Этапы разработки и проведения хореографического конкурса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы разработки и проведения хореографического конкурса



Каким бы перспективным и актуальным не казался какой-либо конкурс, залогом его успеха является тщательная проработка проекта. В целях разрешения определенных социально-культурных проблем необходимо разработать законченную, логически выстроенную последовательность акций, которая и будет представлять алгоритм проведения мероприятия.

Хореографический конкурс с точки зрения разработки можно рассматривать как целевой проект.

Целевой проект — это созданная на основе анализа ситуации взаимосвязанная система целей, задач и способов достижения результата, т.е. продуманная последовательность мероприятий, действий и акций, обеспеченная в нормативно-правовом, экономическом и кадровом отношении и ведущая к достижению заранее поставленной цели путем изменения ситуации и создания условий, способствующих разрешению противоречий и трудностей личностного развития; оптимизации социально-культурной и социально-психологической среды обитания человека.[31]

Оптимальную структуру и содержание такого проекта предложили А.П. Марков и Г.М. Бирженюк в труде «Основы социокультурного проектирования»:

Раздел 1. Название проекта. В первом разделе проекта содержится его название, которое должно, по возможности, отражать его основную идею. Здесь уместно обратиться к технологии создания имени бренда - неймингу. Согласно теории нейминга идеальное название конкурса должно быть:

1. Значимым и не очень длинным;

2. Выражающим миссию конкурса;

3. Отличным от других названий и уникальным;

4. Связанным с реальностью, спецификой конкурса;

5. Запоминающимся;

6. Приятным для глаз и для ушей;

7. Не вызывать негативных ассоциаций.[32]

Информация о содержании мероприятия, представленном, прежде всего, его названием – это часто решающий фактор, влияющий на решение посетить или не посетить мероприятие.

Выбор названия – процесс творческий. Его можно вести до того, как разработан сценарий мероприятия, или тогда, когда этот сценарий готов. Чаще всего сначала предусматривается название, а потом пишется сценарий. При готовом сценарии значительно легче сформулировать название - оно может быть подсказано общей атмосферой.

Раздел 2. Сфера проектирования. Раздел включает, во-первых, характеристику проблем, решаемых с помощью данного проекта (т.е. обозначение противоречий, недостатков, сложностей в той или иной сфере культурной жизни); во-вторых, определение приоритетных направлений и видов социально-культурной деятельности. По сути это и есть обоснование актуальности проекта, т.е. ответ на вопрос “почему?”.

В данном разделе целесообразно обозначить проблемное поле, включающее, весь перечень проблем, которые различаются:

- по характеру (социальные, социально-демографические, социально-культурные, личностные или социально-психологические, отраслевые);

- по радиусу действия или локализации (общенациональные, региональные, территориальные, характерные только для данного города, района, проблемы конкретной социальной общности или группы населения);

- по содержанию или сферам социально-культурной проблематики (проблемы в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической, политический культуры и т.д.).

Особую важность при разработке социально-культурных программ имеют две группы проблем: социально-культурные и личностные (социально-психологические). Именно характер этих проблем определяет смысловую и содержательную часть проекта — цели, задачи, виды и содержание деятельности.

Их отличие заключается в следующем: социально-культурные проблемы, как правило, не осознаются личностью. Человек или социальная группа, являясь носителями этих проблем, не всегда ощущают несоответствие или неблагополучие, характерное для художественной, духовно-нравственной, экологической культуры (общества, личности), как проблему. Формулировка социально-культурных проблем осуществляется субъектом управления, проектирования — в зависимости от его видения и понимания ситуации.

Личностные (или социально-психологические, жизненные) проблемы — это, прежде всего субъективная оценка человеком — адресатом программы — своих жизненных условий и обстоятельств. Они переживаются человеком как внутренний дискомфорт, дефицит чего-то субъективно значимого (например, одиночество, отсутствие круга друзей, непонимание со стороны близких и т.д.), как обеспокоенность и неудовлетворенность (социальным статусом, профессией, отношениями с другими людьми). С другой стороны, личностные проблемы — это степень понимания субъектом проектирования реальных жизненных трудностей, носителем которых является человек или социальная группа — адресат программы (т.е. ее реальная или потенциальная аудитория).

