Кафедра организации и предпринимательства в АПК 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра организации и предпринимательства в АПК



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра организации и предпринимательства в АПК

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическим занятиям по дисциплине

«Экономика отраслей АПК»

(Специальность 310100(110101), 320400(110102)

Омск

Издательство ФГОУ ВПО ОмГАУ


ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики предъявляются особые требования к уровню знаний студентов разных специальностей, особенно экономики АПК.

Цель: методические указания направлены на оказание помощи студентам при изучении основных разделов дисциплины, требующих проработки и овладения практическими умениями и навыками экономической оценки использования ресурсов и уровня себестоимости, определения эффективности сельскохозяйственного производства, а также применения изучаемых положений в производственной деятельности. С развитием предпринимательства и конкуренции только высококвалифицированные специалисты в состоянии правильно реализовать самостоятельность, предоставленную сельскохозяйственным организациям действующим законодательством.

Данные методические указания раскрывают методику экономического анализа отраслей сельского хозяйства, формируют умение студентов рассчитывать показатели, характеризующие уровень и эффективность использования производственных ресурсов, развитие экономических процессов. Изучив методику проведения расчетов, студенты самостоятельно рассчитывают экономические показатели по данным годовых отчетов хозяйств Омской области, анализируют полученные результаты и пишут выводы.

После завершения работы по конкретной теме преподаватель путем индивидуального собеседования проверяет правильность расчетов, выводов и рекомендаций.

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины «Экономика АПК», утвержденный 17.03.2000г. и Государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования по направлению дипломированного специалиста 310100 (110101) «Агрохимия и аропочвоведение», 320400 (110102) – «Агроэкология».

Общая трудоемкость учебной дисциплины – 100 час. Методические указания обеспечивают практические занятия трудоемкостью 30 часов.

Данная дисциплина изучается на четвертом курсе в седьмом семестре. Методические указания издаются в дополнение к методическому обеспечению по дисциплине «Экономика АПК».

Задание I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Задание 3. УРОВЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ И

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА

В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ (2часа)

 

Учебная цель: освоить методику расчета показателей использования рабочей силы и производительности труда, уметь оценивать их уровень и определять пути повышения производительности труда в сельском хозяйстве.

Содержание занятия

1. Рассчитать показатели использования рабочей силы и производительности труда.

2. Определить трудоемкость продукции, то есть затраты рабочего времени на единицу продукции.

3. Проанализировать полученные результаты, дать их экономическое обоснование.

Базовый материал

При выполнении задания использовать знания основ экономической теории, прочитать учебник «Экономика сельского хозяйства», лекции преподавателя, рекомендуемую литературу по трудовым ресурсам и производительности труда.

Исходные данные

Для выполнения расчетов необходимо из годовых отчетов за три года выбрать и занести в прил. В, табл. В1 и В2 следующие данные.

Стоимость валовой продукции сельского хозяйства, в том числе растениеводства, животноводства (форма № 9 АПК и форма № 13 АПК), среднегодовую численность работников занятых в с.-х. производстве (форма № 5 АПК);

Полные затраты труда в сельском хозяйстве, в том числе в растениеводстве и животноводстве (форма № 5 АПК «отчёт о численности и заработной плате работников организации», справочном «Распределение затрат труда»). Полные затраты труда в растениеводстве и животноводстве включают в себя прямые и распределяемые (общепроизводственные, общехозяйственные и услуги вспомогательного производства). Общехозяйственные затраты и затраты вспомогательного производства следует распределить пропорционально прямым затратам труда.

Количество разных видов валовой продукции и прямые затраты труда по растениеводству (форма № 9 АПК «отчёт о производстве и себестоимости продукции растениеводства»), по животноводству (форма № 13 АПК «отчёт о производстве и себестоимости продукции животноводства»).

Методика выполнения задания

Коэффициент использования рабочей силы рассчитывают делением фактически отработанных одним работником чел.-ч. за год на возможный годовой фонд рабочего времени.

Производительность труда находят по отношению валовой продукции к количеству работников и полным затратам труда. Трудоемкость продукции определяют делением прямых затрат труда на валовую продукцию сельскохозяйственных культур.

