походила на сказку,

И кто-то с навьюженной снежной гряды

Все время незримо входил в их ряды.

Собаки брели, озираясь с опаской,

И жались к подпаску, и ждали беды.


 


 

По той же дороге, чрез эту же местность

Шло несколько ангелов в гуще толпы.

Незримыми делала их бестелесность,

Но шаг оставлял отпечаток стопы.

 

У камня толпилась орава народу.

Светало. Означились кедров стволы.

— А кто вы такие? — спросила Мария.

— Мы племя пастушье и неба послы,

Пришли вознести вам обоим хвалы.

— Всем вместе нельзя. Подождите у входа.

 

Средь серой, как пепел, предутренней мглы

Топтались погонщики и овцеводы,

Ругались со всадниками пешеходы,

У выдолбленной водопойной колоды

Ревели верблюды, лягались ослы.

 

Светало. Рассвет, как пылинки золы,

Последние звезды сметал с небосвода.

И только волхвов из несметного сброда

Впустила Мария в отверстье скалы.

 

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,

Как месяца луч в углубленье дупла.

Ему заменяли овчинную шубу

Ослиные губы и ноздри вола.

 

Стояли в тени, словно в сумраке хлева,

Шептались, едва подбирая слова.

Вдруг кто-то в потемках, немного налево

От яслей рукой отодвинул волхва,

О тот оглянулся: с порога на Деву,

Как гостья, смотрела звезда Рождества.


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

13. Творческая работа. Сочинение. Тема поэта и поэзии в творчестве Б.Л.Пастернака.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


14. Тест по лирике Б.Пастернака.

 

1. Какой награды был удостоен Б. Л. Пастернак за лирическую поэзию и «выдающиеся достижения на традиционном поприще великой русской прозы»?

а) Ленинской премии в области литературы

б) международной премии «Этна Таормина»

в) Нобелевской премии

 

2. Какие мотивы преобладали в лирике Б. Л. Пастернака?

а) любовная лирика в) гражданственная лирика

б) христианские мотивы г) тема поэта и поэзии

 

3. В чем заключается своеобразие стихотворения «Зимняя ночь»?

а) философичность

б) специфика понимания образа креста

в) использование символики

г) использование рефрена

 

4. По словам литературоведа В. Альфонсова, «поэзия Пастернака — поэзия дорог и разворачивающихся пространств». Приведите аргументы, подтверждающие этот тезис.

 

5. Назовите черты, отличающие лирику Б. Л. Пастернака от поэзии его современников.

а) пафосность, гражданственность

б) публицистичность, идеологическая направленность

в) ассоциативные ряды символических образов, динамичная метафоричность и философичность

г) музыкальность стиха, неожиданность словоупотребления

 

6. Прочитайте стихотворение «Мне хочется домой, в огромность» из книги «Второе рождение». Какие темы и мотивы сочетаются, переплетаются в стихотворении?

а) тема любви и страсти в) мотивы творчества

б) урбанистические мотивы г) мотив природы

 

7. Прочитайте стихотворение «Во всем мне хочется дойти...», открывающее сборник «Когда разгуляется». Какие художественные средства использует автор для создания напряженной, словно задыхающейся интонации?

 

8. Восстановите пропущенные слова в строчках Пастернака:

а) В кашне, ладонью заслонясь, б) И чем случайней, тем вернее

Сквозь фортку крикну детворе: Слагаются стихи........

Какое, милые, у нас

в) Когда строку диктует чувство, г) Не спи, не спи, художник,

Оно на сцену шлет раба, Не предавайся сну, —

И тут кончается искусство Ты—.................

И дышат................ У вечности в плену!

 

9. Анна Ахматова сказала о Пастернаке: «Он наделен каким-то вечным детством». Как вы понимаете это высказывание?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1708; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.167 с.)