Следовательно, социокультурные и личностные проблемы — это характеристика социально-культурной ситуации с двух точек зрения — со стороны проектировщика и со стороны той социальной группы, которой будет адресован проект.

Раздел 3. Аудитория проекта. В данном разделе дается ответ на вопрос “для кого?”.

Аудитория проекта — носитель социально-культурных и личностных проблем, т.е. социальная категория или группа населения, характеризующаяся специфическими социальными и культурными особенностями.

В этом разделе дается полная характеристика проблем, потребностей, интересов, особенностей той или иной категории или социальной группы, которой адресована программа. Помимо социально-демографических характеристик (пол, возраст, профессия и др.), здесь необходимо учитывать образ жизни типичного представителя данной группы, его положение в обществе, круг интересов и др.

В основу характеристики аудитории могут быть положены следующие критерии:

• Интересы;

• Потребности;

• Личностные проблемы индивидуума.

Интересы выявляются у личности или социальной общности и проявляющиеся в эмоциональном отношении человека к тому или иному объекту, явлению, в осознании его субъективной значимости, привлекательности. Интерес — это, прежде всего результат и форма проявления познавательной активности. Осознанный интерес выступает как мотив, намерение, как целеустремленное отношение человека к объекту его потребностей, он отражает значимость и ценность для человека того или иного предмета или явления окружающего мира, характеризует его активность по овладению ими.

Сфера использования этой характеристики — коммерческие программы, эффективность которых обеспечивается предварительным изучением интересов населения и прогнозированием на этой основе спроса на те или иные услуги и готовности их оплатить.

Однако в этом случае следует помнить, что есть определенные интересы, консолидирующие большие группы людей и представляющие в этой связи большую социальную ценность. Неучет этих интересов может вести к возникновению социального напряжения, появлению у людей проблем, которые придется, рано или поздно, решать, в том числе и средствами социально-культурной деятельности.

Потребности человека — осознаваемая и переживаемая им нужда в определенного рода объектах и условиях, необходимых для его существования и развития, выступающая источником его активности и определяющая характер и направленность его чувств, мыслей, поведения, деятельности.

Характеристику потребностей личности целесообразно осуществлять в том случае, если формой реализации проекта будет социально-культурная общность (клуб, ассоциация, фонд, самодеятельное объединение и т.п.). Учет в содержании проекта типичных потребностей, приводящих человека в социально-культурную общность, создаст необходимые предпосылки для творческой активности личности, обеспечит условия социальной востребованности ее потенциала, станет гарантией эффективности программы.

Личностные (или социально-психологические) проблемы – определяют, наряду с социально-культурной проблематикой, цели и задачи проекта, виды и содержание деятельности.

Источником личностных проблем является проблемная ситуация, которая на субъективном уровне может преобразоваться либо в задачу, либо в проблему, когда субъект осознает невозможность средствами наличного знания и опыта разрешить определенные трудности и противоречия, возникшие в конкретных жизненных обстоятельствах.

Раздел 4. Цели и задачи проекта (ответ на вопрос “зачем?”). Цели – это отражаемые результаты, на которые ориентируется проектировщик. По сути это «перевернутые» проблемы, которые получены в процессе анализа ситуации, — они фиксируют ее желаемое состояние, которое необходимо достичь в результате реализации проекта. Задачи — более конкретные шаги, которые в содержательной части проекта можно решить соответствующими мероприятиями.

Раздел 5. Форма реализации проекта. Форма — это определенным образом упорядоченная деятельность, способ организации содержания, методов, средств, исполнителей и аудитории проекта.В зависимости от замысла проекта, содержания деятельности и имеющихся ресурсов, формой реализации проекта могут быть самыми различными. В данном случае формой реализации проекта выступает отдельное мероприятие – хореографический конкурс.