В выводах необходимо отразить изменения уровня использования рабочей силы, уровня производительности труда, трудоемкости продукции, а также указать резервы роста производительности труда.

 

Вопросы для самоконтроля:

1) Дайте понятие трудовых ресурсов и рабочей силы в сельском хозяйстве.

2) Изложите методику расчета показателей использования рабочей силы.

3) Дайте определение производительности труда.

4) Изложите методику расчета показателей уровня производительности труда.

5) Назовите факторы и пути улучшения использования рабочей силы и повышения производительности труда.

 

Задание 4. ОЦЕНКА УРОВНЯ СЕБЕСТОИМОСТИ,

ЕЁ СТРУКТУРЫ, ВЫЯВЛЕНИЕ РЕЗЕРВОВ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ (2часа)

Учебная цель: ознакомиться с уровнем себестоимости основных видов продукции хозяйства в динамике по годам; научиться определять факторы, резервы и пути снижения себестоимости.

Содержание занятия

1. Оценка уровня себестоимости 1 ц основных видов продукции в анализируемом хозяйстве и в среднем по области.

2. Расчет структуры затрат для растениеводства и животноводства.

3. Определение влияния суммы затрат на 1 га и урожайности на себестоимость продукции.

Базовый материал

При выполнении задания опираются на понятие и сущность издержек производства и себестоимости из курса экономической теории, необходимо прочитать лекции преподавателя, учебник «Экономика сельского хозяйства».

Исходные данные

Для выполнения задания берутся из годового отчета формы № 9 АПК «отчет о производстве и себестоимости продукции растениеводства» и формы № 13 АПК «отчет о производстве и себестоимости продукции животноводства».

Методика выполнения задания

В прил. Г, табл. Г1 выписывают сведения о себестоимости единицы разных видов продукции растениеводства и животноводства в динамике за 3 года и сравнительные данные в среднем по хозяйствам области за последний анализируемый год.

Анализируют тенденцию изменения затрат на единицу продукции за эти годы, выявляют степень отклонения данных анализируемого хозяйства от среднеобластных.

В табл. Г2 необходимо занести расчеты по структуре себестоимости сельскохозяйственной продукции по видам затрат.

Чтобы выявить факторы, определяющие изменения себестоимости, дать им количественную оценку, выполняется расчет в табл. Г3, где отражается сумма затрат на 1 га при возделывании конкретных культур, их урожайность и методом подстановок определяется, на какую сумму изменилась себестоимость продукции за счет изменения затрат на 1 га и урожайности.

Сумма затрат на 1 га находится умножением урожайности на себестоимость 1 ц продукции. Расчетная себестоимость 1 ц находится делением суммы затрат исходного года на урожайность отчетного (последнего в анализируемом периоде), изменение себестоимости за счет урожайности и находится как разница между фактической себестоимостью исходного года и расчетной. Отклонения за счет затрат - разница между расчетной себестоимостью и фактической за последний год. Общие отклонения - разница между фактической себестоимостью исходного и отчетного годов.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1) Что такое себестоимость? Назовите ее виды.

2) Какие статьи (элементы) затрат выделяются в себестоимости продукции?

3) Что такое структура себестоимости, с какой целью она рассчитывается?

4) Какие факторы влияют на уровень себестоимости?

5) Назовите основные резервы снижения себестоимости продукции растениеводства.

 

 

Задание 5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

Задание 6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНТЕНСИФИКАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТBEHHOГО

ПРОИЗВОДСТВА (2часа)

 

Учебная цель: овладеть методикой определения уровня интенсивности сельскохозяйственного производства и эффективности процесса интенсификации, что необходимо при дальнейшем изучении дисциплин экономика АПК, организация производства и предпринимательства в АПК.

Содержание занятия

1. Расчет показателей уровня интенсивности и экономической эффективности интенсификации сельского хозяйства.

2. Анализ расчетных показателей, их изменения в динамике.

3. Выводы и предложения о путях повышения экономической эффективности интенсификации.

Базовый материал

Для усвоения темы необходимо знать сущность процесса интенсификации, ее значение и основные направления дальнейшего развития. Учебник «Экономика сельского хозяйства», раздел: Интенсификация сельского хозяйства.