Раздел 6. Содержание проекта. В рамках проекта ответ на вопрос “как” может быть представлен в виде следующей таблицы:

Таблица №1.

Содержание проекта.

 

Направления деятельности Содержание деятельности База реализации Исполнители и соисполнители Сроки реализации
         
         

Направления деятельности — это конкретные шаги по решению основных задач проекта, они зависят от характера проблемы и основной идеи проекта, а также от возможностей (потенциала, ресурсов) соответствующей проектной области.

Можно выделить некие универсальные направления и виды социально-культурной деятельности, с помощью которых структурируется содержательный блок проекта. Доминирование одного из них может определять характер проекта в целом. По преобладающей направленности проекты могут быть:

— информационно-просветительными;

— обучающими (или познавательными);

— поисково-исследовательскими (преимущественно, в сфере исторической культуры);

— художественно-творческими (производство, сохранение и воспроизводство художественных ценностей, народных ремесел, фольклора и т.д.);

— социально-творческими;

— профессионально-ориентационными;

— ценностно-ориентационными (например, дискуссионный клуб по проблемам политики, истории, художественной жизни);

— реабилитационными (проекты психологической, социально-психологической, социальной, трудовой, творческой, душевной реабилитации);

— культуроохранными (коллекционирование, музейное дело, охрана памятников);

— природоохранными;

— физкультурно-оздоровительными.

Конкретное соотношение данных направлений не только определяет тип проекта, но и характеризует доминирующий способ организации активности аудитории по реализации проектного решения.

Базой реализации проектов может стать любой объект инфраструктуры культуры, образования, досуга, спорта (культурно-досуговые центры, кинотеатры, учреждения системы образования и т.д.). Для хореографических конкурсов базой чаще всего становятся хореографические учебные заведения, театры, концертные залы, дома культуры и творчества различного уровня.

Раздел 7. Бюджет (общая сумма, структура затрат и назначение их расходования). На данном этапе составляется подробная смета всех затрат. Смета предоставляется возможным спонсорам. Кроме того, после проведения мероприятия данная смета используется для подсчета рентабельности мероприятия, учитывается сумма затрат и сумма полученной прибыли.

Раздел 8. Источники финансирования (в том числе и распределение финансовых затрат путем указания источников и доли бюджетного и внебюджетного финансирования тех или иных разделов проекта, которых соответствуют федеральным или региональным программам, конкурсным условиям различных фондов и т.д.).

Возможными источниками финансирования социокультурных проектов и программ являются:

1. Государственный бюджет (как федеральный, региональный, местный). Как правило, бюджетное финансирование культурных программ осуществляется на основе социально-творческого заказа конкретному исполнителю отдельных разделов программы.

2. Фонды — некоммерческие организации, имеющие финансовые средства и программу деятельности. Реализация собственных программ осуществляется фондами, как правило, путем выдачи грантов по заявкам различных субъектов культурной жизни — организаций, учреждений, частных лиц, инициативных образований граждан.

3. Коммерческие организации (фирмы, корпорации, банки и др.).

4. Индивидуальные предприниматели (спонсоры, меценаты).

5. Средства населения (доходы от коммерческих программ, благотворительные пожертвования граждан).

Мотивы финансирования проекта представляют собой сложное переплетение взаимных интересов ее инициаторов и участников. Формы вложения также могут быть самыми различными. Например, участвующий в мероприятии сбытовик может вносить определенный взнос инициатору проекта, дающему право на участие. В некоторых же случаях сбытовик может расплатиться за участие в мероприятии своим товаром. К примеру, учредив отдельный приз от имени фирмы.

Разрабатывая проект, следует учитывать и юридическую сторону этой проблемы. Любой хореографический конкурс попадает под определение конкурса, данное в Гражданском кодексе РФ: «Конкурс – это способ выбора лица, предложившего наилучшие условия». [33]

Подробное описание правил проведения публичного конкурса содержится в статьях 1057-1061 ГК РФ, где закрепляются основные обязательства организатора – прозрачность проведения конкурса, определение победителя и выплата ему указанного ранее вознаграждения.

Указанные правила относятся к конкурсу в любой сфере жизнедеятельности. Для организаторов хореографического конкурса стоит некоторых усилий, чтобы восполнить все пробелы между юридическим толкованием термина «конкурс» и практической реализацией самого проекта.

В Республике Казахстан в 2007 году появились «Правила организации проведения республиканских конкурсов исполнителей»,[34] изданные Министерством образования и науки на основе ГК РК и Закона РК «Об образовании». Данные правила рассчитаны на музыкальные конкурсы.

В частности, «Правила…» предписывают, что «задачей конкурса является совершенствование и развитие музыкального образования в Республике Казахстан, отбор и внедрение новых эффективных методик обучения исполнителей, стимулирование творческой деятельности педагогических работников организации образования».[35]

«Правила…» определяют, кто может быть допущен к участию в конкурсе, минимальное число участников в какой-либо номинации (двое), приложен образец заполнения заявки и пр.

В целом, данный документ с одной стороны, определяет максимально четко механизм конкурса, с другой – служит ориентиром для конкурсных мероприятий в других областях искусства, поэтому его можно применить и к хореографическим конкурсам.

Организация хореографического конкурса – достаточно сложное и ответственное мероприятие, так как его проведение нередко связано с участием представителей иностранных государств, большим количеством гостей и участников, значительными затратами времени и денежных средств. Важно не упустить ни одной детали – любое недоразумение на мероприятии такого масштаба может привести к серьёзному конфликту, особенно если это международный конкурс. Следует подчеркнуть, что «неудачи раскрытия содержания мероприятия вскоре забудутся, но о технологических срывах участники будут помнить годами».[36] Поэтому организатор должен обеспечить:

• четкий план подготовки и проведения конкурса;

• грамотное распределение обязанностей между сотрудниками и назначение ответственных лиц за каждый этап подготовки;

• наличие необходимой технической базы мероприятия;

• жесткий контроль за исполнением распоряжений и реализацией пунктов плана.

Как известно, «технология культурно-досуговой деятельности во многом зависит от совершенствования системы методического обеспечения».[37] Соответственно, технология организации и проведения конкурса, как формы культурно-досуговой деятельности, также требует методического руководства. Уместно подчеркнуть, что понятия "методика" и "технология" взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Определено, что «технология есть процесс, который выражается в виде соответствующей методики, реализуемой в определенной последовательности действий, соответствующих определенному уровню требований».[38]

Оптимальной представляется технология организации и проведения мероприятий, предложенная О.Я. Гойхманом, которая включает в себя следующие этапы:

1. Выработка и утверждение на всех уровнях плана подготовки и проведения мероприятия:

а) определение сроков проведения;

б) составление плана по подготовке к проведению мероприятия;

в) составление программы мероприятия;

г) назначение ответственных лиц.

2. Техническое обеспечение:

а) проведение косметического ремонта помещений;

б) организация транспортного обеспечения;

в) организация проживания участников и почетных гостей мероприятия;

г) организация питания участников и почетных гостей;

д) организация работы технических служб на время проведения мероприятия;

е) обеспечение звукового и светового оформления концертных программ;

ж) обеспечение фото- и видеосъемки.

3. Информационное и правовое обеспечение участников мероприятия:

а) организация документного обслуживания (приказы, распоряжения, маршрутные листы и т.д.);

б) составление и рассылка приглашений делегациям и почетным гостям;

в) переписка с иностранными партнерами;

г) переписка с ведомственными организациями;

д) оформление официальных приглашений, виз и других правовых документов для иностранных делегаций.

4. Определение количества участников.

5. Составление сметы мероприятия.