Исходные данные

Для выполнения расчетов необходимо из годовых отчетов хозяйства выбрать следующие данные:

- стоимость основных средств (форма № 5 АПК);

- стоимость валовой продукции (по себестоимости) (форма № 9 АПК и форма № 13 АПК);

- среднегодовая стоимость оборотных средств (форма № 1);

- затраты труда (форма № 5 АПК);

- площадь сельскохозяйственных угодий (форма № 9 АПК);

- стоимость реализованной продукции, полная себестоимость реализованной продукции (форма № 9,13 АПК);

- прибыль до налогообложения (форма № 2 АПК);

Можно использовать информацию, полученную при выполнении предыдущих заданий.

Методика выполнения задания

Интенсификацию сельскохозяйственного производства как экономическую категорию характеризует уровень вложений денежных, материальных и трудовых затрат на единицу земельной площади. Эффективность интенсификации определяется размером полученной продукции и величиной дохода, полученной от этих вложений. Поэтому уровень интенсивности и эффективности надо рассматривать во взаимосвязи. Уровень интенсивности сельскохозяйственного производства определяется следующими показателями (в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий):

· стоимостью основных и оборотных (средств) фондов;

· стоимостью основных производственных (средств) фондов;

· затратами труда.

Результаты заносят в прил. Ж, табл.Ж2.

Экономическая эффективность интенсификации характеризуется такими показателями, как:

- размер производства валовой продукции, тыс. руб.

на 100 га сельскохозяйственных угодий,

на 100 руб. основных производственных (средств) фондов,

на затраченный человеко-час;

- размер прибыли на 100 га сельскохозяйственных угодий, руб.;

- уровень рентабельности производства как отношение прибыли к полной себестоимости реализованной продукции, %;

- норма прибыли (рентабельность к основным и оборотным средствам как отношение прибыли до налогообложения к стоимости основных и оборотных средств, %.

В выводах отразить:

· изменение уровня интенсивности производства, причины изменения;

· изменение показателей эффективности интенсификации, причины изменения;

· соответствие роста эффективности интенсификации росту денежно-материальных затрат;

· пути повышения эффективности интенсификации.

 

Вопросы для самоконтроля:

1) Что такое интенсификация, чем обусловлена ее необходимость и каковы ее основные направления в растениеводстве?

2) Можно ли утверждать, что с ростом затрат труда на 100 га сельскохозяйственных угодий растет уровень интенсивности с.-х. производства?

3) Как определить уровень интенсивности сельскохозяйственного производства?

4) Какие показатели характеризуют экономическую эффективность интенсификации сельского хозяйства?

Задание 7. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Задание 8. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КОРМОВЫХ

СЕВООБОРОТОВ НА ПОЛИВЕ (2 часа)

Учебная цель: овладеть методикой расчета эффективности севооборотов, провести сравнительную экономическую оценку схем севооборотов на поливе.

Содержание занятия

1. Определить эффективность планируемых в хозяйстве севооборотов по следующим показателям: выходу на 1 га севооборотной площади кормовых единиц, переваримого протеина; кормопротеиновых единиц; трудоемкости производства 1 ц КПЕ; чистому доходу на 1 га.

2. Провести по результатам расчета сравнительную экономическую оценку схем севооборотов и выбрать наиболее эффективный вариант.

Базовый вариант

В процессе выполнения задания следует использовать знания, навыки, полученные при изучении земледелия, растениеводства, других технологических дисциплин. Кроме того, использовать учебник «Экономика сельского хозяйства», по разделу: Экономика производства и использования кормов.

Методика выполнения задания

Расчет показателей эффективности кормовых севооборотов по выходу кормопротеиновых единиц (КПЕ), их себестоимости и трудоемкости выполняется на основе данных, приведенных в прил. Л, таблицах Л1 и Л2.

По каждому из трех планируемых севооборотов рассчитывается выход КПЕ с 1 га по формуле:

 

КПЕ = к. ед. + 10 ПП / 2,

 

где к. ед. – выход кормовых единиц с 1 га;

ПП – выход переваримого протеина с 1 га.