6. Заключение договоров со сторонними юридическими и физическими лицами по техническому и профессиональному обеспечению мероприятия:

а) заключение договоров с переводчиками для иностранных гостей;

б) заключение договора на изготовление и приобретение наградных кубков, сувениров с эмблемой мероприятия.

7. Поиск дополнительных средств финансирования мероприятия:

а) рассылка информационных писем юридическим и физическим лицам с целью частичного спонсирования мероприятия на взаимовыгодных условиях;

б) рассылка писем учредителям и ведомственным учреждениям с просьбой о долевом финансировании мероприятия.

8. Рекламная кампания:

а) обеспечение рекламы в СМИ;

б) обеспечение работы прессы на период проведения мероприятия;

в) проведение специальных мероприятий накануне мероприятия;

г) изготовление и распространение афиш и буклетов мероприятия;

д) изготовление пригласительных билетов, аккредитационных карточек, бейджей.

9. Обеспечение безопасности на мероприятии:

а) организация работы оперативных дежурных;

б) организация работы правоохранительных органов;

г) обеспечение первой медицинской помощи.

10. Проведение мероприятия.

11. Подведение итогов мероприятия.

Если говорить об организации именно конкурсной программы, согласно С. Афанасьеву,[39] необходимо решить ряд специфических вопросов, который можно составить из десяти понятий:

- участники;

- конкурсная программа;

- жюри;

- критерии оценки;

- награды;

- ведущий;

- жеребьёвка;

- техника;

- сценическая площадка;

- зрители.

Рассмотрим эти понятия с точки зрения организации хореографического конкурса.

1. Участники.

В зависимости от вида конкурса участниками могут быть:

- артисты балета;

- учащиеся хореографических учебных заведений.

Конкурсы артистов балета, как правило, распространяют информацию об участии в открытых источниках – в сети Интернет, в специализированных журналах. Участвовать в этих конкурсах может любой профессиональный артист, прошедший отбор по видеоматериалам, высланным в адрес оргкомитета конкурса.

Конкурсы учащихся хореографических учебных заведений, напротив, являются закрытыми. Оргкомитеты таких конкурсов рассылают приглашения в адрес самих школ. Руководитель приглашенной школы созывает собрание, на котором решается вопрос о том, кто из учащихся будет представлять учебное заведение на конкурсе. Если число кандидатур превышает финансовые возможности школы, производится предварительный отбор выбранных учащихся.

Обычно для участия в конкурсе желающий должен в определенные сроки зарегистрироваться на сайте конкурса, заполнить и отослать в электронном виде и по почте, желательно заказным письмом, на почтовый адрес организационного комитета следующий пакет документов:

а) заявление на участие в конкурсе (образец, как правило, прилагается) - заполняется и отсылается на сайт в электронном виде, а также распечатывается и отсылается по почте в пакете документов;

б) сканированные (отсылаются в электронном виде на сайт конкурса) и ксерокопии (отсылаются почтой) свидетельство о рождении или страницы паспорта с фамилией, именем, отчеством и датой рождения;

в) сканированный (отсылается в электронном виде на сайт конкурса) и ксерокопия (отсылается почтой) документ о хореографическом образовании (для студентов и учеников – справка с места учебы);

г) творческая биография-резюме (его форма также прилагается), заполняется и отсылается на сайт в электронном виде, а также распечатывается и отсылается по почте в пакете документов;

д) анкета с программой своих номеров по турам (образец обычно прилагается) - заполняется и отсылается на сайт в электронном виде, а также распечатывается и отсылается по почте в пакете документов;

е) сканированные (отсылаются в электронном виде на сайт конкурса) и оригиналы (отсылаются по почте в пакете документов) три фотографии на глянцевой бумаге, пригодные для полиграфического печати: две размером 4х6см для документов, третья размером 9х12см в полный рост в балетном костюме.

Дата электронной отправки фиксируется по записи на сайте, а почтовой отправки определяется по первому почтовому штемпелю.

Заявление, подписанное желающим принять участие в конкурсе, является свидетельством того, что будущий участник полностью принимает условия конкурса.

2. Конкурсная программа.

Программа каждого конкурса уникальна. Она может быть предписанной или свободной и состоять из двух или трех туров:

- Первый тур (отборочный).

Отборочным туром может быть как выступление на сцене, так и урок в хореографическом зале.

- Второй тур (полуфинал).

Этот тур обычно предполагает исполнение большего числа вариаций, либо более сложных форм – pas-de-deux или pas-de-trois.

- Третий тур (финал).

На крупных конкурсах проходит в сопровождении симфонического оркестра. При этом в финале не допускается использование произведений, которые исполнялись во втором туре.

В большинстве конкурсов программа состоит не только из вариаций классического балета, но и из номеров современной, народной, джазовой, и даже эстрадной хореографии.

3. Жюри.

В общем значении жюри (франц. от англ. jury) –это группа экспертов-специалистов, присуждающая премии или награды на выставках, конкурсах, состязаниях.[40]

В данном случае жюри – заранее определенный по составу ключевой орган хореографического конкурса, определяющий победителей.

Традиционно состав жюри формируется из представителей органов государственного управления, именитых деятелей искусства, культуры, руководителей балетных театров и школ и др. Председателем жюри выбирается человек, способный организовать работу других членов жюри, при этом не оказывая давления на их решения. Вне зависимости от масштаба конкурса, жюри должно состоять не менее чем из трёх человек.

4. Критерии оценки.

На первом организационном заседании жюри обсуждаются критерии оценки конкурсного выступления участников. В отличие от спортивных соревнований, где победитель определяется по количественным показателям (время, расстояние), в конкурсных программах для определения победителя используются качественные показатели. Критериями оценки могут быть:

- техника исполнения;

- артистизм;

- музыкальность;

- чувство стиля;

- сценический образ;

- подача выступления;

- общее впечатление.

По каждому из критериев жюри оценивает выступление участника от 1 до 10 баллов.

На престижных конкурсах голосование членов жюри происходит сразу после окончания того или иного номера, а выставленные оценки мгновенно обрабатываются специальной компьютерной программой.

5. Награды.

Премиальный фонд может варьироваться от минимальных (символических) сумм до достаточно весомого капитала. Организационный комитет может устанавливать следующие традиционные премии и награды для победителей:

· Гран-при – как правило, денежная сумма, кубок и звание лауреата;

· Первая премия – денежная сумма, золотая медаль и звание лауреата;

· Вторая премия – денежная сумма, серебряная медаль и звание лауреата;

· Третья премия – денежная сумма, бронзовая медаль и звание лауреата.

· Дипломы - с присуждением звания дипломанта и поощрительной премией.

Многие конкурсы устанавливают специальные призы, среди которых могут быть:

· именной приз от кого-либо из членов жюри;

· приз от администрации города, где проводится конкурс;

· приз от компании-спонсора конкурса;

· приз самому младшему участнику конкурса;

· приз зрительских симпатий и др.

Жюри имеет право:

- присудить не все премии;

- распределить премии между исполнителями (кроме Гран-при и именного приза от члена жюри;

- присвоить звание дипломантов участникам финала, которые не стали лауреатами;

- присудить специальные премии и призы участникам конкурса.

6. Ведущий.

Ведущим конкурса должен иметь опрятный внешний вид, четкую дикцию. Если конкурс международный – ведущий должен без акцента говорить на иностранном языке (чаще всего на английском). При этом есть одно специфическое требование к ведущему хореографического конкурса – знание и правильное произношение названий балетов, отдельных номеров, а также имен композиторов и балетмейстеров.

7. Жеребьёвка.

Жеребьёвка устанавливает порядок выступлений на конкурсе перед первым туром и сохраняется до конца конкурса. В дуэтах очередность выступлений определяется номером партнерши.

Традиционно жеребьёвка проводится в день открытия конкурса, сразу после окончания торжественной части.

8. Техника.