 

На основании данных о затратах материально- денежных средств и труда на 1 га севооборотной площади и данных о выходе с 1 га КПЕ рассчитывается трудоемкость, себестоимость 1 ц КПЕ, а также стоимость продукции (КПЕ), полученной с 1 га. Для оценки стоимости продукции с 1 га используется фактически сложившаяся цена реализации 1 ц овса в хозяйствах Омской области (200 руб. по ценам 2005 г.).

Имея данные о стоимости продукции с 1 га и затратах на его производство, рассчитывают окупаемость затрат и условный чистый доход с 1 га при различных схемах севооборотов. Экономическая оценка кормовых севооборотов – важнейший, но не единственный критерий для выбора наиболее рационального варианта севооборота.

Выбор определенного варианта севооборотов должен предусматривать также специализацию хозяйства, рациональную структуру управления, новые формы организации производства, обеспечение рационального использования пахотных земель, материальных и трудовых ресурсов с учетом окружающей среды; удовлетворение потребности населения в продуктах питания.

 

Вопросы для самоконтроля:

1) Для чего необходима экономическая оценка кормовых севооборотов?

2) Какие показатели используются для экономической оценки кормовых севооборотов? Дать методику их роста.

3) Почему выход продукции с 1 га кормовых культур пересчитывается в КПЕ?

 

 

Задание 9. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕЛИОРАЦИИ

ЕСТЕСТВЕННЫХ КОРМОВЫХ УГОДИЙ СИБИРИ (2 часа)

Учебная цель: овладеть методикой расчета показателей эффективности мелиорации естественных кормовых угодий.

Содержание занятия

Определить эффективность мелиорации по следующим показателям: прибавке урожая; стоимости дополнительной продукции; дополнительному чистому доходу; сроку окупаемости.

Базовый материал

При подготовке к заданию следует использовать методические рекомендации СибНИИЭСХ (Повышение эффективности ресурсооснащенности сельскохозяйственных предприятий: научно – технический бюллетень СО ВАСХНИЛ – СибНИИЭСХ – 1990, вып.4), учебник «Экономика сельского хозяйства», разделы: Интенсификация сельского хозяйства. Экономика производства кормов.

Методика выполнения задания

Исходные данные представлены в прил. М, табл. М1.

Стоимость дополнительной продукции рассчитывают, исходя из прибавки урожая (сена), содержания в 1 ц сена кормовых единиц и закупочной цены овса. Срок окупаемости определяется отношением капитальных вложений к дополнительному чистому доходу.

Результаты расчетов записывают в табл. М2.

В выводах отразить:

- наиболее капиталоемкие формы мелиорации, требующие больших

материально - денежных затрат;

- вид мелиорации, обуславливающий большую прибавку урожая;

- окупаемость капитальных вложений.

 

Вопросы для самоконтроля:

1) Чем характерна каждая из форм мелиорации, в чем ее экономическая роль?

2) Что определяет использование того или иного вида мелиорации?

3) С чем связаны капитальные вложения при использовании данных видов мелиорации?

Задание 10. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Задание 11. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРОШЕНИЯ

Учебная цель: освоить методику по расчету показателей экономической эффективности орошения и установить наиболее эффективные в условиях орошения культуры.

Содержания занятия

1. Рассчитать на основе исходных данных показатели экономической эффективности орошения;

2 Проанализировать расчетные показатели, сравнив их с аналогичными в условиях богарного земледелия;

3. Сделать выводы о целесообразности орошения данных культур.

Базовый материал

Для выполнения этой работы необходимо опираться на понимание экономической сущности орошения как направления интенсификации. Учебник «Экономика сельского хозяйства», разделы: Интенсификация сельского хозяйства. Экономика производства картофеля и овощей.

Методика выполнения задания

Работа выполняется по данным, представленным в прил. П, табл. П1.

Экономическая эффективность орошения определяется величиной прибавки урожая, дополнительной валовой продукцией и дополнительным доходом, полученными за счет орошения. Расчеты заносятся в прил. Л, табл.2, прибавку урожая рассчитывают сопоставлением урожайности на орошаемых и богарных землях. Стоимость дополнительной продукции находят исходя из величины прибавки урожая, умноженной на цену реализации 1 ц продукции. Дополнительный чистый доход определяют как разницу между стоимостью дополнительной продукции и дополнительными затратами.

Кроме перечисленных показателей, необходимо рассчитать как на богаре, так и на орошении затраты труда на 1 ц продукции, себестоимость 1 ц, уровень рентабельности.