При проведении конкурса обычно используется три вида оборудования:

- звуковое (акустические системы, усилители, микшерные пульты, приборы обработки звука, микрофоны, различные виды устройств воспроизведения звука);

- световое (прожекторы, сканеры, световые пушки, стробоскопы, лазерные эффекты, пульты управления светом, генератор дыма);

- мультимедийное (компьютеры, видеопроекторы, слайдпроекторы, видеокамеры и другие устройства подачи видеосигнала).

9. Сценическая площадка.

Особого внимания организаторов балетного фестиваля требует размер площадки, на которой будут проводиться выступления артистов балета, а также качество её напольного покрытия. Это два важнейших фактора, от которых напрямую зависит здоровье, безопасность труда танцовщика, и, конечно, качество его выступления. Даже если та или иная сценическая площадка подходит по всем остальным параметрам (качество звука, освещения, оформления, количество мест в зрительном зале), на ней нельзя проводить балетные выступления, если её площадь слишком велика или мала, а напольное покрытие выполнено из материала, не препятствующего скольжению (кафель, выкрашенное или лакированное дерево, пластик), или чересчур сдерживающего движение (ковёр, резина). Идеальным вариантом считается площадка 20-30 кв.м.,[41] покрытая линолеумом черного или серого цвета.

При оформлении сцены должна учитываться специфика и тема конкурса. Оформление сцены должно отвечать требованиям безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий.

10. Зрители.

Без зрителей проведение конкурса если и не бессмысленно, то, без сомнения, малоэффективно. С целью привлечения зрителей следует провести широкую рекламную кампанию:

-за месяц до события в городских газетах опубликовать пресс-релизы; за неделю опубликовать подробную программу проведения конкурса, информацию о зарубежных участниках и именитых почётных гостях. Желательно наличие нескольких фотографий;

- для телевизионной рекламы необходимо снять небольшой рекламный ролик (3-5 минут), дать информацию о сроках и месте проведения конкурса, странах-участницах, ссылку на источник более подробной информации – это может быть официальный сайт конкурса;

- для радиоэфира целесообразно провести накануне мероприятия небольшую передачу, посвящённую конкурсу;

- изготовить афиши, оформить стенды на месте проведения конкурса, разместить на них подробную программу мероприятий; также важно установить флаги стран-участниц и международных организаций у центрального фасада здания, где будут проходить мероприятия конкурса (конференции, заседания оргкомитета и др.). Можно также установить рекламный баннер конкурса на въезде в город, на территории международного аэропорта.

Особая группа зрителей – почетные гости конкурса. Почётными гостями хореографического конкурса могут быть:

- неоднократные победители международных балетных состязаний;

- известные критики;

- люди, имеющие различные звания в области балета.

Письмо-приглашение почётному гостю должно содержать информацию о фестивале с указанием его статуса, сообщение о согласии принять в нём участие других высокопоставленных лиц и приглашение принять участие в открытии или присутствовать на протяжении всего времени проведения фестиваля.

Целесообразно рассмотреть и такой компонент конкурса, как концерт.

Концерт (лат. concertо — состязаюсь) — это публичное исполнение музыкальных, хореографических, эстрадных и других произведений и номеров по определённой, заранее составленной, программе. В рамках конкурса в форме концерта проходят отборочные туры, а также гала-концерт.

Общая методика подготовки концерта состоит из нескольких этапов.[42]

Первый этап подготовки концерта - это этап планирования. Он включает в себя:

- создание организационно - постановочной группы, где будут работать специалисты-практики (режиссер, художник-оформитель, звукорежиссер, заведующий постановочной частью, администратор);

- постановку цели и прогнозирование результатов;

- определение формы проведения программы, места и времени.

- разработку подробного плана подготовки и проведения концерта, где четко будет обозначено: какие мероприятия надо осуществить, к какому сроку, кто персонально за это отвечает. Стоит помнить, что когда отвечают все - не отвечает никто.

Второй этап подготовки концерта - этап составления, обсуждения и утверждения программы. Программа - это подробный перечень концертных номеров.