Итоговым показателем является срок окупаемости капитальных вложений. Его определяют делением суммы капитальных вложений на величину дополнительного чистого дохода от орошения.

На основании проведенных расчетов делают выводы, в которых указывают, какая культура более отзывчива на орошение и дает больший экономический эффект.

 

Вопросы для самоконтроля:

1) Что включают в себя дополнительные затраты материально-денежных средств на 1 га в условиях орошения?

Задание 12. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ УДОБРЕНИЙ (2 часа)

Учебная цель: освоить методику расчета экономической эффективности применения разных доз минеральных удобрений.

Содержание занятия.

Определить по данным производственного опыта экономическую эффективность внесения минеральных удобрений под яровую пшеницу. Дать оценку вариантов внесения удобрений и обосновать выбор наилучшего варианта.

Базовый материал

В качестве базового материала студент должен использовать знания агрохимии о роли удобрений при производстве продукции в сельском хозяйстве. И экономические основы в применении удобрений. Учебник «Экономика сельского хозяйства», раздел: Интенсификация сельского хозяйства конспект лекции по данной теме.

Методика выполнения задания

Исходные данные берутся из прил. Р, табл. Р1 и Р2.

Экономическую эффективность применения удобрений определяют по комплексу общепринятых показателей: прибыль с 1 га, на 1 ц пшеницы; дополнительная прибыль, связанная с применением удобрений; рентабельность применения удобрений.

Определение прибавки урожаев по отношению к контролю вариантов с вносимыми удобрениями не представляет сложности. Дополнительные затраты на 1 га по вариантам опыта включают стоимость удобрений и затраты на их внесение. Кроме того, величина производственных затрат зависит от урожайности. Чем выше урожайность, тем больше расходуется средств на транспортировку зерна, его подработку и хранение. Установлено, что каждый центнер увеличения или снижения урожайности зерновых в сравнении с базовым уровнем (контролем) увеличивает или снижает затраты на 1,5 %.

Например: при урожайности зерновых 20 ц/га затраты на гектар – 2200 руб., урожайность в опыте – 22 ц/га. Прибавка урожая – 2 ц/га. Каждый центнер прибавки увеличивает затраты средств на 1,5 %, а всего -3 % (2 ц/га х 1,5).

Дополнительные затраты на уборку урожая составляет 66 руб., (2200 х 3 / 100).

Рентабельность применения удобрений рассчитывается по формуле:

Ру = (Пд – Зд / Зд) х 100,

где Ру – рентабельность применения удобрений, %;

Пд – стоимость дополнительной продукции (прибавки урожая),

руб.;

Зд – дополнительные затраты, связанные с применением удобрений, руб.

В выводах отразить наиболее экономически выгодный из вариантов и пути повышения экономической эффективности применения удобрений.

Вопросы для самоконтроля:

1) Каковы особенности использования удобрений под разные культуры?

Задание 13. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Учебная цель: освоить методику определения специализации хозяйства по структуре товарной продукции и установить соответствие специализации природно-экономическим условиям.

Содержание занятия

1. Определение по данным годовым отчетам стоимости товарной продукции основных отраслей в реализационных ценах за последние три года.

2. Расчет структуры товарной продукции в среднем за три года.

3. Оценка результатов расчетов и выводов об уровне специализации в хозяйстве.

Базовый материал

Практическое занятие должно выполнятся соответственно понятию специализации как формы общественного разделения труда. Следует уметь различать главные, дополнительные и подсобные отрасли в сельском хозяйстве. Необходимо прочитать в разделе по данной теме учебника «Экономика сельского хозяйства».

Исходные данные

Годовые отчеты хозяйства, форма № 7 АПК «Реализация продукции».

Методика выполнения задания

Данные о стоимости реализованной продукции заносятся в прил. С, табл.С1.

При определении структуры за 100 % принимают всю сумму реализованной продукции растениеводства и животноводства. Затем находят удельный вес каждого вида продукции во всей сумме реализации.

Необходимо рассчитать уровень специализации по формуле:

К = 100 / Ут (2 i – 1),

где Ут – удельный вес товарной продукции данного вида;

i порядковый номер вида товарной продукции в ранжированном ряду.