Третий этап подготовки концерта, самый ёмкий и сложный - этап осуществления программы. Начинается непосредственная подготовка программы. Она включает в себя:

- работу с конкурсантами (проведение рабочих репетиций, монтировочных и генеральной);

- подготовку сценических площадок, их оформление;

- подбор и изготовление реквизита;

- звуковое оформление - поиск музыкального решения замысла программы и работа с техническими средствами;

- работу над видеорядом (использование кино, видео, слайдов).

После осуществления подготовительной работы наступает момент проведения концерта. Его успех зависит от многих факторов: умения организаторов мероприятия создать праздничное настроение; от чёткой работы режиссера и помощников режиссера, радиста, осветителя, рабочих сцены; от готовности участников концерта, от слаженности работы технических служб.

Таким образом, рассмотренное выше можно обобщить следующим образом:

Технология разработки хореографического конкурса как социально-культурного проекта состоит из нескольких разделов:

1. В первом разделе содержится обоснование названия проекта;

2. Второй раздел – сфера проектирования – обосновывает актуальность проекта, в нем дается характеристика социальных проблем, решаемых с помощью данного мероприятия;

3. В третьем разделе проекта представляется анализ аудитории, ее потребностей, проблем, интересов;

4. В четвертом разделе обозначаются цели (конечный результат) и задачи (конкретные шаги к достижению результата) проекта;

5. Пятый раздел характеризует форму реализации проекта (в данном случае - конкурс);

6. В шестом разделе отображается конкретное содержание проекта, в виде таблицы с разделами: направление деятельности, содержание деятельности, база реализации, исполнители и сроки реализации;

7. В седьмом разделе предоставляется бюджет проекта;

8. Восьмой раздел содержит информацию об источниках финансирования.

При этом на всех этапах разработки проекта следует учитывать границы и правила, очерченные законодательством в данной сфере.

Технология организации и проведения хореографического конкурса состоит из 11 этапов:

1. Выработка и утверждение на всех уровнях плана подготовки и проведения мероприятия;

2. Техническое обеспечение;

3. Информационное и правовое обеспечение участников мероприятия;

4. Определение количества участников;

5. Составление сметы мероприятия;

6. Заключение договоров со сторонними юридическими и физическими лицами по техническому и профессиональному обеспечению мероприятия;

7. Поиск дополнительных средств финансирования мероприятия;

8. Рекламная кампания;

9. Обеспечение безопасности на мероприятии;

10. Проведение мероприятия;

11. Подведение итогов мероприятия.

При организации и проведении конкурса необходимо решить ряд вопросов, которые связаны с понятиями участники конкурса, конкурсная программа, жюри, критерии оценки, награды, ведущий конкурса, жеребьёвка, техника, сценическая площадка, зрители.

Неотъемлемым компонентом хореографической конкурсной программы является понятие «концерт».

 

ВЫВОДЫ

Обобщая итоги теоретического исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Хореографический конкурс, как форма социально-культурной деятельности, имеет свою специфику. Конкурс – это исторически сложившаяся форма досуга, которая сегодня сочетает в себе художественное содержание, спортивный азарт и характер бизнес-проекта. Споры в среде исследователей о пользе или вреде конкурсов в хореографическом искусстве можно решить посредством определенных решений при разработке правил и критериев в оценке участников.

2. Основная цель конкурса – привлечь внимание общественности к выявлению лучших его участников. Как бизнес-проект, конкурс вполне рентабелен, и при грамотной организации, может служить ресурсом развития территории.

3. Функций конкурса можно определить как социально-культурную, развлекательную, педагогическую, коммуникативную, рекламную, ушедшую на второй план имиджеобразующую, территориально-развивающую.

4. Хореографический конкурс разрабатывается как целевой проект. Структура целевого проекта содержит 8 разделов. В первом разделе содержится обоснование названия проекта. Второй раздел – сфера проектирования – обосновывает актуальность проекта, в нем дается характеристика социальных проблем



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.192 с.)