 

Полученный результат подлежит оценке по уровню специализации:

до 0,35 – низкий;

0,36 – 0,50 – средний;

0,51 – 0,60 – высокий;

более 0,60 – углубленная специализация.

На основании полученных расчетов оформляются выводы, в которых следует отразить:

- уровень специализации и производственное направление хозяйства;

- сочетание главных, дополнительных и вспомогательных отраслей;

- соответствие сложившейся специализации природным и экономическим условиям.

 

Вопросы для самоконтроля:

1) Что понимают под специализацией сельскохозяйственного производства?

Задание 14. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Задание 15. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛИЯНИЯ КАЧЕСТВА ЗЕРНА НА ЕГО РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ (2 часа)

Учебная цель: изучить показатели и овладеть методикой определения экономической эффективности повышения качества зерна.

Содержание занятия

Определение результата от реализации продукции (прибыль или убыток) и рентабельности с учетом и без учета качества зерна.

Расчет экономической эффективности дополнительных затрат, связанных с проведением мероприятий по повышению качества зерна.

Базовый материал

Для выполнения задания необходимо знать о роли качества продукции в экономике производства. Из курса технологических дисциплин следует вспомнить критерии показателей качества зерна и условия, необходимые для его улучшения.

Исходные данные представлены в прил. У, табл. У1.

Методика выполнения задания

Используя исходные данные, следует рассчитать результат от реализации продукции (прибыль или убыток), а также рентабельность. Окупаемость дополнительных затрат. Вызвавших повышение качества продукции, показывает, насколько экономически оправданы эти затраты. Она исчисляется как отношение дополнительной суммы выручки от реализации (Вд) к дополнительным затратам, вызвавшим это повышение (Зд):

Одз = Вд / Зд.

На основании расчетов делают выводы, в которых отмечают:

- результат от реализации продукции (прибыль или убыток);

- влияние качества реализованного зерна на рентабельность зернового производства;

- окупаемость дополнительных затрат разных по качеству сортов пшеницы.

Вопросы для самоконтроля:

1) На какую сумму возросла прибыль от реализации зерна.

2) Какие сорта пшеницы более рентабельны, их экономическая роль в экономике хозяйства?

3) Какие формы реализации зерна вы знаете (существуют) в условиях рынка?

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Основная литература

1. Коваленко, Н.Я. Экономика сельского хозяйства. С основами аграрных рынков: курс лекций./Н.Я.Коваленко - М.: Изд-во ЭКМОС, 1998. - 448 с.

2. Экономика сельского хозяйства / Под ред. И.А. Минакова. – М.: Колос, 2000. -328 с.

3. Экономика сельскохозяйственного предприятия /Под ред. И.А. Минакова. – М: КолосС, 2003 – 528 с.

4. Экономика сельского хозяйства /Под ред. Н.Я. Коваленко. – М.: ЮРКНИГА, 2004. -384 с.

 

Дополнительная литература

1. Макарец, Л.И. Экономика производства сельскохозяйственной продукции: /учебное пособие.Л.И.Макарец - СПб.: Изд-во «Лань», 2002. – 224 с.

2. Цеддиес, Ю. Экономика сельскохозяйственных предприятий: / учебное пособие. Ю.Цеддиес, Э.Райш, А.А.Угаров – М.: Изд-во МСХА. 2000 - 400 с.

3. Чапек, В.Н. Экономика природопользования: / учебное пособие. В.Н.Чапек – М.: Из-во ПРИОР, 2000. - 208 с.

4. Экономический справочник руководителя предприятия. / С.В.Рыжиков, В.Г.,Золотогоров, В.Г. Рыжиков – Ростов Н/Д.: Феникс, 2000 г.- 320 с.

 

Приложение А

Таблица А1

Исходные данные для расчета эффективности использования земли

Показатели 20___г. 20___г. 20___г. 20___г., в % к 20___г.
Всего с.-х. угодий, га        
Балл оценки с.-х. угодий        
Сопоставимая площадь с.-х. угодий, га        
Стоимость валовой продукции растениеводства (по себестоимости), тыс. руб.        
         
Стоимость товарной продукции растениеводства, тыс. руб.        
Чистый доход (прибыль) от реализации продукции растениеводства, тыс. руб.        

Таблица А3

СРЕДСТВАМИ ПРОИЗВОДСТВА И

Оборотных средств

Показатели 20___г. 20___г. 20___г. По хозяйствам Омской области 20___г.
Сумма оборота (выручено от реализации продукции), тыс. руб.        
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.        
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств        
Продолжительность одного оборота оборотных средств, дн.        

Таблица Б4

Фондов (норма прибыли)

Показатели 20___г. 20___г. 20___г. По хозяйствам Омской области 20___г.
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.        
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.        
Чистая прибыль (+), убыток (-), тыс. руб.        
Уровень рентабельности по чистой прибыли, %        

Приложение В

ХОЗЯЙСТВЕ

Таблица В1

Исходные данные для расчёта производительности труда и уровня использования рабочей силы

Показатели 20___г. 20___г. 20___г. 20___г в % к 20___г
Стоимость валовой продукции сельского хозяйства (по себестоимости) тыс. руб.        
В том числе: растениеводства животноводства        
Полные затраты труда в сельском хозяйстве, тыс. чел.- ч.        
В том числе: растениеводства животноводства        
Среднегодовая численность работников в сельском хозяйстве, чел.        
В том числе: растениеводства животноводства        

 

Таблица В2

Динамика производительности труда и уровня использования рабочей силы рабочей силы
Показатели 20___г. 20___г. 20___г. 20___г. в % к 20___г. По хозяйствам Омской области 20___г.
Отработано одним работником за год всего, чел.- ч.          
В том числе: - в растениеводстве - в животноводстве          
Коэффициент использования рабочей силы в хо­зяйстве всего          
В том числе: - в растениеводстве - в животноводстве          
Произведено валовой продукции на одного среднегодового работника, тыс. руб.: валовой продукции          
Произведено валовой продукции на 1 чел.-ч., руб.          
В том числе: - в растениеводстве - в животноводстве.          

 

 

Таблица В3

Продукции (трудоемкости)

 

Вид продукции 20___г. 20___г. В среднем по Омской области 20___г.
Валовая продукция, ц Затраты труда Валовая продукция, ц Затраты труда
всего, тыс. чел.-ч на 1ц, чел.-ч всего, тыс. чел.- ч на 1ц, чел.-ч
Зерно              
Картофель              
Овощи              
Молоко              
Прирост КРС              
Прирост свиней              
Прирост овец              

 


Приложение Г

И животноводстве

 

Затраты Растениеводство Животноводство
20__г. % 20__г. % 20__г. % 20__г. %
Всего, тыс. руб. из них: оплата труда с отчислениями на социальные нужды, тыс. руб.                
Семена и посадочный материал, тыс. руб.         х   х  
Корма, тыс. руб. х   х          
Минеральные и органические удобрения, тыс. руб.         х   х  
Содержание основных средств, тыс. руб.                
                   

Таблица Г3

Влияние суммы затрат на гектар и урожайности на себестоимость 1 ц. зерна  
Показатели 20__ г. 20 __г.
Сумма затрат на 1 га, руб.    
Урожайность, ц/га    
Себестоимость 1 ц зерна фактически, руб.    
Расчетная себестоимость 1 ц, руб.    
Отклонения общие за счет: - урожайности - затрат на 1 га    
     

Приложение Д

Приложение Ж

ПРОИЗВОДСТВА

Таблица Ж1

Исходные данные для выполнения задания

Показатели 20__г. 20__г. 20__г. 20___г. в % к 20___г
Стоимость основных средств, тыс. руб.        
Стоимость оборотных средств, тыс. руб.        
Площадь с.-х. угодий, га        
Стоимость валовой продукции (по себестоимости), тыс. руб.        
Затраты труда, тыс. чел.- ч.        
Стоимость реализованной (выручено) продукции, тыс. руб.        
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.        
Прибыль (убыток) от реализации, тыс. руб.        
Прибыль до налогообложения (убыток), тыс. руб.        

 

Таблица Ж 2

Приложение К

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

ИНТЕНСИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ВОЗДЕЛЫВАНИЯ ЯРОВОЙ ПШЕНИЦЫ

Таблица К1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.119 (0.182 с.)